Новости

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на «встречку»

Выезд на встречную полосу в запрещенном месте считается грубым нарушением. Оно создает опасность для других участников движения, которые не всегда способны своевременно среагировать на угрозу.

В результате может возникнуть ДТП. В отношении нарушителя будет применено суровое наказание.

Однако во внимание принимаются сопутствующие обстоятельства сложившейся ситуации в результате ДТП на встречной полосе.

Ситуации, которые могут привести к аварии на встречной полосе

ДТП с выездом на встречную полосу может возникнуть в результате целого перечня ситуаций:

  1. Водитель не успел закончить маневр обгона, в результате чего произошло ДТП на встречной полосе.
  2. Выполнялся обгон поворачивающего автомобиля. Обычно происшествие возникает, если нужно выполнить поворот налево, но его по какой-либо причине издалека не видно. Чтобы не проскочить нужное место, водитель замедляется. При этом за ним движется второе транспортное средство, которое планирует обгон. Водитель первой машины может не посмотреть в зеркало заднего вида или полагает, что транспортное средство не успеет его догнать. При этом водитель движущегося позади автомобиля не знает планов впереди едущего. Он предпринимает попытку обгона. В результате возникает ДТП на встречной полосе.
  3. Сразу два транспортных средства предприняли попытку обогнать медленно движущийся автомобиль и столкнулись между собой. Подобное возможно, если первый водитель, движущийся непосредственно за тихоходной машиной, не смотрит в зеркало заднего вида. Он начинает обгон в тот момент, когда его самого уже обгоняет транспортное средство. В результате происходит столкновение машин на встречной полосе.
  4. Гражданин, пытаясь уйти от столкновения с автомобилем, движущимся по его полосе, оказался участником аварии, столкнувшись с машиной, которая ехала по встречке.
  5. Лицо не справилось с управлением, его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение.
Читайте также:  ВС разъяснил сроки давности при разделе имущества

Кто виноват в ДТП на встречной полосе?

Вина лица в ДТП на встречной полосе определяется в зависимости от сложившейся ситуации:

  1. Когда авария возникла из-за того, что водитель не успел закончить обгон, виновным признают лицо, начавшее выполнение маневра.
  2. Если ДТП возникло во время обгона поворачивающего автомобиля, признать виновным могут любого водителя по отдельности или сразу обоих из них. В действиях лица, управляющего поворачивающимся транспортным средством, может быть нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Он обязывает граждан перед поворотом, перестроением или остановкой подавать световые сигналы. Если они неисправны, указание движения производится рукой. Маневры не должны повлечь за собой возникновение опасности для других участников дорожного движения. Водителю транспортного средства, которое производило обгон, может быть вменено нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещён, если автомобиль, едущий впереди, производит объезд препятствия, подал сигнал поворота налево, объезжает медленно едущие транспортное средство. На практике ситуация сводится к выявлению лица, которое раньше подало сигнал поворота. Оно признается невиновным в ДТП на встречной полосе.
  3. Если обгон попытались выполнить сразу два автомобиля, в учёт также принимается, кто первый включил сигнал поворота. Если первым обгон начала третья машина, виновником признают водителя, который начал выполнять аналогичный маневр позднее. Возможна прямо противоположная ситуация.
  4. Если гражданин выехал на встречку, пытаясь избежать столкновения с вылетевшим на его полосу автомобилем, но врезался в другое транспортное средство, виновным признают нарушителя, чьи действия повлекли за собой необходимость избегать опасности. Однако могут вменить и лицу, которое выехало на встречную полосу. Дело в том, что в пункте 10.1 ПДД РФ говорится, что при возникновении опасной ситуации, которую водитель в состоянии обнаружить, важно принять меры по снижению скорости вплоть до остановки автомобиля. Это значит, что необходимо выполнить торможение, не меняя движения. Всё зависит от сопутствующих обстоятельств. Если человек затормозил, но его вынесло на встречку, вину могут снять.
  5. Если гражданин не справился с управлением, его признают виновным в случившемся. Вмененные нарушения зависят от конкретной ситуации повлекшей ДТП на встречной полосе.
Читайте также:  Суд аннулировал брачный договор из-за больших долгов супруга

Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?

Если доказано, что действия гражданина повлекли за собой возникновение ДТП на встречной полосе, его признают виновным и обяжут возместить нанесенный вред. Процедуру регулирует глава 59 ГК РФ. Дополнительно лицо могут привлечь к административной ответственности. Первый вариант санкций регламентирует статья 12.15 КоАП РФ.

Если гражданин объезжал препятствие, ему дополнительно вменяют штраф в размере 1.000-1.500 руб. Во всех остальных случаях он повышается до 5.000 руб. Допустима замена наказания лишением водительских прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

Когда нарушение допущено повторно, срок лишения прав на управление транспортным средством продлевается на один год.

Выбор наказания зависит от репутации водителя.

Если ДТП на встречной полосе не имело тяжких последствий, гражданин зарекомендовал себя, как аккуратный водитель, или имели место быть сопутствующие обстоятельства, которые привели к необходимости выезда на встречку, можно рассчитывать на более мягкое наказание. Скорее всего, представитель уполномоченного органа ограничится штрафом. Однако если лицо грубо нарушило правила или выезд был выполнен повторно, происходит изъятие прав.

Установить виновность с последующим лишением прав может только суд. Подобные полномочия у представителей автоинспекции отсутствуют.

Дтп на встречной полосе при обгоне

Ситуация возникает, если гражданин не успевает выполнить обгон и сталкивается с едущей навстречу машиной. Обычно к подобному приводит невнимательность и неспособность здраво оценивать ситуацию на дороге.

Обычный гражданин надеется на авось и начинает движение на небольшом расстоянии от встречного автомобиля. В этой ситуации виновник аварии на встречной полосе очевиден. Им признают лицо, выполнявшее обгон. Ему вменяют нарушение пункта 11.2 ПДД РФ.

В нём говорится, что обгон запрещен в следующих ситуациях:

  • лицо не сможет вернуться на свою полосу, не создавая опасности для других автомобилей;
  • машина, едущая впереди, объезжает препятствие или обгоняет другое транспортное средство;
  • впереди едущий автомобиль подал сигнал о повороте налево.

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

Дтп на встречной полосе с машиной попутного направления

Ситуация возникает, если один из водителей решил совершить обгон, а другой исполняет поворот налево. Виновным в аварии на встречной полосе могут признать обоих автолюбителей. Учитывается момент включения сигнала поворотника.

Если движущийся впереди водитель не включил его или не подал соответствующий знак рукой в случае неисправности, вменяется нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Водителя позади едущего транспортного средства могут признать виновным, если он нарушил пункт 11.2 ПДД РФ. Если же никто не подал сигнал поворота, обоюдная вина в ДТП вменяется каждому из участников происшествия.

Затраты на ремонт машины делятся между ними. При наличии полиса ОСАГО затраты выплачивает страховая компания каждого из участников аварии.

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

Авария на встречной полосе при развороте

Во время движения гражданин может столкнуться с необходимостью изменить траекторию автомобиля. Он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и только затем выполнять манёвр разворота.

Подобная норма отражена в пункте 8.8 ПДД РФ.

Если лицо не рассчитает время разворота, преградив дорогу движущимся транспортным средствам, в результате чего произойдет ДТП на встречной полосе, водитель разворачивающегося автомобиля будет признан виновным.

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

Дтп на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 для маршрутного транспорта

Если на дороге присутствует отдельная полоса для движения школьных автобусов, велосипедов, маршрутных транспортных средств, такси, она обозначается специальным знаком 5.11.1 . От остальной проезжей части полоса отделяется разметкой.

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

Если выполняется движение во встречном направлении, в действие вступает статья 12.17 КоАП РФ. Нарушение карается административным штрафом в размере 1500 руб. Когда произошло ДТП на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 , виновным признают лицо, выехавшее на выделенную линию в нарушение установленных норм.

Дтп на встречной полосе во дворе

Движение в жилых зонах регламентирует пункт 17 ПДД РФ. В подобном случае термин выезд на встречку не применяется. Двор не считается дорогой. Здесь отсутствуют полосы. Пункт 1.

4 ПДД РФ не применяется. Дело в том, что в нём говорится про дороги. Во дворе предстоит разъезжаться по взаимной договоренности.

Основным правилом выступает следующая норма – уступить дорогу приближающемуся справа транспортному средству.

Большинство пунктов ПДД во дворе не применяется. Дело в том, что в них фигурируют понятия дорога, полоса и проезжая часть. На прилегающей к дому территории всё это отсутствует. Определить вину и невиновность сложно. Учитываются индивидуальные обстоятельства каждой ситуации.

Эксперты советуют проявлять при движении во дворе максимальную внимательность. Скорость перемещения не должна превышать 20 кмч. Такая норма отражена в пункте 10.2 ПДД РФ. Дополнительно действует приоритет пешеходов.

Судебная практика

Судебная практика сводится к признанию факта присутствия выезда на чужую полосу с нарушением норм законодательства. Если действие подтверждается, это повлечет за собой лишение водительских прав.

Наказание за ДТП на встречной полосе несет виновник происшествия. Суд определяет, какую меру наказания назначить. Санкции зависят не от обстоятельств происшествия, а от его последствий.

Исключение составляют ситуации, в которых фигурирует алкогольное опьянение водителя.

Так, произошло столкновение автомобилей в результате нарушения пункта 10.1 ПДД РФ. Пытаясь уйти от аварии на собственной полосе, водитель одного из транспортных средств выехал на встречку. Это привело к столкновению с движущимся по ней автомобилем. Вина была вменена водителю, выехавшему на встречку.

Нюансы

Не всегда в отношении нарушителя применяется только административное наказание. Оно может быть заменено на уголовное, если в аварии на встречной полосе существенно пострадали люди. Наказание накладывается в соответствии со статьей 264Дорожно УК РФ.

Когда причинен вред здоровью человека, нарушителя могут лишить свободы на срок до трех лет. Альтернативой выступает привлечение к принудительным работам с правом занимать определенные должности или арест на срок до шести месяцев.

Когда виновником ДТП на встречной полосе выступает лицо, находившееся в состоянии алкогольного опьянения, лишение свободы может доходить до 4 лет.

Самым тяжким происшествием считается авария, в которой погибли два или более лица. Водителя, чьи действия повлекли возникновение ситуации, могут лишить свободы на срок до семи лет. Когда гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения, период продлевается до 9 лет.

К административной ответственности могут привлечь не только виновника случившегося дорожно-транспортного происшествия на встречной полосе, но и потерпевшего. Наказания устанавливаются за каждое нарушение ПДД, если они стали причиной аварии. Иногда представители уполномоченного органа усматривают одинаковую вину в действиях каждого из участников происшествия.

Если человек двигается по своей части дороги и не совершает маневров, он обладает преимуществом. Поэтому в большинстве случаев виновным признается лицо, которое выехало на встречку, даже если оно не нарушало правила.

Экстремальный маневр: как при выезде на встречку не лишиться прав — Газета.Ru

Автомобилистку, которая попыталась избежать ДТП, выехав на встречную полосу, Верховный суд РФ (ВС) признал невиновной и отменил выписанный ей инспекторами ГИБДД штраф. Об этом говорится в постановлении, опубликованном на официальном сайте ВС.

Около года назад на объездной дороге Смоленска произошло ДТП с участием Ирины Кучерявой за рулем Volkswagen Tiguan и «ВАЗ-2106». Как установили инспекторы ДПС, водитель «Жигулей» начал внезапно разворачиваться на дороге, следовавшая за ним женщина не успела оттормозиться и вывернула руль влево на встречную полосу, где и врезалась в «шестерку».

Фактически оба автомобиля столкнулись на встречке.

После разбора ДТП виновником происшествия автоинспекторы признали хозяйку Tiguan — ей назначили штраф в размере 15 тыс. рублей по ч. 2 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

Кроме того, она получила еще и постановление на 5 тыс. рублей за «Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения» (ч. 4 ст. 12.15 КоАП).

Эти решения подтвердили мировой, районный и кассационный суды Смоленской области, отстоять свою правоту Кучерявой удалось только в Верховном суде.

Судья ВС Сергей Никифоров, рассматривавший ее жалобу, пришел к выводу, что «нижестоящие инстанции не исследовали должным образом все детали дорожно-транспортного происшествия».

Как следует из решения ВС, «выезжая на полосу, предназначенную для встречного движения, Кучерявая И.

[водитель Volkswagen Tiguan] действовала в целях предотвращения столкновения с автомобилем «ВАЗ-2106», то есть в состоянии крайней необходимости».

В своем решении судья Никифоров ссылается на ст. 2.7 КоАП «Крайняя необходимость». При этом, как следует из решения ВС, «в силу п. 3 ч.1 ст. 24.5 действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости,

относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении».

Это решение ВС не стоит рассматривать как копирку для аналогичных кейсов в будущем, полагают правозащитники. По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев (КПЗА) Виктора Травина, для нижестоящих судов решения ВС носят лишь рекомендательный характер. Он отмечает, что даже несмотря на похожие, на первый взгляд дела, суд может вынести совершено иное решение.

«Не бывает двух абсолютно одинаковых ДТП: те или иные обстоятельства в любом случае будут отличаться. Чуть большая или меньшая скорость, другое время суток, иное состояние дороги могут склонить чашу весов правосудия как в одну, так и в другую сторону», — заявил «Газете.Ru» собеседник.

Член московской коллегии адвокатов «Князев и Партнеры» Антон Лелявский напротив считает, что решение ВС может выступать в роли ориентира для других судов при рассмотрении похожих дел.

«В каждом конкретном случае мировой или федеральный судья обязан изучить и оценить все обстоятельства дела, и при необходимости свериться с позицией ВС по похожему вопросу»,
— пояснил адвокат.

Автомобилисты, попавшие в похожую ситуацию, безусловно могут ссылаться на решение ВС, отметил Лелявский. Он подчеркнул, что судьи по закону должны будут изучить его, но итоговое решение будет во многом зависеть от обстоятельств конкретного дела, отмечает он.

Когда можно совершить обгон

По мнению правозащитников, под понятие «Крайняя необходимость», на которую ссылается судья ВС РФ Никифоров, могут подпадать и любые другие обстоятельства, вынуждающие водителя выехать на встречную полосу.

Например, если автомобилист решит объехать пробку, чтобы побыстрее доставить в больницу пассажира, которому стало плохо.

Однако, если это нарушение будет зафиксировано камерой или автоинспектором, доказывать свою правоту автовладельцу все равно придется в суде.

«Именно судья будет оценивать, могут ли обстоятельства, вынудившие водителя нарушить ПДД, считаться «крайней необходимостью» или нет», — подчеркнул Травин.

По его словам, единственным случаем законного выезда на встречную полосу, которое не требует разбирательства в суде, является обгон тихоходного транспортного средства. Он отмечает, что такая возможность предусмотрена приложением к ПДД, «Дорожные знаки». В частности, знак 3.

20 «Обгон запрещен» позволяет совершить обгон тихоходного транспортного средства (сзади должен быть установлен соответствующий знак в виде желтого треугольника с красной каймой), гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, отметил президент КПЗА Виктор Травин.

  • close
  • 100%

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на
Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

  1. «Это правило действует только в том случае, если на дороге установлен соответствующий знак», — напомнил правозащитник.
  2. Он отметил, что
  3. сломавшийся автомобиль, упавшее дерево или яма, согласно ПДД, не является основаниям для выезда на встречную полосу.

Если в подобной ситуации автомобилист все же решит объехать препятствие по встречке, то ему будет грозить штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей по ч.3 ст. 12.

15 КоАП («Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия»), подчеркнул Виктор Травин.

Что важно — водителя не лишать водительского удостоверения при этом.

Тормозить нельзя объехать

Правозащитники подчеркивают, что п.10.1 ПДД четко указывает действия водителя при обнаружении опасности: «он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства». Эксперты по контраварийной езде согласны, что первоочередным действием водителя, который увидел на дороге препятствие, должно быть торможение.

Однако

значительная часть автомобилистов часто просто не умеет правильно тормозить в экстренной ситуации, а точнее — не знает важных нюансов,

считает руководитель «Казанской школы высшего водительского мастерства» Олег Шатов. По его словам, физика торможения такова, что основное замедление приходится на финальный этап.

«Как показывает практика, примерно половина скорости гасится на последней четверти тормозного пути.

Однако очень часто водители, увидев приближающееся препятствие, считают, что не успеют до него остановиться, отпускают тормоз и пытаются его объехать — в этом-то и ошибка.

Нередко до полной остановки машины достаточно было просто не паниковать и подольше тормозить», — поделился знаниями Шатов.

Объезжать препятствие следует только в самый последний момент, считает эксперт. Причем на современных автомобилях с антиблокировкой тормозов маневры можно совершать параллельно с торможением, подчеркнул он. При этом самый худший вариант – это попытка объехать препятствие по встречной полосе, уверен контраварийщик.

«Девушке в Смоленской области, попытавшейся уклониться от столкновения с «Жигулями», крупно повезло, что по встречной полосе в этот момент не ехала еще одна машина. В этом случае последствие ДТП, скорее всего, были бы значительно тяжелее», — отметил эксперт по вождению.

Как выиграть дело в суде о лишении прав за выезд на встречку?

Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на

На отечественных дорогах, довольно часто происходят ситуации, при которых водители совершают противоправные действия, иногда вынужденно, а иногда даже не догадываясь об их совершении.

Однако подобные объяснения редко могут спасти от тех наказаний, которые установлены действующим законодательством РФ за совершение различных нарушений ПДД.

А наказания эти варьируются от небольших штрафов до лишения права управлять автотранспортом сроком до шести месяцев. Подчеркнем, что лишение автолюбителя прав находится исключительно в компетенции суда, после того как дело о совершенном им административном проступке будет рассмотрено по существу.

Неудивительно, что многие автолюбители задаются вопросом о том, можно ли выиграть суд и отстоять свои права. Давайте разберемся, как следует действовать водителю в ходе судебного слушания, и что позволит ему остаться победителем.

Отметим, что стопроцентным способом не понести наказания за совершение того или иного правонарушения является своевременный отказ от его совершения.

В случае если выезд на полосу встречного движения все же был совершен, то избежать заслуженного наказания или сделать его более мягким можно лишь в случае активной защиты.

При этом необходимо хорошо разбираться в действующем законодательстве и тех правах, которые оно предоставляет. Кроме того, сохраняйте хладнокровие и вежливость, каким бы образом не развивалась ситуация.

  • К счастью для водителей, совершивших подобное деяние, действующее законодательство РФ предусматривает в качестве наказания за него различные меры ответственности.
  • Говоря проще, вас могут приговорить как к штрафу, так и к лишению права управлять автотранспортом сроком до полугода.
  • Однако в законе нет никаких критериев, основываясь на которые судья должен выбирать между двумя видами наказания.
  • Выносить свой вердикт он будет как основываясь на представленных в ходе разбирательства доказательствах, так и исходя из своих внутренних убеждений.
  • Все это дает возможность лицу, подозреваемому в нарушении ПДД, убедить его в своей невиновности, либо добиться более мягкого приговора.
  • Начинайте бороться за сохранение своих прав не во время рассмотрения дела судом, а в тот момент, когда прибывший на место инспектор ГИБДД зафиксировал факт совершенного вами правонарушения и на его основании приступил к составлению протокола.

Если вы нашли в протоколе какие-либо неточности, пусть даже самые незначительные, обязательно заявите о своем несогласии с тем, как в протоколе отражены события.

Либо просто заявите о своем несогласии, написав «С протоколом не согласен». А можно доказывать свою невиновность более развернутыми ми, к примеру: «Действовал по крайней необходимости», «Знак был скрыт ветвями деревьев», «Разметка была не видна под снегом» и так далее.

Постарайтесь осуществить видео- или аудиофиксацию процесса общения с сотрудником ГИБДД. Не будет лишней произведенная фотофиксация различных деталей, которые могут помочь вам в ходе судебных разбирательств доказать свою невиновность.

Внимательно прочтите протокол, прежде чем его подписать. В нем должны быть зафиксированы все обстоятельства случившегося.

В случае если сотрудник ГИБДД забыл отобразить в протоколе обстоятельства, которые на ваш взгляд являются важными, обязательно заявите о своем несогласии с протоколом и подробно изложите те обстоятельства, при которых вы выехали на встречку, которые упустил из вида инспектор.

Не поддавайтесь на уговоры сотрудников ГИБДД, уверяющих вас, что эти детали несущественны. Каждая такая деталь является шагом на пути к вашей победе.

В тексте составленного инспектором протокола либо в дополнении, которое напишете вы, в обязательном порядке должна содержаться информация:

  • о том, в какой последовательности происходили события;
  • в какой временной промежуток они произошли, и какова была освещенность того участка трассы, на котором они имели место быть. Не будет лишнем отразить в нем и то, какова была общая видимость;
  • о том, в каком состоянии находилась дорожная разметка, видна ли она вообще;
  • присутствие на трассе знаков дорожного движения, и то, насколько они были видны.

Также в протоколе должны содержаться контактные данные всех лиц, явившихся свидетелями происшествия. В число свидетелей должны быть включены и пассажиры. Не должно делаться исключение и для лиц, состоящих с водителем в родстве.

Собирайте и фиксируйте обстоятельства происшедшего вместе с инспектором ГИБДД. Произведите фотосъемку того места, где все произошло, сделайте замеры и на их основании составьте схему происшествия.

Фотографируйте лучше так, чтобы имелась четкая привязка к местности. В кадре должны присутствовать здания или сооружения, которые позволят однозначно идентифицировать место происшествия.

При ее составлении уделите внимание даже малейшим деталям. Самостоятельно поговорите со свидетелями и запишите их контактные данные. Благодаря этим действиям, в ходе судебных разбирательств, вы имеете шанс доказать свою невиновность.

Но что делать, если ваша вина очевидна и отпираться просто бессмысленно?

В этом случае, займитесь поиском обстоятельств, которые смогут смягчить вашу вину и сделать приговор менее суровым.

Статья 4.2. КоАП РФ к смягчающим вину обстоятельствам относит:

  • деятельное раскаяние виновного;
  • прекращение противоправного деяния в добровольном порядке;
  • явка с повинной;
  • помощь, оказанная органу правопорядка или суду;
  • принятие мер по недопущению наступления в результате совершенного противоправного деяния вредных последствий;
  • аффект, в состоянии которого было совершено правонарушение;
  • добровольное возмещение ущерба, причиненного противоправными действиями;
  • наличие на попечении малолетних детей;
  • если нарушителем является женщина, то состояние беременности также послужит смягчающим обстоятельством.

Кроме выше перечисленных, смягчить вину могут и иные обстоятельства происшествия. Также уйти от ответственности вы сможете, если докажете, что совершили выезд на полосу встречного движения в ситуации крайней необходимости.

Кроме того, от ответственности будет освобождено лицо, которое на момент совершения противоправного деяния находилось в невменяемом состоянии.

В ходе судебных разбирательств ссылайтесь на малозначительность совершенного вами правонарушения, что позволит (на основании статьи 2.9. КоАП РФ) назначить вам наказание ниже низшего предела.

Судебная практика по лишению прав за выезд на встречную полосу

Давайте рассмотрим одну конкретную историю, которая произошла на бескрайних просторах нашей страны.

Краснодарский автолюбитель был приговорен к лишению права управлять автомобилем на полгода. Основанием для вынесения приговора стала четвертая часть статьи 12.15. КоАП РФ.

Как обычно, судом первой инстанции стал мировой суд. Именно он вынес обвинительный приговор.

Водитель, недовольный подобным исходом, обжаловал вынесенный приговор вначале в районном суде, а затем и в краевом. В обоих случаях, приговор устоял.

Но наш автолюбитель не сдался, и дошел до Верховного Суда с просьбой отменить данный приговор. Рассматривая данное прошение, ВС РФ пришел к выводу, что отсутствовала необходимость лишать водителя прав.

В вынесенном по результату рассмотрения этого дела постановлении, указывается: «Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, Давыденко М.Н.

привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он 13 февраля 2016 г. в 09.00 часов, управляя автомобилем …, государственный регистрационный знак…, и двигаясь на 90 км+450 м.

автодороги Джубга-Сочи, допустил выезд на полосу встречного движения».

Действующее законодательство РФ предусматривает, что ответственность за выезд на полосу встречного движения наступает только в том случае, когда такой выезд произошел с нарушением ПДД.

Однако в данном конкретном случае, на участке, где было зафиксировано правонарушение, не было ни знаков, запрещающих такой выезд, ни дорожной разметки.

Исходя из этих обстоятельств, Верховный Суд принял решение об отмене приговора, который был вынесен судом первой инстанции, и устоял при двух обжалованиях.

Логика, которая легла в основу данного решения, очевидна. Исходя из нее, наказание за выезд на встречку, может применяться лишь в тех случаях, когда такое деяние входит в прямое противоречие с ПДД, то есть запрещено ими.

Так как в этом конкретном деле не содержалось никакой информации о наличии на месте происшествия, на момент его совершения, знаков либо разметки, а приговор суда первой инстанции не содержит в себе указаний на нарушение конкретных пунктов ПДД, то означает это лишь одно — нарушений не было.

Кроме этого, решением ВС РФ установлен исчерпывающий список знаков или разметок, за нарушение которых водитель будет привлечен к ответственности за выезд на полосу встречного движения:

  • 20 «Обгон запрещен»;
  • 22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»;
  • 11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»;
  • 15.7 «Направление движения по полосам»;
  • 3 «Круговое движение»;
  • нарушение разметки 1.1, 1.3, 1.11.

Разъяснения Верховного суда о выезде на встречную полосу

Журнал «Российская газета» приводит постановление пленума Верховного суда РФ, касающееся выезда на встречную полосу, поворота с касанием сплошной линии разметки, а также езды задним ходом по дороге с односторонним движением.

«Российская газета» приводит постановление пленума Верховного суда РФ, касающееся выезда на встречную полосу, поворота с касанием сплошной линии разметки, а также езды задним ходом по дороге с односторонним движением.

Представьте ситуацию: вы едете по левой полосе, и перед вами авария. По правилам вы должны объехать это препятствие справа. Но там толчея, кто-то рвется вперед, кто-то так же, как и вы, пытается втиснуться в поток машин, а слева за двойной сплошной все свободно. И вы объезжаете аварию по встречке.

Но бдительный инспектор не простит вам такого нарушения, а уж как он его квалифицирует — вопрос открытый. До сих пор очень часто такие случаи объезда препятствия квалифицировались именно как движение по встречной полосе. Наказание за это одно — лишение прав. Зачастую и суды вставали на сторону инспекторов.

Это вызывало массу споров, ведь есть статья за нарушение правил объезда препятствия. Почему бы не квалифицировать это нарушение по ней? Тем более, что в Главном управлении ОБДД МВД России настаивали именно на штрафе за это нарушение.

Теперь пленум Верховного суда пропишет четко, что если водитель выехал на встречную полосу для объезда препятствия, то наказать его за это можно только по части 3 статьи 12.15, а это штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски.

В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход.

Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.

Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет.

Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.

Есть тут и пара но. Если водитель обогнал машину или тот же трактор, который двигался со скоростью менее 30 км/час, но по конструкции может двигаться быстрее, то это уже будет нарушением. Движение по встречной полосе — лишение прав на 4 — 6 месяцев. Также водитель не может обгонять тихоход в местах, где ограничена видимость, за сто метров до ж/д переезда и прочее, прописанное в правилах.

Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.

Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?

Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета.

Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил.

Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.

Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов.

Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?

Еще одна спорная ситуация прописана в проекте пленума. Если водитель начал обгон через прерывистую линию разметки, но по завершении маневра пересек сплошную — это тоже движение по встречке и лишение прав.

Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.

Согласно проекта постановлению пленума, водителя, въехавшего, например, на автозаправку «против шерсти», то есть под «кирпич», под знак «поворот направо запрещен» или нарушив требование разметки 1.

11, накажут по части 1 статьи 12.16 — штраф 300 рублей, а за левый поворот или разворот там, где это запрещено по части 2 статьи 12.16 — штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.

Но предъявить выезд на встречную в данном случае не получится.

Отдельно надо сказать про движение задним ходом. Двигаться задним ходом по улице с односторонним движением можно. По идее это никого не должно удивлять, однако были случаи, в том числе и в Москве, когда за это привлекали как за движение по встречке (по старой редакции КоАП).

Однако Верховной суд сделал тут весьма серьезное уточнение. Если водитель, двигаясь задним ходом, въехал на улицу с односторонним движением под знак «кирпич», то его действия будут квалифицироваться по части 3 статьи 12.16, то есть движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

За это предусмотрен штраф пять тысяч рублей или лишение прав на четыре — шесть месяцев.

А если такой маневр был совершен на перекрестке, то добавится и часть 2 статьи 12.14 — штраф сто рублей.

Еще раз напомним, что это пока только проект постановления пленума. Окончательный вариант документа может сильно отличаться от сегодняшней версии. Когда он будет подписан — пока неизвестно. Предполагается, что в первом квартале 2012 года.

Верховный суд разобрался с выездом на встречку

Вину и меру наказания для водителя, выехавшего на встречную полосу, будет определять суд, исходя из «всех обстоятельств нарушения». Такое решение вчера вынес пленум Верховного суда (ВС).

Таким образом, была отклонена идея ГИБДД лишать прав водителей за один из самых распространенных маневров — обгон, начатый через прерывистую линию разметки и завершенный через сплошную.

Законопроект, смягчающий санкцию за выезд на встречку, уже подготовила «Единая Россия»: автовладельцев, совершивших такое нарушение впервые, депутаты предложили штрафовать, а не лишать прав.

Вчера пленум ВС РФ принял поправки к постановлению, разъясняющие нижестоящим судам и ГИБДД особенности применения 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП; в ней указаны санкции за нарушение ПДД для водителей).

В проекте, который был подготовлен около года назад, ГИБДД предложила квалифицировать обгон, начатый через прерывистую линию разметки и завершенный через сплошную, исключительно по статье 12.15.4 КоАП, предусматривающей лишение прав на срок до полугода.

Этот маневр часто совершается водителями при поездках за город. Инспекторы трактуют это нарушение по-разному.

Госавтоинспекция хотела минимизировать споры между водителем и сотрудником ГИБДД по поводу выезда на встречку на дороге, снизив взяткоемкость нарушения, чтобы материалы о нем незамедлительно отправлялись в суд.

Предложенную норму ВС поддержать отказался. «Она может быть воспринята судьями таким образом, что нарушение правил разметки автоматически становится объективным признаком правонарушения без учета конкретной дорожной ситуации и обстоятельств по каждому случаю»,— пояснил вчера докладчик, судья ВС Владимир Меркулов.

Он привел в пример ситуацию, когда водитель обгоняемой машины мешает другому участнику движения завершить обгон, ускоряясь (ПДД это запрещает). В суде добавили, что решение пленума было принято «под общественным давлением».

Документ вступит в силу в ближайшие дни и будет иметь обратную силу — водители, уже лишенные прав, смогут это оспорить.

Отметим, что выезд на встречную полосу считается одним из самых травмоопасных маневров. В 2008 году в КоАП были внесены поправки: за выезд на встречку для обгона стали лишать прав (раньше водители могли отделаться штрафом).

Думская оппозиция пыталась смягчить ответственность за этот маневр.

В 2010 году ЛДПР предложила ввести штраф за обгон по встречке, если он совершался «в условиях достаточной видимости при наличии одной полосы движения», однако идею в парламенте не поддержали.

На этот раз «Единая Россия» сама предложила смягчить санкции. Первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков вчера внес в Госдуму законопроект, вводящий штраф в размере 4 тыс. руб.

за выезд на встречку во время обгона и за выезд на улицу с односторонним движением (при рецидиве водитель лишается прав на срок до полугода). «Подобное нарушение не всегда отличается высокой степенью общественной опасности,— пояснил «Ъ» депутат.

— Бывает, что водитель совершает нарушение впервые, не создав аварийной ситуации, либо из-за отсутствия разметки, плохой освещенности».

«Будем работать по существующим нормам,— прокомментировали решение ВС в ГИБДД.— Проблема, когда водитель и инспектор расходятся в оценках обстоятельств нарушения, остается. Судьи же, как правило, водителей все равно лишают прав, потому что выезд на встречку несет опасность». Инициативу господина Лысакова в ведомстве не комментируют.

Иван Буранов

Дтп на встречной полосе, кто виноват и какое наказание

Если водитель авто допустил выезд на встречку во время движения, то подобные действия считаются грубейшим нарушением, поскольку может привести к серьезной аварии, включая причинение значительного вреда здоровью участников ДТП, вплоть до летального исхода.

В отношении водителя, который допустил данное нарушение, должно быть применено достаточно серьезное наказание.

Однако, чтобы принять правильное решение относительно наказания участников, сотруднику ГИБДД необходимо понимать при каких обстоятельствах произошло ДТП на встречной полосе.

Что может привести к возникновению ДТП на встречке

Существует целый ряд различных факторов, которые могут оказаться причиной аварии транспортных средств на встречной полосе. 

К наиболее распространенным, можно отнести:

  • Лицо, управляющее автотранспортом, не успело завершить обгон попутного авто, вследствие чего произошло столкновение со встречной машиной;
  • Еще одной причиной аварии может оказаться попытка обогнать автомобиль, который совершает поворот. Чаще всего это происходит в ситуации, когда необходимо повернуть влево, причем перед местом поворота необходимо выполнить торможение. Такое возможно, если место поворота не просматривается и водителю нужно заблаговременно снизить скорость. При этом лицо, управляющее автотранспортом, который двигается за данным транспортным средством, планирует выполнить обгон и не знает о планах первого водителя выполнить поворот влево. В результате, водитель первого авто снижает скорость и выполняет левый поворот, а следующее за ним транспортное средство начинает маневр обгона. Итогом данного происшествия становится ДТП на встречной полосе;
  • Два автомобиля выполняют обгон медленного едущего впереди автотранспорта и сталкиваются на встречке. Такое, чаще всего происходит, когда водитель одного авто не глядя в боковое зеркало, начинает обгон впереди идущего ТС и не видит, что его самого уже обгоняет ехавшая сзади машина. Итогом становится столкновение транспортных средств на полосе противоположного движения;
  • Иногда могут возникать ситуации, когда водитель авто пытается избежать аварии с автомобилем, который двигается по его полосе движения. В результате, машина выезжает на встречную полосу, где и происходит столкновение с другим ТС;
  • Водитель, управляя своим авто в сложных дорожных условиях, не справился с управлением своей машины и оказался на противоположное полосе, где и произошла авария.

Как определить виновника

Чтобы определить, кто же является виновником произошедшей аварии, нужно обязательно изучить все нюансы и обстоятельства, приведшие к аварии на дороге. Так, зная сложившуюся ситуацию, сотрудники ГИБДД могут определить виновника столкновения:

  1. Если водитель авто выполнял обгон попутной машине и не успел завершить данный маневр, в результате чего произошла авария, то виновником сложившей ситуации будет водитель того автомобиля, который не сумел своевременно завершить маневр.
  2. В случае, когда столкновение произошло при обгоне машины, выполнявшей левый поворот, то виновником может оказаться как каждый участник движения в отдельности, так и оба водителя. Так, лицо, выполнявшее поворот, может быть нарушителем по той причине, что его автомобиль не предупредил заранее других участников движения о планируемом маневре. Ведь, в соответствии с пунктом 8.1 действующей редакции ПДД, автомобиль обязан подавать сигналы о маневрировании, а в случае их неисправности — это должен делать водитель, путем подачи жестов рукой. Водителю, который выполнял обгон находящегося впереди автомобиля, могут объявить о том, что он нарушил требования пункта 11.2, в соответствии с которым, он не имел права обгонять авто, которое объезжало препятствие на дороге либо выполняло маневр и заранее предупреждало о нем. Как правило, сотрудники ГИБДД в такой ситуации пытаются выяснить, кто же ранее подал сигнал о начале маневра и подавался ли он вообще. Тот, кто оповещал других участников движения о маневре раньше и будет признан невиновным.
  3. Аналогичным образом определяется нарушитель в том случае, если столкнулись сразу два автомобиля, которые пытались осуществить обгон. Чаще всего виновным лицом будет тот водитель, который позднее начал выполнять обгон.
  4. В ситуации, когда водитель, пытаясь избежать столкновения на своей полосе движения, выехал на противоположную и там столкнулся с другим автомобилем, нарушителем будет признан тот водитель, из-за действий которого другой участник движения был вынужден маневрировать и выезжать на встречку. В некоторых случаях, виновником может быть определен водитель, который допустил выезд своего авто на противоположную полосу движения. К этому может подвести пункт 10.1, в соответствии с которым водитель, в момент обнаружения опасной ситуации на дороге должен снизить скорость движения, а при необходимости – остановить свое транспортное средство. Однако, если водитель выполнил торможение, однако его автотранспорт был вынесен на полосу встречного движения, то виновным его вряд ли признают.
  5. Если же лицо, которое управляло машиной, не справилось с ее управлением и авто оказалось на встречной полосе, то оно виновно в возникновении опасной ситуации на дороге.

Наказание в адрес виновника ДТП на встречке

Если в результате проведения всех соответствующих мероприятий, сотрудники ГИБДД установили лицо, ответственное за произошедшее ДТП, то в его адрес будет вынесено наказание. Кроме того, нарушитель будет вынужден оплатить определенную сумму штрафа и возместить ущерб, который был получен пострадавшими, в результате его неправомерных действий.

Меру ответственности за аварию на полосе встречного движения регламентирует глава 59 Гражданского кодекса. Также нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. Финансовые и все прочие виды санкций в адрес нарушителя устанавливаются статьей 12.15 КоАП.

Так, в случае, если водитель выполнял объезд препятствия на полосе движения его автотранспорта и выехал на встречку, он будет вынужден оплатить денежный штраф в сумме от 1 до 1,5 тысяч рублей.

При дорожном происшествии на встречке во всех других случаях, водитель будет наказан на 5 тысяч рублей.

В качестве альтернативного взыскания, нарушитель может вместо денежного штрафа быть лишен водительского удостоверения на срок до полугода. В случае, если нарушение повторится, то водителя будет ожидать более жесткое наказание в виде запрета управлять ТС на срок до 1 года. 

Нужно понимать, что принимая решение о наказании нарушителя, сотрудники ГИБДД будут анализировать репутацию лица, в адрес которого должно быть вынесено взыскание.

Если водитель ранее не принадлежал к категории грубых нарушителей, своевременно оплачивал штрафы либо вообще не имел их, то результатом наказания, в случае отсутствия отягощающих обстоятельств, будет минимально возможный денежный штраф.

Если же водитель относится к категории грубых нарушителей, то решением сотрудников ГИБДД он может быть лишен возможности управлять автотранспортом.

Нюансы наказания

В некоторых ситуациях к нарушителю, помимо админ.наказания, может применяться еще и уголовное. Это может случиться в том случае, если в результате ДТП присутствуют пострадавшие лица. Как правило, сотрудники ГИБДД, вынося вердикт, будут опираться на статью 264 УК. Если здоровью пострадавшего лица был причинен значительный вред, то нарушитель может быть лишен свободы на срок до 3-х лет.

В качестве альтернативного вида взыскания может быть применено привлечение водителя-нарушителя к полезным работам, а также запрет на занятие определенных должностей либо арест нарушителя на полгода. Если же нарушитель в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения, то его могут лишить свободы на срок до 4-х лет.

Наиболее тяжким видом нарушения считается авария на встречке, которая привела к гибели двоих и более лиц. В такой ситуации водитель будет лишен свободы на 7 лет, а в случае, если он управлял автомобилем выпившим, срок наказания будет увеличен до 9 лет.

Каждый участник движения на дороге должен знать, что авария на полосе противоположного движения может привести к достаточно трагическим последствиям, поэтому, выполняя обгон либо другие маневры, требующие выезда на встречку, водитель ТС должен быть предельно внимателен и сконцентрирован.

По встречке

( 7