Консультации

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2023 года

Росреестр опубликовал дайджест законодательных изменений в сфере земли и недвижимости за IV квартал 2021 года.

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

www.slavlnr.su

В новом дайджесте описаны изменения в правовых нормах, касающиеся в том числе деятельности застройщиков. В частности, был принят 408-ФЗ от 06.12.2021, которым предусмотрены меры по упрощению регистрации объектов недвижимости для застройщиков.

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

Теперь девелоперу не нужно специально идти в Росреестр и подавать заявление о регистрации права собственности на объект капитального строительства. За него это сделает уполномоченный орган власти – он одновременно направит заявление о кадастровом учете объекта и о регистрации права собственности застройщика.

А если для строительства привлекались денежные средства инвесторов – о регистрации права собственности таких инвесторов.

Указанный порядок не применяется в отношении многоквартирных домов, т.к. они не являются объектами прав.

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

www.inovaco.ru

Кроме того, 408-ФЗ устанавливает, что, если в соответствии с федеральным законом допускается ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства независимо от ограничений, установленных в ЗОУИТ, то эти ограничения не являются препятствием для государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав на введенное в эксплуатацию здание или сооружение (на помещения или машино-места в таком здании, сооружении).

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

www.roomester.ru

В конце декабря прошлого года также был принят 476-ФЗ, совершенствующий меры по защите прав дольщиков, в том числе в области привлечения денежных средств граждан и юрлиц для строительства объектов малоэтажного строительства.

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

  • В соответствии с данным законом:
  • • положения 214-ФЗ распространены на комплексную малоэтажную застройку, строительство которой осуществляет застройщик с использованием средств граждан;
  • • определены условия договора участия в долевом строительстве (ДДУ), состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов и особенности его строительства, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства;
  • • установлены особенности регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС), а также на имущество общего пользования, что позволит не допустить появления новых проблемных домов и обманутых дольщиков.

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

www.karelinform.ru

Федеральный закон 478-ФЗ, который называют «Дачной амнистией 2.0», принят 30.12.2021. Его основные положения таковы:

Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года

• создан административный механизм оформления прав на объекты недвижимости, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы;

• 

Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

Новый год не за горами. А значит, самое время знакомиться с нововведениями в налоговом и бухгалтерском законодательстве и отмечать те, которые в 2022 году будут влиять на вашу работу.

  • С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:
  • Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.
  • Сравнение нового и прежнего порядка учета ОС и капвложений смотрите в КонсультантПлюс, кликнув по картинке ниже:
  • Обзор изменений в УПК РФ за II–IV кварталы 2022 года
  • Также в КонсультантПлюс подробно разъясняется:
  • Напоминаем, смотреть все материалы К+ можно бесплатно, оформив пробный доступ.

Налог на прибыль

  1. Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.
  2. Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.
  3. Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.

    :

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

НДС

Льготу по НДС получит общепит — при выполнении определенных условий налог можно будет не уплачивать.

Какие услуги общепита освобождаются от НДС в 2022 году, при каких условиях, можно ли отказаться от освобождения от НДС по услугам общепита, что изменится в 2024 году, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.

Больше товаров будут облагаться НДС с межценовой разницы. В дополнение к приобретенным у физлиц автомобилям данный порядок будет действовать при перепродаже электронной и бытовой техники из перечня, утв. постановлением Правительства от 13.09.2021 № 1544.

Спецрежимы

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

О новом спецрежиме, едином налоговом платеже, цифровом рубле и других новациях 2022 года читайте в Обзоре от К+. Пробный доступ бесплатен.

НДФЛ

По НДФЛ также будут новые формы отчетности:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ по собственному налогу.

Работодатели по-новому будут:

  • предоставлять работникам социальные НДФЛ-вычеты;Новые правила детально рассмотрены в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно, и переходите в материал.
  • платить НДФЛ с путевок для работников.Об этих нововведениях читайте в Обзоре от К+. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный доступ. Это бесплатно.

Плательщики – «физики» смогут получить вычет на фитнес и освободятся от деклараций при продаже недорогого имущества.

Страховые взносы

Форма расчета по страховым взносам также обновлена. Но в отличие от отчетности по прибыли и НДФЛ, ее нужно начать использовать с 1 квартала 2022 года, а за 2021 год отчитаться еще на прежнем бланке.

А вот о новой форме 4-ФСС пока ничего не известно. Если не утвердят, будем отчитываться, как сейчас.

Кстати, СЗВ-СТАЖ с 2022 года придется сдавать чаще. Подробнее об этом читайте в К+, оформив пробный доступ к системе.

В тарифах по взносам, в целом, все останется по-прежнему. Вот только общепит, имеющий право на освобождение от НДС, сможет платить их по пониженным ставкам — тем, что предусмотрены для МСП.

Имущественные налоги организаций

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

Прочие изменения одной строкой

С 01.01.2022 получать УКЭП организациям нужно будет только в ФНС.

Смотрите, как получить КЭП в ФНС и что будет со старыми подписями, полученными в коммерческих удостоверяющих центрах.

Введенные в УПК нормы серьезно нарушают право на защиту

14 января 2022 г. 14:09

В ФПА РФ прокомментировали изменения в УПК РФ, которые определяют порядок проведения допроса, очной ставки и опознания в дистанционном формате

Как сообщалось, 30 декабря 2021 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 501-ФЗ), регулирующий проведение допроса, очной ставки и опознания посредством видео-конференц-связи.

На стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе ФС РФ предусматривалось закрепление в УПК РФ порядка проведения только онлайн-допросов. 10 января 2022 г. Закон № 501-ФЗ вступил в силу. В Федеральной палате адвокатов РФ высказали мнения о некоторых его положениях.

Член Совета ФПА РФ Татьяна Проценко подчеркнула, что проведение дистанционного допроса без ущемления прав подозреваемого или обвиняемого возможно только с согласия стороны защиты, а проведение очной ставки и опознания посредством ВКС нарушает суть данных процессуальных действий.

По мнению статс-секретаря ФПА РФ Константина Добрынина, во всех случаях решительно невозможно согласиться с дистанционным способом проведения очных ставок и особенно опознаний, поскольку достоверность таких процессуальных действий и их результатов будет априори весьма сомнительна.

Напомним, что Закон № 501-ФЗ определяет полномочия следователя и дознавателя давать, соответственно, следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном ст. 189.1 УПК РФ, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, чье участие признано необходимым.

В частности, в УПК РФ внесена ст. 189.1, согласно ч. 1 которой следователь или дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования ВКС государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности по правилам ст. 164 и гл. 26 УПК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 189.1 Кодекса.

Так, в случае необходимости проведения допроса, очной ставки, опознания по ВКС следователь или дознаватель, которым поручено производство расследования, направляет следователю, дознавателю или в орган дознания по месту нахождения лица, участие которого необходимо, письменное поручение об организации его участия в следственном действии.

Протокол составляется с соблюдением требований УПК РФ с учетом особенностей его подписания, установленных ст. 189.1 Кодекса, следователем или дознавателем, которым поручено производство расследования. В нем указываются дата, время и место производства следственного действия по месту как составления протокола, так и нахождения лица, указанного в ч. 2 ст.

189.1 УПК РФ.

Записи о разъяснении участникам следственного действия, находящимся вне места производства расследования, их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, а также об оглашении им протокола удостоверяются подписями участников следственного действия, о чем у них берется подписка.

Также отмечается, что в ходе следственных действий обязательно применение видеозаписи, материалы которой приобщаются к протоколу следственного действия.

При этом проведение допроса, очной ставки, опознания путем использования систем ВКС не допускается в случае возможности разглашения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны либо данных о лице, в отношении которого приняты меры безопасности.

Большие опасения

Член Совета ФПА РФ Татьяна Проценко заметила, что допрос свидетеля с использованием ВКС уже достаточно широко используется в процессе судебного следствия.

И зачастую он необходим именно стороне защиты, когда свидетель по тем или иным причинам не может явиться в суд, рассматривающий дело, а вопросы у защитника имеются и оглашения данных на предварительном следствии показаний недостаточно.

На стадии предварительного следствия такая возможность не была предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, и введение данной нормы в УПК РФ является необходимым и своевременным, но с учетом достаточно серьезных ограничений. К сожалению, в том виде, в каком эта норма введена в УПК РФ, она серьезно нарушает право на защиту, считает член Совета ФПА РФ.

Татьяна Проценко подчеркнула, что проведение дистанционного допроса без ущемления прав подозреваемого или обвиняемого возможно только с согласия стороны защиты, поскольку при такой процедуре могут оставаться неразрешимые сомнения в достоверности показаний и законности процесса их получения, которые могут трактоваться только в пользу обвиняемого. Однако внесенные в УПК РФ изменения предусматривают проведение такого допроса по решению следователя без учета мнения стороны защиты.

По мнению члена Совета ФПА РФ, «введение в УПК РФ возможности проведения очной ставки и опознания посредством ВКС вызывает большие опасения, поскольку нарушает суть этих процессуальных действий, однако дает возможность следствию процессуально закрепить “сомнительный результат”».

Очная ставка – это одновременный допрос двух лиц, при котором не только следователь задает вопросы участникам, но и участники вправе задать вопросы друг другу. Это следственное действие проводится с целью устранить противоречия в показаниях разных лиц, и достигается она неким «психологическим воздействием» (не каждый может оговорить человека, глядя ему в глаза).

«В этом состоит ценность очной ставки, – уточнила Татьяна Проценко. – Оценивая доказательства, суд с большим доверием относится к показаниям, данным на очной ставке, нежели к показаниям, данным в ходе допроса. Очная ставка, проведенная дистанционно, лишена всех этих нюансов и по сути является обычным дистанционным допросом.

Вместе с тем суд будет оценивать ее именно как очную ставку».

Татьяна Проценко считает, что, возможно, в каких-то случаях дистанционный способ проведения очной ставки может быть приемлемым для стороны защиты, но тогда проводиться она должна только с согласия обвиняемого и защитника, а не по единоличному решению следователя.

Проведение же дистанционного опознания, по мнению Татьяны Проценко, вообще невозможно.

Законом предусмотрено право защитника присутствовать на опознании, заявлять ходатайства, вносить замечания в протокол следственного действия.

При проведении опознания посредством ВКС адвокат физически не сможет присутствовать в двух местах одновременно – и в месте, где находится подозреваемый, и в месте, где находится опознающий (потерпевший, свидетель).

«Фактически следственное действие будет проводиться в месте, где находится опознающий, а там, где подозреваемый, будет просто демонстрация опознаваемых лиц и статистов.

Обеспечить законность проведения такой процедуры, воспрепятствовать недобросовестному воздействию на опознающего со стороны правоохранительных органов, что достаточно часто встречается, адвокат уже просто не сможет», – отметила член Совета ФПА РФ.

Закон должен быть уточнен

Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин выразил мнение, что сам по себе способ дистанционного допроса свидетеля, специалиста или эксперта по уголовному делу с использованием возможностей надежных каналов связи – прогрессивное законодательное решение (подробно свою позицию Константин Добрынин изложил в своем мнении). По его словам, инициатива «дистанционного допроса» появилась около семи лет назад, в ее разработке участвовали адвокаты и сам Константин Добрынин. Изначально предполагалось, что дистанционный допрос будет факультативным способом получения свидетельских показаний, для применения которого предлагалось законодательно установить ограничения, а также выяснять мнение участников таких процессуальных действий по поводу возможности и целесообразности проведения дистанционного допроса.

Константин Добрынин отметил, что при проведении допроса посредством ВКС должен быть технически точно решен вопрос о том, в каком порядке во время данного следственного действия предъявляются и исследуются документы, иные письменные материалы, вещественные доказательства, как приобщаются к делу представленные свидетелем документы и другие материалы. Если это невозможно сделать надежно и корректно для последующей оценки доказательств, то очевидно невозможен и сам дистанционный допрос с использованием таких материалов. И все это, безусловно, должно быть точно и полно отражено в норме закона, уточнил статс-секретарь ФПА РФ.

По его мнению, во всех случаях решительно невозможно согласиться с дистанционным способом проведения очных ставок и особенно опознаний, поскольку достоверность таких процессуальных действий и их результатов будет априори весьма сомнительна.

При этом такой способ их проведения по очевидным причинам существенно облегчает возможность оказания недопустимого воздействия на ключевых участников, в первую очередь – на опознающее лицо, а также на «разъединенных» участников очной ставки.

Константин Добрынин отметил, что теперь задача адвокатского сообщества – отслеживать в течение ближайшего времени практику применения Закона № 501-ФЗ, консолидировать и систематизировать в органах адвокатской корпорации сведения о любых злоупотреблениях и нарушениях и, если они будут, обратиться в ФС РФ с конкретными предложениями по уточнению принятого закона. Статс-секретарь ФПА РФ убежден, что Закон № 501-ФЗ должен быть уточнен.

Анна Стороженко

Обзор изменений законодательства Российской Федерации

В период с 15 января 2022 г. по 4 февраля 2022 г. в законодательстве Российской Федерации произошли следующие изменения (были приняты следующие нормативные правовые акты и ненормативные документы):

Федеральный закон от 28.01.2022 № 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ужесточены наказания за производство алкоголя или изготовление и ввод в оборот табачных изделий:

без обязательной маркировки либо с нарушением ее правил. должностных лиц оштрафуют на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., компании — от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

за продажу или другие способы оборота алкоголя и табачных изделий без нужной маркировки должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компании — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу 8 февраля 2022 г.

Федеральный закон от 28.01.2022 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

  • Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
  • Установлена возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение изнасилования (насильственных действий сексуального характера) в отношении двух или более несовершеннолетних, в том числе достигших четырнадцатилетнего возраста, а также за совершение рассматриваемых преступлений, сопряженных с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности
  • Федеральный закон вступает в силу 8 февраля 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 27.01.

2022 № 53 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

  1. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства
  2. Такими показателями за отчетный период являются:
  3. количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых;
  4. количество человек, пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями, на 100 тыс. занятых;
  5. материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации.
  6. Приводятся целевые значения указанных ключевых показателей
  7. Постановление вступает в силу 1 марта 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году»

Правительство РФ установило с 1 февраля 2022 г.

коэффициент индексации 1,084 для выплат, пособий и компенсаций, в том числе о минимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком; единовременном пособии при рождении ребенка;  максимальном размере единовременной и ежемесячной выплат в связи с утратой трудоспособности при травме на производстве;  социальных выплатах чернобыльцам; материнском капитале.

Постановление вступает в силу 1 февраля 2022 г.

Постановление Правительства РФ от 27.01.

2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

Данным документом обновлен порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок. Утверждено Положение, устанавливающее порядок предоставления информации и документов из указанной системы, информационного взаимодействия системы с иными информационными системами, а также требования к технологическим и лингвистическим средствам такой системы.

Кроме того, установлен порядок регистрации участников закупок в системе и порядок ведения единого реестра участников закупок, единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок, порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Признаны утратившими силу акты Правительства РФ, которыми регулируются аналогичные правоотношения.

Постановление вступает в силу 3 февраля 2022 г., за исключением отдельных положений.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 № 68 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Изменения внесены в порядок назначения выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.

Вводится возможность подачи заявления на выплату на детей 3 — 7 лет по месту фактического проживания, если это предусмотрено нормативным актом субъекта РФ, а также устанавливается беззаявительный порядок перерасчета выплат в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума.

Вносимые изменения в числе прочего затрагивают порядок расчета среднедушевых доходов семьи и оценки «нуждаемости».

Постановление вступает в силу 1 февраля 2022 г., за исключением отдельных положений.

Приказ МВД России от 17.11.

2021 № 902 «Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан — участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в органах внутренних дел Российской Федерации»

Приказом утвержден порядок и сроки формирования списков граждан — участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Установлен Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в органах внутренних дел Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2022 № 66892.

Приказ вступает в силу 28 января 2022 г.

Налоги и господдержка во время санкций 2022 | «Правовест Аудит»

5 марта состоялся вебинар «Правовест Аудит» на злободневную тему. Разбирались как бизнесу адаптироваться к неопределенности и удержаться на плаву в кризис. Предлагаем вашему вниманию конспект выступления на тему «Налоговый контроль и поддержка государства в сложившейся ситуации». Налоги. Контроль. Договоры.

Валюта — главное на сегодня!

Даже в текущей непростой ситуации налоги и иные требования законодательства никуда не денутся.

За ошибки, умышленную неуплату налогов придется отвечать, причем не только компании в виде налоговых доначислений, пени и штрафов, но и не исключено, что собственнику, руководителю, бухгалтеру компании в рамках уголовной, субсидиарной ответственности.

Забывать о возможных налоговых рисках, не стоит ни при каких обстоятельствах, т.к. «налоговые ошибки» слишком дороги.

Данный вывод подтверждает своими цифрами официальная статистика ФНС по налоговому контролю.

Причем мораторий на выездные проверки 2020 года особо не повлиял на «средний чек» проверки, а в столице он даже подрос (33 млн руб. в 2019 и 38 млн руб. в 2020 году). Мораторий на выездные проверки не запрещал «камералить» декларации, требовать представления документов, собирать и анализировать документы и информацию в рамках «предпроверочного анализа».

В 2021 году отмечено повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.

По информации с расширенного заседания коллегий ФНС, Следственного комитета и МВД России от 3.12.2021 года:

  • каждая 2-ая выездная проверка проводится с участием сотрудников МВД, что позволяет передавать в следственные органы материалы о налоговых правонарушениях с более качественной доказательственной базой;
  • качество проработки поступающих из налоговых органов и ОВД материалов позволяет начать уголовное преследование в более чем в половине случаев.

Ежегодно производство завершается по более половине возбужденных уголовных дел, из которых более трети направляется в суд для рассмотрения по существу.

В части субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, цифры тоже впечатляют (по данным Федресурса):

2017 2018 2019 2020 2021 Подано заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности

Акты о привлечении

Соотношение

Размер ответственности, млрд руб.

Количество привлеченных лиц

3 652 5 107 6 103 6 635 6835
821 1 960 2 500 2 594 3 147
22% 38% 41% 39% 46%
103,2 330,3 440,5 395,3 513,4
969 2 592 3 401 3 191 4 792

Кстати, в 2021 году ФНС заняла 2 место среди инициаторов банкротства организаций, выступив заявителем в 18,8% дел (в 2020 — 13%).

Среди регионов в 2021 году лидировали по числу компаний-банкротов: Москва (2129 шт., +5,9% к 2020), Санкт-Петербург (801 шт. +9,9%), Московская область (793 шт. +12,3%).

Использование «налоговых схем» чревато для руководителя компании уголовной и субсидиарной ответственностью.

Например, из-за фиктивных сделок с рядом контрагентов компания после выездной проверки получила «чек» к доплате в бюджет 852 млн руб. Суды поддержали инспекцию, «закрепив» немалый долг за компанией.

Но это еще не все, руководителя привлекли к уголовной ответственности за неуплату налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — 2 года лишения свободы условно.

Инспекция обратилась в суд с иском к руководителю о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением в общей сумме 852 млн руб. (Определение ВС РФ от 21.09.2021 года № 18-КГ21-71-К4).

Больше кейсов по субсидиарной ответственности и не только>>>

Кроме того, собственник бизнеса может после выездной проверки взыскать с руководителя убытки (налоговые доначисления), даже если он сам был в этом «замешан». Например, учредитель взыскал с руководителя компании 43,8 млн руб. убытков (налоговых доначислений) из-за мнимых сделок (Постановление АС ЗСО от 20.08.2021 года по делу № А70-13656/2019).

Сейчас часто спрашивают о законных основаниях для неуплаты налогов в срок. Поскольку пока официально не предоставлено право «не платить налоги» вовремя, хочется напомнить о предоставлении ФНС (УФНС) отсрочки или рассрочки по уплате налогов при обстоятельствах непреодолимой силы.

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) из-за недостаточности у заинтересованного лица денежных средств в связи с причинением ему ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ).

По данному основанию отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется организации — на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Как правило, отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется без начисления % на сумму задолженности (п. 4 ст. 64 НК РФ).

При обращении в налоговый орган за предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо представляет банковскую гарантию, поручительство либо залог в соответствии со ст.ст. 73, 74, 74.1 НК РФ (п.п. 12, 20 Порядка, утв. Приказом ФНС от 16.12. 2016 № ММВ-7-8/683@, п. 5 ст. 61 НК РФ, письмо ФНС от 22.07.2020 N СД-18-3/1218@).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (либо об отказе в ее предоставлении) принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней после получения заявления налогоплательщика (п. 6 ст. 6.1, ст. 63, п. 6 ст. 64 НК РФ).

Правительство РФ наделяется дополнительными полномочиями (законопроект № 80713-8, на момент подготовки данного материала уже принят Федеральный закон от 09.03.2022 года № 52-ФЗ):

  • по продлению сроков уплаты налогов, страховых взносов, авансовых платежей;
  • по приостановлению, отмене или переносу налоговых проверок;
  • по продлению сроков предоставления налоговых деклараций, бухотчености и иных сведений.

Субъекты РФ смогут продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов. Напомним, что аналогичный порядок работал и в 2020 году

Ждем от Правительства мер поддержки в виде моратория на выездной контроль, продления сроков уплаты налогов, взносов, предоставлению деклараций и пр.

Кстати, для российских автопроизводителей уже предусмотрена отсрочка уплаты утилизационного сбора (Постановление Правительства от 04.03.2022 года № 287):

  • срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года для отечественных автопроизводителей перенесён на декабрь;
  • предприятия отрасли, оказавшиеся под санкциями, могут уплатить сбор за IV квартал 2021 года — в декабре 2022 года.

Обращаем внимание, что перенос сроков предусмотрен для предприятий, где трудится не менее 5 тысяч человек, и их дочерних компаний. Подобная мера поддержки уже применялась ранее в период эпидемических ограничений.

Также следует отметить, что на данный момент рассматриваются следующие меры налоговой поддержки бизнеса (законопроект № 84984-8 «О внесении изменений в п. 4 ст. 75 части 1 и часть 2 НК РФ):

  • отказ от применения в 2022 и 2023 годах в отношении компаний норм о повышенном размере пени с 31 дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/150 ставки рефинансирования;
  • в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения установить «нулевую» ставку по НДС сроком на 5 лет;
  • установить нулевую ставку НДС в отношении услуг по предоставлению объекта туристской индустрии (введенного в эксплуатацию после 01.01.2022 г.) в аренду, управление, на ином праве. Ставка будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • освободить от НДФЛ следующие доходы физических лиц:
    • в виде материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;
    • в виде процентов, полученные в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках;
    • в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных в 2022 году от иностранной организации, при выполнении установленных условий;
  • в 2022 — 2024 годах курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения соответствующей задолженности с целью исключения влияния на налоговые обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля к иностранным валютам;
  • предоставить право плательщикам налога на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • на 2022 — 2024 годы для организаций отрасли информационных технологий установить ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов;
  • по транспортному налогу применять с 2022 года повышающий коэффициент только для транспортных средств, стоимостью свыше 10 млн руб.;
  • по налогу на имущество организаций — в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в 2023 году для расчета налоговой базы применять кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2022 года.

В УПК РФ внесены изменения, согласно которым поменялся порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (законопроект № 80928-8, на момент подготовки данного материала — Федеральный закон от 09.03.2021 года № 51-ФЗ).

Согласно обновленной статье 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 — 199.2 УК РФ служат только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Нововведения в ст. 144 УПК РФ закрепляют порядок взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, территориальных органов соцстраха при решении вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК РФ.

Хочется отметить, что порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям только на основании материалов налогового органа не нов, он был и ранее (2011-2014 года). Будем надеяться, что возвращение старого порядка пойдет только на пользу бизнесу. По крайней мере, возбудить дело на «ненавистного конкурента» уже не получится.

Команда экспертов компании Правовест Аудит в режиме 24/7 отслеживает все рассматриваемые и принимаемые меры поддержки бизнеса и сразу же делится с вами новостями на сайте компании и в Телеграмм-канале для главбухов и топ-менеджеров.

Налоговый контроль — 2022

Бесплатный вебинар

Записаться

Внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации

Документы

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации».

  • Федеральный закон принят Государственной Думой 31 марта 2020 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2020 года.
  • Справка Государственно-правового управления
  • В соответствии с Федеральным законом Уголовный кодекс
    Российской Федерации дополняется статьёй 2071, устанавливающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах,
    представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в частности о чрезвычайных
    ситуациях, связанных с эпидемией, а также о принимаемых мерах по обеспечению
    безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты от этих
    обстоятельств.
  • За совершение указанного деяния предусматривается такое
    наказание, как штраф в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей,
    обязательные работы на срок до трёхсот шестидесяти часов, исправительные работы
    на срок до одного года или ограничение свободы на срок до трёх лет.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации
дополняется статьёй 2072, в соответствии с которой устанавливается
ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно
значимой информации, повлёкшее по неосторожности тяжкие последствия.

Если такие
последствия будут выражаться в причинении вреда здоровью человека, виновное
лицо может быть осуждено к штрафу в размере до одного миллиона пятисот тысяч
рублей, либо к исправительным работам на срок до одного года, либо к принудительным работам на срок до трёх лет, либо к лишению свободы на тот же
срок. В случае если указанное деяние повлекло по неосторожности смерть
человека, виновному лицу будут грозить штраф в размере до двух миллионов
рублей, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные
работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В целях защиты граждан от угрозы распространения
инфекционных заболеваний вносятся изменения в статью 236 Уголовного кодекса
Российской Федерации, предусматривающую ответственность за нарушение
санитарно-эпидемиологических правил.

В частности, ответственность
устанавливается за нарушение таких правил не только в случае, если оно повлекло
по неосторожности массовое заболевание людей, но и в случае, если действиями
виновного лица создана угроза массового заболевания.

При этом максимальный срок
наказания в виде лишения свободы увеличен с одного года до двух лет. Кроме
того, вводится повышенная ответственность за нарушение санитарно-
эпидемиологических правил, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более
лиц.

В этом случае предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок
от четырёх до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет.

Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся в статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях
уточнения подсудности и подследственности уголовных дел о преступлениях,
предусмотренных статьями 2071, 2072 и 236 Уголовного кодекса
Российской Федерации.