Учет

Ответственность юридического лица 2023

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП.

Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями.

А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

Ответственность юридического лица 2023

26 марта 2022 г.

президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов.

Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено… на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене… на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2. В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу.

Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину.

Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 и 5.

Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Ответственность за неуплату налогов — Налоговые юристы

Не заплатить налоги и рассчитывать, что об этом не узнают налоговые органы, может себе позволить только очень богатый налогонеплательщик.

После налоговой проверки заплатить скорее всего придется. Либо ответственность за неуплату налогов может наступить и уголовная.

В судебной практике достаточно примеров привлечения физических лиц к уголовной ответственности за неуплату налогов юридическими лицами.

Ответственность юридического лица 2023

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Контроль за исполнением таких обязанностей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС России).

Ответственность за неуплату налогов регламентирована налоговым и уголовным Кодексами, а также Кодексом об административных правонарушениях.

Многие предприниматели не спешат исполнять обязательства налогоплательщика. Таким способом у организации есть больше оборотных денежных средств для поддержания эффективной работы бизнеса.

Некоторые используют сомнительные схемы для уменьшения налоговой нагрузки, другим просто нечем заплатить в отведенные сроки, а третьи просто забывают или по ряду причин не успевают этого сделать.  

Законодательством предусмотрены определенные санкции и ответственность, применяемые к виновным лицам, в любом случае, умышленно или нет, если в определенный срок налоги небыли уплачены.

Постановление Пленума ВС РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 26.11.2019 г. № 48:

  • Согласно положениям уголовного закон, уклонение от уплаты налогов с организации может быть совершено путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.
  • Верховный суд РФ указал, что под иными документами следует понимать те документы, которые предусмотрены налоговым законодательством, подлежат приложению к налоговой декларации (расчету) служат основанием для исчисления и уплаты налогов.
  • Тогда непредставление таких документов, равно как включение в них заведомо ложных сведений, может является одним из способов уклонения от уплаты налогов.

Мерой налоговой ответственности является взыскание с налогоплательщика денежных средств в виде штрафа (п. 1,2 ст. 114 НК РФ). Размер штрафа за налоговые правонарушения варьируется в зависимости от вида совершенного правонарушения, а также от наличия умысла.

Субъектами налоговых правонарушений могут быть налогоплательщики – организации и  физические лица (ст. 107 НК РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, оштрафовать юридические лицо можно, а вот руководителя компании или главного бухгалтера за налоговые нарушения организации – нет.

Руководитель или главный бухгалтер несут ответственность в рамках Уголовного кодекса. Ответственность предусмотрена ст.ст. 198-199.4 Уголовного кодекса РФ.

То есть физическое лицо, по чьей вине произошла неуплата налогов, может быть привлечено к уголовной ответственности. Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.). Чаще всего ответственность возлагают на генерального директора.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы в качестве отчетных за налоговый период, представляемые в налоговые органы организацией. К таким лицам могут быть отнесены руководитель организации, уполномоченный представитель организации, а также лицо, фактические выполнявшее обязанности руководителя организации (Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 г. № 48).

Среди мер наказания, предусмотренных данными статьями, есть штрафы, лишение свободы, а также исправительные работы. При этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание. То есть человек «приобретает» судимость.

Если ваша компания находится в стадии прохождения налоговой проверки или вам уже вручили акт или решение по её результатам, без квалифицированного сопровождения таких ситуаций налоговые последствия, а может быть, и уголовные, будут весьма серьезными. Большой опыт наших специалистов в области налоговых правоотношений будет вам полезен, когда нужно СОПРОВОЖДЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ или написать  ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ.

Соответственно, при неуплате суммы, превышающих крупный размер, лицо, по чьей вине произошла неуплата налога может быть привлечено у к уголовной ответственности.

По ст. 198 УК РФ — неуплата более 2 700 000 руб. считается крупным размером, более 13 500 000 руб. особо крупный.

По ст. 199 УК РФ — неуплата более 15 000 000 руб. считается крупным размером, более 45 000 000 руб. особо крупный. 

По ст. 199.1 УК РФ —  неуплата более 15 000 000 руб. считается крупным размером, более 45 000 000 руб. особо крупный. 

По ст. 199.2 УК РФ — неуплата более 2 250 000 руб. считается крупным размером, более 9 000 000 руб. особо крупный.

По ст. 199.3 УК РФ — неуплата более 1 800 000 руб. считается крупным размером, более 9 000 000 руб. особо крупный.

По ст. 199.4 КУ РФ — неуплата более 6 000 000 руб. считается крупным размером, более 30 000 000 руб. особо крупный.

Уголовная ответственность возникает при неуплате налогов в определенном размере в пределах 3-х финансовых лет подряд. При определении размера недоимки по налогам учитывается только сумма самого налога, пени и штрафы в него не включаются.

Для решения вопроса о возбуждении в отношении лица, ответственного за неуплату налогов, уголовного дела, налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий (п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 108 НК РФ):

  1. 1) вынесено и вступило в силу решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  2. 2) налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое он не исполнил в полном объеме (включая указанные в требовании суммы недоимки, пени и штрафы) в установленный срок;
  3. 3) со дня окончания срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, прошло два месяца;
  4. 4) размер недоимки (крупный или особо крупный) позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

При соблюдении вышеперечисленных условий в течение 10 рабочих дней со дня окончания двух месячного срока, предусмотренного на исполнение требования о уплате недоимки по налогам, пени, штрафа, налоговый орган направляет материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Следственный комитет обязательно сформирует обвинение, не обращая внимание на любые доводы.  Если уголовное дело всё же возбудили, то ситуация очень серьезная.

Будет заблуждением считать, что вы невиновны, пока не доказано обратное, и что следователь обязан исследовать все версии и доказательства, свидетельствующие как против вас, так и в вашу пользу.

На самом деле следователь «заточен» на обвинение. Существует «палочная» система, и никто не будет возбуждать дело, а потом его прекращать по основаниям невиновности лица, в отношении которого было возбуждено уголовное дело.

При взаимодействии налоговых и следственных органов действует принцип: «Либо уплата вмененной значительной суммы налоговой задолженности, либо возбуждение уголовного дела».

Совместным Письмом ФНС России и СК России № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. утверждены Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов.

Рекомендациям из письма № ЕД-4-2/13650@ предусмотрено, что описание выявленных налоговиками нарушений для дальнейшей перспективы возбуждения уголовного дела должно иметь специальные термины и форму изложения, связывающие между собой дальнейшие перспективы применения налогового и уголовного законов.

Цель, которую всегда будут преследовать проверяющие: связать неуплату налогов с прямым умыслом и без наличия каких-либо признаков неумышленности, неосторожности и невиновности. Это улучшает уголовно-правовую перспективу материалов, которые после завершения проверки оказываются на рассмотрении в следственном органе.

Нередки случае, когда собранные налоговой проверкой факты говорят только о том, что поведение проверяемого налогоплательщика просто не соответствовало разумному, т.е. поведению, ожидаемому в сходных ситуациях, а наличие непосредственно умысла не доказано.

Однако в любом случае обязательно будет проводиться комплекс мероприятий, направленных на установление степени участия (ролей, проявления воли к достижению противоправного результата) в отношении конкретных лиц, обладающих полномочиями в принятии управленческих решений в проверяемой компании.

Дальше включается механизм статистических показателей следственных органов, основанный на принципе: «Если после доследственной проверки уголовное дело возбудили, значит, есть состав преступления». Начавшийся процесс уголовного преследования всегда должен закончиться передачей обвинительного заключения в суд.  

В случае с налоговыми правоотношениями уголовное дело вряд ли будет возбуждено в отношении круга неустановленных лиц. Всегда найдется сведения о генеральном директоре и (или) прочих лицах, участвовавших в управлении деятельностью налогоплательщика-юридического лица.

Даже если вы увидите, что следователь понимает бесперспективность дела, и вы его об этом спросите, скорее всего вам ответят: «Суд разберется…». Главное — «закрыть» карточку по возбужденному уголовному делу передачей обвинительного заключения в суд.

А невозможность установить некоторые обстоятельства дела заменяется на формулировку «неустановленные лица в неустановленное время в неустановленном месте…».

О вопросах привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 06 апреля 2022 года, в указанный нормативный правовой акт внесены существенные поправки, изменяющие подход в вопросах привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц.

Так, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5, в соответствии с которыми юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данной организации, либо единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечены к административной ответственности.

Если за совершение правонарушения юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа, должностное лицо или иной работник данного юридического лица, либо его единоличный исполнительный орган не подлежат ответственности.

Прежняя редакция закона таких ограничений не содержала, ввиду чего зачастую за одно и тоже нарушение к административной ответственности привлекалась как сама организация, так и ответственное должностное лицо.

Кроме того, введена статья 4.1.2, регулирующая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Для такой категории организаций размер штрафа определяется как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если данный вид штрафа не предусмотрен конкретной нормой, то он назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного для юридического лица, либо в размере половины, если санкция предусматривает его назначение в фиксированном размере.

При условии отсутствия имущественного ущерба или причинения нематериального вреда за впервые совершенное административное правонарушение применяется исключительно предупреждение.

Частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что в случаях, когда при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи), совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного правонарушения.

Вологодская транспортная прокуратура

Штраф за несдачу отчетности: ФНС, СФР

Обязанность индивидуальных предпринимателей и организаций отчитываться перед контролирующими органами установлена на законодательном уровне. В число таких органов входят ФНС, СФР, Росстат и другие ведомства. При этом ИП и ООО несут ответственность за то, чтобы отчётные документы сдавались своевременно.

В связи с этим за нарушение порядка сдачи отчётности законами предусмотрены штрафные санкции. Рассказываем, какая ответственность предусмотрена по основным направлениям.

Штрафы за несдачу отчётности в ФНС

Для организаций и ИП, которые нарушили сроки сдачи отчётности в налоговый орган, предусмотрено несколько видов ответственности.

Во-первых, нарушителя оштрафуют. При этом налоговая инспекция взыщет штраф за каждый полный или неполный месяц просрочки. Размеры штрафа за нарушение сроков сдачи налоговой отчётности установлены в ст. 119 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ, если у налогоплательщика есть смягчающие обстоятельства, размеры штрафа могут уменьшить.

Во-вторых, налоговая служба может инициировать блокировку расчётного счёта налогоплательщика. Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ, блокировка счёта возможна, если просрочка по сдаче налоговой отчётности превышает 10 рабочих дней.

Помимо штрафа для организации и блокировки расчётного счёта, возможно привлечение к ответственности должностного лица компании. В этом случае сотрудник может получить предупреждение или штраф. Размер штрафа для должностного лица установлен в ст. 15.5 КоАП РФ.

С 2023 года в ФНС сдают новый отчёт: персонифицированные сведения о физлицах. Отдельного штрафа за его несдачу нет, поэтому за такое нарушение применяются общие штрафы:

С 2023 года в ФНС сдают новый отчёт: персонифицированные сведения о физлицах. Отдельного штрафа за его несдачу нет, поэтому за такое нарушение применяются общие штрафы:

  • на организацию или ИП штраф в размере 200 рублей как за непредставление ИФНС сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ);
  • на должностное лицо организации штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Штрафы за несдачу отчётности в СФР

С 1 января 2023 года ПФР и ФСС стали единым Социальным фондом. В связи с этим изменились правила сдачи отчётности по застрахованным лицам.

Отчёты СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и ДСВ-3 объединились в сводной форме — ЕФС-1. А на смену СЗВ-М с 1 января 2023 года пришёл новый отчёт — персонифицированные сведения о физлицах. Его следует ежемесячно не позднее 25 числа представлять в ФНС. Затем налоговая передаст данные в СФР.

Штрафы за нарушения порядка сдачи формы ЕФС-1 установлены ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

За несвоевременную сдачу отчёта или представление неполных и недостоверных сведений по каждому работнику, включая работников по ГПД, — штраф 500 рублей.

За несоблюдение порядка сдачи отчётов в виде электронных документов — 1000 рублей. Форму ЕФС-1 сдают в электронном виде, если численность сотрудников, включённых в неё, больше 10 человек.

С 1 января 2023 года ст. 17 уточнена положениями, когда штрафов можно избежать:

  • если уточнёнка по уведомлению об устранении имеющихся ошибок и несоответствий подана в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления;
  • если работодатель сам обнаружил ошибки в поданных сведениях и подал уточнёнку.

Штраф за непредставление сведений о трудовой деятельности предусмотрен п. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Штрафы за непредставление сведений о взносах на травматизм за каждый месяц просрочки составит 5% от начислений за последние 3 месяца в отчёте, суммарно не более 30% и не менее 1 000 рублей.

Штрафы за несдачу отчётности в Росстат

Несдача статистических сведений или предоставление недостоверных статистических данных — административное правонарушение. В соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ, оно грозит ИП или ООО административным штрафом.

Повторное нарушение влечёт за собой наложение ещё большего штрафа. При этом речь идёт не о случаях непредставления (либо представления с нарушением установленного срока) конкретной формы статистической отчётности, а о несдаче статотчётности в целом независимо от её вида.

Заплатив штраф, нарушитель по-прежнему будет обязан предоставить Росстату соответствующие отчёты.

Таблица: размеры штрафов за нарушения при сдаче отчётности в 2023 году

Вид отчётности Ответственность Организации Должностных лиц Дополнительно Отчётность в ИФНС Отчётность в СФР
Налоговые декларации и ЕРСВ 5% от не уплаченной по декларации (расчёту) суммы налога (взносов) за каждый полный и неполный месяц просрочки. Максимум — 30% от недоимки, минимум — 1000 рублей.(п. 1 ст. 119 НК РФ) Предупреждение или штраф 300–500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ) Возможно приостановление операций по счетам (подп. 1 п. 3; п. 3.2 ст. 76 НК)
Налоговые расчёты (кроме 6-НДФЛ)* 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) Штраф 300–500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ) Блокировка счёта не применяется
*К налоговым расчётам здесь относятся:

  • квартальные декларации по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранным организациям
6-НДФЛ 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня для подачи расчёта (п. 1.2 ст. 126 НК РФ) Штраф 300–500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ) Возможно приостановление операций по счетам (п. 3.2 ст. 76 НК)
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчётности 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) Штраф 300–500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ) Блокировка счёта не применяется
Персонифицированные сведения о физлицах 200 рублей Штраф 300–500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ)
ЕФС-1, подраздел 1.1 раздела 1 За просрочку или несдачу — предупреждение или штраф 300–500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
ЕФС-1, остальные подразделы раздела 1 За просрочку, несдачу или ошибки — 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) За просрочку или несдачу — предупреждение или штраф 300–500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ)
ЕФС-1, раздел 2

Субсидиарная ответственность контролирующих лиц компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, – очередной и окончательный «подход к снаряду» со стороны ВС (определение ВС от 10.04.2023 года №305-ЭС22-16424)

Вопрос многострадальный, который «долго и нудно» попеременно пытались решить ВС и КС, перекладывая друг на друга сомнительную пальму первенства.

Напомню, основная проблема взысания с контрролирующих лиц  (п.3.1. ст.

3 ФЗ Об ООО) сводилась к нескольким спорным моментам: должен ли быть «просужен» долг исключенной компании; что является основанием субсидиарной ответственности КДЛ: факт исключения из ЕГРЮЛ или действия контролирующих лиц, которые привели к невозможности погашения долга перед кредиторами; и — главное: какой стандарт доказывания предъявляется к кредитору исключенной компании, который объективно лишен возможности получить информацию о недобросовестных действиях КДЛ.    

В итоге в очередной раз «окончательно» высказался КС в постановлении от 7.02.

2023 года №6-П, установив некий баланс интересов между кредиторами и контролирующими лицами исключенных компаний в виде распределения бремени доказывания — исходя из оценки добросовестности поведения каждой из сторон.

            Но поскольку КС излагает свои Постановления очень витиевато «от сохи и со всеми святыми», Экономическая коллегия ВС решила адаптировать, уточнить и упростить позицию КС на примере конкретного дела.

По результатам был сформулирован следующий методической подход: заявители, которые обращаются с иском о привлечении к ответственности КДЛ (п. 3.1. ст.

3 ФЗ Об ООО) исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица, должны иметь судебное решение о взыскании долга (в противном случае им будет противопоставлена, как минимум, неразумность), кроме того, в отношении должника ранее не должна была вводиться процедура банкротства. Это что-называется базовые условия.

Далее судам следует оценить объективные возможности кредитора (заявителя) получить информацию о деятельности должника, в том числе о фактах, указывающих на действия, которые стали причиной непогашения долгов перед кредитором.

Отсутствие такой возможности, в принципе, презюмируется (откуда она может быть у стороннего кредитора), но ситуация может поменяться, если кредитор был, скажем миноритарным участником должника и имел доступ к документам (это, конечно, редкий случай).

Следующей и ключевой стадией алгоритма является предложение ответчикам разъяснить причины невозможности погашения долга с приложением необходимых документов. Их отказ (это обычная история) должен оцениваться, как недобросовестное поведение.

И вот тут развилка с некоторой неопределенностью: с одной стороны, отсутствие объяснений со стороны КДЛ исключенной компании является основанием для  удовлетворения ходатайства кредитора об истребовании документов (в порядке статьи 66 АПК), связанных с деятельностью должника (скажем, банковских выписок и/или налоговой отчетности). С последующим анализом причин недостаточности имущества должника для погашения требований кредиторов. С другой стороны, суд вправе просто переложить бремя доказывания на ответчиков, презюмируя, что именно их действиями вызвана неплатежеспособность компании, исключенной из ЕГРЮЛ.

Выбор варианта за низовыми судами.

Думаю, «в жизни» возникнет следующий совмещенный вариант: суды будут запрашивать по ходатайству заявителя какие-то документы и при наличии очень косвенных свидетельств недобросовестности КДЛ (скажем, перечисления в пользу однодневок, уклонения от взыскания дебиторской задолженности и т.д.) возлагать на них субсидиарную ответственность.

Почему вопрос ответственности КДЛ исключенных из ЕГРЮЛ компаний важен и почему его решение прошло долгий и тернистый путь?

Дело в том, что субсидиарная ответственность по п. 3.1. ст.3 ФЗ Об ООО является оптимальным способом избежать ненужных и обременительных банкротных процедур, когда у компаний нет имущества и единственный способ получить какое-то удовлетворение – выйти на взыскание с контролирующих лиц (а это бОльшая часть всех банкротных историй в РФ).

С другой стороны, вариант ликвидации компании путем исключения из ЕГРЮЛ весьма распространен и огромное количество предпринимателей имеют в своем «послужном списке» брошенные и исключенные из реестра компании, поэтому упрощение доказывания по таким спорам так долго откладывалось – плохо скажется на деловом климате. Ну а «деловой климат» — вещь священная, хотя бы в силу того, что его несколько раз в своих выступлениях упомянул президент.

 Но сейчас, видимо, лицам, принимающим решения, стало понятно, что пресловутый «деловой климат» — это не возможность безнаказанно уклоняться от погашения долга, периодически сворачивая один и начиная другой бизнес (ВВП – не это имел в виду и уже пояснил ))).

В нынешних условиях страна не может себе позволить массовой недобросовестности и безнаказанности, основанной на схемах разделения центров «прибылей» и «убытков» — а это, собственно, и есть генеральная и стратегическая схема ведения бизнеса в РФ вот уже лет 30. Набрал долгов – бросай.

Но ничто не вечно, с одной стороны, схемы с использованием «временных» компаний, накапливающих долги и «падающих» в банкротство, эффективно выявляются и преследуются с использованиям правовых позиций ВС (например, определение ВС от 25.09.2020 года №310-Эс20-6760). Теперь такой же подход будет и к тем, кто, минуя банкротства, тихо выпал из реестра.    

Топ‑12 изменений для бухгалтера с 2023 года

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединяют в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Сокращенное наименование новой структуры — СФР, Социальный фонд России.

Вот как изменится работа после объединения фондов:

  1. Появится единая предельная база для исчисления страховых взносов. Ее будут ежегодно индексировать, в 2023 году база составит 1 917 000 рублей (Постановление Правительства от 25.11.2022 № 2143). 
  2. Плательщиков переведут на единый тариф страховых взносов, он больше не будет делиться по видам страхования. Тариф — 30% в пределах единой базы и 15,1% сверх базы. Пониженные тарифы для МСП, IT-компаний и других льготников сохранятся.
  3. За работников на ГПД и большинство временно пребывающих иностранцев надо будет платить взносы по тому же тарифу, что и за остальных работников (ст. 425 НК РФ).
  4. Работники по ГПД смогут получать больничные и детские пособия. Но при условии, что в 2022 году за него заплатили не менее 4 833,72 рублей взносов на ВНиМ (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, письмо Минтруда от 05.08.2022 № 17-1/В-103). 

Есть изменения и в отчетности. Так как фонды объединили, отчетность по персонифицированному учету и взносам на травматизм тоже соединили в одну форму ЕФС-1. Она объединила в себе 4-ФСС, СЗВ-ТД, СИоЗП (для бюджетников), СЗВ-СТАЖ и ДСВ-3.

Форму СЗВ-М отменяют. Последний раз по ней надо отчитаться за декабрь 2022 года. СЗВ-М заменит новый ежемесячный отчет — персонифицированные сведения о физических лицах. Его нужно отправлять в ИФНС до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Смотрите разъяснения экспертов об объединении фондов в тематической подборке «Социальный фонд России: новые правила работы»

Читать →

С 1 января 2023 года произойдет обязательный переход на единый налоговый счет (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Это касается и организаций, и предпринимателей на всех системах налогообложения. 

Суть единого платежа такова: налогоплательщики перечисляют налоги, сборы, взносы, авансовые платежи, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением. Единый платеж и совокупная обязанность учитываются налоговиками на единых налоговых счетах плательщиков.

В совокупную обязанность входят налоги, взносы и другие платежи, которые нужно заплатить или вернуть в бюджет. На основании совокупной обязанности инспекция зачитывает ЕНП в счет обязательных платежей.

Деньги зачтут в определенной последовательности: сначала недоимки, затем текущие платежи, а потом пени, проценты и штрафы (п. 8 ст. 45 НК РФ). 

Информацию о совокупной обязанности инспекторы будут получать из вашей отчетности.

А если отчетность не предусмотрена или заплатить налог нужно до ее представления, в ИФНС следует направлять уведомление об исчисленных суммах.

При этом в 2023 году можно сохранить привычный порядок уплаты налогов и передавать в банк отдельные платежные поручения на каждое перечисление, но деньги все равно будут зачисляться на единый налоговый счет.

Подробнее о ЕНП читайте в нашей подборке «Всё про единый налоговый счет»

Читать → 

С 2023 года НДФЛ будем перечислять в составе единого налогового платежа — один раз в месяц. Но если плательщику удобно платить подоходный налог сразу же после удержания, он может так делать. Это не будет нарушением.

Удерживать подоходный налог придется при каждой выплате доходов. По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты. Это касается и аванса, для которого раньше датой получения считался последний день месяца. То есть НДФЛ теперь надо удерживать и с первой, и со второй половины зарплаты (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции).

Сроки перечисления НДФЛ тоже изменятся. С 2023 года подоходный налог надо платить в бюджет:

  • до 28 числа текущего месяца — если удержали налог с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего;
  • до 28 января — если удержали налог с 1 по 22 января;
  • до последнего рабочего дня в году — если удержали налог с 23 по 31 декабря.

Из-за новых правил некоторым работодателям может быть удобнее установить новые сроки выплаты и порядок расчета первой половины зарплаты. На этот случай у нас есть инструкция.

Налог по упрощенной системе налогообложения, как и другие налоговые платежи, теперь надо платить через ЕНП. Сроки уплаты налога и сдачи отчетности по УСН тоже изменили. Вот как теперь будем платить налог (п. 41 ст. 2 263-ФЗ, п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ):

  • годовой налог организаций — до 28 марта включительно;
  • годовой налог ИП — до 28 апреля включительно;
  • авансовый платеж — 28 числа месяца после отчетного квартала.

Организациям нужно отправить декларацию не позднее 25 марта следующего года, предпринимателям — не позднее 25 апреля.   

Кроме того, изменили лимит дохода для сохранения права работать на упрощенке с учетом коэффициента-дефлятора 1,257. Лимит по УСН в 2023 году — 251,4 млн рублей, лимит для повышенных ставок — 188,55 млн рублей. 

С 1 января 2023 года организации и ИП могут перейти на новый спецрежим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ). Но налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Основные ограничения по АУСН — доход до 60 млн рублей и численность работников до 5 человек.

Ставки на АУСН выше, чем на обычной упрощенке:

  • 8% — по объекту «доходы»
  • 20% — по объекту «доходы минус расходы».

Минимальный налог на АУСН — 3%.

На АУСН нет страховых взносов, нужно только раз в год перечислять фиксированный платеж на травматизм. В 2023 году нужно заплатить 2 217 рублей (Постановление Правительства от 25.11.2022 № 2146). Это за всю компанию, а не за одного сотрудника. Предприниматели не платят взносы за себя. Отчетность сдавать тоже не нужно. 

НДФЛ с зарплаты может рассчитывать и перечислять в бюджет ваш банк. Но для этого нужно ежемесячно отправлять ему данные о физлицах, их доходах и вычетах.

С 2023 года начнут действовать новые формы отчетности:

  1. По НДФЛ. Новый расчет 6-НДФЛ утвержден приказом ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/881@. Его нужно применять с отчетности за 1 квартал 2023.
  2. По страховым взносам. Новую форму РСВ утвердили приказом ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@. Его тоже применяем с 1 квартала 2023 года.
  3. По налогу на добавленную стоимость. Новый бланк декларации по НДС пока не утвердили, но уже опубликован проект приказа с изменениями. Предполагается, что новую форму будем заполнять уже с 1 квартала 2023 года.
  4. По налогу на прибыль. Новый бланк утвержден приказом ФНС от 17.08.2022 № СД-7-3/753@. Его надо применять с отчетности за 2022 год.
  5. По налогу на имущество. Обновления утвердили приказом ФНС от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@. Отчитываемся по-новому уже за 2022 год.

Разбор новых форм отчетности смотрите в подборке «Изменения в отчетности с 2023 года». Она постоянно пополняется

Читать → 

Налоги на имущество и на землю за 2023 год надо считать по кадастровой стоимости, которая не превышает значение по кадастру на 01.01.2022 (ст. 375, 391 НК РФ).

Декларацию по налогу на имущество за 2022 год сдаем по новой форме. В имущественную декларацию больше не нужно включать информацию по недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Сообщение об исчисленном налоге пришлет ИФНС. Если вы не согласны с расчетом инспекции, отправьте в ответ свои пояснения.

С 2022 года руководители организаций, ИП и нотариусы получают электронную подпись бесплатно — в Удостоверяющем центре ФНС. 

Для сотрудников введут новый порядок: вместо ЭП от организации они будут подписывать рабочие документы электронной подписью физлица. Эта подпись не привязана к организации, и чтобы ее использовать для отчетности, работнику понадобится машиночитаемая доверенность. 

Чтобы переход на новый формат работы прошел плавно и без сбоев, временно разрешили использовать сертификаты сотрудников. Переходный период по использованию квалифицированной ЭП продлили до 31 августа 2023 года.

Новых Федеральных стандартов бухучета с 2023 года не вводят. Но есть ФСБУ 14/2022 по нематериальным активам, который уже можно применять и который станет обязательным с 2024 года.

А в прошлом году ввели ФСБУ 6/2020, 26/2020, 25/2018, 27/2021 и установили для них переходные положения на 2022 год. Те, кто начал применять эти стандарты досрочно, прописали переходные положения в своей учетной политике. С 2022 года эти ФСБУ стали обязательными для всех — переходные положения утратили актуальность, их нужно исключить из учетной политики.

Кроме того, в 2022 году в некоторые стандарты внесли изменения:

  1. Капитальные затраты на нематериальные активы и на НИОКР по новому ФСБУ относятся к НМА. Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учету НИОКР, надо исключить из учетной политики.
  2. В ФСБУ 26/2020 внесли небольшие изменения по капвложениям в основные средства. Эти изменения можно применить досрочно. Применяете ли вы ФСБУ 14/2022 или нет, значения не имеет.

Если эти изменения касаются бухучета вашей организации, их нужно отразить в учетной политике.

С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличивают до 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. А еще новый показатель минималки нужно учитывать при расчете пособия по временной нетрудоспособности. 

Субъекты РФ могут устанавливать региональный минимум оплаты труда, но он не ниже федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Местные власти выпускают региональное соглашение: его положения распространяется на все организации в регионе, кроме федеральных бюджетников. Если регионального минимума нет, в регионе применяется федеральный МРОТ.   

С 1 января 2023 года изменится и величина прожиточного минимума (Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ). Вот значения на 2023 год:

  • на душу населения — 14 375 рублей;
  • для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
  • для пенсионеров — 12 363 рубля;
  • для детей — 13 944 рубля.

С 1 января 2023 года большая часть бизнеса освобождается от проверок (Постановление Правительства от 01.10.2022 № 1743). Если деятельность организации не относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, плановые проверки проводить не станут. Кроме того, не будут проверять:

  • предприятия, которые не относятся к опасным производственным объектам II класса опасности;
  • объекты, которые не относятся к гидротехническим сооружениям II класса.

До конца 2023 года бизнес освобождается от плановых контрольно-надзорных мероприятий по Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ о госнадзоре и муниципальном контроле и по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП.

С 2023 года нужно платить госпошлину за выдачу и продление лицензии по многим видам деятельности и по внесению изменений в реестр разрешений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Госпошлина за переоформление лицензии — 3 500 рублей. Если успеете подать заявление до конца 2022 года, госпошлину платить не придется (Постановление Правительства от 12.03.2022 № 353). 

Кроме того, с января 2023 года бизнес обязан подавать заявления для корректировки реестра разрешений по закону о лицензировании, если:

  • изменилось место нахождения юрлица из-за переименования географического объекта;
  • компания сменила название;
  • предприятие реорганизовали в форме преобразования, слияния или присоединения.

До конца 2022 года подавать такие заявления не надо. Бизнес освободили от этой обязанности.