Штрафы

Торговля Табачными Изделиями В 2023 Году

К осени 2023 года начнет действовать новый закон, регулирующий табачный рынок. Эксперты уверены, что изменения помогут снизить долю нелегальной продукции, но долгосрочный эффект даст только системная работа

Торговля Табачными Изделиями В 2023 Году

Кирилл Калинников/РИА Новости

За последние семь лет объем нелегального рынка сигарет в России вырос в 12 раз, с 1,1 до 12,9%, по данным исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК). Масштаб нелегального оборота сигарет в РФ, по оценке «INFOLine-Аналитики», составляет в среднем около 1,4 млрд пачек в год — или по десять пачек контрафакта на каждого жителя нашей страны.

Объем ущерба госбюджету от неуплаты акцизов и НДС на табачную продукцию только в 2022 году составил, по данным ННЦК, 81,5 млрд руб.

Впрочем, другие эксперты рынка считают, что потери государства от нелегальных сигарет составили не менее 115 млрд руб. за 2022 год.

При этом табачная отрасль занимает второе место по поступлениям акцизов в федеральный бюджет после нефтегазового сектора: в прошлом году они составили 660 млрд руб., или около 3% дохода.

По оценке Минпромторга, сокращение нелегального рынка табака только на один процентный пункт дает бюджету 6 млрд руб. дополнительных акцизов.

Министр финансов Антон Силуанов говорил в интервью РБК в конце 2022 года: «Акцизов на табак мы собираем в разы больше, чем акцизов на алкоголь, а возможностей контроля меньше».

Существенным шагом для изменения сложившейся ситуации стал закон, проект которого подготовил Минфин, устанавливающий государственное регулирование производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (вчера документ подписал президент). 

Согласно документу, производители и импортеры табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них должны лицензировать свою деятельность, а также регистрировать основное производственное оборудование.

Также предусмотрено обязательное изъятие и уничтожение нелегальной табачной продукции и оборудования, находящихся в незаконном обороте.

Аналогичные нормы уже помогли сократить долю черного рынка крепкого алкоголя: по данным НИФИ Минфина, доля контрафакта на этом рынке в стране сократилась с 59% в 2015 году до 20% в 2022-м. Функции регулятора в сфере табачной и никотинсодержащей продукции будут переданы Росалкогольрегулированию, который сменит название на Росалкогольтабакконтроль. Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

Рыночные перспективы

В России уже действует целый ряд мер, направленных на сокращение объемов нелегальной торговли: растут штрафы за производство и оборот немаркированной табачной продукции, а таможенные органы получили дополнительные полномочия по проверке транспортных средств.

Первое чтение в Госдуме прошел проект поправок в Уголовный кодекс (N310855-8), предполагающий ответственность (штраф до 4 млн руб.

и лишение свободы до пяти лет) за производство, закупку, поставку, хранение табачных изделий без соответствующей лицензии, и проект изменений в КоАП (N310899-8), согласно которому производство или оборот табачной продукции без лицензии может повлечь штраф до 1 млн руб. или приостановку деятельности от 60 до 90 суток.

Правоохранителям уже не требуется проводить экспертизу для определения нелегальной продукции в торговой точке или на складе: система цифровой маркировки превращает любой смартфон в сканер, определяющий подлинность продукции, а единая минимальная цена, установленная государством, стала универсальным индикатором: сигареты дешевле 119 руб. сегодня однозначно нелегальные.

С вступлением в силу нового закона правоохранители получат дополнительные инструменты для борьбы с нелегальным производством внутри страны — производить сигареты «в третью смену» или неконтролируемо импортировать крупные партии табачного сырья для нелегального производства станет значительно сложнее и рискованнее.

Однако остается и другая часть проблемы — масштабная контрабанда сигарет, занимающая, по оценкам ННЦК, больше половины всего объема черного рынка. 70% в цене табачных изделий в РФ занимает налоговая составляющая.

При этом за семь лет ставки акцизов выросли более чем в 2,5 раза. Только в 2021 году акцизы были увеличены на 20%.

Существенная разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС, с которыми у нашей страны фактически нет пограничного контроля, стимулирует переток к нам более дешевой продукции.

Так, вследствие разницы в акцизах минимальная цена белорусских сигарет почти в 2,5 раза ниже российской — 50 руб. за пачку против 119 руб. Неудивительно, что Белоруссия является основным источником поставок нелегальных сигарет в Россию — 88% от всего объема нелегального ввоза, подсчитали в ННЦК.

Процесс гармонизации акцизов на пространстве ЕАЭС начат: подписаны договор по косвенному налогообложению с Белоруссией в рамках Союзного государства, соглашение ЕАЭС о гармонизации акцизов на сигареты.

Однако уже сегодня ставки акцизов на сигареты в России выше, чем предусмотрено верхней границей соглашения о гармонизации на 2024 год.

Во втором полугодии планируется обсуждение уровня общей индикативной ставки акцизов в странах — членах ЕАЭС в рамках соглашения о гармонизации на 2025–2030 годы, а также установления нового коридора отклонений фактических ставок от индикативной.

Как подчеркивают в отделе налоговой политики департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, «стимул к нелегальному перетоку продукции падает, когда коридор отклонений меньше 30%, а сейчас он составляет 40%».

Среди других причин роста доли нелегальной продукции генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров называет ситуацию в новых регионах РФ, где остается много вопросов с регулированием и снабжением продовольственными товарами, в том числе табачными изделиями.

Также в целом в РФ поставки контрафакта и контрабанды косвенно поддерживает снижение доходов населения, которое пытается найти более дешевую продукцию, полагает эксперт. С учетом этого, констатирует он, снизить объемы черного рынка сейчас будет непросто.

По мнению Бурмистрова, принятие отдельного законодательства для табачной сферы и создание нового контролирующего органа станет позитивным фактором для рынка, но не решит все ключевые проблемы — нужны и другие инициативы.

Отраслевые инициативы

Эксперты рынка полагают, что ключевым фактором, способным сдерживать рост нелегального рынка табачной продукции, является сбалансированная акцизная политика внутри РФ, что будет способствовать сближению ставок акцизов на сигареты со странами ЕАЭС. Таким образом, нивелируется экономический стимул к перетоку в разы более дешевой на сегодня табачной продукции из той же Белоруссии в Россию.

Среди других обсуждаемых мер — включение табачной продукции в список стратегических товаров и ресурсов, что позволит без проволочек заводить уголовные дела при обнаружении контрабанды при ввозе сигарет через границы с ЕЭАС.

Согласно инициативе Счетной палаты, противодействовать незаконной торговле поможет перераспределение части табачных акцизов в региональные бюджеты и наделение регионов полномочиями по контролю за розницей на своей территории (сейчас все доходы направляются в федеральный центр). Эту идею уже поддержали Совет Федерации и Минпромторг, предложивший для начала передавать субъектам 10–15% доходов от сбора акцизов на сигареты с возможностью в дальнейшем увеличить эту долю. Такая практика также уже применяется в алкогольном секторе.

Как отмечает руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин, наличие отраслевого законодательства, повышенных требований к соискателям лицензии, а также учреждение органа по контролю и надзору в области производства и оборота табачных изделий при наличии единой минимальной цены на сигареты и цифровой маркировки, безусловно, будут способствовать сокращению доли нелегальной табачной продукции на рынке. Но для того чтобы искоренить проблему, необходимо вступление в силу всего комплекса мер, а также системный подход к правоприменению.

Как торговать табаком и сигаретами

Торговля Табачными Изделиями В 2023 Году

Законы

Сигареты, папиросы, табак для кальянов и другая табачная продукция подлежат обязательной маркировке. Производители наносят на товары специальные коды, все участники рынка отмечаются в государственной системе, а розница сканирует коды при каждой продаже. Рассказываем, какие табачные изделия попадают под маркировку и как их продавать.

Маркировка — нанесение на товар специального кода, по которому можно узнать название, состав, дату и место производства, а также другие данные о товаре. С помощью кодов производители и продавцы маркированной продукции передают информацию в систему маркировки «Честный знак». Так можно отследить путь каждого товара от завода до покупателя.

Начиная с 2016 года государство вводит систему маркировки для разных товаров. Уже действует маркировка шуб, алкоголя, лекарств, фотоаппаратов и ламп-вспышек, духов и туалетной воды, шин и покрышек, товаров легпрома, молочных продуктов, а также табачных изделий.

С 1 июля 2019 года производители и импортёры обязаны наносить коды маркировки на пачки сигарет и папирос.

С 1 июля 2020 года запрещено продавать немаркированные сигареты и папиросы. Также производители и импортёры обязаны наносить коды маркировки на упаковки любой табачной продукции.

С 1 июля 2021 года запрещено продавать альтернативную табачную продукцию без маркировки: сигары, сигариллы, кретек, биди, разные виды табака.

С 1 марта 2022 года в «Честном знаке» должны регистрироваться все, кто производит, импортирует или продаёт никотиносодержащую продукцию: табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.

С 15 марта 2022 года производители и импортёры табачных стиков и смесей для кальяна, не содержащих табак, должны маркировать продукцию. Розничным продавцам нужно сообщать о продажах маркированных товаров в «Честный знак».

С 1 октября 2023 года запрещено продавать немаркированные табачные стики и смеси для кальянов, не содержащие табак.

Какая табачная продукция попадает под маркировку

Обязательной маркировке подлежат сигареты и папиросы, а также альтернативная табачная и никотиносодержащая продукция. Это сигары, сигариллы, кретек, биди, разные виды табака, табачные стики, смеси для кальяна, не содержащие табак.

Коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 табачной продукции, которая попадает под маркировку

Товар Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2
Сигареты 2402 20 900 0

Продажа сигарет с маркировкой в 2023 году — Торговля на vc.ru

При торговле табачными изделиями продавцы обязаны соблюдать ряд обязательных требований, в том числе к маркировке товара. Если нарушать правила, можно легко нарваться на штраф. Эксперты компании-разработчика ПО «БИФИТ Касса» рассказывают, как законно с помощью кассовой программы реализовывать табачную продукцию и вести в ней товароучёт.

{«id»:584176,»gtm»:null}

С 1 июля 2019 года бизнес, который занимается продажей табачки, обязан использовать онлайн-кассы. С этой даты также запрещён выпуск немаркированного товара: на каждую пачку сигарет стали наносить коды Data Matrix. А с 1 июля 2020 года прекратился оборот немаркированного табака: все участники оборота начали передавать сведения в «Честный знак».

Код маркировки Data Matrix у табачных изделий

Основная цель маркировки товаров – отслеживание движения табачных изделий от производителя до конечного потребителя. Это необходимо, чтобы снизить долю поддельной продукции.

Сегодня покупатель может самостоятельно проверить легальность товара в системе цифровой маркировки: для этого необходимо скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код Data Matrix. Если код не будет найден – товар поддельный. Потребитель может сообщить о контрафакте в приложении.

  • Сигариллы – тонкие сигары;
  • Черуты – сигары и сигареты с обрезанными концами;
  • Биди (тонкие азиатские сигареты);
  • Кретек (сигареты, состоящие из табака, гвоздики и других пряностей);
  • Трубочный табак;
  • Табак курительный;
  • Табак для кальяна;
  • Жевательный табак;
  • Нюхательный табак.

С 15 декабря прошлого года в стране введена обязательная маркировка одноразовых электронных сигарет и жидкостей для них. В постановлении Правительства РФ № 86 указаны соответствующие коды ТН ВЭД и ОКПД 2 для изделий, подлежащих маркировке.

Если не соблюдать правила маркировки, можно попасть под санкции. Например, за продажу «табачки» без кода маркировки юрлицам грозит штраф с конфискацией до 300 000 рублей, а за преступления в особо крупных размерах и в случае сговора – штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до 5 лет.

В случае производства, приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта и сбыта табачной продукции с поддельными кодами маркировки бизнесу грозит уголовная ответственность: штраф до 300 000 рублей или лишение свободы от 3 до 6 лет.

Прежде, чем приступить к продажам, необходимо проверить оснащённость рабочего места кассира нужным оборудованием. Чтобы продавать сигареты, продавцу понадобятся:

  • Онлайн-касса, зарегистрированная под ФФД 1.2;
  • Кассовая программа с поддержкой ФФД 1.2;
  • Фискальный накопитель ФН-1.1М;
  • 2D-сканер для считывания кода Data Matrix.

Важно: для приёмки товара предпринимателю также потребуются усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), электронный документооборот (ЭДО) и регистрация в личном кабинете «Честного знака».

Перед реализацией табачных изделий продавцу необходимо завести номенклатуру с признаком маркировки – [М]. Например, в веб-кабинете «БИФИТ Бизнес» при создании товара признак маркировки можно выбрать поле «Табак» в разделе «Маркировка».

Заведение товара с признаком маркировки в веб-кабинете «БИФИТ Бизнес»

Полезно знать: в случае, если вы работаете с автономной кассой, где номенклатуру заводить проблематично, ККТ можно подключить к смартфону с кассовым ПО – это поможет расширить функциональность устройства. Например, продавец сможет заводить номенклатуру, добавлять её в чек и принимать оплату банковскими картами или по QR-коду.

Далее продавцу понадобится кассовая программа. Например, при добавлении номенклатуры в чек из справочника товаров программа «Касса Розница» попросит отсканировать код Data Matrix – кассир точно не забудет отразить нужный код. Далее ПО:

  • Проверит валидность кода или отправит запрос на проверку в «Честный знак»;
  • После того, как «Честный знак» проверит валидность марки, сформируется фискальный чек – произойдёт выбытие кода маркировки, товар спишется из остатков.

На нашей WIKI можно найти подробное описание, как продавать маркированную продукцию в приложении на Desktop и Android.

Автоматизированный товароучёт обеспечивает контроль над всеми бизнес-процессами. Даже если продавать только табачные изделия, товарный учёт будет полезен: вы сможете оприходовать продукцию, списывать её, проводить инвентаризации, а также видеть остатки в режиме реального времени.

Например, чтобы не тратить лишние деньги на покупку дополнительной системы, вести учёт можно в том же ПО, в котором и продавать – программе «Касса Розница». Товароучёт табачных изделий в ПО позволяет:

  • Автоматический считать остатки товаров после оприходований, продаж, списаний;
  • Заводить готовую номенклатуру;
  • Видеть все карточки товаров с ценой изделий;
  • Работать с инвентаризацией и списанием, программой лояльности;
  • Отслеживать аналитику;
  • Вести партийный учёт товаров.

Попробуйте автоматизировать товароучёт вместе с экосистемой «БИФИТ Бизнес»: зарегистрируйтесь в веб-кабинете и в течение 14 дней бесплатно протестируйте все функции программы.

БИФИТ Касса — российский разработчик кассового программного обеспечения для розничной торговли, общепита, курьерской доставки и других сфер бизнеса.

Продажа сигарет в 2023, лицензия, штрафы, документы

Продажа сигарет, табака, ответственность, цены, штрафы, лицензии, разрешения, акциз, антитабачные закон и иные табачные вопросы, а также, что нужно для продажи сигарет в 2022 году, и другие вопросы.

Наш форум: вконтакте

Отраслевые тенденции сигарет в России в 2023

Данные Всемирной таможенной организации определяют годовой объем табачного мирового рынка в 5,7 трлн сигарет. В Российской Федерации ежегодно производится порядка 250-350 миллиардов сигарет, из них порядка 2-3% контрафактная продукция (в т.ч. без акциза или с фальшивым).

Основная причина распространения нелегальных сигарет — это опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен и спросу на продажу нелегальных сигарет.

По статистики, более 1,1 млрд. жителей планеты начинают курить в возрасте до 18 лет.

Сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в соседних странах. Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт.

Важно:

  • 1 апреля 2021 вступили в силу правила о единой минимальной цене на сигареты, папиросы и другие подобные товары. С этого дня по 31 декабря 2021 года включительно она составляет 108 руб. за пачку. Подробнее.
  • С 12.2020 года уставновлен лимит на взрослого человека запрещающий перемещение табачных изделий в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака. Либо же указанных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. Подробнее.

Про Форс-мажор коронавируса подробно тут и маркировка сигарет.

Справочно (вынесено в отдельные статьи):

Применение системы учета — Постановление №225 28.02.2019

  • В 2018 году мы писали, что планируют ввести табачный егаис, именно это и сделали. 28 февраля 2019 года Правительство издало постанволение №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции»
  • Установить, что участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции осуществляют регистрацию в системе через электронный ключ и работают по табачной продукции только через нее.
  • Вообщем ничего сложного, читайте: Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации.

Средняя стоимость пачки сигарет

Средняя цена пачки сигарет в Московском магазине составляет 90-110 руб. за пачку, при себестоимости 8-10 руб (доходность от оборота для цепочки участников торговли свыше 1000%).

 Согласно 9 месяцем 2016 года, 60 процентов нелегальных сигарет были привезены в России из стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения).

На Российский рынке трудятся 80 табачных фабрик, порядка 40% рынка приходится на «Филип Моррис Интернэшнл», «БАТ Россия», «Лиггетт Дукат» и «Петро».

Лицензирование табачной деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оптовая и розничная торговля лицензированию не подлежит.

С 1 сентября начнет действовать закон о регулировании оборота и производства табака

Закон о госрегулировании производства и оборота табачных изделий и сырья вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Документ предусматривает лицензирование деятельности и контроль оборота продукции при помощи маркировки. 

Главные изменения

Действие положений закона распространяется на табачную и никотинсодержащую продукцию, включая электронные сигареты, и сырье для ее производства. При подготовке закона использовался подход, аналогичный действующему регулированию алкогольного рынка. 

Основные положения документа:

  • деятельность на табачном рынке подлежит лицензированию;
  • при производстве и обороте табачных изделий устанавливается обязательное требование применять маркировку товаров;
  • основное технологическое оборудование в табачной отрасли должно пройти государственную регистрацию, неиспользуемую технику необходимо законсервировать;
  • вводится запрет на розничную продажу сырья и табачных изделий не в потребительской упаковке;
  • будет ограничено перемещение продукции, которая не прошла маркировку.

Регистрация техники

Все основное технологическое оборудование для выпуска табачной продукции должно пройти регистрацию в государственном реестре. Кроме того, технику необходимо перерегистрировать, если изменился ее владелец, место нахождения аппарата или его владельца, а также если устройство было утилизировано, уничтожено или утрачено. 

С 1 марта 2024 года организация, владеющая основным технологическим оборудованием и не получившая лицензию на производство табачной продукции, должна законсервировать устройство. Повторное использование допустимо только после расконсервации. 

Применение маркировки

Закон разрешает производство и оборот табачной продукции только с нанесенной маркировкой. Госконтроль будет опираться на данные, предоставленные оператору маркировки ЦРПТ, в том числе оценивать объемы оборота и производства. Право не применять штрихкоды возникает в нескольких случаях:

  1. товар перемещается по территории ЕАЭС в рамках таможенного транзита;
  2. изделия являются пробами и образцами для испытаний с целью оценить соответствие стандартам;
  3. продукция изъята из незаконного оборота;
  4. товар предназначен для дипломатов, консулов, международных организаций;
  5. информация о покупке изделий составляет государственную тайну.

Кроме того, граждане вправе ввозить на территорию страны табачную продукцию для личного использования. Однако установлено ограничение по количеству: не более 200 сигарет, 200 изделий с нагреваемым табаком, 50 сигар, 250 граммов табака на одного человека. 

Госконтроль учета объемов производства и оборота табачной продукции при помощи маркировки начнет действовать с 1 марта 2024 года. 

Условия лицензирования

Новый закон обязывает компании получать лицензию, если они осуществляют следующую деятельность:

  • производят, хранят и поставляют готовую табачную продукцию, сырье, никотинсодержащую продукцию и никотиновое сырье;
  • вводят в оборот при ввозе в Россию и выводят при вывозе из страны табачные изделия или сырье для их производства;
  • производят сигары, хранят и поставляют сигары в связи с их производством; 
  • закупают табачную и никотинсодержащую продукцию для реализации в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Розничная продажа обязательному лицензированию не подлежит. 

Требования о наличии лицензии на один из перечисленных выше видов деятельности вступают в силу с 1 марта 2024 года. 

 

Продажи нелегального табака приняли угрожающий масштаб: правительство думает, как побороть контрафакт — МК

Для России по-прежнему актуальна тема нелегальной табачной продукции. В 2022 году ущерб бюджету от незаконного оборота сигарет составил 81,5 млрд рублей. И такие потери происходят ежегодно. Логично, власти ведут активную борьбу с контрафактом. Например, сейчас Минздрав поддержал увеличение на 30% акцизов на сигареты дороже 200 рублей.

Ранее Минфин предложил изымать или вовсе уничтожать нелегальный табак. Но смогут ли принятые меры привести к сокращению доли «левых» папирос на рынке? Эксперты рынка расходятся во мнении. Одни считают, что подорожание вредного продукта приведет к сокращению потребления. Другие убеждены, что повышение акциза спровоцирует новую волну контрафакта.

Правительство собирается повысить на 30% ставку акциза на сигареты стоимостью от 200 рублей за пачку. Деньги нужны, чтобы найти средства на выполнение поручений президента в сфере здравоохранения.

Между тем сейчас в России средняя стоимость пачки сигарет составляет 163 руб. При этом минимальная цена с 1 марта 2023 года и до конца года — 119 руб. за пачку. Премиальный сегмент начинается от 200 руб.

Эксперты полагают, что повышение акциза на 30% приведет к подорожанию минимум в 20 руб. за пачку, или на 10%.

Россия ведет эффективную работу против потребления табака, но в двух направлениях есть большие провалы, рассказывает председатель Российской ассоциации общественного здоровья, профессор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Андрей Демин.

«Первое — это низкие цены и акцизы. Второе направление — это лечение зависимых людей. Тут мы очень сильно отстаем от многих других государств. Сегодня уже треть населения планеты имеет доступ к службам помощи в отказе от курения. В России такого пока нет», — отмечает он.

Если говорить о повышении акцизов и цен, то, по мнению эксперта, на сегодняшний день это, наверное, самая эффективная мера борьбы за общественное здоровье. Получается ситуация Win-Win («выиграть–выиграть»), когда и бюджет страны наполняется, и здоровье населения защищается. Особенно это касается категорий граждан с низкими доходами — как правило, здоровье у них хуже — и детей.

«Все крики табачных компаний о разорении, об увеличении контрабандного товара на рынке из-за роста акцизов сплошная ложь. Их интересы не страдают, несмотря на повышение цен. Дело в том, что себестоимость их продукции крайне низкая.

Совсем недавно выяснилось, что коробка сигарет (50 пачек), отгружаемая с фабрики, стоит $1. Это очень дешево. Производство у них безотходное. При изготовлении они используют пыль, искусственный табак, они манипулируют содержанием никотина.

Поэтому их деятельность продолжает приносить большую прибыль», — заключает Демин.

Между тем частный инвестор, финансовый аналитик Федор Сидоров, убежден, что текущие меры госрегулирования табачного рынка совершенно неэффективные.

Собеседник «МК» отметил, что стоимость пачки сигарет для потребителя не отличается — будь то легальная продукция или контрафакт. А вот их себестоимость может различаться в разы. По словам Сидорова, чаще всего для производства «левых» сигарет используется некачественное сырье — табак и ароматизаторы неизвестного происхождения, с непонятными условиями хранения и сроком годности.

«Все дело именно в высоком акцизе. Ставка на сигареты и папиросы с 1 марта этого года составляет 2603 рубля за тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены (не менее 3536 рублей за тысячу штук).

То есть чем выше акциз, тем больше смысла в подделке продукции, поскольку, продавая ее по той же цене, что и легальную, можно иметь большую прибыль. И в этом смысле я считаю меры госрегулирования совершенно неэффективными.

Более того, предложенное Минздравом увеличение на 30% акциза на сигареты может спровоцировать новую волну контрафакта, — подчеркивает он и продолжает: — Вот уголовные сроки и уничтожение контрафакта — вполне действенные меры. Плюс нужно усилить контроль за мелкой розницей.

«Левая» сигаретная продукция редко попадает в сетевые магазины. Чаще она оказывается на полках небольших торговых точек шаговой доступности, на несетевых АЗС на трассах и так далее».

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29088 от 9 августа 2023

Заголовок в газете: Дымовая завеса над рынком табака

Антитабачный закон: ограничение продаж и новые штрафы для продавцов

Федеральный закон от 28.04.2023 № 178-ФЗ вводит существенные ограничения и запреты на продажу устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Под такими устройствами закон понимает любые электронные и иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля и пара, вдыхаемых потребителем, в том числе, электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы. К ним, в частности, относят электронные сигареты (вейпы), моды, испарители и т.д.

Законом устанавливается правило, согласно которому продажа устройств для потребления никотинсодержащей продукции должна осуществляться строго в магазинах и павильонах.

Под магазином понимается здание или его часть, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под павильоном закон понимает строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Торговля электронными сигаретами будет производиться путем размещения в торговом зале перечня такой продукции с указанием цены без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация вейпов покупателю в торговом объекте может осуществляться только по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой продукции (новая редакция ст. 19 Федерального закона от 23.02.

2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»).

Торговля устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в других торговых объектах или развозная торговля данной продукцией допускаются исключительно при условии отсутствия в том или ином населенном пункте магазинов и павильонов.

Сама никотинсодержащая продукция с 1 сентября 2023 года не может продаваться ниже минимальной цены, устанавливаемой Правительством РФ (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.04.2023 № 178-ФЗ).

Правительство РФ сможет с 1 сентября текущего года утверждать перечень запрещенных вкусовых добавок в ингредиенты для вейпов, направленных на повышение привлекательности такой продукции, и добавок, усиливающих никотиновую зависимость. При добавлении в никотинсодержащие и безникотиновые жидкости веществ и компонентов, попавших в правительственный перечень, их выпуск в обращение и оборот будут запрещаться.

Запреты на продажу вейпов

С 1 июня 2023 года запрещается розничная торговля устройствами для потребления никотинсодержащей продукции следующими способами:

  • на ярмарках;
  • на выставках;
  • путем развозной и разносной торговли;
  • дистанционным способом продажи;
  • с использованием автоматов.

Также запрещается розничная торговля устройствами для потребления никотинсодержащей продукции с ее выкладкой и демонстрацией в торговом объекте.

Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Review (152593) — Скорость запрета

Спустя десять лет после принятия масштабного комплекса мер, ограничивающих продажи табачных изделий, российские законодатели и исполнительная власть продолжают доработку нормативно-правового регулирования в этой сфере.

И если такие инициативы, как введение госрегулирования в части производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для ее производства и переход на цифровой акциз, эксперты поддерживают, то некоторые другие меры считают поспешными и не учитывающими интересов всех участников рынка.

Более эффективным эксперты считают переход к риск-ориентированному регулированию, которое будет не только вводить жесткие запреты, но и позволять потребителям сделать выбор в пользу менее вредных альтернатив традиционным сигаретам.

Опыт регулирования

1 июня 2023 года исполнилось десять лет со дня вступления в силу в России антитабачного закона, который ограничил возможность курения в общественных местах, рекламу табачных изделий, демонстрацию курения на телеэкранах и продажу табачных изделий, запретив, в частности, открытую выкладку такой продукции на предприятиях розничной торговли.

И сегодня российское законодательство в части регулирования табачного рынка продолжает пересматриваться.

Так, в июне Госдума приняла законопроект о введении госрегулирования производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, который предусматривает введение системы лицензирования деятельности в сфере производства и оборота табачной, никотинсодержащей продукции и сырья, регистрацию производственного оборудования, установление правил учета продукции и сырья на базе системы цифровой маркировки, а также установление специализированного органа по контролю и надзору. В Минфине параллельно планируют переход с 2024 года на цифровой акциз на табачном рынке.

Как отмечали в Минпромторге, в 2022 году ущерб бюджету РФ от нелегального оборота табака оценивается в 80–100 млрд руб. и указанные меры должны улучшить ситуацию на рынке.

Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что система прослеживаемости, ответственность, контроль за производством и перемещением табачной продукции должны быть такие же, как в алкогольной сфере.

В сфере оборота табачной продукции «еще много непрозрачных зон, включая серый импорт из соседних стран», отмечал министр.

В Национальном научном центре компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) оценивали долю незаконного оборота табачной продукции в России в 2022 году в 12,1%. По данным ННЦК, наибольший вклад в незаконный оборот вносят сигареты, незаконно ввезенные в РФ из стран ЕЭАС, прежде всего Белоруссии.

С 1 июня 2023 года также вступают в силу новые поправки, ограничивающие оборот вейпов, включающие запрет на продажу таких устройств на ярмарках, выставках, дистанционным способом с использованием автоматов и на открытую выкладку или демонстрацию в розничных магазинах, кроме как по просьбе покупателей.

Также на все устройства доставки никотина теперь распространяются действующие ограничения по продаже и рекламе табачной продукции, вводится запрет на скидки, а на никотинсодержащую продукцию устанавливается минимальная цена.

Кроме того, правительством России будет установлен Перечень запрещенных к использованию в никотинсодержащих жидкостях веществ, направленных на повышение привлекательности такой продукции среди несовершеннолетних.

Оценки мер

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов говорит, что правительственный законопроект о введении госрегулирования может облегчить участникам рынка взаимодействие с государством по экономическим вопросам функционирования отрасли и положительным образом повлияет на эффективность противодействия нелегальному обороту. В первую очередь в сфере производства контрафактной продукции.

А вот поправки, ограничивающие оборот вейпов, продолжает Владлен Максимов, принимались поспешно и без учета мнений участников рынка. Возможно, скорость объяснялась тем, что в фокусе законопроекта была тема защиты несовершеннолетних, но теперь не ясно, удастся ли достичь поставленных целей по выводу из тени рынка продажи одноразовых электронных средств доставки никотина, говорит эксперт.

Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская отмечает, что последние поправки, ограничивающие оборот вейпов, подавались как запрет на продажу таких устройств несовершеннолетним, хотя на самом деле эта мера уже была введена три года назад.

Но, отмечает она, заметных результатов тот запрет не принес. Анна Сорочинская связывает это прежде всего с недостаточным контролем за исполнением запрета, отмечая отсутствие хотя бы одного случая громкого наказания за нарушения.

Сейчас, по ее словам, контроль еще больше осложняется мораторием на проверки бизнеса.

Как отмечает Анна Сорочинская, принятие последних ограничений на продажу вейпов сопровождалось громкой информационной кампанией, в результате чего продавцы могут придерживаться требований какое-то время. Но, подчеркивает эксперт, без эффективных мер контроля эффект вряд ли будет долгосрочным.

По словам Владлена Максимова, неучтенными вопросами в регулировании табачного рынка также остаются устаревшие нормы федерального закона «О рекламе», которые фактически запрещают информировать совершеннолетних курильщиков о преимуществах менее вредных в сравнении с сигаретами альтернатив, таких как бездымные продукты. Кроме того, существующий в текущем виде запрет на продажу табачной продукции не ближе 100 м к образовательным учреждениям по прямой приводит к тому, что из рынка выпадают некоторые законопослушные, легальные точки.

Учет рисков

Сокращение числа курильщиков — один из приоритетов национального проекта «Демография», согласно которому к 2024 году в России потребление сигарет должно уменьшиться на 10%.

И, как считают эксперты, достижению этой цели будет лучше содействовать включение концепции модификации рисков в перечень методологических подходов, используемых странами—членами Рамочной конвенции по борьбе с табаком ВОЗ (РКБТ ВОЗ ООН), на базе которой разрабатываются рекомендации, которые учитываются в том числе при обновлении российского законодательства в этой сфере.

Как отмечают в Институте экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, внедрение риск-ориентированных подходов позволит найти компромисс между интересами совершеннолетних курильщиков и некурящих на основе достаточной информированности о сравнительной степени вреда и возможных вредных последствиях употребления никотинсодержащей продукции по сравнению с курением.

В 2022 году было проведено несколько крупных исследований, посвященных оценке влияния альтернативных систем доставки никотина или полного отказа от курения по сравнению с курением.

Одно из исследований, проведенное в Южной Корее, показало, что по сравнению с постоянными курильщиками пользователи альтернативных никотинсодержащих бездымных продуктов имели на 17% ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Потому переход на электронные системы нагревания табака, которые используют нагревание табака а не его горение, некоторыми специалистами рассматривается как «мост» в сторону полного отказа от курения для тех, кто не может отказаться от вредной привычки в один момент.

Вышедшая в медицинском журнале The Lancet статья бывших сотрудников ВОЗ Роберта Биглхола и Руф Бониты также отмечает низкую эффективность мер по борьбе с курением в большинстве стран мира из-за игнорирования последних научных данных о роли инновационных устройств для доставки никотина с пониженным риском, помогающих при переходе от сигарет к менее вредной продукции и последующем отказе от вредной привычки.

В Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков указывают, что около 30% населения в России составляют так называемое ядро курильщиков, которые не готовы отказаться от вредной привычки.

И регуляторная политика государства должна учитывать интересы таких потребителей, не только вводя жесткие запреты, но и предлагая альтернативы, которые помогут сократить риски уже в краткосрочной перспективе, а в рамках долгосрочной комплексной терапии, направленной на определение мотивации к продолжению и отказу от курения — выйти из зависимости.

Антон Степанов