Каким Образом Вносится Обеспечение Заявки И Обеспечение Исполнения Договора По 223-фз В 2023 Году
В предыдущей статье мы достаточно подробно разобрали вопрос о том, как обеспечивается исполнение госконтрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Вместе с тем, наряду с рынком государственных и муниципальных закупок существует и рынок закупок государственных корпораций, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И объем сделок, заключаемых на этом рынке, по итогам 2018 года в 3 с лишним раза превысил объем госзакупок. Общая сумма заключенных договоров по 223-ФЗ составила 19,573 трлн. рублей. За тот же период в по 44-ФЗ было заключено контрактов на сумму 6,355 трлн. рублей.
Давайте теперь попробуем разобраться, какие требования существуют к обеспечению исполнения контрактов при участии в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Как ни странно, Федеральный закон № 223-ФЗ напрямую вообще не регламентирует порядок обеспечения исполнения контрактов. Но в ч.1 ст.
2 данного закона установлена обязанность Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными Положениями о закупке. Далее, в ч. 2 ст.
2 указывается, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.
Такими требованиями являются, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Тем самым, закон предоставляет заказчику право самостоятельно принимать решение о необходимости устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов.
Следовательно, требования по обеспечению исполнения контрактов может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено (или допустимо) утвержденным Положением о закупке.
Таким образом, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контрактов установлен в Положении о закупках конкретного Заказчика, а также в документации о проведении закупки. Способ обеспечения участник может выполнить самостоятельно, если он не указан в Положении или в документации о такой закупке.
Какой способ обеспечения предпочтителен для исполнителя – денежный депозит или банковская гарантия? Разумеется, банковская гарантия, поскольку найдется немного исполнителей, готовых вывести из оборота денежные средства и заморозить их на весь срок исполнения контракта. Но при самостоятельном выборе способа обеспечения исполнения контракта Специалисты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют предварительно согласовать его с заказчиком, и желательно в письменной форме. Отсутствие конкретных указаний на способ обеспечения в Положении и закупочной документации может стать поводом для недобросовестного заказчика отказать в принятии банковской гарантии. И чем меньше таких поводов будет у заказчика, тем лучше для исполнителя.
Если с денежным депозитом все более или менее ясно, то о банковских гарантиях обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, есть необходимость поговорить подробнее.На практике, в Положениях о закупке обычно указывают на возможность обеспечения исполнения контракта, а нужно оно или нет в каждом конкретном случае – это указывается в закупочной документации. Таким образом, заказчик оставляет себе свободу действий и возможность выбора в зависимости от видов закупочных процедур, предметов закупки, условий исполнения контракта и т.п. Но, что особенно важно для исполнителей, в Положениях часто присутствуют требования к банкам-гарантам и требования к банковским гарантиям.Как выглядят требования к банкам-гарантам? Они могут быть представлены одним из трех вариантов:1. Конечный список из банков, гарантии которых готов принять заказчик.2. Требования к финансовым показателям банков (например, не менее 3 млрд. рублей по размеру капитала) или место в соответствующих рейтингах (например, ТОП 10 или ТОП 100 по размеру активов).3. Требования к кредитным рейтингам (например, рейтинги агентств НРА или AK&M не ниже А).
К чему это приводит? Для заказчика, безусловно, это возможность снизить свои риски, получив в качестве обеспечения исполнения контракта гарантии тех банков, которым он доверяет. А для исполнителя это может стать серьезной проблемой.
Предположим, что Ваша компания собирается заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на сравнительно небольшую сумму.
А заказчик при помощи одного из указанных выше трех способов отобрал 1,5 — 2 десятка крупных банков.
Вы когда-нибудь пробовали получить гарантию на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей в каком-либо банке из числа ТОП 10 или ТОП 20? Попробовав, Вы с удивлением узнаете, что Ваша компания с объемом годовой выручки в несколько десятков миллионов рублей (чем Вы не без оснований гордитесь) как клиент крупным банкам совершенно не интересна.
Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении кредитных продуктов, как правило, занимает не менее 2 недель и требует подготовки огромного количества документов. Надеюсь, Вы уже поняли, что можете столкнуться с серьезными трудностями при попытке обеспечить банковской гарантией исполнение контракта по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Для того чтобы избежать неприятностей эксперты Кредитно-страхового агентства рекомендуют внимательно изучать не только закупочную документацию, но и, в обязательном порядке, Положение о закупках. И реально оценивать свои возможности по обеспечению, как банковской гарантией, так и денежными средствами.
Если возникают сомнения, обратитесь к специалистам Кредитно-Страхового агентства. Конечно, они не смогут чудесным образом разрешить все проблемы, но, по крайней мере, профессионально оценят шансы на получение банковской гарантии и подскажут возможные варианты ее получения. А решение, как всегда, будет за Вами.
В заключение скажем несколько слов о различиях в обеспечении исполнения контрактов банковскими гарантиями по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом вопросе существуют два существенных отличия: 1. По Федеральному закону № 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий.
Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. Федеральный закон № 223-ФЗ не требует внесения банковской гарантии в Единый реестр.
2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть получена только в банке, входящем в официальный перечень Министерства финансов РФ.
Правительство установило, что такие банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
- наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
- наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «BB-(RU)» (до 1 января 2020 года — не ниже уровня «B-(RU)») по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruВВ-» (до 1 января 2020 года — не ниже уровня «ruB-«) по национальной рейтинговой шкале для РФ Рейтингового агентства»Эксперт РА».
Чтобы выиграть торги для начала надо принять в них участие. Дорогу осилит идущий !
Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.
Кредитно-Страховое агентство – участвуйте и выигрывайте вместе с нами !
Изменения в требованиях предоставления обеспечения в закупках
Требование об обеспечении в закупках не является новым условием, однако в 2022 году с учетом оптимизационного пакета (№ 360-ФЗ) участники закупок будут предоставлять обеспечение по обновленным требованиям.
Обеспечение заявки — это гарант подписания контракта со стороны участника в случае его победы в закупке. Такое обеспечение предоставляется на этапе подачи заявки всеми участниками (за рядом исключений).
Участник может предоставить обеспечение заявки по собственному выбору в виде денежных средств, которые исполнитель заранее вносит на специальный счет, открытый в уполномоченном банке, согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р, или в виде независимой гарантии.
Обеспечение, представленное в виде суммы на специальном счете, подлежит блокировке на этапе участия в закупке.
После участия денежные средства будут разблокированы в полном объеме (если участник не выиграл процедуру) или произойдет списание из суммы обеспечения 1% от НМЦК закупки, но максимум — 5 тыс. руб. (плата за участие в электронной процедуре, если по ее результатам с участником заключают контракт). Остаток будет разблокирован на спецсчете.
Подача заявки с 2022 года будет возможна только при наличии обеспечения у участника, если оно было установлено заказчиком. До конца 2021 года возможна ситуация, когда участник вначале направляет заявку, затем, до окончания подачи заявок происходит зачисление денежных средств на специальный счет или выпуск банковской гарантии и включение ее в реестр.
В конце статьи вы найдете определение основных понятий обеспечения в закупках.
В конце статьи есть шпаргалка
Требования к размеру обеспечения заявки прописаны в Законе № 44-ФЗ. Размер обеспечения составляет от 0,5% до 5% от НМЦК. Но в каждой конкретной закупке заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения с учетом указанного диапазона.
Более того, с учетом отдельных норм закона о контрактной системе к обеспечению заявки предъявляются различные требования. Заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявки в случае, если НМЦК не превышает 1 млн руб. С 2022 года данное основание закреплено в Законе № 44-ФЗ, а не в отдельном нормативном правовом акте.
Обеспечение заявки, если НМЦК составляет до 20 млн руб.:
- от 0,5% до 1% от НМЦК (в закупках для СМП и СОНКО может быть установлен только такой размер обеспечения заявок).
- Обеспечение заявки, если НМЦК составляет свыше 20 млн руб.:
- С 2022 года предприятия УИС, организации инвалидов предоставляют обеспечение заявки с учетом минимального размера 0,5% от НМЦК, а государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.
- Важно учитывать, что при предоставлении обеспечения заявки в виде денежных средств, подача заявки автоматически означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств на спецсчете в размере обеспечения заявки.
- Если участник закупки в качестве обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, то необходимо учитывать ряд особенностей при ее получении.
С 2022 года для целей участия в закупках, обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств участнику необходимо использовать независимую гарантию, банковская гарантия упраздняется. Порядок получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией.
- Предусмотрены отдельные уполномоченные организации для выдачи независимых гарантий (перечень шире, чем при работе с банковской гарантией).
Получить независимую гарантию участник может в следующих организациях:
- в банках, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством РФ (банк куда обращается поставщик обязательно должен быть включен в перечень банков на сайте Минфина);
- в государственной корпорации развития ВЭБ.РФ;
- в фондах содействия кредитованию (гарантийных фондах, фондах поручительств), являющихся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ;
- в Евразийском банке развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением РФ, или физическим лицом, являющимся гражданином государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Таким образом, российский участник закупки вправе обратиться за получением независимой гарантии в первые три уполномоченные организации. Для иностранного (евразийского) участника актуальным будет получение гарантии в Евразийском банке развития.
Исполнителю важно учитывать, что получение независимой гарантии сопряжено с дополнительными расходами на организацию работы комиссии уполномоченной организации и на оплату выдачи гарантии. Данные расходы участнику закупки не возмещаются. Однако если поставщик вносит обеспечение на специальный счет и по результатам закупки становится ее победителем, эта сумма будет полностью разблокирована.
- Для независимой гарантии, предоставляемой участником закупки, установлены специальные требования:
- независимая гарантия должна содержать обязательные реквизиты, в том числе идентификационный код закупки;
- срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, составляет не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Участнику необходимо самостоятельно проверять обязательную информацию, предусмотренную для включения в независимую гарантию, еще на этапе ее проекта. При несоответствии информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ исполнителю следует обращаться в организацию, которая занимается выпуском гарантии.
После получения независимой гарантии сведения о ней включаются в закрытый реестр независимых гарантий. В личном кабинете единой информационной системы участнику закупок доступна информация о выданных независимых гарантиях.
Возврат и утеря обеспечения заявки
Возврат заказчиком независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, лицу или гаранту, предоставившему независимую гарантию, не осуществляется. Взыскание по ней не производится в следующих случаях:
- отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая троекратного отклонения заявки на участие на одной электронной площадке в течение одного календарного квартала), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- отзыв заявки участником закупки;
- заключение контракта с участником закупки;
- отмена закупки;
- получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- получение решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта.
В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со ст. 104 Закона № 44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта, заказчик предъявляет ему требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки.
Также предусмотрен отдельный случай, в связи с которым участник закупки может потерять обеспечение заявки. Он связан с троекратным отклонением заявок участника закупок в течение одного календарного квартала на одной электронной площадке.
Обучение для поставщиков по 44-ФЗ
Повышение квалификации онлайн, 128 ак. часов. Удостоверение
Посмотреть программу
В случае если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Фактически с такими нормами закона участники работают уже давно, но требования теперь распространяются на троекратное отклонение по вторым частям заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК)
На этапе заключения контракта участнику закупок может потребоваться предоставление обеспечения исполнения контракта. Это гарант того, что участник закупки, определенный в качестве победителя процедуры, исполнит условия контракта.
Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки так же, как и обеспечение заявки: по собственному выбору в виде денежных средств или в виде независимой гарантии.
Размер такого обеспечения может быть установлен в диапазоне от 0,5% до 30% от НМЦК (стандартный вариант), однако, если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, такое обеспечение устанавливается не от начальной цены контракта, а от цены, по которой заключается контракт.
Более того, участники из числа СМП, СОНКО вправе вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в том случае, если подтвердят свою добросовестность, даже если по закупке применяются антидемпинговые меры.
В этом случае победитель закупки «только для СМП/СОНО» может быть освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации из реестра контрактов, заключенных заказчиками. Она должна подтверждать исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о ней.
В случае применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона с НМЦК 15 млн руб. или менее на общих основаниях, победитель также может предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении.
К сведениям, подтверждающим добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пени). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В остальных случаях участники предоставляют обеспечение исполнения контракта, если оно установлено, в виде денежных средств или в виде независимой (банковской) гарантии.
При выборе обеспечения в виде денежных средств участнику необходимо перечислить требуемую сумму на счет заказчика до подписания контракта. Участникам рекомендуется заранее перечислять требуемую сумму, закладывая на данную операцию один банковский и один рабочий день.
Также при предоставлении обеспечения в виде гарантии на момент подписания контракта участником гарантия должна быть включена в реестр гарантий. Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые обеспечиваются такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на один месяц.
Важно учитывать, что обеспечение исполнения контракта, перечисленное в виде денежных средств заказчику, необходимо вернуть:
- в срок не позднее 15 дней, если это закупка для СМП и СОНКО;
- не позднее 30 дней, если это закупка на общих основаниях, с момента исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен (при исполнении части обязательств поставщика). Чаще всего актуальной для участника является замена обеспечения в виде денежных средств на гарантию.
Гарантийные обязательства
Третий вид обеспечения, который может быть установлен, — гарантийные обязательства. Фактически это часть обеспечения исполнения контракта.
Обеспечение гарантийных обязательств может быть установлено в размере до 10% от НМЦК закупки.
Участник предоставляет такое обеспечение в виде денежных средств на счет заказчика или в виде независимой гарантии до проведения приемки по контракту, или до проведения приемки по отдельному этапу контракта.
Обеспечение исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и обеспечение гарантийных обязательств не применяются в случае:
- заключения контракта с участником закупки, являющимся казенным учреждением;
- осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
- заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предметом которого является выдача независимой банковской гарантии.
Таким образом, участнику закупки необходимо ориентироваться на требования, указанные в извещении, проекте контракта, и своевременно предоставлять обеспечения, предусмотренные закупочной процедурой.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Основные понятия обеспечения в закупках 127.5 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться
Обеспечение заявки в торгах
Из нашей статьи вы узнаете:
В практике закупок механизм предоставления обеспечения заявок является гарантией серьёзности намерения участника закупки на дальнейшее заключение контракта, а также компенсацией финансовых, временных и прочих потерь заказчика в случае, если победитель конкурса или аукциона в дальнейшем отказывается от заключения контракта либо договора.
Необходимость внесения обеспечительных мер закреплена не только в 44-ФЗ, но и в нормах Гражданского кодекса, на которых также базируется осуществление закупок. В п.5 статьи 448 ГК прописано, что если иное не установлено законом, то участники торгов могут обеспечивать свои заявки независимой гарантией.
Что такое независимая гарантия
В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках: конкурсе, аукционе и запросе котировок.
Там же указано, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей. Таким образом, если НМЦК 1 млн рублей и более, заказчик установить обеспечение заявки обязан.
Размер обеспечения заявок
не превышает двадцати миллионов рублей | не превышает двадцати миллионов рублей от одной второй процента до одного процента НМЦК |
превышает двадцать миллионов рублей | от одной второй процента до пяти процентов НМЦК |
Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.
Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч. 2 статьи 29 закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере 0,5% НМЦК.
Общие правила обеспечения заявок
Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.
- Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
- Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
- Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
- В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
- Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
- внесение денег на специальный счёт;
- предоставление независимой гарантии.
Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.
Как происходит внесение обеспечения заявки
Механизм взаимодействия при обеспечении заявки включает:
- заказчика;
- оператора электронной площадки;
- участника закупки;
- гаранта.
Каким образом происходит взаимодействие между ними?
Чтобы участник закупки мог подать заявку, он должен в обязательном порядке открыть специальный счёт, если он собирается участвовать в закупке, проводимой в электронной форме. На этом счёте должны быть денежные средства в сумме, достаточной для обеспечения заявки.
Если специального счёта нет или недостаточно денежных средств, то он может воспользоваться Независимой гарантией в порядке, определённом в соответствии со статьёй 44, информация о которой включена в реестры независимых гарантий, предусмотренные статьёй 45 Закона о контрактной системе.
Денежные средства, которые аккумулированы на спец.счёте, могут использоваться только для целей обеспечения заявки конкретного участника закупки.
Специальный счёт может быть открыт не в любом банке, который понравился участнику закупки. Существует определённый перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ №1451-р. Данный перечень постоянно меняется и дополняется.
Существуют требования к банкам, которые могут открывать спецсчета. В настоящий момент в этом перечне 24 крупных банка, известных по всей стране.
Находясь в любой точке страны, участник закупки будет иметь возможность выбора банка для открытия спец.счёта.
Как идёт работа по специальному счёту
Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.
Регламентация 223-ФЗ обеспечения заявки и исполнения договора
223-ФЗ, регламентируя закупочную деятельность для госкомпаний, поставщиков-монополистов и отдельных видов юрлиц, утверждает необходимость применения обеспечения для заявок и исполнения договоров.
При этом целевая направленность обеспечения в обоих случаях разнится:
- заявочное обеспечение выступает страховкой для заказчика в случае отказа победителя торгов от заключения соглашения;
- обеспечение исполнения договора требуется уже после его подписания в качестве гарантии, что исполнитель не уклонится от закреплённых в контакте обязательств и будет добросовестно их выполнять.
По сравнению с 44-ФЗ, в котором скрупулёзно прописаны сроки, размер и форма внесения обеспечения, в 223-ФЗ определение данных параметров обеспечительных средств отдаётся на усмотрение заказчика.
Но при этом он обязан сведения об их сроках, размере и форме зафиксировать в извещении о предстоящей закупке, которое публикуется в ЕИС. В случае, когда внесение обеспечительных средств осуществляется в форме банковской гарантии, а не в виде денежных сумм, то это условие должно быть прописано в извещении.
Хотя в некоторых случаях заказчик волен, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора, при любых конкурентных закупках обеспечение по поступающим заявкам обязательно.
Более того, закон чётко предписывает заказчику не допускать заявки к участию в закупочных процедурах без предоставления участниками их обеспечения, если это требование зафиксировано в извещении о предстоящей закупке.
Виды обеспечения заявки
Заявки могут обеспечиваться двояким способом:
- деньгами;
- банковский гарантией.
Денежная форма подразумевает:
- перечисление денег на счёт заказчика, который указывается в закупочном извещении, если торги проводятся в неэлектронном виде;
- блокировку суммы обеспечения до завершения торгов на исполнительском счету на ЭТП при электронной форме закупки.
Но поскольку чаще всего поставщики затрудняются для обеспечения заявки изымать деньги из оборота, они прибегают к банковским гарантиям.
Тем более что 223-ФЗ предусматривает в данном аспекте более мягкие требования к предоставляемой гарантии, нежели 44-ФЗ.
Например, её не обязательно вносить в спецреестр в ЕИС или оформлять только у аккредитованных банковских учреждений, числящихся в списке Минфина РФ.
Но при этом гарантия должна содержать чётко определённую сумму, носить безотзывный характер и обладать зафиксированным сроками действия, которые перекрывают закупочный временной период не менее 2 месяцев вперёд.
Размер
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Возврат
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Формы обеспечения исполнения договора
- После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.
- Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.
- Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.
При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Размер
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Возврат
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
В закон №223-фз внесены требования к независимым гарантиям, предоставляемым смсп в качестве обеспечения заявок и исполнения договоров
Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. N 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» статья 3.
4 Закона N 223-ФЗ дополнена новой ч. 14.
1, включающей обязательные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП и обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМСП, среди которых:
— независимая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, т.е. организаций из перечня Минфина России «Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ»;
— с 1 апреля 2023 года — информация о независимой гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона N 44-ФЗ;
- — независимая гарантия не может быть отозвана выдавшим ее гарантом.
- Независимая гарантия должна включать в себя ряд условий:
- — условие об обязанности гаранта уплатить заказчику соответствующую денежную сумму не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика, соответствующего условиям гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;
- — перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы, в случае установления такого перечня Правительством РФ;
- — указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять:
- — менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок;
- — менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора;
- — в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии за каждый день просрочки гарант обязан уплатить заказчику пени в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате по независимой гарантии.
- При этом гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
- Несоответствие независимой гарантии указанным требованиям является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.
В дополнение к указанным изменениям Закон №109-ФЗ внес в п. 8.1 и п. 8.2 ч. 9, п. 15.1 и п. 15.2 ч. 10 ст.
4 Закона N 223-ФЗ требование об указании в извещении и документации о конкурентной закупке размера обеспечения заявки на участие в закупке, порядка и срока его предоставления, а также размера обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, основное обязательство, исполнение которого обеспечивается, и срок его исполнения.
- Правительство наделено полномочиями утвердить:
- — типовую форму соответствующей независимой гарантии;
- — форму требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии;
- — дополнительные требования к независимой гарантии;
- — перечень документов, представляемых заказчиком гаранту;
- — особенности порядка ведения реестра независимых гарантий для целей Закона N 223-ФЗ.
- Изменения, внесенные Законом №109-ФЗ вступают в силу 1 июля 2022 года, при этом необходимые правки в положения о закупке необходимо внести до 1 октября 2022 года.
Что такое обеспечение заявки и контракта? | Контур.Закупки
Участие в госзакупках может принести организации выгодные контракты. Но прежде предстоит разобраться в процедуре, а также запастись некоторым количеством свободных денежных средств. Они понадобятся для того, чтобы внести обеспечение заявки. Если же поставщик станет победителем процедуры, придется потратиться и на обеспечение исполнения контракта.
Обеспечение заявки
Серьезность своих намерений бороться за контракт поставщики должны подтвердить внесением обеспечения заявки. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.
Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия.
В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.
Обеспечение исполнения контракта
Участник, который одержал победу в закупке, перед заключением контракта обязан внести обеспечение его исполнения. Это тоже страховка для заказчика, но теперь уже от того, что поставщик не исполнит условия контракта или сделает это ненадлежащим образом. Что касается формы обеспечения исполнения контракта, то это могут быть денежные средства или банковская гарантия.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если участник не внесет обеспечение контракта в установленный срок, то будет считаться уклонившимся от исполнения своих обязательств. Срок внесения обеспечения контракта зависит от того, каким способом определялся поставщик.
Самый длинный срок — 20 дней — установлен для запроса котировок. Отсчет следует вести с того дня, когда был подписан протокол рассмотрения и оценки заявок. Если поставщик определялся открытым конкурсом, то на внесение обеспечения контракта у него есть 10 дней.
Исчисляется этот срок со дня размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок. А вот если поставщик победил в электронном аукционе, действовать придется оперативнее.
На внесение обеспечения у него есть всего 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта заказчиком. Следует учесть, что срок исчисляется не в рабочих, а в календарных днях.
Обратите внимание: все условия о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть включены в его проект. И еще один важный момент — у заказчика нет права подписать контракт с победителем закупки до тех пор, пока тот не внесет обеспечение.
На основании части 8 статьи 96 закона 44-ФЗ, обеспечение контракта не вносится в случаях:
- если поставщик является государственным или муниципальным казенным учреждением;
- если предметом закупки выступают услуги по предоставлению кредита;
- если ГУП, МУП либо бюджетное учреждение заключает контракт на выдачу банковской гарантии.
Напоследок совет поставщикам: готовьте обеспечение контракта заранее. Это касается как банковской гарантии, так и денежных средств. Ведь если вы не уложитесь в отведенный законом срок, это повлечет для вас негативные последствия.