Учет

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции 2023

Сегодня в России начинаются необычные весенние каникулы — из-за карантина дату их окончания определят региональные власти. Если ситуация не изменится, то большинство детей не вернется в школу, а продолжит обучение из дома.

Как узнал “Ъ”, руководство ряда школ обязало преподавателей даже во время каникул ежедневно приходить в классы, чтобы подготовить процесс дистанционного обучения. Вести онлайн-уроки преподавателям также предлагают из пустых классов.

Учительский профсоюз говорит об угрозе для здоровья преподавателей и указывает, что из-за онлайн-образования нагрузка на учителей сильно выросла.

Министерство просвещения объявило, что 23 марта большинство российских школ уходят на каникулы. Отметим, что это не касается школ, где учатся по триместрам (каникулы начнутся 1 апреля) и по системе «пять недель учебы — неделя отдыха» (там возьмут перерыв с 6 апреля).

Когда каникулы закончатся, решить должны регионы, но крайним сроком установлено 12 апреля. Впрочем, в Петербурге, Ленобласти и Чувашии уже заявили, что школьники должны вернуться к занятиям 30 марта. Но это не означает, что ученики снова сядут за парты — их будут учить дистанционно.

Подготовить этот процесс школы должны как раз за время перерыва.

Из-за этого, как выяснил “Ъ”, во многих учебных заведениях преподавателей обязали приходить на работу даже во время каникул: готовиться к дистанционному обучению заранее. Такие школы не собираются и позже переводить учителей на «удаленку».

«Коллеги говорят, что в некоторых московских школах их знакомых учителей отпустили домой, но вот у нас категорически нет,— сетует учитель школы в ЮАО.— Даже беременным не разрешили просто взять и работать из дома, им предложили написать отпуск». «У нас дистанционное обучение поделили на две части.

Электронную, когда мы должны будем просто в классе сидеть каждый день и загружать в интернет задания, и онлайн — каждый преподаватель не менее одного раза в две недели должен провести видеоурок на платформе Zoom,— рассказала учительница школы.— Нас даже не спросили, готовы ли мы каждый день делать это из школы.

Просто поставили перед фактом: «Вы все поняли?»». «Зачем в школах-то заниматься, у них что, стены святые?» — недоумевает другой столичный преподаватель.

Четыре учителя из разных московских школ независимо друг от друга заявили “Ъ”, что их руководство объяснило необходимость вести дистанционное обучение «рекомендациями департамента образования города Москвы». В департаменте не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.

«У нас нет такого ограничения,— заявила “Ъ” директор московской школы №158 Зоя Чернышева.— Учителя в XXI веке имеют возможность заниматься онлайн, давать задания и вести уроки из дома и тем более удаленно прикреплять материалы к «Московской электронной школе»».

Директор одной из крупных школ в ЦАО напомнила “Ъ”, что каникулы не касаются детских садов, которые тоже могут входить в структуру образовательных комплексов. Кроме того, родители многих учеников первых-четвертых классов работают вне дома и не могут найти кого-то для присмотра за детьми в это время.

Для таких учащихся школа даже на время каникул организует «дежурные группы». «Получается, что у нас учителя заняты во всех уровнях образования, мы должны обеспечить бесперебойное обучение детей»,— сказала директор.

По ее словам, если учитель «категорично» хочет работать во время эпидемии только из дома, то такой вопрос будет рассмотрен индивидуально, «если не помешает учебному процессу».

Преподаватели нескольких школ Санкт-Петербурга подтвердили “Ъ”, что их заставили находиться в здании и во время каникул, и после них. По решению родителей часть детей все же продолжат посещать учебное заведение после каникул, и опрошенные “Ъ” учителя этим крайне недовольны.

По их словам, это подвергает опасности здоровье детей и учителей, и к тому же придется один урок фактически вести дважды. «У меня пять человек будут сидеть в классе, я им должна провести урок, а потом придумать задание для удаленщиков,— жалуется преподаватель.

— Да еще меня просят записать на видео урок, на что совсем нет времени. Это двойная работа, за которую нам не платят».

В некоторых пермских школах педагоги будут ходить во время каникул в школу, чтобы освоить технологии для удаленных уроков. «Каждому выдали планшеты, два дня учились работать с ресурсами, прикреплять задания. Это все небыстро, некоторые не знают, какие кнопки жать,— говорит преподаватель гимназии №7.— Самые большие трудности будут с проверкой.

Сложно вносить какие-то правки в работу, особенно если ее прислали не в Word, а сфотографировали рукописный текст. Видеоуроки тоже планируем. Для учебного процесса это лучше, конечно, чем просто выкладывать задания. Но мне как педагогу будет сложно говорить в пустоту — дети меня видеть будут, а я их нет».

Директор воронежской школы №102 Алексей Фактор подтвердил, что преподаватели должны будут посещать школу. «Учителя — это люди с высокой гражданской ответственностью. В свою очередь, мы закупили для них маски, дистанционный термометр»,— сказал он. Возможность работать из дома будет предоставлена «в заявительном порядке».

А вот директор екатеринбургской гимназии №10 Алексей Бабетов сам рекомендовал учителям работать удаленно: «Учителя могут приходить по одному-два человека, чтобы забрать методические материалы для урока. Предполагается, что на время дистанционной формы обучения в школе будут находиться четыре-пять сотрудников».

По его мнению, главной проблемой дистанционного обучения является методика преподавания. «Мы планируем давать по три урока в день, потому что ученикам самостоятельно сложнее разобраться в материале. Также необходимо разработать памятки для родителей о том, как они должны организовать время своих детей.

А также для учителей, которые стараются давать как можно больше домашнего задания и материала, чтобы наверстать программу»,— рассказал он, отметив, что дистанционное образование сложнее всего будет вести для первых и вторых классов, где дети самостоятельно с учебной программой справиться не могут, а также в пятых и шестых классах, где необходима методическая помощь учителей.

Двое учителей школ Ростова-на-Дону, с которыми удалось пообщаться “Ъ”, рассказали, что руководство еще не сообщало им о продлении каникул и переходе на дистанционное обучение. «Мы читали новости в СМИ и соцсетях, но все еще ждем официальных заявлений от начальства.

Пока спокойно работаем по плану»,— рассказала “Ъ” одна из собеседниц.

В министерстве образования региона сообщают, что в настоящее время ведомство ждет документы от федеральных властей, после получения которых сотрудники смогут подготовить распоряжения для местных образовательных учреждений.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал “Ъ”, что к ним уже поступали от учителей жалобы на требование находиться в школе во время дистанционного обучения. «Проблема не только в том, что учителям придется подвергать свое здоровье опасности,— говорит господин Луховицкий.

— В некоторых школах может просто не хватить компьютеров, чтобы каждый учитель вел весь день уроки онлайн и проверял задания». Профсоюз составил для учителей типовое заявление с просьбой перевести на работу дистанционно. Организация отмечает, что онлайн-обучение приведет к дополнительной нагрузке на преподавателей.

«У меня было сегодня пять уроков перед экраном, потом я должен проверять весь вечер задания,— говорит господин Луховицкий.— Логично, что такая работа должна быть оплачена дополнительно». Письмо с предложениями профсоюз направил главе Минпросвещения Сергею Кравцову.

В Минпросвещения “Ъ” заявили, что «каждый регион сейчас разъясняет тонкости работы исходя из ситуации внутри региона».

Напомним, ранее “Ъ” сообщал, что к новому формату обучения претензии есть и у родителей: не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов.

Проблемы возникли также в семьях, где родители работают удаленно и используют для этого домашний компьютер.

Помимо этого, родители жалуются на возросшую нагрузку из-за дополнительного объяснения материала детям и помощи в выполнении домашнего задания, которое детям дистанционно присылают в большем объеме.

Анна Васильева; Анастасия Реутова, Екатеринбург; Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург; Екатерина Артемова, Пермь; Андрей Прах, Воронеж; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции 2023

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Учителей принуждают дежурить на входе в школу с термометром. Это законно?

Термометрия в школах вызывает много вопросов. Кто-то из родителей считает ее бессмысленной, кто-то — даже опасной. Но, так или иначе, каждое утро в школах на входе детей встречает учитель с градусником в руке. А есть ли правовые основания принуждать педагогов к подобным дежурствам? Разбираемся вместе с Юрием Варламовым, юристом профсоюза «Учитель».

Вопрос: Сейчас в школах учителей принуждают дежурить за час до начала уроков с термометром (то, что это время не оплачивается, — особая тема для недовольства). Я не исключение. Меня с мокрыми ногами после дождя поставили на вход с сильным сквозняком.

https://www.youtube.com/watch?v=N9ua_M1kU5I\u0026pp=ygVt0JTQvtC70LbQvdGLINC70Lgg0YPRh9C40YLQtdC70Y8g0LTQtdC20YPRgNC40YLRjCDQsiDRiNC60L7Qu9C1INCyINC_0LXRgNC40L7QtCDRgdCw0LzQvtC40LfQvtC70Y_RhtC40LggMjAyMw%3D%3D

Пока я измеряла температуру для галочки (вся эта липовая система направлена только на избежание штрафов, и никакой безопасностью тут не пахнет, ибо градусник стабильно показывает 33–35 градусов, что невозможно!), я сама простудилась, и у меня поднялась температура. Уроки я еле-еле отвела, на следующий день слегла с болью в горле, кашлем. Потратила немало средств на лекарства, плюс из-за больничного у меня будет меньше зарплата.

С каких пор из-за подобной липовой заботы о здоровье под прицелом Роспотребнадзора школы стали пренебрегать здоровьем учителей? У нас в школе уже 9 человек на больничном, работать некому. Есть ли правовое основание принуждать учителей стоять на входе с градусниками?

Ответ: В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.

2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» к другой части педагогической работы преподавателя относятся периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

В этом же документе говорится о том, для каких целей такие дежурства организуются: в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Как следует из прямого толкования этих положений приказа, привлечь учителя к процессу термометрии при организации дежурства нельзя

Более того, в следующем же пункте этого приказа говорится о временных пределах привлечения к дежурству педагога: «В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия». Соответственно, требование приходить в школу за час до начала занятий также не будет соответствовать законодательству.

Сам по себе факт проведения термометрии в образовательных учреждениях г. Москвы основан на применении временных требований к организации работы образовательных организаций в условиях сохранения риска распространения коронавирусной инфекции (утв. Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 21 августа 2020 г. № 269).

В свою очередь, приказ опирается в своих требованиях прежде всего на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.½.4.

3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, Департамент образования совершенно правомерно возложил на образовательные организации ответственность за проведение термометрии в зданиях. Однако это не значит, что директор школы вправе бесплатно и без дополнительного письменного согласия привлекать для выполнения этой работы учителей.

Представляется, что единственным законным способом обеспечить выполнение этого требования с точки зрения соблюдения трудовых прав учителей было бы либо возложение дополнительных обязанностей на дежурного администратора, либо (после истребования письменного добровольного согласия) на учителей.

В любом случае выполнение таких дополнительных обязанностей должно сопровождаться соответствующими компенсационными выплатами.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Shutterstock

Дежурства учителей в школе: кто может быть назначен дежурить, на какое время и в какие дни?

В этой статье мы не будем рассматривать школы с круглосуточным пребыванием детей, а рассмотрим самые обычные, массовые школы.

Согласно приказу 536, рабочее время учителя состоит из двух частей:

  • нормируемая часть педагогической работы, которая определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия, перемены и «динамическую паузу» в 1 классе. Эта нагрузка регулируется расписанием занятий.
  • другая часть педагогической работы
    • включенная в должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками (в рамках оклада);
    • дополнительная работа, непосредственно связанная с образовательной деятельностью, выполняемая с письменного согласия работника, за дополнительную плату.

Эта «другая часть педагогической работы» предусматривает периодические кратковременные дежурства в организации, в т.ч. дежурства на переменах.

Правила организации таких дежурств (пункт 2.3 приказа №536):

  • необходим локальный нормативный акт, регулирующий дежурства;
  • запрещено допускать случаи длительного дежурства работников;
  • запрещены дежурства в дни, когда учебная нагрузка учителя отсутствует или незначительна;
  • в дни дежурств дежурство учителя начинается не ранее 20 минут начала занятий учителя и заканчивается не позднее 20 минут окончания последнего занятия учителя (а не школы или класса).

Как быть, если требуется дежурить не учителю-предметнику, а классному руководителю?

Классное руководство — это дополнительный вид работы, на который соглашается учитель письменно и на условиях дополнительной оплаты. Это не «вторая должность» учителя, а, как правило, «внутренне совмещение», то есть это нагрузка не сверх часов ставки учителя, а в рамках этих часов.

Таким образом, время выполнения функций классного руководителя также ограничивается расписанием занятий учителя и его нагрузкой, а также  планами и графиками работы школы, утвержденными локальными актами организации в установленном в трудовым законодательством порядке и в соответствии с приказом 536.

Подробнее вопрос рабочего времени классного руководителя обсуждается здесь.

При этом важно понимать, что приказ рекомендует предусматривать для учителей и педработников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Дежурство в воскресенье и праздничные дни

В трудовом договоре учителя написано, какая у него продолжительность рабочей недели, какие дни — выходные. Как правило, выходной день — воскресенье или суббота и воскресенье («методический день» не является выходным днем). Также выходными днями являются государственные праздники.

  • В выходные дни учитель не работает ни как учитель, ни как классный руководитель.
  • Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, перечисленных ниже.
  • Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений.
  • Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Подробнее.

От автора: у меня есть несколько вопросов по организации труда учителя, в более сложных ситуациях, поэтому выслушаю ваши комментарии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

https://www.youtube.com/watch?v=N9ua_M1kU5I\u0026pp=YAHIAQE%3D

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции 2023

Термометрия в школах вызывает много вопросов. Кто-то из родителей считает ее бессмысленной, кто-то — даже опасной. Но, так или иначе, каждое утро в школах на входе детей встречает учитель с градусником в руке. А есть ли правовые основания принуждать педагогов к подобным дежурствам?

Разбираемся вместе с Юрием Варламовым, юристом профсоюза «Учитель».

    1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65

Вопрос: Сейчас в школах учителей принуждают дежурить за час до начала уроков с термометром (то, что это время не оплачивается, — особая тема для недовольства). Я не исключение. Меня с мокрыми ногами после дождя поставили на вход с сильным сквозняком.

Пока я измеряла температуру для галочки (вся эта липовая система направлена только на избежание штрафов, и никакой безопасностью тут не пахнет, ибо градусник стабильно показывает 33–35 градусов, что невозможно!), я сама простудилась, и у меня поднялась температура. Уроки я еле-еле отвела, на следующий день слегла с болью в горле, кашлем. Потратила немало средств на лекарства, плюс из-за больничного у меня будет меньше зарплата.

С каких пор из-за подобной липовой заботы о здоровье под прицелом Роспотребнадзора школы стали пренебрегать здоровьем учителей? У нас в школе уже 9 человек на больничном, работать некому. Есть ли правовое основание принуждать учителей стоять на входе с градусниками?

Ответ: В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.

2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» к другой части педагогической работы преподавателя относятся периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

В этом же документе говорится о том, для каких целей такие дежурства организуются: в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Как следует из прямого толкования этих положений приказа, привлечь учителя к процессу термометрии при организации дежурства нельзя

Более того, в следующем же пункте этого приказа говорится о временных пределах привлечения к дежурству педагога: «В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия». Соответственно, требование приходить в школу за час до начала занятий также не будет соответствовать законодательству.

Сам по себе факт проведения термометрии в образовательных учреждениях г. Москвы основан на применении временных требований к организации работы образовательных организаций в условиях сохранения риска распространения коронавирусной инфекции (утв. Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 21 августа 2020 г. № 269).

Бессмысленно и беспощадно: почему измерение температуры в школах стало проблемой

Детский труд в образовательном учреждении – в каких случаях это правомерно

– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.

– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.

???? Правовые нормы

На основании п. 4 ст. 34 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» учащихся не вправе привлекать к труду, который не предусмотрен образовательной программой, без их согласия. Если ученики еще не достигли 18 лет, то согласие на исполнение детьми трудовых обязанностей должны предоставить родители (законные представители).

Со ссылкой на указанный пункт закона «Об образовании» администрация учебных заведений обычно и привлекает детей к труду. Мотивирует свою позицию она тем, что трудовые обязанности входят в общеобразовательную программу, поэтому учебные заведения не должны учитывать мнения родителей и учеников по этому вопросу.

Но в ст. 37 Конституции прямо запрещен принудительный труд, и никаких отговорок и исключений для учеников эта статья не содержит.

✅ Право средних и высших учебных заведений привлекать учащихся к труду

Чаще всего учащихся задействуют в таких видах работ, как:

  • уборка мусора и опавших листьев на близлежащей территории;
  • мытье полов в классе;
  • генеральная уборка в школе, мытье полов и парт;
  • проведение земляных работ: сбор урожая, прополка грядок;
  • летняя практика;
  • отработка вместо учебных часов;
  • дежурство по школе.

Привлечение ребенка к труду может осуществляться с его добровольного согласия и при соблюдении одного из следующих условий:

  1. Родители предоставили письменное согласие на привлечение ребенка к труду. Оно должно быть оформлено в виде заявления, соглашения, или условие об этом должно быть прописано в договоре об оказании образовательных услуг. Стоит учесть, что такие договоры могут подписать как родители (или законные представители ребенка), так и сами ученики старше 14 лет по нормам ст. 26 Гражданского кодекса.
  2. Представительный орган учебного заведения принял решение о необходимости узаконить участие детей в дежурстве или летней практике. В этот орган входят не только представители педколлектива, но и учащиеся и их родители. Если соответствующее решение о дежурствах или летней практике было принято, то об этом извещают всех учеников и их родителей.

Если родители и администрация учебного заведения пришли к соглашению, что ученики могут иногда привлекаться к труду, то в подписанном договоре должны найти отражение порядок, условия и объем труда: например, дежурство раз в месяц и объем работ, которые туда входят (полив цветов, мытье пола, вынос мусора и пр.). В противном случае, у школы появятся основания для злоупотребления волей учеников на использование их труда.

В случае если школа располагает добровольным согласием на труд, родителям следует отслеживать, насколько полно она соблюдает санитарные нормы и нормы охраны детского труда. Так, детей не могут привлекать к мытью окон или подъему тяжелых предметов, выполнению работ рядом с железнодорожными или автомобильными дорогами.

Привлекают ли вашего ребенка к уборке или дежурствам в учебном заведении?Да, регулярноРедко, но бываетНет

Пояснение по урокам технологии

Что касается занятий по трудовому обучению (еще этот урок именуется технологией), то на них дополнительного согласия от родителей не требуется.

Например, ученики в рамках уроков по труду могут шить спецодежду для технического персонала или ремонтировать мебель школы – и это будет входить в образовательную программу.

Тогда как весь труд за пределами программы должен быть исключительно добровольным.

Привлечение к труду студентов

К труду привлекают не только учащихся школ, но и студентов колледжей и вузов.

Если соответствующая обязанность есть в учебном плане, то периодически студентам придется мыть стены и подметать лестницы либо работать волонтерами в рамках различных программ – например, в избирательных кампаниях.

В такие дни студентов освобождают от занятий, и они вместо обучения должны трудиться. Во многих вузах такой добровольно-принудительный труд именуется отработкой.

В период распространения коронавируса студентов нередко привлекают к волонтерству: например, они доставляют лекарства и продукты людям, которые обязаны соблюдать самоизоляцию.

Часто студента просто ставят перед фактом, что с завтрашнего дня он волонтер. Естественно, такие действия противоправны: даже само определение «волонтер» означает «доброволец».

В Госдуме решили сгладить недовольство студентов и предложили засчитывать волонтерство в счет производственной практики.

По согласованию ЕР и Минобразования вузы смогут принимать решение о зачете волонтерства в производственную практику, не дожидаясь принятия нормативно-правовых актов.

Семья. Виды, правовые статусы и меры поддержки от государстваЧитатьПрава, ответственность и обязанности ребенка в России. Защита детей до 18 летПодробнееС какого возраста и где можно работать ребенку без нарушения законаСмотреть

❗ Правомерность угроз наказания или собственно наказания за отказ от отработок

Ребенка могут попросить убраться в классе, подежурить или принять участие в летней практике, но требовать от него беспрекословного исполнения приказов в учебном заведении не должны. Если ребенок еще учится в школе и является несовершеннолетним, то для привлечения его к труду администрация школы получает письменное согласие от родителей с их подписью.

На практике это условие администрация учебного заведения часто игнорирует. За труд учеников школа ничего не платит, а за уклонение от трудовых обязанностей ученикам грозит как минимум ухудшение отношений с педагогическим составом, а обычно – неудовлетворительная оценка по какой-то дисциплине или даже угрозы оставить на второй год.

???? Что делать, если учебное заведение незаконно привлекает учащихся к труду

Если ребенка вопреки воле родителей принуждают к труду и дежурству, то первоначально необходимо обратиться к руководству учебного заведения (например, к директору школы) с жалобой. Жалоба передается в письменном виде, и через определенный промежуток времени руководство должно предоставить ответ родителю.

Если попытки урегулировать проблемную ситуацию внутри учебного заведения не увенчались успехом, и детей продолжают привлекать к труду, необходимо обжаловать действия школы в местном департаменте образования.

Наконец, действия администрации по принуждению к труду, а также дискриминационные действия по отношению к «отказникам» можно обжаловать в прокуратуре и судебном порядке.

В своем обращении родители могут ссылаться на положения ст. 37 Конституции и ст. 4 Трудового кодекса, где прописан запрет на принудительный труд.

С позиции указанных норм не имеет значения, было ли оказано на ребенка психическое или иное воздействие при принуждении к работе.

Но если будет установлено, что по отношению к ребенку применили меры принуждения, то виновных могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

На практике уже были случаи, когда родителям удавалось через прокурорскую проверку прекратить снятие детей с занятий для дежурств.

Свою позицию прокурор основывал на том, что такие дежурства препятствуют реализации права на образование детей.

 В другом деле прокуратура признала принятые в школе правила о том, что учащиеся обязаны убираться и ходить на субботники, противоречащими правовым нормам и отменила их.

Возвращение в школу после болезни. Нюансы в отношении коронавирусаЧитатьСколько дней можно не ходить в школу без справки от врачаПодробнееСколько можно отсутствовать в детском саду без справкиСмотреть

❓ Часто задаваемые вопросы

А родителей могут привлекать к уборке класса?

Попросить о помощи могут, обязать – нет. Соглашаться или нет – ваше право.

Законно ли требование школы к родителям «скинуться» на уборщицу?

Нет, любые поборы в школе являются незаконными.

Можно ли считать привлечение ребенка к уборке школьного двора или класса нарушением его прав?

Привлечение ребенка с его личного согласия и согласия его родителей нарушением не будет. При принудительном привлечении к уборке нарушается норма о добровольности труда.

Не понимаю. У нас в школе есть и уборщицы, и дворник. Зачем детей-то привлекают к уборке?

Обычно руководствуются благими целями по формированию ответственной гражданской позиции у учеников, способности к труду и жизни.

Подсказка с места: столичных учителей из группы риска планируют заменить студентами

Столичных учителей старшего возраста и тех, кто входит в группу риска по коронавирусу из-за хронических заболеваний, по возможности планируют перевести на дистанционную работу — этот режим для них может сохраниться и после завершения каникул.

Проводить очные занятия в этом случае пригласят студентов-старшекурсников и выпускников столичных педвузов, сообщили «Известиям» в департаменте образования, комментируя просьбу межрегионального профсоюза «Учитель» разрешить всем педагогам с 5 по 18 октября работать из дома.

Вопрос с выходом студентов на замену учителям старшего возраста сейчас прорабатывается, точная информация может появиться на следующей неделе, подтвердили изданию в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).

Из педагогов в тьюторы

С предложением разрешить московским учителям работать из дома во время продленных каникул с 5 по 18 октября в конце сентября выступил межрегиональный профсоюз «Учитель».

Там обратили внимание на то, что во время каникул учителя продолжают работать и должны посещать школы — на каникулах они занимаются отчетами, разрабатывают учебные планы, ведут внеклассную работу и участвуют в педсоветах и собраниях педагогических объединений. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации правильнее будет разрешить им выполнять эти обязанности из дома, рассказали «Известиям» в организации.

— Если вводить ограничения, чтобы бороться с коронавирусом, то зачем учителей заставлять приходить на работу? — отметил сопредседатель профсоюза Всеволод Луховицкий в разговоре с изданием.

Сейчас, по его словам, такое решение может быть принято на уровне отдельной школы, однако пойти на это готовы не все директора. Многие в том числе опасаются штрафов за нарушения в случае, если в это время в школу придет проверка, объясняет он. Поэтому профсоюз направил письмо в департамент образования города Москвы с просьбой издать на этот счет отдельный указ.

В департаменте образования «Известиям» пояснили, что педагоги в период каникул продолжат работу «в традиционном формате».

Но отметили, что учителей из группы риска по коронавирусу — это те, у кого есть хронические заболевания, или люди в возрасте старше 65 лет, — могут перевести на домашний режим работы не только во время каникул, но и после их завершения. Вместо них для проведения очных занятий в школы могут быть приглашены студенты.

«Учителя старше 65 лет или имеющие ряд хронических заболеваний по возможности будут переведены на дистанционную работу. После каникул они смогут быть тьюторами для молодых учителей — выпускников и студентов старших курсов педагогических вузов, которые будут приглашены в московские школы для проведения очных занятий у детей», — говорится в ответе департамента образования изданию.

Там полагают, что это позволит обезопасить пожилых педагогов, а «учебный процесс от этого не пострадает».

Длинные каникулы

Указ о введении в Москве двухнедельных школьных каникул был опубликован 29 сентября. Все столичные школы должны будут уйти на каникулы с 5 по 18 октября, в то время как обычно они длятся около недели, а дата их начала меняется от школы к школе. Кроме того, в это время не будут работать кружки и секции, которые находятся в ведении столичного Департамента образования.

Это решение в мэрии объяснили ростом выявленных заболеваний коронавирусом, а также распространением сезонных простуд и ОРВИ.

Отпустить учащихся по домам также предлагается частным школам и государственным общеобразовательным учебным заведениям в регионах — но уже в рекомендательном порядке. Детские сады продолжат свою работу.

В рамках того же указа в Москве до 28 октября продлили режим самоизоляции для людей из группы риска — в возрасте 65 лет и старше, а также тех, кто имеет определенные хронические заболевания. Как пояснили в департаменте здравоохранения, этой осенью список был расширен.

В него в том числе входят люди с ревматологическими заболеваниями, астмой, заболеваниями мочеполовой, кровеносной и сердечно-сосудистой систем. К группе риска также отнесли беременных женщин.

Готовятся к замене

В профсоюзе «Учитель» к предложенному сценарию отнеслись скептически. Если в роли тьюторов у них сохранятся их зарплаты, права учителей старшего возраста нарушены не будут, полагает Всеволод Луховицкий. Однако выход на замену им студентов он считает маловероятным:

— Неясно, откуда возьмут этих студентов, кто пойдёт в школу вот так работать, «по кусочкам».

Сами школы готовятся возобновить после каникул обучение в обычном режиме. Пока о переходе на удаленную работу и каких-либо серьезных изменениях речи не идет, рассказал «Известиям» директор столичного лицея № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.

— Мы надеемся, что начнем нормально работать в очном режиме, потому что ничто не заменит живого общения с учителем. Поэтому все рассуждения о том, чтобы кого-то уволить, перевести на удаленку или нанять студентов — пока досужие разговоры, — отмечает собеседник издания.

По желанию родителей, в школе продолжатся внеурочные и внеклассные занятия, но учителя могут сами выбрать, как выполнять свои обязанности — из дома или приезжая в школу, уточнил он.

В то же время в столичных педвузах сейчас действительно рассматривают возможность выхода студентов на замену, подтвердили «Известиям» в МГПУ.

— Ожидается, что учителей московских школ с хроническими заболеваниями или старше 65 лет будут подменять студенты педагогических университетов, в том числе и нашего. Вести уроки пойдут старшекурсники, которые уже готовы к работе, — рассказал «Известиям» проректор по учебной работе МГПУ Дмитрий Агранат.

Выход в школы в этих обстоятельствах может стать для студентов полезным опытом, считает собеседник издания.

Сейчас, по его словам, этот вопрос прорабатывается, более точная информация может появиться на следующей неделе.

Всего в общеобразовательных школах Москвы, по подсчетам профсоюза, работает более 108 тыс. педагогов, в учреждениях дополнительного образования около 7,6 тыс.

, в техникумах и колледжах — более 7,2 тыс. человек. За год до этого в столичном департаменте образования количество учителей оценивали примерно в 55,8 тыс. человек.

А средний возраст педагога, по данным департамента, составлял 44 года.

Учителя и родители высказались о возвращении в школу "уроков труда" — МК

Вернуть в программу среднего образования «труды» и другую «общественно-полезную» физическую деятельность предлагает группа депутатов Госдумы под руководством председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой и Нины Останиной.

По замыслу парламентариев, дети и подростки должны будут убираться, сажать деревья и цветы, помогать школьному театру, музею, библиотеке. Колледжей и училищ это тоже касается. Еще авторы законопроекта ратуют за обязательные «труды» — уроки труда такие, как раньше были в школе.

Вестимо, очередная реформа школьной и спецпрофсистемы вызывает разноречивые суждения. А на местах возрожденные «труды» и дежурства видятся иначе, чем из окон Охотного Ряда.

Ради непременного привлечения школьников к труду думцы планируют переписать нормы закона «Об образовании». Сейчас в нем пропечатано, что драить школу, к примеру, можно заставить совершеннолетних учеников только с их согласия, а несовершеннолетних — с разрешения родителей или законных представителей.

И для того, чтобы добиться «формирования у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам», необходимо коренным образом изменить нормы образовательного, да и общероссийского кодекса. Запрет на труд несовершеннолетних, к примеру.

И отнять у родителей право решать, какие элементы трудотерапии полезны ребенку, а какие нет.

— Мне видится, что правовая коллизия будет шире, чем отмена родительского приоритета при решении вопросов с трудовым воспитанием в школе, — говорит юрист Владимир Полетаев.

— ФЗ «Об образовании» строится на том, что у родителей преимущественное право перед школой на все функции, обозначенные в законодательстве: образовательную, развивающую и воспитательную. Родитель выбирает и форму обучения, и программу, и учебное заведение, да еще и с учетом мнения ребенка.

И родитель несет обязанность по обеспечению основного общего образования ребенка. Если в Думе хотят, чтобы воспитание стало трудовым или еще каким-то, весь закон надо переделать.

Но и помимо юридических закавык в предложении много скрытых противоречий. «МК» опросил нескольких учителей, завучей школ и чиновников, непосредственно связанных со средним образованием. И понял, что с прикладной, житейской точки зрения затея с «трудами»-уборками малореализуема.

— Во-первых, что вводить: в части школ на территории Москвы и не только уже есть подобное, — говорит методист в СПО, педагог-технолог Анастасия Кругликова. — Я несколько лет курировала школы именно по «Технологии» (так сейчас «Труд» называется. — Авт.). И могу сказать, что автономия в выборе программ по «Технологии» идет только во благо.

Например, в школах для детей с ОВЗ, в низкорейтинговых школах, ученикам и так дают эти самые «труды». Весь класс занимается кулинарией — так и в расписании стоит «Кулинария». Или мастерит что-то из дерева, поделками, лепкой занимается. В сильных школах на «Технологии» информатика, теория или практикум. Или математический практикум, например.

В Новой Москве, где территория позволяет, в школах на юго-западе дети сажают кусты и цветы, родители-активисты организуют. Где-то ребята на мастер-классы ходят: на ремесла, печь пиццу, делать мороженое… Но это уже внеурочка. И декорации дети делают, и поделки в музей, костюмы театральные шьют не только в школах с эстетическим компонентом.

А заставить всех подряд плотничать или борщи варить, как было в прежней школе, — по-моему, так себе идея.

— Я хотел было у нас в школе пробить курс «Азы электротехники» с 5-го класса, — говорит учитель физики Борис Кузьменок.

— Я, когда в техникуме еще работал, задумывался — почему школьники не могут элементарную схему собрать? Приходят после 9-го класса и не могут лампочки последовательно соединить, клеммы впервые в жизни видят. И мальчики, и девочки.

Вот и возникла идея собирать простейшие схемки на «Технологии», показать, как устроены изнутри приборы. Тот же пылесос, например, простейшее устройство — вентилятор наоборот… Вообще, я по увлечениям походник-выживальщик, считаю, что сварить обед, одежду зашить-постирать или починить электроприбор должен уметь каждый.

И такой курс в школе не помешал бы, такая «полезная работа». Но не разрешили, только теорию можно давать. Потому что особые требования к электробезопасности в школе. Ни электро-, ни пожарную безопасность мои идеи не выдержали. А теорию и так на физике проходим — какой толк ее дублировать?

— Все, кто говорит и пишет, что какие-то программы в школе должны быть «как раньше», забывают, что живем мы не как раньше, — говорит завуч школы Лидия Леонидова. — Школы на хозрасчете, наша финансово-хозяйственная деятельность строго регламентирована и подотчетна. Школа юридическое лицо.

Мы обязаны жестко соблюдать правила безопасности и СанПиНы, нормативы гигиены и прочая. Это к вопросу уборки или детских дежурств. Спасибо, нет, лучше клининг. Или решили, что девочки должны в школе пироги печь, картошку жарить.

А хоть представляют, как нам эти плиты закупать, куда ставить и, главное, как согласовывать с Госпожнадзором в центре Москвы? Мы еле флагшток во дворе «пробили» — вы понимаете, там была совсем иная значимость.

А если у ребенка аллергия на продукты? Сейчас много детей-аллергиков, и с плохим зрением, и с другими особенностями здоровья. Если кто-то палец себе гвоздем проткнет, обожжется — нас родители по судам затаскают, и моральный вред будет оплачивать администрация.

Сообщается, что думскую инициативу об общественно-полезном трудовом воспитании рассматривают в Минпросвещения. А сам законопроект в Госдуме пройдет чтения до 31 июля. При всей актуальности темы есть сомнения, что старорежимные «труды» впишутся в современную школьную действительность. Или, будучи все же приняты, не выродятся в проформу.

Родительско-учительские паблики как самый демократичный метроном в обсуждении «трудов» разноречивы. «Зачем детям этот быт?» — вопрошают преимущественно мамы. А папы ностальгируют, как под руководством трудовика в берете сколачивали табуретки, а девочки их кормили салатами.

И не у всех дома рукастые родители, да еще неполные семьи бывают: мол, что плохого, если держать молоток или иголку научат в школе? Учителя считают — если школьник сам ототрет налепленную жвачку или чернила с парты, будет очень познавательно.

Но как практически реализовать уроки труда и уборку силами детей в «запротоколированной» от подвала до крыши школе, работающей в две смены, никто не знает.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29037 от 26 мая 2023

Заголовок в газете: Трудный выбор