Ходатайство

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

Содержание: Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

В этой статье

  • Что такое жестокое обращение с детьми?
  • Типы жестокого обращения с детьми
  • Причины жестокого обращения с детьми и пренебрежения
  • Как вы можете определить, стал ли ваш ребенок жертвой жестокого обращения?
  • Знаки, которые нужно остерегаться
  • Последствия жестокого обращения с детьми
  • Советы по уходу за ребенком
  • Как остановить жестокое обращение с детьми?
  • Советы по оказанию помощи пострадавшему ребенку
  • Отчет о жестоком обращении с детьми

Жестокое обращение с детьми — это неприятный для ребенка опыт, не говоря уже об эмоциональной травме для семьи. Чувство стыда, вины или даже растерянности не позволяет маленьким детям информировать своих родителей об этом событии.

Это нежелание может также быть результатом любой угрозы со стороны обидчика, и именно поэтому родители должны быть в состоянии распознать признаки насилия.

Это может иметь огромное значение для жизни ребенка, если она знает, что родители понимают ее чувства.

Что такое жестокое обращение с детьми?

Физическое, психологическое или сексуальное насилие или отсутствие заботы о ребенке называется жестоким обращением с ребенком. Это может произойти в руках родителя, близкого родственника или опекуна и оказывает значительное пагубное влияние на психику ребенка.

Самый высокий риск жестокого обращения с детьми — это дети в возрасте пяти лет и младше. Когда оба родителя выходят на работу, ребенка часто поручают уходу за няней, ясли или членом семьи. В этом случае для родителей естественно заботиться о безопасности ребенка.

Типы жестокого обращения с детьми

Есть много способов, которыми ребенок может подвергаться жестокому обращению или жестокому обращению, и к ним относятся сексуальное насилие, физическое насилие, эмоциональное насилие и отсутствие заботы.

  • Физическое насилие происходит, когда родитель или опекун причиняют ребенку преднамеренное физическое повреждение
  • Когда ребенок эксплуатируется в сексуальных целях или вовлечен в половой акт, происходит сексуальное насилие
  • Если родитель подвергает риску социальное и психическое развитие ребенка, это называется эмоциональным насилием.
  • Пренебрежение ребенком происходит, когда родитель или опекун не выполняет необходимые действия по уходу и поддержке, необходимые для ребенка.

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

Причины жестокого обращения с детьми и пренебрежения

Жестокое обращение с детьми может происходить при нескольких обстоятельствах. Вот несколько сценариев, когда ребенок может стать жертвой:

Домашнее насилие

Дети, являющиеся частью домохозяйств, где часто бывают случаи домашнего насилия, сами становятся жертвами жестокого обращения. Мужчины, которые оскорбляют своих женщин-партнеров, также несут ответственность за жестокое обращение с детьми в их домах.

Злоупотребление алкоголем и наркотиками

Родители, которые в прошлом злоупотребляли алкоголем и наркотиками, могут нести ответственность за жестокое обращение с детьми.

Зависимость от токсикомании является одной из основных причин жестокого обращения с детьми и жестокого обращения, которое включает физическое насилие и преднамеренное пренебрежение.

Родитель, злоупотребляющий алкоголем или наркотиками, с большей вероятностью может начать жестокое обращение с детьми в возрасте до пяти лет.

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

Необработанные психические заболевания

Необработанное психическое заболевание родителей является распространенной причиной жестокого обращения с детьми.

Маниакальная депрессия или любая другая болезнь ума могут стать основной причиной недоступности родителей для ребенка.

Мать может оставаться отстраненной от своих детей или в крайних случаях подозревать, что ребенок замышляет против нее. Страдания родителей часто являются причиной жестокого обращения с ребенком.

Отсутствие родительских навыков

Большинство родителей естественным образом одарены, заботясь о своих детях, но немногие могут быть не в состоянии адекватно управлять своими физическими и эмоциональными потребностями. Многие родители часто приравнивают дисциплинарное наказание детей к жестокому обращению с ними и нуждаются в консультировании, чтобы лучше понять роль родителя.

Стресс и отсутствие поддержки

Многие дети сталкиваются с психологическим плохим обращением, когда их опекуны или родители испытывают стресс.

Родителям трудно справляться с эмоциональными потребностями ребенка, особенно когда они сталкиваются со стрессовыми ситуациями.

Разводы, проблемы в отношениях, финансовые проблемы и проблемы, связанные с работой, могут привести к тому, что родители подвергнутся жестокому обращению со своими детьми.

Как вы можете определить, стал ли ваш ребенок жертвой жестокого обращения?

В головах родителей, которые не могут быть рядом с ней, всегда возникает ноющий страх и сомнения относительно безопасности ребенка. Всегда легко игнорировать или игнорировать признаки злоупотребления, особенно если вы не знаете, что искать.

Уточните у своего ребенка, произошло ли с ним что-то необычное в течение дня, в школе или в детском саду. Спросите, чувствует ли она себя неловко или напугана по поводу конкретной ситуации или человека. Вы также должны следить за любыми физическими или эмоциональными изменениями, которые вы заметили.

Признаки травмы тела или постоянный плач и суета являются прямыми признаками того, что ваш ребенок является жертвой жестокого обращения.

Знаки, которые нужно остерегаться

Дети не всегда могут говорить о жестоком обращении, с которым они могут столкнуться, либо потому, что они слишком молоды, чтобы озвучивать или узнавать его, либо потому, что им не комфортно делиться им. Следя за указанными ниже признаками, можно предупредить родителя или опекуна о потенциальной проблеме.

Физическое насилие

Следите за внезапными изменениями в поведении дома или в детском саду и снижением успеваемости в школе. Ребенок, подвергающийся физическому насилию, будет неохотно ходить в детский сад или проводить время с определенной няней.

Проверьте, не покрыто ли ее тело синяками или следами травм, которые невозможно объяснить рационально. Если есть повторяющиеся следы укусов или ожогов, это явный предупреждающий знак о том, что ребенок подвергается физическому насилию.

Эмоциональное насилие

Ребенок, подвергшийся эмоциональному насилию, может проявлять различные экстремальные изменения в поведении. Она может дать отпор проявлению привязанности родителей или может стать чрезвычайно привязанной и цепляться за них.

Когда чрезмерно разговорчивый ребенок замолкает или наоборот, это указывает на то, что он эмоционально обеспокоен и нуждается в эмоциональной поддержке со стороны родителей.

Родитель должен следить за необъяснимыми болями в животе или головными болями или потерей аппетита.

Сексуальное насилие

Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, столкнется с сильной эмоциональной и физической травмой. Вы сможете установить это не только по языку тела ребенка, но и по отметкам, пусть даже незначительным, на теле ребенка. Она также может демонстрировать трудности при сидении или ходьбе в результате боли в анальной или генитальной области (если произошло генитальное проникновение).

Последствия жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы о них часто оставляют на ребенке долговременные шрамы, которые трудно стереть с ума и тела. Это может оказать огромное влияние на то, как ребенок будет управлять отношениями в зрелом возрасте, и может подорвать его уверенность в себе. Дети не могут нормально функционировать в школе, колледже или на работе, когда вырастут:

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

  • Развивайте вопросы доверия: детям очень трудно доверять другим людям, особенно когда их родители несут ответственность за жестокое обращение. Если можно доверять родителям, кто еще может? Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, может не иметь возможности установить крепкие отношения или поддерживать здоровые отношения.
  • Невозможно выразить эмоции. Оскорбленные дети не могут выразить свои чувства и эмоции положительно. Это приводит к сдерживанию эмоций и может уступить место различным психологическим проблемам. Дети, подвергшиеся насилию, часто прибегают к алкоголю или наркотикам в зрелом возрасте, чтобы уменьшить боль, поскольку они могут страдать от тревоги и депрессии.
  • Чувство бесполезности: преодолеть негативные чувства чрезвычайно трудно, если кого-то постоянно ругают или даже избивают. Дети, подвергшиеся насилию, питают чувство неполноценности и бесполезности и, таким образом, соглашаются на меньшее образование и низкооплачиваемую работу, когда вырастут. Точно так же дети, подвергшиеся сексуальному насилию, не могут игнорировать позорность этого акта и стигму, связанную с ним.

Советы по уходу за ребенком

Воспитатель может обеспечить правильное исцеление, чтобы помочь ребенку преодолеть травму от жестокого обращения и предотвратить дальнейшее насилие в будущем:

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

  • Дайте ребенку свободу выражать свои чувства без страха
  • Создайте сильную систему поддержки друзей и семьи, чтобы поддержать в трудные и трудные времена
  • Потерпи
  • Убедитесь, что ваша любовь к ребенку выражается словами и действиями. Не стесняйтесь обнимать ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
  • Открытые и честные дискуссии о злоупотреблении наркотиками и алкоголем, курении, сексе и его опасностях

Как остановить жестокое обращение с детьми?

Выполнение следующих правил может обеспечить профилактику жестокого обращения с детьми:

  1. Одним из наиболее важных способов остановить жестокое обращение с детьми является признание его признаков в первую очередь. Дети, как правило, страдают в тишине, поэтому необходимо попросить их раскрыться и поделиться.
  2. Дети часто подражают взрослым в своей жизни, и если они видели, как один из родителей подвергает их жестокому обращению, они чувствуют, что такое поведение приемлемо. Выбирайте терапию и консультирование для детей, которые уязвимы в ситуациях насилия.
  3. Распространите знания о жестоком обращении с детьми в вашем районе или в вашем городе. Когда люди узнают о суровых реалиях жестокого обращения и пренебрежения, они распространят информацию об этом, и это может остановить потенциально оскорбительную ситуацию.
  4. Обучите детей «хорошим прикосновениям и плохим прикосновениям».

Советы по оказанию помощи пострадавшему ребенку

  • Услышав или узнав о жестоком обращении с ребенком, убедитесь, что вы срочно и осторожно реагируете.
  • Верьте в то, что сказал вам ребенок, и не повторяйте это без причины.
  • Никогда не останавливайте их от разговоров об этом и не заставляйте их чувствовать вину за это.
  • Скажите ребенку, что он или она сейчас в безопасности, и вы позаботитесь о ситуации.

Отчет о жестоком обращении с детьми

Лицо, совершившее насилие над ребенком, должно быть привлечено к ответственности за деяние, и это является одним из основных решений проблемы жестокого обращения с детьми.

Получение профессиональной помощи от людей, специализирующихся в этой области, является следующим шагом.

Следует немедленно сообщить о случае жестокого обращения с детьми в ближайший полицейский участок, если обидчик не признает свои действия.

https://www.youtube.com/watch?v=odf6FqIBHGk\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

Жестокое обращение с детьми является серьезным и опасным для жизни вопросом, который необходимо срочно решать деликатным образом. Это может быть травмирующим для ребенка, и необходимо предпринять все необходимые шаги для разрешения ситуации. Если признаки хорошо распознаются со временем, можно предотвратить серьезную травму в будущем.

Различные формы жестокого обращения с детьми — Психология — 2023

Типы Жестокого Обращения С Детьми В 2023 Году

Видео: Жестокое обращение с детьми. Понятие и формы.

В последние десятилетия изучение темы жестокого обращения с детьми пережило значительный бум.

С момента публикации первых исследований в конце 20-го века этот вопрос превратился из вопроса, который традиционно считался обществом нормальной практикой, в важную область исследований.

Что такое жестокое обращение с детьми?

Концепция чего-либо жестокое обращение с ребенком Это может быть определено как любое действие, предпринятое лицом, ответственным за несовершеннолетнего, будь то действие или бездействие, которое подвергает (или даже может поставить) под угрозу физическое, эмоциональное или когнитивное здоровье ребенка.

Один из определяющих аспектов, которые анализируются для оценки существования этого феномена, исходит из изучения среды, в которой развивается несовершеннолетний.

Обычно говорят о дезадаптивная среда или же вредный когда существуют различные факторы, такие как деструктуризация на уровне семьи, в которой часто используются агрессивные взаимодействия, слабая привязанность, маргинальный социально-экономический уровень, дисфункциональная школьная среда на психопедагогическом уровне, социальная среда, лишенная интересов, Недостаточность культурно-городских ресурсов или наличие конфликтной среды по соседству.

Определение жестокого обращения с детьми, подобное приведенному, собрано1-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 1989: «Жестокое обращение с детьми — это любая форма насилия, травм, физического или психического насилия, пренебрежения или халатного обращения, жестокого обращения или эксплуатации, которые происходят, когда ребенок находится под опекой своих родителей, опекуна или любого другого лица, отвечающего за ему «.

1. Типы жестокого обращения с детьми

Концепция жестокого обращения с детьми развивалась с древних времен до наших дней, превратившись из практики, которая ни в коем случае не считалась подлежащей отчетности, к определению как преступление с последних десятилетий прошлого века.

Первоначальный отказ рассматривать жестокое обращение с детьми как презренное явление традиционно оправдывалось соблюдением трех основных принципов: идеи о том, что ребенок является собственностью родителей, веры в то, что насилие и агрессия принимаются в качестве надлежащих дисциплинарных методов, и признание прав несовершеннолетнего законными.

1.1. Физическое насилие

Физическое насилие было определено Арруабарреной и Де Полом как тип добровольного поведения, которое причиняет физический вред ребенку или вызывает физическое заболевание (или риск страданий). Следовательно, в нем есть преднамеренный компонент в отношении активного причинения вреда несовершеннолетнему.

Можно выделить разные типы физического насилия в зависимости от цели, которую хотят достичь родители: как способ воспитания дисциплины, как выражение неприятия ребенка, как выражение садистских характеристик агрессора или как следствие отсутствия контроля перед лицом определенного конфликтная семейная ситуация.

1.2. Эмоциональное насилие

С другой стороны, эмоциональное насилие не дает такой же объективности и ясности в отношении возможности его разграничения.

Те же авторы концептуализируют его как набор моделей поведения, связанных с взаимодействием, более или менее сохраняющимся с течением времени и основанный на словесной враждебности.

(оскорбления, презрение, угрозы), а также в блокировании любой инициативы взаимодействия ребенка со своими родителями или опекунами. Сложно сузить его как форму жестокого обращения с детьми.

https://www.youtube.com/watch?v=UsWDNUoQmpo\u0026pp=ygVP0KLQuNC_0Ysg0JbQtdGB0YLQvtC60L7Qs9C-INCe0LHRgNCw0YnQtdC90LjRjyDQoSDQlNC10YLRjNC80Lgg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

С другой стороны, эмоциональная заброшенность понимается как отсутствие реакции со стороны родителей, которые постоянно пассивны перед требованиями или сигналами, которые несовершеннолетний излучает о своих потребностях в взаимодействии и ласковом поведении по отношению к указанным родительским фигурам.

Основное различие между обоими явлениями снова касается намеренности действия; в первом случае действие совершается, а во втором опускается.

1.3. Безнадзорность

Физическое пренебрежение или пренебрежение детьми состоит из: действие по прекращению ухода за несовершеннолетним, о котором человек обязан заботиться, либо устанавливая объективно наблюдаемое физическое расстояние, либо нет.

Таким образом, такая практика понимается как бездействие, хотя некоторые авторы, такие как Полански, считают, что это действие осуществляется родителями добровольно.

По словам Кантона и Кортеса, последствия халатности могут быть как физическими, так и когнитивными, эмоциональными или социальными.

Кроме того, Мартинес и Де Пауль проводят различие между понятиями пренебрежения и физического отказа.

Первый феномен может быть как сознательным, так и бессознательным и может быть вызван такими аспектами, как невежество и незнание родителей, которые не рассматривают эти действия как возможные причины психологического ущерба несовершеннолетнему.

Напротив, физическое пренебрежение больше ориентировано на последствия телесных повреждений (телесных повреждений) и понимается как крайняя халатность.

2. Причины жестокого обращения с детьми

  • Традиционно и до 1990-х годов наличие психопатологических расстройств у родителей однозначно было связано с существованием практики жестокого обращения с детьми в семейном ядре.
  • После исследований последних лет кажется, что Объясняющие причины указывают на факторы, более близкие к социально-экономическим аспектам, и неблагоприятные контекстные обстоятельства которые уменьшают сеть социальной поддержки несовершеннолетнего и семьи в целом, что в конечном итоге создает напряженность в семейной системе.
  • Таким образом, объяснительная модель, получившая значительную эмпирическую поддержку, — это модель, предложенная Парком и Колимером в 1970-х годах и ратифицированная Вулфом в 1980-х годах. Эти авторы обнаружили, что следующий список характеристик поддерживает значительную корреляцию с существованием жестокого обращения с детьми в семейной системе:
  • Плохие родительские навыки в управлении стрессом и в уходе за ребенком.
  • Незнание природы процесса эволюционного развития. в человеке.
  • Искаженные ожидания о поведении ребенка.
  • Недостаток знаний и недооценка важности привязанности и эмпатическое понимание.
  • Склонность к высокому уровню физиологической активации со стороны родителей и незнание адекватных форм дисциплины, альтернативных агрессии.

От психологического до семейного, социального и культурного

С другой стороны, Бельский, в то же время, продемонстрировал экосистемный подход к объяснению причин, которые возникают в результате жестокого обращения с детьми. Автор защищает в своей теории, что факторы могут действовать на разных экологических уровнях: в микросистеме, в макросистеме и в экзосистеме.

В первом случае специфическое поведение людей и их психологические характеристики выделяются в качестве исследуемых переменных; вторая включает социально-экономические, структурные и культурные переменные (в основном ресурсы и доступ к ним, ценности и нормативные установки общества); на третьем уровне оцениваются социальные отношения и профессиональная сфера.

Другие авторы, такие как Ларранс и Твентман, указывают на наличие когнитивных искажений у матерей несовершеннолетних, подвергшихся насилию, в то время как Вулф более склонен основывать причинно-следственную связь на результатах, которые показывают небрежное поведение избегания и отмены.

Тимчук, со своей стороны, обнаружил корреляцию между ограниченными интеллектуальными возможностями и халатным отношением в лечении собственных детей, хотя это не означает, что все матери с диагностированной умственной отсталостью обязательно применяют такое дисфункциональное поведение.

Наконец, с когнитивной точки зрения Криттенден и Милнер предположили в 1990-х годах, что существует значительная взаимосвязь между типом обработки информации, полученной из-за границы (например, взаимодействия с ребенком) и наличием жестокого обращения с ребенком. Кажется, было доказано, что жестокие родители создают проблемы с интерпретацией значения поведения и требований, выражаемых ребенком.

https://www.youtube.com/watch?v=UsWDNUoQmpo\u0026t=1s

Таким образом, перед лицом такого изменения восприятия, родители часто реагируют на просьбу несовершеннолетнего, уклоняясь, отстраняясь или игнорируя поскольку они вырабатывают усвоенное беззащитное убеждение, предполагая, что они не смогут использовать новую, более адаптивную и адекватную методологию. Кроме того, согласно исследованию, эти типы родителей также склонны недооценивать удовлетворение потребностей своих детей, отдавая приоритет другим видам обязательств и деятельности, а не несовершеннолетним.

3. Показатели жестокого обращения с детьми

Как мы видели, эмоциональное насилие сложнее продемонстрировать, поскольку индикаторы не так четко наблюдаемы как в случае физического насилия.

В любом случае, есть определенные сигналы как от несовершеннолетнего, так и от совершившего насилие взрослого, которые могут активировать тревогу и служить более надежным основанием для доказательства того, что такое поведение имеет место.

3.1. Показатели жестокого обращения с детьми у жертвы

В первом наборе переменных для оценки представлены проявления, которые наименее как жертва он экстернализирует через свои вербализации и поведение, например: поддержание замкнутого, полезного отношения или выражение отказа делиться страхами и определенным опытом с другими близкими людьми; страдают от изменений в успеваемости и во взаимоотношениях со сверстниками; присутствует дисфункция в контроле сфинктера, кормлении или сне; проявлять изменения в определенных личностных качествах и настроении или развивать сексуальные расстройства.

3.2. Показатели жестокого обращения с детьми в агрессоре

Во вторую группу факторов входят факторы, относящиеся к поведение родителей, связанное с практикой жестокого обращения с детьми с относительной частотой.

Такое отношение различается в зависимости от возраста, но в большинстве случаев действия по отторжению, изоляции и избеганию контактов, игнорирование и безразличие к требованиям ребенка, использование угроз и страхов, чрезмерные наказания направлены на ребенка.

, Отрицание в выражении привязанности , отсутствие общения, презрение, чрезмерные требования или блокирование развития автономного функционирования, среди прочего.

3.3. Психологические индикаторы жестокого обращения с детьми

На третьем уровне происходят изменения, производимые в основных когнитивных способностях к обучению, таких как язык, символическое и абстрактное мышление, эмоциональный самоконтроль и управление импульсивностью в межличностных отношениях.

В связи с этим, можно сделать ссылку на образовательные последствия, от которых страдает несовершеннолетний, подвергшийся эмоциональному отказуНапример, проводить большую часть дня в одиночестве, не получая никакого внимания, частые необоснованные пропуски занятий в школе или недостаточное участие и сотрудничество между семьей и школой.

3.4. Показатели жестокого обращения с детьми в семейном окружении

В конечном итоге в веселой зоне семейного ядра. наблюдаемые повреждения соответствуют наличию аффективного отторжения, изоляции, словесной вражды и угрозизоляция и эмоциональный контроль родителей как примеры эмоционального насилия; и постоянное отсутствие реакции на требования несовершеннолетнего и изоляция в отношении признаков эмоциональной покинутости.

4. Факторы предотвращения жестокого обращения с детьми

Согласно предложению Системной теории бобров и других более поздних авторов, Выделяется ряд аспектов, которые в решающей степени способствуют созданию адаптивной среды семейных отношений. и удовлетворительно по следующим параметрам:

  • Структура и организация, в которых каждая из подсистем разграничена (отношения между супругами, братские отношения и т. д.), позволяя при этом определенную проницаемость между ними.
  • Наличие аффективного поведения между участниками.
  • Функционирование в рамках демократического образовательного стиля где четко определен поведенческий контроль потомства.
  • Родительские устойчивые черты личности и четкое определение ролей, которые они играют в семейном ядре.
  • Коммуникативная динамика, основанная на переписке, выразительность и четкость.
  • Определенная взаимосвязь по отношению к системам за пределами основного семейного ядра. (другие родственники, друзья, образовательное сообщество, район и т. д.).
  • Как происходит выполнение задач, поставленных каждому участнику способствовать психологическому развитию малышей в основных жизненно важных сферах (межличностные отношения, преодоление трудностей, репертуар поведения, эмоциональная стабильность и т. д.).

Из изложенного набора параметров следует, что семья должна предоставить ребенку стабильное пространство, наделенное ресурсами, которые позволяют ему удовлетворять свои потребности как человека, как физические, так и эмоциональные и образовательные.

https://www.youtube.com/watch?v=H1FJvCg_Dxk\u0026pp=ygVP0KLQuNC_0Ysg0JbQtdGB0YLQvtC60L7Qs9C-INCe0LHRgNCw0YnQtdC90LjRjyDQoSDQlNC10YLRjNC80Lgg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

В частности, Лопес отмечает, что Есть три основных типа потребностей, которые семья должна защищать по отношению к своим детям.:

  • Физиобиологический: например, еда, гигиена, одежда, здоровье, защита от физических опасностей и т. д.
  • Познавательный: адекватное и последовательное обучение ценностям и нормам, содействие и воздействие на уровень стимуляции, который ускоряет их обучение.
  • Эмоциональное и социальное: чувство осознания того, что себя ценят, принимают и уважают; предложение поддержки для развития отношений с равными; рассмотрение их участия в семейных решениях и действиях, среди прочего.

В заключении

Определенно, есть много разных проявлений жестокого обращения с детьми, далекие от того, чтобы рассматривать исключительно физическое насилие как единственную действительную и узнаваемую типологию. Все они могут привести к появлению у несовершеннолетнего крайне серьезных психологических последствий, независимо от вида практики.

С другой стороны, предположение о том, что эта проблема имеет множественное происхождение, кажется очевидным, хотя контекстуальные и социально-экономические факторы оказываются центральными в причинном определении феномена жестокого обращения с детьми.

В конечном итоге следует отметить актуальность глубокого анализа того, как могут быть применены показания, объясняющие, какие методы профилактики и защиты являются полезными и эффективен, чтобы избежать появления этого серьезного отклонения в поведении.

Библиографические ссылки:

  • Арруабаррена, Mª I. и де Пауль, J. Жестокое обращение с детьми в семье. Оценка и лечение, Ediciones Pirámide, Мадрид, 2005 г.
  • Бобры, W.R. и Хэмпсон, Р. Б. (1995). Успешные семьи (оценка, лечение и вмешательство), Барселона, Пайдос.
  • Бельский, Дж. (1993). Этиология жестокого обращения с детьми: экологический анализ развития. Психологический бюллетень, 114, 413-434.
  • Кантон Дж. И Кортес М.А. (1997). Сексуальное насилие и жестокое обращение с детьми. Мадрид: XXI век.
  • Криттенден, П. (1988). Семейные и диадические модели функционирования в семьях с плохим обращением. В К. Браун, К.
  • Ларранс, Д. и Twentyman, C.T. (1983). Материнская ответственность и жестокое обращение с детьми. Журнал аномальной психологии, 92, 449-457.
  • Лопес, Ф. (1995): Потребности детей. Теоретические основы, классификация и образовательные критерии потребностей детей (том I и II). Мадрид, Министерство социальных дел.
  • Милнер, Дж. (тысяча девятьсот девяносто пятый год). Применение теории обработки социальной информации к проблеме физического насилия над детьми. Детство и обучение, 71, 125–134.
  • Парк, Р. И Коллмер, К. В. (1975). Жестокое обращение с детьми: междисциплинарный анализ. В E.M. Хетерингтон (ред.). Обзор исследований развития ребенка (том 5). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Полански, Н.А., Де Сэкс, К., Шарлин, С.А. (1972). Безнадзорность. Понимание и достижение родителя. Вашингтон: Лига защиты детей Америки.
  • Тимчук А. Дж. И Андрон Л. (1990). Матери с умственной отсталостью, которые плохо обращаются со своими детьми или не заботятся о них. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, 14, 313-324.
  • Вулф, Д. (1985). Жестокие родители в отношении детей: эмпирический обзор и анализ. Психологический бюллетень, 97, 462-482.

Жестокое обращение с детьми

  • Почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет (примерно 300 миллионов детей) регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей и воспитателей.
  • По имеющимся данным, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина пережили сексуальное насилие в детстве (в возрасте 0–17 лет).
  • Жестокое обращение с детьми чревато пожизненными нарушениями их физического и психического здоровья, а его последствия в социальной и профессиональной сферах могут в конечном счете тормозить социально-экономическое развитие страны.
  • Жестокое обращение с детьми нередко является скрытым явлением. Лишь небольшая доля детей, пострадавших от жестокого обращения, получают поддержку со стороны медицинских специалистов.
  • Пострадавший от ненадлежащего обращения ребенок более склонен к жестокости по отношению к другим во взрослой жизни, в результате чего привычка к насилию передается от одного поколения другому. В связи с этим важнейшей задачей является прекращение порочного круга насилия, что позволит добиться позитивных изменений в жизни сразу нескольких поколений.
  • Жестокое обращение с детьми можно заблаговременно предотвращать согласованными усилиями целого ряда секторов.
  • Эффективные меры профилактики жестокого обращения включают оказание поддержки родителям и формирование у них позитивных навыков воспитания детей, а также совершенствование законодательства с введением запрета на применение насильственных форм наказания.
  • Оказание комплексной помощи детям и семьям может способствовать снижению риска рецидивирующих форм жестокого обращения и сведению к минимуму его последствий.

Под жестоким обращением с детьми понимаются насильственные действия или неправомерное бездействие в отношении детей в возрасте до 18 лет.

Оно охватывает все виды физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, отсутствия заботы,
невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях со стороны лица, выполняющего обязанности, пользующегося доверием или облеченного властью, которые приводят к нанесению реального или потенциального ущерба здоровью ребенка, его шансам на выживание,
развитию или достоинству.

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой, порождающей серьезные последствия на всех этапах жизни людей. В последнее время по данной проблеме были проведены обследования в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода, однако по
целому ряду стран данные до сих пор отсутствуют.

Жестокое обращение с детьми представляет собой комплексную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемой методологии исследований. Точность оценок зависит от:

  • применяемых определений понятия «жестокое обращение с детьми»;
  • принятой типологии изучаемых форм жестокого обращения с детьми;
  • статистического охвата и качества официальных статистических данных;
  • охвата и качества обследований, предусматривающих сбор информации со слов самих жертв, родителей или воспитателей.

Вместе с тем данные международных исследований свидетельствуют о том, что почти три четверти детей в возрасте 2–4 лет регулярно подвергаются физическим наказаниям и/или психологическому насилию со стороны родителей или воспитателей, а каждая
пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина перенесли сексуальное насилие в детском возрасте.

Ежегодная численность насильственных смертей среди детей в возрасте до 18 лет оценивается на уровне 40 150 случаев, многие из которых с большой вероятностью обусловлены жестоким обращением с детьми.

Этот показатель, скорее всего, является
заниженным и не отражает истинных масштабов проблемы, поскольку очень часто в качестве причины смерти ребенка, произошедшей в результате жестокого обращения, некорректно указываются падение, ожог, утопление или другие факторы.

В условиях вооруженных конфликтов и перемещений беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны представителей воюющих сторон, сил безопасности, местных жителей, гуманитарных работников и других
лиц.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение зачастую имеет тяжелые кратко- и долгосрочные последствия для физического, сексуального и психического здоровья детей.

К ним относятся телесные повреждения, включая травмы головы и серьезные инвалидизирующие последствия, особенно
для детей младшего возраста, посттравматический стресс, тревожные расстройства, депрессия и инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекция.

Дополнительные проблемы со здоровьем, в частности гинекологические расстройства и нежелательная
беременность, могут возникать у девочек подросткового возраста.

Жестокое обращение с детьми может пагубно сказываться на когнитивных функциях и успеваемости и нередко приводит к злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ и курению –
ведущим факторам риска неинфекционных заболеваний (НИЗ), в частности сердечно-сосудистых и онкологических.

Жестокое обращение вызывает стресс, который в раннем возрасте способствует нарушению развития головного мозга. Экстремальный стресс может пагубно влиять на становление нервной и иммунной систем. В результате в зрелом возрасте людям, которые перенесли
жестокое обращение в детстве, угрожает повышенный риск поведенческих проблем, а также физических и психических последствий, таких как:

  • склонность к насильственному поведению или подверженность насилию;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • рискованное сексуальное поведение;
  • незапланированная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и зависимость от психоактивных веществ.

Насилие в отношении детей также усиливает проявления неравенства в сфере образования. У детей, перенесших насилие, на 13% выше вероятность не закончить школу.

Помимо последствий для здоровья и общества, жестокое обращение с детьми негативно влияет на экономику, в том числе повышая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, социальную защиту детей, а также расходы, связанные с долгосрочными
проблемами здоровья.

Факторы риска

Установлено, что жестокому обращению с детьми способствует несколько факторов риска. Не все они характерны для любой социально-культурной среды, и приведенные ниже факторы дают лишь общее представление о причинах жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно помнить, что ребенок является жертвой и ни в коем случае не виновником жестокого обращения с ним. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут подвергать его повышенному риску жестокого обращения:

  • возраст ребенка: до четырех лет или подростковый возраст;
  • рождение ребенка вопреки желанию родителей или неоправдание их ожиданий от ребенка;
  • наличие особых потребностей, внешних физических отклонений, постоянный плач;
  • наличие интеллектуальных или неврологических нарушений;
  • гомосексуальная, бисексуальная или трансгендерная принадлежность с точки зрения самого ребенка или по мнению окружающих.

Родители или воспитатели

К числу индивидуальных факторов, повышающих риск жестокого обращения с ребенком со стороны родителя и воспитателя, относятся:

  • дефицит эмоциональной близости с новорожденным;
  • отсутствие привычки заботиться о ребенке;
  • опыт перенесенного жестокого обращения в детстве;
  • незнание особенностей развития ребенка или завышенные ожидания;
  • злоупотребление алкоголем или употребление психоактивных веществ, в том числе во время беременности;
  • низкая самооценка;
  • неконтролируемое импульсивное поведение;
  • наличие психических или неврологических нарушений;
  • противоправное поведение;
  • финансовые трудности.

Взаимоотношения

К факторам, повышающим риск жестокого обращения с детьми вследствие динамики взаимоотношений в семье либо между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками, относятся:

  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • социальная изоляция или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие помощи в воспитании ребенка со стороны родственников.

Факторы непосредственного социального окружения и общественные факторы

Повышению риска жестокого обращения с детьми могут способствовать характеристики ближайшего социального окружения и общества в целом, в частности:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие подходящего жилья или услуг по поддержке семей и соответствующих общественных институтов;
  • высокий уровень безработицы и нищеты;
  • доступность алкоголя и наркотиков;
  • неэффективность стратегий и программ по предупреждению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, оправдывающие и поощряющие насилие в отношении других людей, одобряющие применение телесных наказаний, жестко закрепляющие гендерные роли или умаляющие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, приводящие к снижению уровня жизни или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Профилактика

  • Для профилактики и пресечения жестокого обращения с детьми требуется многосекторальный подход.
  • Чем быстрее принимаются профилактические меры после рождения ребенка, тем большую пользу они приносят самому ребенку (в частности, с точки зрения когнитивного развития, формирования поведенческих и социальных навыков, образовательных достижений), а также
    обществу (снижение антиобщественных тенденций и преступности).
  • Эффективные и практически реализуемые меры профилактики включают:
  • оказание поддержки родителям и воспитателям. Проведение медсестрами, социальными работниками или специально подготовленными работниками из числа неспециалистов информационных и практических занятий на дому или в местных учреждениях, направленных на
    развитие навыков заботливого и ненасильственного родительского поведения;
  • меры в области образования и обучения жизненным навыкам:
    • повышение охвата детского населения качественными образовательными услугами, которые позволяют детям приобретать знания, умения и навыки, повышающие их психоэмоциональную устойчивость и снижающие риск насилия;
    • программы профилактики сексуального насилия, направленные на формирование у детей и подростков знаний и навыков, позволяющих руководствоваться принципом сексуального согласия, не становиться жертвами или виновниками сексуального насилия и
      эксплуатации и своевременно обращаться за помощью и поддержкой;
    • меры по созданию позитивной и ненасильственной обстановки в учебных заведениях и укреплению взаимоотношений между учащимися, преподавателями и административным персоналом;
  • меры по формированию норм и ценностей. Программы, направленные на преобразование ограничительных и пагубных гендерных и социальных норм в отношении воспитания детей, методов дисциплинарного воздействия на ребенка и гендерного равенства и повышение
    роли отцов в воспитании детей;
  • принятие и контроль за соблюдением законодательства. Законодательные нормы, запрещающие насильственные формы наказания и защищающие детей от сексуального насилия и эксплуатации;
  • службы реагирования и поддержки. Своевременное выявление фактов жестокого обращения в сочетании с непрерывным оказанием поддержки пострадавшим от насилия детям и членам их семей для предупреждения рецидивирующего жестокого обращения и его последствий.

Для достижения максимальной эффективности профилактически-реабилитационных мер ВОЗ рекомендует структурам общественного здравоохранения применять четырехэтапный алгоритм действий:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и апробация мер, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мер и внедрение доказавших свою эффективность мер в массовую практику.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ в сотрудничестве с партнерами:

  • предоставляет рекомендации по применению научно обоснованных методов профилактики жестокого обращения с детьми (см. пакет технических мер «INSPIRE: семь стратегий по прекращению насилия в отношении детей»);
  • предоставляет научно обоснованные рекомендации, помогающие медицинским работникам первичного звена выявлять факты насилия в отношении детей
    и невыполнения обязанностей в отношении детей и оказывать таким детям первую помощь;
  • добивается наращивания объема международной поддержки и выделяемых ресурсов для внедрения научно обоснованных мер профилактики жестокого обращения с детьми;
  • оказывает техническую поддержку научно обоснованным программам по профилактике жестокого обращения с детьми в нескольких странах с низким и средним уровнем дохода.