Финансовые советы

Как устроена пенсионная система в других странах

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Германия

Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений — работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом.

Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство.

Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии — 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии.

В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

Франция

Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. В среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной карьеры их число может превысить пять.

Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства.

Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.

Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия — около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.

Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию.

Если трудовой стаж меньше — размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65.

Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться.

В 2013 году французское правительство представило проект очередной пенсионной реформы. Этот шаг поможет справиться с дефицитом пенсионной системы, который в 2011 году составил 14 миллиардов евро, а к 2020 году может достичь 20 миллиардов евро. 

Швеция

Пенсия в Швеции состоит из трех частей — условно-накопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы. Эти деньги переводятся в обязательства, которые индексируются в зависимости от демографической и экономической ситуации.

Накопительная часть тоже зависит от заработной платы работника, но это уже реальные деньги на его счету, которые можно инвестировать через НПФ и УК. Инвестиционная деятельность в Швеции в значительной степени ограничена государством.

Один человек может получать несколько пенсий сразу, коэффициент замещения прежней зарплаты здесь близок к 70%.

Финляндия

В Финляндии основную роль играет распределительная система. Распределительный элемент делится на базовую и страховую часть. Базовая часть гарантирует минимальный размер национальной (государственной) пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии децентрализована и формируется за счет взносов в одну из выбранных схем в страховой компании или пенсионном фонде. Схемы бывают отраслевые, отдельных предприятий, социальных групп.

Схемы являются частично-фондируемыми.

Норвегия

Пенсия в Норвегии состоит из минимума, который государство платит каждому гражданину, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. Кроме того, в стране существует Пенсионный фонд, куда вложены нефтяные сверхдоходы. Государство инвестирует эти деньги в недвижимость и фондовый рынок по всему миру.

Возраст выхода на пенсию в скандинавских странах — 65-67 лет для мужчин и женщин, но сейчас правительства думают о том, чтобы увеличить его до 70 лет.

США

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы.

Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан.

Крупнейшая государственная пенсионная система США — Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 года и обеспечивает минимальную пенсию.

К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы.

Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают.

Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями.

Он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании около 5-10 лет.

Каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов.

Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке.

За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

Полный пенсионный возраст в США составляет 65 лет для лиц, родившихся до 1938 года. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о ступенчатом переходе на возрастной порог в 67 лет.

Модель пенсионной системы США функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.

Эквадор

Пенсия мечты: как работодатели помогают сотрудникам накопить на достойное будущее в Европе и России

Чтобы проиллюстрировать, чем работодатели могут помочь своим сотрудникам накопить на достойную пенсию, давайте рассмотрим, как устроены системы выплат пожилым гражданам в Северной Европе, государства которой считаются одними из самых социально-ориентированных в мире. В Дании, Финляндии и Швеции пенсионные системы смешанные, то есть в них присутствуют и государственные выплаты, и пособия от работодателей, и собственные накопления граждан.

https://www.youtube.com/watch?v=HyKHv3pCRo0\u0026pp=ygVa0JrQsNC6INGD0YHRgtGA0L7QtdC90LAg0L_QtdC90YHQuNC-0L3QvdCw0Y8g0YHQuNGB0YLQtdC80LAg0LIg0LTRgNGD0LPQuNGFINGB0YLRgNCw0L3QsNGF

Карле Тойер 68 лет. Она пенсионерка, живет в Копенгагене. У Карлы своя квартира, дети живут отдельно. Ее ежемесячная пенсия составляет порядка 13,5 тыс. датских крон. Этого хватает на оплату коммунальных услуг, качественное питание, походы в кафе, путешествия (в «доковидные времена» Карла не менее двух раз в год ездила в Грецию) и занятия спортом (недавно дама увлеклась гольфом).

Карла проработала инженером в фармацевтической компании 25 лет, поэтому на формирование ее пенсии большое влияние оказал работодатель, а поддержка от государства в процентном соотношении получилась небольшой.

Дело в том, что в Дании государство поддерживает в основном граждан с небольшим рабочим стажем и доплачивает им до прожиточного минимума.

Это сделано для того, чтобы в стране было как можно меньше бедных пенсионеров.

Сегодня датчане выходят на заслуженный отдых в 65 лет. Пенсионная система в этой стране трехуровневая: она состоит из государственного обеспечения, профессиональных трудовых выплат и добровольных индивидуальных накоплений на будущее.

Государственная схема обеспечения пожилых людей охватывает все население страны и состоит из базовой накопительной пенсии и социальной надбавки, которая выплачивается малообеспеченным гражданам.

Базовая часть составляет 6 237 датских крон в месяц — это примерно 18% от среднего заработка по стране. Полная социальная надбавка — 80 736 крон в год для одиноких пенсионеров и 39 996 крон для тех, кто состоит в браке.

При выплате надбавок проверяются все источники личного дохода, если они достаточно велики, итоговая сумма может быть снижена.

Помимо государственной, в Дании есть обязательная профессиональная пенсия (ATP), то есть страховая система с установленными взносами. Она охватывает практически всех наемных работников страны, самозанятые датчане платят взносы на добровольной основе. Фиксированный взнос в ATP делится между работником и работодателем: первый выплачивает треть суммы, второй — оставшиеся две трети.

Кроме участия в ATP, около 85% работающих датчан охвачены системами профессионального пенсионного обеспечения. Ставки взносов по коллективным договорам составляют от 10% до 18% от зарплаты. Профессиональные схемы покрывают основные социальные риски и идут на выплату различных пособий — по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца и т.д.

А это супруги Ярвинен – Йоханнес и Аннели. До пенсии они работали врачами в государственной клинике, оба завершили трудовую карьеру в 65 лет.

Сейчас каждый из них получает чуть более 3000 евро в месяц после уплаты налогов. Летом супруги живут на даче, а зимой улетают на юг – в Италию или Испанию.

Йоханнес и Аннели много путешествуют и утверждают, что получаемой пенсии им вполне хватает на достойную жизнь.

В Финляндии пенсионная система базируется на двух основных и двух дополнительных схемах. Гражданам, которые во время работы делали взносы в пенсионные фонды, выплачивается трудовая пенсия.

Отчисления по этой программе составляют в общей сложности 24,4% от зарплаты, при этом 17,75% из них платит работодатель. Работники до 53 лет платят по 6,35% от зарплаты, старше этого возраста — 7,85%.

В зависимости от сферы (частный бизнес или бюджет) отчисляемый работодателем процент может отличаться.

Второй основной схемой финской пенсионной системы является обязательное профессиональное страхование. Здесь взносы также распределяются между работниками и работодателями. Люди в возрасте 18-52 лет платят 4,1% от зарплаты, старше 53 лет — 5,2%. Сумма взноса работодателя зависит от общего размера фонда оплаты труда.

Помимо корпоративной пенсии в Финляндии есть и так называемая народная — она составляет около 600 евро и выплачивается людям, которые не смогли заработать на трудовые выплаты. Граждане могут делать и самостоятельные добровольные накопления на будущее, у банков и страховых компаний есть для этого специальные программы. Обычно финны отправляют в такие сбережения около 3% своего дохода.

https://www.youtube.com/watch?v=HyKHv3pCRo0\u0026pp=YAHIAQE%3D

Малин Грёнлунд живет в Стокгольме. Ей 66 лет и она вышла на пенсию год назад. Малин получает в среднем 15 тыс. шведских крон. Большая часть этих денег уходит на оплату коммунальных платежей, на питание и занятия фитнесом в спортклубе, остается не так уж много.

Сейчас Малин сожалеет, что не устроилась в юности в фирму, где была корпоративная пенсионная программа, потому что ее нынешний доход едва дотягивает до половины прежней зарплаты.

Она даже задумывается о том, чтобы переехать с бойфрендом в дешевую по европейским меркам Испанию, где сможет позволить себе более комфортную жизнь на свою шведскую пенсию.

Пенсионная система Швеции, как и в других скандинавских странах, состоит из трех частей: государственной и профессиональной пенсий, а также собственных накоплений граждан.

Национальная государственная пенсия назначается пожизненно и выплачивается Шведским пенсионным агентством. Она рассчитывается на основе всего дохода, который шведы получают за время своей трудовой карьеры.

Национальная пенсия делится на выплаты по возрасту (на них идет 18,5% уплачиваемых взносов), по доходу (16%) и премиальную часть (2,5%), размещаемую в фондах.

Последнюю часть, так называемую персонально-накопительную, шведы часто инвестируют: вкладываются в акции или облигации.

25-35% дохода пожилые шведы имеют за счет трудовой пенсии, которую с 65 лет через своего работодателя получают примерно 90% граждан. Надо отметить, что люди, годовой доход которых превышает 539 тыс. шведских крон, государственную пенсию вообще не получают — они могут рассчитывать только на то, что накопили за время трудовой карьеры самостоятельно или вместе с работодателем.

Для шведов очень важна так называемая «рабочая» пенсия. Устраиваясь на работу, они обязательно спросят, есть ли в компании или в фирме трудовой договор. Ведь чем раньше они устроятся в компанию, где есть отчисления по корпоративной пенсии, тем больше будут их накопления в будущем.

Пенсионерке Анастасии Смирновой из Мурманска – 61 год. Большую часть своей трудовой карьеры (24 года) женщина проработала главным бухгалтером на крупном рыбном комбинате. В годы активной деятельности Анастасия получала хорошую по меркам региона зарплату – 120 тыс. рублей в месяц. Тогда она не задумывалась о пенсии.

Женщина рассчитывала на выплаты от государства, полагая, что этих денег хватит на все ее запросы в будущем. Сейчас пенсионерке часто приходится обращаться за финансовой помощью к детям: имеющихся средств не всегда хватает на оплату коммунальных услуг и покупку лекарств.

Женщина сожалеет, что не подготовилась к пенсии заранее.

А вот 62-летнему Виктору Плотникову из Екатеринбурга повезло больше. Мужчина, также как и Анастасия, вышел на пенсию еще по старым правилам. Уже второй год он занимается любимым делом – создает скульптуры. Виктор снимает мастерскую, иногда проводит обучающие занятия для детей.

Благо средств на это хватает: скульптор-любитель получает не только пенсию от государства, но еще и выплаты от бывшего работодателя. Дело в том, что последние 19 лет Плотников работал инженером на крупном промышленном предприятии и участвовал в корпоративной пенсионной программе.

В течение 15 лет Виктор переводил на свой пенсионный счет от 1 тыс. до 5 тыс. рублей в месяц с короткими перерывами. Столько же по условиям программы доплачивал работодатель. А на общую сумму накоплений начислялся инвестиционный доход. В результате к 60 годам Виктор накопил около 5,5 млн рублей.

Этих средств ему вполне хватает на реализацию своей давней мечты.

В России, как и на Западе, сегодня существует и пенсия от государства, и инфраструктура для самостоятельных накоплений на будущее. Корпоративные пенсионные программы также активно развиваются.

Пока они включены в соцпакеты примерно 10% российских компаний, в основном крупных или имеющих иностранные корни, но интерес к КПП со стороны работодателей стабильно растет.

Это объясняется тем, что копить на пенсию вместе с работодателем сейчас хотели бы около 80% россиян (это показал опрос НПФ Сбербанка, проведенный в марте 2021 года).

Очевидно, что паритетные корпоративные пенсионные программы, в которых работодатель делает равные с работником взносы, могут обеспечить доход, который необходим россиянам для обеспечения всех желаемых благ на пенсии.

И для того, чтобы размеры российских пенсий стали сопоставимыми с суммами, которые получают пожилые жители развитых стран, нужно, чтобы работодатели были полноценно включены в пенсионную систему страны.

Сделать это несложно, поскольку никаких законодательных изменений или построения новых систем для внедрения КПП в каждую компанию не требуется.

Достаточно будет активности самих будущих пенсионеров: чем больше россиян начнут подключаться к КПП и считать такие программы обязательным условием устройства на работу, тем скорее у пожилых россиян появится возможность путешествовать, заниматься любимым делом и жить в свое удовольствие.

Названы лучшие и худшие пенсионные системы в мире

Наш канал в Telegram

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Подписаться Пенсионные системы Нидерландов и Дании являются лучшими в мире. Такой вывод содержится в исследовании «Глобальный пенсионный индекс» (Melbourne Mercer Global Pension Index, MMGPI), подготовленном Центром финансовых исследований университета Монаша (Мельбурн, Австралия) в сотрудничестве с консалтинговой компанией Mercer. 

Сейчас 9% мирового населения по возрасту пенсионеры. К 2070 году, по данным ООН, этот показатель достигнет 20%.

 «Системы во всем мире сталкиваются с беспрецедентной продолжительностью жизни и растущим давлением на государственные ресурсы для поддержки здоровья и благополучия пожилых людей», — заявил, представляя новое исследование, старший партнер Mercer Дэвид Нокс.

Он призвал государственных деятелей уже сегодня анализировать достоинства и недостатки пенсионных систем в своих странах, чтобы гарантировать благополучие будущим пенсионерам.

Исследование проводится с 2009 года. Тогда в нем были представлены данные о пенсионных системах 9 стран. В новом исследовании MMGPI-2019, опубликованном 22 октября на сайте Mercer, проанализированы данные о том, как готовят стареющее население к выходу на пенсию 37 стран, в которых проживает 63% населения мира.

В исследовании используются 40 индикаторов. 40% в итоговый балл приносят показатели, оценивающие адекватность пенсионной системы (то, как она служит улучшению финансового положения пенсионеров). Среди них, например, доля, которую составляет минимальная пенсия от средней зарплаты, или уровень задолженности домохозяйств в стране в процентах от ВВП.

Устойчивость пенсионной системы (суммарные пенсионные активы, пенсионные отчисления, демографические показатели, госдолг, рост ВВП) вносит в общий показатель 35%. Еще 25% в общем показателе приходится на «целостность пенсионной системы» (речь идет в том числе о регулировании, управлении и операционных расходах на пенсионную систему).

Странам с суммарным баллом более 80 присваивалась оценка А. Авторы исследования характеризуют пенсионные системы этих стран как развитые, обеспечивающие хорошую финансовую поддержку пенсионерам и отличающиеся устойчивостью и высоким уровнем целостности. В рейтинге MMGPI-2019 этому определению соответствуют две страны: Нидерланды и Дания.

Оценка B (от 65 до 80 баллов) характеризует пенсионные системы, обладающие многими плюсами, но требующие доработок. В эту категорию вошли 11 стран (Австралия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Новая Зеландия, Канада, Чили, Ирландия, Швейцария и Германия).

Оценку С (50-65 баллов) получили пенсионные системы, которые обладают рядом положительных черт, но одновременно нуждаются в устранении ряда недостатков, которые в длительной перспективе грозят их устойчивости (Гонконг, США, Малайзия, Франция, Перу, Колумбия, Польша, Саудовская Аравия, Бразилия, Испания, Австрия, ЮАР, Италия и Индонезия).

Оценку D (пенсионные системы, обладающие не только рядом необходимых функций, но и серьезными упущениями, без устранения которых их будущее под вопросом) получили Южная Корея, Китай, Япония, Индия, Мексика, Филиппины, Турция, Аргентина и Таиланд.

Ни одна из 37 стран, попавших в рейтинг, не получила оценку E (пенсионные системы, которые находятся в стадии становления).

В рейтинг MMGPI российская пенсионная система не анализировалась. Все остальные государства из стран БРИКС в 2019 году присутствуют — Бразилия и ЮАР с оценкой С, Китай и Индия — с оценкой D.

Пятерка лидеров и пять аутсайдеров рейтинга пенсионных систем — в нашей галерее:

Getty Images

Набранные баллы: 81

Нидерланды второй год подряд возглавляют рейтинг стран с лучшей пенсионной системой.

Пенсионные доходы в стране включают в себя государственную пенсию с фиксированной ставкой и профессиональную пенсию, исчисляемую по трудовым договорам, которые имеют большинство работников.

Пенсионная система может быть улучшена за счет снижения уровня задолженности домохозяйств, роста рабочей силы и повышения трудовой занятости лиц, вступающих в пенсионных возраст.

Getty Images

Набранные баллы: 80,3

Дания занимала первую строчку в рейтинге с 2012 по 2017 год. По отношению минимальной пенсии к средней зарплате страна является одним из лидеров рейтинга 2019 года. Пенсионная система Дании может совершенствоваться за счет повышение уровня сбережений населения, сокращения задолженности домохозяйств, увеличения занятости населения предпенсионного возраста.

Getty Images

Набранные баллы: 75,3

Пенсионная система Австралии предусматривает выплату пенсии по возрасту (из госбюджета), а также выплат, финансируемых за счет взносов работодателей. Пенсионная система Австралии может быть улучшена за счет повышения пенсионного возраста по мере увеличения продолжительности жизни.

Getty Images

Набранные баллы: 73,6

Пенсионные доходы Финляндии состоят из базовой государственной пенсии и пенсионных выплат, вычисляемых в зависимости от заработка. Система может быть улучшена в том числе за счет повышения минимальной пенсии для пенсионеров с низким доходом и увеличения доли пожилых людей в рабочей силе в более старшем возрасте по мере увеличения продолжительности жизни.

Getty Images

Набранные баллы: 72,3

Система пенсионных доходов в Швеции была реформирована в 1999 году. Новая система обеспечивает минимальную гарантированную пенсию плюс выплаты, вычисляемые из доходов. Система может быть улучшена в том числе за счет увеличения пенсионного возраста.

Jeffrey Greenberg·Universal Images Group via Getty Images

Набранные баллы: 45,3

С 2019 года все мексиканцы с 68 лет начинают получать пенсию по возрасту. В числе факторов, которые могут помочь улучшить пенсионную систему — улучшение регулирования частной системы пенсионного обеспечения.

Ezra Acayan·Getty Images

Набранные баллы: 43,7

Пенсионные выплаты на Филиппинах включают в себя небольшую базовую пенсию и отчисления с доходов.

Жители страны могут получать пожизненную пенсию, если они вносили пенсионные взносы в течение как минимум 120 месяцев.

Система может быть улучшена за счет увеличения минимального уровня поддержки самых бедных пожилых людей и увеличения охвата работников пенсионными схемами, стимулирующими их делать пенсионные взносы.

Diego Cupolo·NurPhoto via Getty Images

Набранные баллы: 42,2

Пенсионеры в Турции получают государственную пенсию, исчисляемую на основании доходов. Действующие в стране добровольные частные пенсионные схемы имеют в настоящее время низкий охват. Система может быть улучшена за счет увеличения минимальной государственной пенсии самым бедным пожилым людям.

Jeffrey Greenberg·Universal Images Group via Getty Images

Набранные баллы: 39,5

Размер пенсии в Аргентине учитывает начисляемую будущему пенсионеру заработную плату и его участие в добровольных пенсионных схемах. Систему можно улучшить за счет повышения минимальной пенсии, доступной для самых бедных пожилых людей, и роста сбережений домохозяйств.

Getty Images

Набранные баллы: 39,4

Пенсионная система Таиланда предусматривает пенсию по старости плюс выплаты из финансируемых работодателями фондов и индивидуального сберегательного фонда. Система Таиланда может быть улучшена за счет поддержки беднейших пожилых людей и введения минимального уровня обязательных отчислений в пенсионный фонд.

  • Андрей Злобин Редакция Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1 Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.

2. Пенсионные системы в современном мире

При
проведении пенсионных реформ в развитых
странах используются различные методы
адаптации устаревших пенсионных систем
к изменившимся социальным и демографическим
условиям.

Так по данным статистического
управления ЕС, к 2050 году число людей в
трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет
сократится в регионе на 52 миллиона, или
17 процентов.

При этом за те же 45 лет число
пожилых людей в возрасте 65 лет и старше
почти удвоится, что составит около трети
всего населения ЕС.

В связи с процессами
старения общества и увеличением
продолжительности жизни в большинстве
западных стран правительствам приходится
снижать пенсионный уровень и увеличивать
пенсионный возраст. Изменения касаются
и баланса между частными и государственными
пенсионными системами – происходит
увеличение доли частного страхования
в существующих системах [15].

Опубликованный
в марте 2011 г. доклад о проблемах пенсионных
систем и путях их решения, подготовленный
органами ОЭСР (международной экономической
организацией развитых стран), предлагает
три основных пути решения пенсионного
вопроса.

1.
Более длительный период трудовой жизни.
Половина стран ОЭСР увеличила установленный
законом пенсионный возраст или намерена
сделать это в ближайшее время. Пенсионный
возраст для мужчин сегодня в среднем
63 года, женщин– 62. По планам он увеличится
примерно до 65 лет к 2050 г. для обоих полов.

В
качестве альтернативы повышения
пенсионного возраста семь стран ввели
автоматическую связь между уровнем
пенсии и продолжительностью жизни, т.е. размер пособия будет при прочих равных
условиях уменьшаться по мере того, как
люди станут жить дольше.

https://www.youtube.com/watch?v=iBWnLt5SmHc\u0026pp=ygVa0JrQsNC6INGD0YHRgtGA0L7QtdC90LAg0L_QtdC90YHQuNC-0L3QvdCw0Y8g0YHQuNGB0YLQtdC80LAg0LIg0LTRgNGD0LPQuNGFINGB0YLRgNCw0L3QsNGF

Страны
также пересмотрели многие стимулы более
раннего выхода на пенсию, хотя признается,
что пожилые работники сталкиваются с
рядом барьеров при поисках и сохранении
рабочего места.

1.
Концентрация усилий на предоставлении
государственных пенсионных пособий
наиболее уязвимым слоям населения, т.е.
предлагается большее перераспределение
внутри государственных пенсионных
доходов.

Это меняет философию, лежащую
в основе распределительных схем, так
как ослабляет связь между взносами и
пенсионными пособиями. Конкретная
практика здесь весьма разнообразна.
Финляндия, Франция и Швеция, например,
защищают низкодоходные слои от сокращения
пособий.

Австрия и Великобритания
используют часть средств, создаваемых
более высоким пенсионным возрастом для
повышения уровня пенсий, и это повышение
направлено в основном на низкодоходных.

В то же время Германия и Япония урезали
все пособия, в том числе лицам с низкими
заработками, а Венгрия, Италия, Польша
и Словакия усилили связь между взносами
и пенсиями, элиминируя все или значительную
часть перераспределения.

3.
Поощрение людей к сбережениям на
собственную старость.

Тем не менее
государственные пособия остаются
краеугольным камнем в обеспечении
доходов лиц пенсионного возраста ОЭСР,
составляя в среднем60% доходов пенсионеров.

Ос-тальные40% делятся поровну между
частными пенсиями и другими видами
сбережений, с одной стороны, и доходами
от занятости в пенсионном возрасте с
другой. Конечно, в любом случае велики
страновые различия [17].

По
оценкам демографов, около70% сегодняшних западноевропейцев проживет более 65
лет, а 30-40% – более 80 лет. Прогнозы
демографов говорят о том, что в ближайшие
50 лет возрастная структура населения
в европейских странах резко изменится
в пользу средних и старших возрастов.
К 2050 г.

37% населения континента составят
пожилые люди.

Согласно
прогнозным оценкам экспертов ОЭСР,
расходы на пенсии (при сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне)
в ближайшие10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8
раза и составят к 2020 году: в Германии–
21,6% ВВП; во Франции- 21,6% ВВП; в Австрии-
23,7% ВВП; в Италии- 25,6 % ВВП. [6] (Таблица 3).

Таблица
3 — Прогнозные оценки увеличения расходов
на пенсионное страхование, в % к ВВП

Страна 2000 г. 2020 г.
Австрия 17,6 23,7
Бельгия 13,8 17,0
Германия 16,4 21,6
Греция 13,0 15,7
Италия 19,7 25,6
Испания 11,7 13,6
Франция 16,5 21,6
Швеция 12,1 15,9
Швейцария 10,6 16,9
Россия 5,4 8,1

Источник: данные
ОЭСР, прогнозные оценки Пенсионного
фонда Российской Федерации.

Особенностью
реформирования пенсионного обеспечения
в развитых странах, в отличие от
развивающихся, является то, что большинство
нововведений на самом деле не являются
таковыми, а носят скорее корректирующий
характер.

Последние пенсионные реформы
стали попытками по-новому распределить
задачи государственного и частного
секторов в пенсионном страховании.

При
этом доходы пенсионеров во многих
развитых странах уже давно складываются
из частных и государственных пенсий, в
отличие от стран с развивающейся
экономикой, где основным видом пенсионных
доходов продолжают оставаться
государственные выплаты.

Всех
развитые страны можно поделить на две
группы: страны с преобладающим частным
пенсионным обеспечением (Австралия,
Дания, Финляндия) и с преобладающим
государственным пенсионным обеспечением
(Бельгия, Германия, Италия и США).

В первой
группе стран частные пенсии являются
обязательными или по закону, или согласно
тарифным соглашениям, и, следовательно,
глубоко интегрированы в общую пенсионную
систему.

Во второй – участие в частной
пенсионной системе добровольное, поэтому
лишь незначительная часть работающих
по найму получает частную пенсию [15].

  • К
    настоящему времени сформировалось три
    направления реформирования государственных
    пенсионных систем:
  • 1) Поддержание
    курса на сохранение приоритета
    классической распределительной системы,
    использование «параметрического
    подхода» с применением мер коррекции
    отдельных параметров системы:
  • сокращение расходов
    пенсионной системы за счет повышения
    пенсионного возраста и отмены пенсионных
    льгот;
  • увеличение доходов
    путем повышения ставок пенсионных
    взносов, расширения базы взимания
    взносов;
  • оптимизация доходов
    и расходов посредством замены или
    модификации расчетных формул
  • повышение уровня
    собираемости пенсионных взносов.
  • 2)Сохранение основ
    распределительной системы с введением
    накопительного элемента.

3)Переход
на полностью накопительную пенсионную
систему с передачей прав распоряжения
пенсионными средствами частным пенсионным
фондам.

В таких государствах, как США,
Германия, Франция, Бельгия, Италия,
Испания, Португалия, Швейцария, Австрия,
Норвегия, Япония, где сохранение
социальной стабильности является одной
из приоритетных политических задач, избрали путь «параметрических» реформ.

Например, переход к увеличению пенсионного
возраста планируется на протяжении
длительного срока (до 2030 года в Японии,
до 2027 года в США). Отменили в ходе реформ
«потолок» заработной платы, с которой
начисляются взносы в пенсионную систему,
в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии
[2].

Второе
направление реформ (с введением
накопительного элемента) имеет место
в таких развитых странах как Швеция,
Великобритания, Финляндия, большинство
стран Восточной Европы и бывшего СССР
– Польша, Венгрия, Болгария, Литва,
Эстония, а также часть государств
Латинской Америки – Аргентина, Колумбия,
Перу, Уругвай.

Во всех этих странах в
основе государственной пенсионной
системы остается распределительная
модель, накопительная часть играет
вспомогательную роль «второй опоры».

В Швеции переход к частично накопительной
системе был направлен на реальное
сокращение коэффициента замещения и
это было сделано сознательно, поскольку
коэффициент замещения на уровне 65-67%
при достаточно уравнительной пенсионной
системе стал дестимулировать экономическую
активность.

Такая же модель с некоторыми
модификациями была принята в Польше.
Что касается указанных стран Латинской
Америки, то их выбор промежуточного
варианта реформ является реакцией на
неоднозначный Чилийский опыт полного
перехода на накопительную пенсионную
систему [2].

По
третьему пути пенсионных реформ рискнули
отправиться всего четыре страны Латинской
Америки – Чили, Боливия, Мексика,
Сальвадор и единственная страна бывшего
СССР – Казахстан [2].

Следует
подчеркнуть, что сегодня в развитых
странах основой пенсионного обеспечения
являются государственные распределительные
(солидарные) системы. Типичная
распределительная (солидарная) пенсионная
система основана на страховых взносах,
исчисляемых от размера заработной платы
работающих.

Величина пенсии является
производной от заработной платы и
трудового стажа. Специалисты отмечают,
что ей присущи как сильные, так и слабые
моменты. Сильные стороны– надежность
и доступность для широких слоев наемных
работников, приемлемые уровни пенсий.

Слабые– наличие элементов уравнительности, приводящих к социальному иждивенчеству,
ослаблению склонности к сбережениям.

По
этим причинам государственные
распределительные (солидарные) пенсионные
системы, как правило, дополняется
пенсионными планами по месту работы–вторым
элементом(уровнем) пенсионных систем.
Это главным образом находящиеся в
частном управлении пенсионные фонды,
создаваемые работодателями в целях
привлечения и удержания квалифицированной
рабочей силы.

Часто для таких планов
предусматриваются налоговые скидки,
и(все чаще) они регулируются правительством.
Это по существу уже накопительные
системы, поскольку взносы капитализируются,
а величина пособия зависит от объемов
поступающих взносов и доходов от
инвестирования средств.

В Германии,
Японии, Нидерландах, Великобритании и
США свыше 40% работающих охвачены
пенсионным страхованием по месту работы
[6].

Третьим
элементом пенсионных систем в индустриально
развитых странах являются личные
добровольные пенсионные планы. Они
функционируют на основе полного
финансирования и предусматривают четко
определенные взносы; работники и
пенсионеры сами несут инвестиционные
риски по своим сбережениям.

Наличие
трехуровневых систем не означает, что
все работники получают пенсии из каждого
уровня. Для большинства стран ОЭСР
пенсионеры, относящиеся к нижним 40% в
распределении доходов, находятся в
одном уровне пенсионной системы.

Они получают
сравнительно небольшую профессиональную
пенсию или живут за счет своих(частных)
сбережений.

Таким
образом, общей характеристикой
жизнедеятельности населения в развитых
странах выступают развитые системы
обязательного и добровольного пенсионного
и других видов социального страхования,
а также государственная поддержка
пожилых граждан в форме государственных систем социального обеспечения. Совокупная доля расходов на пенсионное
страхование, социальное обеспечение и медицинскую помощь пенсионерам в экономически развитых странах составляет примерно15-20% ВВП [6].

Данные о существующих в европейских
странах пенсионных системах приведены
в Приложении Б.

Можно
выделить несколько общих для всех
пенсионных реформ закономерностей
формирования:

1. Практически все реформы связаны с
созданием добровольных накопительных
систем, при сохранении государственной
распределительной системы. В этом случае
применялась стратегия дополнения
системы «PAYG» элементами финансирования
за счет рыночных механизмов, что получило
применение в таких европейский странах, как Швеция, Италия, Венгрия, Польша, а
также в ряде стран Латинской Америки
[3].

При
этом очень важным моментом являлось
изменение психологии работника, который
должен осознавать необходимость
отчислять с начала своей трудовой
деятельности взносы в накопительную
систему пенсионного страхования.

Эта
ситуация должна была превратить
пенсионную систему из бремени, лежащем
на экономике в рычаг ее развития в связи
с тем, что появлялся значительный
объем«длинных» пенсионных денег, которые можно использовать в качестве
инвестиций в экономику.

В тех странах,
которые ввели накопительные пенсионные
системы значительно возросли частные
пенсионные средства в национальном
акционерном капитале. Например, в
Великобритании до34%; Ирландии– 29%, Голландии– 13%, Дании– 11%
[3].

2. Происходит пересмотр основных параметров
пенсионного обеспечения– пенсионный
возраст, размеры страховых взносов, порядок индексации пенсий. Таким
образом, поступили в Германии и Швеции, где пенсионный возраст увеличился до65 лет.

В Польше пенсионный возраст для
мужчин составил65 лет, для женщин60 лет, а в Венгрии установили единый пенсионный
возраст 62 года для всех пенсионеров.

В ходе пенсионных реформа было предпринято
повышение пенсионного возраста в
большинстве государств, при этом
наблюдается тенденция на уравнивание
пенсионных возрастов мужчин и женщин.
Изменяются также механизмы и принципы
индексации пенсий в зависимости от
инфляции [14].

3. В отдельных странах происходит фактически
полная замена государственной пенсионной
системы на систему частного страхования. При этом наблюдается переход от
распределительной к накопительной
пенсионной системе в рамках бывшей
государственной пенсионной системы.
Пример такого реформирования это – Чили.

4. Реформирование налоговой системы, налогового регулирования и тарифной
политики. Государство путем предоставлением
серьезных налоговых льгот и постепенной
передачей ответственности за пенсию
от государства гражданам включает
работающих в систему добровольных
накопительных пенсионных систему. Это
характерно для таких стран как Швейцария
и США.

5.
Реформирование пенсионной системы в
связи с изменениями в макроэкономической
политике и политике в сфере труда. При
этом основные усилия направляются на
изменение доли занятых в общественном
производстве в работоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и
трудовую миграцию [14].

Однако
общее направление всех реформ – это
постепенный и плавный переход от
государственных уравнительных схем к
системам индивидуально-накопительным, которые основаны на принципах личной
финансовой ответственности за свое
материальное обеспечение в старости и
на капитализации тех средств, которые
он вносит на индивидуальные пенсионные
счета. При этом государственные
уравнительные схемы продолжают
существовать, хотя и в значительно
урезанном виде [14].

Главным
результатом реформ является величина
коэффициента замещения пенсией заработной
платы.

В США и промышленно развитых
странах Западной Европы, сохранивших
распределительную государственную
систему, охватывающую более 90% наемных
работников, коэффициент замещения
фактически остается на неизменном
уровне и достигает 80% от средней заработной
платы в таких странах, как Австрия,
Италия, Португалия. Высокий уровень
(50-60%) сохраняется в Германии и Франции.
В США этот показатель равен 40-50%, в Японии
– более 30%
[2].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *