Новости

Новые поправки к закону о занятости

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219 внёс изменения в закон о занятости в России. Изменения должны упростить взаимодействие с центрами занятости населения (ЦЗН) и усилить гарантии трудоустройства инвалидов. 

Рассказываем, как работодателям выполнить обязанности, возложенные на них новыми поправками. 

В статье собрали все ключевые изменения, которые повлияют на трудовые отношения с наёмными работниками. Если нет времени на чтение всей статьи, переходите к разделу «Коротко о главном» — там основные положения. 

Вот три пункта, которые в обязательном порядке должны делать работодатели.

1. Ежемесячно публиковать данные о вакансиях через цифровую платформу «Работа в России»

Пандемия показала, что можно искать работу и взаимодействовать с ЦЗН с помощью портала «Работа в России». Это быстро, удобно и безопасно. Теперь статус портала повышен до федеральной цифровой платформы, которая обеспечивает обмен информацией в связке Служба занятости — Работодатели — Соискатели. 

Поправки в закон о занятости обязали работодателей размещать на портале «Работа в России» сведения о свободных вакансиях. Это требование относится:

  • к работодателям со среднесписочной численностью сотрудников больше 25 человек;
  • к юридическим лицам, в уставном капитале которых присутствует доля участия РФ, субъекта России, либо муниципального образования;
  • к вновь созданным, в том числе реорганизованным компаниям, со средней списочной численностью работников больше 25.

Информация о свободных трудовых местах должна быть актуальной и достоверной. Размещайте как можно больше данных: какие должности пустуют, на каких условиях вы готовы привлечь кандидатов. Если есть рабочие места, специально оборудованные для инвалидов, — обязательно укажите. 

Компании с численностью сотрудников меньше 25 могут продолжить передавать сведения в органы занятости по старинке: в бумажной форме или через Госуслуги. 

Сроки передачи информации о свободных рабочих местах и вакансиях устанавливает законодательство субъектов. Например, в Ростовской области работодатели передают сведения в центры занятости до пятого числа месяца, идущего за отчётным, а в Краснодарском крае — до 28 числа текущего месяца. Поскольку единой даты нет, смотрите срок на официальном сайте вашей региональной службы занятости. 

Разместить данные о вакантных местах можно самостоятельно через личный кабинет работодателя на портале «Работа в России». Для регистрации на портале укажите ОГРН, ИНН, КПП, название организации и личные данные. 

Новые поправки к закону о занятости

Если у вас есть учётная запись на Госуслугах, можете воспользоваться ей. 

Когда начинать: с 01.01.2022 года. 

Основание: п. 3.1 ст. 25 закона о занятости. 

2. Уведомлять службы занятости об итогах собеседования с соискателями, направленными ЦЗН

Зачастую органы занятости направляют безработных в компании, которые нуждаются в сотрудниках. Тогда работодатель обязан отчитаться перед ЦЗН о результатах собеседования.  

Если работодатель решил нанять на работу такого кандидата, он должен сообщить об этом в службу занятости в пятидневный срок одним из двух способов:

  1. В электронной форме через единую цифровую платформу «Работа в России», указав дату приёма на работу. 

  2. Вернуть в ЦЗН бумажное направление, выданное соискателю. 

Второй вариант подходит тем руководителям, которые не зарегистрированы на портале «Работа в России». 

В случае принятия отрицательного решения по кандидату, работодатель может уведомить службу занятости дистанционно через портал, либо сделать отметку в бумажном направлении. В любом случае необходимо указать дату явки соискателя, предложенные ему варианты работы и причину отказа. 

Когда начинать: с 01.07.2021 года. 

Основание: п. 5 ст. 25 закона о занятости. 

3. Принимать на работу людей с ограниченными возможностями

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР): 

Новые поправки к закону о занятости

Для расчёта квоты в средней списочной численности сотрудников не учитываются:

Квоту будет устанавливать региональное законодательство. 

Антон Котяков, министр труда и соцзащиты России После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью.

В связи с поправками в закон о занятости работодатели выполнят квоту по трудоустройству инвалидов в случае фактического приёма на работу. Принять фактически — значит заключить с сотрудником трудовой договор, а не просто создать видимость наличия рабочего места. 

Когда начинать: с 01.03.2022 года. 

Основание: п. 1 ст. 25 закона о занятости + ст. 21 закона о социальной защите инвалидов.

Ответственность за нарушение закона о занятости

Ключевая обязанность работодателей — ежемесячно представлять в органы занятости данные о свободных рабочих местах, в том числе для людей с инвалидностью, содействовать трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы. 

Важно. Обновлённый закон о занятости уточнил понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы». Раньше к ним относились молодые люди от 18 до 20 лет со средним образованием, которые впервые ищут работу. Теперь это люди от 18 до 25 лет, которые находятся в поисках работы в течение года с даты выдачи документа о квалификации или образовании. 

За несоблюдение закона о занятости прокуратура по результатам проверки может наложить штраф на должностных лиц до 500 руб., на юрлиц — до 5 тыс. руб., согласно ст. 19.7 КоАП. 

Коротко о главном 

  1. С 1 января 2022 года работодатели с численностью сотрудников больше 25 обязаны ежемесячно публиковать данные о свободных трудовых местах на портале «Работа в России». Разместить сведения можно через личный кабинет работодателя. 

  2. При принятии на работу кандидата от службы занятости работодатель обязан уведомить ЦЗН. Уведомление можно направить дистанционно через портал «Работа в России», либо в очной форме. В случае отказа в трудоустройстве ситуация аналогичная. Это требование уже вступило в силу. 

  3. С 1 марта 2022 года компании обяжут соблюдать региональные квоты по трудоустройству инвалидов. Для организаций со среднесписочной численностью работников больше 100 квота составит 2-4% от СЧР. Для компаний с численностью сотрудников от 35 до 100 квота составит не больше 3% от СЧР. Квота будет считаться выполненной при заключении трудового договора с сотрудником-инвалидом.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес изменения в два закона – Закон РФ от 19.04.91 № 1032-I (далее — Закон о занятости) и Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее — Закон о социальной защите инвалидов), в связи с чем у работодателей появились дополнительные обязанности.

Остановимся на ключевых изменениях, которые повлияют на трудоустройство кандидатов с инвалидностью, а также усовершенствуют взаимодействие работодателей с центрами занятости населения (далее –ЦЗН) и передачу сведений через портал «Работа в России».

Уточнение понятий

Внесена корректировка в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались, помимо работающих в найме, зарегистрированных в качестве ИП и других категорий, указанных в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, обучающиеся по очной форме, включая обучение по направлению органов службы занятости.

Поправки сделали исключение: теперь занятыми считаются обучающиеся по очной форме, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.

Иной смысл получило понятие «граждане, испытывающие трудности в поиске работы».

Если ранее под эту категорию попадала молодежь в возрасте от 18 до 20 лет со средним профессиональным или высшим образованием, которая впервые ищет работу, то новый закон увеличил возраст этой категории — от 18 до 25 лет — и зафиксировал период поиска работы — в течение года с даты выдачи им документа об образовании и квалификации (ст. 5 Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I).

Подача сведений о вакансиях через портал «Работа в России»

В ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 года работодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».

Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения.

Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Сайт Минтруда

Информация, которую будут с 2022 года подавать работодатели, включает данные:

  • о потребности в работниках;
  • об условиях привлечения работников;
  • о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Работодатели должны гарантировать полноту, достоверность и актуальность информации.

Квота для приема на работу инвалидов

Для работодателей с численностью работников более 100 человек законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек такая квота может устанавливаться в пределах 3 % среднесписочной численности.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Антон Котяков

министр труда и социальной защиты РФ

Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Уведомление службы занятости

В законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется: 

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Уведомить службу занятости через единую цифровую платформу нужно и о факте отказа в приеме на работу. В этом случае информация передается о дне проведенных с соискателем собеседований, указывается причина отказа. Либо работодатель возвращает кандидату направление, если у него нет личного кабинета на портале «Работа в России».

Что такое «Работа России»? Важные изменения закона «О занятости населения в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.06.2021 №219 внес изменения в Закон о занятости в России, которые должны упростить взаимодействие с региональными центрами занятости населения. Одним из инструментов призван стать государственный портал «Работа России», это общероссийская федеральная база вакансий и резюме.

Cогласно пункту 3 статьи 25 Закона о занятости населения, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Сроки передачи информации о свободных рабочих местах и вакансиях устанавливает законодательство субъектов.

Например, в Ростовской области работодатели передают сведения в центры занятости до пятого числа месяца, идущего за отчетным, в Ярославской области — до 28 числа текущего месяца, а в Свердловской области — до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

Поскольку единой даты нет, проверяйте срок на официальном сайте вашей региональной службы занятости.

Поправки в Законе о занятости обязали работодателей с численностью работников более 25 человек с 1 января 2022 года размещать на единой общероссийской федеральной базе вакансий и резюме «Работа России» информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также специальных рабочих мест, оборудованных для инвалидов. То же касается компаний с госучастием, государственных и муниципальных органов и учреждений, а также унитарных предприятий.

Если работодатели не имеют отношения к госсектору и численность их работников равна или меньше 25, они вправе будут отчитаться через платформу «Работа России» либо предоставить отчет непосредственно в службу занятости (на бумаге или в электронном виде, лично или почтовым отправлением).

За несоблюдение Закона о занятости прокуратура по результатам проверки может наложить штраф на должностных лиц до 500 руб., на юрлиц — до 5 тыс. руб., согласно ст. 19.7 КоАП.

Роструд и HeadHunter 25 ноября заключили соглашение о сотрудничестве и обмене информацией между платформами hh.ru и «Работа России». Соглашение между Рострудом и HeadHunter позволяет компаниям-работодателям, размещающим вакансии на hh.

ru, продолжать работу по найму персонала в комфортных правовых условиях. Все вакансии будут автоматически, с согласия клиента HeadHunter, попадать на портал «Работа России». Для этого при публикации вакансии на hh.ru нужно будет лишь выбрать соответствующую опцию.

Услуга будет бесплатной.

Интеграция крупнейшей частной и государственной платформы дает возможность компаниям-работодателям не только соблюсти законодательство, но и расширить доступность информации о предложениях работы.

Передача сведений о вакансиях с помощью hh.

ru позволит не дублировать эту информацию, а значит, тратить меньше времени HR-служб и рекрутеров на публикацию вакансий и больше — на поиск и коммуникацию с кандидатами.

Ожидается, что опция станет доступна для работодателей, зарегистрированных на hh.ru, в конце I квартала 2022 г.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.

Доступно и открыто о Реформах занятости

29.11.2021  Обычная важность

29 ноября 2021 года состоялся информационно-разъяснительный семинар с работодателями города в связи с внесением изменений в законодательство.

Так, в ст. 25 Закона о занятости появился новый п. 3.1. С 1 января 2022 годаработодатели со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны будут публиковать информацию о вакансиях в единой базе «Работа в России».   Это требование также распространяется на юрлиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования; на федеральные, региональные и местные органы власти и государственные и муниципальные учреждения. Закон закрепляет статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумаге или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм. В ходе встречи работодателям в форме видео-презентации был продемонстрирован весь путь от заявления вакансии до трудоустройства посредством единой цифровой платформы. Кроме того, новеллы коснулись и вопросов квотирования рабочих мест. Так, по новому закону квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения в Закон о занятости устанавливают, что квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью. Это требование начнет действовать с 1 марта 2022 года. Также в законе появилось уточнение по уведомлению ЦЗН (п. 5 ст. 25 Закона о занятости). Изменение вступило в силу с 1 июля 2021 года.

Если работодатель принимает на работу кандидата, направленного центром занятости, то он должен сообщить об этом. Уведомление отправляется: 

  • в течение 5 дней;
  • в электронной форме — через портал «Работа в России».

Работодателю нужно указать в уведомлении день приема на работу или вернуть направление, выданное соискателю, в ЦЗН, если он не зарегистрирован на портале «Работа в России».

Минтруд разработает новый закон о рынке труда в России — РБК

  • правовой статус самозанятых граждан, которые работают на цифровые платформы (например, «Яндекса» или «Сбера») и по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Для них закрепят нормы по времени работы и отдыха, оплате услуг, а также урегулируют вопросы доступа к социальным гарантиям — речь о пенсионных правах и различных пособиях (по безработице, временной нетрудоспособности и т.д.). Для мониторинга соблюдения этих норм может быть создана отдельная саморегулируемая организация (СРО).

В настоящее время самозанятость является только налоговым режимом, и чтобы вводить механизмы социальных гарантий для таких граждан, сначала необходимо закрепить их правовой статус, пояснили РБК в Минтруде. Кроме того, ведомство предлагает обсудить вопрос о допустимой доле иностранного участия в платформах, которые нанимают самозанятых;

  • использование заемного труда. Предлагается определить правовой статус сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физлицам или юрлицам по договору о предоставлении труда. Этот вид деятельности является переходным между классическими трудовыми отношениями и новыми формами занятости, указал Минтруд. В связи с этим предполагается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определить виды работ, для которых может использоваться заемный труд.

Кроме того, концепция предполагает разработку отдельного регулирования для компаний, оказывающих услуги в сфере занятости, налаживание сотрудничества в области рынка труда в рамках Союзного государства и евразийского пространства, создание системы мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов.

Минтруд также предлагает дать доступ муниципальным образованиям к софинансированию мероприятий в сфере занятости и организации общественных работ, а кроме того, заложить правовые основы для взаимодействия органов занятости и образовательных организаций (например, для привлечения центров занятости к организации стажировок и практик).

Концепция была представлена Минтрудом в формате беглого сбора мнений, подробности пока не обсуждались, констатировал директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов.

По его словам, основная работа над документом еще впереди и некоторые его пункты могут развернуться на 90 градусов. Уже сейчас понятно, что большие дискуссии будут вокруг самозанятых — озабоченность их положением есть у всех, указал эксперт.

«С одной стороны, у работающих на себя должен быть доступ к социальным гарантиям — страховым пенсиям и больничным, но с другой, если мы идем по пути введения страховых взносов для них, то это несет за собой два риска.

Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента. Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — отметил Прокопов.

Введение взаимосвязи между индивидуальным планом поиска работы для выплаты пособий по безработице, которое предлагает Минтруд, соответствует зарубежным тенденциям, отметил руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов.

Например, в Великобритании для получения выплат лицо принимает на себя «Обязательство заявителя», в котором указываются действия, которые необходимо выполнить для поиска работы (например, зарегистрироваться на сайте с вакансиями или пройти курс повышения квалификации).

Если их проигнорировать, размер пособий может быть уменьшен.

Одна из главных и наиболее актуальных проблем, которые Минтруд поднимает в концепции, — это теневая занятость, отметил секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов.

Сегодня в регионах существуют специальные комиссии по выявлению нелегального трудоустройства, в которых совместно работают органы власти, Пенсионного фонда и представители социальных партнеров.

Однако, по словам эксперта, властям не хватает системности и продуманности в решении этого вопроса: например, налоговый режим самозанятых должен был обелить рынок труда, однако фактически сработал не совсем так — ведь часть его пользователей оставила официальное трудоустройство. По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых.

Власть решила поменять правила для безработных россиян — МК

В Госдуму внесен законопроект, который меняет правила работы служб занятости в России. Количество документов, которые придется подавать безработным, сократится, а при желании им помогут стать самозанятыми. Но получать больше потерявшие работу не будут. «Это не революция, но мы старались», — признаются авторы инициативы, и обещают ко второму чтению внести в нее существенные изменения.

У этого законопроекта, под которым стоят подписи спикеров обеих палат парламента, Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, а также солидной группы единороссов — депутатов и сенаторов, длинная история.

Год назад официально зарегистрированных безработных в России было меньше 700 тысяч.

Но в 2020 году в связи с эпидемией и экономическим кризисом их численность в России выросла в разы (сейчас на учете в службах занятости, по данным Минтруда, около 2,5 млн человек), а временные меры поддержки потерявших работу закончили свое действие осенью прошлого года.

Максимальное пособие по безработице, установленное правительством на 2021 год, составляет 12 130 рублей, что ниже МРОТ, а минимальное вернулось к вызывающей оторопь сумме в 1500 рублей в месяц.

Так или иначе, безработица стала и остается серьезной проблемой. Еще в ноябре прошлого года фракция «Единая Россия» в Госдуме объявила о намерении реформировать законодательство о занятости, которое устарело и не отвечает новым реалиям: действующий закон был принят еще в 1991 году.

Специальная рабочая группа из депутатов и сенаторов, с участием представителей правительства, работодателей и профсоюзов несколько месяцев готовила документ, который наконец попал в парламент. Его изучение показывает, что от первоначальных планов авторов осталось не очень много.

Во-первых, предлагается узаконить на всей территории страны электронное (наряду с личным) общение граждан и служб занятости через уже известный многим портал «Работа в России».

Перечень документов, которые необходимо подать, существенно сократится: предусмотрено получение службой занятости части необходимых сведений и справок непосредственно от ФНС и Пенсионного фонда.

Количество вакансий, которые можно будет найти на этом портале, должно вырасти — потому что в законе хотят прописать обязанность крупных работодателей с численностью работников более 25 тысяч человек и все органы власти обязательно сообщать о вакантных должностях и рабочих местах. Сейчас такое требование предъявляется ко всем работодателям без исключения, но они в большинстве своем его не выполняют. Поможет ли новая формулировка — сказать трудно.

Предлагать два раза одну и ту же вакансию и одни и те же курсы переквалификации безработному будет нельзя.

Во-вторых, взят курс на централизацию служб занятости. Все региональные службы должны будут подключиться к единому электронному порталу и руководствоваться едиными, заданными из центра стандартами общения с безработными.

Зато в тексте законопроекта нет действительно важной нормы, о которой единороссы говорили осенью: тогда планировалось дать россиянам право вставать на учет в службе занятости не по месту регистрации, как сейчас, а по месту фактического проживания.

Россиян, которые прописаны в одном регионе, но годами живут и работают в другом, миллионы.

Но от благих намерений осталось лишь разрешение пенсионерам любых категорий проходить по направлению службы занятости переобучение по месту фактического проживания (примерно то же самое недавно уже прописали в законе для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет).

Один из авторов законопроекта, первый замглавы думской фракции «ЕР» Андрей Исаев рассказал «МК», что против экстерриториального принципа постановки на учет в службах занятости выступили «обе столицы», где работает много «прописанных» в других местах, потому что иначе там потребовалось бы существенное переформатирование служб занятости и деньги.

Еще одна не сбывшаяся по причине необходимости дополнительных расходов мечта авторов законопроекта — разрешить самозанятым, потерявшим доход, регистрироваться в качестве безработных и получать минимальное пособие в течение 3 месяцев в году. Но во внесенной в Госдуму инициативе самозанятые появляются пока «в осторожной форме», как выразился г-н Исаев: если какой-то безработный захочет самозанятым стать, то сможет попросить финансовой и организационной помощи.

Авторы законопроекта надеются, что ко второму чтению в текст удастся внести существенные поправки, которые позволят реализовать ранее задуманное. Тем более что все равно правительству надо будет выполнять поручение президента о материальных стимулах для работодателей, которые трудоустраивают безработных с биржи труда…

Так как это законопроект совместного ведения, перед первым и вторым чтениями потребуется рассылка в регионы. Когда он станет законом и заработает в полную меру — сказать трудно: в пакете есть перечень из 31 подзаконного акта, которые понадобится переписать или заново написать, и 10 из них по плану появятся лишь к августу 2022 года…

«Очевидно, что работу службы занятости нужно перезагружать.

Особенно важно обратить внимание на недопустимость уголовного преследования граждан за якобы незаконно полученные мизерные пособия, а зарплата сотрудников служб занятости, по моему мнению, должна зависеть от количества трудоустроенных», — сказал «МК» глава профильного думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР).

Кстати, норма о том, что граждане, незаконно получившие пособия, должны вернуть их добровольно или по суду, в инициативе единороссов тоже есть.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28483 от 19 февраля 2021

Заголовок в газете: Из безработных в самозанятые

Новый закон о занятости: электронные услуги и новые гарантии для инвалидов

Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам, центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями. Кроме того, изменения в закон о занятости позволят выстроить работу центров занятости согласно единому федеральному стандарту.

«Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью.

После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге.

Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью», — отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

До начала пандемии услуги центров занятости предоставлялись исключительно в очном режиме. В апреле прошлого года был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Законом такой формат вводится на постоянной основе.

При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью потребуется единственный документ – заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.

При этом принятие закона не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости — гражданин сможет обращаться за помощью в удобном ему формате.

Напомним, для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в пределах 3% среднесписочной численности работников.

Теперь с вступлением нового закона такая квота будет считаться выполненной только при фактическом трудоустройстве гражданина с инвалидностью.

Кроме того, законом закрепляется статус портала “Работа в России” как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления вакансий для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Сейчас работодатели должны ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицирует этот механизм.

Изменения также закрепляют обязанности центров разделять потоки граждан, которые обращаются в центры занятости для поиска работы, в зависимости от их мотивации. Это обеспечит адресный подход к каждому соискателю при формировании для него индивидуального плана мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Так, обязанность для работодателей предоставлять сведения в том числе о вакансиях через портал «Работа в России», а для центров занятости предоставлять услуги по единому стандарту вводится с 1 января 2022 года.

Новые требования к квотированию рабочих мест для инвалидов вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Включить мониторинг: за что профсоюзы критикуют новый закон о занятости

Особенностью нового закона «О занятости населения в РФ» станет пересмотр системы ее мониторинга и отказ от выявления регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Как выяснили «Известия», профсоюзы считают, что это ухудшит положение безработных, которые могут лишиться финансовой помощи государства на проблемных территориях.

Однако, как заявили «Известиям» в Минтруде, этого не случится, поскольку в новых нормах появится система онлайн-мониторинга за безработицей, а также будут прописаны меры по развитию рынка труда в России. Во фракциях Госдумы обещают документ внимательно изучить.

Эксперты считают, что замечания профсоюзов будут учтены, не случайно в нижней палате была сформирована рабочая группа.

Посчитают автоматически

По информации «Известий», нижняя палата 20 апреля планирует рассмотреть законопроект «О внесении изменений в закон «О занятости населения в РФ».

Документом, автором которого стали спикер Госдумы Вячеслав Володин, глава СФ Валентина Матвиенко, глава фракции «Единая Россия» в ГД Сергей Неверов и другие депутаты, предлагается усовершенствовать эффективность государственной политики в сфере занятости населения. Законопроект и пояснительная записка есть в распоряжении «Известий».

Речь идет об изменении полномочий Минтруда в части мониторинга за безработицей, который в случае принятия законопроекта будет происходить без утверждения перечня проблемных территорий. Сейчас министерство обязано составлять такой список.

Вместо этого предполагается создание Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений — «Работа в России», а также введение дистанционного формата поиска работы.

Кроме того, новые нормы вводят ответственность для граждан, зарегистрированных в качестве безработных, за неправомерное получение пособия.

Однако законопроект получил замечания со стороны Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Там считают, что он может привести к ухудшению прав безработных.

— Сегодня, согласно федеральному законодательству, в России может утверждаться перечень регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Для этих территорий предусмотрена возможность дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Хотя сегодня у нас вся так называемая активная политика занятости, а это практически все меры поддержки населения, за исключением выплаты пособий, с 2009 года финансируется из региональных бюджетов, — пояснил «Известиям» секретарь ФНПР Олег Соколов.

https://www.youtube.com/watch?v=jDTC_DB7L0c

По его словам, у регионов денег на это нет, поэтому финансирование на подобные цели сократилось в разы. До сих пор по территориям с напряженной ситуацией сохранялась возможность выделения средств из федерального бюджета.

В 2020 году Минтруд отнес к ним 19 субъектов: Карелия, Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Пермский край, Курганская область, Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия, Забайкальский край, Кузбасс, Томская область и Еврейская автономная область.

— Понятно, что у них просто нет денег на эти цели. Если теперь в законе этого перечня не будет, то какие основания для выплаты им этих средств в связи с напряженной ситуацией на рынке труда? Мы этих оснований не видим. 6 апреля в Госдуме пройдет заседание рабочей группы, наверное, там буду даны какие-то пояснения, но на данный момент ситуация такая, — пояснил он «Известиям».

Также у профсоюзов вызвало вопрос снятие статуса безработного — например, если человек был таковым, но перестал посещать службу занятости и поэтому был снят с учета.

По словам секретаря ФНПР, законопроект закрепляет, что в этом случае гражданин в течение 12 месяцев не может получать пособие по безработице или претендовать на него.

Профсоюзы с этим не согласны и считают несправедливым, так как причины поведения граждан могут быть разными.

Олег Соколов сообщил, что эти и другие замечания к документу были направлены в Госдуму и Трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Как пояснили «Известиям» в Минтруде, министерство совместно с социальными партнерами и депутатами Госдумы активно участвует в доработке закона о занятости.

— Сейчас особенности и периодичность статистического учета таковы, что ежемесячно все заинтересованные стороны обладают актуальными сведениями о том, в каких регионах ситуация на рынке труда является напряженной.

Кроме того, ведется онлайн-мониторинг, и новый закон его закрепляет, который позволяет видеть потенциально напряженные территории с учетом планируемых высвобождений.

Таким образом, перечень территорий формируется автоматически, необходимости проводить отдельную аналитическую работу, готовить отдельные нормативные акты нет, — сообщили в пресс-службе ведомства.

Как уточнили в Минтруде, отсутствие или наличие перечня никак не влияет на проведение дополнительных мер по гармонизации ситуации на рынке. Более того, в закон вносится норма о принятии мер по развитию рынка труда. То есть контроль за ситуацией на нем будет осуществляться оперативно и постоянно, как это делается сейчас, подчеркнули в министерстве.

— Напомним, каждый регион утвердил программу по восстановлению рынка труда.

Также реализуются меры по содействию трудоустройству безработных граждан — это субсидирование найма, а также по обучению ищущих работу граждан.

Меняющийся рынок труда делает более актуальной необходимость проактивной политики. Проведение политики активной занятости — это полномочие субъектов федерации, — уточнили в пресс-службе.

Внимательно изучим

В профильном комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов обеспокоенность профсоюзов разделяют.

— Считаю, что в тех регионах, которым требуется помощь из федерального бюджета, ее нужно оказывать. Естественно, когда наш комитет будет рассматривать этот законопроект, мы обратим на это свое внимание, — пояснил «Известиям» глава комитета Ярослав Нилов.

Также депутат считает необходимым внимательно отнестись к новым нормам, которые предлагают привлекать безработных к ответственности, когда они получили пособие и при этом уже нашли работу, но не успели проинформировать службу занятости. По его словам, уже сегодня за это граждане могут быть привлечены к ответственности, даже когда заявляют о готовности возместить полученные средства.

— Что касается цифрового и дистанционных форматов поиска работы, которые предлагаются законопроектом, то я обеими руками за их принятие, — отметил парламентарий, уточнив, что все замечания могут быть устранены ко второму чтению.

Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов также считает, что норма отказа от перечня проблемных регионов должна быть доработана.

— Уровень безработицы в России по-прежнему высокий. Эта норма существенно ослабляет социальную защищенность граждан, которые потеряли работу в условиях пандемии. С учетом неблагоприятной экономической ситуации и падения доходов населения поддерживать это нельзя, — убежден депутат.

В КПРФ обещали внимательно изучить законопроект, когда он будет представлен к первому чтению.

Политолог Дмитрий Фетисов считает, что законопроект мог вноситься в спешке. Однако, по его мнению, замечания, которые представили профсоюзы, очень разумные. Видимо, именно поэтому в Госдуме была создана рабочая группа, которая должна найти компромисс по урегулированию всех спорных вопросов. Накануне парламентских выборов эта ситуация обязательно будет разрешена, полагает эксперт.