Штрафы

Право Гражданина На Административную Жалобу В 2023 Году

Назначение ГИБДД — обеспечение безопасности дорожного движения. Но и сотрудники данного органа нарушают законодательство. Водитель или пешеход, права которого были нарушены, имеет право использовать разные способы защиты своих интересов. Подача жалобы на неправомерные действия сотрудников ГИБДД — основной вариант.

Жалоба подается в разные органы и структуры. Граждане вправе использовать все доступные способы защиты, от обращения в вышестоящий орган до прокуратуры и суда.

Право Гражданина На Административную Жалобу В 2023 Году

Когда можно пожаловаться на инспектора ГИБДД

Деятельность сотрудников ГИБДД регулируется специальным регламентом МВД. Он определяет правила поведения, порядок действий в тех или иных обстоятельствах. Но не всегда поведение должностных лиц соответствуют установленным нормам.

Нарушения, повлекшие негативные последствия для граждан, должны быть не просто пресечены, но и наказаны. Для этого необходимо подать жалобу. В качестве основания для подачи жалобы служат следующие причины:

  • Нарушение регламента или иных внутренних инструкций. Как правило, речь идет о процессуальных нарушениях.
  • Отказ от исполнения прямых обязанностей. Например, сотрудник ГИБДД не регистрирует ДТП, игнорирует доводы стороны.
  • Нарушение иных правовых актов, в том числе Конституции РФ.
  • Нарушение норм закона “О полиции”.
  • Отказ от исполнения подзаконных актов.
  • Противоправное поведение по отношению к водителю, выражающееся в оскорблениях, умышленном нарушении прав.
  • Вымогательство в обмен на совершение каких-либо действий (например, указание в протоколе конкретной информации).
  • Применение штрафных санкций при отсутствии для этого оснований
  • Неправильное составление документации. Например, ошибки в протоколе.

Причиной для подачи жалобы может служить любое нарушение со стороны сотрудника ГИБДД. Но он типа противоправного деяния зависит, какие меры будут применяться к полицейскому.

Перед подачей жалобы нужно проанализировать ситуацию. Неправомерные действия сотрудников ГИБДД могут быть совершенно разными, поэтому сразу стоит уточнить:

  • Какова квалификаций действия. От этого зависит, куда именно будет подаваться жалоба.
  • Каким именно правовым нормам противоречат действия сотрудника.
Читайте также:  Порядок Замены Госудраственного Номера Тс В 2023 Году

Стоит проверить не только действия сотрудника, но и его требования, а также документы, им оформленные.

Обязанности сотрудника ГИБДД

Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:

  • проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
  • прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);
  • фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.

Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.

Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.

Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:

  • знать законы, по которым они работают;
  • соблюдать права всех участников дорожного движения;
  • фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;
  • выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;
  • делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;
  • содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;
  • изымать документацию, имеющую признаки подделки;
  • направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.

Иные права и обязанности, относящиеся к сотрудникам ГИБДД, распространяются на любых полицейских. Они перечислены в ФЗ “О полиции”.

Жалоба на действия сотрудника ГИБДД

Жалоба на сотрудника ГИБДД, на его действия, противоречащие законодательству, подается на имя его руководителя. Например, начальника отделения. Если нужно пожаловаться на самого начальника, документ подается в вышестоящий орган (например, региональное управление ГИБДД). Помимо этого, можно обратиться в суд или прокуратуру.

Если нужно подать жалобу, следует действовать в следующем порядке:

  1. Обеспечить доказательства. Действия сотрудника можно снять на видеорегистратор или телефон, поискать свидетелей. Допускается использование диктофона. В качестве доказательств используются и документы, например, протокол.

  2. Выбрать орган, в который будет подаваться жалоба. Это может быть вышестоящий отдел ГИБДД, суд или Прокуратура.

  3. Составить заявление. В нем нужно отразить все важные факторы, перечислить доказательства, подробно описать ситуацию.

  4. Подать заявление в выбранный орган. Это можно сделать лично, через представителя, по почте или онлайн.

  5. Дождаться рассмотрения заявления.

По полученному ответу определяется порядок последующих действий. Если жалоба в ГИБДД не привела к положительным изменениям, ответ можно обжаловать в вышестоящем органе или суде. Допускается обращение в иные органы параллельно, не дожидаясь ответа.

Жалоба по телефону

Прежде чем решать, куда пожаловаться на ГИБДД, допускается обращение по телефону. Звонок осуществляется на горячую линию МВД, номер можно найти по каждому отдельному региону.

Обращение по телефону оправдано в следующих случаях:

  • вымогательство взятки;
  • превышение полномочий;
  • выдвижение обвинений при отсутствии оснований;
  • возникновение вопросов, касающихся деятельности ГИБДД и действий сотрудников.

Обязательно попросите у оператора номер заявки и запишите его. Так вы сможете узнавать информацию, касающуюся рассмотрения дела.

Законодательство не запрещает обратиться с письменной жалобой после совершения звонка. Гражданин вправе подать заявление в Прокуратуру или суд, не дождавшись ответа. Однако, если какие-то результаты будут, нужно будет сообщить о них органу, рассматривающему новое обращение.

Подача жалобы онлайн

На сайте ГИБДД имеется сервис для направления обращений. Чтобы воспользоваться им, нужно выполнить следующие действия:

  • зайти на сайт ГИБДД. Его можно найти, введя запрос в любом поисковике;
  • перейти в раздел “Сервисы”. Он находится на верхней панели;
  • выбрать подраздел “прием обращений”;
  • составить текст обращения и приложить сканы доказательств. Скопировать текст с другого источника не получится — функция копирования отключена;
  • направить обращение.

Текст обращения должен полностью отражать ситуацию. В нем перечисляются обстоятельства дела, суть нарушения сотрудника ГИБДД, обосновывается позиция заявителя.

Жалоба в прокуратуру на действия сотрудников ГИБДД тоже может быть подана онлайн. Для этого следует перейти на сайт прокуратуры и также заполнить специальную форму.

Жалоба на постановление о наложении административного штрафа

Если, по мнению гражданина, административный штраф применен неправомерно, постановление обжалуется через суд или вышестоящий орган. Самым эффективным вариантом считается судебное разбирательство.

Заявление нужно подать в течение 10 дней с момента вручения постановления. В нем указываются реквизиты документа, а также доводы, на основании которых он должен быть отменен.

Образец жалобы на сотрудника ГИБДД примерно такой же, как и образец жалобы на постановление. Суть остается прежней, но в данном случае оспаривается документ, его текст, а не конкретные действия инспектора.

Как составить жалобу на ГИБДД

Любая жалоба на сотрудников ГИБДД обязательно должна содержать:

  • Наименование органа, в который она подается.
  • Реквизиты заявителя, в том числе его ФИО и адрес.
  • Данные документа, который обжалуется (если он имеется).
  • Информация о произошедшем событии. Например, о противоправном поведении сотрудника ГИБДД, о конкретных правах, которые были нарушены.
  • Дополнительная информация, относящаяся к ситуации.
  • Перечень приложений.

При составлении жалобы нужно учитывать сроки, суть нарушения, особенности ситуации. Заранее стоит подумать о доказательственной базе. 

Право Гражданина На Административную Жалобу В 2023 Году

Увеличить картинку

Жалоба в суд

Суд — самый эффективный способ разрешения ситуации. Судебный вариант чаще всего используют, если другие не принесли результата. Но некоторые граждане предпочитают сразу использовать данный вариант.

В тексте жалобы нужно будет указать:

  • название суда, в который подается заявление;
  • данные истца, включая место проживания;
  • сведения об ответчике, то есть отделе ГИБДД, в котором трудится сотрудник, что вынес постановление или совершил какое-либо противоправное действие;
  • суть произошедших событий;
  • обоснования своей позиции;
  • требования к суду. Например, отмена вынесенного акта.

Рекомендуется указывать в тексте ссылки на законодательство, нарушенное сотрудником ГИБДД. Также можно ссылаться на судебную практику. Российская правовая система хоть и не является прецедентной, суды обращают внимание на ранее вынесенные решения.

Жалоба на противоправные действия сотрудников ГИБДД подаются на имя руководителя отдела, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Подать их можно лично, направить почтой или в электронном виде.

Необходимо обосновать, как именно действия сотрудника нарушают права заявителя и предоставить доказательства.

Допускается привлечение свидетелей и использование видеозаписей для подтверждения своей позиции.

Получить юридическую помощь по вопросам составления жалобы на неправомерные действия сотрудников ГИБДД можно на нашем сайте.

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица.

Но ведомственная солидарность может добавить проблем

Право Гражданина На Административную Жалобу В 2023 Году

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти.

Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г.

С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.

Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора.

Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663.

В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания.

Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы.

Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг.

Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена.

У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом.

Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится.

В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных.

В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд.

И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

§ 8. Право гражданина на административную жалобу

Административная
жалоба является составляющей единого
административно-правового института
— института обращений граждан. Наряду
с жалобой понятие «обращение»
включает такие формы государственно-общественного
взаимодействия, как предложение,
заявление, ходатайство, коллективное
обращение, петиция.

  • Обращения
    граждан в органы публичной власти
    (государственные, муниципальные,
    общественные) являются важным средством
    осуществления и охраны публичных прав,
    свобод и законных интересов личности,
    укрепления связей аппарата управления
    с населением, существенным источником
    информации, необходимой для решении
    текущих и перспективных вопросов
    государственного, хозяйственного и
    социально-культурного строительства.
  • Жалоба
    — это обращение гражданина в государственные
    или иные публичные органы, к их должностным
    лицам по поводу восстановления его
    публичных прав и законных интересов,
    нарушенных действиями (бездействием),
    решениями органов государственной
    (публичной) власти, их должностными
    лицами.
  • В
    зависимости от способа (порядка)
    разрешения все жалобы можно подразделить
    на два вида:

1) жалобы,
рассматриваемые в судебном порядке
(т.е. посредством отправления правосудия
(судопроизводства) — административная
юстиция);

2) жалобы,
рассматриваемые во внесудебном порядке
— административные жалобы, разрешаемые
в административном порядке. Здесь важно
отметить, что административные жалобы
могут быть поданы и в суд, но будут
разрешаться судьей не посредством
отправления правосудия, а по нормам
административного права.

В
данном параграфе будет дана характеристика
второй разновидности жалобы —
административной жалобы.

Главная
цель административной жалобы —
восстановление нарушенного права. Это
закрепляется юридическими нормами.

И
хотя правовая основа института
административной жалобы не является
целостной, а по некоторым вопросам
нормативное регулирование просто
отсутствует, тем не менее правовая
регламентация административной жалобы
довольно объемна. Среди нормативных
актов выделяются акты различной
юридической и территориальной силы
действия.

Общее
положение о праве граждан на обращение
(в том числе на подачу административной
жалобы) имеет конституционную природу
и, соответственно, является конституционным
правом граждан. Ст. 33 Конституции РФ
закрепляет право граждан обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.

Здесь
важно отметить два аспекта. Во-первых,
реализация права на обращение
(административную жалобу) исключает
возможность преследования со стороны
государства (его органов, должностных
лиц) за массовые, групповые или
индивидуальные обращения, поскольку
согласно ст. 45 Конституции государственная
защита прав и свобод человека и гражданина
гарантируется.

А во-вторых, несмотря на
то, что в ст. 33 указывается субъект
обращений — граждан РФ, нигде не
содержится прямого запрета для иностранных
граждан и лиц без гражданства использовать
это право.

Более того, практика рассмотрения
административных жалоб, как правило,
идет по пути обобществления субъекта
жалобы и не устанавливает различий для
граждан РФ, иностранных граждан и лиц
без гражданства.

Структура
правоотношений, складывающихся при
реализации права административной
жалобы, имеет определенную специфику.
Объектом данных правоотношений выступают
права, свободы и законные интересы
граждан публичного характера.

Специфика
субъектного состава выражается в том,
что одной из сторон в процессе
административного обжалования всегда
выступает публичный орган (должностное
лицо), наделенный конкретным власт-ным
полномочием
для разрешения вопроса.
Кроме того, данный орган (должностное
лицо) должен являться вышестоящим
звеном по отношению к органу (должностному
лицу), действие (бездействие) или решение
которого оспариваются.

Особенность
содержания правоотношений в сфере
административного обжалования связана
и с конституционной природой права
граждан на обращение.

Закрепление
данного права Конституцией РФ, можно
сказать, устанавливает для органов
власти и их должностных лиц конституционную
обязанность
— принять обращение,
рассмотреть его и в необходимых случаях
принять и исполнить соответствующее
решение (в отношении жалоб ответ органа,
рассматривающего жалобу, является
обязательным).

  1. Среди
    административных жалоб принято выделять
    общую и специальную жалобу.
  2. Общее
    право жалобы,
    которым обладают все
    граждане, реализуется в соответствии
    с федеральным законодательством и
    законодательством субъектов РФ и
    включает в себя:

  3. право на административное обжалование
    и

  4. право на судебное обжалование.
  5. Общее
    право административной жалобы в своей
    основе является абсолютным, неограниченным
    ни по форме, ни по содержанию, неотчуждаемым
    правом.

В
общем виде право общей административной
жалобы регламентировано ФЗ от 2 мая 2006
г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации».

В
соответствии с данным Законом могут
быть обжалованы акты и действия любого
органа и должностного лица. Круг лиц,
имеющих право подать общую жалобу, не
ограничен
.

Жалоба
подается в те органы или тем должностным
лицам, которым непосредственно подчинен
орган, предприятие, учреждение, организация
или должностное лицо, действие
(бездействие) или решение которых
обжалуется. Передача жалобы на рассмотрение
того органа или должностного лица, на
действия которых подана жалоба,
запрещается.

Относительно
содержания административной жалобы
законодательством не устанавливается
никаких ограничений. Граждане могут
обжаловать не только незаконные или
ущемляющие их права и свободы действия
(бездействие) и решения, но и нецелесообразные,
с их точки зрения, аморальные, нелогичные,
необоснованные и пр.

Обжалованию
также подлежат те действия (бездействие)
или решения, в том числе предоставление
информации, в результате которых были
созданы препятствия для осуществления
гражданином его прав и свобод или на
гражданина незаконно была возложена
какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности.
Кроме того, посредством административной
жалобы граждане могут отстаивать не
только личные публичные права, свободы
и интересы, но и права и интересы других
лиц, групповые (коллективные), общественные.

Важно
отметить и отсутствие ограничений к
срокам, повторности, субъектам и форме
административной жалобы. То есть срок
подачи жалобы не ограничен, равно как
не ограничено и число обращений как в
один и тот же уполномоченный разрешить
жалобу орган, так и в иные публично-властные
органы.

Субъектом,
подающим общую административную жалобу,
может выступать как гражданин лично,
так и его представители, а также группы
лиц, коллективы, юридические лица. Кроме
того, жалоба может быть подана как в
письменной, так и в устной форме.

Законодательством
предусмотрен альтернативный порядок
подачи общей жалобы. Решение о подаче
жалобы в суд или в иной публичный орган
(т.е. судебной или административной
жалобы) гражданин принимает самостоятельно,
исходя из собственных мотивов, желания,
возможностей.

  • Требования,
    установленные нормативными актами для
    административной жалобы, минимальны.
    Жалоба должна:
  • 1) быть
    составлена на русском языке или на
    государственном языке субъекта федерации;
  • 2) быть
    подписана лицом, ее подающим;
  • 3) содержать
    полностью указанные имя, фамилию и
    отчество;
  • 4) раскрывать
    предмет жалобы, с указанием дат, фактов,
    участвующих лиц и пр.;
  • 5) иметь
    некоторые реквизиты лица, обратившегося
    с жалобой, — почтовый адрес (адрес места
    жительства или пребывания) или координаты
    места работы или учебы.
  • В
    соответствии с Законом «О порядке
    рассмотрения обращений граждан Российской
    Федерации», а также с многочисленными
    нормами иных актов анонимные обращения,
    заявления и жалобы не рассматриваются.

Полученные
публичными органами жалобы обязательно
ими регистрируются, и с этого момента
начинается производство по жалобе.
Стадия рассмотрения дела (жалобы), как
правило, начинается со специальной
проверки данных, изложенных в обращении.

Процедуры
рассмотрения жалоб граждан имеют
достаточно обширную нормативно-правовую
регламентацию.
Во-первых,
в ФЗ от 2006 г.

определено общее правило
сроков — поступившие документы
рассматриваются в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения. В
исключительных случаях в соответствии
с п. 2 ст.

12 срок рассмотрения жалобы
может быть продлен, но не более, чем на
30 дней, о чем жалобщик должен быть
обязательно уведомлен.

  1. Во
    всех случаях органы, рассматривающие
    административную жалобу, обязаны
    извещать обратившуюся сторону и даватьмотивированныйответ.
  2. Во-вторых,
    значительный объем актов, регламентирующих
    вопросы общей административной жалобы,
    имеет подзаконный характер. Например,

  3. Указы Президента РФ — Указ «Об
    утверждении Положения об Управлении
    Президента РФ по работе с обращениями
    граждан» от 24 августа 2004 г. № 1102;


Постановления Правительства РФ,
Приказы, Инструкции, Положения
и т.п.
органов власти РФ — Постановление
Правительства РФ «О проведении
эксперимента по созданию Государственной
системы оказания бесплатной юридической
помощи малоимущим гражданам» от 22
августа 2005 г.

№ 534; Приказ ФСБ «Об
утверждении Инструкции о порядке
рассмотрения предложений, заявлений и
жалоб граждан в органах федеральной
службы безопасности» от 4 декабря 2000 г.
№ 613 (в ред. от 14 августа 2001 г.); Приказ
ФСКН РФ от 1 ноября 2005 г.

№ 325 «Об утверждении
инструкции о порядке рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан
и осуществлении приема граждан в органах
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ».

Кроме
того, важно отметить правотворчество
субъектов РФ по вопросу реализации
права граждан на обращения, а следовательно,
и на реализацию права административной
жалобы. В качестве примера можно назвать
Закон г. Москвы «Об обращениях граждан»
от 18 июня 1997 г., Закон Воронежской области
«Об обращениях граждан» от 8 июня 1998 г.

В-третьих,
значительное число правовых норм о
праве административной жалобы содержится
в нормативных актах, регламентирующих
различные сферы жизнедеятельности, а
не только вопросы обращений.

К числу
таких актов относятся, например, ФКЗ
«Об уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации» от 26 февраля
1997 г., Постановления Правительства РФ
«О типовом регламенте внутренней
организации федеральных органов
исполнительной власти» от 28 июля 2005 г.

,
«О регламенте Правительства Российской
Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации»
от 1 июня 2004 г. и др.

Специальное право жалобысвязано
с особенностями правового статуса
граждан как лиц — участников определенных
правоотношений: трудовых
(государственно-служебных), юрисдикционных,
таможенных, налоговых и др.

Основной целью специальной жалобы
является разрешение конкретного
специального дела наиболее грамотно,
квалифицированно и быстро.

Для рассмотрения специальной жалобы
правовыми актами устанавливаются
специальные процедурно-процессуальные
правила и сроки (например, ТК РФ, НК РФ,
КоАП РФ, Указ Президента РФ «Об утверждении
дисциплинарного устава таможенной
службы РФ» от 16 ноября 1998 г.).

Следует отметить специфику предмета и
субъекта специальной жалобы. Основание
подачи специальной жалобы должно быть
определено соответствующими правовыми
нормами, а лицо, обращающееся с жалобой,
— признано правомочным для такого
обращения.

  • К форме специальной жалобы предъявляются
    более жесткие требования:
  • — к рассмотрению принимаются только
    жалобы, поданные в письменной форме;
  • — жалобы, имеющие все требующиеся
    сведения об адресате;
  • — предмет жалобы должен быть подтвержден
    соответствующими документами.

Право специальной жалобы не исключает
возможности альтернативного обжалования.
Так, военнослужащие вправе отстаивать
свои права, свободы и интересы либо
посредством подачи специальной жалобы
в соответствующие военные органы или
военным должностным лицам в порядке
подчиненности, либо, используя
конституционное право общей жалобы,
обращаться непосредственно в суд.

Ответственность чиновников за отписки на обращения граждан в 2023 году – Ериковское сельское поселение

Российские чиновники всегда отличались особым «талантом» давать формальные ответы на запросы граждан. Зачастую обычный россиянин, получив ответ на свое обращение, не может понять, что же ему ответили. Теперь граждане страны избавлены от этой «головой боли».

Непонятные ответы

За откровенные «отписки» чиновников на запросы и жалобы граждан их будут штрафовать. С подачи Президента РФ, внесены соответствующие поправки в КоАП. Такое решение обусловлено тем, что многие чиновники все чаще стали, не вникая в суть дела, давать формальные ответы на письма и жалобы людей. Примеров таких можно найти сколько угодно.

Граждане разуверились, что сотрудники различных ведомств вообще способны решать грамотно дела. Все чаще после получения уведомлений и решений, люди вынуждены писать жалобы в Верховный суд, который ставит окончательную точку в деле. Статистика такова, что довольно часто отменяются решения, принятые нижестоящими судами.

Люди получают ответы на свои запросы и заявления без конкретных указаний причин отказа. Чаще всего ответы гласят, что рассмотрев обращение, чиновники провели проверку указанных в нем фактов. Однако, эти факты не нашли подтверждения. Что можно понять из такого ответа? Только то, что всерьез никто и не прочел это обращение до конца.

Именно такое «прохладное» отношение к своим обязанностям чиновников различных уровней «осудил» ВС РФ, подчеркнув, что с таким положением дел пора нещадно бороться до полного его искоренения из практики.

За формальную отписку чиновника, на него может быть наложен штраф в сумме до 10 тысяч рублей.

Чем чревато затягивание ответа на запрос граждан

Не секрет, что получив обращение граждан в письменном виде, некоторые чиновники не спешат отвечать на него. А когда их штрафуют за затягивание периода ответа на запрос, они оскорбляются и оспаривают такое наказание, посчитав его несправедливым.

Вот и заместитель начальника ГИТ Брянска подала жалобу и пыталась оспорить факт ее наказания за ответ ее подчиненной, которой она поручила рассмотрение обращения.

Наказание чиновницы последовало после жалобы заявителя, чье заявление не удосужились рассмотреть в течение месяца . Оказалось, что сотрудница, которой было поручено разобраться в деле и отправить ответ, ушла на больничный. О письме успешно все забыли.

Когда срок ответа уже подошел к концу, заместитель руководителя перепоручила другому сотруднику ответить на заявление. Сотрудник не затягивал время ответа, направив истцу письмо с ответом. С работой второй исполнитель справился быстро. Беда была в том, что ответ был понятен только ему.

В ответе он указал, что проверка по факту обращения гражданина уже проводилась, но не удалось найти подтверждение тому, что изложено в заявлении. Проводить повторные проверки нет оснований, тем более, что работники, права которых нарушались, не подали заявлений.

Получив такой ответ, заявитель обратился с жалобой в прокуратуру. В ходе разбирательств были выявлены все ступени «прогулок» документа с одного стола исполнителя на другой.

Итогом их стало наказание не того человека, который все же написал ответ, а самого руководителя, не удосуживающегося контролировать процесс своевременного ответа на обращения граждан.

Выводы Верховного суда

Жалоба чиновницы попала в Верховный суд, который согласился с выводами работников прокуратуры о ее наказании в виде денежного штрафа.

Гражданин обратился с вполне конкретным доводом о нарушении закона при выплате зарплаты. Этот довод не только не был проверен, но даже не был принят во внимание. В резолюции на работу с документом начальница написала: «Дать ответ на письмо заявителя».

По сути, она не озадачила исполнителя провести расследование указанного нарушения. Судя по ее заданию, от исполнителя требовалось только дать формальную отписку, чтобы не нарушать сроки ответов. Учитывая действия начальницы, суд не согласился с ее доводами, и отклонил просьбу отменить штраф.

Резюме

Хочется надеяться, что данный случай послужит хорошим уроком другим чиновникам, занимающимся формальными отписками на обращения граждан.

Права граждан при привлечении к административной ответственности

Законодательство, устанавливающее  административную ответственность

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушений (далее — КоАП РФ) и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В Краснодарском крае помимо КоАП РФ действует Закон Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

  • Порядок возбуждения  дела об административном правонарушении
  • Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ);

  1. 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом ЧР, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  2. 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
  3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  4. Протокол  об административном правонарушении

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, когда он не составляется (при фиксации тех. средствами (указано выше)).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола вручается под расписку.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

  1. знакомиться со всеми материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. пользоваться юридической помощью защитника;
  6. выступать и давать объяснения;
  7. заявлять ходатайства и отводы;
  8. приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения;
  9. пользоваться услугами переводчика;
  10. обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.

6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.

  • Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие указанного лица без надлежащего извещения является грубым нарушением процессуальных норм, как правило, влекущее отмену постановления при его обжаловании.
  • Виды постановлений и определений  по делу об административном правонарушении
  • По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
  • 1) о назначении административного наказания;
  • 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  • Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
  • 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
  • 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;
  • 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении  (ст. 24.5 КоАП РФ)

  1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  2. 1) отсутствие события административного правонарушения;
  3. 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  4. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
  5. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  6. 5) отмена закона, установившего административную ответственность;
  7. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  8. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  9. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  10. Сроки давности  привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

По отдельным статьям КоАП РФ срок давности составляет 2 года, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – 6 лет.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Постановление, вынесенное судьей может обжаловано в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска указанного срока (например, по болезни, по иным уважительным причинам) по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. На не вступившее в законную силу постановление может быть принесен протест также прокурором.

Вступившие в законную силу постановления, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на эти постановления могут быть обжалованы в порядке надзора.

Право принесения протеста в порядке надзора также принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды субъектов РФ, Верховный суд РФ.

Верховный суд РФ рассматривает постановления и решения в случае, если они ранее были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов субъектов РФ.

По вопросам нарушения прав граждан при привлечении к административной ответственности можно обратиться в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, районный суд или прокурору.

  • Прокуратура города Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Октябрьская, 31/2)

+7 (861) 268–60–20

  • Прокуратура Западного округа г.Краснодара

(350020, г.Краснодар, ул.Одесская, 1)

+7 (861) 215–64–37

  • Прокуратура Карасунского округа г.Краснодара

(350911, г.Краснодар, ул.Трамвайная, 11)

+7 (861) 231–35– 57

  • Прокуратура Центрального округа г.Краснодара

(350000, г.Краснодар, ул.Седина, 36)

+7 (861) 268–41–44

  • Прокуратура Прикубанского округа

г.Краснодара

(350049, г.Краснодар, ул.Фестивальная, 17 а)

+7 (861) 992-31-77