Учет

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

Оглавление: Методика расчета ущерба по ОСАГО Направление на ремонт или выплата деньгами? Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2023 году Лимит ответственности при полной гибели ТС Страховой лимит за жизнь и здоровье Взыскание ущерба, не покрытого страховкой Можно ли дополнительно взыскать УТС? Выводы

Лимит страховой ответственности по ОСАГО в 2023 году не может превышать 400 тыс руб за причинение имущественного ущерба и 500 тыс руб за нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшего. Но все не так просто.

Страховые компании не хотят расставаться с деньгами – это не секрет. Поэтому вам может понадобиться квалифицированный юрист по страховым спорам, который поможет получить деньги вместо ремонта и добиться максимальной выплаты.

Причем не только от страховщиков, но и от виновников аварии.

Поговорим о методиках расчета причиненного ущерба, о порядке компенсаций, а также о том, что делать, если стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО.

Методика расчета ущерба по ОСАГО

В 2023 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.

Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.

Что нужно знать о ЕМРУ:

  • В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
  • Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
  • При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
  • Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.

При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.

Что учитывается при расчете износа а/м?

Износ деталей, основных узлов и агрегатов транспортного средства рассчитывается по сложной формуле. Прямо или косвенно в ходе подсчета учитываются:

  • Срок эксплуатации
  • Пробег
  • Категория автомобиля

 Ориентировочный износ в зависимости от срока эксплуатации деталей: 10% – 1 год, 20% – 2 года, 30% – 3 год, 40% – 4 года, 50% – 5 лет и так далее. Естественно, с поправками. Возможен и нулевой износ, если вы попали в аварию сразу после отъезда от автосалона. Каждый случай страховщики рассматривают индивидуально.

Обратите внимание: предел износа составляет 50%. Даже если фактический износ деталей выше, то он все равно будет округлен до указанного значения.

Как получить выплату без учета износа

В соответствии с действующим законодательством при расчете суммы компенсации не допускаются отклонения более чем на 10% в сравнении с рыночной стоимостью автомобиля, узлов и агрегатов.

Если страховая компания намеренно занижает цифры, то мы сравниваем результаты расчета и использованные при их формировании сведения с рыночными ценами, после чего готовим соответствующую претензию к страховщику.

Обычно спор удается урегулировать в досудебном порядке.

Однако в ситуации, когда страховщик настаивает на правильности проведенного расчета или ориентируется на лимит выплат, необходимо выйти с исковым заявлением в суд.

Ответчиком может стать как страховщик, так и виновник ДТП. Взыскать ущерб с последнего стоит в ситуации, когда реальный размер ущерба значительно превышает лимит ответственности по ОСАГО.

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

Что лучше направление на ремонт или выплата деньгами?

В большинстве случаев мы рекомендуем клиентам получить деньги вместо ремонта транспортного средства. Причин тому несколько:

  • как правило, автовладельцев не устраивает качество работ сервиса, сотрудничающего со страховщиков;
  • часто приходится неделями ждать поступления деталей, а сами работы могут затянуться на месяцы, при этом вас каждый раз будут склонять к подписанию соответствующего соглашения;
  • при направлении на ремонт вы не можете самостоятельно выбирать сервис, в котором будет производиться восстановление транспортного средства.

Страховщик вправе отказать заявителю в выплате денежной компенсации вместо направления на ремонт при отсутствии установленных законом оснований.

Однако на практике вполне реально подвести компанию к нужному решению: в большинстве случаев они допускают нарушения – затягивают сроки, направляют потерпевшего в отдаленный сервис и так далее.

А это возможность заявить о несогласии и получить деньги вместо навязываемого ремонта.

Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2023 году

Лимит по европротоколу значительно отличается от максимальной выплаты по ОСАГО.

Он не может превышать 100 тыс руб за одним только исключением: если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и было зафиксировано в соответствии с требованиями нормативов. В этом случае лимит составляет 400 тыс руб. Однако потребуется соблюсти все правила оформления:

  • ДТП произошло на территории указанных регионов;
  • информацию о происшествии участники передали в Российский союз автостраховщиков (РСА) в некорректируемом виде с мобильного устройства, поддерживающего систему навигации ГЛОНАСС через специальное приложение;
  • данные фото- и видеосъемки получены в течение часа с момента ДТП, в них отчетливо видны регистрационные знаки, повреждения и расположение автомобилей в окружении дорожной инфраструктуры.

Участники ДТП не обязательно должны быть зарегистрированы на территории указанных регионов. Определяющее значение имеет место происшествия.

Но загвоздка в том, что найти систему для некорректируемой передачи данных в РСА на данный момент не удастся. Даже если у вас под рукой случайно окажется телефон, поддерживающий ГЛОНАСС. Дело в том, что страховщики до сих пор не окончили разработку соответствующей системы, которая ведется с 2019-го года. Однако в ближайшее время она может появиться.

Пока и в дальнейшем на территории других регионов России размер компенсации по европротоколу составляет максимум 100 тыс руб.

Взыскание ущерба сверх лимита по европротоколу невозможно, так как по факту участники ДТП соглашаются с обстоятельствами происшествия и суммой компенсации. Поэтому при серьезных повреждениях обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД и не верьте виновнику аварии, который обязуется все возместить «без протоколов».

Лимит ответственности при полной гибели ТС

При полной гибели транспортного средства максимальный размер ответственности по ОСАГО не меняется – он составляет 400 тыс рублей. Однако в соответствии с постановлением Верховного суда РФ выплата напрямую зависит от рыночной цены машины и стоимости годных остатков. Расчет проводится следующим образом:

  • Устанавливается средняя рыночная стоимость автомобиля в том состоянии, в котором он находился на момент ДТП.
  • Определяется стоимость годных остатков с учетом износа – они передаются потерпевшему.
  • Из цены стоимости авто вычитается стоимость годных остатков, разница выплачивается.

Но важно понять, какую сумму покрывает ОСАГО в этом случае. Как правило, неполную. Даже за вычетом годных остатков 400 тыс руб редко компенсируют потерю автомобиля. В этом случае у потерпевшей стороны остается только один выход – взыскать недостающую сумму с виновника аварии через суд или урегулировать проблему в досудебном порядке.

Страховой лимит за жизнь и здоровье

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

Возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшего каждого потерпевшего тоже имеет лимиты в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО». Его положения говорят о том, что страхователь может возместить не более 500 тыс руб и только в двух случаях:

  • Нанесены травмы, причинен физический вред.
  • Утраченный заработок в результате причиненного ущерба.

При этом страховая компания не оплатит моральный вред. В дальнейшем его можно будет взыскать с виновника аварии. Однако судебная практика говорит о редкости вынесения решений с полным удовлетворением требований истца. В этом случае не стоит пренебрегать помощью компетентного юриста.

Если в ДТП есть погибшие, то лицам, признанным потерпевшими, полагается 2 выплаты:

  • Компенсация в размере 475 тыс руб.
  • 25 тыс руб в качестве компенсации расходов на погребение.

Первая выплата производится на общих основаниях, а вот расходы на погребение в пределах лимита в 25 тыс руб потерпевшей стороне компенсируют только после того, как она организует похороны и предоставит в страховую компанию подтверждающие расходы документы.

Кто может получить выплату?

В соответствии с законом «Об ОСАГО» и постановлениями Верховного суда РФ, получить выплату в результате гибели потерпевшего в ДТП могут:

  • Иждивенцы, которые находились на содержании погибшего.
  • Родственники погибшего, опекающие его иждивенцев в возрасте до 14 лет.
  • Дети погибших, родившиеся после их кончины.
  • Супруги, дети и родители, а также физические лица, на иждивении у которых на момент происшествия находился погибший.

Компенсация выплачивается один раз, порядок ее получения – приоритетный. Если у погибшего остались иждивенцы, не достигшие 14-летнего возраста, то выплату получат его новые опекуны, а, скажем, не родители пострадавшего.

Как взыскать с виновника ДТП ущерб, не покрытый страховкой?

Когда становится понятно, сколько расходов покрывает ОСАГО и обнаруживается значительная недостающая сумма для восстановления или покупки нового авто, возникает необходимость взыскания средств с виновника аварии. Получить деньги сверх установленного лимита со страховщика не удастся.

Взыскать превышающие лимит расходы с виновника аварии можно через суд. Эта возможность обозначена в разъяснениях Верховного суда РФ. Альтернативный вариант – прийти к мировому соглашению и обойтись без исков. Но на практике виновники ДТП редко идут навстречу, и потерпевшим все же приходится обращаться в суд.

Можно ли дополнительно взыскать УТС?

Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году

Для начала разберемся, что такое УТС.

УТС – это утрата товарной стоимости автомобиля, произошедшая в результате дорожно-транспортного происшествия.

Любой, даже самый качественный ремонт, неизменно приводит к снижению рыночной цены автомобиля. Сам факт его попадания в ДТП может снизить стоимость на 30-40% и более. Поэтому пострадавший может инициировать взыскание УТС с виновника аварии.

С кого взыскивать со страховой или с виновника?

со страховой компании. но важно помнить, что утеря товарной стоимости входит все в тот же лимит, равный 400 тыс руб. если расходы выше – необходимо обращаться в суд и взыскивать утс с виновника дтп.

отметим также, что страховые компании крайне неохотно идут навстречу к клиентам и часто отказывают в выплатах. в этом случае утеря товарной стоимости может быть взыскана через суд. если компенсация ее не покроет – необходимо начать взыскание ущерба с виновника дтп.

методика расчета утс по осаго

при расчете утс страховщики используют метод минюста. при нем устанавливается процентное отношение стоимости восстановленной после аварии машины к автомобилю с аналогичными характеристиками, который не участвовал в дтп. также применяется корректировочный коэффициент – их перечень определен нормативами.

когда утс не считают?

когда потерпевший не может претендовать на него, а именно:

  • возраст автомобиля – до 3 лет (отечественные машины) или до 5 лет (зарубежные авто).
  • износ автомобили не более 35%.
  • это первое дтп, в котором участвует автомобиль.
  • его владелец не признан виновником аварии.

при этом у потерпевшего должен быть действующий полис осаго.

как подать заявление?

необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление по установленной форме, приложить к нему все документы, подтверждающие факт дтп. далее проводится экспертиза, ремонт и последующая оценка.

часто требуется независимая экспертиза. после получения ее результатов вы можете обратиться за возмещением утс или взыскать износ с виновника. юридическая компания апк в казани готова помочь вам – мы предоставляем услуги опытных адвокатов, которые добьются максимальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора или в ходе судебных разбирательств.

резюме

Главное о лимитах по ОСАГО:

  • Максимальный размер компенсации вреда имуществу – 400 тыс руб.
  • По европротоколу – 100 тыс руб за единственным исключением.
  • В случае причинения смерти или вреда здоровью лимит компенсации составляет 500 тыс руб.
  • Потерпевший имеет право взыскать утрату товарной стоимости.
  • Превышающие лимиты расходы можно взыскать с виновника аварии.

Также отметим, что в большинстве случаев стоит предпочесть деньги направлению на ремонт. Об этом мы подробно писали в предыдущих статьях.

Не велика потеря – как возместить утрату товарной стоимости по ОСАГО в 2022

Авто

/ 23 ноября 2022 08:15

Любой автолюбитель знает, что при повреждении машины в ДТП пострадавший сможет отремонтировать ее по ОСАГО. Но можно ли компенсировать имиджевую потерю в цене автомобиля? Узнаем, как возместить по страховке утрату товарной стоимости авто.

Вы можете получить компенсацию за утрату товарной стоимости по ОСАГО

В объявлениях о продаже б/у автомобилей один из главных критериев, на который обязательно обращают внимание потенциальные покупатели, – попадала ли машина в ДТП. «Не битый и не крашенный» – такие слова, если они правдивы, могут «приподнять» ценник над рынком на 5-10%.

Это вполне объяснимо. Машина, побывавшая в ДТП, помимо потери внешнего лоска иногда таит в себе скрытые дефекты. Например, может «повести» кузов – потенциально очень опасное повреждение, при котором авто теряет свои динамические характеристики и может легко перевернуться на крутом повороте.

Обычно к УТС приводят повреждения следующего характера:

  • падение функциональности отдельных узлов и агрегатов (в т.ч. в ходе ремонта) или замена на неоригинальные аналоги;
  • повреждения ЛКП, если в результате ремонта оно не восстановило прежний лоск или заметно отличается от ЛКП других элементов кузова;
  • ухудшение динамики движения на дороге и снижение безопасности.

Логично, что привлекательность, а, значит, и справедливая цена такой «темной лошадки» будет ниже, чем у «железных коней» той же породы, но с незапятнанной репутацией.

К счастью, в некоторых ситуациях собственники таких автомобилей могут компенсировать потенциальные финансовые убытки. Для этого нужно провести экспертизу и подать соответствующее заявление в страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику ДТП.

Разумеется, сам он не получит такую компенсацию, поскольку «автогражданка» возмещает ущерб только пострадавшей стороне. Виновнику сможет помочь лишь полис Каско, но это уже тема отдельной статьи.

https://www.youtube.com/watch?v=FqhK4_eJG34\u0026pp=ygV90JrQvtC80L_QtdC90YHQsNGG0LjRjyDRg9GC0YDQsNGC0Ysg0YLQvtCy0LDRgNC90L7QuSDRgdGC0L7QuNC80L7RgdGC0Lgg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8g0L_QviDQntCh0JDQk9CeINCyIDIwMjMg0LPQvtC00YM%3D

Пока не получилось договориться со страховой компанией , но при этом срочно нужны деньги на внезапные расходы?

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент.

Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент.

Вы можете взять заемные средства до 500 000 рублей и потратить их на покупки в рассрочку на 10 месяцев, если оформите подписку «Халва.Десятка». Закажите Халву в форме ниже, и курьер привезет ее вам!

Очевидно, что если у виновной стороны нет полиса ОСАГО (никогда не было или полис просрочен), заявить о возмещении УТС автомобиля будет некому. В такой неприятной ситуации выход только один – попытаться получить деньги с виновника ДТП через суд.

Если же со страховкой у него все нормально, смело пишите заявление в организацию, которая выдала полис.

Выясним, как рассчитывается УТС автомобиля по ОСАГО

Стоит сразу приготовиться к тому, что страховые компании весьма неохотно идут навстречу гражданам, которые требуют компенсировать утрату товарной стоимости по ОСАГО. При этом они ссылаются на основной закон ФЗ-40, который регламентирует вопросы, связанные с автогражданской ответственностью.

Этот документ действительно напрямую не касается такого понятия, как утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля, попавшего в ДТП. Однако ОСАГО регламентируют и другие нормативные акты – ведомственные, которые более глубоко раскрывают отдельные вопросы, не вступая в противоречие с федеральным законом.

В данном случае нас интересует Постановление пленума Верховного суда от 2017 года №58. Этот документ рассматривает различные судебные прецеденты, связанные с исками по ОСАГО. Верховный суд согласился, что в определенных ситуациях УТС в результате аварии – это нарушение законных прав автовладельца. 

Как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев суды разрешают подобные споры в пользу истца (то есть пострадавшего собственника авто).

Необходимые условия

Подавать заявление в страховую имеет смысл, если ваша ситуация удовлетворяет следующим условиям:

  • вас признали потерпевшей стороной в ДТП;
  • сумма компенсации с учетом ремонта не превышает максимальный размер выплаты по полису ОСАГО виновника (по состоянию на момент написания статьи – 400 тысяч рублей);
  • на момент ДТП возраст вашего автомобиля не превышал установленного лимита: для отечественных машин и грузовиков – три года, для легковых иномарок – пять лет, для такси – 2,5 года;
  • до аварии поврежденные элементы машины были исправны;
  • ДТП произошло на территории Российской Федерации.

Кроме того, стоит учитывать эксплуатационный износ машины и удорожание запчастей. В текущем 2022 году это особенно актуально, поскольку цены на многие новые комплектующие катастрофически выросли.

Если машина подешевела относительно новой более, чем на 40%, затея вряд ли принесет плоды.

Как подать заявление

Перед тем, как отнести заявление в страховую компанию, следует выполнить ряд обязательных шагов. От того, насколько точно соблюдена процедура подачи, зависит итоговый результат. Поэтому оптимальный вариант – подключить к этому процессу грамотного юриста.

Если вы решили обойтись без услуг специалиста в страховом праве, то просто выполните следующий несложный алгоритм.

  1. Представьте автомобиль на независимую экспертизу. При этом следует убедиться, что эксперт имеет официальное разрешение на подобную деятельность.
  2. Соберите комплект документов (перечень ниже).
  3. Составьте заявление, в котором обязательно укажите причину обращения (утеря товарной стоимости автомобиля), когда и кем было зафиксировано ДТП, свои контактные данные, а также реквизиты банковского счета, на который фирма переведет вам деньги.

Документы, которые необходимо приложить к заявлению

  • Гражданский паспорт.
  • Водительское удостоверение.
  • Документы на машину (ПТС, СТС).
  • Заключение независимой экспертизы, подтверждающей снижение товарной стоимости авто в результате участия в дорожно-транспортном происшествии.
  • Протокол ГИБДД, составленный на месте ДТП.

Возможные скрытые дефекты – одна из причин утраты товарной стоимости машины

Независимый эксперт обязательно воспользуется одной из трех общепризнанных методик: Минюста, Хальбгевакса и расчетного документа. Последний считается самым сложным, его применение – удел профессионалов.

По двум другим методам вы можете попробовать рассчитать УСТ самостоятельно, хотя для этого потребуется много исходных данных. 

Методика Минюста

Ее применяют специалисты судебных органов и большинство специалистов в области автострахования.

В рамках этого метода эксперт вычисляет коэффициент УТС для каждого поврежденного элемента транспортного средства. Затем он умножает сумму полученных коэффициентов на стоимость ТС до аварии.

Таким образом, общая формула несложная: 

В = Ст * (К1 + К2 + … + Кn)

где Ст – первоначальная стоимость авто, а К – коэффициент УТС. Чтобы определить значение последнего, потребуются табличные данные по цене конкретной детали.

Метод Хальбгевакса 

Этот метод пришел к нам из Европы, где пользуется большой популярностью. Он проще предыдущего, поскольку не требует конкретных сведений о стоимости каждого элемента автомобиля с учетом сроков эксплуатации и УТС. Но точность оценки при этом страдает.

Расчеты довольно многоступенчатые. Автор метода разработал объемную таблицу перевода коэффициентов, разобраться в которой «с ходу» не получится.

Что делать, если страховая компания отказывается выплачивать компенсацию

Если страховая компания отказала в выплате или в течение двадцати рабочих дней не отреагировала на ваше заявление, не торопитесь идти в суд. У вас есть пять дней на то, чтобы обжаловать отказ повторным обращением.

Если и это не помогло, смело подавайте судебный иск в арбитраж. 

Кроме того, имеет смысл обжаловать действия страховой компании в главном финансовом регуляторе страны – Центробанке. Учреждение курирует страховую отрасль и имеет рычаги влияния на любую организацию в этой сфере.

Целесообразно одновременно подать обращения в обе инстанции – это не запрещено.

Машины дорожают ежегодно. Всего три года назад за 3 млн рублей можно было приобрести авто премиум-класса. Сегодня такой ценник предлагают за новую Skoda Octavia или Toyota Camry. Не удивительно, что 400 тысяч рублей может быть недостаточно для компенсации всего ущерба. 

Все еще раздумываете стоит ли покупать автомобиль сейчас? Однозначно стоит, цена на них будет только расти в будущем. Отличные предложения по автокредитованию здесь.

https://www.youtube.com/watch?v=FqhK4_eJG34\u0026pp=YAHIAQE%3D

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

УТС снижает ценность машины до 10%. То есть для авто стоимостью 2,5 млн рублей уценка даже после ремонта может составить 250 000 рублей.

  • Если при этом ремонт по ОСАГО обошелся в такую же сумму (для новой иномарки она может быть и намного дороже), то можно констатировать, что владелец машины обеднел на 100 тысяч рублей.
  • В такой ситуации остается лишь один выход – подать в суд на виновника ДТП, чтобы он выплатил недостающую сумму.
  • Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое времяПодпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов; Getty Images Plus Из-за санкций восстановительный ремонт стал значительно дороже: страховщики теперь считают цену запчастей по новым каталогам, потому выросла и стоимость самой страховки. В такой ситуации важно знать, когда страховая компания должна отремонтировать автомобиль потерпевшего, а когда может и возместить причиненный ущерб деньгами. Подробно, но без лишней информации рассказываем, как происходит возмещение по ОСАГО и какие трудности могут возникнуть при общении со страховой.

С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.

Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей.

Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев.

Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.

За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).

По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.

В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:

✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;✅ смерть потерпевшего;✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;

✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.

https://www.youtube.com/watch?v=ed5MAkkDDdE\u0026pp=ygV90JrQvtC80L_QtdC90YHQsNGG0LjRjyDRg9GC0YDQsNGC0Ysg0YLQvtCy0LDRgNC90L7QuSDRgdGC0L7QuNC80L7RgdGC0Lgg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8g0L_QviDQntCh0JDQk9CeINCyIDIwMjMg0LPQvtC00YM%3D

Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.

По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику.

Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства.

Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.

По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.

Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика.

Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки.

Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.

Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.

  • При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:
  • ✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
  • ✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.

Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО.

Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб.

Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.

* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.

Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.

По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.

А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой.

Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой.

Тогда компания также оплатит ремонт.

Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней. 

Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые. 

Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.

Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.

Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.

✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.

✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.

✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).

✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.

✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО (УТС) в 2023 году — закон, взыскание, расчет, возмещение

Сегодня все водители без каких-либо исключений должны осуществлять оформление полиса ОСАГО для использования собственных автомобилей.

При этом величина страховой выплаты по такому полису зависит сразу от большого количества самых разных факторов. В первую очередь — от модели самого авто, а также его рыночной стоимости.

Разработана специальная методика осуществления расчетов подобной величины. Она позволяет осуществить расчет такого рода самостоятельно.

УТС, установленная законодательно, обязательна для применения во всех без исключения случаях.

Водителям стоит обязательно ознакомиться с этой методикой. Так можно будет самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Основные моменты

Покупка ОСАГО — обязательное условие для эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации.

Выполнение данного требования является залогом отсутствия серьезных трат в случае, если владелец ТС не виновен в ДТП.

Сегодня существует целый ряд нюансов, связанных с использование полиса ОСАГО, его оформлением, а также расчету возмещения по нему.

Именно поэтому разработаны специальные формулы для вычисления суммы возмещения. Касается это также расчета утраты товарной стоимости транспортного средства.

Соответствующий регламент вычислений был рассчитан непосредственно Центробанком РФ.

Ранее, до введения соответствующего предписания, УТС по ОСАГО включались в выплату только лишь по соответствующему запросу от клиента. Возраст автомобиля учитывается.

К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно заранее, относятся:

  • необходимые термины;
  • причины возникновения;
  • законодательная база.

Необходимые термины

Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО регламентируется законодательно.

Но для верной трактовки всех пунктов данного НПД следует заранее ознакомиться с основными терминами и понятиями.  Это позволит избежать ошибок при использовании методики вычисления УТС.

К основным понятиям, ознакомиться с которыми необходимо будет поближе, относятся:

  • фактическая, реальная стоимость;
  • эксплуатационные характеристики автомобиля;
  • утрата товарной стоимости;
  • убытки;
  • страховые риски.

Фактическая, реальная стоимость — некоторая сумма денежных средств, которые возможно получить при продаже транспортного средства или иного имущества на текущий момент времени.

Именно этот параметр уменьшается в случае ДТП даже при квалифицированном ремонте.

Так как у уже получившей повреждения ТС будут ухудшены эксплуатационные параметры. Под таковыми понимается целый ряд различных параметров.

Это скорость движения, управляемость, ремонт и множество иных характеристик.  Эксплуатационные характеристики напрямую влияют на стоимость авто на вторичном рынке.

«Утрата товарной стоимости» Уменьшение суммы, которую возможно будет получить при продаже ТС. Причем данный показатель может быть различным, в зависимости от разных моментов
«Убытки» В конкретном случае некоторая сумма денег, которая не будет получена по причине уменьшения товарной стоимости конкретного автомобиля
«Страховые риски» Определенные события, на основании которых у застрахованного лица возникает право на получение денежной компенсации от страховой компании

Причины возникновения

Причина возникновения утраты товарной стоимости — именно сам факт ДТП. Так как даже самый квалифицированный ремонт не может конкурировать с заводской сборкой.

Потому в силу этого продажа автомобиля, попавшего в аварию, будет либо затруднена, либо попросту невыгодна.

Именно в следствие этого возникает множество различных проблем. Иск в суд по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году возможно подать в любом регионе.

При наличии нарушения прав самого держателя полиса решение будет однозначно именно в пользу истца. Сегодня судебная практика по этому поводу достаточно обширна.

Непосредственно самими причинами возникновения УТС можно обозначить следующие:

  • ухудшение эксплуатационных характеристик;
  • вероятность наличия различных скрытых повреждений, которые не были идентифицированы и устранены;
  • снижение товарной стоимости;
  • наличие возможных убытков по причине серьезной аварии;
  • серьезное повреждение лакокрасочного покрытия;
  • иное.

Существует целый ряд различных причин по которым стоимость авто будет существенно меньше, чем рыночная цена ТС, в аварии не участвовавшего.

Существует целый ряд самых разных нюансов. Ознакомиться с ними лучше всего заблаговременно. Это позволит избежать самых разных проблем и сложностей.

Законодательная база

Сам факт обязательности выплаты по утрате товарной стоимости определяется Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г. «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС».