Учет

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Верховный суд РФ подтвердил обоснованность обвинения и привлечения к административной ответственности водителя, который спровоцировал ДТП, после чего скрылся с места происшествия. Теоретически такие меры должны повысить ответственность участников дорожного движения. На практике это не всегда так.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023
Что делать, если авто сзади создает опасную ситуацию
В непогоду сложность управления автомобилем значительно возрастает. Покрытое водой или наледью дорожное покрытие, осенние туманы требуют повышенной осторожности, соблюдения безопасной…

Провокатор и аварийные ситуации

Автомобилисты с опытом неоднократно сталкивались на дороге с агрессивным непредсказуемым стилем вождения некоторых водителей. Их действия нередко приводят к возникновению аварийной ситуации.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Такие ситуации можно без проблем проиллюстрировать на конкретных примерах:

  1. Например, зачастую водители маршруток, таксисты игнорируют других участников дорожного движения в погоне «за длинным рублем». В первую очередь они реагируют на поднятую руку потенциального пассажира, подрезая другие транспортные средства.

    Чтобы избежать столкновения, водители резко выскакивают на соседнюю полосу движения, заставляя уворачиваться двигающиеся по правилам машины.

  2. Другая ситуация возникает на загородных трассах при обгоне длинномеров. Если водитель обгоняющего автомобиля неправильно рассчитал расстояние до встречного транспорта, то в конце обгона он вынужден в экстренном порядке возвращаться на свою полосу, при этом подрезая фуру.

    Чтобы избежать столкновения, водитель-дальнобойщик резко выруливает на обочину. Результатом такого маневра нередко является переворот грузовика. За это время провокатор скрывается в дальней дали.

  3. Еще один вариант провокаций аварийных ситуаций возникает при пересечении перекрестков разными авто.

    Например, одна машина начинает движение на разрешающий сигнал светофора, а другая пытается проскочить при уже включенном красном. Из-за резкого торможения начавшего движения авто в него сзади врезается другой автомобиль. Как всегда, провокатор за это время скрывается из зоны видимости.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

С юридической точки зрения сейчас наказать провокатора достаточно сложно, даже если его нашли и имеются свидетели ДТП. Сегодняшнее законодательство не содержит прецедентного права.

При вынесении решения судьи зачастую руководствуются своим жизненным опытом, индивидуальными представлениями, поскольку закон не содержит четких формулировок по этому поводу. Сейчас Верховный суд решил прояснить и изменить ситуацию коренным образом.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023
Наказание без преступления: спорные ДТП без пострадавших
На загруженных парковках нередко возникают ситуации, когда одна машина случайно задевает другую. Иногда водитель не замечает происшествия и уезжает по своим делам. Владелец пострадавшего (или совсем…

Наказание виновника за бесконтактную аварию

Сейчас спровоцировавший аварийную ситуацию водитель считается участником ДТП даже в ситуациях, когда он избежал какого-либо столкновения.

Если он покинет место аварии, то может вполне законно лишиться водительских прав на 1-1,5 года, получить арест до 15 суток (статья 12.27, часть 2 КоАП РФ). Кроме того, страховая компания должна оплатить причиненный ущерб (ч.1 ст.14 №40-ФЗ от 01.05.19).

Пострадавшему в дорожной аварии водителю, которую спровоцировал скрывшийся с места ДТП нарушитель правил дорожного движения, нужно вести себя соответствующим образом. При этом алгоритм действий здесь является традиционным. Его описывают пункты 2.5; 2.6; 2.6.1 главы 2 ПДД.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

При таких обстоятельствах нужно придерживаться такого порядка:

  • максимально подробно зафиксировать схему ДТП;
  • по возможности, предоставить записи дорожного регистратора, камер наружного наблюдения;
  • выявить очевидцев происшествия, заручиться их поддержкой, зафиксировав контактные данные.

При общении с сотрудниками ГИБДД важно предоставить информацию, однозначно подтверждающую соблюдение пострадавшим правил дорожного движения. Если выяснится, что он управлял автомобилем добросовестно, то есть все шансы взыскать с провокатора деньги за ремонт автомобиля.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023
Виновники аварий — начальники ГИБДД: 3 реальных случая
В последнее время участились случаи автомобильных аварий, которые спровоцировали высокопоставленные сотрудники полиции. Чувство безнаказанности и вседозволенности, игнорирование правил безопасности…

Таким образом, решение Верховного суда РФ вполне реально может изменить существующее ныне отношение к бесконтактным авариям. У пострадавших водителей появляется возможность эффективно отстаивать свои права.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Вам также может понравиться

Что делать при ДТП в 2023: куда обращаться, как оформить

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023 Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Если вы получили статус водителя и сели за руль авто, значит, вы отвечаете за причинение вреда другим участникам движения.

Задумайтесь заранее о возможных опасностях на дороге, чтобы быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. ДТП — ситуация не из приятных. Оно может закончиться потерей времени, нервов, денег и даже здоровья. Обычно автовладельцы не знают, что делать после ДТП, при этом из-за стресса могут совершить ошибки, которые впоследствии приведут к плачевным результатам.

Что делать пострадавшему и виновнику при ДТП? Порядок действий при наличии страховки подскажут юристы портала Правовед.RU.

ДТП случаются по многочисленным причинам:

  • непогода;
  • плохой обзор на дороге;
  • плохое самочувствие водителя;
  • неисправность автомобиля;
  • вина автомобилиста;
  • вина третьих лиц;
  • вина пешеходов.

Вне зависимости от того, по какой причине водитель попадает в аварию, он должен осознавать ответственность за происшествие. Поэтому при ДТП стоит трезво оценить свои действия и понять, кто является виновником.

Что делать, если произошло ДТП? Памятка водителю

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Помните об алгоритме действий:

  • остановите машину и проверьте целостность бака на предмет утечки топлива;
  • включите аварийку, установите аварийный знак на расстоянии 15 м от машины, если вы находитесь в населенном пункте, 30 м — вне городской черты;
  • проверьте, есть ли пострадавшие, кому нужна медпомощь, вызовите карету скорой помощи. Если скорая не может доехать до места аварии или у пострадавшего серьезные травмы, ПДД разрешает самостоятельно транспортировать человека в медпункт, покинув место ДТП;
  • сообщите о случившемся в диспетчерскую ГИБДД и в страховую компанию;
  • ожидайте инспекторов ГИБДД, а также аварийных комиссаров страховщика для составления схемы ДТП.

Если в аварии нет пострадавших

Если вред причинен только имуществу, шаги остаются теми же, за исключением помощи пострадавшим. В этом случае сотрудники ГИБДД заполняют следующие документы:

  • схему ДТП;
  • справку об аварии;
  • протокол об административном правонарушении (копии вручаются участникам).

Документально фиксируются показания очевидцев и участников ДТП.

В некоторых ситуациях возможно оформление без полиции. О них мы расскажем ниже.

Если есть пострадавшие в ДТП

Если в результате аварии имеются пострадавшие, составляются следующие бумаги:

  • справка о ДТП;
  • схема столкновения;
  • протокол осмотра ТС;
  • приложение к протоколу — письменная информация о пострадавших и очевидцах;
  • акт медицинского освидетельствования на наличие наркотиков или алкоголя в крови у участников аварии.

Что делать при ДТП, если ты виноват?

Порой беспечность граждан или нарушение ПДД может привести к плачевным результатам, когда они становятся виновниками ДТП. Резонный вопрос, какие действия предпринять? Стоит ли сообщать своему страховщику о происшествии?

Если автомобилист виновен в аварии, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  • не впадать в панику;
  • если есть пострадавшие, оказать возможную помощь;
  • при необходимости вызвать карету скорой;
  • если обнаружили раненых, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и сообщить место происшествия;
  • сообщить своему страховщику, что вы являетесь виновником аварии, но если только точно уверены в этом;
  • не перемещать с места транспортные средства, а также детали, отвалившиеся от автомобиля;
  • сделать фотоснимки ДТП или видеофиксацию после происшествия;
  • точно оформить уведомление с указанием всех участников аварии (ФИО и прочая информация);
  • дождаться документов от сотрудников дорожной службы и с полным комплектом бумаг обратиться в свою страховую компанию.

Помимо денег на ремонт автомобиля виновника, потерпевшая сторона также может требовать компенсации причиненного ущерба, поэтому при обращении к страховщику придется написать заявление, чтобы компенсировали урон, нанесенный потерпевшему.

Обратите внимание!

Не покидайте место происшествия, ведь от дальнейших действий будет зависеть не только степень возможного наказания, но порой и человеческие жизни. Не забывайте, что по номеру автомобиля найдут его владельца, поэтому нет смысла покидать место ДТП, это только усилит вину нарушителя.

При незначительном уроне автомобилю страховые компании не всегда осуществляют гарантированные выплаты. В этом случае стоит привлечь независимого эксперта, способного установить реальный ущерб от столкновения. Получив результаты экспертизы, следует ознакомиться с условиями вашего договора по ОСАГО, оформленного в конкретной фирме, чтобы убедиться, положена ли выплата страховки.

Страховая компания оплатит расходы потерпевшей стороне, но при этом с виновника ДТП будет удержана определенная сумма, ее величина зависит от степени вины, которую установит и назначит суд. В зависимости от рассчитанной суммы придется либо одномоментно компенсировать расходы по ОСАГО своему страховщику, либо будет составлен график ежемесячных платежей для погашения.

Если вы сомневаетесь в своей вине, то только опытный и грамотный юрист подскажет, что делать при ДТП в спорных ситуациях. Своевременная помощь специалиста поможет избежать не только крупных финансовых издержек, но и реального тюремного заключения.

Порядок оформления ДТП

После прибытия на место сотрудников ГИБДД водители могут:

  • требовать провести фиксацию важной информации;
  • комментировать любые действия представителей власти, выражать возражения.

Аварийный комиссар вправе ознакомиться с документами, защищать интересы своего клиента.

Протокол, оформляемый на месте ДТП, должен содержать достоверные сведения, а участники аварии обязаны ознакомиться с ним и подписать его. Если автомобилист не согласен с информацией, указанной в протоколе, не стоит отказываться его подписать, необходимо дать письменные комментарии в документе и пояснить, как и что происходило на самом деле.

Обратите внимание!

Мы рекомендуем не подписывать протокол с пустыми строками и убедиться, что все замечания записаны верно.

Протокол должен содержать достоверные данные:

  • о техническом состоянии ТС;
  • перечне повреждений;
  • все контакты очевидцев и участников ДТП.

Схема аварии должна содержать полные сведения о состоянии дороги, светофорах, дорожной разметке.

Вина участников столкновения зависит от нескольких факторов:

  • состояния дороги, наличия выбоин, предупреждающих знаков, дорожной разметки, покрытия;
  • погодных условий: туман, дождь, гололед;
  • технического состояния машины.

Погодные условия и прочие перечисленные условия, не позволяющие своевременно справиться с аварийной ситуацией на дорогах, попадают в основной перечень причин ДТП. Отражение этих факторов в протоколе может смягчить наказание при рассмотрении дела в суде.

Если виновное лицо находилось под воздействием наркотиков или алкоголя, установление этого факта станет основанием для лишения его водительского удостоверения.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Европротокол: без сотрудников ГИБДД

Оформление ДТП без вызова ГИБДД возможно при соблюдении следующих условий:

  • в столкновении участвует не более 2 транспортных средств;
  • в аварии не пострадали люди, ущерб причинен только автомобилям и иному имуществу;
  • обе стороны конфликта не имеют разногласий относительно всех обстоятельств ДТП — вины одного или обоих участников, характера и степени повреждений и т.д.

Выплата по протоколу составляет не более 50 тыс. руб. Однако неправильное оформление документа влечет отказ от возмещения ущерба. При мелких повреждениях составляется:

Порядок действий, если виновник аварии скрылся.

Участники покидают около 10% аварий. Если второй водитель уехал, вам необходимо выполнить требования ПДД:

  • включить аварийку, установить знак аварийной остановки;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • вызвать скорую помощь при необходимости.

Не пытайтесь догнать нарушителя. Гонки могут закончиться еще одной аварией. Не следуйте примеру автомобилиста и не уезжайте с места аварии. Если второй участник скрылся, обязательно сообщите об этом по телефону сотрудникам ГИБДД.

Если машина мешает движению других ТС, перед перемещением ее в сторону отметьте положение автомобиля, следы аварии на фото-, видеокамеру. В случае если ТС не мешает транспортному потоку, не перемещайте его.

Второй шаг — поиск свидетелей. Постарайтесь найти очевидцев сразу после случившегося. Вы можете сделать следующее:

  • расспросить, что они заметили;
  • уговорить остаться до приезда ГИБДД;
  • попросить контакты;
  • выяснить: возможно, они сняли произошедшее на фото- или видеокамеру.

Обратите внимание!

Если у вас велась съемка на видеорегистраторе, не забудьте ее остановить, поскольку устройство постоянно записывает новую информацию, а старую удаляет в зависимости от емкости карты памяти.

Узнайте о наличии или отсутствии систем видеонаблюдения на месте аварии. Если они есть, обратитесь к владельцам устройств для получения видеозаписи. Но лучше попросить об этом через сотрудников полиции или вместе с ними, поскольку по запросу частного лица запись могут не предоставить.

При оформлении ДТП проследите, чтобы был зафиксирован факт побега второго водителя с места столкновения. Если участник, который уехал, вернулся до оформления документов и участвует в их заполнении, он не считается скрывшимся. Если он так и не появился, придется проехать в отделение полиции и подать заявление о розыске виновника.

Обратите внимание!

Вам необходимо уведомить страховую компанию, написать заявление о страховом случае и передать копии всех документов, которые выдало ГИБДД. Если виновник будет найден, у страховой не будет оснований отказывать вам в выплате.

Как найти скрывшегося виновника?

Если вы потерпели аварию, а нарушитель сбежал, как быть в этом случае?

Необходимы активные действия:

  • постоянно напоминайте полицейским, которые занимаются розыском, о своей заинтересованности, приходите в участок, интересуйтесь ходом расследования;
  • если явно заметно бездействие сотрудника полиции, обращайтесь с жалобой к руководителю подразделения, затем в прокуратуру, поскольку халатность — уголовно наказуемое деяние.

Причинение вреда имуществу при аварии не является причиной, по которой официальные поиски будут активными. Если вы решитесь на самостоятельные розыски виновного лица, тогда используйте:

  • соцсети;
  • местные газеты;
  • бумажные объявления на афишах и подъездах неподалеку от места ДТП;
  • интернет-форумы;
  • иные общественные площадки интернета.

Вам может помочь опрос жителей стоящих неподалеку домов, зайдите в автосервисы, пройдитесь по пустырям, близлежащим дворам, привлеките к поиску друзей, знакомых, особенно тех, у кого имеются знакомства в органах и доступ к служебной информации.

Для поиска информации о виновнике ДТП воспользуйтесь базами в интернете. Но проявляйте осторожность, поскольку часто мошенники пытаются предложить услуги по выяснению личности собственника автомобиля, имитируя владение базой данных.

Срок давности для привлечения к ответственности нарушителя, покинувшего место аварии, составляет 3 месяца. По истечении этого периода водитель не будет наказан. Однако за последствия ДТП придется отвечать и после окончания трехмесячного срока.

Специалисты советуют не ремонтировать свой автомобиль хотя бы на протяжении первых 3-х месяцев. В это время высока вероятность поимки виновника. Если вы все-таки решили обратиться в ремонтную мастерскую, позаботьтесь о том, чтобы получить подтверждение ущерба от ДТП.

Для этого необходимы качественные фото мест повреждений с различных углов. Но лучшим доказательством причинения урона будет результат автотехнической экспертизы, включающей комплексное исследование:

  • автотовароведческое;
  • трасологическое.

Важно сохранить все заказы-наряды, чеки, иные подтверждения затрат на ремонт машины, а также расходы на лечение пострадавших.

Что делать после ДТП пострадавшему водителю?

После происшествия до приезда инспекторов ГИБДД мы рекомендуем водителю:

  • обменяться контактами с участниками аварии, номерами страховых полисов;
  • заняться сбором сведений о столкновении, проверить видео на регистраторе, провести опрос очевидцев, взять их контакты;
  • сделать фотографию места происшествия, зафиксировать положение автомобилей других участников, осколки, тормозной путь;
  • до приезда инспекторов заполнить графы бланка извещения, которые выдаются страховой компанией. Как правило, заполнение извещения проводится совместно участниками ДТП, но если имеются разногласия, бланк заполняется по отдельности, об этом следует сообщить страховщику.

Обратите внимание!

Полис ОСАГО предусматривает правило – за получением страховки следует обратиться в страховую компанию не позднее 5 дней с момента оформления всех бланков по ДТП.

Потерпевшему водителю при обращении в свою СК следует соблюсти некоторые правила:

  • собрать необходимые бланки (бумаги из ГИБДД, уведомление, что разногласия по происшествию отсутствуют и т.д.);
  • созвониться со страховщиком, уточнить информацию о графике приема и адрес расположения офиса, чтобы подъехать и написать требуемое заявление;
  • обратиться в СК, заполнить форменный бланк для проведения оценки повреждений и подписать итоговый протокол.

Обратите внимание!

Если потерпевший не успел обратиться в СК за оформлением страховки, будет действовать срок давности 3 года. В этот период можно по суду восстановить срок для обращения к страховщику.

Резюме

  • Если повреждения автомобилю нанесены не во время движения, например, на стоянке при открывании двери задета соседняя машина, такой случай считается страховым по ОСАГО, но не является аварией.
  • Если в результате события отсутствует ущерб, оно также не считается ДТП
  • Но в этом случае необходимо найти очевидцев, поскольку доказать противоположное весьма непросто.

У вас еще остались вопросы, что делать после ДТП? Главное, не теряться, а действовать согласно описанному выше алгоритму.

Также вы можете связаться с нашими юристами по телефону или через онлайн-форму на сайте, чтобы получить подробные инструкции.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023 Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Что такое бесконтактное ДТП?

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты.  К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Характерные черты дтп без контакта транспортных средств

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям.  Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта.

Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии.

Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения.

Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения.

В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Оформление бесконтактного дтп

Правила оформления ДТП без соприкосновения такие же, как при обычных происшествиях. Порядок действий участников ДТП — стандартный. Единственное отличие состоит в том, что оформление Европротокола по обоюдному согласию не предусмотрено. Обязательно оформление аварии выполняется сотрудниками ГИБДД. Таким образом, действия участников события заключаются в следующем:

1) Вызов сотрудников ДПС на место аварии.

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП 2023

  • съёмка места столкновения, следов аварии и повреждений автомобиля;
  • привлечение очевидцев события, уточнение их показаний и контактных данных, уговор в даче официальных свидетельских показаний;
  • выяснение наличия материалов видеорегистратора на машинах участников движения, зафиксировавших скрывшегося виновника аварии или внешней камерой.

3) Не стоит гнаться за виновником происшествия, покинувшим место аварии, рискуя заработать лишение водительских прав за убытие с места события до приезда сотрудников полиции. Вместо этого освободите проезжую часть, т.е. нужно отъехать или отбуксировать пострадавшую машину на обочину.

4) Внимательно ознакомьтесь с протоколом происшествия, составленным сотрудником ГИБДД на месте аварии. Запишите в нём свое несогласие, если постановление вынесено в адрес невинной стороны, так как в противном случае получить страховую компенсацию ущерба будет невозможно.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда.

Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

https://www.youtube.com/watch?v=pmXyJwYIV1Y\u0026pp=ygVa0JrRgtC-INCy0LjQvdC-0LLQsNGCINC4INGH0YLQviDQtNC10LvQsNGC0Ywg0L_RgNC4INCx0LXRgdC60L7QvdGC0LDQutGC0L3QvtC8INCU0KLQnyAyMDIz

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд.

Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба.

В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Примеры из судебной практики

Приведём некоторые примеры урегулирования спорных вопросов со страховыми компаниями из судебной практики, касающихся ДТП без соприкосновения ТС:

Истец повредил свой автомобиль, совершив наезд на столб, из-за неожиданного манёвра впереди идущего транспорта.

Страховая фирма виновника ответила отказом в выплате компенсации, ссылаясь на то, что потерпевший ехал слишком быстро, не учитывая погодных условий.

Истец настоял на проведении трасологической экспертизы, подтвердившей его правоту в том, что у него не было альтернативы в других действиях. Суд принял сторону истца, и страховая компания была вынуждена выплатить ему компенсацию.

Грузовой автомобиль, проезжая мимо припаркованной под деревом машины, зацепил грузом тяжёлую ветку дерева. В результате падения ветки машина, стоящая под деревом получила повреждения.

Страховая компания отказалась компенсировать ущерб пострадавшему, обосновывая отказ тем, что он припарковал автомобиль в опасном месте.

Судебное разбирательство признало произошедшее страховым случаем, и потерпевший бесплатно восстановил машину.

Часто бывает так, что суд признаёт виновниками происшествия обе стороны.

Тогда сумма страховой компенсации уменьшается пропорционально доле вины потерпевшего, степень которой во многом зависит от того, как представлена схема в протоколе инспектора ГИБДД.

Поэтому важно, чтобы на месте аварии в протокол были внесены все факты и обстоятельства происшествия. Обжаловать решение первой судебной инстанции можно в Верховном или Арбитражном суде.

Бесконтактная авария: Как получить ущерб?

Верховный суд пояснил как компенсировать ущерб в бесконтактной аварии

Верховный Суд вынес важное для автомобилистов решение, поясняющее как нужно действовать в ситуации, когда произошло ДТП, но непосредственного столкновения между автомобилями не было. Это так называемая бесконтактная авария, явление не редкое на дорогах всех стран мира, в том числе и в России.

Эта неприятность может случиться в результате непредвиденных действий одного из участников движения на дороге, прямого нарушения ПДД (проезд на красный сигнал светофора, внезапное перестроение, разворот с нарушение правил дорожного движения) или иных обстоятельств, которые вынудили одного из участников изменить траекторию движения и вызвать цепную реакцию, которая в итоги привела к аварии. В итоге, столкновения между автомобилями не было, но один разбитый автомобиль все же есть.

  • Далее обычно начинается не самая приятная и быстра процедура доказательства виновности лица действия которого привели к аварии и возмещение ущерба.
  • Но с решением Верховного суда этот процесс немного упроститься, поскольку высший судебный орган Российской Федерации разъяснил с кого нужно требовать возмещение ущерба в таком случае.
  • Предыстория разбирательство которой получило продолжение в Верховном Суде была такой.

Пострадавшая сторона ехала по дороге, но внезапно прям перед автомобилем начала разворачиваться другая машина, перекрыв тем самым дорогу. Для избежания столкновения первый водитель совершил маневр и оказался на обочине, машина перевернулась и врезалась в дерево.

ГИБДД установили виновника аварии, водитель автомобиля, который начал совершать маневр разворота. Таким образом, все казалось совсем простым делом, разбивший автомобиль не по своей вине водитель должен обратиться в страховую компанию (конечно же в свою) за выплатой по прямому возмещению ущерба.

Однако, страховщик отказался в выплате, заявив, что столкновения двух автомобилей не было.

Тогда пострадавший автовладелец подал иск в суд и тот встал на сторону водителя, присудив взыскать со страховщика 370 тыс. рублей и 100 тыс. рублей штрафа.

На этот раз решение не удовлетворило страховую компанию, и она подала иск в суд апелляционной инстанции. Апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего, оставив в силе решение нижестоящего суда, после чего страховщик обратился в Верховный суд.

Решение Верховного суда:

Да, пострадавшему по закону положено возмещение, пункт 3 ст. 1079 ГК «Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.)».

Однако требовать его по прямому возмещению со своей страховой компании нельзя, поскольку за прямым возмещение убытков нужно обращаться в определенных законом случаях, оговорено пунктом 1 статьи 14 закона об ОСАГО.

А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.

При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

Таким образом страховщик действительно не должен оплачивать ущерб и пострадавший должен обратиться по выплате к страховщику виновника ДТП.www.1gai.ru/autonews/5186…kak-poluchit-uscherb.html

Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада».

Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения.

Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Пример из судебной практики. Суд признал, что вред причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, поскольку повреждения т/с Volvo XC60 возникли в результате падения груза. При этом водитель т/с МАЗ Бабаев Н.Н.

нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ. Таким образом, между транспортными средствами не было физического контакта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.

2014 N 09АП-2085/2014 по делу N А40-144263/13)

«Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль» — бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля «Ман» будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль «Опель».

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

Суды пришли к выводу о том, что причиной ДТП явилось движение автомобиля «Ман», в результате которого он повредил автомобиль марки «Опель». Повреждение автомобиля «Опель» находится в непосредственной причинно-следственной связи с движением автомобиля марки «Ман».

Следовательно, причиной ДТП и наступления последствий в виде причинения вреда имуществу потерпевшего послужили действия по эксплуатации автомобиля «Ман».

Суд отметил, что из положений действующего законодательства не следует, что бесконтактное ДТП является основанием для отказа в выплате в порядке суброгации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 09АП-50974/2014 по делу N А40-124900/14)

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Бесконтактное ДТП: судебная практика в 2023 году

Время чтения: 4 минут

Дорожно-транспортные происшествия чаще всего приводят к нанесению ущерба его участникам.

Но если при обычном ДТП происходит столкновение и можно легко определить виновника, то при бесконтактном происшествии все гораздо сложнее.

Поэтому рассмотрим, можно ли и как получить выплаты в случае, когда происходит бесконтактное ДТП: судебная практика по урегулированию таких ситуаций.

Что такое бесконтактное ДТП

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие – это создание аварийной ситуации на дороге одним участником движения, в результате которой второй участник причиняет вред третьим лицам и своему имуществу. При этом физического контакта между участниками не происходит.

По закону виновным в бесконтактном ДТП считается участник дорожного движения (ДД), который создал помеху для другого водителя.

Такое дорожное происшествие считается страховым случаем, поэтому пострадавшая сторона может обратиться в свою страховую компанию и получить деньги, чтобы покрыть убытки.

Примеры бесконтактных ДТП

Чаще всего бесконтактное ДТП случается, когда один из автомобилей «подрезает» другой автомобиль, вследствие чего второй водитель, стараясь избежать столкновения, резко поворачивает руль вправо или влево. Нередко это приводит к серьезным авариям и нанесению ущерба нескольким авто.

Еще одним примером бесконтактного ДТП можно назвать ситуацию, когда виновником становится водитель транспортного средства, который неправильно закрепил груз на автомобиле.

Во время движения груз падает и становится для других автомобилей помехой.

В результате действий остальных автомобилистов, которые стараются не допустить аварийной ситуации, происходит повреждение одного или нескольких транспортных средств.

Что делать при возникновении бесконтактных ДТП

Иногда даже опытные автомобилисты не знают, что делать, если не было прямого физического контакта с машиной виновника аварии. Главной задачей пострадавшего при бесконтактном ДТП является сбор доказательств для страховой компании.

Поэтому пострадавший должен:

  1. Вызвать ГИБДД. Это необходимо для оформления аварии.
  2. Обратиться в страховую компанию. Для этого автотехническая экспертиза должна установить, что потерпевший в данной ситуации не мог избежать повреждения автомобиля.
  3. Обратиться в суд. Судебная практика при этом виде дорожного происшествия – не редкость, так как многие страховые компании отрицают факт наступления страхового случая. Тем не менее доказать свою правоту можно.

Оформление бесконтактного ДТП

Действия пострадавшей стороны после аварии должны быть направлены на оформление происшествия. Они заключаются в следующем:

  1. Остановить транспортное средство и вызвать работников ГИБДД.
  2. Обязательно сфотографировать место дорожного происшествия и взять контактные данные у свидетелей.
  3. Проследить за составлением постановления о привлечении к административной ответственности. Если в документе указали невиновного участника аварии, сообщить о своем несогласии с решением сотрудников ГИБДД.

Оформлять бесконтактное ДТП необходимо, даже когда водитель, виновный в создании аварийной ситуации, скрылся. Ни в коем случае не оставляйте место аварии, догоняя его.

Страховка

Чтобы получить компенсацию за причиненный ущерб, пострадавший водитель должен обратиться в свою страховую компанию. Бесконтактное ДТП при наличии страховки ОСАГО признается страховым случаем, если заявитель докажет, что у него не было возможности избежать столкновения.

Пострадавший обязан:

  1. Обратиться в страховую компанию и предоставить все необходимые документы. Все копии бумаг нужно оставить у себя с пометкой о дате их приема.
  2. Автомобиль следует отдать на экспертизу.
  3. После проведения всех работ выяснить, когда будет рассматриваться дело.

Судебное разбирательство может понадобиться, когда страховая компания умышленно занижает сумму выплат или затягивает сроки. Нередко потерпевшим приходится проводить дополнительные экспертизы за свой счет.

Если страховая фирма отказывается платить, то получить деньги для ремонта поврежденного автомобиля можно с помощью суда.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП в судебной практике есть много примеров прямого урегулирования конфликта. Например, из-за того что водитель автомобиля «Ман» зацепил ветку, которая упала и нанесла повреждения автомобилю «Тойота». Пострадавшему лицу было отказано в получении компенсации, поэтому он подал исковое заявление.

Суд рассмотрел все доказательства по делу и пришел к выводу, что нанесение повреждений произошло в результате эксплуатации автомобиля «Ман». Вследствие этого ущерб, полученный владельцем «Тойоты», считается страховым случаем. На основании судебного решения компания обязана выплатить истцу полагающуюся компенсацию.

Судебная практика по бесконтактному ДТП позволяет многим водителям получать выплаты за причиненный ущерб не только от своих страховых компаний, но и от компаний виновника ДТП.

Был случай, когда водитель на автомобиле «Опель» врезался в дорожный знак и спровоцировал тем самым аварийную ситуацию, в которой пострадал автомобиль «Мазда».

ДТП при этом было бесконтактным, что указано в протоколе.

Виновником происшествия признается водитель «Опеля». Но его страховая фирма отказывается оплачивать ущерб, причиненный второму транспортному средству. Владельцу «Мазды» приходится обращаться в суд, чтобы взыскать с компании ответчика необходимую сумму. Суд становится на сторону истца, так как установлена причинно-следственная связь между действиями виновника и потерпевшего.

Как показывает практика, добиться страховых выплат непросто, но при правильно оформленных документах возможно. При любых проблемах со страховой компанией или виновником аварии обращайтесь в суд.