Ходатайство

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 Году

Загрязнение мусором — эта одна их главных экологических проблем современности. С каждым годом Земля все сильнее покрывается отходами, а большие площади отводятся под свалки. Именно поэтому в последнее время учёные всего мира ищут эффективные способы переработки мусора.

История возникновения проблемы мусора

История мусора началась вместе с активной хозяйственной деятельностью человека. Несмотря на то что эта проблема стала глобальной только в 21 веке, её корни спрятаны в веках.

Однако в 19 веке началось резкое развитие промышленности. На Земле начали копиться синтетические отходы, разлагающиеся больше 1000 лет.

Виды отходов

Все отходы в городе можно условно разделить на 3 группы.

А именно:

  1. Бытовые отходы. Появляются в процессе ведения домашней деятельности. ТБО — не главная проблема человечества, однако мусор, стекло, органические отходы составляют немалую долю в общем проценте замусоренности.
  2. Промышленные. По статистике считаются самыми опасными. Одна из глобальных экологических проблем — загрязнение окружающей среды промышленным мусором.
  3. Сельскохозяйственные. Сюда относят древесные опилки, отходы животноводства и растениеводства. Подлежат повторному использованию и переработке.

Сроки разложения мусора

Процесс разложения мусора проходит по-разному и может длиться от нескольких дней до десятков тысяч лет. Связано это из-за состава продукции и видов воздействия на неё. Ниже представлены усреднённые сроки распада популярных отходов.

Вид мусораСроки разложения
Бумага и картон 3 месяца
Бумага для печати 3 года
Древесина, жесть, обувь 10 лет
Железо 20 лет
Жвачки 30 лет
Аккумуляторы 100 лет
Полиэтиленовые пакеты 200 лет
Батарейки От 100 лет
Шины 200 лет
Памперсы 500 лет
Алюминий 500 лет
Стекло и пластик От 1000 лет

Проблемы, связанные с отходами

Главная проблема мусора — в его количестве. Человечество генерирует огромное количество отходов, которое не в состоянии переработать.

Читайте также:  Жалоба На Судью Сроки Подачи В 2023 Году

Глобальные

Мусорная проблема существует даже в развитых европейских странах.

Одна из глобальных проблем — загрязнение Тихого Океана. Ежегодно количество пластика в воде увеличивается на 9 миллионов тонн. Пока что наиболее остро это видно на Кокосовых Островах. Бутылки и пакеты причаливают к местным берегам тоннами.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуПрактически каждое утро на берегах Тихого океана можно наблюдать горы мусора.

Мусорные острова, массовая гибель рыб и растений, попадание в воду токсичных веществ — глобальная проблема, которая требует немедленного решения.

В России

В РФ нет отлаженной системы сбора и переработки отходов. Сейчас в России более 4 миллионов га выделено под свалки.

Кроме того, за городом и в парках часто образовываются несанкционированные полигоны. Из-за отсутствия урн мусор оказывается на улице.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуНесанкционированная свалка мусора на окраине леса дачного посёлка.

Неприятный запах, огромные площади под отходы и отсутствие экологически чистых методов утилизации делают мусорную проблему особенно острой.

Вред отходов для окружающей среды

Проблема отходов не только в занимаемых площадях, но и в загрязнении окружающей среды. Разберём, какой вред мусор наносит природе.

Опасные вещества

Отходы, хранящиеся на полигонах, постепенно разлагаются под воздействием прямых солнечных лучей.

В процессе такого разложения на свалках накапливается:

  • метан;
  • углекислый газ;
  • фильтрат.

Токсичные соединения попадают в воздух, воду и почву. Они вызывают удушье, проблемы с дыхательной системой, приводят к возникновению хронических заболеваний.

Долгий срок разложения

Пластик, стекло, автомобильные аккумуляторы и шины разлагаются в течении длительного времени. Такой мусор может лежать на полигонах тысячи лет, занимая собой полезные площади.

При этом просто сжечь неорганические отходы нельзя — в этом случае токсичные продукты горения попадают в воздух.

Вред для животных и людей

Мусор на земле опасен как для людей, так и для животных. Токсичные соединения попадают в еду и воду, вызывая серьёзные отравления. Птицы часто запутываются в полиэтиленовых пакетах и не могут взлететь.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуНе является редкостью увидеть запутавшуюся птицу в выброшенных рыболовных сетях.

Кроме того, стихийные свалки опасны для маленьких детей, которые часто подбирают мусор с земли.

Большие засоренные площади

Мусор на природе встречается практически во всех лесах рядом с крупными городами. Несанкционированные свалки встречаются в парках, во дворах, жилых комплексах.

Площади, занимаемые официальными полигонами, можно сравнить с размером Московской или Ленинградской области. Это место можно было бы использовать рационально.

Загрязнение водных просторов планеты

Большинство отходов попадает в Тихий океан, где и остаётся на сотни лет. Явление «мусорных островов» — совсем не редкость.

В воде плавают триллионы тонн пластика, которые наносят непоправимый вред окружающей среде.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуОгромное мусорное пятно прямо посреди океана.

Мусор прибивает к островам, от него гибнут рыбы и водоросли.

Парниковый эффект

Разлагаясь, отходы выделяют большое количество угарного газа и метана. Они вносят весомый вклад в накопление парникового эффекта. Из-за этого температура земли с каждым годом повышается.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуУпрощённая схема явления парникового эффекта.

Следствием этого является глобальное потепление.

Как можно решить мусорную проблему

Решением экологической проблемы мусора занимаются все страны. Для этого было выработано несколько действенных способов.

Раздельный сбор мусора и его сортировка

Раздельный сбор мусора официально внедрён во многих европейских странах. Жители приучены выкидывать органические отходы в одно место, а пластик, стекло, батарейки и аккумуляторы отдельно, отвозя их в специальные пункты приёма.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 Году

Все это помогло наладить государственную систему сортировки отходов. Мусор не накапливается единой кучей на полигонах, а делится на категории, после чего перерабатывается.

Отказ захоронения или мусоросжигания

Сжигание или захоронение — самые небезопасные способы утилизации отходов. Вместо этого в европейских странах принята вторичная переработка.

Если мусор можно использовать повторно, он отправляется на специальные заводы.

Вторичная переработка

Вторичная переработка — решение проблемы замусоренности и чрезмерного потребления. Из пластика или стекла можно сделать новую тару, резина используется в качестве покрытия для стадионов.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуСхема обращения и переработки мусора.

Хорошо налажен процесс переработки макулатуры. Из неё делают новую бумагу и картон.

Высокие штрафы

Профилактика образования стихийных свалок — соответствующее наказание.

Санкции в других странах:

  • Австрия — 7 тысяч рублей;
  • Австралия — 400 тысяч рублей;
  • Ирландия — 400 тысяч рублей и 12 месяцев тюрьмы;
  • Великобритания — 7 тысяч рублей;
  • Швейцария — 20 тысяч рублей;
  • Сингапур — 40 тысяч рублей и тюремное заключение;
  • Япония — 5 миллионов рублей и 5 лет тюрьмы.

Методы утилизации

Разработано несколько методов утилизации отходов.

Регрессивные способы сбора мусора

Регрессивные способы используются в основном в России и в ряде азиатских стран.

К ним относят:

  • захоронение на полигонах;
  • сжигание отходов.

Большинство мусора гниёт на стихийных свалках, нанося непоправимый вред окружающей среде.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 Году

Современный подход к переработке

В европейских странах используются прогрессивные методы переработки отходов.

А именно:

  1. Плазменная обработка. Под воздействием высоких температур мусор разлагается до безопасного остатка, который можно использовать в качестве вторсырья.
  2. Компостирование. Таким образом утилизируют органические отходы. Они гниют в специальных компосторах, превращаясь в питательное удобрение.
  3. Механическая переработка. Отходы тщательно измельчаются, после чего используются повторно.
  4. Химическая переработка. Под воздействием агрессивной химической среды мусор разлагаются на простейшие составляющие.

Загрязнение Окружающей Среды Строительными Отходами В 2023 ГодуПринцип современной плазменной переработки отходов.

Преимущества прогрессивных технологий

Выделяют несколько преимуществ переработки отходов.

А именно:

  • переработка сводит загрязнение к минимуму;
  • правильная утилизация защищает окружающую среду;
  • переработка сводит к минимуму парниковый эффект;
  • использование прогрессивных технологий сохраняет природные ресурсы;
  • переработка сокращает количество мусора на полигонах;
  • правильная утилизация способствует появлению новых рабочих мест.

Особенности утилизации

В России и за рубежом используются разные способы утилизации отходов.

Утилизация мусора в России

  • Отходы в России сжигаются или захороняются, что приводит к большому количеству мусорных полигонов.
  • Мусор разлагается и наносит огромный вред окружающей среде, занимая собой полезные площади.

Однако в 2019 году была начата мусорная реформа. В ходе законодательных изменений планируется построить около 300 мусороперерабатывающих заводов.

Опыт утилизации отходов за рубежом

За рубежом ситуация с отходами обстоит лучше. В Европе весь мусор сортируется, после чего попадает на мусороперерабатывающие заводы. В связи с этим удалось частично решить проблему загрязнения.

Яркий пример — Швеция. В стране просто закончился мусор, поэтому они закупают отходы у других стран для переработки.

Правительство готовит основания для ликвидации токсичных промзон

Экологический блок Белого дома опубликовал три проекта постановлений правительства в рамках реформы подхода к объектам накопленного вреда окружающей среде — проще говоря, бывшим производствам, превратившимся в токсичные помойки.

Работы с бесхозными объектами этого рода будут проводиться государством за счет экосбора и обойдутся в сотни миллиардов рублей, проекты же правительства описывают порядок обследования, признания и ликвидации объектов накопленного вреда.

Контролировать процесс будут муниципалитеты, регионы и Росприроднадзор совместно с Роспотребнадзором — всего, по оценкам Минприроды, речь идет уже о 3 тыс. токсичных промзон и объектов, и эта цифра, очевидно, не окончательная.

Белый дом описал детали будущей рекультивации брошенных токсичных производств. Работа, напомним, началась с экологической катастрофы в Усолье Сибирском (см. “Ъ” от 4 марта 2021 года и 29 ноября 2022 года) — по итогам изучения темы в экологическом блоке правительства она была разделена на два блока.

Ликвидацией бесхозных токсичных промышленных помоек займется государство на средства экологического сбора с бизнеса, собственников же действующих объектов было решено принудить к рекультивации принадлежащих им промобъектов после вывода их из эксплуатации — иначе такие предприятия не смогут ни платить дивиденды, ни избавиться от активов.

Брошенные же производства для развертывания федерального проекта «Генеральная уборка» должны быть признаны объектами накопленного вреда окружающей среде (НВОС) — опубликованные на regulation.gov.

ru документы и регламентируют порядок их фиксации, обследования и ликвидации. «Это попытка привести в порядок систему выявления и ликвидации объектов НВОС и сделать ее более конкретной.

До сих пор норм по выявлению объектов накопленного вреда и правил обследования не существовало»,— замечает гендиректор «ENV-консалтинг» Ирина Демина.

По оценкам Минприроды, уже выявлено более 3 тыс. таких объектов, только в ближайший год бюджет потратит на старт этих работ 20 млрд руб., и эти цифры, очевидно, не окончательные.

https://www.youtube.com/watch?v=CU8SYuNxxcs\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

Ликвидация только брошенной площадки ОАО «Уфахимпрома» в Башкирии оценивается в ту же сумму, в итоге речь идет о сотнях миллиардов, а санкционные ограничения на поставки оборудования, как ранее сообщало Минприроды, могут увеличить общую стоимость «Генеральной уборки» еще на 30%.

Проект правил выявления объектов НВОС предполагает, что заниматься этим продолжат муниципалитеты, региональные власти или Росприроднадзор: в течение 30 дней с момента получения информации о потенциальном объекте должна быть произведена его инвентаризация, включая оценку численности населения в зоне его влияния,— эти данные будут направлены в Росприроднадзор и Роспотребнадзор соответственно. Проект правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, в свою очередь, распространяется в основном на Росприроднадзор, который будет давать согласие на эти работы местным и региональным властям (отказать в обследовании объектов НВОС «местными» силами служба сможет в сложных случаях — например, в отношении предприятий ТЭК, металлургии, нефтехимии и т. п., мусорных полигонов и токсичных производств — вероятно, из соображений сохранения их под федеральным экологическим контролем). Роспотребнадзору же будут передаваться данные о воздействии объектов НВОС на жизнь и здоровье граждан — по ним служба будет готовить заключения об уровне такого воздействия. Итогом этой инвентаризации должно стать заключение об объекте накопленного вреда и решение о его включении в государственный реестр.

Наконец, по проекту правил организации ликвидации накопленного вреда для объектов из реестра будут разрабатываться проекты, которые станут предметом госконтрактов по 44-ФЗ,— обязательным для них будет использование наилучших доступных или экономически эффективных и не превышающих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду технологий. Проекты ликвидации вреда обязаны будут проходить государственную экологическую экспертизу, а также проверку достоверности определения сметной стоимости — отвечать за это будет Росприроднадзор или одно из его ФГБУ. Также Росприроднадзор будет осуществлять бессрочное «наблюдение» за ходом ликвидации и добиваться от заказчиков выполнения всех требований. Заканчиваться этот процесс должен утверждением службой заключения о завершении ликвидации накопленного вреда — без него удалить объект НВОС из реестра будет невозможно.

Заметим, что Росприроднадзор забирает на себя функцию проверки сметной документации по аналогии с контролем смет мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации особо опасных объектов.

Документами «усиливается влияние Росприроднадзора на организацию ликвидации накопленного вреда, это правильная норма, Светлана Радионова (глава службы.— “Ъ”) в начале этого года направляла письмо в субъекты РФ о массовых отступлениях от проектов и о выполнении работ не в полном объеме при ликвидации», говорит Ирина Демина.

«Документы — это только шаг к огромной работе по ликвидации накопленного вреда, которая должна начинаться с идентификации, ранжирования по классам опасности, созданию реестра и прочего.

Это должна быть открытая и гибкая информационная система. Примеров таковой, к сожалению, в области ООС пока создать не удавалось.

Главное здесь — работающий эффективный механизм, аналогов которого мы не наблюдаем в данной области»,— заключает глава Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.

Олег Сапожков, Артем Чугунов

Экологическое законодательство за май 2023: новые правила в части обращения с отходами и воздействия на атмосферу

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Обращение с отходами

Исключение отвалов вскрышных и вмещающих горных пород из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)

Вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.

2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г.

№ 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211), опубликованным 17 мая 2023 года.

При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.

Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:

  • технический проект или иную проектную документацию, предусмотренную Законом о недрах и/или
  • проект рекультивации земель, который подтверждает использование всего объема вскрыши, находящейся на данном объекте.

Приказ Минприроды России от 19.04.2023 № 211 вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:

  • ликвидация горных выработок;
  • рекультивация земель;
  • добыча полезных ископаемых и полезных компонентов;
  • для собственных производственных и технологических нужд;
  • для ведения горных работ;
  • для передачи иному лицу в целях использования для собственных производственных и технологических нужд.

Скорректированы правила утверждения разрабатываемой недропользователями проектной документации

Изменения, направленные на установление требований к проектной документации в части использования отходов недропользования опубликованы в постановлении Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127» (далее — постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801).

Внесение изменений связано со скорым вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ „О недрах“ и отдельные законодательные акты РФ».

Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 вводит следующие правила утверждения проектной документации:

  • устанавливает необходимость включать технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород (если такое использование планируется);
  • предусматривает необходимость учета добычи полезных ископаемых и компонентов из отходов недропользования в проекте опытно-промышленной разработки месторождения, техническом проекте разработки месторождения, технологической схеме первичной переработки минерального сырья;
  • вводит требование при планировании использования отходов недропользования для других целей включать соответствующие технические и технологические решения в технический проект разработки месторождения и/или технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений, и/или технический проект ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
  • исключает возможность направления документов на бумажном носителе: заявление и документы для согласования проектной документации необходимо будет направлять в электронном виде (в том числе с помощью «Единого портала государственных и муниципальных услуг»);
  • сокращает сроки и конкретизирует порядок рассмотрения и согласования проектной документации.

Оно вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Согласованные до этой даты технические проекты и другая проектная документация, соответствующие постановлению Правительства РФ от 20.05.2023 № 801 и предусматривающие использование отходов недропользования, действуют до окончания своего срока.

Установлен предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не более 25 лет

Оон описывает возможности уменьшения объема глобального загрязнения пластиком

Найроби, 16 мая 2023 г.

Согласно выводам нового доклада Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), загрязнение пластиком может уменьшиться на 80 процентов к 2040 году, если страны и компании проведут глубокие изменения в политике и на рынках, используя имеющиеся технологии.

Доклад опубликован в преддверии второго раунда переговоров в Париже, посвященном глобальному соглашению о борьбе с загрязнением пластиком, и описывает масштабы и характер перемен, необходимых для прекращения загрязнения пластиком и создания экономической модели замкнутого цикла.

«Перекрыть поток: каким образом мир может покончить с пластиковым загрязнением и создать экономическую модель замкнутого цикла» – это ориентированный на решения анализ конкретных пластмасс, изменений на рынке и политики, которые могут послужить основой для изменения мышления правительств стран и действий бизнеса.

«То, как мы производим, используем и утилизируем пластмассы, загрязняет экосистемы, создает риски для здоровья людей и дестабилизирует климат, – заявила исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен.

– В данном докладе ЮНЕП излагается стратегия, позволяющая значительно снизить эти риски за счет применения циркулярного подхода, который не допускает попадания пластмасс в экосистемы, в наши тела и в экономику.

Если мы будем следовать этой стратегии, в том числе и на переговорах по соглашению о борьбе с загрязнением пластиком, то сможем добиться крупных социально-экономических и экологических побед».

Необходимые перемены рынка для его трансформации по направлению к цикличности

Для уменьшения объема загрязнения пластиком на 80 процентов по всему миру к 2040 году и уменьшения масштаба проблемы в докладе предлагается сначала устранить пластик, который является причиной проблем и без которого можно обойтись. Далее авторы доклада призывают внедрить три изменения на рынке – повторное использование, вторичную переработку, переориентацию и диверсификацию товаров.

  1. Повторное использование: продвижение вариантов повторного использования, включая бутылки многоразового использования, дозаторы для сыпучих материалов, схемы возврата депозитов, схемы возврата упаковки и т. д.

    , поможет уменьшить объемы загрязнения пластиком на 30 процентов к 2040 году.

    Для реализации его потенциала правительства должны оказать поддержку для создания более веских экономических обоснований для внедрения многократного использования.

  2. Вторичная переработка: уменьшение объемов загрязнения пластиком еще на 20 процентов к 2040 году может быть достигнуто при условии, что переработка отходов станет более стабильным и прибыльным делом.

    Отмена субсидий на добычу и производство ископаемого топлива, обеспечение соблюдения руководящих принципов проектирования для повышения пригодности к вторичной переработке и другие меры позволили бы увеличить долю экономически пригодных для вторичной переработки пластмасс с 21 до 50 процентов.

  3. Переориентация и диверсификация: тщательная замена таких товаров, как пластиковая упаковка, пакеты и упаковка для еды навынос, продукцией, изготовленной из альтернативных материалов (бумага или компостируемые материалы), поможет обеспечить дополнительное уменьшение объемов загрязнения пластиком на 17 процентов.

Даже при условии соблюдения вышеуказанных мер к 2040 году все равно потребуется ежегодная безопасная утилизация 100 миллионов метрических тонн пластмасс, состоящих из одноразовых и недолговечных товаров, а также значительного наследия уже имеющегося загрязнения пластиком.

Эту проблему можно решить, установив и внедрив стандарты проектирования и безопасности для утилизации пластиковых отходов, не подлежащих вторичной переработке, а также возложив на производителей ответственность, в частности, за то, что продукты содержат микрочастицы пластика.

В целом переход к экономической модели замкнутого цикла сэкономил бы 1,27 трлн долларов США с учетом затрат и доходов от переработки отходов.

Еще 3,25 трлн долларов США были бы сэкономлены за счет избежания таких внешних воздействий, как воздействие на здоровье и климат, загрязнение воздуха, деградацию морских экосистем и расходов, связанных с судебными исками.

Кроме того, такой сдвиг может привести к увеличению числа рабочих мест до 700 тысяч к 2040 году, главным образом в странах с низким уровнем дохода, что значительно улучшит условия жизни миллионов занятых в этом неформальном секторе людей.

Для внедрения рекомендуемых системных изменений необходимы значительные инвестиционные затраты, однако они меньше текущих расходов без данных системных изменений: 65 млрд долларов США в год по сравнению со 113 млрд долларов США в год.

Многое из этого можно мобилизовать, переведя запланированные инвестиции в новые производственные мощности, в которых больше нет нужды благодаря сокращению материальных потребностей или введения налога на производство первичного пластика в необходимую инфраструктуру замкнутого цикла.

Однако время имеет решающее значение: задержка на пять лет может привести к увеличению объема загрязнения пластиком на 80 млн метрических тонн к 2040 году.

Самые высокие затраты как при одноразовой, так и при замкнутой экономической модели связаны с эксплуатацией.

Благодаря регулированию, гарантирующему, что пластмассы спроектированы таким образом, чтобы они оставались в экономике замкнутого цикла, схемы расширенной ответственности производителя (РОП) могут покрыть эти эксплуатационные расходы, связанные с обеспечением цикличности системы, требуя от производителей финансировать сбор, переработку и ответственную утилизацию пластмассовых изделий по истечении срока службы.

Согласованная на международном уровне политика поможет преодолеть ограничения национального планирования и действий бизнеса, поддержать процветающую глобальную экономическую модель замкнутого цикла для пластмасс, раскрыть возможности для бизнеса и создать рабочие места. Все это поможет создать согласованные стандарты подлежащих запрету пластиковых товаров, базу трансграничных знаний, правила о необходимых минимальных рабочих стандартах схем РОП, а также другие стандарты.

В докладе рекомендуется внедрить глобальную налогово-бюджетную систему в международную политику с тем, чтобы позволить переработанным материалам конкурировать на равных с первичными материалами, экономить за счет масштаба решений и создавать системы мониторинга и механизмы финансирования.

Важно отметить, что руководящим органам рекомендуется применять подход, который объединяет инструменты регулирования и политику, охватывающие действия на протяжении всего жизненного цикла, поскольку они взаимно усиливают друг друга на пути к преобразованию экономики. Например, правила проектирования, позволяющие сделать продукцию экономически пригодной для вторичной переработки, могут быть объединены с целевыми показателями по включению переработанного содержимого и налоговыми стимулами для предприятий по переработке отходов.

  • Кроме того, в докладе рассматриваются конкретные политические меры, включая стандарты дизайна, безопасности компостируемых и биоразлагаемых пластмасс, целевые показатели минимальной переработки, схемы РОП, налоги, запреты, стратегии коммуникации, государственные закупки и маркировка. 
  • НА ЗАМЕТКУ РЕДАКТОРУ
  • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

ЮНЕП является ведущим мировым голосом в защиту окружающей среды. Будучи лидером, она поощряет партнерство в заботе об окружающей среде, вдохновляя, информируя и давая странам и народам возможность улучшать качество своей жизни без ущерба для будущих поколений.

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации:

Отдел новостей и связей со СМИ Программы ООН по окружающей среде.

Отчетность в Росприроднадзор в 2023 году

Росприроднадзор требует не так много отчетов, как налоговая или Росстат. Некоторым компаниям нужно сдать всего одну декларацию. Но за просрочку будет штраф от 3 до 80 тысяч рублей. Рассказываем, для кого актуальна экологическая отчетность в 2023 году и какая именно.

https://www.youtube.com/watch?v=xRDzyyDvuF0\u0026pp=ygVz0JfQsNCz0YDRj9C30L3QtdC90LjQtSDQntC60YDRg9C20LDRjtGJ0LXQuSDQodGA0LXQtNGLINCh0YLRgNC-0LjRgtC10LvRjNC90YvQvNC4INCe0YLRhdC-0LTQsNC80Lgg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

В Росприроднадзор отчитываются компании и ИП, которые негативно влияют на окружающую среду. Также необходимо заплатить за плохое воздействие на природу (негативное воздействие на окружающую среду, НВОС). По этой плате и отчитываются.

Как понять, «вредный» у вас бизнес или нет? Наша схема поможет разобраться.

Спешим успокоить малый и даже средний бизнес: большинство офисов, а также парикмахерские, небольшие магазины, мастерские (швейные, столярные) образуют твердые коммунальные отходы. То есть обычный бытовой мусор. То, что разрешено выбрасывать в контейнеры ТКО. Например:

  • бумага, картон, остатки канцелярии, упаковочный материал;
  • пищевые продукты, в том числе просрочка;
  • древесина, пластик, текстиль;
  • резина, стекло, керамика, различные металлы.

Какой мусор нельзя отнести к ТКО и придется самим вносить плату за НВОС? Например, это:

  • строительный мусор;
  • лекарственные средства, в том числе просрочка;
  • токсичные ртутные термометры, газовые лампы.

Как встать на учет в Росприроднадзоре

При наличии в деятельности вредных объектов встаньте на учет в Росприроднадзоре самостоятельно, подав заявку. Сделать это удобно на сайте ведомства. Дедлайн — 6 месяцев с начала работы объекта, который вредит экологии.

Росприроднадзор присвоит бизнесу категорию по степени влияния на окружающую среду. Всего таких категорий четыре, как вы уже узнали из нашей схемы.

  • К первой категории относятся самые злостные вредители экологии: нефтедобывающие предприятия, металлургические заводы.
  • К четвертой — фирмы, которые почти не оказывают влияния на почву, воду, воздух. За объекты этой категории, при условии, что нет объектов I–III категорий, платить и отчитываться не нужно.

На каждый вид отходов I–IV класса опасности компания (ИП) должна составить паспорт отходов. Из этого документа видно, какие именно за отходы накапливает организация.

Такая информация пригодится, когда сдаете отходы для вывоза специализированным фирмам.

Они должны знать свойства отходов, чтобы соблюдать установленные требования по охране окружающей среды: правильно перевезти и утилизировать ненужное.

Если отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), паспорт составляется по одной типовой форме. И направлять его в Росприроднадзор не нужно.

Если отходы не включены в ФККО, нужно согласовать с ведомством вид и класс опасности таких отходов. И составить паспорт по другой типовой форме. Порядок паспортизации и формы паспортов содержатся в приказе Минприроды, который действует с 2021 года. За отсутствие паспортов на отходы I–IV классов опасности штрафуют по п. 9 ст. 8.2 КоАП. Санкция составляет:

  • Для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.
  • ИП — от 40 000 до 60 000 рублей.
  • Для юрлиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Не путайте декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и отчет, у которого похожее название. Это декларация о воздействии на окружающую среду — ее сдают только компании и ИП с объектами II категории.

Узкий круг организаций сдает отчеты с приставкой «ТП» в Росстат:

  • 2-ТП отходы — для операторов мусора;
  • 2-ТП воздух и 2-ТП рекультивация — для тех, у кого в наличии вредные объекты. Например, строительные объекты, котельные.

Владельцы объектов I–III категории также сдают отчет о производственном экологическом контроле на предприятии (ПЭК).

Еще вы можете услышать о таком отчете, как расчет экологического сбора. Этот сбор платят производители и импортеры, которые не собирают и не используют повторно ранее проданные товары и упаковку. Какого-либо отношения к плате за НВОС этот сбор не имеет. С экосбором и утилизацией связаны еще ряд отчетов. Например, о нормативах утилизации отходов.

Для вас доступна сдача экологической отчетности:

  • Через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
  • Сервисы по ЭДО. Например, СБИС-сервис для сдачи отчетности.

Отчитаться в Росприроднадзор через сервис электронной отчетности СБИС быстрее и удобнее, чем через сайт Росприроднадзора. Плюс приятные дополнительные возможности:

  • календарь бухгалтера с актуальными сроками и формами отчетности в Росприроднадзор по вашей компании;
  • мастер отчетов, который облегчит заполнение форм, — с этим справится даже ИП без опыта работы бухгалтером;
  • СБИС камерально проверит данные в отчете, подсветит ошибки и поможет их исправить, чтобы вы сдавали формы с первого раза должным образом;
  • специалисты СБИС поддерживают вас в формате 24/7, если вдруг остались вопросы по заполнению или отправке отчета.

Сервис СБИС «Отчетность через интернет» — один сервис вместо разных сайтов контролирующих ведомств и доппрограмм для работы с ЭЦП. Сдавайте отчеты быстро, без ошибок, в удобном формате: с компьютера, телефона или планшета.

Что будет, если опоздать или ошибиться с основным отчетом — декларацией о плате за НВОС?

Штраф по КоАП:

  • для юрлиц — от 20 до 80 тыс. руб.,
  • ИП — от 3 до 6 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб.

Что будут делать в регионах со строительными отходами — Российская газета

По статистике Росприроднадзора, в России за 2020 год образовалось свыше 71 миллиона тонн строительного мусора. На переработку направлено лишь 22 процента этого объема — около 15,5 миллиона тонн.

До сих пор не выработан единый подход к мониторингу всех этапов формирования и утилизации строительного мусора. Муниципалитеты не располагают полной информацией о том, какие объекты на их территории демонтируются.

Остается низким уровень контроля за образованием, транспортировкой и размещением отходов строительства, в результате чего немалый их объем попадает на нелегальные свалки в окрестностях городов.

В российской «мусорной» сфере больше всего проблем со строительными отходами, отмечает эксперт Роман Казаков. Если ряд наболевших проблем с ТКО все же удалось решить, то обращение с мусором, оставшимся после строительных работ, до сих пор почти не регламентируется законодательством, а его оборот остается теневым.

В итоге число несанкционированных свалок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области остается высоким. Около 90 процентов их содержания — битый кирпич и бетон, остатки конструкций из древесины и многое другое.

На их ликвидацию уходят сотни миллионов бюджетных рублей, тогда как эти отходы имеют V класс опасности и, согласно законодательству, должны быть переработаны и использованы повторно.

В последнее время значительную долю в этих отходах составляет грунт, который образуется в результате работ нулевого цикла и землеустроительных работ при строительстве.

По словам Романа Казакова, основную часть грунта нечистые на руку предприниматели вывозят на нелегальные свалки.

Причина этому — несовершенство системы регулирования и контроля и отсутствие современной инфраструктуры по переработке.

Проблема в том, что строительные отходы очень неоднородны: среди кирпича и бетона попадается и стекло, и железо, и керамическая плитка, и многие другие виды отходов. Их нужно отсортировывать. Это очень затрудняет создание подобного производства.

Однако примеры подобного бизнеса все же существуют. В Архангельской области в октябре 2022 года запустят производство по переработке старых бетонных конструкций.

Переработанное сырье намерено использовать само предприятие — при выпуске свай, бетонных конструкций и самого бетона. Доля вторсырья в них будет составлять 5-10 процентов.

Расчеты показывают, что использование вторсырья на первом этапе позволит удешевить это производство на пять процентов.

Впоследствии, когда будут налажены стабильные поставки отходов на переработку, экономия может вырасти до 30 процентов.

71 миллион тонн строительного мусора образовался в стране за год

Чтобы вывести работу со строительными отходами из тени, разрабатывается постановление правительства РФ по обращению с отходами строительства и сноса, отметил управляющий Национальной ассоциации демонтажных организаций России (НАДО) Артем Кондратьев. Однако здесь могут проявлять инициативу и сами регионы.

В частности, аналогичное постановление издало правительство Московской области. В нем юридически закреплено такое понятие, как отходы строительства, сноса и грунтов (ОССиГ). С 1 июня 2021 года там была запущена реформа по обращению со строительными отходами.

В регионе внедрили автоматизированную систему контроля, которая позволила к 1 сентября 2021 года сократить число нелегальных свалок на 61 процент по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Благодаря этому более шести миллионов тонн отходов строительства ежегодно отправляются на переработку.

По мнению экспертов, подобный опыт стоит взять на вооружение и другим регионам.

Комментарий

Виктория Абрамченко, заместитель председателя Правительства РФ:

— В недропользовании объемы отходообразования чудовищны. По данным за 2020 год, они составляют 6,5 миллиарда тонн. Эти отходы должны стать вторичным материальным ресурсом, так как их можно использовать как в рекультивации земель, так и в строительном комплексе.

Совершенно спокойно можно из этих отходов делать строительные материалы, использовать их, например, в дорожном строительстве.

Согласно целевым показателям федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», доля использования вторичных ресурсов в 2024 году в сельском хозяйстве достигнет 25 процентов, в строительстве — 20, в промышленности — 15 процентов. На реализацию всего проекта до 2025 года будет направлено около 10 миллиардов рублей.

Кстати

Правительство России выделило более 9,3 миллиарда рублей на ликвидацию стихийных свалок в 24 регионах страны. Постановление об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.