Учет

Нарушение режима административного надзора 2023

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Предложить статью

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.

В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора.

Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения.

Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.

Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре

Мерами ответственности по данному Закону являются дополнение и продление административного надзора.

К поднадзорному лицу в судебном порядке могут быть применены дополнительные административные ограничения на основании

  • информации об образе жизни и поведении поднадзорного лица
  • информации о соблюдении поднадзорным лицом наложенных ограничений.

«Наказание за нарушение административного надзора» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Продление срока административного надзора возможно в отношении поднадзорных лиц, которые в течение одного года более 2 раз привлекались к административной ответственности за посягательства:

  • на порядок управления
  • общественный порядок и безопасность
  • здоровье населения или общественную нравственность.

Срок административного надзора может быть продлен в рамках предельного срока надзора, предусмотренного законом для данной категории поднадзорных лиц, но в любом случае не более срока судимости.

Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния

  1. Невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ влечет:

    • предупреждение
    • административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
  2. Несоблюдение административных ограничений, возложенных судом, согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ карается:

    • административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей
    • административным арестом до 15 суток.
  3. Если поднадзорное лицо повторно допустит несоблюдение административных ограничений (в течение срока административной наказанности – 1 года), то согласно ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ к нему могут быть применены:

    • обязательные работы сроком до 40 часов
    • административный арест от 10 до 15 суток.

Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)

  1. За деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, к поднадзорному лицу могут быть применены следующие меры уголовной репрессии

    • обязательные работы длительностью от 180 до 240 часов
    • исправительные работы длительностью до 2 лет
    • лишение свободы до одного года.
  2. По ч. 2 ст. 314 УК РФ, поднадзорное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде

    • штрафа в размере до 60 000 рублей или дохода поднадзорного лица за период до 6 месяцев
    • обязательных работ продолжительностью от 100 до 180 часов
    • исправительных работ сроком до 1 года
    • принудительных работ сроком до 1 года
    • ареста сроком до 6 месяцев
    • лишения свободы сроком до 1 года.

Несмотря на то, что наказание в виде ареста давно включено в УК РФ, фактически оно не применяется по причине отсутствия условий для исполнения (арестных домов).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 18.04.2017

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Стать автором
Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Нарушение режима административного надзора 2023 Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

За нарушение режима военного положения смогут задерживать на 30 суток

Нарушение режима административного надзора 2023

Александр Река / ТАСС

Депутаты Госдумы 14 июня могут рассмотреть поправки в КоАП, которые предусматривают административную ответственность для граждан за нарушение режима военного положения. Это следует из проекта решения совета нижней палаты парламента, которое размещено в системе обеспечения законодательной деятельности, обнаружили «Ведомости».

Изменения включены в таблицу поправок ко второму чтению законопроекта об уточнении порядка задержания автотранспортных средств, который в октябре 2021 г.

внесли в нижнюю палату парламента заксобрание Башкирии и зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. С декабря 2021 г.

законопроект лежал без движения – он был принят в первом чтении только 5 апреля 2023 г.

Ко второму чтению ч. 1 ст. 3.9 КоАП (административный арест) будет дополнена текстом, согласно которому аресту будут подвергаться граждане за нарушение требований режима военного положения.

В КоАП будет введена ст. 25.1.1 «Нарушение режима военного положения», которая предусматривает для граждан наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест до 30 суток, для должностных лиц – штраф от 1000 до 2000 руб. или аналогичный по срокам арест.

Такой же размер штрафов и длительность административного ареста предусматривается при нарушении с использованием транспортного средства, которое может быть конфисковано. Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, при необходимости могут быть задержаны на срок до 48 часов для установления личности.

Автор предлагаемых поправок, член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин пояснил «Ведомостям», что поправки будут действовать в регионах, где введено военное положение.

«Военное положение у нас не вводилось очень давно, 80 лет, поэтому подкрепить эти нормы ответственностью просто необходимо. Не применялась никакая ответственность по этому закону и каких-то специальных статей не было.

С учетом нынешних реалий нужно вводить соответствующие санкции», – сказал он.

Депутат также отметил, что все ограничения и запреты вытекают из указа президента – это ограничения, связанные с нахождением на улице, передвижением, проведением массовых мероприятий и др.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций, на них могут возлагаться дополнительные обязанности, говорит адвокат, партнер юридического агентства «Правовое содействие» (Донецк) Алексей Винокуров.

Он напомнил, что с 9 июня вступила в силу новая редакция закона «О военном положении», которая включает в себя в том числе запрет собраний и иных массовых мероприятий – запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено, и др.

Винокуров отметил, что сейчас ответственность предусмотрена только за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

«Военное и чрезвычайное положения являются разными правовыми режимами, в связи с чем в части административной ответственности КоАП РФ дополняется отдельными нормами об ответственности за нарушения режима военного положения, – подчеркнул юрист.

– В случае принятия поправок в КоАП РФ, связанных с ответственностью за нарушения режима военного положения, новые нормы будут действовать соответственно в тех регионах, в которых военное положение введено».

Эти поправки могут коснуться любых территорий, где в случае активизации каких-либо действий может быть объявлено военное положение, говорит юрист Юрий Капштык. Эксперт обратил внимание, что поправки также наделяют полномочиями военных, сотрудников Росгвардии и др.

– по проверке личности, поддержания порядка, доставки нарушителя или подозреваемого.

«Это вполне закономерно, и принимая во внимание то, что протяженность границы России достаточно значительная, поэтому упорядочивание видов привлечения к ответственности – нормальная практика», – говорит Капштык.

19 октября 2022 г. президент России Владимир Путин подписал указ о введении военного положения в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях после их вхождения в состав России. Тогда Путин напомнил, что оно в этих регионах было введено еще до вхождения в состав России: «Сейчас нам необходимо оформить этот режим уже в рамках российского законодательства».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Что грозит за нарушение режима административного надзора

Согласно положениям Федерального закона от 06.04.

2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой наблюдение за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, за исполнением временных ограничений и определенных обязанностей.

Временные ограничения устанавливаются судом по административному исковому заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел, для каждого лица, подпадающего под действие вышеуказанного Федерального закона индивидуально.

Такие ограничения могут выражаться в запрете пребывать в определенных местах; посещать массовые мероприятия; пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; в запрете выезда лицом за установленные судом пределы территории.

Кроме того, устанавливается обязанность являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязанности поднадзорного лица перечислены в статье 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

За несоблюдение указанных ограничений и невыполнение обязанностей действующим законодательством для поднадзорных лиц предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Так, за несоблюдение режима административного надзора виновное лицо может быть привлечено к ответственности по статье 19.

24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

В случае неоднократного несоблюдения поднадзорным лицом установленных судом ограничений, сопряженного с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.

24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, связанного с управлением судном или транспортным средством в состоянии опьянения, данные деяния уже образуют состав преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 60 тыс. рублей, обязательных работ на срок от 100 до 180 часов, исправительных работ на срок до 1 года, либо лишения свободы на срок до 1 года.

При этом под неоднократным следует понимать несоблюдение поднадзорным лицом, ограничений, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Согласно положениям Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой наблюдение за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, за исполнением временных ограничений и определенных обязанностей.

Временные ограничения устанавливаются судом по административному исковому заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел, для каждого лица, подпадающего под действие вышеуказанного Федерального закона индивидуально.

Такие ограничения могут выражаться в запрете пребывать в определенных местах; посещать массовые мероприятия; пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; в запрете выезда лицом за установленные судом пределы территории.

Кроме того, устанавливается обязанность являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязанности поднадзорного лица перечислены в статье 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

За несоблюдение указанных ограничений и невыполнение обязанностей действующим законодательством для поднадзорных лиц предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Так, за несоблюдение режима административного надзора виновное лицо может быть привлечено к ответственности по статье 19.

24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

В случае неоднократного несоблюдения поднадзорным лицом установленных судом ограничений, сопряженного с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.

24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, связанного с управлением судном или транспортным средством в состоянии опьянения, данные деяния уже образуют состав преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 60 тыс. рублей, обязательных работ на срок от 100 до 180 часов, исправительных работ на срок до 1 года, либо лишения свободы на срок до 1 года.

При этом под неоднократным следует понимать несоблюдение поднадзорным лицом, ограничений, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.

2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности.

Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении 

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:

  • • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание

Пленум ВС утвердил правила административного надзора — новости Право.ру

Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» было принято больше пяти лет назад и с тех пор ни разу не обновлялось. Теперь в него внесли сразу сорок различных изменений и добавили несколько новых пунктов.

Без баров, но с обязательными походами в полицию

Так, Пленум предлагает сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. «Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения», — подчеркивает ВС.

Пленум ВС Уголовка за неуплату алиментов: правила от Пленума ВС

А если освобожденный из места лишения свободы экс-заключенный совершил больше двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность, такой надзор можно назначить и позднее. Обязательный административный надзор нужно устанавливать за рецидивистами и теми, кто был осужден за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

https://www.youtube.com/watch?v=k9B-jC56-ik\u0026pp=ygVW0J3QsNGA0YPRiNC10L3QuNC1INGA0LXQttC40LzQsCDQsNC00LzQuNC90LjRgdGC0YDQsNGC0LjQstC90L7Qs9C-INC90LDQtNC30L7RgNCwIDIwMjM%3D

Выбор вида административных ограничений не должен быть «произвольным», считает ВС, — он должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений.

Нужно учитывать и возможность «индивидуального профилактического воздействия» на освобожденного.

«Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинскую помощь», — закрепляет Пленум.

Суд должен в любом случае обязать освобожденного «отмечаться» в полиции от одного до четырех раз в месяц — это ограничение не зависит от других и обязательно.

При выборе ограничений суд должен учитывать образ жизни человека и обстоятельства совершения им преступления.

Например, тому, кто совершил преступление, будучи нетрезвым, можно запретить посещать бары и рестораны, в которых продают алкоголь.

А при назначении запрета на посещение массовых мероприятий суд может предусмотреть конкретные исключения из этого запрета «с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности».

Постановление Пленума ВС от 22.12.2022 № 41 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года No 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Нарушение правил надзора

В КоАП есть специальная ст. 19.24, которая предусматривает наказание за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. Порядок ее применения Пленум разъяснил в отдельном постановлении.

Для квалификации административного правонарушения в качестве повторного не имеет юридического значения, нарушил ли бывший заключенный одно и то же административное ограничение или два разных. Также не имеет значения, одним или разными судебными решениями установлены административные ограничения. Важен лишь сам факт нарушения. 

Каждый выявленный случай несоблюдения поднадзорным лицом установленного ему запрета покидать жилище нужно квалифицировать как самостоятельный состав правонарушения. Каждая неявка поднадзорного в полицию также считается самостоятельным нарушением, и по каждому такому случаю нужно выносить отдельное постановление.

А если одним своим действием человек нарушил сразу несколько запретов, например если ему было запрещено выходить из дома ночью и уезжать из региона, а он ночью поехал в соседнюю область, это считается одним нарушением.

Если человека уже наказали по ч. 1 или ч. 2 ст. 19.24 КоАП за нарушение правил административного надзора, повторное нарушение в течение года квалифицируется по ч. 3 ст. 19.24 КоАП независимо от того, была ли уголовная ответственность за нарушение правил надзора по ст. 314.1 УК в промежутке между административными правонарушениями.

Пленум ВС Пленум ВС обновил разъяснение о компенсации морального вреда

Часть разъяснений Пленума касается правил территориальной подсудности дел по ст. 19.24.

Пленум ВС установил, если человек не явился в органы внутренних дел для регистрации, то надо ориентироваться на место пребывания или жительства.

Если ему запретили приходить в определенные места, выезжать за пределы установленной территории и подобное, то подсудность надо определять по месту совершения противоправного действия.

При рассмотрении подобных дел судьи должны проверять решение суда по административному делу об установлении или продлении надзора: вступило ли в законную силу, не истек ли на тот момент срок административного надзора.

В частности, материалы дела о наказании за повторное нарушение должны содержать доказательства вступления в законную силу первоначального постановления.

Если таких сведений нет, то протокол и другие материалы дела могут быть возвращены лицу, которое его составило.

Постановление Пленума ВС от 22.12.2022 № 40 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре»

Ответственность за несоблюдение ограничений при административном надзоре

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом могут быть установлены временные ограничения прав и свобод лицам, освобожденным из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершенные преступления, то есть, установлен административный надзор.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, когда лицо еще отбывает наказание в местах лишения свободы, а после освобождения лица — на основании заявления органа внутренних дел Российской Федерации.  Осуществляется административный надзор органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства поднадзорного лица.

  • При административном надзоре судом в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
  • — запрет на пребывание в определенных местах;
  • — запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
  • — запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  • — запрет на выезд за установленные судом пределы территории;
  • — обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом лицо, в отношении которого судом установлены ограничения, после освобождения из мест лишения свободы обязано в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства  явиться для постановки на учет в орган внутренних дел, неукоснительно соблюдать эти ограничения, и выполнять обязанности, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей,  поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время отделом организации дознания Управления МВД России по Ненецкому автономному округу  в отношении гражданина, находящегося под административным надзором, возбуждено три уголовных дела за несоблюдение установленного судом административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток. И проводится проверка еще по одному факту нарушения ограничения. При этом во всех случаях несоблюдения ограничений, поднадзорное лицо находилось в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, тем самым совершило и административные правонарушения.

Справочно:

В 2018 году органами предварительного расследования Управления возбуждено 10 уголовных дел по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 314.

1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений».

Из них в течение года 8 направлено на рассмотрение в суд, и по 6 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры с назначением наказания в виде лишения свободы.

Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года.

Пресс-служба УМВД России по Ненецкому автономному округу

К вопросу несоблюдения поднадзорными лицами административных ограничений и невыполнения установленных обязанностей



В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения законодательно определенных предупредительных мер в этой сфере и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, поднадзорные лица, ограничения, территориальный орган внутренних дел, административная ответственность, уголовная ответственность.

Основным документом, регламентирующим процесс осуществления административного надзора за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон № 64-ФЗ) [1].

Закон № 64-ФЗ устанавливает ряд ограничений при наличии оснований (перечислены в ст. 3 Закона № 64-ФЗ и ст. 173.

1 УИК РФ [2]) в отношении совершеннолетних лиц, ранее совершивших преступления и отбывших наказание, но фактически не вставших на путь исправления.

По сути, эти ограничения направлены на недопущение рецидива и на исправление таких лиц, а также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 368].

Так, обязательным ограничением является явка поднадзорных лиц для регистрации в территориальный орган внутренних дел с периодичностью от одного до четырех раз в месяц.

Кроме того, к административным ограничениям законодателем отнесены следующие запрещения в отношении поднадзорных лиц: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участие в них; нахождение вне помещения — места жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за пределы территории, определенной судом.

Инициатором назначения надзора за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, может быть исправительное учреждение либо территориальный орган внутренних дел.

Надзор устанавливается, продлевается и досрочно прекращается только по решению суда в порядке, установленном главой 29 КАС РФ [4]. Следует отметить, что административный надзор устанавливается на срок от одного года (но не более срока погашения судимости).

Статьями 5 и 7 Закона № 64-ФЗ предусмотрено продление срока административного надзора до 6 месяцев.

Существует ряд случаев, когда течение срока административного надзора прерывается, в том числе: при объявлении поднадзорного лица в розыск или заключении его под стражу, а также при объявлении поднадзорного лица безвестно отсутствующим.

Контроль за выполнением установленных судом ограничений в отношении поднадзорного лица осуществляется территориальным органом внутренних дел.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 64-ФЗ по истечении срока надзора, при снятии судимости с поднадзорного или наоборот его осуждение к лишению свободы, а также объявлении поднадзорного умершим или его смерти административный надзор прекращается.

При условии соблюдения поднадзорным всех условий ограничения и иных обязанностей, установленных Законом № 64-ФЗ, а также при наличии положительных характеристик с места работы и (или) жительства или пребывания, судом может быть прекращен административный надзор досрочно.

Для этого территориальный орган внутренних дел либо сам поднадзорный вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением после истечения половины срока административного надзора.

Однако досрочное прекращение срока надзора не осуществляется в отношении лиц, отбывших наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

В то же время, при несоблюдении административных ограничений и невыполнении поднадзорным лицом установленных при административном надзоре обязанностей ч.1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде предупреждения, штрафа в размере от 500 руб. до 1500 руб.

или административного ареста на срок до пятнадцати суток. При повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, которое указано в ч. 1 ст. 19.

24 КоАП РФ поднадзорное лицо может быть привлечено к обязательным работам до сорока часов или административному аресту от десяти до пятнадцати суток [5].

Отметим, с одной стороны, меры административного принуждения применяются в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений. С другой стороны, они выполняют карательную функцию [6, с. 586].

Однако если рассмотреть влияние мер административной ответственности, установленных ст. 19.

24 КоАП РФ, с точки зрения их психологического воздействия, к примеру, на поднадзорных лиц, которые отбыли наказание в колонии особого режима в течение 10–15 лет, то они (меры), полагаем, ни в коей мере не достигают предупредительной и пресекательной цели. Достаточно слабым будет и их карательное воздействие на таких лиц.

Кроме того, недостаточной мерой является и продление срока административного надзора. Данная мера подлежит применению в случае совершения поднадзорным двух и более административных правонарушений в течение одного года.

Причем здесь берется во внимание совершение административных правонарушений именно против порядка управления и (или) тех, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Закона № 64-ФЗ).

Эффективность данной меры может наблюдаться только в случае применения ее к тем поднадзорным лицам, которым срок административного надзора установлен меньше срока погашения судимости.

При установлении срока надзора равного сроку погашения судимости, в силу ст. 5 и 9 Закона № 64-ФЗ, продление его не представляется возможным.

Соответственно, данная мера не применима к лицам, представляющим большую опасность для общества (например, к неоднократно судимым лицам при опасном или особо опасном рецидиве).

Вероятно, требуется некоторое ужесточение ответственности за нарушения в сфере административного надзора. В 2014 г. уже были внесены изменения в ст. 314.1 УК РФ [7], связанные с введением в нее ч.

2, содержащей уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, связанное с совершением ими административного правонарушения против порядка управления (кроме правонарушения, установленного ст. 19.

24 КоАП РФ), или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность [8].

При совершении указанных деяний к поднадзорным лицам может быть применено уголовное наказание в виде штрафа до 60 тыс. руб. либо в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, или обязательными работами от 100 до 180 часов, или принудительными работами на срок до одного года, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.

В силу ст. 314.1 УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, будет считаться такое несоблюдение, когда данное лицо уже раньше было привлечено к административной ответственности за подобное деяние два раза в течение одного года.

В настоящее время также видится целесообразность включения в ст. 314.1 УК РФ дополнительной нормы, которая бы предусматривала ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорным лицом.

При этом к систематическому несоблюдению административных ограничений поднадзорным лицом, полагаем, следует относить такое несоблюдение, за которое данное лицо уже раньше привлекалось к административной ответственности в течение одного года более двух раз.

Увеличение санкций за подобные деяния позволит в какой-то степени приблизиться к решению проблемы в сфере нарушения условий административного надзора. Однако не на всех поднадзорных лиц данная мера окажет должное влияние. Вероятно, более действенным было бы применение мер социальной направленности, связанных с адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Основанием данного предположения является то, что лица, которые на протяжении долгого времени находятся в местах лишения свободы: во-первых, подвергаются влиянию тюремной субкультуры; во-вторых, зачастую теряют семью и жилье, отторгнуты прежним кругом общения; в-третьих, утрачивают социально полезные связи.

К перечисленному следует дополнить еще и трудности, связанные с финансовым кризисом в стране.

Все это приводит к тому, что такие лица, выходя из мест заключения, самостоятельно не имеют возможности решения обычных бытовых проблем, а, как следствие, идут на совершение правонарушений и преступлений, впоследствии возвращаясь в привычную для них тюремную среду.

Думается, что в настоящее время было бы целесообразно создание реабилитационных центров для поднадзорных лиц, где они бы находились под административным надзором территориальных органов внутренних дел.

В то же время, поднадзорные на определенный период были бы обеспечены местом для проживания, получили бы помощь в трудоустройстве и социальном обеспечении, возможность получения необходимых профессиональных навыков.

Причем большую роль в достижении положительного эффекта от осуществления мероприятий по адаптации поднадзорных лиц сыграла бы именно помощь в их трудоустройстве.

При решении вопросов трудоустройства территориальному органу внутренних дел следует и в дальнейшем (до окончания срока административного надзора) продолжать сотрудничество с администрацией-работодателем (например, производить взаимный обмен информацией, согласованность действий).

Это поможет своевременно отреагировать на возникающие отклонения в поведении поднадзорных лиц от нормы и позволит принять необходимые меры для стабилизации ситуации.

Применение мер по социальной адаптации позволило бы смягчить переход таких лиц из тюремной среды в реальную действительность. Административный надзор в совокупности с пребыванием в таком центре помог бы им социально адаптироваться, отвратить их от дальнейшего совершения правонарушений и преступлений, встать твердо на путь исправления.

Однако отметим, что на современном этапе отсутствует необходимая нормативно-правовая база, которая регулировала бы вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Единственным законом, который содержит нормы, касающиеся оказания помощи таким лицам, является УИК РФ.

Этому вопросу посвящена глава 22, включающая всего 4 статьи, 3 из них — по вопросам оказания помощи. Данные статьи носят бланкетный характер. Так, ст. 181 УИК РФ отсылает нас к Постановлениям Правительства РФ от 24 октября 1997 г.

№ 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» [9] и от 25 декабря 2006 г.

№ 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» [10], а ст. 182 УИК РФ — к ТК РФ [11] и иным нормативным правовым актам.

Соответственно, УИК РФ не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В нем также не содержатся нормы по социальной помощи, трудоустройству, бытовому устройству и получению другой социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, в целях решения проблем, связанных с профилактикой нарушений условий административного надзора поднадзорными лицами, полагаем, было бы целесообразно: во-первых, включить в ст. 314.

1 УК РФ дополнительную норму, предусматривающую уголовную ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорными лицами; во-вторых, разработать нормативно-правовую базу по регулированию вопросов социальной адаптации таких лиц; в-третьих, создать социально-реабилитационные центры для оказания комплекса необходимой помощи поднадзорным лицам.

Для решения проблемных вопросов требуется сделать еще очень многое как в плане совершенствования нормативно-правового регулирования, так и в плане практического воплощения новых законодательных норм по адаптации освободившихся лиц.

Литература:

  1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  3. Васильев В. П., Полежаев С. М. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в России и зарубежных странах // Научные исследования: от теории к практике. — 2015. — № 2 (3) — Т. 2. — С. 367–372.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (в ред. от 13 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  6. Россинский Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 927 с.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996г. № 64-ФЗ (в ред. от 17 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч.1). Ст. 67.
  9. О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания: Постановление Правительства РФ от 24 октября 1997 г. № 1358 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 44. Ст. 5074.
  10. О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 800 (в ред. от 3 ноября 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 258.
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, РФ, лицо, поднадзорное лицо, место лишения свободы, территориальный орган, административная ответственность, поднадзорный, УК РФ, общественная безопасность.