Новости

Президент подписал поправки о госзащите участников уголовного судопроизводства

24 мая 2019 г. 16:18

Профильный комитет Госдумы поддержал президентские поправки о судебно-экспертной деятельности СК РФ

Как сообщает «АГ», 23 мая Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции на заседании рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении президентские поправки в Федеральные законы «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «О Следственном комитете Российской Федерации». Ранее Федеральная палата адвокатов РФ отмечала, что проект умаляет гарантии объективности экспертного исследования, в связи с чем единственно правильным представляется выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование.

Как ранее писала «АГ», Владимир Путин внес законопроект на рассмотрение депутатов в марте 2019 г. Согласно документу на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и обеспечение их законности.

Проект уточняет виды судебных экспертиз, производство и организация которых будут входить в полномочия Следственного комитета: молекулярно-генетическая, компьютерно-техническая, видеотехническая, информационно-аналитическая, строительно-техническая, фоноскопическая, лингвистическая, финансово-аналитическая, психофизиологическая (с использованием полиграфа), почерковедческая, дактилоскопическая, баллистическая, портретная, трасологическая, физико-химическая, пожарно-техническая, экологическая, медико-криминалистическая, экспертиза холодного оружия и технико-криминалистическая экспертиза документов. Поправки в Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.

Как сообщает пресс-служба профильного комитета Госдумы, его председатель Василий Пискарев считает, что принятие поправок «ставит своей целью существенное сокращение сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, поскольку зачастую их долгие сроки как раз и связаны с большими сроками производства экспертиз в иных учреждениях». «Инициатива главы государства будет способствовать соблюдению прав всех участников уголовного судопроизводства», – отметил он, добавив, что на сегодняшний день правом на проведение подобных экспертиз уже обладают органы МВД, ФСБ и другие правоохранительные структуры.

В апреле Федеральная палата адвокатов РФ выступила против принятия законопроекта, указав в своей правовой позиции, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности».

Читайте также:  Какой порядок исполнения решения суда по изменению формулировки основания увольнения?

По мнению ФПА РФ, предлагаемые поправки повышают риск ситуаций, когда эксперт де-юре будет зависим от руководителя подразделения СК, а де-факто – от следователя, назначающего экспертизу. «В этих случаях от его независимости ничего не остается», – отмечается в документе.

При этом в правовой позиции обращается внимание на ошибочность мнения о том, что Конституционный Суд РФ признал конституционность толкования норм УПК и Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности, допускающего отсутствие зависимости у ведомственного эксперта, проводящего экспертизу по требованию этого ведомства. Подчеркивается, что согласно Определению КС РФ от 23 октября 2014 г. № 2371-О наличие либо отсутствие зависимости лица, привлеченного в качестве эксперта по уголовному делу, от сторон или их представителей устанавливается органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело, на основе его фактических обстоятельств. «Для стороны защиты гарантии независимости эксперта являются критически важными, поскольку возможности защиты по оспариванию заключения эксперта сильно ограничены», – указано в отзыве ФПА РФ.

Единственно правильным вектором развития судебно-экспертной деятельности, по мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, является полное выведение всех экспертных учреждений из ведомственной подчиненности в автономное образование».

В своем комментарии президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ранее отмечал, что такое полномочие совершенно излишне для Следственного комитета.

«У российской адвокатуры, и так ощущающей дефицит состязательности в судебном процессе, это вызывает большую и обоснованную настороженность», – подчеркнул он.

Позднее глава СК РФ Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» дал развернутый комментарий относительно правовой позиции ФПА РФ.

По вопросу непредвзятости эксперта, находящегося внутри следственной системы, он указал, что независимость и объективность гарантируются положениями действующего законодательства, предусматривающими уголовную ответственность за дачу экспертом заведомо ложного заключения и противоправное вмешательство в его деятельность.

Александр Бастрыкин также напомнил об обязанности эксперта заявить самоотвод при наличии на него воздействия либо обстоятельств, указывающих, что сам он прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного дела.

Кроме того, глава СК отметил, что право ходатайствовать о постановке вопросов эксперту и заявлять отвод имеют заинтересованные стороны. По его словам, в экспертном заключении подробно излагаются все объекты исследования, примененные методики, ход и результаты исследования.

При необходимости весь процесс исследования можно воспроизвести и проверить в полном объеме. «Таким образом, заключение эксперта помогает установить объективную истину в каждом конкретном случае. Наличие такой независимой позиции позволит вынести аргументированное правовое решение при рассмотрении дела в суде.

Все это в конечном итоге будет гарантировать справедливость правосудия», – считает Александр Бастрыкин.

Тем самым председатель Следственного комитета РФ подчеркнул, что российское законодательство в полной мере обеспечивает принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Мнения экспертов «АГ» по оценке законопроекта при его внесении в Госдуму разделились. Так, директор Рязанского научно-исследовательского центра судебной экспертизы Павел Милюхин отмечал, что проект является основанием для официального признания СК как субъекта судебно-экспертной деятельности.

«Уже на первом этапе планируется закрыть потребность данного ведомства в судебных экспертизах по криминалистическим и другим востребованным видам экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ», – пояснял он.

По мнению эксперта, это поможет сократить сроки расследования тяжких и особо тяжких преступлений «при условии объективности и научной обоснованности экспертиз, а также соответствующего надзора».

В то же время адвокат Тольяттинской коллегии адвокатов № 100 «Правовой Центр» Алексей Моторин полагает, что предлагаемые новеллы призваны «закамуфлировать» изменения Закона о СК РФ, фактически направленные на расширение его полномочий за счет создания в данной правоохранительной структуре экспертно-криминалистических подразделений.

По его мнению, принятие поправок создаст систему фактического контроля за назначением и производством судебных экспертиз по уголовно-правовым составам, расследование которых находится в ведении СК РФ, что неизбежно нарушит основополагающий принцип «независимости» судебного эксперта, в том числе от органа или лица, назначившего экспертизу.

Адвокат подчеркивал, что в настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений нуждается в широком реформировании, результатом которого должно явиться их максимальное дистанционирование от судебно-следственных органов, – например, путем создания некой самостоятельной судебно-экспертной службы либо объединения экспертных подразделений различных ведомств на базе Минюста. «Принятие же данных поправок лишь отдалит такое необходимое реформирование и, возможно, приведет к увеличению числа уголовных дел, основанных на необъективных заключениях эксперта», – резюмировал он.

Мвд россии разработан проект постановления правительства российской федерации «об утверждении государственной программы «обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы»

Ежегодно в рамках расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Нередко злоумышленники пытаются воздействовать на некоторых из них, чтобы те изменили свои показания. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

Чтобы подобного не происходило, в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников применяются меры государственной защиты на основании норм Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и соответствующих пятилетних государственных программ, начиная с 2006 года. В настоящее время действует Госпрограмма, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. № 586 на 2014 – 2018 годы.

Участниками программы являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие меры безопасности и меры социальной поддержки: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба по труду и занятости.

С 2014 по 2017 годы число участников уголовного судопроизводства, которые были задействованы в программных мероприятиях в качестве объектов защиты, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тысяч человек ежегодно.

В отношении них было осуществлено более 33 500 мер безопасности, таких как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

В проекте Госпрограммы предусмотрен объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета на 2019 – 2023 годы в сумме 1 119 309,8 тыс. рублей.

Принятие проекта постановления не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений участников Госпрограммы, а также выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В ближайшее время проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 – 2023 годы» будет вынесен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/).

Пресс-центр МВД России

Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы" от 25 октября 2018

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы».

2.

Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, утвержденной настоящим постановлением, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по труду и занятости за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

  • Председатель Правительства
  • Российской Федерации
  • Д.Медведев

Утверждена

  1. постановлением Правительства
  2. Российской Федерации
  3. от 25 октября 2018 года N 1272
Ответственный исполнитель Программы Министерство внутренних дел Российской Федерации
Участники Программы
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
  • Министерство обороны Российской Федерации,
  • Федеральная таможенная служба,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба по труду и занятости
Цель Программы реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
Задачи Программы
  1. выполнение обязательств государства по обеспечению безопасности его граждан в связи с участием их в уголовном судопроизводстве;
  2. обеспечение эффективности функционирования системы органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц;
  3. совершенствование правовых основ финансового обеспечения деятельности органов, осуществляющих меры государственной защиты
Срок реализации Программы 2019-2023 годы
Объем бюджетных ассигнований Программы
  • объем финансового обеспечения реализации Программы на 2019-2023 годы за счет средств федерального бюджета
  • составляет 1059256,1 тыс. рублей,
  • в том числе:
  • в 2019 году — 211788,5 тыс. рублей;
  • в 2020 году — 211866,9 тыс. рублей;
  • в 2021 году — 211866,9 тыс. рублей;
  • в 2022 году — 211866,9 тыс. рублей;
  • в 2023 году — 211866,9 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы исключение фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, а также уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;повышение эффективности отправления правосудия

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел согласно статистическим данным более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них.

Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица).

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих государственную защиту, подтверждена практикой реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. N 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» и Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. N 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы».

В период с 2014 по 2017 годы число защищаемых лиц, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тыс. человек в год. За указанный период в отношении этих защищаемых лиц осуществлено более 33500 мер безопасности.

Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

  1. В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и мер безопасности, применяемых в отношении этих лиц.
  2. Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» (далее — Программа) разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и практического опыта применения мер государственной защиты.
  3. В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  4. Программа определяет финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
  5. Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
  6. повышение уровня доверия к органам, осуществляющим меры безопасности, за счет роста эффективности и качества обеспечения безопасности защищаемых лиц;
  7. обеспечение максимальной доступности обращений граждан в органы, осуществляющие меры государственной защиты;
  8. предотвращение противоправных посягательств на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;
  9. укрепление материально-технической базы подразделений, непосредственно обеспечивающих меры безопасности;
  10. повышение эффективности применяемых мер безопасности.
  11. Целью Программы является обеспечение государственной защиты защищаемых лиц.
  12. Указанная цель достигается реализацией органами, осуществляющими меры безопасности, полномочий в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В ходе реализации Программы планируется применение мер государственной защиты в отношении свыше 20 тыс. защищаемых лиц.

  • Реализация Программы обеспечит накопление опыта применения конкретных мер государственной защиты.
  • Результаты реализации Программы планируется использовать при подготовке предложений по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.
  • Срок реализации Программы — 2019-2023 годы.
  • В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с применением мер государственной защиты, имеющих длящийся характер, реализация Программы не делится на этапы.
  • В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса.
  • Мероприятия Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы не дублируют мероприятия федеральных целевых и ведомственных программ и реализуются в составе основного мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

  1. Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении N 2.
  2. Программой предусматривается финансирование мероприятий по осуществлению государственной защиты в размере 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:
  3. на применение мер безопасности — 1041316 тыс. рублей;

на применение мер социальной поддержки — 17940,1 тыс. рублей.

Распределение средств Программы на осуществление конкретных мер государственной защиты производится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти — участника Программы.

Распределение ассигнований федерального бюджета между участниками Программы осуществляется на основании предложений этих участников Программы ответственным исполнителем Программы и ежегодно уточняется при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год. Изменение предусмотренных участникам Программы объемов финансирования осуществляется участниками Программы по согласованию с ответственным исполнителем Программы.

Применение мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 г., осуществляется за счет средств Программы.

  • Меры государственной защиты применяются в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений о производимых расходах.
  • В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти — участников Программы и решения вопросов, связанных с реализацией ее мероприятий, ответственным исполнителем Программы в установленном порядке может быть создана межведомственная рабочая группа.
  • В целях реализации мероприятий Программы, организации взаимодействия и координации действий ее участники издают нормативные правовые акты.
  • Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета с 2019 по 2023 годы составит 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:
  • в 2019 году — 211788,5 тыс. рублей;
  • в 2020 году — 211866,9 тыс. рублей;
  • в 2021 году — 211866,9 тыс. рублей;
  • в 2022 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2023 году — 211866,9 тыс. рублей.

Приложение N 1

  1. к Государственной программе
  2. «Обеспечение безопасности
  3. потерпевших, свидетелей
  4. и иных участников
  5. уголовного судопроизводства
  6. на 2019-2023 годы»
Наименование Ответственные Срок Ожидаемый Финансовые затраты (тыс. рублей)
мероприятия за реализацию выполнения результат 2019- в том числе
мероприятия 2023 годы — всего 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
1. Применение мер безопасности МВД России 2019-2023 годы недопущение воздействия на 648441,5 129688,3 129688,3 129688,3 129688,3 129688,3
ФСБ России потерпевших, свидетелей и иных 299910,5 59982,1 59982,1 59982,1 59982,1 59982,1
Минобороны России участников уголовного судопроизводства, 15849,5 3169,9 3169,9 3169,9 3169,9 3169,9
ФТС России а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным 15015,5 3003,1 3003,1 3003,1 3003,1 3003,1
законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее —  защищаемые лица), и причинения защищаемым лицам имущественного ущерба; предупреждение совершения преступлений в отношении защищаемых лиц; исключение (ограничение) доступа к информации о защищаемых лицах со стороны заинтересованных лиц;
ФСИН России исключение воздействия на защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы 62099 12419,8 12419,8 12419,8 12419,8 12419,8
Всего 1041316 208263,2 208263,2 208263,2 208263,2 208263,2
2. Применение мер социальной поддержки Роструд 2019-2023 годы компенсирование членам семей защищаемых лиц материальных затрат 17940,1 3525,3 3603,7 3603,7 3603,7 3603,7
Всего 17940,1 3525,3 3603,7 3603,7 3603,7 3603,7
Итого по Программе 1059256,1 211788,5 211866,9 211866,9 211866,9 211866,9

Свидетели под защитой. Как в России прячут людей от преступников | Телеканал 360°

Жертва скопинского маньяка получила государственную защиту. Рассчитывать на нее могут только участники уголовных дел. Причем чаще всего защиту дают тем, кто причастен к определенной статье. «360» рассказывает, как в России утроена система государственной защиты.

Екатерина Мартынова попросила государственную защиту от вышедшего на свободу скопинского маньяка. Это случилось после одиозного интервью Виктора Мохова. В нем он признался, что до сих пор любит Екатерину, а также предложил «помочь» зачать детей своей другой жертве.

Мохов также попытался наладить общение с бывшей жертвой с помощью соцсетей. Екатерина начала опасаться за свою жизнь. То, что Мохова могут вновь оштрафовать на 1200 рублей за нарушение административного надзора, нельзя считать сильным сдерживающим фактором.

Следственный комитет предоставил Екатерине госзащиту. Подробности держат в тайне. Однако, по словам Мартыновой, она и ее семья теперь находятся в безопасности. Они больше не переживают, что могут встретиться со скопинским маньяком.

Охрана или смена личности

Каждый год в России около пяти тысяч человек нуждаются в государственной защите. Есть несколько вариантов: личная охрана, выдача спецсредств индивидуальной защиты, изъятие из публичного доступа сведений о человеке, а также переселение, замена документов, а в случае необходимости и изменение внешности.

Адвокат, бывший следователь по особо важным делам Главного следственного управления СК при прокуратуре РФ Андрей Гривцов рассказал «360», что все это делается в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

«Если человек, который оказывает помощь органам расследования, нуждается в государственной защите, он пишет заявление на имя следователя, судьи, в МВД или ФСБ — в зависимости от обстоятельств. Заявление рассматривается, и выносится специальное постановление», — пояснил механизм предоставления защиты эксперт.

Кому положена защита

«На госзащиту могут претендовать свидетели преступления или потерпевшие — словом, лица, которые дают изобличающие показания и в связи с этим находятся в опасности. Иногда по громким делам свидетелей сопровождает охрана, которая находится с ними круглосуточно», — объяснил Гривцов.

Люди достаточно часто просят о защите, но охрану выделяют далеко не всегда. Иногда достаточно просто изъять информацию о человеке или выдать телефон для оперативной связи.

Под госзащиту также подпадают следователи и судьи, которые ведут громкие дела, отметил адвокат.

Кроме того, президент Владимир Путин 5 апреля подписал документ, который обещает госзащиту для госслужащих ВС РФ, принимавших участие в борьбе с терроризмом, а также для служащих органов внешней разведки — участников спецопераций.

Доказательство угрозы

Получить государственную защиту человеку, который не проходит свидетелем или пострадавшим в уголовном деле, очень сложно.

Ярким примером стала Залина Маршенкулова, которой начали поступать угрозы в физической расправе. Девушка высказалась в защиту российских актрис, снявшихся в клипе Тилля Линдеманна.

Последствия — шквал угроз и даже обещание 120 тысяч рублей за видео с избиением Залины.

Адвокат девушки пояснила, что для получения решения о предоставлении защиты обязательно должен быть получен уголовно-процессуальный статус свидетеля или потерпевшего, должно быть заведено уголовное дело.

Заявления с просьбой госзащиты рассматривают до 10 дней. За это время следственное управление должно будет провести проверку и установить, действительно ли есть угроза здоровью и жизни заявителя.

Кто может получить такой статус?

В УПК предусмотрена процедура, когда свидетеля допрашивают под выдуманным именем, без входа в зал суда — из отдельного кабинета по звуковой конференции с изменением голоса. Так это выглядит в УПК и фактически, пояснил «360» адвокат московского правового центра «Вектор» Сергей Черский.

«[Получить защиту может, ] в принципе, любой свидетель, обратившийся к правоохранительным органам, мотивировавший, что он опасается за свое здоровье и последствия от лиц, совершивших преступления, либо их соучастников и подельников, которые находятся на свободе», — сказал юрист.

Свидетель может быть как гражданином РФ, так и лицом без гражданства либо гражданином другого государства. Здесь ограничений нет.

На практике в большинстве случаев защита предоставляется свидетелям по наркотическим делам.

«Как правило, основная масса лиц, которые не просят, а на самом деле пользуются этим, — это закупщики по наркотикам по статье 228. И иногда бывают внедренные агенты, но это по очень сложным государственным делам. Такие редко бывают. Основное — это, как правило, закупщики по наркотикам. За 20 лет практики у меня их (таких дел — прим. ред.) было много.

Но они не громкие, а банальные: кто-то что-то купил, продал. В 90% случаев это именно наркотики. Такие люди, как правило, работают по нескольким делам. И чтобы не было последствий, ведь информация из СИЗО и колоний тоже уходит. И чтобы об этом как можно позже узнали или вообще не узнали, человек идет по уголовным делам как Петров Петр Петрович.

Чтобы он спокойно мог работать», — пояснил Черский.

Громкие дела под защитой

Адвокату неизвестны случаи, чтобы за свидетелями ходили сотрудники полиции и защищали их. Но по некоторым громким делам в 2000-х свидетелей действительно прятали.

«Например, помните такой, Леша Солдат в тамбовской бригаде? Я знаю, что он, когда начал давать свидетельства, его прятали очень долго», — сообщил Черский.

Другой яркий пример — тоже из криминального мира. В Томске сотрудники ФСБ обезвредили банду Игоря Рожина. Когда преступники решили убить жену хозяина нефтеперерабатывающей компании и вице-мэра. Назначенный киллером бандит решил сдаться властям и пришел с повинной. Два года прятали на конспиративной квартире, написала «Российская газета».

Среди тех, кто обращается за помощью к государству, бывают и родственники преступников. Например, члены семьи печально известного Чикатило в январе 1991 года сменили свои фамилии, продали квартиру в Новочеркасске и переехали в Харьков.

Программа защиты свидетелей в России

  • Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
  • Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров РФ.
  • Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят 20 августа 2004 года.
  • В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 30 ноября 2011 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
  • Государственной защите в соответствии с законодательством подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
  • 1) потерпевший;2) свидетель;3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  • 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. 
  • Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в пунктах 1 и 2.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются
  • 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; 2) органы, осуществляющие меры безопасности;
  • 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.
  • Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
  • 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место;
  • 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».
  • В ходе применения государственной программы в 2006-2008 годах 3296 участников уголовного судопроизводства были охвачены программными мероприятиями.

В отношении их были осуществлены 3842 меры безопасности. Преимущественно применялись меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» и «обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице». В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 процента), реже — потерпевшим (23 процента), подозреваемым и обвиняемым (3,12 процента).

  1. 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы».
  2. Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  3. Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

2 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Закон установил порядок финансового обеспечения мер безопасности, аналогичный порядку финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

21 сентября 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила переселения потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на другое место жительства в целях обеспечения их безопасности.

Согласно утвержденным правилам, переселение защищаемых лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. До переселения защищаемым могут заменить документы.

При этом переселение осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении его мерах безопасности.

При переселении возможные места жительства подбираются специальным органом, осуществляющим меры безопасности, с учетом характера угрозы.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение — управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

В каждом российском регионе также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Компетенция данных подразделений не ограничивается исключительно вопросами осуществления мер безопасности.

Они также проводят активные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

В 2011 году сотрудниками подразделений государственной защиты обеспечена безопасность 3289 лиц, для чего применено 5459 мер безопасности. Возбуждено 254 уголовных дел, связанных с угрозой защищаемым лицам.

Под защитой находилось 790 свидетелей, 863 потерпевших, 485 родственников и близких лиц, подвергшихся противоправным посягательствам.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников