Учет

Проверка поднадзорного сотрудниками полиции 2023

Никто не застрахован от визитов полицейских, именно поэтому важно обеспечить защиту бизнеса при проверках ОБЭП.

Проверка поднадзорного сотрудниками полиции 2023

У правоохранительных органов есть право делать комплексную выездную проверку бизнеса не чаще одного раза в три года. Обычно этим занимается специальное подразделение по борьбе с экономическими преступлениями.

Такой отдел может внезапно нагрянуть в компанию или офис к частному предпринимателю, если:

  • на бизнес поступила жалоба от клиента о нарушении его прав;
  • нужно проконтролировать устранение ранее выявленных нарушений;
  • ОБЭП нужно исполнить специальный приказ и компания под него подпадает;
  • на бизнес есть жалоба или поступила информация от СМИ о серьезном причинении вреда окружающей среде или здоровья местному населению, либо есть подозрение о нанесении ущерба культурному наследию страны/отдельного региона.

Но к предпринимателю просто так не приходят. Обязательно должно быть сообщение о визите сотрудников полиции за три рабочих дня при плановой проверке, и за сутки при внеплановом визите.

Полиция должна получить доказательства совершения экономического преступления. Такую информацию можно добыть из бухгалтерской отчетности и первичной отчетности, поэтому проверяют первичные и учредительные документы компании.

Еще при визите могут сделать обыск офиса и устроить допрос сотрудников, руководителей.

Поэтому важно заранее позвонить адвокату и заказать сопровождение полицейской проверки –получить гораздо более эффективную защиту при проверках ОБЭП от возможных противоправных действий.

Целью проверок бизнеса будет выявление предпринимателей – нарушителей отраслевого и коррупционного законодательства. Внеплановые проверки ОБЭП организуют, если поступила информация об экономическом преступлении либо если:

  • у полиции есть информация от налоговой о совершенных нарушениях;
  • необходимо провести доследственную проверку в отношении контрагента;
  • есть подозрения на совершение финансовых действий фирмой-однодневкой с целью уклонения от уплаты налогов;
  • конкурент или бывший сотрудник подал заявление в полицию;
  • предприниматель работает с госконтрактом;
  • между собственниками возник корпоративный конфликт, который не урегулировали в специальном договоре, либо провели рейдерский захват бизнеса.

На практике проверяют офис компании и внутренние документы, но для этого должны быть веские основания. Им считается наличие у сотрудника ОБЭП специального рапорта на имя руководителя подразделения, где сообщается о готовящемся преступлении.

В этом рапорте сотрудник экономического отдела полиции сообщает о предполагаемых гражданах, которых нужно привлечь к уголовной ответственности. Обычно это первые лица компании и главный бухгалтер, но могут назвать и других топ-менеджеров.

До визита в офис компании сотрудники ОБЭП проводят оперативно-розыскные действия.

  • Получение данных от налоговой, включая информацию о расчетных счетах в банках. Полиция тесно сотрудничает с ГИБДД и Росреестром, откуда получает сведения о недвижимости и транспорте компании.
  • Проверочные закупки продукции. Заключается договор с конкретными условиями, и клиент просит выписать счет. После внесения предоплаты предпринимателю сообщают о контрольной закупке от МВД и вручают документ на исследование товара.
  • Прослушивание телефонных звонков и изучение сообщений в электронной переписке, а также соцсетях.

Но на эти розыскные действия у сотрудника должно быть получено специальное постановление, иначе суд признает проведенные мероприятия недопустимыми.

Кроме того, встречались случаи, когда правоохранительные органы специально возбуждают уголовные дела в отношении руководства или учредителей компании. Оперативно-розыскные мероприятия могут блокировать повседневную бизнес-рутину и в дальнейшем через подставных рейдеров захватить бизнес.

На руководство могут оказывать давление и через возбуждение уголовных дел по различным статьям УК РФ, в практике встречается даже обвинение в сексуальных домогательствах к малолетним.

Оперативно-розыскная деятельность в отношении бизнеса должна вестись с учетом норм двух законодательных актов – ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ.

Проведение проверки ОБЭП занимает до двух месяцев. Но ее могут продлить и на три месяца, при этом обязательно должно быть решение начальника отдела полиции по экономическим преступлениям.

Согласно законодательству, об оперативно-розыскной деятельности у полиции есть ряд полномочий при проверках компаний и ИП.

Еще до того, как полиция возбудила уголовное дело в отношении предпринимателя, ее сотрудники могут:

  • осматривать место происшествия;
  • запрашивать объяснения или образцы для сравнительной экспертизы;
  • изымать документы компании и вещи, относящиеся к бизнесу;
  • участвовать в назначении и производстве производстве судебной экспертизы;
  • осматривать предметы и документы, проводить освидетельствование сотрудников компании;
  • проводить проверку документов с привлечением специалистов.

В законодательстве прописаны четкие основания для проведения проверки до следственных мероприятий:

  • в полицию должно поступить заявление об экономическом преступлении;
  • подозреваемый в совершении должен лично явиться в следственные органы и заявить о явке с повинной;
  • должны иметься другие сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, например, у следователя должен лежать рапорт о признаках преступления;
  • прокурор должен вынести постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования.

Кроме того, сотрудники полиции могут проводить опросы и очные ставки, опознавать граждан, делать судебную экспертизу, накладывать арест на корреспонденцию и ее получение, прослушивать и записывать телефонные переговоры.

Если вы считаете, что полиция провела проверку бизнеса с нарушением законодательства либо не должна была совершать определенные действия, на проверяющих можно подать жалобу. Жалоба подается начальнику территориального полицейского отдела, прокурору либо в суд.

Напоминаю, что за взятку сотрудникам полиции грозит уголовная ответственность. Но уголовное дело могут возбудить и в отношении давшего взятку предпринимателя. Если полицейский намекнул о взятке или получил ее от вас, обратиться можно в отдел Следственного комитета по региону, местный отдел УФСБ, либо Управление собственной безопасности ГУ МВД.

Но предприниматель может быть освобожден от уголовной ответственности, если активно будет содействовать следствию в раскрытии данного преступления либо заявил о даче взятки добровольно.

У сотрудников полиции есть и ограничения при проведении проверок бизнеса.

  1. Не обязаны проверять выполнение нормативных актов, не относящихся к полномочиям полиции.
  2. Не проверяют компанию при отсутствии должностного лица, ответственного за контакты с госорганами. Исключение составляют случаи причинения вреда окружающей среде или местному населению, либо возникновения природных и техногенных катастроф.
  3. Не требуют документы и образцы продукции, если они не относятся к конкретной проверке.
  4. Не изымают образцы продукции без оформления специального протокола.
  5. Не распространяют полученную во время проверки информацию, за исключением случаев, указанных в законодательстве.
  6. Не затягивают сроки проведения проверки ОБЭП.

Свои права есть у предпринимателя или представителей компании:

  • могут присутствовать на проверке и давать пояснения по вопросам проверяющих;
  • можно запросить информацию по итогам проверки;
  • можно изучить ее результаты и сделать отметку об этом в акте проверки. А также указать жалобы на действия сотрудников;
  • обжаловать действия полиции, если были нарушены права предпринимателя либо его сотрудников;
  • обратиться за содействием к Уполномоченному по правам предпринимателей при Президенте РФ.

Напоминаю, что предприниматель и его сотрудники должны давать показания полиции при проведении проверок добровольно. Если полиция нарушает законодательство в этой части процедуры, то сошлитесь на ст. 51 Конституции России. Эта норма гарантирует право допрашиваемого и его близких не давать показания против себя.

Присутствие адвоката во время проверок ОБЭП сводит противоправные действия к минимуму.

Полицейская проверка – это вид оперативно-розыскных мероприятий в отношении бизнеса с целью выявления нарушений законодательства, в том числе уголовного. Полиция может прийти даже к добросовестному предпринимателю, поэтому важно вовремя воспользоваться услугами адвоката.

Подробный регламент проведения обыска в компаниях можно найти в Уголовно-процессуальном кодексе, в данной статье я приведу стадии проверок и как можно защититься предпринимателю от неправомерных действий правоохранительных органов.

1. При визите ОБЭП попросите у сотрудников их удостоверения и запишите их данные, это поможет в дальнейшем подать жалобу на неправомерные действия конкретных проверяющих. Сообщить свои данные – это прямая обязанность сотрудников ОБЭП, поэтому простого показа удостоверения недостаточно. Вам должны дать время на запись сведений.

У полицейских должно быть при себе постановление о проверке с номером из книги учета постановлений. Рекомендую обязательно знакомится с документом, в законе есть возможность отказаться от изучения постановления и личного присутствия на проверке. Проверяющие должны зафиксировать ваш отказ.

Основанием для проведения процедуры может быть судебное решение. В любом случае в документе должно быть:

  • указание на того, кто назначил проверку;
  • на тип проверки – например, могут обследовать офис компании, изъять документы или провести обыск;
  • должность и ФИО проверяющих;
  • сведения о проверяемой компании. Это особенно важный пункт, который может послужить поводом для подачи жалобы на протокол проверки. Если в реквизитах компании есть неточности, ее представитель может не пускать проверяющих в офис. Либо потом подать официальную жалобу на действия проверяющих.

Далее работнику компании, принимающему проверку, нужно уточнить данные сотрудников ОБЭП из постановления или судебного решения, если есть малейшее расхождение – проверка будет незаконной. Если документы не показывают, можно вызвать службу спасения по телефону 112. Сделать такой звонок лучше при проверяющих.

Полицейские должны запросить документы о полномочиях должностных лиц компании, ответственных за контакты с проверяющими органами.2. Проверяющие сотрудники должны не препятствовать законному представителю компании присутствовать при проверке и разъяснить его права. Если этого не сделано, это будет дополнительным поводом заявить о незаконности следственного мероприятия.2.     

Обследовать помещения компании должны в присутствии понятых и представителя компании. ОБЭП может изъять видео- и фототехнику, оргтехнику, документы компании, личные вещи сотрудников. Но все это обязательно должно быть изложено в протоколе.

3. Подписать акт о проведении обследования нужно представителю компании, понятым и полицейским. При проверке могут присутствовать другие лица, нужно упомянуть их в документе.

Важно! Обследование помещений не является обыском, полиция не должна их вскрывать. Если полицейские открыли помещение, это уже будет другой тип проверки, на которую должно быть вынесено соответствующее постановление или акт.

При обследовании сотрудники полиции могут изъять только копии документов компании, заверенные печатью и подписью ее представителя.

Но если полиция обоснованно считает, что оригинал может быть уничтожен, его тоже могут забрать.

Изъятие документов обязательно нужно отразить в специальном акте, который необходимо заверить подписью понятых, сотрудников полиции и представителей компании, участвующих в проверке.

Понятыми должны быть лица, не участвующие в проверке и не заинтересованные в ее результатах. Полицейские не допускаются к обследованию в качестве понятых.

Понятые должны удостоверить действия сотрудников полиции в специальном акте. Им сообщается содержание действий проверяющих и их результаты. Понятым можно делать замечания, которые тоже должны быть отражены в акте о проведении обследования.

По итогам проведения полицейской проверки (напомню, она занимает 2-3 месяца) выносится специальный акт, который составляется и в том случае, если никаких нарушений не выявлено. В последнем случае ОБЭП должен отказать в возбуждении уголовного дела и вынести об этом соответствующее постановление.

Акт проверки регистрируется в Журнале регистрации актов и составляется в четырех копиях, которые подписывают все участники мероприятия. После его подписания проверку можно считать законченной.

Одну копию акта полиция передает представителю компании под расписку о принятии документа. Если представитель не может принять акт по уважительным причинам (болезнь, командировка), то сотрудник полиции делает об этом специальную отметку и отправляет документ заказным письмом по почте не позднее дня, следующего за датой окончания проверки.

При наличии административного правонарушения полицейские должны составить протокол, который и будет основанием для назначения штрафа.

В нем указывают:

  • обстоятельства, которые привели к нарушению;
  • доказательства нарушения;
  • конкретные нормы законодательства, которые нарушил предприниматель.

Обжаловать вынесенный акт полиции можно в течение 10 дней, после чего предприниматель должен понести соответствующее наказание.

Кроме того, предприниматель может написать замечания в протоколе осмотра помещения или изъятия документов и указать, что:

  • сотрудники не предоставили постановление о проведении проверки;
  • отсутствует согласие предпринимателя об изъятии документов, которые не относятся к материалам проверки.

Рекомендую предпринимателям изучить свои права и выстроить точную схему действия при визите сотрудников правоохранительных органов. Будет плюсом, если с уголовно-процессуальным кодексом ознакомятся ключевые работники компании, которые могут стать свидетелями при проверке либо подозреваемыми.

Напоминаю, что предприниматель или его сотрудники не должны мешать полицейским проводить проверку, иначе ОБЭП воспримет это как препятствование предварительному следствию, и предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 294 Уголовного кодекса. Возможным наказанием будет штраф до 80 000 рублей или арест сроком на шесть месяцев.

Рекомендую при визите полицейских зафиксировать проверку в специальном журнале, который должна вести каждая компания или ИП. Если реальных оснований для проверки нет, то мероприятия могут на этой стадии прекратиться.

Желательно снимать видео при осмотре офиса, это послужит доказательством любых нарушений, если они возникнут. Видеодоказательство нужно будет приложить к жалобе на протокол ОБЭП. Еще нужно скопировать документ о назначенной проверке.

Обязательно дождитесь адвоката, это поможет сориентироваться на допросе у полицейских.

Передавать документы проверяющим нужно только при наличии соответствующих оснований и в присутствии понятых. Передаваемые документы обязательно фиксируйте в специальной описи, которую должны заверить обе стороны проверки.

Фиксируйте в отдельном документе все замечания и претензии к работе проверяющих. А если обнаружили неточности в протоколе, то нужно писать замечание об ошибке.Обращаю внимание, что никаких штрафов на период проведения проверки предпринимателю или компании не назначают.

А если возьмут какую-то сумму, можно подать жалобу о взятке.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».(А)

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 31.03.2023

Интервью. Проверки с участием полицейских. Как, когда и почему?

Нередко инспекторы ФНС проводят выездные налоговые проверки совместно с представителями правоохранительных органов. В каких случаях это возможно, есть ли у полицейских дополнительные полномочия во время проведения контрольных мероприятий? На эти и другие вопросы в интервью журналу «Расчет» ответила Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры».

Расчетливая подписка! Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

— В каких случаях налоговые инспекторы привлекают полицейских для совместных проверок?

Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов регламентируется совместным приказом МВД и ФНС. По общему правилу,  представители МВД приходят на проверку с налоговым органом на основании мотивированного запроса от инспекторов.

Запрос может быть направлен либо до начала выездной проверки, либо уже во время ее проведения. Основаниями для направления запроса может быть несколько причин. Например, возможное нарушение компанией законодательства о налогах и сборах.

Это основание возникает чаще всего. 

Известно, что налоговые органы в настоящее время не выходят на проверку, когда у них нет достаточных оснований полагать, что они в ходе контрольного мероприятия обнаружат нарушения, скорее всего, ревизоры уже предполагают, какие именно несоответствия НК РФ найдут в деятельности организации. 

Вторым основанием направления запроса на проведение совместных контрольных мероприятий с полицейскими является назначение выездной проверки на основании материалов о нарушениях фискального законодательства, направленных органами внутренних дел в налоговый орган. 

Еще одно основание – это необходимость привлечения сотрудников полиции на мероприятия налогового контроля, например, на выемку или осмотр. Также органы внутренних дел привлекаются для обеспечения безопасности здоровья и жизни самих инспекторов.

Почти все проверки, которые связаны с необоснованной налоговой выгодой, сопровождаются сотрудниками правоохранительных органов.

В этом случае у ревизоров есть основания полагать, что будут произведены доначисления по однодневкам, это является одной из самых распространенных причин для привлечения полицейских.

— Как часто проходят совместные проверки МВД и ФНС?

8 из 10 проверок сегодня проходят совместно с привлечением сотрудников полиции. Показатель довольно большой. Это связано с уже перечисленными причинами привлечения на контрольные мероприятия полицейских. 

— Какими документами оформляется привлечение полицейских к проверке?

По правилам сотрудников МВД ревизоры должны включить в проверяющую группу. 

— Вернемся к ситуациям с однодневками. Если такие компании стали основанием для назначения проверки, то ревизоры привлекают полицейских потому, что в этом случае есть уголовное преступление?

Именно так! Более того, когда речь идет об особо крупном размере доначислений, то в 99% случаев сотрудники полиции включаются в группу проверяющих. 

Примечательно, что еще в 2017 году вышли методические рекомендации, опубликованные совместно ФНС и Следственным комитетом. В документах даны инструкции по исследованию и доказыванию фактов умышленного ухода от налогов.

И даны рекомендации о том, что акт должен писаться языком обвинительного заключения. И именно с этого момента началось сближение силовиков с налоговиками, в том числе более частое включение в состав проверяющей группы полицейских.

Возможно, это связано еще и с тем, что в таких случаях сразу после налоговой проверки будет возбуждено уголовное дело. 

Поэтому силовики сразу собирают и доказательства своей позиции. Такой подход мотивирует бизнес доплатить сумму доначислений по результатам проверки.

— В последние несколько лет много говорилось о том, чтобы сократить уголовное давление на предпринимателей. 

Действительно, такие разговоры ведутся. Тем не менее мы видим увеличение числа случаев, когда на бизнес оказывается давление. Более того, по многим эпизодам правоохранительные органы работают даже без налоговых инспекторов, они возбуждают уголовные дела без проверок. Число таких случаев также увеличивается.

— В каких случаях к налоговым проверкам присоединяются представители Следственного комитета? 

В проверках всегда участвуют только полицейские, представители Следственного комитета не принимают участие в контрольных мероприятиях. СК занимается возбуждением и расследованием уже возбужденного уголовного дела по статье 199 НК РФ. 

  • Оперативники в составе проверяющих помогают собирать доказательства совершенного преступления, а потом, уже после вынесения акта и решения по налоговой проверке, эти материалы, если налогоплательщик не заплатил доначисленные ему суммы, передаются в Следственный комитет для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 
  • Когда следователям из СК РФ нужно получить дополнительные сведения, они дают поручение оперативникам, в некоторых случаях это может произойти даже в случае, если налоговой проверки нет.  
  • — Когда проверки начинаются без участия налоговых инспекторов?

Например, в случае, когда оперативники «накрывают» какие-то площадки по обналичиванию денег. Они могут возбудить дело по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». По выпискам они определяют, кто пользовался услугами этой фирмы. После чего присылают компаниям так называемые «письма счастья» – запросы с просьбой явиться и предоставить документы и пояснения. 

— Отличаются ли чем-то проверки с участием силовиков и без них?

Конечно, в первую очередь – психологическим аспектом. При том, что в действительности Налоговый кодекс не предоставляет сотрудникам правоохранительных органов каких-то полномочий, отличных от полномочий инспекторов. Тут стоит обратить внимание, что в части проведения мероприятий на территории налогоплательщика никаких дополнительных прав у полицейских нет. 

Тем не менее сотрудники правоохранительных органов, привлеченные к контрольному мероприятию, могут пользоватьсясвоими полномочиями. Правда, эти полномочия не всегда нужны. Когда сотрудники правоохранительных органов просто физически появляются  на проверке либо при проведении осмотра или выемки, это действует на представителей компании исключительно эмоционально. 

— С полицейскими на проверке сотрудники компании могут столкнуться в своем офисе или есть еще какие-то случаи, когда правоохранители взаимодействуют с налоговыми инспекторами?

Да, есть – во время допросов. Часто бывает так, что свидетель, которого вызвали на допрос в инспекцию, не пришел на встречу с ревизорами. Тогда включенные в группу сотрудники правоохранительных органов отправляют вызов от своего лица, свидетель, испугавшись, конечно, приходит. 

Обычно на встрече находится и налоговый инспектор, ранее отправлявший повестку от своего имени, которая была проигнорирована. 

— Сотрудник правоохранительных органов вызывает на допрос свидетеля в налоговую инспекцию или в полицейский участок?

По-разному, как правило, свидетеля приглашают в участок. Но сам допрос является спорным моментом, если он проходит в рамках выездных налоговых проверок.

Проблема заключается в том, что допрос может проводить только налоговый инспектор, сотрудник полиции может допрашивать свидетеля в рамках расследования уголовного дела, то есть тех полномочий, которые даны правоохранителям отдельно от налоговых проверок. 

  1. — Свидетель же должен подписать протокол, разве он не может настоять на указании в документе всех участников допроса?
  2. В случае если в протоколе допроса не будут указаны все участники допроса, следует зафиксировать эту информацию в замечаниях к протоколу.
  3. — Налоговые юристы могут присутствовать на совместных с полицейскими допросах?

Любые показания в налоговом органе свидетель может давать в присутствии налогового юриста или адвоката. Главное – грамотно оформить полномочия. При этом присутствие налогового юриста или адвоката на допросе в налоговой инспекции зависит от желания свидетеля.

Если речь идет о вызове свидетеля в полицию в связи с проводимой налоговой проверкой, мы настоятельно рекомендуем изучить текст повестки на предмет того, какие в нем указаны основания для вызова, и проконсультироваться с налоговым юристом или адвокатом перед таким походом. 

О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий

  • Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».
  • В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:
  • принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);
  • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);
  • выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);
  • осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);
  • пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).
  • При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).
  • Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.

В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).

Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.

Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.

№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).

В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).

Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.

Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет (www.mvd.ru), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (подпункт «в» пункта 13 Правил)

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

  • Проверка ОЭБиПК
  • Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.
  • Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП
  • Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.
  • В статье даны ответы на вопросы:
  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика-смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ-смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на  консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено.

В каждом округе Москвы — ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются  свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по  линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д.

6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании.

При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует «вежливо» в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации.

Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

  ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача — выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2020, 2021 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые «Внеплановые проверки ОБЭП» — это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях.

Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности  за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.