Учет

Агрессивное поведение одноклассника что делать 2023

Валерия

Мама второклассника

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место. Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается.

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником. Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.

Как выбрать книгу, которая подойдет именно вашему ребенку

Агрессивное поведение одноклассника что делать 2023

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива.

Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо.

В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

Используйте административный ресурс — узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны. На собрании конфликт разбирается.

Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу ул. Фадеева, д. 2).

Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут.

Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения.

Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее.

Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Ханафи Гулиев

Руководитель структурного подразделения школы №2120

Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться.

В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители.

Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года — на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой.

https://www.youtube.com/watch?v=wMH3CnBfLWc\u0026pp=ygVd0JDQs9GA0LXRgdGB0LjQstC90L7QtSDQv9C-0LLQtdC00LXQvdC40LUg0L7QtNC90L7QutC70LDRgdGB0L3QuNC60LAg0YfRgtC-INC00LXQu9Cw0YLRjCAyMDIz

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем. А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.

Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать. Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась.

И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо.

И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка.

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто.

С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения.

Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах.

Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Агрессивное поведение одноклассника что делать 2023

Моего ребенка травят и обижают. Что делать?

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой.

На метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех.

Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

Юлия Зарусинская

социальный педагог школы №2025

Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения — медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до десяти занятий.

Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля — психоневрологу, психиатру.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.

https://www.youtube.com/watch?v=wMH3CnBfLWc\u0026pp=YAHIAQE%3D

В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям.

Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность.

Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки — театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие.

Слушайте подкаст от редакции

Что делать, если вашего ребёнка обижает агрессивный одноклассник? | Свидетель

В каждом классе и даже в группах детского сада есть ребёнок, а то и не один, который со всеми дерётся, задирает других ребят.

Агрессивное поведение одноклассника что делать 2023Наша читательница рассказала, как сама столкнулась с подобным случаем несколько лет назад, когда её сын пошёл в первый класс. Вместе с её школьником учился мальчик, которого буквально возненавидел весь класс. Маленький агрессор колотил всех детей, а дрался он не по-детски.

Родительница сама видела, как он держал одноклассницу за шею и бил её головой о стенку. Девочка кричала, горько плакала. Конечно, свидетельница безобразия не стала спокойно взирать на это, одёрнула хулигана. В ответ он свою жертву оставил, но, пока, смеясь, бежал по коридору, выкрикивал гадости уже в адрес женщины.

– Просто руки чесались догнать его и встряхнуть хорошенько! – признаётся она.

Каждый день сынишка читательницы приходил из школы и рассказывал о новых проделках юного хулигана: как тот высыпал содержимое мусорной корзины на голову ничего не подозревающего одноклассника, вытер пол жилетом другого… Ситуация обострялась с каждым днём.

Она усугублялась тем, что учитель этого класса ушла в декретный отпуск, на уроках преподаватели менялись, а на переменах дети были предоставлены сами себе. Через какое-то время они всем классом избили хулигана: толкнули на пол и пинали ногами.

Наша читательница спросила своего сына, почему тот участвовал в избиении.

– Все били, и я бил, – ответил ребёнок.

После случившегося состоялось бурное родительское собрание. Мама пострадавшего попыталась обвинить целый класс в противоправных действиях, но родители дружно выступили против неё и её сына. В результате забияку забрали из этой школы. Он ушёл с ненавистью ко всем своим бывшим одноклассникам.

Можно ли было не доводить ситуацию до такой точки кипения? Каковы законные способы повлиять на семью маленького агрессора?

Тамара Иванова, психолог-педагог центра помощи семьи и детям «Юнона»,  рассказала, почему дети становятся агрессивными и как должны вести себя в такой ситуации взрослые.

Для начала следует уяснить: ребёнок не может быть агрессивным сам по себе. Его поведение обусловлено проблемами в семье. Скорее всего, это ответная реакция малыша на агрессию по отношению к нему самому. Может быть, его бьют, но дать сдачи родителям он не может.

Остаётся отыгрываться на других детях, приходя в школу. Чтобы выплеснуть накопившуюся злобу, школьник так и хочет подраться и только ищет для этого повод. Забияка специально задевает одноклассников, дразня их.

Когда один ребёнок не реагирует, драчун переключается на другого.

Конечно же, ведущая роль в разрешении конфликтов здесь за учителем. Именно он должен сразу узнать, что в классе есть такой ребёнок, постараться поговорить с ним, убедить выплеснуть накопившуюся злобу на что-то другое.

Хорошо, если в школе есть психолог, в кабинет которого можно отправить драчуна. Там специалист, как правило, предлагает боксёрскую грушу или специальную подушку. Побив снаряд руками и ногами, ребёнок успокаивается.

Тамара Михайловна в таких ситуациях спрашивает забияку: всё ли он выплеснул, ничего не оставил.

Если малыш отвечает утвердительно, и это правда, то потом он говорит, что хочет полежать или заняться другими – спокойными – делами.

Если педагогу приходиться разрешать ситуацию без помощи психолога, то можно в классе завести специальную подушку для избиения. В отсутствии такой возможности забияке дают пачку бумаги, чтобы он порвал её и успокоился. Не стоит торопить малыша. Пусть он превратит листки в мелкие клочки, устанет и успокоится.

Родителям других детей надо постараться убедить своих чад не реагировать на провокации задиристого одноклассника. Конечно, очень сложно не конфликтовать, если такой ребёнок задел сумку или скинул на пол учебник. И всё же лучше поднять предметы, не разговаривая с забиякой, а потом обратиться к учителю.

Конечно же, в первую очередь педагог должен работать с родителями агрессивного ученика. Надо выяснить у них, в чём причина неадекватного поведения ребёнка. В практике Тамары Михайловны был случай, когда она, успокаивая пятилетнего драчуна, напрямую спросила, били ли его дома.

Мальчик ответил утвердительно и рассказал, за что его наказывает отец. Психолог привела слова ребёнка в беседе с родителями, они пообещали больше не бить своего отпрыска. Разумеется, и в дальнейшем были срывы, но всё-таки родители старались сдерживаться, мальчик стал спокойнее.

Руки чешутся

Во время конфликта дети нередко пугают одноклассников своими родными: «Вот придёт мой папа, он с тобой разберётся». А порой у самих взрослых чешутся руки, когда они сталкиваются с обидчиками своего ребёнка. 

Однако помощник прокурора Бердска Татьяна Макарова предостерегает родителей от подобных действий. Взрослые не вправе давать сдачи за своих детей, иначе они очень сильно рискуют попасть на скамью подсудимых. Максимум, что они могут: сделать замечание, если увидят противоправные действия.

Стоит ещё сказать вот о чём. Проблему в классе может создавать не только ребёнок, которого неправильно воспитывают. Сегодня в школах немало ребятишек, имеющих ограничения по здоровью, в том числе психическому. Среди них встречаются как дружелюбные, коммуникабельные дети, так и агрессивные.

Ни в коем случае не следует пытаться воздействовать на таких детей, настраивая против них одноклассников, или с позиции собственной силы. Но и оставлять случаи агрессии без внимания — тоже нельзя. За морально-психологический климат в школе и каждом конкретном классе отвечают директор учебного заведения, учителя.

Не стесняйтесь требовать порядка!

Фото mirmam.pro

Как защитить целый класс от агрессивного ребёнка?

К сожалению, о травле в школе каждый из нас знает не только в теории: кто-то сам обижал одноклассников, а кто-то был жертвой буллинга или — в лучшем случае -свидетелем. Но что делать, если в классе есть тот, кто задирает буквально каждого одноклассника? На этот вопрос отвечают психолог Анна Антонова и адвокат Максим Крупский.

Вопрос. У нас в 4-м классе учится агрессивный ребёнок, который доводит весь класс. Мама игнорирует все обращения и жалобы, утверждает, что это её сына обижают. В школе разводят руками: просто плохое поведение никакими статьями не регулируется.

Ежедневные тычки, пинки, грубости ко всем без разбору одноклассникам. Учительница вынуждена постоянно держать его при себе, не подпускать к другим, провожать до остановки, чтобы возле школы к кому-нибудь не пристал. Беседуют школьные психологи, но бесполезно.

Как поступить нам, родителям притесняемых детей, с юридической и психологической точки зрения?

Анна Антонова, психолог:

Ситуация, которую вы описываете, к сожалению, не редка, столкнуться с ней может каждый.

При этом каждая сторона, вовлечённая в конфликт, считает себя правой и обиженной: мама мальчика считает, что задевают её сына, другие родители — что притесняют их детей.

Эти переживания понятны: каждый волнуется за своего ребёнка и защищает его по-своему. Однако в драке участвуют двое, поэтому и разбираться в непростой ситуации нужно всем вместе.

Когда у кого-то из учеников возникают трудности в поведении, это всегда отражается на всем классе. На происходящее влияют уход и появление одноклассников, яркие и запоминающиеся события, установленные негласные правила поведения, реакции взрослых.

Так, если в классе не круто учиться, того, кто делает все домашние задания, могут задирать и обзывать «ботаном».

Если учитель каким-то образом выделяет ученика, например публично ругает его за поведение и плохие результаты, он формирует негативное отношение к нему всего класса.

Если окружающие взрослые позволяет себе саркастические, унизительные комментарии в адрес других людей, то и дети могут делать так же

Травля учит детей беспомощности, жестокости, притворству и страху, если она остается без внимания. Именно поэтому преодолеть сложившуюся ситуацию возможно только сообща силами родителей, представителей школы и детей.

Что могут делать родители в таких ситуациях:

  • Понять, что каждый участник (ученики, родители, представители школы) играют роль в сложившейся ситуации, и честно ответить на вопрос «Что каждый родитель готов сделать для разрешения сложившейся ситуации?». Например, ходить наблюдать на уроки, организовать досуг класса для повышения сплоченности и прочее.
  • Поговорить с педагогами и психологами в школе. Будет здорово, если вы сможете предложить конкретные решения. При этом важно не занимать обвиняющую позицию («Вы ничего не делаете», «Мальчика надо убрать — он ужасен!»), а говорить о том, что вы видите проблему и хотите вместе со школой ее исправить. В таких разговорах важно фиксировать обсуждения: какие конкретные шаги будут сделаны и в какой период времени.
  • Важно, чтобы каждый участник понял, что ситуация серьезная, какова роль каждого в ней и что можно сделать, чтобы дело не дошло до усугубления конфликта. Мой опыт работы школьным психологом показывает, что восстановительные круги медиации, при которых ситуация обсуждается с учителями, родителями и самими детьми, помогают изменить ситуацию в лучшую сторону, не доводя до глубокого конфликта между школой и семьями.
  • В случае, если школьные психологи не справляются, можно пригласить специалистов по медиации (школьные службы примирения, тех, кто проводит антибуллинговые программы в школах, например Травли.net или иные НКО, занимающиеся вопросами травли).
  • Если проходит время и ничего не меняется, стоит написать заявление на имя директора или завуча с подробным описанием фактов, которые указывают на травлю или конфликт. Письменное обращение указывает, что вы видите проблему и говорите о ней.
  • Если и после этого ничего не происходит, вы получаете отписку, а ситуация не меняется, стоит обращаться в органы управления образования, ссылаясь на право на образование каждого ребёнка, что невозможно при наличии сильного конфликта или поведенческих нарушений в классе.
  • Полезно знать: если школа не защищает ребёнка/класс, то на администрацию по решению суда могут наложить штраф за «нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод» (ч. 72 ст. 5.57 Кодекса об административных правонарушениях).

Возможно, вам также будут полезен алгоритм действий для родителей, представленный на сайте Травли.net.

Максим Крупский, адвокат:

Действующее российское законодательство, к сожалению, не даёт универсального ответа на этот вопрос и не содержит конкретных механизмов, использование которых позволило бы раз и навсегда решить такую проблему.

Поэтому каждый случай требует особого внимания со стороны родителей (как пострадавших детей, так и обидчика) и администрации школы, их совместных активных действий, а также поиска наиболее подходящего способа разрешения конкретной конфликтной ситуации.

  • В первую очередь родителям пострадавшего ребёнка необходимо выяснить у него все обстоятельства и причины конфликта, чтобы для себя сделать вывод о том, носит ли этот конфликт разовый или системный характер, имеются ли другие пострадавшие.
  • Если родитель поймёт, что ребёнок систематически подвергается травле или физическому насилию со стороны кого-то из одноклассников, ему следует как можно скорее договориться о встрече с куратором или классным руководителем с целью обсуждения сложившейся ситуации, а также связаться с родителями обидчика, чтобы попытаться разрешить конфликт.
  • В наиболее серьезных случаях необходимо также обратиться с письменным заявлением в адрес администрации школы, в котором изложить все известные подробности конфликта (при этом один экземпляр заявления с отметкой о его приеме оставить у себя на руках для последующего подтверждения факта обращения к администрации школы по поводу травли).
  • Если на теле ребенка есть признаки физического насилия, их следует незамедлительно зафиксировать в травмпункте — все медицинские документы в дальнейшем могут также пригодиться в качестве доказательств

Если ребёнок, как в описанном случае, не единственная жертва агрессора, следует связаться с родителями других пострадавших детей и скоординировать свои действия — в первую очередь для того, чтобы собрать необходимые доказательства систематического характера агрессивного поведения со стороны обидчика.

Наличие серьёзной доказательной базы повышает шансы на успешное разрешение ситуации, поэтому родителям следует каждое заявление по факту травли подавать в адрес администрации школы и других учреждений в письменном виде, стараться вести аудиозаписи устных бесед, имеющих отношение к конфликту, собирать иные доказательства (переписку в электронной почте, соцсетях).

  1. Если разговоры с родителями агрессора и классным руководителем ни к чему не привели, а письменные заявления в адрес школьной администрации остались без ответа, родителям потерпевших стоит задуматься над обращением в Департамент образования, к уполномоченному по правам ребенка, в полицию, прокуратуру и комиссию по делам несовершеннолетних, подкрепив свои обращения доказательствами бездействия администрации школы и сохранения угрозы психологическому и физическому здоровью детей со стороны агрессора.
  2. Если имеются признаки того, что асоциальное поведение обидчика вызвано маргинальным образом жизни его родителей или ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по его воспитанию, имеет смысл обратиться с соответствующим заявлением в органы опеки и попечительства, а также требовать проведения психолого-медико-педагогической комиссии с целью освидетельствования ребенка на предмет его способности к обучению в условиях обычной общеобразовательной школы.
  3. Если все методы решения проблемы оказались безрезультатными, вероятнее всего, есть смысл задуматься над переводом своего ребёнка в другую школу.
  4. Правовой панацеи от травли в школе, увы, не существует, а главный принцип, которым следует руководствоваться родителям при разрешении затяжной конфликтной ситуации, — это защита интересов самого ребёнка, обеспечение его психического и физического здоровья.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Иллюстрация: Shutterstock (Lyudmyla Kharlamova)

Агрессивное поведение одноклассника что делать — Администрация Поназыревского района

С начала этого учебного года одноклассник моей дочери-первоклассницы всячески издевается над своими одноклассниками: избивает мальчиков, девочек толкает с жестокостью со стульев, накидывает куртку сзади и не дает дышать, царапает лица и руки детей, сбивает детей с ног, а затем ставит ногу на ребенка — он повелитель. Дети звонят родителям с просьбой вызвать полицию. После многочисленных собраний маме было предложено перевести сына на другой способ обучения. Она отказалась, продолжает приводить ребенка в школу.

Сидела с ним в классе, при ней он вел себя хорошо. Что нам делать? Куда обращаться?

Какие меры воздействия существуют в сложившейся ситуации?

Сергей Агапов
Консультаций: 222

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

На основании ч. 4 и 5 ст.

43 Закона об образовании за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования.

Вместе с тем на основании ч. 5 ст.

42 Закона об образовании предусмотрена возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с целью своевременного выявления особенностей в их физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, а также в целях подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.

Таким образом, исходя из изложенных выше норм права и конкретной рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что отдельные факты поведения обучающегося могут быть расценены как нарушающие требования законодательства об образовании.

При этом несовершеннолетний обучающийся по образовательным программам начального общего образования не подлежит дисциплинарной ответственности.

Указанная выше возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося не является «карательной» мерой и может быть реализована с письменного согласия его родителей.

Что касается способов защиты прав участников образовательных отношений в данной ситуации, то представители несовершеннолетних обучающихся в случае предполагаемого нарушения законодательства об образовании могут обратиться в органы управления образовательной организации, в органы прокуратуры или в суд (ст. 45 Закона об образовании).

Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

В классе с агрессором. что делать, если одноклассник ребенка "псих"?

В самой обычной школе может учиться совсем не обычный ребёнок. Это одноклассник ребенка. Вашего ребенка.

Он здоров, может, умён, но он не просто мешает учиться детям, он угрожает, плюётся, он совсем не похож на других.

Такие дети далеко не всегда учатся в коррекционных классах, они могут оказаться за одной партой с любым. Лайф — о том, как можно справиться с малолетним агрессором легально и «по-детски».

Мишу не принимали за «своего». Ребята называли его «противным» и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой.

В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал.

В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным «творчеством». Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов.

К третьему классу это становилось уже не так легко. Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону.

При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку 1 день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

— Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, — с волнением рассказывает мама одноклассника. — Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: «Убью».

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

— Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, — рассказывает мама одноклассника грозного Миши.

— На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних.

Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Когда не знаешь, чего ожидать

— Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик — Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше — то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил.

У кого длинные косички — привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, — рассказывает мама третьеклассницы Алины. — Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки.

Он у них «талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык».

На родительских собраниях «гвоздём программы» всегда был Илья, но и у него было алиби — справка. Тем не менее «адекватный» третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

— Мой сын очень впечатлительный, — говорит мать одноклассника Ильи. — Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, «запачкать».

По ту сторону баррикад

— Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать: «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.

— С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка — и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

— Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра.

Забудьте о «правиле школьного двора», но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, — первые шаги к реальной агрессии в обществе.

— По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате.

Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр. Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный — в частности, умение сопереживать.

И последний недоразвит не только у детей, — говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

— Первые два класса это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу.

Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, — сказала Варская.

— Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки «хорошим справкам», родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

— Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях — это не значит ябедничать или предавать.

Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, — это абсолютное право каждого, — советует Варская. — Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи — спорный вопрос.

Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

— Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, но стоит.

— Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, — говорит психиатр.

— Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята.

Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

— В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ.

— Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

— Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

— Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты.

Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников.

На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы.

— Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то одноклассник ребенка выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК).

Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником.

Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей.

Каждый случай — это отдельная история со своими особенностями и моментами.

— Перевод ребёнка в другой класс — это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется.

Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор.

— Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.