Персонал

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

Законодательством РФ предусмотрены не только наказания, но и особые меры пресечения. Одной из самых жёстких таких мер является административное задержание лица. Но на практике 2023 года применяется оно далеко не всегда законно.

В этой статье мы узнаем, каковы правила и порядок этой процедуры, имеют ли право задерживать сотрудники ГИБДД, на какое время могут забрать человека и что делать в случае незаконных действий и причинения вреда здоровью.

Но давайте обо всём по порядку!

Закон о задержании 2023 года

Итак, административное задержание лица – это краткосрочная процедура ограничения свободы передвижения водителя или любого другого гражданского, а в ряде случаев и должностного лица в определённых целях.

Обратите внимание, это не наказание само по себе, как штраф или арест. Это именно мера пресечения, но задержать вас могут, чтобы в дальнейшем, к примеру, назначить меру ответственности (уже ареста, например).

Эту процедуру регламентируют несколько нормативных актов (в случае, когда это делает сотрудник ГИБДД). Давайте перечислим их в порядке приоритетности их значения.

Есть ещё Уголовно-процессуальный кодекс, здесь говорится о задержании при совершении преступлений или подозрении гражданина в преступном деянии.

Кто имеет на это право?

Задерживать гражданина уполномочены следующие органы и ведомства:

  • полиция, в том числе ГИБДД – ниже мы поговорим об основаниях задержания,
  • судебные приставы исключительно в целях принудительного исполнения имеющегося производства или привлечения водителя по части 1 статьи 20.25 КоАП (за просроченный штраф),
  • сотрудники Росгвардии могут задерживать исключительно на охраняемых ими объектах или при попытке незаконного проникновения в такие объекты; просто так на дороге водителей росгвардейцы не могут применять мер,
  • сотрудники военной инспекции (ВАИ) могут ограничивать свободы только военным на военных автомобилях,
  • пограничники – исключительно при нарушении пересечения границ,
  • таможенники – исключительно при нарушении, соответственно, таможенных правил.
Читайте также:  Аванс И Соглашение Об Авансе При Покупке Квартиры В 2023 Году

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

Какие основания для задержания?

Здесь следует отдельно выяснить про процессуальные формальные и практические причины временного ограничения свободы.

Первые перечислены в ФЗ О полиции, и к ним относятся нижеследующие.

  • Подозрение в совершении преступления. В этом случае, если вас остановил инспектор ДПС на дороге (и, к примеру, пробил машину по номеру и выяснил, что она в угоне, либо вы сами находитесь в розыске), то самостоятельно задержать вас у него полномочий нет – он обязан вызвать дознавателя или следователя, если эта мера пресечения необходима.
  • Если вам назначили арест, принудительные работы и другие меры наказания (кроме штрафа), и вы уклоняетесь от исполнения этого наказания.
  • В исключительных случаях, когда административное дело не может быть рассмотрено без задержания, таковое может применяться. При этом, увы, но чёткого перечня таких «исключительных» случаев в законах 2023 года нет.
  • Если вы нарушили комендантский час.
  • Если вы пытались проникнуть или проникли на охраняемый объект.
  • Если инспектор ДПС подозревает у вас наличие психического расстройства, и при этом вы создаёте общественную опасность своим поведением.

А вот на практике с задержанием водителям часто приходится сталкиваться в следующих случаях.

За просроченный штраф

Вы не оплатили вовремя и просрочили штраф, и вас задерживают до суда для назначения наказания по статье 20.25 КоАП – это почти во всех случаях незаконно, если только вы прямо не укажете на то, что будете уклоняться от явки в суд.

Если с собой нет документов

Обратите внимание, что, согласно пункту 84.14 Административного регламента, инспектор вправе требовать у вас паспорт как удостоверение личности. Водительские права таким документом не являются.

С другой стороны, обязанности возить с собой паспорт (кроме случаев режима повышенной готовности – как это было при пандемии коронавируса, к примеру) у вас нет. И задержать вас за это никто не имеет права – это незаконно. Однако, доставить в отделение полиции до выяснения личности сотрудники ГИБДД имеют полное право (пункт 6.8 того же регламента).

За тонировку

Здесь ситуация схожа с просрочкой оплаты штрафа ГИБДД. Аналогично водителя отвозят в отделение до суда, но уже в случае невыполнения законного требования сотрудника полиции.

Ранее мы уже выясняли законность самого такого требования в случае с тонировкой. Отметим также, что и задержание тут незаконно, потому как это не исключительный случай и, если инспектор ДПС вас отпустит, это никак не помешает своевременному рассмотрению дела, если только вы не будете настаивать на том, что собираетесь скрываться от судебного заседания.

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

По подозрению на опьянение

Такое уже бывает реже, но в практике 2023 года всё же, к сожалению, встречается. Не совсем понятны принципы и причины для задержания. Ведь при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, инспектор обязан проверить его на алкогольное опьянение, и только по результату предложенной «продувки» на месте может направить его на медицинское освидетельствование.

Тем не менее, при отсутствии алкотестера инспектор вправе доставить вас в то место (пост, отделение ГИБДД), где такой прибор есть. Но задержание – это немного другое.

На какое время могут ограничить свободу?

В общих случаях максимальный срок задержания составляет 3 часа. Но в исключительных случаях, когда административное дело, которое открыто в вашем отношении, влечёт в качестве одной из мер наказания арест, он может быть продлён. И во всех случаях в помещении вы можете находиться по закону не более 2 суток.

Начало течения этого срока начинает течь с времени доставления – то есть с того момента, как фактически ограничили ваше право на передвижение, на месте, где вас остановили.

Какие правила составления протокола?

Протокол об административном задержании должен составляться в обязательном порядке. Однако, в отличие от других процедур, здесь в законодательстве прямо не указано, что этот документ пишется непосредственно перед временным ограничением свободы.

В протоколе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО должностного лица, который производит задержание и должность (пункт 186 регламента),
  • дата и время проведения процедуры,
  • ФИО задерживаемого,
  • место, откуда увозят гражданина,
  • основания,
  • данные о разъяснении прав и обязанностей.

Далее протокол вручается вам на подпись. Вы можете отказаться от подписи. Вы также можете в нём писать разъяснения. Кроме того, по вашей просьбе вам обязаны выдать копию этой бумаги.

Какие правила задержания?

На самом деле, их мало. Все они перечислены в Кодексе и Федеральном законе, а также Административном регламенте:

  • вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности (в частности, статью 25.1 КоАП о праве знакомиться с материалами дела и Конституцией о праве не свидетельствовать против себя и своих близких, праве на юридическую помощь (защитника в случае административного дела и адвоката в случае уголовного)) – часть 5 статьи 27.3 КоАП,
  • при задержании обязательны досмотры: личный, личных вещей и автомобиля, если дело происходит на дороге с водителем (пункт 189 регламента и пункт 6 статьи 14 ФЗ О полиции),
  • вы имеете право на один звонок, также вместо вас по вашей просьбе звонок может быть выполнен сотрудником полиции (ч.7 ст. 14 ФЗ),
  • если задерживается несовершеннолетний, то в кратчайшее время должен быть уведомлён его родитель.

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

Какие правила поведения при процедуре?

В первую очередь, даже если вы считаете, что задержание незаконно, не следует сопротивляться и в целях собственной защиты применять физическую силу. Увы, но в реалиях практики российского законодательства это может закончиться не в вашу пользу.

Самое главное, что необходимо делать при задержании – это вести видеосъёмку общения с ГИБДД, начиная с момента остановки автомобиля и заканчивая непосредственно перемещением в помещение.

Это поможет в дальнейшем выявить все нарушения полицейских и привлечь тех к ответственности.

Как обжаловать?

По правилам подачи жалобы никто не обязан доказывать и указывать на нарушения должностных лиц. По заявлению с жалобой от гражданина соответствующие органы обязаны провести расследование и самостоятельно выявить такие нарушения, либо остановить дело, если таковых не будет найдено.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то обжаловать действия сотрудников нужно обязательно. Чаще всего такое приходится делать при привлечении к задержанию до суда по причине просроченного штрафа (привлечение по 20.25 КоАП РФ).

В любом случае жалоба на сотрудников полиции может быть подана сразу в несколько ведомств:

  • непосредственному начальнику подразделения, где служит задержавший вас инспектор,
  • в прокуратуру по подведомственному району нарушения, но можно и в генеральную,
  • в Управление собственной безопасности при МВД,
  • сразу в суд.

Мы рекомендуем обратиться одновременно в первые 3 ведомства. Общего бланка и образца заявления для этого не существует. Вам достаточно просто написать, к кому и от кого подаётся жалоба, суть обращения, описание процедуры задержания, приложить копию протокола при наличии, а также загрузить в сеть Youtube видеозапись процедуры и указать ссылку в обращении.

Но самый эффективный способ, дающий результат – это, как правило, прокуратура. Подать жалобу сюда можно в том числе через Госуслуги или, найдя в сети сайт приёмной онлайн-обращений вашего региона. Вот, к примеру, приёмная для жителей Москвы.

Какие наказания для сотрудников?

Незаконное задержание власть имущим сотрудником – это уголовное деяние, наказываемое соответствующим образом. В данном случае статья 301 УК РФ предусматривает до лишения свободы до 3 лет за заведомое такое преступление.

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

Но привлекают полицейских по этой статье далеко не всегда. Дело в том, что незаконность задержания констатируется основаниями – если человек ограничен в свободе без причин, то тогда задержание становится заведомо незаконным.

Но даже если были какие-либо нарушения в процессуальных действиях и нарушены правила, то от этого само задержание незаконным не становится.

И это вполне логично, ведь, к примеру, отсутствие указания должности в протоколе никуда не девает цель административной процедуры, и общественную опасность, если её не провести, по мнению законодательства.

Но есть и косвенное наказание для инспектора – в случае, если его действия будут признаны незаконными, вы можете взыскать моральный вред. И деньги оттуда идут из казны или Министерства финансов РФ. И уже эти далее они могут быть взысканы в порядке регресса с этого сотрудника. Ниже мы дадим ссылку на судебную практику по таким делам.

Что дальше?

Итак, вы подали жалобу. Теперь следует ожидать ответа. Вероятнее всего, вас вызовут в соответствующие учреждения для дачи показаний. Лучше не отказываться и явиться, так как без показаний дело наиболее вероятно могут спустить и закрыть за отсутствием или недоказанностью нарушений сотрудниками.

Если прокуратура примет меры, то это даёт для вас основания взыскать причинённый вам вред незаконным задержанием. И вред этот чаще всего бывает только моральный. Но здесь суды нередко удовлетворяют достаточные суммы – по меньшей мере существенно больше, если сравнивать часы, проведённые в помещении для задержанных с почасовой оплатой работы большинства россиян.

Для взыскания морального вреда нужно будет отдельно подавать в гражданский суд по месту совершения правонарушения.

Судебная практика

Есть в практике судов по незаконным задержаниям и дошедшие аж до Европейского суда по правам человека дела.

Вот одно из постановлений Президиума Верховного суда России по возобновлению рассмотрения дела о том, когда задержанный утверждал о том, что ему причинили вред при задержании и били.

Однако, дело на сегодняшний день ещё не завершено, поэтому что будет дальше, остаётся только гадать.

В Санкт-Петербурге районный суд в 2020 году удовлетворил иск гражданина о незаконном временном ограничении свободы частично. В результате требования возмещения морального вреда, причинённого при задержании, в размере 70 тысяч рублей, удовлетворено 50 000. Возмещать будет казна, а затем, вероятно, взыщет с инспектора.

Понятие и сроки административного задержания: все, что нужно знать

Административное задержание – это специальная мера принудительного ограничения свободы личности, которую осуществляют сотрудники правоохранительных органов в рамках уголовно-процессуального законодательства. Но что именно подразумевается под административным задержанием и каковы его сроки?

Для начала стоит отметить, что административное задержание отличается от уголовного распределением компетенции между органами государственной власти.

Если задержание осуществляется правоохранительными органами, входящими в систему МВД России, то оно считается административным.

В случае, если задержание производится силовыми структурами ФСБ России, СК России или иными органами, занимающими своей деятельностью высокие государственные полномочия, оно рассматривается как уголовное.

В законодательстве предусмотрены строго определенные сроки, в течение которых может осуществляться административное задержание.

Физическое лицо может быть задержано на протяжении 3 часов, за исключением ночного времени, когда срок задержания может быть увеличен до 6 часов.

Однако есть исключения, когда правоохранительным органам предоставляется право задерживать на срок до 48 часов граждан, подозреваемых в совершении определенных административных правонарушений.

Теперь, зная, что такое административное задержание и каковы его сроки, важно помнить, что такое задержание может быть осуществлено только в случаях, предусмотренных законодательством. Правоохранительные органы не могут произвольно задерживать людей, а должны выполнять свои функции в соответствии с установленными законом процессуальными нормами.

Что такое административное задержание?

Административное задержание — это одна из мер, предусмотренных в российском административном праве, чтобы обеспечить выполнение административных правил и норм. В отличие от уголовного задержания, административное задержание применяется в случаях нарушения административного законодательства, которое не является преступлением.

Срок административного задержания определяется законом и может быть разным в зависимости от характера нарушения. Это может быть несколько часов или несколько суток. В ряде случаев, как например, при задержании нарушителя административных правил дорожного движения, срок задержания может быть продлен для проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении.

Задержанный должен быть проинформирован о причинах его задержания и о своих правах. Он также имеет право на уведомление о задержании своих близких или других лиц, а также на пользование юридической помощью.

Если вы столкнулись с административным задержанием, вам нужно знать свои права и соблюдать законные требования сотрудников полиции. В случае нарушения ваших прав, вы можете обратиться в суд для защиты своих интересов.

Понятие и сроки административного задержания

Административное задержание – это мера принудительного задержания лица, которая применяется в рамках административного права. Оно является альтернативой уголовному заключению и применяется в случае нарушений административного законодательства.

Сроки административного задержания установлены законом и зависят от тяжести совершенного правонарушения. Однако, они не могут превышать 48 часов. В некоторых случаях срок задержания может быть продлен по решению суда. При этом лицо, подвергнутое административному задержанию, должно быть немедленно ознакомлено с обвинением и правовыми последствиями.

Важно знать, что административное задержание не применяется в отношении лиц, не достигших возраста, установленного законом. Также оно не может применяться без уведомления о задержании и без самого факта задержания.

Административное задержание является мерой, применяемой в сфере административного права и отличается от уголовного заключения. Оно не может длиться безусловно долго, а также требует обязательного уведомления задержанного о его правах и возможностей защиты. Правовые гарантии при административном задержании очень важны для обеспечения справедливого процесса и защиты прав граждан.

Задержание в уголовном праве

Что такое задержание в уголовном праве и на какой срок его можно сделать?

Задержание – это мера принудительного ограничения свободы лица с целью обеспечения процессуальных интересов. В уголовном праве задержание может применяться в случаях, когда лицо подозревается в совершении уголовного преступления.

Срок задержания в уголовном праве определяется законом и может быть различным в зависимости от конкретных обстоятельств и степени тяжести совершенного преступления. Обычно задержание может продолжаться не более 48 часов, но в некоторых случаях срок может быть продлен до 72 часов.

Еще одна важная особенность задержания в уголовном праве – это право задержанного на знание причины задержания. Задержание должно быть мотивированным и задержанный имеет право узнать, по каким основаниям и в связи с каким преступлением он был задержан.

Нужно отметить, что задержание в уголовном праве отличается от административного задержания. Если административное задержание может производиться в случаях нарушения общественного порядка или правил дорожного движения, то задержание в уголовном праве производится исключительно при подозрении в совершении уголовного преступления.

Что еще нужно знать о административном задержании?

Административное задержание – это одна из мер, предусмотренных в праве, и применяется в случае совершения административного правонарушения.

В отличие от уголовного задержания, срок административного задержания ограничен и составляет обычно не более 3 суток (но может быть продлен до 10 суток) с момента фактической задержания лица.

При административном задержании полиция или другие уполномоченные лица могут применять такие меры принуждения, как передвижение в наручниках, задержание участника административного правонарушения на месте и приведение в служебное помещение.

Однако, важно знать, что административное задержание не является столь серьезной мерой, как уголовное задержание, и его целью является не наказание, а преимущественно обеспечение процессуальных интересов и гарантирование личной безопасности общества.

Критерии и порядок применения административного задержания устанавливаются законом, и задержание может быть осуществлено только при наличии оснований, предусмотренных законом.

Срок административного задержания

Административное Задержание Не Должно Превышать В 2023 Году

Административное задержание – это временное ограничение свободы гражданина, осуществляемое правоохранительными органами в соответствии с законодательством. Но что такое административное задержание и какой срок задержания допустим?

Во-первых, необходимо знать, что административное задержание может быть применено только в случаях, предусмотренных законом. Например, при задержании лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения.

Во-вторых, срок задержания при административном задержании должен быть ограничен и не должен превышать предельно установленный законом период времени. Точный срок задержания может различаться в зависимости от конкретного административного правонарушения и законодательства страны.

Но что, кроме соблюдения установленного срока задержания, нужно знать гражданину, находящемуся под административным задержанием? Во-первых, он имеет право на информацию о причинах задержания, власти, осуществляющие задержание, и месте, где он будет задержан. Во-вторых, гражданин должен быть проинформирован о своих правах в соответствии с законом.

Таким образом, административное задержание – это временное ограничение свободы гражданина, срок которого должен быть ограничен и соблюден с должным соблюдением прав и законов. Гражданин, подвергнутый задержанию, должен знать о своих правах и требовать их соблюдения со стороны правоохранительных органов.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Основания для задержания в полиции

  • В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О полиции», гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина.

За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления.

Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

  1. Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:
  2. паспорт гражданина РФ;
  3. временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  4. свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  5. паспорт иностранного гражданина;
  6. документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  7. военный билет военнослужащего.
  8. Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

  • К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:
  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.
  • Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

  1. На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:
  2. лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  3. имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  4. обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания — это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

  • Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  • органов внутренних дел, юстиции,  МЧС
  • прокуратуры края

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 364-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Принят Государственной Думой 13 июля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 19 июля 2023 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст.

2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 25, 29; № 7, ст. 840; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст.

4007, 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст.

2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 47, ст.

6602; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3068, 3069, 3082; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640, 7641; 2013, № 14, ст. 1651, 1657, 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст.

3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477, 3478; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6159, 6161, 6163, 6165; № 49, ст. 6327, 6341, 6343; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 557, 559, 566; № 11, ст.

1092, 1096; № 14, ст. 1561, 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; № 26, ст. 3366, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7545, 7548, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 35, 67, 74, 83, 85; № 10, ст.

1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 18, ст. 2614, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945, 3950; № 29, ст. 4354, 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 79, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; № 14, ст. 1907; № 15, ст.

2051; № 18, ст. 2514; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3884, 3887, 3891; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4226, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; № 52, ст. 7508; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47, 51; № 7, ст. 1030, 1032; № 9, ст. 1278; № И, ст. 1535; № 17, ст. 2456, 2457; № 18, ст. 2664; № 22, ст. 3069; № 23, ст.

3227; № 24, ст. 3487; № 27, ст. 3947; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 47, ст. 6844, 6851; № 49, ст. 7308; № 50, ст. 7562; № 52, ст. 7919, 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35, 48; № 7, ст. 973; № 18, ст. 2562; № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4824, 4825, 4826, 4828, 4851; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832, 6843; № 47, ст.

7125, 7128; № 53, ст. 8436, 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1819, 1820, 1821; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2669, 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4120, 4121, 4122, 4125, 4131; № 42, ст. 5803; № 44, ст. 6178, 6182; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7493, 7494, 7495; № 52, ст.

7766, 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; № 17, ст. 2710; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст. 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 70; № 6, ст. 959; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431, 2443; № 18, ст. 3046; № 22, ст. 3676; № 24, ст. 4180, 4218, 4221, 4222, 4223, 4224; № 27, ст.

5060, 5111; № 52, ст. 8978, 8986; 2022, № 1, ст. 3, 37, 49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 10, ст. 1388, 1399; № 13, ст. 1959; № 16, ст. 2595, 2605; № 22, ст. 3534; № 29, ст. 5224, 5226, 5254, 5258; № 39, ст. 6534; № 43, ст. 7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9360, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72; № 8, ст. 1210; № 14, ст. 2380; № 16, ст. 2754, 2759; № 18, ст.

3228, 3229, 3252; № 25, ст. 4407, 4411, 4419, 4422; № 26, ст. 4673, 4682, 4685) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частями 26 и 39 статьи 19.5» заменить словами «частями 26, 39 и 42 статьи 19.5», слова «частями 24, 26, 28 и 39 статьи 19.5» заменить словами «частями 24, 26, 28, 39 и 42 статьи 19.5»;

  • 2) в части 1 статьи 4.5 слова «порядка деятельности иностранных агентов» заменить словами «законодательства Российской Федерации об иностранных агентах»;
  • 3) статью 19.5 дополнить частью 42 следующего содержания:
  • «42. Невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.»;
  • 4) в статье 23.1:

а) в части 1 слова «24 — 32, 37 статьи 19.5» заменить словами «24 — 32, 37 и 42 статьи 19.5»;

б) в абзаце третьем части 3 слова «частями 18 и 19 статьи 19.5» заменить словами «частями 18, 19 и 42 статьи 19.5»;

  1. 5) в части 2 статьи 28.3:
  2. а) в пункте 4 цифры «19.34,» исключить;
  3. б) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 42 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.34 настоящего Кодекса;».

Президент Российской Федерации В. Путин