Актуальное

Пенсионное обеспечение чернобыльцев — как правильно поступить — совет юриста

4 февраля 2021 в 14:23

Пенсионное обеспечение чернобыльцев - как правильно поступить - совет юриста

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

  • Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
  • Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
  • Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Читайте также:  Как установить родство с умершим

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к.

одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

https://www.youtube.com/watch?v=QIOsetWpXg0\u0026pp=ygWNAdCf0LXQvdGB0LjQvtC90L3QvtC1INC-0LHQtdGB0L_QtdGH0LXQvdC40LUg0YfQtdGA0L3QvtCx0YvQu9GM0YbQtdCyIC0g0LrQsNC6INC_0YDQsNCy0LjQu9GM0L3QviDQv9C-0YHRgtGD0L_QuNGC0YwgLSDRgdC-0LLQtdGCINGO0YDQuNGB0YLQsA%3D%3D

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

  1. Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
  3. Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
  4. Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).
  5. Читайте далее:
  6. «Паттерн безразличия и бездействия»: КС об ответственности за угрозы
  7. Медицина, финансы, поддержка и жилище: новые законопроекты
  8. Имею право на неприкосновенность жилища

Пенсионный спор по чернобыльской пенсии. Дело выиграно, пенсия назначена досрочно

  • Прежде чем я расскажу об этом деле, поделюсь небольшой информацией по основаниям для досрочного назначения пенсии по Чернобылю.
  • В соответствии с нормами  Закона РФ Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся,  в том числе  граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
  • То есть гражданин должен проживать или работать на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (или одновременно проживать и работать).
  • При этом в последнее время, как показывает  судебная практика, надо доказать фактическое нахождение гражданина в льготной зоне.
  • Если, например, гражданин учился или работал в чистой зоне, то,  несмотря на наличие у него регистрации по месту жительства в льготной зоне, этот период исключается из периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суды в таких ситуациях встают на сторону пенсионного фонда, что подтверждается судебной практикой. А теперь о деле.

https://www.youtube.com/watch?v=QIOsetWpXg0\u0026pp=YAHIAQE%3D

В данном деле  отказ пенсионного фонда как раз обосновывался тем, что место работы моего  доверителя  не совпадало с его местом жительства, которое было отнесено к  льготной зоне. Причем, расстояние от места работы до дома составляло более 200 км. Мой доверитель работал в г. Липецке, а проживал в с. Путятино Рязанской области (зона с льготным социально-экономическим статусом).

Перспектива дела была неясной, но мы решили приложить все усилия для достижения победы. Основной задачей было убедить суд, что истец каждый день ездил на работу, проезжая 217 км туда и столько же обратно.

  1. Нами были представлены следующие доказательства:
  2. — подробные пояснения истца;
  3. — показания  свидетелей;
  4. — ответ бывшего работодателя о том, что служебное жилье истцу не предоставлялось, общежитием  и иными местами  для проживания работников организация не располагает;
  5. — справкой с медицинского учреждения с. Путятино, о том, что истец состоит на учете и постоянно наблюдается в их учреждении, в том числе с онкологией;
  6. — сведения с РСА о том, что в спорный период истец был допущен к управлению транспортными средствами;
  7. — сведения из РЭГ ГИБДД МОМВД о наличии зарегистрированных транспортных средств на истца;
  8.   — справки по месту жительства о проживании истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
  9. — временное удостоверение, подтверждающее право на льготы.

В суде мы говорили о том, что необходимость работы в другом регионе связана с отсутствием вакантной работы по  специальности истца в месте его проживания. Кроме того, работа  истца не являлась круглосуточной и не исключала его проживание по своему адресу регистрации по месту жительства.

Также я делала упор на то, что доказательств обратного (что истец жил в г. Липецке)  ответчик не представил суду.

Пенсионный фонд же в этом деле занимал непонятную позицию, заключающуюся в том числе в том, что: нами не приведены доказательства того, что  в период работы истца в г.

Липецке, его здоровью был причинен вред, находящийся в причинно-следственной связи с проживанием в  загрязненной зоне, в связи с чем он мог бы иметь право на компенсацию причиненного вреда в виде снижения пенсионного возраста. 

 То есть пенсионный фонд полагал, что для назначения досрочной пенсии по Чернобылю кроме всего остального, должен быть установлен еще вред здоровью истца, причиненный ему при проживании в  загрязненной зоне!

Понимаете, до чего додумались? Я, имея большой опыт в пенсионных делах, была мягко сказать удивлена такой позиции ответчика.

Итог рассмотрения дела был для нас положительным, суд полностью удовлетворил наш иск.

Потом была апелляция. В апелляционной жалобе пенсионный фонд очень много привел доводов, одним из которых был:

о необходимости  определения  в качестве юридически значимого обстоятельства, подлежащего доказыванию, то, на каком автомобиле истец перемещался в г. Липецк, какому износу был подвержен автомобиль, а также какие показатели приборов учета на данном автомобиле.

К апелляции мы были подготовлены.

Истец дал краткие пояснения, я также указала на то, что истец по объективным причинам не мог предоставить сведения об износе автомобиля и о показателях приборов учета, поскольку за спорный период (с 2009 по 2020 год) истец сменил несколько  транспортных средств. Кроме того, он не мог заранее знать о том, что данные о его транспортных средствах будут в последующем необходимы, и что их необходимо фиксировать.

Апелляция оставила решение суда в силе, которое также было обжаловано в порядке кассации. Кассация также оставила судебные акты без изменения.

Итог —  выход истца  на пенсию в 57 лет.

Какие льготы и социальные гарантии положены чернобыльцам

© Парламентская газета

Кто имеет право на льготы?

В России вопросы помощи людям, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, регламентирует одноименный Федеральный закон № 1244-1.

Всего в нем содержится девять категорий граждан, которые могут рассчитывать на социальную поддержку от государства, — причем в этот список входят не только те, кого крупнейшая радиационная авария XX века затронула непосредственно, но и те, кто пострадал от ее отложенных последствий:

— граждане, получившие лучевую болезнь или подвергшиеся радиационному облучению либо из-за самой аварии, либо в процессе работ по ликвидации;

— граждане, ставшие инвалидами во время работ по ликвидации, включая военнослужащих, военнообязанных и сотрудников МВД и Государственной противопожарной службы, откомандированных в Зону отчуждения, эвакуированных и переселенных (в том числе добровольно) с загрязненных радиацией территорий, а также доноров костного мозга — вне зависимости от того, когда именно у них появилась инвалидность;

— ликвидаторы, работавшие непосредственно на самой АЭС или в Зоне отчуждения, принимавшие участие в эвакуации людей и животных, а также те, кто в 1988-1990 годах участвовал в строительстве объекта «Укрытие» — защитного саркофага над разрушенным четвертым энергоблоком; кроме того, в эту категорию входят врачи и медсестры, которые лечили ликвидаторов и гражданское население и при этом получили сверхнормативные дозы облучения с 26 апреля по 30 июня 1986 года;

— мирные граждане и военнослужащие, работавшие на ликвидации последствий катастрофы в 1988-1990 годах;

— граждане, эвакуированные или выехавшие добровольно из Зоны отчуждения в 1986 году или позже. Очень важный момент: в эту категорию входят также еще не родившиеся дети. То есть если с зараженных территорий выехала беременная мамочка — право на льготы будет иметь и она сама, и ее на тот момент еще не появившийся на свет ребенок;

— граждане, постоянно работающие или проживающие на территории так называемых зон отселения. Согласно статье 9 того же закона, это местности, расположенные за пределами Зоны отчуждения, но где все равно наблюдается избыточный радиационный фон — в том числе превышены показатели загрязненности почвы и воздуха цезием-137, плутонием-90 или стронцием;

— граждане, постоянно работающие или проживающие в зонах с правом на отселение. От предыдущей категории они отличаются тем, что если в зоны отселения людей должны были эвакуировать в обязательном порядке, то здесь — по их собственному выбору. В случае если человек принимает решение оттуда выехать, он получает право на государственную поддержку и возмещение полученного вреда;

— граждане, работающие в зоне отселения, но постоянно там не проживающие;

— граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

— военнослужащие, а также сотрудники МВД, пожарные и спасатели, проходившие службу в самой Зоне отчуждения, на территориях зон отселения и зон проживания с правом на отселение;

— дети и подростки. Это особая категория с особыми правилами. Так, как уже упоминалось ранее, право на социальную поддержку имеют дети, которые еще не родились на момент катастрофы или эвакуации из самой Зоны отчуждения и прилегающих зараженных территорий.

Кроме них, помощь от государства распространяется на детей первого поколения граждан, пострадавших от взрыва на Чернобыльской АЭС, если один из родителей получил облучение радиацией.

А также — на детей второго и последующих поколений, если у кого-то из их родителей вследствие катастрофы развились тяжелые лучевые или генетические недуги.

https://www.youtube.com/watch?v=ZKGgzdO0Js4\u0026pp=ygWNAdCf0LXQvdGB0LjQvtC90L3QvtC1INC-0LHQtdGB0L_QtdGH0LXQvdC40LUg0YfQtdGA0L3QvtCx0YvQu9GM0YbQtdCyIC0g0LrQsNC6INC_0YDQsNCy0LjQu9GM0L3QviDQv9C-0YHRgtGD0L_QuNGC0YwgLSDRgdC-0LLQtdGCINGO0YDQuNGB0YLQsA%3D%3D

В зависимости от категории, в которую входит тот или иной гражданин, ему положены те или иные формы социальной поддержки: право досрочного выхода на пенсию, денежные выплаты, жилищные льготы, налоговые и трудовые преференции и так далее.

Так, большинству категорий положены ежемесячные денежные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от степени ущерба, который получил человек:

Лица, ставшие инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, а также ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения с 1986 по 1987 год, — 3540 рублей.

Лица, перенесшие лучевую болезнь из-за взрыва или в ходе работ по ликвидации последствий аварии, ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения с 1988 по 1990 год, а также эвакуированные в 1986 году из Зоны отчуждения — 2834 рубля.

Жители зон для проживания с правом на отселение или в зоне отселения до их переезда в другие районы — 708 рублей. Дети и подростки, если у них есть тяжелые заболевания, возникшие из-за катастрофы или из-за облучения радиацией одного из родителей, — 2834 рубля. Если из-за этого ребенок стал инвалидом — 3540 рублей.

Рабочие и служащие органов МВД и Государственной противопожарной инспекции, получившие радиационное облучение во время работы или службы в Зоне отчуждения, — 2834 рубля. Дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зонах отселения или в зонах с правом на отселение, — 1770 рублей.

Кроме того, некоторые категории вправе рассчитывать на компенсацию ежемесячных расходов:

— инвалидам и гражданам, получившим лучевую болезнь во время работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, положена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Сюда входят взносы на капитальный ремонт и содержание общего имущества, расходы на газ, свет, воду и отопление.

Коме того, инвалидам ЧАЭС положена компенсация на приобретение топлива — в том случае, если они живут в домах, не подключенных к центральному отоплению.

Пострадавшие от катастрофы и участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС получают в том числе и пенсионные льготы. В первую очередь стоит сказать о праве таких граждан на досрочный выход на заслуженный отдых.

Ликвидаторы, работавшие в Зоне отчуждения в 1986-987 годах, имеют право выйти на пенсию на 10 лет раньше срока.

Ликвидаторы, работавшие в 1988-1990 годах, могут обратиться за пенсионным обеспечением на пять лет раньше.

Те, кто получил радиационное облучение, но не стал в результате инвалидом, могут выйти на пенсию на год — пять лет раньше срока, но только если у них есть не менее чем пятилетний трудовой стаж.

Еще одна категория льгот — рабочие. Так, по ней люди, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, могут рассчитывать на дополнительные две недели отпуска и преимущественное право на оставление во время сокращений рабочих мест. А также — на право получать зарплату в прежнем объеме, если их в силу каких-то корпоративных причин вдруг перевели на менее оплачиваемую должность.

Также ветеранам и инвалидам Чернобыля положены и другие категории льгот:

— внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд и так далее;

— обслуживание без очереди на транспорте, в организациях связи, общественного питания, ремонта транспорта и так далее;

— внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

— внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание;

— ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14 лет, 300 рублей на покупку продуктов.

Конституционный Суд РФ подтвердил право лиц, ставших инвалидами в связи с воздействием радиации на Чернобыльской АЭС, на две пенсии — Новости — Пресс-центр — Главная — Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Электронная почта для обращений: [email protected]

4 февраля 2021

Конституционный Суд РФ подтвердил право лиц, ставших инвалидами в связи с воздействием радиации на Чернобыльской АЭС, на две пенсии

3 февраля 2021 года Конституционный Суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Подвязникова А.Л.

на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 Указанными статьями инвалидам-чернобыльцам предоставляются страховые пенсии по старости и пенсии по инвалидности. 

Суд установил, что заявитель, будучи призванным на военные сборы, принимал участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и в 2018 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

А.Л. Подвязников полагал, что имеет право получать одновременно две пенсии – по старости и по инвалидности. Пенсионный фонд РФ отказал заявителю, сославшись на то, что получение двух таких пенсий предоставляется гражданам, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Суды, рассматривавшие дело, встали на позицию Пенсионного фонда.

Конституционный Суд РФ подтвердил права заявителя.

Суд указал, что право на одновременное получение двух пенсий отдельными категориями граждан непосредственно в Конституции РФ не закреплено и представляет собой социальную льготу.

В частности, пенсии по инвалидности и страховые пенсии по старости предоставляются военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, что обусловлено признанием общества их заслуг по защите Отечества.

Исполнение обязанностей военной службы, отметил Конституционный Суд, может осуществляться не только военнослужащими, но и гражданами, проходящими военные сборы.

По общему правилу, с учетом объема и характера обязанностей, они имеют разные статусы.

Однако военнообязанные-ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы, как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, действовали в публичных интересах, в условиях опасных для жизни.

Конституционный Суд подчеркнул, что законодатель распространил на этих лиц порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы. Нормы не предполагают отказа в предоставлении заявителю двух пенсий.

Ознакомиться с определением Конституционного Суда РФ можно по ссылке: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision513162.pdf

Назад к списку

Льготы чернобыльцам: права чернобыльцев, категории чернобыльцев | Правоведус

Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению тысячи квадратных километров территорий большого количества стран, пострадали сотни тысяч людей. Различные расходы в области реабилитации и возмещения ущерба здоровья, а также предоставления льгот чернобыльцам, взяла на себя Россия и бывшие республики СССР.

Права чернобыльцев

Основным нормативным документом, регламентирующим статус чернобыльца, является Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законодательный акт направлен на осуществление социальной поддержки гражданам, пострадавшим после чернобыльской катастрофы, он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.

Согласно закону чернобыльцы имеют право на:

  • возмещение вреда здоровью и имущества;
  • на социальную поддержку;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате проживания в местности, подвергшийся заражению радиацией;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате выполнения работ на территории с радиоактивным заражением.

Программа отселения чернобыльцев

Важнейшим фактором для принятия решения об оказании социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения на территории, где они проживают на постоянной основе или ведут трудовую деятельность. Так в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона допустимым показателем признается облучение, не превышающее 1 м3в (миллизиверт).

Также Законом установлено, что лица, которые находятся в зоне облучения, должны быть отселены в рамках Единой государственной программы на определенное расстояние от опасных населенных пунктов. Важно, что возможность самостоятельно выбирать место проживания остается за гражданином.

Категории чернобыльцев

Зона, попавшая под воздействие негативной радиоактивности, разделена на четыре территории:

  1. Зона отчуждения. Земли, расположенные вокруг здания АЭС, находящиеся в непосредственной близости от 4-х энергоблоков. На данной территории проживание граждан запрещено, также как и ограничена возможность ведения хозяйственной деятельности и природопользования.
  2. Зона отселения. Население было отселено с данной территории до момента понижения риска радиационного ущерба. Лица, выехавшие с загрязненной радиацией области, могут полностью рассчитывать на возмещение вреда и социальную поддержку.
  3. Область, где проживающие лица имеют право на отселение. В данной зоне осуществляется постоянный медицинский контроль за здоровьем каждого человека, а также проводятся различные мероприятия, направленные на снижение риска заболеваемости населения. Из данной области граждане также имеют право переехать и пользоваться льготами, предусмотренными Законом.
  4. Зона с допустимым уровнем радиации. Жители этой территории также имеют право на социально-экономические льготы и поддержку государства.

Кто имеет право на льготы чернобыльцев

Согласно нормам российского законодательства льготы для чернобыльцев могут получить следующие категории граждан:

  • лица, которые получили лучевую болезнь или другое заболевание, возникшее вследствие катастрофы в Чернобыле или работ по ликвидации последствий;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь или иное заболевание, полученное вследствие осуществления деятельности по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
  • лица, имеющие статус инвалида, полученный в результате облучения после чернобыльской аварии, в том числе:
    • те, кто был командирован или направлен временно на зараженную территорию для устранения последствий;
    • военнослужащие и военнообязанные, работники противопожарных служб и сотрудники ОВД, участвующие в работах по ликвидации последствий катастрофы;
    • лица из числа населения, эвакуированные с территории отчуждения;
    • лица, ставшие донорами костного мозга для спасения пострадавших в результате чернобыльской аварии, при этом граждане имеют право на льготы в независимости от времени, когда произошла трансплантация или развитие инвалидности.
  • граждане, выполняющие работы на территории чернобыльской катастрофы (в том числе медицинский персонал), действия которых были направлены на ликвидацию аварии и ее последствий, в том числе эвакуацию населения, животных и материальных ценностей;
  • граждане, выехавшие за пределы зоны отчуждения в 1986 г, как правило, это дети граждан, находящиеся на стадии внутриутробного развития в момент эвакуации;
  • лица из числа населения территории проживания с правом отселения, а также граждане, которые вели на этих территориях свою трудовую деятельность;
  • граждане, проживающие и работающие на территории, где предусмотрены льготы социально-экономического направления;
  • лица, которые переехали из зоны проживания с правом отселения;
  • военнослужащие, проходящие службу на территории, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы.

Важно! Отдельные льготы в разных регионах могут отличаться. Так, в Москве граждане, пострадавшие в результате воздействия радиации, сохранили право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.

Льготники-чернобыльцы имеют право:

  • на улучшение жилищных условий;
  • на скидку в размере 50% на оплату коммунальных услуг и жилья, а также от стоимости топлива, если оно приобретается для обогрева помещения;
  • на приоритетность сохранения рабочего места в случае сокращения штата, при этом преимущество действует независимо от стажа работы в организации;
  • на внеочередное вступление в участники садоводческих, жилищных и гаражных кооперативов;
  • на внеочередное обеспечение земельными участками, если чернобылец в этом нуждается, и на приобретение садового домика;
  • на оказание медицинских услуг и обслуживание в аптеках без очереди;
  • на прием детей в дошкольных, лечебных и санаторных учреждениях вне очереди и на обеспечение детей бесплатными обедами в данных заведениях либо компенсации таковых;
  • на обеспечение местами в домах-интернатах для инвалидов, престарелых и пансионатах ветеранов;
  • преимущественное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией чернобыльца;
  • на дополнительный отпуск и на гарантии, сохраняющие средний заработок за 4 месяца работы, а также непрерывный трудовой стаж.

Важно! Особенно регулируются вопросы, касающиеся пенсии для чернобыльцев они имеют право на досрочный выход на пенсию. Минимальный страховой стаж выхода на пенсию составляет 5 лет.

Льготы для чернобыльцев

Фактически остаются без изменения все льготы чернобыльцев по настоящее время. Так, по-прежнему будет выплачиваться доплата из бюджета, если гражданин был переведен на другую работу по состоянию здоровья. Доплата будет производиться до момента восстановления здоровья либо до признания гражданина инвалидом.

Пособие по временной нетрудоспособности чернобыльцу выплачивается в 100% размере и ежемесячно каждому пострадавшему выделяется пособие в виде денежной компенсации, размер которого определяется в соответствии с категорией граждан.

Порядок получения льгот чернобыльцам

Для оформления льгот заявителю в первую очередь необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы получить «Удостоверение чернобыльца», которое в последующем нужно предъявлять по месту требования, например в ЖКХ для получения льготы по коммунальным платежам.

Документы для получения статуса чернобыльца

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖКХ о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Льгота дополнительный отпуск чернобыльца

Те категории граждан, которые имеют право на льготы для чернобыльцев (не все категории чернобыльцев имеют право на дополнительный отпуск), могут воспользоваться правом на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, при этом самостоятельно назначить дату начала этого отпуска. Дополнительный отпуск длится не более 14 дней и его оплата осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для получения оплаты за дополнительный отпуск гражданину необходимо обратиться с заявлением в органы социальной защиты. Документы, которые нужно предоставить:

  • паспорт;
  • удостоверение, дающее право на льготу;
  • справку о размере среднего заработка;
  • сведения об открытии банковского счета для перечисления средств.

Важно! Право на дополнительный оплачиваемый отпуск на срок от 7 до 14 дней также имеют дети, которые находились в зоне проживания с правом отселения на стадии внутриутробного развития, родившиеся не позднее 01 апреля 1987 г.

Помимо непосредственно чернобыльцев, на некоторые льготы также имеют право члены их семьи. Так, вдовы чернобыльцев, равно как и иные члены семьи, при их совместном проживании имеют право на скидку в 50% при оплате коммунальных платежей.

Также на членов семьи чернобыльца (отдельных категорий чернобыльцев) распространяется право на улучшение жилищных условий вне очереди и трудовые льготы при сокращении штата, их увольняют в последнюю очередь.

Дети чернобыльцев должны без очереди устраиваться в детские сады.

Важно! Члены семьи, находящиеся на иждивении ликвидатора аварии в Чернобыле, после его смерти должны получать выплаты по потере кормильца.

Чернобыльские льготы в других странах

Следует отметить, что не только Российская Федерация осуществляет социальную поддержку лицам, имеющим статус чернобыльца, но и другие страны поддерживают своих граждан:

  1. Украина положение чернобыльца регулируется отдельным законодательным документом Законом Украины №796-XII от 28.02.1991 г. «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы». Законодательный акт мало чем отличается от российского аналога, льготники делятся на категории, согласно которым назначаются выплаты и компенсации.
  2. Белорусь

Льготная пенсия проживающим в чернобыльской зоне – какие проблемы при назначении, если работал на чистой территории

Статьи 15 Сентября 2021 г.

Проживающие в чернобыльской зоне граждане имеют право на льготную досрочную пенсию по старости. Но если они работали на чистой территории, то часто возникают проблемы с назначением выплат. ПФР отказывает им в назначении пенсии, если место работы было в другом чистом городе или регионе. Но выход есть

Льготная пенсия гражданам, проживающим в чернобыльской зоне, назначается со снижением пенсионного возраста, то есть досрочно. Но очень часто ПФР отказывает в назначении такой льготной досрочной пенсии, если граждане работали не по месту жительства, а в другом чистом городе.

Право граждан, проживающих в чернобыльской зоне, на досрочную пенсию

Закон устанавливает, кто имеет право на льготную досрочную пенсию по старости — это граждане, проживающие и (или) работающие на территории чернобыльской зоны.

https://www.youtube.com/watch?v=ZKGgzdO0Js4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Под чернобыльской зоной понимается определенная территория. Соответствующий перечень населенных пунктов, относящихся к ней, установлен Правительством России.

Так к этой территории относятся города и села в Тульской, Брянской, Рязанской областях и других регионах страны. Проживающие там люди подвергаются воздействию радиации вследствие аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС в 1986 году. И в качестве меры, компенсирующей такое влияние радиации, законодатель установил льготы — в том числе право граждан досрочно выйти на пенсию.

Возраст выхода на пенсию для проживающих в чернобыльской зоне снижается в зависимости от статуса зоны проживания.

Например, граждане, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом, могут выйти на пенсию на 3 года раньше.

Причем эти три года считаются не с новой возрастной планки, которая в рамках пенсионной реформы поднимается каждый год, а с ранее установленной.

То есть мужичины, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом, могут выйти на пенсию в 57 лет, а женщины в 52 года.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Статья 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Итак, граждане, проживающие в чернобыльской зоне, имеют право на досрочную пенсию. И возраст выхода на пенсию зависит от времени проживания на льготной территории.

Что является доказательством проживания в чернобыльской зоне?

  • Когда человек обращается в Пенсионный фонда с заявлением на назначение досрочной пенсии, как проживающий в чернобыльской зоне, то важно подтвердить факт этого проживания на льготной территории.
  • Консультация
  • В качестве доказательства проживающие в чернобыльской зоне могут предоставить справки из ЖЭУ о регистрации по месту жительства в определенный период.

Также справки о проживании в чернобыльской зоне выдают администрации по месту жительства.

В этих справках указано, по какому адресу жил гражданин, и отмечено, что населенный пункт относится к льготной территории чернобыльской зоны.

Сам факт регистрации по месту жительства в чернобыльской зоне обычно является достаточным доказательством проживания на этой территории.

Но если вдруг ПФР обнаружит, что человек был зарегистрирован в этом загрязненном радиацией населенном пункте, а работал в другом городе (чистом), который не относится к чернобыльской зоне, то может быть вынесено решение об отказе в назначении льготной пенсии.

Работал в чистом городе – значит, и жил здесь же, — считает ПФР. Но с такой позицией ПФР проживающий на льготной территории гражданин вполне может поспорить.

Будет ли досрочная пенсия проживающему в чернобыльской зоне, если он работал на чистой территории?

Как показывает моя практика по таким спорам с ПФР, пенсию в итоге назначат досрочно, если доказать, что человек проживал в чернобыльской зоне, несмотря на работу на чистой территории.

Пример:

Екатерина всю жизнь была прописана в Новомосковске, а работала в Туле. Она считалась проживающей в чернобыльской зоне, уже получала некоторые льготы. Новомосковск относится к чернобыльской зоне, а Тула – нет. Каждый день она ездила на работу из дома, а вечером – обратно домой. Фактически она проживала в Новомосковске, квартиру в Туле не снимала.

ПФР отказал ей в назначении льготной досрочной пенсии в 52 года, т.к. справки о регистрации по месту жительства его не убедили, потому что место работы Екатерины было в Туле.

Мы подали жалобу на отказ ПФР в назначении льготной досрочной чернобыльской пенсии. Мы доказали, что Екатерина на самом деле всегда проживала именно в Новомосковске, а не в Туле. В итоге пенсия была ей назначена с 52 лет, все недополученные выплаты были произведены Екатерине в полном объеме.

Практика по таким делам показывает — важно подтвердить всеми возможными доказательствами, что человек действительно проживал в чернобыльской зоне, а на работу в чистый от радиции населенный пункт просто постоянно ездил.

Помните, сама по себе прописка в чернобыльской зоне ничего не значит, если ваш работодатель находится в чистой зоне. В данном случае придется доказывать факт проживания по месту прописки. Также надо будет доказывать, как вы добирались до работы. Если не докажете, то и льготную пенсию вам не назначат.

Пример:

Анжела была прописана в чернобыльской зоне (город Узловая Тульской области), а фактически жила и работала на Дальнем Востоке. Ей было отказано в назначении досрочной пенсии, потому что она не была проживающей в чернобыльской зоне.

Она не доказала, что жила в Узловой, и это понятно. В данном случае ПФР прав.

Пенсия проживающим в чернобыльской зоне – почему ПФР отказывает

ПФР отказывает в назначении досрочной пенсии, если считает, что человек на самом деле не проживал по месту регистрации. И такой вывод он делает просто потому, что человек работал в другом чистом городе.

Человек не может каждый день за тридевять земель ездить на работу и обратно домой – считает Пенсионный фонд. Но, как показывает судебная практика, ПФР может быть не прав.

Если хотите, чтобы вам досрочно назначили пенсию как проживающему в чернобыльской зоне, надо подготовиться к спору с Пенсионный фондом в суде.

Можно ли обжаловать отказ ПФР в назначении досрочной пенсии проживающим в чернобыльской зоне

Да, суды выносят решения о признании отказа ПФР незаконным и обязывают Пенсионный фонд назначить льготную пенсию гражданину, проживающему в чернобыльской зоне.

Как показывает моя практика по таким делам, очень важно еще до суда проработать план действий.

Расстояние имеет значение. Суд оценивает расстояние между адресом проживания и адресом места работы.

Поэтому я всегда при оспаривании отказа ПФР в назначении досрочной пенсии готовлю для суда информацию о расстоянии между местом работы и местом проживания гражданина, оцениваю транспортнрую доступность. Важно подтвердить, что человек физически имел возможности добираться каждый день из дома до места работы и обратно.

Бывает, что место работы находится далеко от дома и человек работает по особому графику – например, 2-3 дня в неделю. На эти дни он уезжает на работу, а потом возвращается домой.

В этом случае надо по-другому доказывать факт проживания в чернобыльской зоне. Надо обосновать для суда расчеты – сколько времени человек проводил в загрязненном радиацией населенном пункте, а сколько – в чистом. Тогда также можно будет получить положительное решение суда и выйти досрочно на пенсию в связи с проживанием в чернобыльской зоне.

Особые сложности возникают у тех, кто работал на вахте. Но и здесь тоже можно доказать, что человек считается проживающим в чернобыльской зоне, а значит, имеет право досрочно выйти на пенсию.

Стратегию доказывания к каждом отдельно взятом случае я прорабатываю в ходе консультации и при подготовке документов для суда. Для победы в суде и получения нужного решения важна каждая деталь.

  1. Остались вопросы или нужна моя помощь?
  2. Пишите или звоните мне.
  3. Ваш юрист Елена Могилевская
  4. 8-903-038-16-50