Новости

Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)

Вопрос 385. Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления.

Предварительное расследование является отдельной стадией уголовного процесса и разновидностью досудебного разбирательства. Оно носит вспомогательный характер по отношению к судебному разбирательству и призвано формировать условия, при которых возможно надлежащее рассмотрение и разрешение дела судом.

Под общими условиями предварительного расследования понимаются предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, действующие на протяжении всего периода предварительного расследования и отражающие общие его черты и особенности. Они устанавливают универсальные требования к совершению действий и принятию решений в ходе предварительного следствия и дознания.

  • Общие условия предварительного расследования содержат ряд положений, регулирующих процесс ведения уголовного дела:
  • — субъект, характер и место производства (формы, подследственность, производство неотложных следственных действий) – ст. 150- 152,157 УПК;
  • — объем производства (соединение и выделение уголовных дел, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела) – ст. 153-155 УПК;
  • — начальный и конечный момент производства – ст. 156,158 УПК;

— обязанности органов расследования по принятию мер об устра-нении обстоятельств, способствующих совершению преступления, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц (рассмотрение ходатайств, меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого, а также меры по обеспечению сохранности их имущества) – ст. 159, ч. 2 ст. 158, ст. 160 УПК;

— информационную составляющую предварительного расследования (недопущение разглашения данных предварительного следствия) – ст. 161 УПК.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня его возбуждения.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвини-тельным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Читайте также:  Внук не участвует в оплате и унижает! Могу его выписать?

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК.

Срок предварительного следствия (два месяца), предусмотренный ч. 1 ст. 162 УПК, может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК.

  1. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.
  2. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
  3. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Значение общих условий предварительного расследования:

    1. включают положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов, обеспечи­вающих производство следственных действий в целях установления истины по уголовному делу;
    2. подчинены принципам уголовного судопроизводства и являются их проявлени­ями в конкретной стадии.

Виды общих условий производства предварительного расследования 

Система правил, составляющих общие условия предваритель­ного расследования, включает в себя два вида:

    1. основные общие условия;
    2. иные общие условия.

В качестве основных общих условий предварительного расследо­вания выделяются (статьи не проверены!):

    • правильное определение подследственности (ст. 151 УПК РФ);
    • соединение уголовных дел (ст. 153, 162 УПК РФ);
    • полномочия следователя и дознавателя и их процессуальное самостоятельность (ст. 38, 41 УПК РФ), перераспределение полномочий прокурора и руководителя следственного органа (ст. 37, 401 УПК РФ);
    • своевременное начало (ст. 156 УПК РФ), соблюдение места (ст. 152 УПК РФ) и сроков производства предварительного расследования (ст. 152, 157, 223 УПК РФ);
    • выделение уголовного дела (ст. 154 УПК РФ);
    • выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);
    • расследование уголовных дел группой (бригадой) следовате­лей (ст. 163 УПК РФ);
    • криминологические аспекты деятельности органов дознания и предварительного следствия (ст. 73, 158 УПК РФ);
    • соблюдение формы и порядка взаимодействия следователя с органами дознания (ст. 38, 149, 152, 157 УПК РФ);
    • применение научно-технических средств при производ­стве предварительного расследования (ст. 58, 83, 84, 180, 186 УПК РФ);
    • недопустимость разглашения данных предварительного рас­следования (ст. 161 УПК РФ; ст. 130 УК РФ; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; ст. 39-40 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
    • обязанность рассмотрения ходатайств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 73, 119-122, ч. 2 ст. 159 УПК РФ);
    • соблюдение порядка и формы взаимодействия следователя (дознавателя) с органами следствия и должностными лицами иностранных государств (ст. 453-473 УПК РФ; Международ­ные договоры и соглашения РФ со странами СНГ и дальнего зарубежья);
    • общие правила производства и протоколирования следствен­ных действий (ст. 29, 164, 166, УПК РФ), т.е. письменность предварительного расследования;
    • соблюдение нравственных основ предварительного расследо­вания (ст. 6, 9, 10, 16, 49-53, 56, 133-139, 187-192 УПК РФ).

К иным общим условиям относятся (факультативны, их может не быть в конкретном деле):

  1. восстановление утраченного уголовного дела (ст. 158.1 УПК РФ);
  2. необходимость принятия мер попечения о детях и других иж­дивенцах обвиняемого, обеспечения сохранности его имуще­ства (ст. 160 УПК РФ);
  3. участие в уголовном деле специалистов, переводчиков, поня­тых (ст. 168, 169, 170 УПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Уголовный процесс: конспект лекций

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл.

21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования.

При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

  • Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:
  • 1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
  • 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  • 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК).

Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.

УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:

  1. 1) составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;
  2. 2) прекращением уголовного дела;
  3. 3) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст.

160 УПК, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.

Следователь, дознаватель принимают меры к обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению.

Следователь или дознаватель предупреждают участников производства по уголовному делу о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В любом случае, разглашение имеющихся данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается.

Обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК). Следователь и дознаватель обязаны принять и рассмотреть каждое ходатайство, заявленное участниками процесса.

При этом подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства, следователь (дознаватель) выносит об этом мотивированное постановление.

Кроме того, к числу общих условий предварительного расследования принято относить положения о сроках предварительного расследования и о расследовании дела группой следователей.

Сроки предварительного расследования.

Время начала производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке; следователь и дознаватель обязаны приступить к расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий два месяца со дня возбуждения уголовного дела (ст. 162 УПК).

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Расследование дела группой следователей (ст. 163 УПК) может осуществляться при сложности и большом объеме уголовного дела. О создании следственной группы указывается в постановлении о возбуждении дела либо выносится отдельное постановление. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа.

В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

  • Руководитель следственной группы:
  • – принимает уголовное дело к своему производству;
  • – организует работу следственной группы и руководит действиями других следователей;
  • – составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору;
  • – принимает решения:
  • 1) о выделении уголовного дела в отдельное производство;
  • 2) его приостановлении и возобновлении;
  • 3) прекращении уголовного дела;
  • 4) привлечении в качестве обвиняемого;
  • 5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • 6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
  • 7) возбуждении перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, проводимых по решению суда.
  • Руководитель и члены следственной группы вправе принимать участие в следственных действиях, проводимых другими следователями.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.

Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.

Место производства предварительного следствия

Предварительное следствие ведется по месту совершения преступления, его выявления или обнаружения. Для обеспечения максимальной объективности, быстроты и полноты исследования обстоятельств дела предварительное следствие может проходить по месту нахождения обвиняемого, подозреваемого, большинства свидетелей.

Орган дознания или следователь могут лично производить следственные действия при необходимости в другой местности, или поручить производство данных действий органу дознания и следователю по территориальности. Поручение представляется в письменной форме, оно подлежит выполнению в период не менее 10 суток.

Орган уголовного преследования при производстве процессуальных действий на территории другого государства может направить просьбу соответствующего характера в Генеральную прокуратуру
.

Предварительное расследование по общему правилу проводится в том месте, где деяние было окончено, независимо от места наступления неблагоприятных последствий преступления. Место окончания действия (бездействия) определено территорией органа расследования, где совершено последнее, включенное в объективную сторону состава преступления действие, на которой должны быть совершены действия.

Ведомственные нормативные правовые акты устанавливают, учитывая административно-территориальное деление, распределение территории между органами расследования.

Вне места расследования производство следственных действий предусматривает следующие способы:

  • выезд в иную местность лично следователя или производящего дознание лица;
  • направление поручения.

Производство предварительного расследования следственной группой

В случае трудоемкости или сложности расследования производство расследования может осуществляться следственной группой. Решение о создании такой группы принимает прокурор, заместитель прокурора, начальник следственного подразделения.

О том, что была создана следственная группа указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела, или в постановлении, где перечислены все следователи, которым было поручено производство следствия. С постановлением должны ознакомиться обвиняемый, подозреваемый, гражданский истец, потерпевший, гражданский ответчик, представители, имеющие право заявить отвод следователю из состава данной группы.

Соединение и выделение уголовных дел

В процессе расследования уголовные дела могут либо соединяться в одно производство, либо быть выделены в отдельное производство. Обеспечение объективного, всестороннего и общего расследования предполагает одно производство в определенных законом случаях, или при необходимости – выделение в отдельные уголовные производства преступные эпизоды, расследуемые в одном деле.

Определение 1

Соединение уголовных дел – это образование одного производства из двух или более дел, как правило, возбужденных в различное время разными органами. Основанием для соединения дел выступает причастность разных лиц к общим деяниям, связь разных деяний с общими лицами.

УПК допускает соединение в одном производстве двух и более уголовных дел по таки снованиям, как:

  • подозрение или обвинение нескольких лиц в совершении (соучастии) преступлений;
  • подозрение или обвинение какого-либо лица в совершении двух и более преступлений (идеальная или реальная совокупность);
  • подозрение или обвинение в укрывательстве или недонесении о преступлениях;
  • возбуждение уголовного дела о социально опасном деянии, которое связано с исчезновением какого-либо лица, по факту исчезновения этого лица;
  • лица, которые подлежат привлечению в качестве подозреваемых или обвиняемых, не установлены, но существуют достаточные основания, что преступления совершено одним или несколькими лицами.

Выделение уголовного дела представляет собой способ возбуждения самостоятельного, нового дела по материалам ранее возбужденного дела. Основанием для выделения дела выступают: прикосновенность к расследуемым преступлениям лиц; множественность преступлений.

Понятие и значение общих условий предварительного расследования

Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.

Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.

Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.

Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.

  • К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
  • 1) формы предварительного расследования;
  • 2) подследственность;
  • 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
  • 4) соединение и выделение уголовных дел;
  • 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
  • 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
  • 7) составление и оформление протокола следственного действия;
  • 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
  • 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
  • 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
  • 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
  • Характеристика этих общих условий дается ниже.
  • Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)

Все уголовное судопроизводство строится на требованиях, что каждое совершенное преступление должно быть расследовано. Законом (ст.150 УПК) предусмотрено две формы расследования:

1) предварительное следствие;

2) дознание.

Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК. В этой части перечислены номера статей и их части из УК РФ, по которым предварительное расследование производится в форме дознания. Однако, по любому из этих преступлений может производится предварительное следствие по письменному указанию прокурора.

По уголовным делам иных преступлений, относящихся к категории небольшой и средней тяжести, не входящих в перечень составов преступления ч.3 ст. 150 УПК, дознание может производится по письменному указанию прокурора.

  1. Какая же форма расследования является основной — предварительное следствие или дознание? Большинство ученых-процессуалистов к основной форме относят предварительное следствие по следующим основаниям:
  2. 1) число уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, значительно превышает число уголовных дел, расследуемых в форме дознания;
  3. 2) в форме предварительного следствия расследуются наиболее сложные дела и по категории – тяжкие и особо тяжкие;
  4. 3) сроки производства предварительного следствия значительно превышают сроки производства дознания;
  5. 4) следователи наделены уголовно-процессуальным законом большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватели.
  6. Существует несколько признаков отличия этих форм расследования между собой.

Первый признак – в органах, проводящих расследование (ст.151 УПК). Предварительное следствие производится следователями только четырех ведомств:

  • 1) прокуратуры;
  • 2) органов федеральной службы безопасности;
  • 3) органов внутренних дел;
  • 4) органов налоговой полиции.
  • Дознание производится дознавателями следующих органов:
  • 1) органов внутренних дел;
  • 2) органов налоговой полиции;
  • 3) органов пограничной службы РФ;
  • 4) органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;
  • 5) таможенных органов РФ;
  • 6) органов Государственной противопожарной службы.
  • По некоторой части уголовных дел дознание может производиться также следователями прокуратуры, ОВД и органов налоговой полиции.
  • Второй отличительный признак – сроки производства предварительного следствия и дознания.

Срок предварительного следствия (ст.162 УПК) не превышает 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, т.е. в этот двухмесячный срок предварительное следствие должно быть закончено.

В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Установлен определенный порядок продления срока предварительного следствия. Первое продление до 6 месяцев может быть осуществлено прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями.

Дальнейшее продление срока по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, может быть осуществлено прокурором субъекта РФ, приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев.

После этого продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

Интересно, что предельные сроки продления законом не устанавливаются, поскольку невозможность этого определяется интересами установления истины по делу. Но в каждом конкретном случае они определяются сроками давности уголовного преследования (ст.78 УК РФ).

В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором не выше одного месяца со дня поступления данного дела к следователю. Дальнейшее продление срока в этих случаях производится на общих основаниях.

Во всех случаях возникновения необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит постановление, представляя его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока следствия. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника о продлении срока предварительного следствия.

Срок дознания по уголовным делам, установленный законом (ст.223 УПК), равняется 15 суткам со дня возбуждения дела и он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Других возможностей продления срока дознания закон не предусматривает.

Это срок дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Срок дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие законом установлен в 10 суток со дня возбуждения дела, по окончании которого орган дознания направляет дело прокурору.

Третий отличительный признак между предварительным следствием и дознанием выражается в объеме деятельности, выполняемой органами следствия и дознания.

Как уже отмечалось выше, следователи по ряду дел могут производить дознание, а дознаватели не правомочны осуществлять предварительное следствие.

Следователь при производстве предварительного следствия производит все необходимые следственные действия, регламентированные УПК, а объем деятельности дознавателя зависит от вида дознания:

1) дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия;

2) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В первом случае орган дознания вправе после возбуждения уголовного дела произвести неотложные следственные действия, перечень которых законом не определен. После их производства и не позднее 10 суток со дня возбуждения дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору.

После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно — розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Но, если по такому делу не обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Во втором случае орган дознания после возбуждения дела вправе производить любые необходимые следственные действия, но в 15-дневный срок.

Четвертое отличие предварительного следствия от дознания состоит в оформлении итогов расследования уголовного дела. Предварительное следствие оканчивается составлением обвинительного заключения (ст.215 УПК), а дознание – обвинительного акта (ст.225 УПК).

И, наконец, пятое отличие выражается в более широкой процессуальной самостоятельности следователя по сравнению с дознавателем. Об этом подробно говорилось в теме «Участники уголовного судопроизводства».

  1. Подследственность.
  2. Понятие, виды и значение подследственности (ст.151 УПК РФ)
  3. Подследственность – это признаки уголовного дела, позволяющие определить компетенцию органа предварительного следствия или органа дознания.
  4. Различаются следующие признаки, характеризующие подследственность:
  5. 1) предметный (родовой) – по квалификации преступления;
  6. 2) территориальный (местный) – по месту совершения деяния;
  7. 3) персональный – по особенностям субъекта преступления;
  8. 4) альтернативный – по правомочию расследования дела тем или иным органом.
  9. Виды подследственности определяются в полном соответствии с указанными признаками.

Предметная (родовая) подследственность распределяется между следователями различных ведомств (ч.2, 3 ст.151 УПК РФ).

Территориальная (местная) подследственность определяется местом совершения преступления и, таким образом, расследование производится тем органом, на территории деятельности которого было совершено преступление (ст.152 УПК).

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если же преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

В целях обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности.

Персональная подследственность обуславливается особенностями субъекта преступления, к числу которых УПК РФ 2002 года относит только служебное или иное положение. Персональная подследственность определяется подпунктами «б», «в» п.1 ч.2 и ч.4 ст.

151 УПК РФ.В тех случаях, когда закон устанавливает возможность расследования тем или иным органом в зависимости от того, кем выявлено преступление или кем возбуждено уголовное дело, налицо альтернативная подследственность. Она определяется ч.5 и 6 ст.

151 УПК.

Подследственность уголовных дел, соединенных в одном производстве и, если они подследственны разным органам предварительного расследования, определяется прокурором (ч.7 ст.151 УПК).

Значение института подследственности в уголовном процессе состоит в том, что она отражает компетенцию конкретного органа расследования, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования преступления.

Поиск на сайте: