Штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте в 2023 году
© АГН Москва/Сергей Ведяшкин
На федеральном уровне упраздняется административная ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа. Соответствующий закон вступил в силу.
В частности, из Кодекса об административных правонарушениях исключают статьи, предусматривающие штрафы за проезд без билета и за нарушение правил провоза ручной клади и багажа.
В первой статье была установлена ответственность только для пассажиров междугородних автобусов, морских и речных судов, а также самолётов. Почти все штрафы составляли сто рублей.
Также на сотню штрафовали людей, которые не платят за провоз багажа или ручной клади сверх нормы. А за попытку провезти запрещённые предметы с пассажиров взимали триста рублей.
В России уточнят нормы о безбилетном проезде
Закон, упраздняющий эти статьи из федерального КоАП, разработал Минтранс. Ведомство указывало на пробелы и коллизии в правовом регулировании в части наказания безбилетников.
Меры обхождения с безбилетниками в автобусах, трамваях и троллейбусах прописаны на федеральном уровне в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. При этом в 62 регионах штрафы для «зайцев» установлены в местных КоАП.
А ещё 22 субъекта РФ живут без таких законов, причём в восьми из них такие нормы когда-то были, но их отменили, сославшись на то, что эти вопросы не относятся к компетенции региона.
В общем, возникла правовая неопределённость. Чтобы её решить, были внесены поправки в Устав городского транспорта, которые чётко разграничили полномочия в части контроля оплаты проезда.
Сейчас там говорится, что проверка подтверждения оплаты проезда и перевозки багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении определяется нормативными актами субъектов РФ.
Эта норма была введена с 24 февраля этого года.
При таком подходе не нужны федеральные санкции для «зайцев», в связи с чем и был актуализирован Кодекс об административных правонарушениях.
Напомним, в Москве штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте, как наземном, так и в метро, составляет тысячу рублей, а в Петербурге — пятьсот. Столько же платят люди, не оплатившие провоз багажа.
За высадку из транспорта детей-безбилетников введут штрафы
В столице оплату проезда проверяют сотрудники ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок». Оштрафовать безбилетников могут представители второго учреждения. Одноимённое ГКУ привлекает к ответственности петербургских «зайцев».
Штраф за высадку несовершеннолетних из общественного транспорта с 1 мая 2022 года
- Добрый день, уважаемый читатель.
- 7 марта 2022 года в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» были внесены изменения, которые запретили высаживать из общественного транспорта детей в возрасте до 16 лет, которые не оплатили проезд.
- С 1 мая 2022 года вводятся штрафы для водителей и должностных лиц, которые высадили несовершеннолетних пассажиров в нарушение требований законодательства:
Штраф за высадку пассажира младше 16 лет
Новые штрафы вводятся частью 21 статьи 11.33 КоАП:
Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса
21. Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Итак, размер штрафа за принудительную высадку безбилетного ребенка:
- 5 000 рублей — для водителя;
- 20 000 — 30 000 рублей — для должностного лица.
При этом высаживать запрещается ребенка только при одновременном выполнении следующих условий:
- ребенок не достиг возраста 16 лет;
- ребенок едет без сопровождения взрослого.
Какие меры могут быть применены к безбилетному ребенку?
Одной из мер воздействия на безбилетного пассажира является высадка из общественного транспорта. Однако кроме нее при отсутствии билета может быть наложен и административный штраф за безбилетный проезд. Однако распространяется ли такой штраф на ребенка?
Рассмотрим статью 2.3 КоАП:
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
https://www.youtube.com/watch?v=g5GI0TA92Oo
Таким образом, штраф на ребенка не может быть наложен.
То есть фактически получается, что дети младше 16 лет получили возможность передвигаться на общественном транспорте без оплаты проезда. Это является нарушением требований законодательства, однако никаких негативных последствий не влечет.
Для чего введен запрет на высадку детей из транспорта?
Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.
То есть изначально изменения направлены на то, чтобы уберечь детей, оказавшихся в неприятной ситуации с отсутствием денег, от еще более неприятной ситуации — высадки в незнакомом месте на значительном расстоянии от места назначения.
К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях.
То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф.
А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.
В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам.
И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети.
А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.
Как будет развиваться ситуация на практике, увидим через несколько месяцев.
В заключение хочу отметить, что у водителей и кондукторов осталась возможность не перевозить безбилетных пассажиров. Законодательство запрещает высаживать пассажиров из автобусов и троллейбусов, однако на практике таких пассажиров можно просто не допускать в салон. Для этого достаточно продавать билеты и проверять проездные перед входом в транспортное средство.
А что Вы думаете про новые штрафы за высадку безбилетных пассажиров? Напишите Ваше мнение в х к данной статье.
Удачи на дорогах!
Штраф за безбилетный проезд (2022 год) в автобусе и прочем в общественном транспорте | Юридические Советы
Последнее обновление: 20.03.2022
Неоплаченный проезд на общественном транспорте является основанием для административной ответственности. Обычно возле кабины водителя (трамвая, троллейбуса, автобуса и т.д.
) размещена подробная информация о том, какой штраф ждет таких нарушителей – в простонародье «зайцев».
В этой статье мы расскажем, какие санкции предусмотрены законами в отношении предприимчивых граждан, не желающих покупать билет, какую сумму они должны будут заплатить и что будет, если проигнорировать закон.
Оплата за проезд
В разных регионах действуют разные тарифы стоимости билета для граждан, перемещающихся на городском транспорте. Конечно, в городах федерального значения (Москва, Спб) сумма будет значительно больше, чем в провинции.
Вопрос:
Кто устанавливает тарифы за оплату проезда в автобусе, трамвае, метро?
В субъектах РФ (областях, краях) эти вопросы контролируются на местном уровне.
К примеру, в Москве цены на проезд граждан и провоз багажа регулируются Департаментом экономической политики и развития Москвы. Это ведомство контролирует цены на пользование любыми видами транспорта, включая метро и пригородные сообщения (кроме ж/д перевозок – здесь стоимость билетов подконтрольна РЖД).
Подобные департаменты созданы и в областных центрах России, их сотрудники не только определяют максимальное значение платы за проезд, но и размер штрафа для тех, кто не оплачивает услуги перевозчика.
Именно сотрудники данных организаций (обычно они называются контролерами, часто это и кондуктор в одном лице) выявляют правонарушителей, составляют постановления и выдают квитанцию на оплату штрафа.
Для «зайцев» предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне, но только на некоторых видах транспорта.
Статья 11.18 КОАП РФ
Согласно данной норме, граждане могут быть привлечены за безбилетный проезд на следующих видах транспорта:
- пригородные морские, внутренние водные;
- морские, внутренние водные дальнего следования;
- воздушные судна;
- автобус междугородних маршрутов.
Таким образом, нарушая правила проезда на указанных видах общественного транспорта, гражданин может быть оштрафован за:
- отказ приобретать билет;
- отказ предъявить билет контролеру (в случае, если поясняет, что он имеется в наличии). Сказать, что вы оплатили проезд, но по каким-то причинам вам забыли выдать билет, не получится. Дело в том, что для должностных лиц, реализующих билеты, предусмотрена административная ответственности за невыдачу купленного проездного документа. К примеру, в соответствии со ст. 10.2 КОАП РФ города Москвы, которая была введена в мае 2018 года, предусмотрен штраф в размере до 1000 рублей для водителя, не выдавшего пассажиру билет при фактической его оплате.
Ответственность по статье 11.8 КОАП РФ может наступить уже с 16 лет, штраф составляет 100 рублей (на воздушном судне – 200). Родители, которые не купили билет своим детям, обязаны будут оплатить половину этой суммы штрафа.
К примеру, за безбилетный проезд в автобусе дальнего следования предусмотрен штраф в размере 100 рублей. Если мать едет «зайцем» вместе с несовершеннолетним ребенком, в соответствии с частью 3 статьи 11.18 КОАП РФ ее оштрафуют на 150 рублей.
Читатели справедливо заметят, что это довольно небольшая плата. Действительно, штраф в размере 100 рублей почти не бьет по карману. С другой стороны, применение указанной статьи на практике не столь часто – в междугородних сообщениях довольно строгая пропускная система, и просто так, без билета, на автобус или самолет не попасть.
Получается, статья 11.18 КОАП РФ распространяет свое действие только на несколько видов транспорта. В остальной части размер штрафов и ответственность в целом регулируются административным законодательством на местном региональном уровне.
Безбилетники в регионах
Как ни странно звучит, в некоторых областях вообще не предусмотрен штраф за отсутствие билета на общественном транспорте. Кондукторы выявляют нарушителей и просто высаживают на ближайшей остановке, а если конфликт выходит «за рамки», то вызывается наряд полиции. К примеру, такая практика сформирована в Пензенской, Томской, Липецкой, Новгородской областях (всего в 22 субъектах).
В некоторых регионах ранее ответственность была предусмотрена местными законами, но после оспаривания прокуратурой нормы о «заячьем» наказании были отменены.
В этой связи, в целях создания единой практики, в 2016 году Минтранс выдвинул предложение сделать штраф одинаковым для всех регионов (в размере двадцатикратной стоимости поездки), но соответствующие изменений в закон так и не были внесены, штраф и по сей день везде разный.
Конечно, процедура привлечения к ответственности безбилетника не всегда отрегулирована местными законами. К примеру, протокол невозможно составить без личных данных нарушителя, но контролеры не наделены полномочиями требовать, вопреки воле пассажира, предъявить паспорт, а у гражданина нет обязанности носить везде и всюду с собой документы, удостоверяющие личность.
Кроме того, «маршрутки», которых на улицах всех городов довольно много, вообще не предусматривают возможности нахождения контролеров в салоне. Водители таких частных «газелей» редко выдают билеты, просто собирая деньги с людей.
Тем самым формально они сами нарушают процедуру предоставления клиенту документа об оплате и, соответственно, не имеют правомочий заявить об отсутствии билета у пассажира.
Но даже если представить, что водители маршрутных такси, как полагается, выдают билет, то они как коммерческие перевозчики все равно не вправе самостоятельно штрафовать «зайцев».
И все же в большинстве субъектов штраф для безбилетников предусмотрен местным административным законодательством и составляет в среднем от 20 до 1000 рублей. К примеру, в Санкт-Петербурге придется заплатить за «бесплатную» поездку 500 рублей, в республике Калмыкия – 300 рублей, в Севастополе – 200 рублей, в Курганской области – 100 рублей.
Какой штраф за безбилетный проезд в Москве в 2022 году
На территории Москвы те, кто совершил наземную поездку без билета, подвергаются ответственности в соответствии со ст. 10.1 Кодекса Москвы об административных правонарушениях. Данная норма предусматривает наложение штрафа в размере 1000 рублей за отсутствие билета и штраф в размере 2500 рублей за неправомерное использование льготной проездной карты.
Возможность автоматической оплаты поездки для жителей столицы намного упрощает всю процедуру проверки контролером гражданской сознательности пассажиров. В то же время, нередки случаи некорректного считывания данных валидатором (устройством для проверки электронного носителя при проходе в трамвай, автобус).
К примеру, когда вы убедились, что при приложении пассажирской карты к валидатору деньги списались, но контролер пытается обвинить вас в обратном, достаточно приложить еще раз вашу карту к этому же валидатору.
Если правда на вашей стороне, информация о недавнем считывании появится на экране, при условии исправности электронной системы.
Контролируют соблюдение пассажирами обязанности оплачивать проезд в Москве две организации – Мосгортранс и Государственное казенное учреждение «Организатор перевозок», созданное Правительством Москвы в 2011 году. Инспекторы ГКУ ежедневно составляют более 1000 постановлений, выписывают штрафы за безбилетный проезд, изымают социальные проездные карты – в основном, в метрополитене, но и на других видах сообщений тоже.
Пожаловаться на действия инспекторов можно, обратившись с заявлением о проверке по адресу 125047, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 31. Кстати, обратиться можно и в правозащитные организации «Союз пассажиров» и «Город и транспорт». Похожие организации есть и в других городах – Воронеже, Перми и т.д.
Сумма штрафа за безбилетный проезд в электричках
До 2015 года была предусмотрена ответственность для безбилетников на железнодорожном транспорте в КОАП РФ. Затем она была отменена из-за несовершенств процедуры привлечения, но при этом были внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ.
Получается, между пассажиром и ж/д перевозчиком действуют гражданско-правовые отношения.
В настоящее время за неоплату установлена санкция в размере 50-кратной стоимости проезда в электричках, в поездах дальнего следования – 5-кратной.
С 1 января 2019 года ответственность за неоплаченную поездку на поездах пригородного сообщения рассчитывается в зависимости от места, где «заяц» был обнаружен.
Окончательная сумма штрафа будет вычислена как пятидесятикратная величина от стоимости проезда 10 км пути.
К примеру, в Ленинградской области сумма составляет 1290 рублей (стандартный класс) и 1350 рублей (комфорт-класс).
Для сравнения, по данным Московско-Тверской пригородной пассажирской компании (МТППК), на электричках МО штраф составляет 1100 рублей, в Тверской области – 1225 рублей. Для безбилетников, путешествующих на поезде «Ласточка», взимается 50-кратная сумма от тарифа за 10 км.
Для оформления штрафа за неоплаченный проезд сотрудник РЖД обязан подтвердить личность, сверить фото с паспортом или военным билетом, иным документом. Если документов при себе у безбилетника нет, личность устанавливается через дежурных сотрудников полиции.
Оплата штрафа
Копия постановления и квитанция об оплате начисленного штрафа выдаются контролерами правонарушителю.
В течение 60 дней со дня вступления в законную силу постановления об административном правонарушении штраф необходимо оплатить. В противном случае, на основании ст. 20.25 КОАП РФ на безбилетного гражданина может быть наложен еще один штраф – в двукратном размере неуплаченной ранее суммы.
Вопрос:
Как оплатить штраф за безбилетный проезд онлайн?
Для этого на бланке постановления нужно найти уникальный идентификатор начисления (УИН), ввести его в поле реквизитов для оплаты он-лайн (например, через приложение Сбербанк онлайн).
УИН можно узнать на портале госуслуг, где в разделе «Штрафы» вводится номер и серия постановления (кириллицей, без пробелов).
Если у гражданина нет навыков работать с интернет-приложениями или отсутствует гаджет, можно придти в отделение любого банка и, предоставив постановление или квитанцию, оплатить здесь.
На всякий случай платежный документ, подтверждающий погашение штрафа, следует хранить у себя в течение 2-3 лет.
В тех ситуациях, когда административный штраф в течение нескольких месяцев не оплачивается, власти передают об этом сведения приставам, которые возбуждают исполнительное производство.
Далее взыскание штрафа исполняется принудительно, как любой другой долг.
Сведения об исполнительных производствах и наличии взысканий можно узнать на официальном сайте банка исполнительных производств путем ввода в окно поиска своего имени, фамилии и даты рождения.
Обжалование штрафа
Как и любое административное постановление, штраф за безбилетный проезд можно обжаловать. Исходя из практики, большинство жалоб граждан зафиксированы в Москве – вероятно, из-за слаженной работы контролеров ГКУ «Организатор перевозок» и довольно ощутимой санкции в размере от 1000 рублей.
Справедливости ради заметим — в основном, жалобы отклоняются. В то же время, если именно вас коснулась несправедливая ситуация и ваши права нарушены, несмотря на неутешительную статистику нужно обратиться к руководителю ГКУ с жалобой:
Руководителю ГКУ города Москвы
«Организатор перевозок»
Совина Марка Петровича,
проживающего в г. Москва,
ул. Ладная, д.50, кв. 3.
тел. 8926000000
- электронная почта – [email protected]
- ЖАЛОБА
на постановление по делу об административном правонарушении
Штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте для пенсионеров в 2022 году
Из ленты новостей
Пенсионному фонду России будет предоставлена возможность перечислять пенсионную выплату на счёт, имеющийся у пенсионера в банке. Это может быть в том случае, если пенсионер не получил пенсию за текущий месяц на почте или в другой организации, доставляющей пенсию. Страховая пенсия будет перечислена на счёт в течение трёх дней после информирования о том, что она не получена.
В ПФР все записи с бумажного формата будут переведены в электронный вид. Это позволит не потерять сведения о рабочем стаже при назначении пенсии. Сотрудники Пенсионного Фонда выполнят перевод на основании поданных заявлений.
При неоплате проезда в автобусе
Если пенсионер решил воспользоваться услугами общественного транспорта, то он должен иметь соответствующие документы, подтверждающие право бесплатного проезда. У кондуктора есть право изъять у пассажира документ на льготный проезд, если на нём подделана печать или не соответствует фотография.
Во многих российских регионах пенсионеры не имеют льгот на проезд в автобусах и троллейбусах. Поэтому должны оплатить проезд.
Пассажир, не оплативший проезд, может быть оштрафован только на основании постановления о взыскании, которое имеет право выписать:
- представитель органов местной власти.
- сотрудник полиции.
Штраф за безбилетный проезд взимается в едином размере, независимо от социального статуса и материальной обеспеченности.
Перевозчик или кондуктор не имеют права штрафовать. Они могут предложить пассажиру оплатить проезд или выйти из салона автобуса на ближайшей остановке.
Размер штрафа за безбилетный проезд зависит от того, в каком регионе проживает человек.
Москва | 1000 |
Санкт-Петербург | 500 |
Волгоград | 500 |
Владимирская область | 300 |
Саха Якутия | 200 |
В России в некоторых регионах НЕ взимаются штрафы за безбилетный проезд в автобусе, так как отсутствует соответствующая статья в КоАП субъекта. Например, в Липецкой, Новгородской, Пензенской, Воронежской областях, в Хабаровском крае.
С заблокированными социальными картами
Блокировка социальных карт пенсионеров была сделана, в связи с ограничениями, введёнными для жителей 65+ в период пандемии. Это должно было обеспечить самоизоляцию пенсионеров.
Если у пенсионера, проживающего в Москве и других регионах, заблокирована социальная карта, то при проезде в общественном транспорте его штрафовать не будут.
Но пенсионер должен оплатить проезд. В противном случае придётся выйти из общественного транспорта на ближайшей остановке.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли возместить средства за проезд, потраченные во время блокировки социальной карты?
Можно. Для этого нужно обратиться в отдел соцзащиты. Чтобы стоимость проезда была возмещена, необходимо к заявлению прикрепить чеки с оплатой за проезд. Тогда соцзащита выплатит разницу между стоимостью проезда по льготе и расходов на проезд в общественном транспорте.
Если штраф за безбилетный проезд в автобусе не оплачу, что будет?
Если в течение 60 дней не будет оплачен штраф, то кампания-перевозчик может обратиться в судебные органы. Тогда с должника взыскивается не только сумма неоплаченного штрафа, но судебные расходы.
Что делать в случае утери квитанции?
Необходимо зайти на сервис «Госуслуги» и штраф будет высвечен автоматически. Его можно оплатить без квитанции. В случае необходимости, дубликат можно получить в транспортной кампании.
Подытожим
- Если пенсионер не имеет при себе документов, подтверждающих право льготного проезда в автобусе или троллейбусе, то он должен оплатить проезд.
- В некоторых регионах пенсионеры не имеют льгот по проезду в общественном транспорте, поэтому должны оплачивать проезд.
- Пассажир, не оплативший проезд, может быть оштрафован только на основании постановления представителей власти или полиции.
- Размер штрафа устанавливается региональными властями.
- Есть регионы, в которых не взимаются штрафы за безбилетный проезд.
- Если заблокирована социальная карта, то пенсионера не оштрафуют.
У вас остались вопросы? Задайте их в х под статьёй или напрямую нашему пенсионному онлайн-консультанту Евгении.
Штраф за безбилетный проезд в автобусе в 2022 году
Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Штраф за безбилетный проезд в автобусе или другом наземном транспорте устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве это Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.
Исключения – железнодорожный транспорт, где действуют свои правила, и междугородние автобусные сообщения, где за безбилетный проезд предусмотрен единый штраф в размере 100 рублей (ч. 3 ст. 11.18 КоАП РФ).
В отношении определения безбилетного проезда у всех российских регионов единый подход. Но нужно учитывать специфику систем оплаты проезда, действующих в разных городах. Классический способ наличных расчетов постепенно исчезает. Ему на смену приходят электронные платежи с помощью банковских, социальных и проездных карт. А для приема оплаты используются валидатора или терминалы.
Как бы то ни было, безбилетный проезд – это неоплаченный проезд. В свою очередь, под неоплатой проезда понимаются случаи, когда пассажир не оплачивал проезд или не может подтвердить факт оплаты проезда, в частности:
- Пассажир не купил билет и, проще говоря, решил прокатиться «зайцем».
- При входе (посадке) в транспортное средство пассажир не списал на валидаторе/турникете деньги или поездки с проездного билета.
- При входе (посадке) в транспортное средство пассажир, имеющий право на льготный/бесплатный проезд, не приложил соответствующую карту к валидатору/турникету.
- Пассажир незаконно воспользовался документом, дающим право на льготный или бесплатный проезд.
- Пассажир не может предъявить контролеру проездной документ, а пассажир, имеющий льготы, не может также предъявить документ или карту, подтверждающие наличие льготы.
- Истек срок действия документа, подтверждающего льготный или бесплатный проезд, или срок действия проездного.
- Представленные контролеру проездные документы имеют признаки поделки или повреждены.
Таким образом, мало заплатить за проезд. Обязательно нужно, если потребуется, подтвердить факт оплаты. Льготники должны также иметь при себе документы, подтверждающие право на льготный или бесплатный проезд. И нужно понимать: льготы на проезд не дают аналогичного права на провоз багажа.
Кто может предъявить претензии по поводу безбилетного проезда
Проверять билеты (проездные документы) и документы, подтверждающие льготы, имеют право специально уполномоченные контролеры. Это работники организатора перевозок или соответствующей транспортной компании.
Их функции и полномочия определяются должностными инструкциями. При себе контролеры должны иметь как минимум официальный документ (служебное удостоверение).
По требованию пассажира они обязаны представиться и предъявить такой документ.
Контролеры вправе (если это предусмотрено правилами перевозки, указано в должностной инструкции и соответствует маршрутному заданию):
- проверять проездные документы;
- требовать оплатить проезд или покинуть транспортное средство на следующей остановке;
- изымать (без принуждения и применения силы) поддельные документы для дальнейшей проверки;
- штрафовать за безбилетный проезд – оформить протокол/постановление в административном порядке и выдать платежный документ для оплаты штрафа.
При наличии спора с контролером возможен вызов сотрудников полиции. Это может сделать как контролер, так и пассажир. Если возможно составление протокола/постановления на месте – документы оформляются контролером.
Свои возражение пассажир вправе изложить в самом протоколе, а затем использовать его для оспаривания решения в транспортной организации или в судебном порядке.
Если разногласия переросли в конфликт, то разрешать ситуацию должна полиция.
В ситуациях, когда нарушители – несовершеннолетние лица, к разбирательству должны привлекаться родители. Высаживать ребенка, требовать с него штраф чревато нарушением уже со стороны кондуктора или контролера. Аналогичное можно сказать и о ситуациях с недееспособными гражданами, а также инвалидами 1 и 2 групп.
Вышеперечисленные правила применяются в Москве. В регионах они могут быть другими.
Так, например, в некоторых регионах контролеры не могут выносить постановления о наложении штрафа – такое решение вправе принимать только суд.
В других субъектах РФ контролеры не могут составлять и протоколы – должны для этого привлекать полицию или вызывать сотрудника из уполномоченного органа исполнительной власти.
Ответственность за безбилетный проезд
Как уже говорилось, размер штрафов в разных регионах отличается. Наказание зависит и от вида транспорта.
Штраф за безбилетный проезд в Москве в 2022 году составляет 1000 рублей (статья 10.1 КоАП Москвы). Это касается проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах. Незаконное использование льготной персонифицированной карты (электронной карты) влечет штраф в размере 2500 рублей. В регионах штрафные санкции, как правило, меньше.
Размер штрафа за безбилетный проезд в электричках и других видах железнодорожного транспорта определяется согласно ст. 82 и ст. 110.1 Устава железнодорожного транспорта. В случае выявления нарушения безбилетники обязаны:
- Приобрести билет – заплатить за проезд и услуги по оформлению билета согласно установленным тарифам для поезда, типа/класса вагона и места, где обнаружен безбилетник. При этом учитывается, откуда и куда следует пассажир, либо берется в расчет последняя остановка поезда до обнаружения безбилетного пассажира.
- Заплатить штраф за безбилетный проезд, но только при отказе оплатить билет и услуги по его оформлению согласно тарифу. Для пригородных поездов штраф – 50-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 10-километровое расстояние. Для поездов дальнего следования штраф – 5-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 100-километровое расстояние.
Оплата штрафа осуществляется согласно квитанции. Сделать это можно позже дня вынесения административного постановления. Сроки в регионах отличаются – они должны быть указаны в решении.
Зависит от региона и обжалование штрафа. Порядок может предусматривать только один вариант – судебный. А может присутствовать еще один этап – обжалование в вышестоящей инстанции по отношению к сотруднику, который составил протокол и вынес постановление. Но в любой ситуации всегда сохраняется возможность обратиться в суд.
Комитет по транспорту объяснил, как отличить «бескондукторный» маршрут и оплатить в нем проезд — МК Санкт-Петербург
С апреля Петербург поэтапно переходит на новую модель транспортного обслуживания. На дорогах появятся более 2800 новых комфортабельных автобусов, которые заменят небезопасные маршрутки.
Одним из нововведений станет отсутствие кондукторов на большей части маршрутов и переход полностью на электронные средства оплаты в салонах автобусов.
В преддверии транспортной реформы комитет по транспорту объяснил, как можно будет оплатить проезд на «бескондукторном» маршруте.
Так называемая «бескондукторка» существует и сейчас, поскольку пассажиров на коммерческих маршрутах обилечивает водитель – кондукторов в салоне нет. С переходом на «новую модель» в функционал водителя больше не входит прием оплаты проезда.
Во-первых, это позволит сконцентрироваться на соблюдении правил дорожного движения и обеспечении безопасности пассажиров. Во-вторых, перестав тратить время на прием платежей, водитель сможет вести автобус по установленному графику.
Подобный опыт «бескондукторного» обслуживания уже несколько лет успешно применяется в Москве.
Пилотный проект по переходу на бескондукторную систему оплаты стартовал в Петербурге еще в августе 2022 года, сейчас весь состав на маршрутах в рамках тестирования оснащен валидаторами на поручнях. Оплату проезда можно произвести «Подорожником», «Единой картой Петербуржца», а также с помощью обычных банковский карт, оснащенных системой бесконтактных платежей, и смартфонов с функцией NFC.
Еще валидаторы в общественном транспорте Петербурга с 1 апреля 2022 года начнут распознавать разовый проездной билет на основе QR-кода. Как сообщили в Комтрансе, билет на основе QR-кода станет альтернативой билету, который сейчас можно приобрести за наличные.
Разница будет заключаться только в том, что QR-код будет продаваться в кассах метро и пунктах продаж ГКУ «Организатор перевозок». В будущем билеты на основе QR-кода могут начать продавать и в розничных сетях. Срок действия билета – три дня.
Также пресс-служба отметила, что оплатить проезд на бескондукторных маршрутах наличными можно будет только до конца марта – с 1 апреля в таких автобусах будет приниматься исключительно электронные средства оплаты и QR-код.
Переход на бесконтактные платежи – это один из главных элементов внедрения системы «Умный город» в Петербурге. Благодаря бесконтактным платежам сократится использование бумажных билетов и наличных денежных средств, что особенно значимо в период пандемии коронавируса.
Развитие электронных средств оплаты в масштабах всего общественного транспорта Петербурга оценят и туристы, особенно из Европы, где подобная система работает многие годы. Доля оплаты наличными в общественном транспорте Петербурга ежегодно снижается и в настоящее время составляет порядка 10 %.
Данная тенденция закономерна, поскольку оплата наличными возможна только по «гостевому тарифу», т.е. за полную стоимость – это 60 рублей в наземном транспорте и 65 рублей в метро. В случае, например, безналичной оплаты «Подорожником» стоимость снижается до 40 рублей в «наземке» и 45 в «подземке».
С полным тарифным меню можно ознакомиться на сайте «Организатора перевозок».
Все автобусы, трамваи и троллейбусы, работающие без кондуктора, будет иметь специальный стикер на входных дверях и в салоне. Комтранс отметил, что в перспективе кондукторы останутся только на самых загруженных городских направлениях, а также на маршрутах в центре Петербурга.
Когда необходимо оплатить проезд на «бескондукторном» маршруте
Проезд на городском общественном транспорте должен быть оплачен сразу после входа в салон. Если петербуржец или гость города доехал до следующей остановки и не оплатил проезд, по закону он считается «зайцем».
Таких несознательных граждан будут выявлять и штрафовать бригады контролеров-ревизоров. Штраф за безбилетный проезд много лет не менялся и составляет в наземном транспорте всего 500 рублей.
Но в планах города увеличить его до 2,5 тысяч, чтобы желающие покататься за счет городского бюджета ощутили свою ответственность перед добросовестными петербуржцами.
Что делать, если оплата через валидатор не прошла
Иногда могут возникнуть проблемы с оплатой через валидатор. В таких случаях Комтранс рекомендует попробовать оплатить через соседнее устройство в салоне, а также проверить баланс на карте, которой производится оплата проезда.
В апреле-июле 2022 года Петербург в четыре этапа перейдет на новую модель транспортного обслуживания.
Для этого Петербург откажется от морально устаревших и небезопасных «маршруток», их заменят современные комфортабельные и экологичные автобусы, запустит актуализированную маршрутную сеть, создаст более 200 новых остановочных павильонов, а действие льгот распространит на весь наземный общественный транспорт.
Оштрафовать нельзя высадить: какие полномочия есть у контролеров общественного транспорта?
Имели ли право контролеры высаживать детей и какую ответственность понесут виновные?
По словам юриста Артема Баранова, контролеры не имели право высаживать детей. Такое правило следует из Федерального закона от 20 апреля 2022 г. № 98-ФЗ.
«Согласно этому закону, ответственность за принудительную высадку несет водитель. Его могут привлечь к ответственности в виде штрафа в 5 000 рублей. Также могут быть привлечены должностные лица, например, перевозчик, тогда он будет привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 25 000 до 30 000 рублей», – говорит эксперт.
Контролеры также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству, им грозит замечание, выговор или увольнение.
Интересно, что высаживать за безбилетный проезд нельзя детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых. Однако несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.
Могут ли контролеры штрафовать и высаживать безбилетников?
Проезд без билета это административное правонарушение. Такое правило устанавливается в кодексах об административных правонарушениях каждого субъекта Российской Федерации.
Так, контролеры «Мосгортранса» в Москве и кондукторы «Мострансавто» в Подмосковье выписывать штраф не имеют права.
Они могут предложить безбилетнику оплатить проезд согласно тарифу или покинуть транспорт на ближайшей остановке.
А вот контролеры ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» выписать штраф могут, однако требовать оплатить его сразу они не имеют права – необходимо составить акт об административном правонарушении и оплатить его в течение 60 дней.
Правила проезда ЦППК, то есть в электричках, жестче – безбилетник обязан оплатить на месте проезд кассиру-контролеру, причем помимо стоимости проезда с него взимается сбор за оформление билета в поезде.
Если «заяц» платить отказывается, он обязан покинуть электричку на ближайшей остановке. Интересно, что и в таком случае он обязан оплатить стоимость проезда до этой станции.
В противном случае на безбилетника составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов.
«В Санкт-Петербурге контролер может только предложить оплатить билет или зафиксировать факт безбилетного проезда. Согласно ст.
2 Закона Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном» безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере от 100 рублей. Данный закон устанавливает, что контролер не может оштрафовать пассажира, такие полномочия представлены правоохранительным органам», – заключает Артем Баранов.