Штрафы

Налоговые Проверки Полномочия Налоговых Органов В 2023 Году

Начнем с хорошей новости. До 2030 года действует мораторий на плановые проверки в рамках закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Мораторий на плановые проверки, а также ограничения на проведение внеплановых проверок введены постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336.

Исключения, на которые указанный мораторий не распространяется:

  • объекты контроля категорий чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • опасные производства II класса опасности;
  • гидротехнические сооружения II класса;
  • проверки по № 294-ФЗ без риск-ориентированного подхода.

Какие еще льготные условия, перечисленные в моратории, действуют до 2030 года:

  • продлевается мораторий на плановые проверки государственных и муниципальных детсадов, начальных и средних школ, если их объекты контроля имеют категорию чрезвычайно высокого и высокого риска. Вместо плановых проверок могут проводить однодневные профилактические визиты.
  • вводится дополнительное контрольное мероприятие – профилактический визит по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. В отличие от обычного профилактического визита, от такого визита нельзя будет отказаться.

Примечательно, что выездную проверку в аккредитованных IT-компаниях смогут провести только с разрешения вышестоящего налогового органа. Это правило будет действовать до 3 марта 2025 года.

Согласно постановлению Правительства от 01.10.2022 № 1743 плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Это необходимо сделать не позднее, чем за два месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.

В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. 1 октября 2022 года в данное постановление внесли важные изменения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год.

Необходимо также отметить, что мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это означает, что могут и будут проводить контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 закона № 248-ФЗ).

Но и это не все, есть и иные исключения. Так, ограничения на внеплановые проверки уже не будут действовать (постановление Правительства от № 1743).

  • В 2023 году внеплановые проверки разрешены. А еще, начиная с 2023 года, обжаловать решение, действия или бездействие должностных лиц нужно сначала в вышестоящий орган. Подать жалобу в суд без досудебного обжалования нельзя.
  • Профилактические и контрольные мероприятия не запрещены. Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными. По общему правилу, можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения.
  • Налоговые проверки по-прежнему можно проводить, поскольку они не попадают под действие закона № 248-ФЗ.

Исключение: в 2023 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

https://www.youtube.com/watch?v=98h-0b2WcVo\u0026pp=ygVr0J3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9C1INCf0YDQvtCy0LXRgNC60Lgg0J_QvtC70L3QvtC80L7Rh9C40Y8g0J3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9GFINCe0YDQs9Cw0L3QvtCyINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Знания о порядке и особенностях проведения проверок налогового органа полезны и бухгалтерам, и учащимся финансовых специальностей, и предпринимателям, и тем, кто только планирует начать свое дело. Вы можете уже сейчас освоить специализацию бухгалтерского сопровождения онлайн – школ, на которую есть высокий спрос!

А если у вас свой бизнес или вы планируете его открывать, то сможете обезопасить себя, контролировать все процессы в вашем деле, не зависеть от других людей, имея фундаменальные знания и навыки.

На курсе «Финансовый советник онлайн – школ» осваиваем 18 основных модулей + 4 бонусных модуля, каждый из которых приближает вас к освоению востребованного направления в мире финансов. После завершения обучения Вы получите диплом установленного образца.

Регистрируйтесь сейчас, пока действуют бонусы.

Каким образом ФНС определяет, кого из налогоплательщиков следует проверить и как выбирает способ проверки

Если ответить на этот вопрос вкратце, то налоговая инспекция составляет план проверок. В этот план, в порядке очередности, включает наиболее интересных ФНС лиц. Для этого налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая есть в их распоряжении.

В первых рядах такого списка окажутся те налогоплательщики, которые, по мнению ФНС, участвуют в схемах ухода от налогов, а также те, у которых, предположительно, есть иные налоговые нарушения.

Критериев, о которых идет речь, 12, и все они приведены в Приложении 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

Совсем не обязательно, что если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель соответствуют отдельным критериям, то к нему придут с проверкой. Вместе с тем, чем больше «баллов» из вышеперечисленных 12 набирает налогоплательщик, тем больше вероятность визита проверяющих к такому «победителю».

В то же время, не стоит делать вывод о том, что если налогоплательщик не соответствует ни одному критерию, то его в любом случае минует проверка. В случае несоответствия указанным критериям налогоплательщик все равно может подвергнуться проверке, поскольку закон не запрещает ее проводить.

Что представляет собой проверка налогового органа

Основные виды налоговых проверок – камеральные и выездные.

Что проверяют

В ходе камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее подачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались, либо право на получение вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК).

В ходе выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК).

Почему проверяют, как принимают решение о проведении проверки

Камеральную проверку проводят без специального решения. Ее основание – декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию или которые имеются у нее (п. п. 1, 2 ст. 88 НК).

Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК).

Где проверяют

Камеральную проверку проводят на территории инспекции, без выезда к налогоплательщику (п. 1 ст. 88 НК). Выездную проверку обычно проводят по месту нахождения налогоплательщика. Однако если у налогоплательщика не указано место нахождения, то проверку проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК).

В какой срок проверяют

Камеральную проверку на основании отчетности проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок не продлевается, за исключением проверки деклараций по НДС (в данном случае срок проверки составит два месяца), и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=98h-0b2WcVo\u0026pp=YAHIAQE%3D

Камеральную проверку по заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке проводят в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления. Этот срок можно продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК).

Срок выездной проверки – два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех – шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки – не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК).

Непрерывность проверки

Камеральную проверку не могут приостановить, а выездную проверку – могут.

За какой период проводят проверки

Камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная налогоплательщиком декларация, расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК).

Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК).

Как часто могут проверять

Камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету, заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке), в том числе и по уточненной декларации (п. 1 ст. 88 НК). Выездную проверку, по общему правилу, не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК).

Отдельно стоит выделить такое понятие, как мероприятия налогового контроля.

В рамках камеральной проверки круг таких мероприятий ограничен. Могут запросить документы, подтверждающие льготы налогоплательщика или еще какие-либо документы, необходимые для принятия того или иного решения, например, если налогоплательщик применяет налоговые льготы или заявил НДС к возмещению (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК).

Выездная проверка в данном случае отличается тем, что при ее проведении используется более широкий инструментарий в части мероприятий налогового контроля (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 – 97 НК):

  • истребование документов, которые относятся к предмету проверки;
  • допрос свидетелей;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;
  • осмотр помещений и территорий;
  • осуществление выемки документов и предметов.

Итог выездной проверки

Итак, проверка завершена. Что считается итогом камеральной, а что – итогом выездной проверки?

После завершения камеральной проверки оформляют акт, в том случае, если есть нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК). Документальное оформление выездной проверки требуется в любом случае, независимо от наличия выявленных нарушений, поэтому по итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт (п. 1 ст. 100 НК).

Освой специализацию бухгалтерского сопровождения онлайн — школ, на которую уже есть высокий спрос!

Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8KZXTq

Налоговые проверки в 2023 году — список организаций

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте.

Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст.

88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки.

В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом.

Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов.

Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым.

На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите к подсказкам от экспертов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2023 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.

2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов».

Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2023 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Мораторий на проверки бизнеса продлили на 2023 год

В следующем году малый и средний бизнес не потревожат проверками. Рассказываем хорошие новости и про организации, к которым всё-таки могут прийти контролирующие органы.

Мораторий на проверки продлили на 2023 год — Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. Мера коснётся компании и ИП, которые входят в реестр малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, есть исключения.

Кого продолжат проверять в 2023 году

В 2023 году проверки коснутся предприятий, которые:

  • имеют высокий или чрезвычайно высокий риск;
  • работают с опасными производственными объектами второго класса опасности;
  • используют гидротехнические сооружения второго класса.

Для остальных административная нагрузка останется минимальной. Но это не значит, что правил не существует. За нарушения обязательно проверят, причём основательно и со всеми вытекающими.

К категории высокого риска относятся предприниматели, которые нарушали административные правила в течение трёх последних лет. Чем больше проступков, тем выше шанс получить проверку.

Степень риска зависит и от ведомства — у каждого свои критерии. Например, Роскомнадзор руководствуется Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1045. 

Росприроднадзор следит за организациями, которые наносят вред окружающей среде. Лесозаготовителям, добытчикам полезных ископаемых могут назначить проверку, несмотря на мораторий.

Чаще это относится к крупному бизнесу, но даже маленьким и средним фирмам иногда присваивают высокую группу риска. Данные уточняют на сайте профильного ведомства или консультируются по телефону горячей линии.

Что запретили, а что оставили

Мораторий распространяется на плановые проверки Роскомнадзора, Ростехнадзора, МЧС, трудовой инспекции и других ведомств. Мера действует на документарные и выездные мероприятия.

Внеплановые проверки сохранили, но с оговорками. Контролирующие органы придут по жалобам, указанию федерального органа или прокуратуры. Например, Роскомнадзор проверит магазин, если получит более десяти жалоб от покупателей.

Также мораторий ограничивает проведение:

  • контрольных и мониторинговых закупок;
  • выборочного контроля;
  • рейдового осмотра.

Продолжат действовать меры постоянного государственного контроля — ст. 97 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. Эти мероприятия актуальны для крупных промышленных предприятий, МСП переживать не стоит.

Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок ФНС освободили только ИТ-компании, которые прошли аккредитацию в Минцифры РФ — письмо от 24.03.2022 г. № СД-4-2/3586@.

Профилактические визиты для всех

Профилактический визит — «дружеская» беседа с сотрудником контролирующего органа. Специалист рассказывает о существующих нормах и даёт рекомендации по их соблюдению. Даже если он найдёт нарушения, штрафа не будет. Но на организацию составят предписание, по которому придётся устранить недочёты.

Профилактические визиты бывают:

  • Обязательные — отказаться нельзя. В 2023 их будут проводить в образовательных учреждениях, которые связаны с государством или муниципалитетами.
  • Необязательные — разрешено отказаться, но как минимум за три дня до назначенной даты. Отказ лучше чем-то мотивировать — например, листком нетрудоспособности ответственного сотрудника.

О мероприятии предупреждают за пять рабочих дней. Организациям и ИП разрешено запрашивать профилактический визит по собственной инициативе. Но после него могут назначить внеплановую проверку, если найдут серьёзные нарушения.

Коротко

  1. Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
  2. Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.

  3. Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
  4. Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
  5. Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения.

    Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.

Статья актуальна на  08.12.2022

Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2023 году?

В 2022 году налоговые инспекции доначислили налогов и пени в разы больше, чем в 2021 и 2020 годах. С чем связаны такие успехи налоговой? Сохранится ли тенденция в 2023 году? Ответим в статье на эти вопросы

В 2023 году госорганы не будут в плановом порядке проверять деятельность предпринимателей (за некоторыми исключениями). Однако мораторий не распространяется на мероприятия налогового контроля, поэтому ФНС продолжит проверки. Рассмотрим методы, которые используют инспекции для выявления неплательщиков.

1. Информационные сервисы

ФНС сегодня – одно из самых технологически сильных ведомств, которое располагает массой инструментов для противодействия налоговым злоупотреблениям и выявления налоговых нарушений.

Отметим некоторые:

  • Автоматизированная информационная система «Налог-3»

Система обеспечивает контроль над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого ресурса, в котором содержится вся информация по конкретному налогоплательщику, включая данные, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

Также система позволяет подключать налоговые органы к новым внешним источникам информации. Программа анализирует декларации всех налогоплательщиков и выявляет незаконные вычеты по НДС. Благодаря АСК НДС-2 налоговый орган получает сведения о том, правильно ли предприниматель рассчитал налог и заявил по нему вычеты.

Кроме того, программа позволяет отслеживать риски по НДС и другим налогам.

  • Автоматизированная система контроля ККТ (АСК ККТ)

Сервис администрирования контрольно-кассовой техники, позволяющий в режиме реального времени отслеживать все розничные продажи и выявлять нарушения налогового законодательства.

ФНС планомерно и активно переходит на цифровизацию контрольно–надзорных процессов. Это означает, что налоговые инспекторы еще быстрее и легче будут получать ответы на интересующие их вопросы о деятельности налогоплательщика.

ФНС меняет свою структуру, направляя силы на усиление контрольных функций. Так, в 2022 году в Санкт-Петербурге была создана новая специализированная инспекция, исполняющую функции центра компетенции по контрольной работе – МИФНС России №30 по Санкт-Петербургу. На эту инспекцию возложены полномочия по проведению выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщиков Санкт-Петербурга.

3. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами

С 2018 года Российская Федерация участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с другими государствами. По условиям обмена государство – участник передает ФНС России сведения об открытых в ее юрисдикции счетах российских резидентов: физических лиц и организаций.

Аналогичные данные странам-участникам обмена передает ФНС России. Перечень государств, с которыми Россия осуществляет обмен финансовой информацией в автоматическом режиме, регулярно пересматривается налоговым органом. Действующий перечень утвержден приказом ФНС России от 28.10.

2022№ ЕД-7-17/986@, в него включены 85 стран и 11 территорий.

4. Межведомственное взаимодействие

Общая налоговая задолженность снижается и путем совместной работы ФНС с другими ведомствами. Например, достаточно тесно налоговые инспекции взаимодействуют со службой судебных приставов.

Должностные лица ФССП обладают широкими полномочиями, в том числе возможностью наложения ареста на имущество, установления ограничений на выезд должника из Российской Федерации.

Также налоговые инспекторы привлекают сотрудников органов внутренних дел для проведения налоговых проверок и совместной работы по выявлению и ликвидации фирм — однодневок.

Кроме этого, в рамках межведомственного взаимодействия ФНС систематически принимает участие в заседаниях коллегий и рабочих групп с МВД, ФССП, Следственным комитетом. Цель таких мероприятий — повысить эффективность взаимодействия со службами для выявления и расследования преступлений в сфере налогообложения и для возмещения ущерба.

Инспекции используют не только сведения из деклараций и отчетности, но и анализируют информацию из открытых источников, которую налогоплательщики о себе оставляют.  Например, инспекция видит нарушение, когда компания выставляет в интернете объявление о продаже имущества по одной цене, а в бухгалтерии отражает другую стоимость. Другой распространенный случай — организация размещает объявление о поиске работника с определенным окладом, но отчитываясь о доходах этого работника указывает меньшую сумму оклада.

Выявленные описанными методами разночтения и несоответствия приводят контролеров к выводам о недоплаченных компанией или предпринимателем налогах. Следующий шаг – вызов на налоговую комиссию. Если налогоплательщик не явится в инспекцию по такому вызову или не подготовит грамотное обоснование, он рискует попасть в план выездных налоговых проверок.

Что ждет налогоплательщиков в 2023 году?

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в РФ, ссылаясь на которую государство предоставило бизнесу некоторые послабления, ФНС не изменила планов по проверкам налогоплательщиков. Следовательно, налоговый орган в 2023 будет проверять предпринимателей в стандартном режиме.

  Важно отметить, что инспекции вправе самостоятельно инициировать выездные налоговые проверки, а значит самостоятельно будут регулировать их количество. В связи с политическими и экономическими событиями в 2023 году возникла объективная необходимость в пополнении государственного бюджета.

Взыскание налогов, в том числе доначисленных по результатам выездных налоговых проверок, может стать одним из основных способов пополнения резервов государства.  Подведем итог сказанному. В 2023 году бизнес-сообществу не стоит рассчитывать на ослабление интереса со стороны контролеров.

Полагаем, что налоговый орган не изменит взятого в прошлом году курса и будет продолжать активно проверять бизнес, выявлять налоговые ошибки и доначислять налоги.  Конечно, у предпринимателя есть право обжаловать действия налоговой инспекции.

 

В статье о спорах с налоговыми органами в северо-западном регионе в 2022 году мы приводили статистику, которая показывает, что в абсолютном большинстве случаев ФНС выигрывает судебные споры. Однако полагаем, что такой успех инспекций обусловлен еще тем, что налогоплательщики не обращаются своевременно за юридической помощью.

Как правило, предприниматели идут к юристам, когда нужно обжаловать уже принятое решение инспекции. Однако гораздо эффективнее привлекать юристов еще на стадии проведения проверки, когда собирается доказательная база.

Рекомендуем предпринимателям в кратчайшие сроки обращаться к профессионалам при получении каких-либо требований, вопросов, вызовов от налогового органа. Налоговые юристы ЦПО групп разберутся в Вашей ситуации, сопроводят все процессы взаимодействия с инспекцией и помогут избежать негативных последствий для Вашего бизнеса.

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:

Выездная налоговая проверка: принцип проведения и как ее избежать в 2023 году

Несмотря на широчайшие полномочия, которые ИФНС получает при выездной проверке, отдельного определения ей Налоговый кодекс не дает. Но определение можно вывести самостоятельно, если проанализировать текст ст. 82, ст. 88 и ст. 89 НК РФ, где говорится про этот вид проверки.

Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период на основании любых документов.

В этом и заключается ее коренное отличие от камеральной проверки, при которой инспекторы находятся исключительно в стенах ИФНС, а ревизия охватывает лишь данные из конкретной декларации или расчета налогоплательщика.

В рамках выездной проверки инспекторы могут изучать любые документы по тем налогам, в отношении которых она назначена — как по одному, так и по нескольким налогам. В том числе, вообще по всем налогам, которые платит компания (ИП).

А вот период, или как еще говорят, «глубина» проверки ограничен. В рамках ВНП можно контролировать уплату налогов не больше, чем за три года, предшествующих тому, в котором она назначена (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом инспекторы могут также изучать и обязательства за текущий год — тот, в котором началась ВНП. 

Так, если проверка назначена в 2023 году, то под нее могут попасть 2020, 2021, 2022 годы и уже прошедшая часть 2023 года. А вот «взять под контроль» 2019 год и предшествующие периоды ИФНС не сможет.

Единственное исключение — если сам налогоплательщик подал уточненку во время проверки. В этом случае ИФНС вправе проверить также период, к которому она относится, даже если он выходит за пределы трех лет. Но при этом проверка должна касаться только внесенных уточнений (п. 42 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС 14.11.2018).

На протяжении последних 15 лет выездные налоговые проверки носят плановый характер. Известны и критерии, на основании которых составляется этот план: они приведены в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. 

Критерии можно условно разделить на две группы. В первую попадут обстоятельства, связанные с налоговыми обязательствами компании, а во вторую — общеэкономические индикаторы ее деятельности.

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

 

Шансы попасть под ВНП существенно выше у компаний и ИП:

  • с низкой (в сравнении со среднеотраслевым показателем) налоговой нагрузкой;
  • с высокой (более 89 %) долей вычетов по НДС. Показатель рассчитывается за последние 12 месяцев;
  • которые постоянно (на протяжении двух и более лет) показывают налоговый убыток либо ведут деятельность с высоким налоговым риском: через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок и т.д. Или не представляют в налоговую пояснения, документы. 

А еще при составлении плана ВНП учитывается «миграция» между налоговыми инспекциями. Если компания меняет ИФНС, то начиная со второго раза риск попасть в план проверок возрастет.

Отдельные налоговые критерии установлены для плательщиков на специальных налоговых режимах, а также для ИП на ОСН.

Первые рискуют попасть под ВНП, если в течение года как минимум два раза были на грани (в пределах 5 %) «слета» со спецрежима из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников.

А вторые — если профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации составят более 83 % от дохода.

В качестве экономических индикаторов, повышающих риск проведения выездной проверки, ИФНС учитывает:

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

  • низкую среднемесячную зарплату в расчете на одного работника — в сравнении со среднеотраслевым показателем;
  • низкую рентабельность деятельности — ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более;
  • несоответствие между доходами и расходами. В зоне риска — все возможные сочетания: рост расходов опережает рост доходов; падение доходов быстрее, чем падение расходов; рост расходов при падающих доходах.

В отношении некоторых плательщиков ФНС не может проводить выездные проверки. Это компании, перешедшие на налоговый мониторинг, аккредитованные ИТ-фирмы, мобилизованные ИП и учредители.

Налоговый мониторинг — особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Он предполагает оперативное взаимодействие с ИФНС по раскрытию текущей финансово-хозяйственной информации и указания на допущенные нарушения в режиме реального времени. 

Один из плюсов такого взаимодействия — практически полный запрет на проведение выездных проверок за период, в котором проводится (проведен) мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Исключения:

Как упростить подготовку форм налогового мониторинга

  • ВНП проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
  • досрочное прекращение мониторинга;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.

Аккредитованные ИТ-организации на ближайшие два года освобождены от выездных проверок. Такая мера предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Запрет действует до 3 марта 2025 года.

Правда, при необходимости ИФНС может его обойти: разрешены проверки, если они назначаются с согласия вышестоящего руководства.

Для получения «визы» инспекция-инициатор проверки должна подготовить мотивированный запрос (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Уже назначенные ВНП в отношении IT-фирм должны быть завершены в обычном порядке. При этом инспекциям запрещено приостанавливать проверки, а также продлевать их срок (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, повлияла на выездные проверки. Ограничения коснулись мобилизованных ИП, а также компаний, где мобилизованные являются единственными учредителями (участниками) и одновременно выполняют функции руководителя.

Выездные проверки по таким налогоплательщикам приостановлены независимо от этапа, на котором они находились. Также в отношении мобилизованных не будут назначаться новые ВНП. 

Контрольные мероприятия, включая назначение новых проверок, возобновятся 29 числа третьего месяца после демобилизации этих лиц (Постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).

Название подразумевает, что выездная проверка проходит на территории плательщика. Однако в реальности инспекторов у себя за все время ВНП можно так и не увидеть. 

Сегодня практически все контрольные мероприятия в рамках ВНП проводятся без выхода к налогоплательщику: проверяющие присылают требования о предоставлении документов, а проверяемый на эти требования отвечает. Полученные документы ИФНС изучает, сверяет их между собой и с другими имеющимися у нее данными. А затем на основании анализа выносит вердикт по проверке.

Помимо работы с документами, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Причем не только контрагентов, но и работников, в т. ч. бывших, а также руководителя проверяемой компании (ст. 90 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 № Ф01-1539/2018 по делу № А43-24714/2017). 

При этом представителя компании-работодателя на такие допросы ИФНС вправе не пускать (Определение ВС от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110 по делу № А29-1607/2019).

Поэтому если организация хочет контролировать ход допросов своих работников, инициатива должна исходить от самого допрашиваемого: он вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ст.

48 Конституции РФ). Предоставить такого адвоката может и работодатель.

В рамках ВНП инспекторы могут осмотреть помещения и территорию плательщика, а также провести выемку документов и других предметов, в т. ч. жестких дисков или компьютеров. Есть у ИФНС и право на проведение инвентаризации у налогоплательщика (п. 13 ст. 89, ст. 92, ст. 94 НК РФ).

Формально выездная проверка должна завершиться за два месяца. Отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда издано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и п. 5 ст. 6.1, п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Однако из-за того, что руководство ИФНС вправе приостанавливать проверку, обычно ВНП длится гораздо дольше.

Часто ИФНС приостанавливает проверку на время запроса документов у партнеров компании, банков и других лиц (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Ставить на паузу проверку можно только один раз по каждому контрагенту. Общий срок таких приостановок может достигать 9 месяцев.

Во время «тайм-аута» ИФНС не может (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57):

  • проводить мероприятия на территории плательщика;
  • направлять ему требования о предоставлении документов;
  • получать от него объяснения;
  • допрашивать его сотрудников. 

Зато допрашивать других свидетелей, рассылать запросы третьим лицам, проводить прочие аналитические и контрольные мероприятия в стенах ИФНС не запрещается.

Несмотря на то, что ВНП носит исключительно плановый характер, сам план не публикуется. Поэтому узнать о проверке заранее невозможно. А значит, меры по подготовке к ВНП должны носить, скорее, рутинный, чем экстренный характер.

Так, пройти проверку проще, если в компании хорошо организован процесс издания и хранения документации. Выездная проверка — огромный поток запросов о предоставлении документов от ИФНС. Правильно организованный документооборот существенно снижает затраты на подготовку ответов и защищает от штрафов за нарушение сроков представления документов. 

А если вспомнить, что игнорирование запросов ИФНС в рамках камеральных и встречных проверок — один из критериев, увеличивающих шансы попасть под ВНП, то налаженный документооборот можно рассматривать и как превентивную меру, позволяющую избежать выездной ревизии.

Еще один способ «подложить соломки» — периодическая самостоятельная проверка налоговых обязательств. Отлично, если хотя бы раз в год вы привлечете квалифицированных специалистов, которые посмотрят на налоговый учет глазами ИФНС и укажут на слабые места и возможные доначисления.

Лучше самостоятельно «снять» спорные расходы или вычеты и сразу доплатить налог с небольшими пенями, чем делать это спустя несколько лет по итогам ВНП, когда сумма пеней вырастет до величины недоимки, да еще и «приправится» штрафами. 

Камеральная налоговая проверка в 2023 году: сроки и правила проведения

Об успешной камеральной проверке налоговая не сообщает. Но если всё плохо, инспектор составит акт и доначислит налоги, пени и штрафы. Прежде у вас запросят документы и пояснения, и здесь важно не предоставлять всё подряд, желая угодить. Иначе в распоряжении налоговиков могут оказаться документы, по которым компанию привлекут не только в рамках декларации. 

В этой статье

Порядок проведения камеральной налоговой проверки 

Камеральную налоговую проверку проводят на территории инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете. Никакого отдельного специального решения для нее не нужно. Достаточно того, что были поданы первичные и уточненные декларации. 

Проверку проведут, даже если не представлена декларация, например по НДФЛ в отношении налогооблагаемых доходов от продажи или дарения недвижимости. Проверят тот налог, по которому налогоплательщик отчитался. Она охватит налоговый или отчетный период, указанный в отчетности. 

Этапы камеральной проверки

Камеральная проверка условно проходит в два этапа: 

  • автоматизированный контроль; 
  • углубленная проверка.

Автоматизированный контроль

Автоматизированный контроль деклараций происходит без участия инспекторов. Проверку отчетности производит информационная система инспекции. Например, система управления рисками СУР АСК НДС-2, которая в автоматическом режиме проверяет, правильно ли рассчитан НДС и заявлены вычеты или возмещение по нему.

https://www.youtube.com/watch?v=SH5MeWStzgw\u0026pp=ygVr0J3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9C1INCf0YDQvtCy0LXRgNC60Lgg0J_QvtC70L3QvtC80L7Rh9C40Y8g0J3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9GFINCe0YDQs9Cw0L3QvtCyINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

При проверке СУР АСК НДС-2 анализирует данные деклараций по НДС налогоплательщика и деклараций всех его контрагентов. Она сравнивает показатели счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур посредников с аналогичными данными у контрагентов.

Углубленная проверка

Если в отчетности обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, это будет причиной углубленной проверки. Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований, которые предусмотрены пп. 3, 6, 8–9, 11, 12 ст. 88 НК РФ. Например, это:

  • заявленный к возмещению из бюджета НДС;
  • заявленные в отчетности налоговые льготы.

Углубленная проверка характеризуется тем, что инспекция проводит в это время мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, было ли нарушение налогового законодательства или нет. 

Срок камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка проводится в трехмесячный срок со дня подачи декларации или расчета. Исключение из этого правила:  декларации по НДС. Их проверяют в течение двух месяцев, но могут и продлить срок проверки до трех месяцев. Других случаев продления срока камеральной проверки не предусмотрено.

Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета.

Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом.

На самом деле начать камеральную проверку, пока не получена отчетность, просто невозможно. Поэтому в акте проверки датой ее начала проверяющие ставят дату поступления декларации (расчета) в инспекцию. 

Дата окончания проверки в общем случае — соответствующее число через три месяца. Если же соответствующее число приходится на выходной или нерабочий день, то проверка закончится в ближайший рабочий день. Если в месяце, на который приходится окончание проверки, нет соответствующего числа, то последним днем проверки будет последний день этого месяца.

Непредставленная декларация

Налоговая инспекция в ряде случаев может признать декларацию непредставленной. Например, когда нарушены контрольные соотношения. При этом не позднее пяти рабочих дней инспекция направляет вам соответствующее уведомление.

Если декларация признана непредставленной, проверка прекращается в день направления вам соответствующего уведомления.

Уточненная декларация 

При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново. Инспекция прекратит проверку первичной отчетности и начнет новую проверку уточненной декларации.

Если инспекция признает уточненку непредставленной, она возобновит проверку ранее поданной декларации. Время, затраченное на проверку уточненной декларации, в таком случае не учитывается.

Документы по требованию налоговой

Анализ документов — основа любой налоговой проверки. Что же заинтересует налоговую в ваших документах? 

Прежде всего, это наличие и содержание документов. Затем оформление. Каждый документ проходит формальную проверку на наличие необходимых реквизитов и соблюдение всех правил оформления. Это связано с двумя основными причинами:

  • во-первых, по мнению контролирующих органов, недостатки оформления документов, как и отсутствие документов, могут сами по себе стать основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119, 120, 126 НК РФ;
  • во-вторых, формальные изъяны в документах дают основания для отказа в приеме затрат, вычетов, льгот и т. п. оснований для уменьшения сумм налогов к уплате. 

В результате — доначисления налогов, а также привлечение к ответственности на основании ст. 122 или ст. 123 НК РФ.

Какие документы нужно предоставлять 

Документы можно подать либо с декларацией, если такие требования предусмотрены Налоговым кодексом РФ, либо по требованию инспекции. Также их можно представить и добровольно. 

Подача документов вместе с декларацией установлена Налоговым кодексом РФ в исключительных случаях. Например, если вы экспортер и хотите подтвердить право на применение ставки 0 %. Или если вы, к примеру, зачли уплату налога на имущество за рубежом, то к декларации нужно приложить документ о его уплате за границей. Налоговый орган вправе их затребовать.

https://www.youtube.com/watch?v=SH5MeWStzgw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Представлять документы по требованию инспекции нужно только в определенных случаях. Ведь при камеральной проверке налоговая инспекция может запросить дополнительные документы только при наличии на это оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Добровольно подать документы можно при камеральной проверке любой отчетности. Каких-либо ограничений тут нет. Это имеет смысл, например, если вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшили сумму налога к уплате. В этом случае инспекция всё равно их запросит.

Как представлять документы

Документы, которые затребовала налоговая, можно представить на бумаге или в электронной форме. 

На бумаге: лично, через представителя либо по почте заказным письмом. Направлять нужно только заверенные копии документов. Если инспектору потребуются подлинники, он сообщит об этом отдельно.

Копии документов необходимо пронумеровать, прошить и заверить у руководителя или ответственного лица вашей организации. Нотариально заверять их не нужно. К документам прикладываем сопроводительное письмо.

В электронном виде: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Таким способом можно отправить документы по форматам, утвержденным ФНС России. Также можно сдать электронный образ документа, который составлен на бумаге. Для этого используются форматы tif, jpg, pdf, png.

Готовое решение: Как подать документы в электронном виде 

В какой срок представить документы

Срок подачи документов по общему правилу составляет 10 рабочих дней с момента получения требования. Однако окончательный срок зависит от способа, каким налоговый орган направил требование.

Пример

Если требование получили по ТКС, то день получения — это дата, которая указана в квитанции о приеме. От нее и нужно отсчитать 10 рабочих дней. А если требование направили по почте, то срок подачи — 16 рабочих дней с даты отправки либо те же 10 рабочих дней с даты получения, если письмо получено раньше, чем через шесть рабочих дней с даты отправки.

Если вы не успеваете уложиться в установленный срок и есть уважительная причина, можно попросить инспекцию его продлить. Как это сделать правильно и своевременно — читайте в Готовом решении: Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов или информации. 

Мероприятия налогового контроля при камеральной проверке

В рамках камеральной проверки проверяющие могут проводить мероприятия налогового контроля. При этом они используют их не так часто, как при выездной проверке. Что могут на практике проверяющие — смотрите в таблице. 

Мероприятия налогового контроля при камеральной проверке

Что может налоговая  Пояснение
Истребовать документы у проверяемого лица Но только по установленному перечню (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, инспекция может запросить счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям, сведения о которых расходятся в декларациях по НДС у вас и контрагента, и это говорит о занижении налога к уплате или завышении налога к возмещению. То есть тогда, когда есть претензии к вашим поставщикам. Если инспекция выявит несоответствие сведений о прослеживаемых товарах, она также вправе потребовать счета-фактуры, первичные и иные документы по операциям с ними
Провести встречную проверку То есть истребовать документы и информацию у третьих лиц
Провести осмотр ваших помещений, территорий, документов и предметов Сделать это можно при проведении камеральной проверки декларации по НДС в трех случаях:

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в вашей декларации или ее сведения расходятся с отчетностью ваших контрагентов, и это свидетельствует о занижении налога к уплате или о завышении налога к возмещению;
  • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в вашей декларации (вашем отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости), и сведениями в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в инспекцию другим налогоплательщиком
Допросить свидетелей Для дачи свидетельских показаний могут вызвать любое физлицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. За исключением тех лиц, которые не могут давать показания. Вероятность того, что лицо может обладать такой информацией, проверяющие оценивают сами. И обосновывать свои выводы они не должны. Поэтому отказаться от дачи свидетельских показаний на том основании, что вы ничего не знаете, не получится. Допрос оформляют протоколом. Свидетеля должны предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать об этом отметку в протоколе с подписью свидетеля
Привлечь переводчика Или специалиста, который обладает специальными знаниями и навыками. Эти лица не должны быть заинтересованы в исходе проверки, их привлекают на договорной основе
Назначить экспертизу Это делает налоговая
Запросить ваши пояснения В том числе путем вызова в инспекцию

Акт камеральной налоговой проверки и материалы

Будет ли составлен акт налоговой проверки, зависит от того, выявили проверяющие нарушения или нет. Если нарушения есть, инспекция в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должна составить акт. 

При несогласии с изложенными в нем выводами можно предоставить свои возражения в течение месяца после получения акта. Если нарушений нет, результаты проверки проверяющие никак не оформляют. Составление в этом случае акта, справки или иного документа в ст. 88 и 100 НК РФ не предусмотрено.

Решение по результатам камеральной налоговой проверки 

  • Итоговое решение по результатам проверки налоговый орган принимает после рассмотрения материалов проверки, в том числе ваших возражений на акт, если вы их подавали.
  • И уже после этого руководитель инспекции или его заместитель принимает одно из решений.
  • Привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Подробнее: Готовое решение: Как принимают и вручают решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Отказать в привлечении к ответственности, если инспекция выявила нарушения, но привлечь к налоговой ответственности вас нельзя. 
  • Подробнее: Готовое решение: В каких случаях и как инспекция выносит решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Провести дополнительные мероприятия налогового контроля, если не хватает данных, чтобы принять итоговое решение по проверке. 
  • Решение, принятое по итогам камеральной проверки, можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

Как обжаловать решение

Если вы не согласны с итоговым решением по камеральной налоговой проверке, его можно обжаловать. Сроки отличаются для решений, которые не вступили в силу и которые вступили в силу. Так, не вступившие в силу решения обжалуются в апелляционном, а вступившие  в общем порядке. 

Апелляционное обжалование

Решение по проверке, которое не вступило в силу, можно обжаловать до того, как оно вступит в силу. То есть в общем случае в течение одного месяца со дня, когда его вручили.

Днем вручения решения может быть:

  • дата получения его лично под расписку, которую вы указали в экземпляре решения инспекции;
  • при отправке почтой — наиболее ранняя из дат:
  • шестой рабочий день с даты отправки заказного письма;
  • день, когда вы получили заказное письмо из инспекции;
  • при отправке по ТКС — дата приема, которая указана в квитанции о приеме.

Срок начнет течь на следующий день после даты вручения, а закончится в следующем месяце в 24:00 того числа, которое соответствует дате вручения.

Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца.

Если последний день срока подачи апелляционной жалобы выпал на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, то подать ее можно не позднее следующего рабочего дня.

Обжаловать решение по итогам проверки именно в апелляционном порядке лучше, так как в этом случае его исполнение будет приостановлено, пока вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и примет решение. Значит, до этого дня инспекция не будет взыскивать начисленные по проверке налоги, пени и штрафы.

Общий порядок обжалования

Если апелляционная жалоба не подана, решение вступило в законную силу, его можно обжаловать в общем порядке в течение одного года с даты его принятия. 

Внимание

Дата, когда решение было вручено вам, значения не имеет.

Судебное обжалование 

Обратите внимание, что срок на обжалование составляет три месяца. Датой, от которой нужно считать срок, будет:

  • дата, когда вы узнали о решении, которое принял вышестоящий налоговый орган по вашей жалобе. То есть день, когда вы получили это решение;
  • дата, когда истек срок на принятие решения по жалобе, если вышестоящий орган не принял такое решение или принял его с опозданием.

Срок начнет течь на следующий день после вручения вам решения или после истечения срока на принятие решения по жалобе. Закончится он через три месяца в 24:00 того дня, который соответствует дате вручения.

Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца.

Если последний день срока подачи иска выпадет на выходной или праздник, то подать его можно не позднее ближайшего рабочего дня.