Новости

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры

Это всегда юрист, но при этом далеко не каждый юрист является адвокатом. Такой статус можно получить при наличии профильного юридического образования и после сдачи специального экзамена.

Кроме того, предполагается также вступление в палату адвокатов и принесение присяги.

Только подобное лицо, обладающее статусом адвоката, имеет право оказывать определенные виды юридической помощи (например, быть защитником в уголовном процессе).

Российское законодательство определяет адвоката как независимого профессионального советника по правовым вопросам, получившего в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

С понятием «адвокат» тесно связана адвокатура. Это профессиональное сообщество адвокатов, деятельность которого направлена на защиту прав и законных интересов адвокатов, а также на собственное развитие как института гражданского общества.

В России она представляет собой систему, объединенную в единую структуру по иерархическому принципу. Управляет ею Федеральная палата адвокатов или ФПА, на местах – адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

Она регулирует деятельность своих членов и за счет этого оказывает влияние на всю правовую систему России в целом.

Какими принципамируководствуется адвокатура?

Адвокатура как структура начала складываться в Древнем Риме. Золотой век пришёлся на Республиканский период. Юридические услуги не стыдились оказывать даже знатные патриции, причём совершенно бесплатно: это считалось делом чести.

Понять, что представляет собой адвокатура, будет намного легче, если внимательно рассмотреть базовые моменты, на которых она построена. Основа касается и всей деятельности конкретно взятого юриста.

Главные принципы адвокатуры:

  1. Одним из основополагающих является приоритет гуманизма, защиты прав и свобод.

    В отличие от многих других структур в современной России, адвокатура как таковая не функционирует напрямую для поддержания законности и правопорядка.

    Для этого существуют другие органы и учреждения. Она нужна, чтобы помогать людям и компаниям удовлетворять потребности клиентов в юридической поддержке.

  2. Законность также имеет большое значение.

    Несмотря на сказанное выше, нельзя утверждать, что соблюдение правопорядка для адвокатуры не важно. Действительно, в приоритете всегда оказывается клиент.

    Акцент и в самом деле делается на его законные (!) права и интересы, которые защищаются легальными способами. Однако любая структура, действующая в правовой сфере, должна быть ориентирована в целом на поддержание порядка тем или иным образом.

    Её интересы не могут глобально расходиться, например, с государственными.

  3. Адвокатура строится на самоуправлении.

    Это один из ключевых моментов, поскольку в противном случае она превратилась бы в дополнительный государственный орган.

  4. В основе деятельности НКО лежит добровольность членства.

    Нужно понимать, что организация, поставившая себе в качестве наивысшей цели защиту прав и свобод граждан, не должна забывать о том, что к последним же относятся и сами адвокаты.

  5. Специалисты действуют на основе равноправия и корпоративности.

    Это тоже характеризует адвокатуру и прекрасно сочетается с иерархическим принципом построения самой структуры. На самом деле такие моменты не противоречат, а дополняют друг друга, позволяя выдержать в каком-то смысле баланс.

  6. Адвокатура независима, государство не может вмешиваться в её работу.

    Любой профессиональный защитник должен работать исключительно на клиента, ведь базовый приоритет перестанет быть таковым, если властные структуры начнут диктовать адвокату, что делать.

  7. Большое значение имеет соблюдение адвокатской тайны.

    Данный принцип является одним из ключевых как адвокатуры, так и работы отдельно взятого специалиста. Благодаря ему клиент может быть предельно откровенным со своим защитником. Это ещё одна специфика деятельности подобного специалиста.

Может показаться, что базовые принципы в целом являются чем-то общим и декларативным. Однако на самом деле они пронизывают профильное законодательство и определяют характер не только адвокатуры, но и деятельности конкретно взятого профессионала. При их внимательном изучении специфика работы такого специалиста становится понятнее.

История адвокатуры

Предшественниками адвокатов исторически были логографы. Они проводили исследования, сочиняя стихи и прозу на основании раздобытых фактов, преданий и мифов. Их целью было повлиять на публику, часто – убедить в своей точке зрения.

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры

Понятие правового защитника возникло гораздо раньше термина “адвокат”. Впервые они появились ещё в Древнем Египте, причём выступать в соответствующем качестве мог любой желающий, это считалось благородным занятием и поощрялось обществом.

Позднее, уже в Средневековье, начали формироваться институты адвокатуры. Причем требования к подобным специалистам были разными. Самые жёсткие наблюдались в Великобритании, где для того, чтобы получить право защищать обвиняемого в суде, нужно было проучиться 16 лет.

В настоящем адвокаты в Польше рассматриваются также как правовые советники. В Великобритании исторически сформировалась своя система. А в Германии есть общее определение правозащитника, охватывающее довольно большое количество понятий.

Этимология слова Адвокат

Термин “адвокат”, впрочем, как и многие другие юридические понятия, возник в Древнем Риме. Изначально он обозначал кого-то из близких обвиняемого, чаще всего – родственника, который сопровождал его во время разбирательств, оказывал поддержку, иногда мог выступать от его имени. Со временем подобная деятельность стала профессиональной. Особенно ярко это закрепилось в период Юстиниана.

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры Этимология слова Адвокат

Русское слово «адвокат» заимствовано из немецкого языка в Петровскую эпоху. Немецкое же Advokat происходит от латинского слова advocatus, субстантивированное причастие от глагола advocare «защищать, помогать словом, призывать к помощи».

Появление адвокатуры в России

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры

Суд в Московском государстве — картина С.В. Иванова. За столом — судья — воевода с помощником. Справа — писарь с бумагой в руках. Привели обвиняемого крестьянина. Палач с длинным кнутом в руках приготовился пытать его. Кнут назвался «длинник». Считалось, что под кнутом — под длинником — не утаить правды (отсюда выражение — «подлинная правда»). Если и под кнутом обвиняемый не признавался, палач, продолжая пытку, забивал ему гвозди под ногти (отсюда выражение — «узнать всю подноготную»). Под потолком — веревка с петлей. Во время пыток человека на завязанных назад руках поднимали наверх (пытка на дыбе).

В России зарождение адвокатуры связывают с институтом профессиональных поверенных, который появился в ХV веке как альтернатива личному присутствию при судебном разрешении спора; Псковская судная грамота предусматривала возможность использования поверенных для определенных категорий граждан (женщин, глухих, престарелых). Вплоть до ХIX российская адвокатура, не будучи организационно оформленной, была представлена поверенными или стряпчими, к которым не предъявлялось каких-либо требований, а принятые в основном в отдельных губерниях законодательные акты лишь устанавливали, кто не может выступать в качестве поверенного.

Организационное оформление адвокатура получила в России после принятия Судебных уставов (установлений) 1964 года, в частности после принятия 20 ноября 1864 года Устава гражданского судопроизводства, согласно которым поверенные делились на два вида: присяжные поверенные и частные поверенные. Предусматривалось создание органов адвокатского сообщества в виде Совета и Общего собрания присяжных поверенных; объединения присяжных поверенных создавались по территориальному принципу по месту нахождения региональных судов. Законодательно были установлены требования, предъявляемые к лицам, претендующим на поступление в присяжные поверенные, как то: возраст не менее 25 лет, наличие российского подданства, дееспособность и финансовая независимость, высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее пяти лет.

После революции 1917 года адвокатура в России была разгромлена: общее количество присяжных поверенных сократилось с 13 тысяч человек до 650, многие из которых эмигрировали либо были репрессированы как чуждый класс.

Декретом о суде от 22 ноября 1917 года № 1 были упразднены все дореволюционные судебные учреждения, а заодно и адвокатура. Декретом о суде от 7 марта 1918 года № 2 были учреждены коллегии правозащитников из числа трудящихся, которые не имели ни образования, ни тем более профессионального опыта правовой работы.

По существу указанные коллегии выступали обвинителями, граждане предпочитали обращаться за помощью к бывшим присяжным поверенным, которые перешли на полулегальное положение. Лишь 26 мая 1922 года решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено Положение об адвокатуре, с этой даты и отсчитывают историю советской адвокатуры.

В дальнейшем принятые законодательные акты закрепляют существование советской адвокатуры при судебных учреждениях под руководством органов юстиции.

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры

Тройки НКВД СССР действовали с августа 1937 по ноябрь 1938 года и осуществляли свою деятельность в соответствии с Оперативным приказом народного комиссара внутренних дел СССР от 30 июля 1937 года № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в составе руководителя управления НКВД СССР по республике (крае, области), секретаря обкома ВКП(б) и прокурора республики (края, области); имели право приговаривать к расстрелу, к заключению в лагеря или в тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Только после принятия Закона РСФСР «Об адвокатуре» от 30 ноября 1979 года и Положения об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 года адвокатура приобрела признаки независимости, в полной мере развившиеся в ныне действующем Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ.

Какие законы регулируют адвокатскую деятельность?

У адвокатов гораздо больше возможностей по сравнению с обычными юристами. В то же время их деятельность довольно специфична, поэтому она регулируется целым рядом международных и национальных нормативно-правовых актов. Это Всеобщая декларация прав человека, которая до сих пор продолжает оставаться актуальной. Только учтите, что речь идёт о современной версии.

Также нормы, регулирующие адвокатскую деятельность, права и обязанности адвокатов содержатся в Конституции РФ, в профильном федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в Кодексе профессиональной этики адвоката, который был принят в 2003 году.

Вопросы оказания адвокатских услуг применительно к отдельным видам судопроизводств регулируются в УК РФ и ГК РФ, а также в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ, УИК РФ и в других кодексах и законах, в постановлениях правительства и в нормативных актах Президента, министерств и ведомств. В процессе оказания услуг адвокаты также пользуются разъяснениями, содержащимися в Постановлениях Пленума Верховного суда РФ, практикой ЕСПЧ и другими источниками права. Как видим, речь идёт о довольно-таки большом блоке законов, ведомственных нормативных актов и документов. 

Что может сделать адвокат? Его обязанности

Любопытно, что первые адвокаты часто могли не владеть законом. Главным для них считалось ораторское искусство, умение убедить толпу в своей точке зрения. Речь могла длиться несколько часов.

Основная задача адвоката – это честное, разумное, справедливое отстаивание интересов и прав своего клиента. В рамках этого специалист может:

  • проводить правовой анализ отдельных документов или же целого пакета, а также создавшейся ситуации с учётом всех известных ему факторов;
  • давать экспертные заключения в качестве специалиста;
  • консультировать клиента по тем или иным вопросам, в которых адвокат разбирается;
  • составлять исковые и другие заявления;
  • подавать ходатайства, жалобы и прочее, чтобы оспорить законность действий второй стороны или государственных структур;
  • представлять интересы клиента, в том числе и в его отсутствие;
  • собирать всеми законными способами доказательства в пользу своего доверителя;
  • анализировать правоприменительную практику и выдвигать предложения по улучшению конкретных методов отстаивания прав, свобод и интересов как физических лиц, так и юридических;
  • в установленных законом случаях вносить денежный залог за клиента;
  • оказывать юридическую поддержку во время проведения различных мероприятий (обыска, допроса, выемки документов, прочее);
  • выполнять другие действия, если они законны и помогают адвокату отстаивать позицию клиента.

Необходимо отметить, что такой юрист связан далеко не только с теми, кто обратился к нему за профессиональной помощью. Он взаимодействует и с профессиональным сообществом, перед которым у него появляются определённые обязанности. В действующем законодательстве это прописано достаточно однозначно.

Итак, адвокат обязан:

  • оказать бесплатно юридическую помощь в тех случаях, когда это предусмотрено законом;
  • подчиняться требованиям об обязательном участии в уголовном судопроизводстве;
  • добросовестно, ответственно, честно и разумно отстаивать позицию собственного клиента всеми законными способами;
  • повышать свою квалификацию, следить за действующим законодательством и за актуальностью имеющихся знаний;
  • подчиняться требованиям адвокатской палаты;
  • действовать согласно адвокатской этике;
  • делать предусмотренные законом взносы для поддержки адвокатуры.

Помимо перечисленного, такой специалист также должен соблюдать адвокатскую тайну. Она касается как всего, что клиент ему сообщит, так и самого факта обращения за правовой помощью. Разглашение информации разрешено только по согласию клиента. В связи с этим адвоката не могут вызвать на допрос, чтобы узнать содержание беседы. А ещё телефонные разговоры такого специалиста нельзя прослушивать, запрещено проводить обыски и устраивать прочие мероприятия, которые могут поставить под угрозу соблюдение адвокатской тайны. То есть подобный профессионал пользуется определенным иммунитетом.

Роль адвоката в правовой системе

Рекомендации СПЧ о роли адвокатуры в правозащитной деятельности

СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры СПЧ подготовил специальные меры по повышению роли адвокатуры

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности»

31 марта 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел специальное заседание на тему «О роли адвокатуры в правозащитной деятельности».

Заслушав доклады руководителей Минюста России и Федеральной палаты адвокатов, выступления представителей постоянных комиссий Совета, общественных палат, адвокатского и судейского сообщества, а также ученых-юристов и экспертов, Совет констатирует органическую связь адвокатуры как правозаступничества с правозащитным движением.

Адвокатура без правозащитной компоненты, была бы лишена значительной части смысла своей деятельности как общественного служения.

В свою очередь, правозащитная деятельность, лишенная адвокатского соучастия в судьбах людей, оказывается недостаточно подкрепленной юридической аргументацией, точной правовой квалификацией фактов, профессиональной процессуальной поддержкой.

В то же время нельзя абстрагироваться от практики, когда правозащитные организации привлекают для оказания бесплатной юридической помощи гражданам лиц, не имеющих не только адвокатского статуса, но и высшего юридического образования, однако обладающих необходимыми опытом, знаниями и навыками. В рамках обсуждения данной темы в Совете такая практика имеет всестороннюю поддержку.

В настоящих Рекомендациях основное внимание уделено вопросам реформирования профессиональной адвокатуры.

Закрепленные в Конституции РФ положения о том, что каждому гарантируются судебная защита его прав и свобод и необходимое в этих целях получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой — в предусмотренных законом случаях — бесплатно (п. 1 ст. 46, п. 1 ст.

48), предполагают соответствующие обязанности государства по обеспечению данных гарантий и участие в осуществлении названных прав квалифицированных юристов-адвокатов.

Без квалифицированной юридической помощи со стороны профессионала, который в судебном процессе противостоял бы публичным институтам власти и мог бы обеспечить также равенство перед судом участников гражданско-правовых отношений, невозможен ни реальный доступ к суду, ни справедливое правосудие.

Достижение этих целей в правовой системе России обеспечивается, прежде всего, деятельностью такого института гражданского общества как адвокатура.В то же время существуют серьезные проблемы, которые препятствуют максимально эффективному осуществлению квалифицированной юридической помощи.

Оказание платной юридической помощи (за исключением такой помощи по уголовным делам) в Российской Федерации признается и широко распространено также в качестве предпринимательской деятельности, к которой – в отличие от адвокатской деятельности — не предъявляются никакие квалификационные и профессионально-этические требования, в том числе, касающиеся специального юридического образования ее субъектов, и не установлены формы ни ведомственного, ни профессионально-корпоративного контроля. Эти требования существуют только по отношению к оказывающим юридическую помощь адвокатам. Деятельность всех прочих физических и юридических лиц по оказанию платных юридических услуг практически не регулируется.

Если обязательное членство адвокатов в адвокатской палате (после успешной сдачи ими квалификационного экзамена и принесения присяги) является механизмом для допуска к профессии и профессионального контроля за их деятельностью (которая не является коммерческой (предпринимательской), то на юридические коммерческие организации (фирмы) не возлагается задача обеспечивать ни профессиональный уровень, ни доступность для граждан и организаций юридической помощи – они ориентированы на работу в сфере бизнеса и получение прибыли именно от оказания ему юридических услуг. Это же относится и к частнопрактикующим лицам (даже не всегда имеющим юридическое образование), не работающим в каких-либо правозащитных организациях – их число, по мнению членов Советов адвокатских палат субъектов федерации, в 6 — 10 раз больше числа адвокатов.

Делегирование профессиональному объединению адвокатов государственных полномочий по организации юридической помощи — при обязательном членстве в таком адвокатском объединении — адекватно конституционной ответственности государства за обеспечение квалифицированной юридической помощи.

Такая ответственность предполагает также необходимое совершенствование профессиональных и организационных предпосылок юридического консультирования и представительства, что осознается всеми отвечающими за эту деятельность субъектами — профессиональной адвокатской корпорацией, правозащитным сообществом и государством.

Это не должно толковаться как отрицание или умаление права любого лица привлечь для осуществления своего представительства или защиты и других специалистов — в самых различных областях знаний, включая правоведение, не имеющих статуса адвоката (в уголовном процессе — наряду с защитником-адвокатом). При этом на указанных лиц не распространяются специальные права и гарантии, предоставленные законодательством исключительно адвокатам.

Защита для адвоката

5 апреля 2016 г. 15:21

Подготовлены специальные меры по повышению роли адвокатуры

Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовил большой блок предложений по усилению гарантий адвокатской деятельности.

Среди резонансных новаций — введение уголовной ответственности за воспрепятствование в работе адвокатов и вмешательство в их деятельность. Предусмотрены также дополнительные гарантии, охраняющие адвокатскую тайну.

В подготовке проекта активное участие принимала Федеральная палата адвокатов России. Об этом сообщил исполнительный вице-президент ФПА России Андрей Сучков. Предложения, которые уже направлены в заинтересованные ведомства, в целом вписываются в государственную политику по совершенствованию системы правосудия.

По мнению представителей СПЧ и адвокатского сообщества, сегодня необходимы дополнительные меры, усиливающие линию защиты. Предлагается дополнить статью 294 Уголовного кодекса положением, устанавливающим уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности.

  • Сейчас, согласно этой статье, за вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей либо обязательные работы до 480 часов.
  • Точно такое наказание предлагается установить и для тех, кто чинит препоны адвокату.
  • Еще одно предложение: признать недопустимыми доказательства, которые следствие получило из адвокатских досье, если только это не орудие преступления или запрещенные вещества.
  • Такие поправки предлагается внести в статью 75 Уголовно-процессуального кодекса.

Другая проблема: сбор адвокатом информации, необходимой для защиты клиента. В этом плане защита с обвинением заведомо неравны. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, повышающий статус адвокатского запроса.

СПЧ предлагает усилить рассматриваемые нормы: сократить до 10 дней сроки, устанавливаемые для ответа на запрос адвоката, а также предоставить адвокату возможность сбора сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Сейчас СПЧ и ФПА ищут приемлемые формулировки, которые бы в разумных пределах приоткрывали перед адвокатам завесу над некоторыми тайнами.

Специальный пакет предложений запрещает следователям отказывать защите в назначении экспертизы, допросе свидетелей и других следственных действиях.

При этом предлагается прописать в статье 159 Уголовно-процессуального кодекса два дополнительных запрета.

Первое: нельзя отказать защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.

Второе: нельзя отказывать любому из участников процесса в приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста или иных документов.

Особый вопрос — безопасность адвокатов. Чтобы защитник мог честно исполнять свой долг, он должен быть спокоен не только за свою свободу, но и за свою жизнь. Увы, слишком часто у кого-то возникает желание наказать слишком зубастого адвоката.

«Российский закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает государственную защиту адвоката, членов его семьи и их имущества. Однако это скорее декларативная норма, — говорит Андрей Сучков.

— Специализированный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не содержит такого понятия, как «адвокат». Положения закона распространяются лишь на защитника обвиняемого или подсудимого.

Адвокаты-представители потерпевшего, гражданского истца или ответчика в уголовном деле остаются без защиты.

Не защищены адвокаты и в иных видах судопроизводства: гражданском, арбитражном, конституционном или административном, где накал страстей и суммы разрешаемых споров нередко превосходят то, что приходится наблюдать в уголовном деле».

По мнению экспертов, адвокатов необходимо включить в перечень лиц, на которых распространяется положения Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь: http://rg.ru/2016/04/05/podgotovleny-specialnye-mery-po-povysheniiu-roli-advokatury.html

Защита для адвоката. Статья Российской газеты о специальных мерах по повышению роли адвокатуры

  • Защита для адвоката
  • Владислав Куликов
  • Российская газета — Федеральный выпуск №6939 (71)
  • Подготовлены специальные меры по повышению роли адвокатуры
  • Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовил большой блок предложений по усилению гарантий адвокатской деятельности.
  • Среди резонансных новаций — введение уголовной ответственности за воспрепятствование в работе адвокатов и вмешательство в их деятельность. Предусмотрены также дополнительные гарантии, охраняющие адвокатскую тайну/

В подготовке проекта активное участие принимала Федеральная палата адвокатов России. Об этом сообщил «Российской газете» исполнительный вице-президент ФПА России Андрей Сучков. Предложения, которые уже направлены в заинтересованные ведомства, в целом вписываются в государственную политику по совершенствованию системы правосудия.

Справедливое судебное разбирательство — вот что нужно любому человеку в непростые минуты жизни. Рецепты, как этого достичь, более-менее известны: независимый суд, состязательность процесса, равенство сторон.

Сейчас в Госдуме рассматривается ряд законопроектов, способных повысить гарантии на справедливое правосудие. Недавно президент страны внес в Госдуму пакет законопроектов, расширяющих применения в стране суда присяжных.

Также планируется ввести обязательное видеопротоколирование процессов, повысить статус адвокатского запроса, обязать суды принимать в качестве доказательств аудио- и видеоматериалы.

Но, по мнению представителей СПЧ и адвокатского сообщества, сегодня необходимы дополнительные меры, усиливающие линию защиты. «Адвокат в суде действует не в своем интересе«, — говорит Андрей Сучков.

«Он защищает права граждан и организаций. Поэтому, усиливая гарантии деятельности адвокатуры, мы укрепляем защиту прав граждан«.

  1. Для этого предлагается дополнить статью 294 Уголовного кодекса положением, устанавливающим уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности.
  2. Сейчас, согласно этой статье, за вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей либо обязательные работы до 480 часов.
  3. Точно такое наказание предлагается установить и для тех, кто чинит препоны адвокату.
  4. Еще одно предложение: признать недопустимыми доказательства, которые следствие получило из адвокатских досье, если только это не орудие преступления или запрещенные вещества.
  5. Такие поправки предлагается внести в статью 75 Уголовно-процессуального кодекса.

Другая проблема: сбор адвокатом информации, необходимой для защиты клиента. В этом плане защита с обвинением заведомо неравны. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, повышающий статус адвокатского запроса.

СПЧ предлагает усилить рассматриваемые нормы: сократить до 10 дней сроки, устанавливаемые для ответа на запрос адвоката, а также предоставить адвокату возможность сбора сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Сейчас СПЧ и ФПА ищут приемлемые формулировки, которые бы в разумных пределах приоткрывали перед адвокатам завесу над некоторыми тайнами.

Специальный пакет предложений запрещает следователям отказывать защите в назначении экспертизы, допросе свидетелей и других следственных действиях.

При этом предлагается прописать в статье 159 Уголовно-процессуального кодекса два дополнительных запрета.

Первое: нельзя отказать защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.

Второе: нельзя отказывать любому из участников процесса в приобщении к материалам уголовного дела заключения специалиста или иных документов.

Особый вопрос — безопасность адвокатов. Чтобы защитник мог честно исполнять свой долг, он должен быть спокоен не только за свою свободу, но и за свою жизнь. Увы, слишком часто у кого-то возникает желание наказать слишком зубастого адвоката.

«Российский закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает государственную защиту адвоката, членов его семьи и их имущества. Однако это скорее декларативная норма, — говорит Андрей Сучков.

— Специализированный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства не содержит такого понятия, как «адвокат». Положения закона распространяются лишь на защитника обвиняемого или подсудимого.

Адвокаты-представители потерпевшего, гражданского истца или ответчика в уголовном деле остаются без защиты.

  • Не защищены адвокаты и в иных видах судопроизводства: гражданском, арбитражном, конституционном или административном, где накал страстей и суммы разрешаемых споров нередко превосходят то, что приходится наблюдать в уголовном деле».
  • По мнению экспертов, адвокатов необходимо включить в перечень лиц, на которых распространяется положения Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов«.
  • Не вмешиваться, не препятствовать, не угрожать
  • Иван Петров
  • Иван Соловьев, заслуженный юрист России, профессор Академии МВД России, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ:

— В настоящее время идет некое переформатирование позиции адвокатуры. Ей хотят придать более высокий статус и законодательно закрепить большие полномочия адвокатов. Но время того адвоката, который был в России в XIX веке, пока не вернулось в силу несоответствия уровня современной адвокатуры.

Адвокат однозначно вовлечен в судебное дело со всеми в этой связи последствиями. Однако не адвокат снимает напряжение между правоохранителями и предпринимателями, например. Решение находится посредством урегулирования конфликта, который возник между ними.

Адвокат, безусловно, может помочь решить спорные моменты, но он не является главным катализатором.

Эффективность уровня защиты адвокатов и до написания этих законодательных инициатив находится на должном уровне. Здесь же мы видим практически написанный адвокатский кодекс с явными барскими замашками.

Анастасия Рагулина, доцент Московской государственной юридической академии имени Кутафина, заместитель директора по научной работе юридической группы:

— Представляется целесообразным введение уголовной и административной ответственности за вмешательство в деятельность адвокатов. Давно назрела необходимость изменения ст. 294 УК РФ, устанавливающей ответственность за вмешательство в осуществление правосудия.

Нельзя под страхом уголовного наказания вмешиваться в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия и в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

Однако можно безнаказанно вмешиваться в деятельность адвоката, что не соответствует концепции правового государства.

Необходимыми можно признать и изменения, вносимые в административное законодательство. В том случае, если Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 5.38.

1 «Нарушение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре«, то это позволит привлекать к ответственности лиц, совершающих действия, направленные на нарушение адвокатской тайны, не принявших мер по обеспечению безопасности адвоката и членов его семьи, имущества профессионального защитника.

Игорь Кустов, адвокат:

— Предложения разумные и своевременные. В нынешних условиях адвокатам трудиться не только сложно, но зачастую и опасно. Другой вопрос, что все эти инициативы на пути превращения в законодательные, а потом и в законы, могут дойти в усеченном или переработанном виде. Вот этого не хотелось бы.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Зарождение присяжной адвокатуры — Адвокатская палата Республики Адыгея

Вплоть до знаменитой судебной реформы 1864 г., осуществленной Александром II, адвокатуры, в понимании близком к сегодняшнему, в России не существовало. 

Судебная реформа Александра II — комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861—1863 годах, утвержденная в 1864 году и проведенная в 1866—1899 годах.

Реформа предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты) и Кассационных департаментов Сената как общей третьей инстанции.

Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия.

Был создан институт присяжных, созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией.

Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда были реформированы судебное следствие, прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура).

Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями). 

Мысль о необходимости организации адвокатуры проходит через все стадии подготовительных к судебной реформе работ. В проекте графа Д. Н. Блудова, внесённого в Государственный совет в 1857 г., резко подчеркивается официальный, публичный характер адвокатской деятельности, но оставляется в стороне не менее существенный момент представительства адвокатом частных интересов. 

Присяжные стряпчие, по проекту, назначаются министром юстиции из лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени. Кандидаты на звание поверенных представляются министру начальниками губерний и председателями палат гражданского суда.

При назначении они приводятся к присяге; вести дела бедных они обязаны безвозмездно; размер вознаграждения определяется таксой; непосредственный надзор за поверенными принадлежит председателям судов и губернским прокурорам, высший надзор — министру юстиции.

Присяжным стряпчим присваиваются преимущества государственной службы, кроме жалованья и чинов; удаляются они только по приговору суда. 

Составителями судебных уставов счастливо удалось соединить в созданной ими адвокатуре элементы публичный и частный.

Присяжные поверенные отнесены к разряду «вспомогательных» для отправления правосудия «лиц», «участие коих… не только полезно, но даже необходимо».

С другой стороны, они представители интересов тяжущихся на суде и действуют на основании полномочий, полученных ими от доверителей.

Требования к адвокатам (присяжным поверенным) 

Присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, если они, сверх того, прослужили не менее 5 лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее 5 лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников (ст. 354 учр. суд. уст.). 

Не могут быть присяжными поверенными следующие лица: 

  • не достигшие 25-летнего возраста
  • иностранцы
  • объявленные несостоятельными должниками
  • состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почётные или общественные должности без жалованья
  • подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния
  • священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда
  • состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния
  • лица под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
  • исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  • лишённые права хождения по чужим делам, а также исключённые из числа присяжных поверенных (ст. 355). 

Составители уставов стремились к тому, чтобы в сословие вступали только лица, представляющие «верные ручательства знания, нравственности и честности убеждений».

Поэтому, не ограничиваясь установлением формальных условий, они предоставили советам присяжных поверенных полную свободу отказывать в приёме по своему усмотрению даже таким просителям, которые удовлетворяют требованиям закона (ст. 380).

Определения совета о непринятии в сословие, основанные на нравственной оценке личности претендента, не подлежат обжалованию

Адвокатские сообщества (сословия). 

Присяжные поверенные каждого округа судебной палаты объединяются в одно целое их общим собранием и советом. Функции общего собрания: 

  • определение числа членов совета в указанных законом пределах (от 5 до 15; ст. 361 учр.);

Реформа адвокатуры: пути повышения эффективности и доступности адвокатских услуг

Слонимский, М. Л. Реформа адвокатуры: пути повышения эффективности и доступности адвокатских услуг / М. Л. Слонимский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53778/ (дата обращения: 18.03.2022).



Статья посвящена вопросу поиска путей повышения эффективности и доступности адвокатских услуг. Актуальность статьи обусловлена дискуссией в российском обществе и в профессиональном адвокатском сообществе о перспективах реформы адвокатуры в Российской Федерации.

Автором проведена работа по исследованию законодательного регулирования адвокатской деятельности в РФ и возможных направлений совершенствования организационно-правовых форм адвокатских образований и совершенствования налогового регулирования в этой сфере.

Предложен ряд практических шагов, способных, по мнению автора, усилить эффект от проводимой реформы в интересах государства и общества.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатская деятельность, бизнес адвокатура, правовая помощь, юридические услуги, налоговое регулирование.

Необходимость реформирования отечественной адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности в Российской Федерации назрела давно, однако поводом для острых дискуссий в профессиональной среде стал подготовленный в Правительстве РФ проект «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи».

Документ в случае его принятия предусматривает фундаментальные изменения в адвокатуре. Многие практикующие адвокаты выступают категорически против обозначенной в проекте идеи умножить адвокатские ряды за счет юристов, не обладающих соответствующим статусом.

В то же время большинство региональных палат, а также Федеральная палата адвокатов считают реформы необходимыми, однако до сих пор в адвокатском сообществе нет консолидированного мнения о том, каково должно быть содержание реформ, и на что реформа должна быть направлена в первую очередь.

Мы считаем, что адвокатура, как и любой другой правовой институт, должна быть адаптирована к тем реалиям, в которых существует общество в каждый отдельный период времени, учитывать их и развиваться в соответствии с этими реалиями. Важно отметить, что деятельность адвоката осуществляется не только в интересах граждан или организаций, но и в интересах государства и общества.

Адвокатская деятельность не может быть чем-то статичным и, достигнув определенных успехов, остановиться в развитии. Наоборот, поскольку адвокатская деятельность предполагает оказание существенного влияния на жизнь людей и общества, в целом, она должна периодически подвергаться изменениям, направленным на повышение эффективности оказания услуг и улучшение их качества.

Между тем, на наш взгляд, классическая адвокатура переживает несомненный кризис. В последнее десятилетие наблюдается стойкая тенденция к переформатированию сферы оказания юридической помощи, в которой адвокатура хотя и выполняет функцию признанного субъекта ее предоставления, но наряду с иными субъектами, все более активно продвигающимися в сугубо адвокатскую сферу деятельности.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [1] и Кодекс профессиональной этики адвоката [2] закрепляют положение о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью, поэтому любая адвокатская организация в настоящее время существует как некоммерческая организация.

Однако, те же нормы не запрещают адвокату заниматься бизнесом вообще. Наличие запрета для адвокатов на осуществление предпринимательской деятельности распространяется только на область оказания юридических услуг.

Указанная особенность является одной из ключевых характеристик профессии адвоката в России, поскольку в понимании законодателя и части адвокатского сообщества адвокатская деятельность не должна преследовать цель извлечения прибыли.

На наш взгляд это не отвечает современным реалиям и требованиям. Адвокатура должна быть органично встроена и приспособлена к этим новым правовым реалиям, именно потому проблема развития законодательства об адвокатуре в сторону сближения адвокатской и предпринимательской деятельности на сегодняшний день приобретает особую актуальность.

Другой значимой особенностью отечественной адвокатуры является отсутствие организационно-правовой самостоятельности адвокатских образований [3].

Перечень форм адвокатских образований строго определен в законе.

Учреждаемые коллегии, бюро, адвокатские кабинеты и юридические консультации являются исключительно некоммерческими организациями, которые не вправе формировать и распределять прибыль [4].

Однако сегодня, на наших глазах происходят существенные изменения организационных форм адвокатской практики: наряду с индивидуально практикующими адвокатами и традиционными адвокатскими образованиями демонстрируют высокие результаты и квазиадвокатские образования, отличительными чертами которых является направленность на получение прибыли с участием юристов-практиков, не являющихся адвокатами. Кроме того, медиация и внесудебные способы разрешения споров все больше конкурируют с защитой и представительством клиентов в судах [5].

Ускоренное развитие технологий и глобализация радикально изменили юридическую практику. Общие знания по юридическим вопросам стали гораздо более доступными.

Активные маркетинговые и рекламные мероприятия приводят к тому, что клиент обращается к более активно рекламируемым субъектам рынка, исчезает территориальный фактор выбора адвоката.

При этом юридические фирмы, которые действуют параллельно с адвокатскими образованиями, не уступают последним в уровне профессиональной подготовки и качестве предоставления юридической помощи, объединяя при этом в своем составе адвокатов и юристов, не являющихся адвокатами [6].

  • Все это говорит о том, что адвокаты отныне находятся на высоко конкурентном рынке и адвокатское сообщество должно найти баланс между требованиями рынка юридических услуг и сохранением специфики адвокатской профессии.
  • В целом, на наш взгляд, именно принятие новых условий, а не попытки отгородиться от них, должны определить стратегию дальнейшего развития института адвокатуры.
  • Нельзя не согласиться с мнением, что суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг [7].
  • Однако очевидно, что реформа российской адвокатуры должна соответствовать не только интересам адвокатского сообщества, но и интересам государства.

Особенностью организации работы и ценообразования адвокатских и юридических услуг в России является работа адвоката и юриста «напрямую» с клиентом — частным лицом, а также низкий объем затрат. В этом смысле работа адвоката идентична работе иных самозанятых граждан. Идентичны и проблемы, с которыми сталкивается государство при регулировании таких рынков.

Расширение числа организационно-правовых форм (ОПФ) ведения адвокатской деятельности, легализация коммерческих ОПФ в адвокатуре с уравниванием систем налогообложения адвокатских образований с бизнесом, на наш взгляд, является наиболее перспективным вариантом развития законодательства в этой сфере. Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом налогообложения в виде доходов была бы наиболее эффективным вариантом для адвокатов. Целесообразно рассмотреть и возможность налогообложения указанных услуг посредством приобретения патентов в разных формах.

  1. Не стоит также игнорировать возможность введения одинаковых подходов к налогообложению адвокатов, работающих по трудовому договору, и самостоятельных (участников НКО и учредивших кабинет) членов адвокатского сообщества.
  2. На наш взгляд, данные реформы вполне оправданы, полезны с точки зрения повышения эффективности и качества услуг, оказываемых адвокатами, могут быть применены в практической деятельности и являются чрезвычайно полезными как для адвокатского сообщества, так и для государства и общества в целом.
  3. Литература: