Финансовые вопросы

Ипотека под 3% — проект депутатов по расселению аварийного жилья

Государство может взять на себя выплату первого взноса по ипотеке. Речь идет о помощи жильцам аварийных домов.

Депутаты от «Единой России» предлагают схему, по которой первоначальный взнос банку перечисляет Фонд содействия реформированию ЖКХ, плюс к этому новосел получает льготные условия по ипотеке: максимальная ставка не превысит 3% годовых. Все это должно ускорить переселение россиян из ветхого и аварийного жилья в нормальные условия.

Эксперты напоминают, государство обязано переселять людей из аварийного фонда бесплатно.

Однако предложенные чиновниками варианты не всегда устраивают переселенцев, отметил генеральный директор компании «Система кредитных специалистов» Алексей Казарин: «Государство обычно берет на себя обязательства по расселению ветхого жилья, то есть предоставление жильцам альтернативы. Здесь возникает вопрос, какое жилье сейчас обычно предоставляется этим людям, насколько оно равноценное и подходящее для них. Возможно, депутаты сейчас просто выступают с инициативой, но это не будет происходить в обязательном порядке. Может быть, людям оставят выбор принять какое-то жилье от государства или воспользоваться какой-то льготной ипотечной программой под низкую процентную ставку не выше 3% годовых. Если так, то, наверное, в этом есть логика».

Ипотека под 3% — проект депутатов по расселению аварийного жилья

Предложение единороссов по замене бесплатного переезда на льготную ипотеку, готовы поддержать и другие парламентские партии. Но коммунисты идею не поддержали. В КПРФ сомневаются, что у жильцов аварийного фонда есть деньги на обслуживание кредита, пусть даже и под льготный процент.

Инициатива обернется для банков ростом токсичных, заведомо не погашаемых займов, предполагает руководитель комитета по законодательству Ассоциации инвесторов Москвы Елена Соловьева: «Может быть, кто-то оценит свои возможности и поймет, что если государство за него отдаст первоначальный взнос, то потом он в состоянии будет выплачивать ипотеку.

Читайте также:  Налог на самозанятых граждан в 2023 году: аренда квартиры и нежилого помещения

Но я не думаю, что все жильцы аварийных домов в состоянии будут взять ипотеку и нести потом это бремя выплат.

Мне кажется, что проживающие в аварийных домах своих средств точно не имеют, потому что, если бы они имели возможность получить другое жилье, они бы его давно с помощью ипотеки приобрели, сделав свой первоначальный взнос».

Сейчас к переселению из ветхого и аварийного жилья готовятся 531 тыс. человек. Все они должны получить квартиры в течение четырех лет за счет государства. Это предусмотрено нацпроектом «Жилье и городская среда». По данным Фонда содействия реформирования ЖКХ, на эти цели только в ближайший год регионы потратят около 10 млрд руб., выделенных из госбюджета.

Светлана Белова

Депутаты просят увеличить финансирование проекта по расселению аварийного жилья

Ипотека под 3% — проект депутатов по расселению аварийного жилья

Максим Стулов / Ведомости

Думский комитет по строительству и ЖКХ просит при подготовке проекта федерального бюджета на 2024–2026 гг. ко второму чтению рассмотреть вопрос об увеличении финансирования федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (входит в нацпроект «Жилье и городская среда»). Об этом говорится в официальном заключении комитета на проект бюджета.

Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» был запущен в 2018 г.

в 82 регионах: мероприятия по переселению граждан осуществляются на территории тех субъектов, где есть аварийный жилищный фонд, за исключением Москвы, где аварийный жилфонд отсутствует, и городов федерального значения – Санкт-Петербурга и Севастополя, расселяющих аварийный жилищный фонд за счет собственных средств.

Цель проекта – расселение ветхого и аварийного жилья. Конец срока его реализации приходится на 2024 г.

В действующей программе расселения аварийного жилья находятся здания, которые были признаны таковыми до 1 января 2017 г. В 2022 г.

правительство запустило новую программу переселения из аварийного жилья, в нее попали дома, признанные аварийными в период с 1 января 2017 г. по 1 января 2022 г.

По данным Фонда развития территорий, всего с 2019 по 2023 г. в рамках этого федерального проекта переселили более 531 000 человек. Из них 59 000 – в 2023 г. Всего расселено 8,99 млн кв. м, в 2023 г. – более 1 млн кв. м жилья. Всего по нацпроекту «Жилье и городская среда» необходимо переселить 536 560 человек и ликвидировать 9,53 млн кв. м аварийного фонда до 2024 г.

Депутатов не устроило то, что расходы по проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для жилья жилого фонда» в 2024 г. будут сокращены на 60%, т. е. на 26,9 млрд руб. В 2023 г.

на него заложено 46,1 млрд руб., а в следующем – лишь 19,2 млрд руб., говорится в заключении комитета к проекту бюджета. Бюджет на 2023–2024 гг. предполагал, что расходы в 2024 г.

будут больше – 47,5 млрд руб.

Кроме того, с 1 января 2024 г. в 54 регионах в рамках проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» запускается новый этап ускоренного переселения из аварийного жилья.

Он будет осуществляться в тех регионах, которые продолжают работу по действующей программе расселения аварийного жилья, признанного таковым до 2017 г. С 2024 г. они смогут параллельно реализовывать новую программу, касающуюся домов, признанных аварийными после 2017 г.

, это позволит регионам ускорить темпы расселения и даст возможность людям быстрее переехать в новые квартиры, говорится на сайте правительства.

Согласно представленным субъектами 1 августа 2023 г. сведениям, общий объем аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 1 января 2017 г. по 1 января 2022 г., составляет 15,28 млн кв. м, в котором проживает 852 660 человек. Общая потребность в финансировании этого расселения оценивается в 1,375 трлн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 825,36 млрд руб.

В заключение комитета включены расчеты Фонда развития территорий: в связи с удорожанием программ переселения в 31 регионе дефицит средств в размере 86,91 млрд руб., необходимых для полного завершения программ переселения из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г. Под риском нерасселения – 861 630 кв. м.

Как сообщается на сайте Фонда развития территорий, людей должны переселять в равнозначное жилье на условиях социального найма. Равнозначность устанавливается по метражу общей и жилой площади.

При переселении равнозначное жилье может быть предоставлено в любом районе населенного пункта.

Если человек отказывается от предлагаемых ему вариантов, то муниципалитет вправе обратиться в суд с иском об изъятии помещения в аварийном доме с выплатой выкупной стоимости.

Сроки расселения из непригодного жилья будут зависеть от сумм, которые выделят на реализацию этого проекта, пояснила «Ведомостям» председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская. Как правило, предоставление жилья в срок или затягивание с его выдачей зависит от деятельности каждого конкретного субъекта, добавила она.

«При этом выполнить программу не позволяет Минстрой, поскольку министерство занижает стоимость 1 кв. м, исходя из которой ни построить, ни приобрести жилье для переселяемых граждан нельзя», – сказала Хованская.

Продолжение деятельности по этой программе закономерно, поскольку прибавились вопросы по новым территориям, «где дома надо в основном сносить», заключила она.

Сокращение федерального финансирования программы переселения из аварийного жилья станет «неприятным моментом» для многих регионов, сказала «Ведомостям» зампредседателя думского комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Чем это может обернуться? Надеюсь, не тем, что переселение полностью остановится», – поделилась она.

Разворотнева рассказала, что при рассмотрении бюджета комитет обсуждал инструменты для предотвращения таких ситуаций и для успешной реализации программы.

Проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» включает в себя расселение ветхого и аварийного жилья, капремонтов помещений сокращение финансирования не коснется, пояснил «Ведомостям» специализирующийся на теме жилья и ЖКХ юрист Роман Иванов.

Кроме этого профильный комитет призывает проанализировать фактическое состояние сохранившегося жилищного фонда в новых регионах, указать необходимый объем финансирования на расселение граждан из аварийного жилищного фонда и включить эти данные в проект федерального бюджета ко второму чтению.

Представитель пресс-службы Минстроя в свою очередь пояснил «Ведомостям», что передвижки в финансировании этого проекта позволили регионам реализовать программу расселения аварийного жилья опережающими темпами. Уже переселено 572 000 человек из 9,68 млн квартир, что составляет 106% от плана. Обязательства перед гражданами регионами будут выполнены, добавили в пресс-службе.

Депутат Госдумы предложил расселять аварийные дома за счет ипотеки

Ставка будет не выше 3% годовых, а первый взнос за ипотеку должен будет оплатить Фонд содействия реформированию ЖКХ. При этом у граждан после уплаты ежемесячного взноса должно оставаться не менее двух прожиточных минимумов

Ипотека под 3% — проект депутатов по расселению аварийного жилья Александр Рюмин/ТАСС

Обновлено в 14:20

В Госдуме предложили разрешать россиянам, проживающим в аварийных и ветхих домах, переселяться за счет ипотеки. Первый взнос за нее должен оплатить Фонд содействия реформированию ЖКХ, а сама ставка не превышать 3% годовых.

Такую поправку к законопроекту правительства «О внесении изменений в Жилищный кодекс» подготовил член думского комитета по бюджету Дмитрий Юрков. Он направил обращение вице-премьеру Виталию Мутко, пишет газета «Известия».

Инициативу поддержали в «Справедливой России» и ЛДПР. Комментирует автор законопроекта, депутат Госдумы, доктор экономических наук Дмитрий Юрков:

— Прежде всего, проблема расселения ветхого, аварийного жилья у нас касается больше регионов, и, как правило, это дотационный регион.

Я предложил именно для адресной, именно социальной поддержки, когда субсидия предоставляется по первоначальному взносу, чтобы человек мог сам, имея небольшие сбережения, при помощи государства не переезжать в маневренный фонд, а сразу купить новое жилье.

При этом ставка по ипотеке не должна превышать для такой категории людей 3%, чтобы как минимум две трети ставки минимального прожиточного минимума у людей оставались для того, чтобы просто жить, покупать продукты, оплачивать ЖКХ.

— Не слишком ли мало оставлять жильцам всего лишь две трети прожиточного минимума?

— Конечно, на каждой территории прожиточный минимум разный, но менее этого уже просто невозможно, то есть нельзя половину заработной платы отдавать только за ипотеку. Если сейчас муниципалитет не дает тебе право большей площади, то в данном случае, если человек имеет какие-то сбережения, он может их использовать для того, чтобы у него была большая площадь.

— А что, если они не смогут выплачивать ипотеку, собственности у них больше нет — той самой, что была в рамках аварийного дома? Как им быть, их в маневренный фонд переселят, если у них закончатся деньги платить ипотеку, потеряют работу или еще что-то?

— Этот вопрос еще для дискуссии. В основу сейчас просто положена идея механизма, а сколько процентов субсидировать, сколько необходимо делать ставку, может быть, она должна быть не 3%, а, условно говоря, 1,5%. Это уже дальнейшее обсуждение, которое должно пройти и в экспертной среде, нужны и мнения людей, и муниципалитетов, и наших коллег в Государственной думе.

— Все равно ведь тело кредита, тело ипотеки нужно выплачивать, а у людей закончатся средства их выплачивать.

— А здесь у нас действует механизм: как люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, например, с обманутыми дольщиками, в моей инициативе предложено рассмотреть этот вопрос не для всех банков, а только тех, которые на конкурсной основе при определенных условиях при гарантии Банка России смогут выполнить условия для людей.

— Есть аварийный дом, половина семей в нем хочет взять ипотеку, а другая половина не хочет взять, хочет в маневренном фонде пожить. Как это осуществляться все-таки будет?

— Поверьте моему опыту, я еще не видел ни одного человека, который с радостью бы переезжал в маневренный фонд, этот вопрос касается в большей степени регионов, которые как раз не обеспечены хорошим жильем. Мы не приводим в пример Москву.

  • В КПРФ же сомневаются, что у граждан есть деньги на ипотеку. Ситуацию в беседе с Business FM прокомментировал первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов:
  • Михаил Емельянов первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству
  • В секретариате вице-премьера Виталия Мутко «Известиям» пояснили, что законопроект в скором времени рассмотрят во втором чтении, сейчас его прорабатывает профильный комитет. Документ вызывает много вопросов, особенно в части собственности жилья, говорит бывший житель дома № 6, корпус 1 на Балтийской улице, который был признан аварийным, Максим Караулов:
  • Мнение адвоката, председателя московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрия Николаева:
  • Юрий Николаев адвокат, председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры»
  • Есть ли практика, когда люди специально покупают жилье в ветхих домах в расчете на будущий снос и получение квартиры в новостройке? Говорит московский риелтор Алина Степанова:
  • Алина Степанова риелтор

По данным Росстата на конец прошлого года, в стране было больше 300 тысяч ветхих зданий. Они не получают статус аварийных, но и ремонтировать их по программе капремонта никто не собирается — слишком дорого.

https://www.youtube.com/watch?v=22Lfl0IpBOw\u0026pp=ygV20JjQv9C-0YLQtdC60LAg0L_QvtC0IDMlIOKAlCDQv9GA0L7QtdC60YIg0LTQtdC_0YPRgtCw0YLQvtCyINC_0L4g0YDQsNGB0YHQtdC70LXQvdC40Y4g0LDQstCw0YDQuNC50L3QvtCz0L4g0LbQuNC70YzRjw%3D%3D

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Жильцы аварийных домов смогут брать ипотеку под 3% годовых

Поправку в законопроект «О внесении изменений в жилищный кодекс» подготовили в комитете Госудумы по бюджету. В случае принятия изменений, люди, проживающие в ветхих и аварийных домах смогут переселиться за счет ипотеки – таким образом этап проживания в маневренном фонде будет пропущен.

При этом ипотечная ставка не должна превышать 3% годовых, а первоначальный взнос должен оплачивать Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Автор поправки в принятый 14 ноября законопроект – единорос Дмитрий Юрков. Член комитета по бюджету Госдумы направил соответствующее обращение вице-премьеру кабинета министров Виталию Мутко, сообщают Известия. По мнению Юркова, помощь в получении ипотеки может стать реальной формой поддержки жильцов ветхих и аварийных домов.

В обращении Дмитрий Юрков подчеркивает, что сегодня большая часть проживающих в ветхом жилье россиян – малоимущие. Взять самостоятельно ипотеку на новый дом у этой категории граждан зачастую нет возможности.

Но если Фонд содействия реформированию ЖКХ возьмет на себя обязательства по внесению первоначального взноса, то вопрос может решиться, уверен политик.

В тексте документа также говориться, что за счет средств Фонда годовая ставка по ипотеке не должна превышать 3%.

Варианты льготной ипотеки могут быть разными, но неизменной должна оставаться невысокая процентная ставка. Инициативу по переселению из ветхого и аварийного жилья с помощью ипотеки поддержали члены «Справедливой России» и ЛДПР. А вот коммунисты пока воздержались, заявив, что выскажутся лишь после полного изучения инициативы.

В общественном совете при Министерстве строительства РФ к предложению отнеслись положительно, подчеркнув, что проблему переселения можно решить лишь использую новые и эффективные механизмы.

Добавим, что по мнению экспертов ставка в 3% сегодня отвечает рыночным условиям и дает возможность рассмотреть различные варианты. К примеру, приобрести часть жилья в кредит смогут россияне, которые раньше не могли себе этого позволить.

Решит ли льготная ипотека проблему расселения аварийных домов

Неожиданная идея прозвучала сегодня из Госдумы. Там предложили расселять аварийные дома за счет льготной ипотеки. По очень соблазнительной ставке — всего-то 3%. Но кто будет платить? Сейчас расселение ветхого жилья идет медленно, но за счет государства.

Новая законодательная инициатива из Москвы жителям этого аварийного дома в Ульяновске, не знающего ремонта уже несколько десятилетий, показалась «свежим ветром в решении ветхого вопроса».

А то в стенах трещины от чердака до подвала и крыша течет. Вместе с тем местный суд еще в 2012 году обязал администрацию города сделать капремонт, но воз и ныне там. Теперь они с надеждой смотрят в сторону предложения «расселяться в ипотеку».

Правда, не совсем понимают, как это будет работать.

И действительно, пока к новому предложению по решению актуального жилищного вопроса куда больше вопросов, чем ответов. Вот текст пояснительной записки ко второму чтению правительственного законопроекта. Депутат-единоросс Дмитрий Юрков предлагает не просто «расселять за госсчет», а выдавать обитателям аварийного и ветхого жилья ипотеку – всего под три процента.

Однако ситуация могла бы в корне измениться, если бы Фонд содействия реформированию ЖКХ взял на себя обязательства по внесению первоначального взноса и значительной части периодических платежей.

И вот здесь на предлагаемой схеме стоит остановиться подробнее, потому что выглядит она как-то слишком хорошо для наших экономических реалий.

Госкорпорация Фонд содействия развитию ЖКХ мало того что вносит за гражданина первоначальный взнос, так и еще потом платит большую часть средств по его кредиту.

 Как этот аттракцион невиданной щедрости будет работать? По каким критериям будут выбираться участники программы и как убедить банки, что им выгодно давать «льготную ипотеку» всего под три процента при нынешнем среднем уровне 7-8 в год?

«Решение о выдаче ипотечного кредита принимает банк, если семья даже с учетом этой поддержки не будет удовлетворять критериям банка, значит, для нее это не подходит и она должна ожидать других мер поддержки, которые для неё предусмотрены.

Важно понимать, что обязательства по переселению почти 300 тысяч семей из аварийного жилья – это специальный федеральный проект, который входит в систему нацпроектов, поэтому эти обязательства остаются в любом случае», — отмечает экономист Александр Пузанов.

Сейчас расселение аварийного и ветхого жилья проходит только за счет средств государства в рамках отдельного нацпроекта «Жилье и городская среда», по которому к 2024 году число переселенцев должно достичь полумиллиона.

По данным Фонда содействия реформирования ЖКХ, на эти цели на декабрь 2019-го в 73 регионах было направлено почти 10 миллиардов рублей, и в самой госкорпорации очень удивились нашему звонку с просьбой прокомментировать «ипотечную идею».

«Мы ипотекой не занимаемся вообще… От озвучивания этой идеи до ее реализации уйдёт очень много времени, даже в том случае, если она одобрена будет», — сказал собеседник РЕН ТВ.

И все-таки у этой идеи есть немало сторонников. Главный аргумент — ипотека позволит страдальцам, все-таки съехавшим из ветхого жилья, не мучиться потом годами в ожидании новой жилплощади в «маневренном фонде» или у родственников, а сразу въезжать в дома и квартиры, причем купленные как на первичном, так и на вторичном рынке.

Но при этом важно понимать, что ипотечная инициатива поможет только тем, у кого есть деньги на регулярную оплату части платежей. Ведь согласно документу в распоряжении семьи после оплаты по такому кредиту должна остаться сумма «в два прожиточных минимума». В разных регионах сумма «одного минимума» — от 9 до 16 тысяч в месяц.

Взять ипотеку и уехать из ветхого жилья смогут немногие, безденежному большинству останется только тихо завидовать «состоятельным аварийщикам» и ждать, пока до них дойдет государственная помощь в виде нового жилья.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); var init_adfox_151870620891737873_637366 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_637366')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { «code»: 'adfox_151870620891737873_637366', «bids»: [ { «bidder»: «adriver», «params»: { «placementId»: «30:rentv_970x250_mid» } }, { «bidder»: «myTarget», «params»: { «placementId»: «336252» } }, { «bidder»: «sape», «params»: { «placementId»: «836081» } }, { «bidder»: «bidvol», «params»: {«placementId»: «37226» } }, { «bidder»: «adfox_adsmart», «params»: { «pp»: «h», «ps»: «doty», «p2»: «ul», «puid20»: «» } }, { «bidder»: «adfox_imho-video», «params»: { «p1»: «cxedf», «p2»: «hity» } } ], «sizes»: [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_637366', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_637366(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_637366(); }); } (window.smiq = window.smiq || []).push({});

Аварийное жилье — компенсации и расселение

Аварийное жилье – давно возведенное здание, которое вследствие износа представляет опасность для жизни людей. В аварийное здание превращается вследствие износа конструкций, материалов: также критерием может стать высокий уровень шума и использование при постройке токсичных материалов.

Признать аварийность жилья могут лишь, если проживание в нем опасно. И занимается этим не независимая комиссия, а межведомственная, которая работает при муниципалитете.

Здание аварийное, если:

  • оно частично разрушено из-за пожара или иной стихии;
  • его износ выше 70%;
  • рядом находится магистраль, которая создает сильный дополнительный шум;
  • постройка находится близко от катаклизмов, катастрофы;
  • не учитываются санитарные нормативы, и соблюдение их невозможно без расселения людей.

Вопреки распространенному мнению, здание не признают аварийным, если в нем нет канализации, центрального водоснабжения. Если квартира меньше обозначенных нормативов, переселением жильцов тоже заниматься никто не будет.

Аварийное и ветхое жилье – понятия разные. Основное отличие в том, что в ветхом здании можно проживать дольше. И когда несущие конструкции целы, он подлежит серьезному ремонту, необязательно сносу.

Проявить инициативу на признание аварийности здания может:

  • муниципалитет, осуществляющий контроль над домами на данной территории;
  • сотрудники Роспотребнадзора;
  • МЧС;
  • проживающие в здании люди.

Ответственные лица определяют уровень аварийности жилья и выдают документ, на основании которого здание признано неподходящим для проживания. Если администрация отказывается предоставить другое жилье или деньги (при явных доказательствах), жильцы с иском обращаются в суд.

Для признания непригодности следует выполнить следующие действия:

  1. жильцы с коллективным иском идут в администрацию – нужно заявление;
  2. на основе заявления собирают комиссию, которая оценит состояние дома (это не больше 5 рабочих дней);
  3. оформленное заключение передают жильцам;
  4. в течение 14 дней людей должны расселить (но чаще на расселение уходят месяцы).

В заявлении важно указать адрес дома, данные об истцах, приложенные документы, подписи жильцов, просьбу о переселении и описание имеющихся разрушений. Из документов потребуются:

  1. заявления жильцов;
  2. заключение экспертов;
  3. жалобы, которые жильцы подавали в администрацию ранее;
  4. паспорта.

Иногда комиссия запрашивает и дополнительные справки.

Если здание признано непригодным для проживания, жильцы должны знать, когда его будут сносить. Получить информацию можно в администрации, в департаменте архитектуры.

После выдачи заключения экспертов дом согласно очереди включают в реестр региона. Если ситуация экстренная, жильцов выселяют незамедлительно. Но чаще переселение определяется наличием жилищного фонда и очередностью. Обычно на выселение отводят не больше 12 месяцев.

Очередь на расселение меняется, если:

  • выявлена угроза обрушения здания;
  • таково решение суда;
  • таково решение людей, которые живут в аварийном доме;
  • срок строительства дома для переселения был затянут.

Что будет с людьми, если здание признают аварийным?

Граждане получают уведомление от муниципалитета о том, что здание признано аварийным. В уведомлении будет говориться о том, что при желании владельцы сами могут реконструировать дом, снести его и построить новый.

Если подобного желания у жильцов нет, они могут и вовсе не отвечать на уведомление. По истечении срока, указанного в документе, администрация самостоятельно готовится к организации мероприятий по расселению.

Это не отражается на правах жильцов, переселении, денежной компенсации.

Людей из аварийных домов переселяют на следующих условиях:

  • жилье по площади не меньше прежнего, допускается увеличение в пользу жильцов;
  • если люди не соглашаются с тремя предложенными вариантами, государство в праве больше не учитывать их желания;
  • в каждой квартире работающие коммуникации и установленная плита;
  • здание расположено в том же районе;
  • при выдаче муниципальной квартиры соблюдаются те же условия, которые были в предыдущей;
  • граждан не могут переселить в коммунальные квартиры;
  • очередникам дают дома с недостающим метражом.

Есть и дополнительные условия. Так граждане имеют право на получение жилья с аналогичным количеством комнат (можно больше) и с отделанными поверхностями. Подключенных коммуникаций недостаточно: они должны работать бесперебойно.

Отдельное внимание уделяется придомовой территории: она должна быть ухожена. В пешей доступности должны быть расположены детские площадки, парковки, лавочки, место под сбор отходов.

Администрация может предложить жильцам несколько вариантов переселения: при желании можно отказаться от этого дома в пользу другого. Но следует понимать, что обычно в первую очередь предлагают лучшие варианты.

Можно ли жить в аварийном доме?

В ЖК РФ сказано: если комиссия признала здание аварийным, жильцы обязаны быть выселены в течение двух дней. Согласно закону, здания с сильным износом, испорченными несущими конструкциями, нарушением санитарных норм не являются жильем. Проживание запрещено на законодательном уровне.

Однако если в течение положенных двух суток государство не предоставляет новое жилье, у людей есть два варианта:

  1. временно пожить в доме из государственного фонда. Никаких прав граждане не имеют, это просто бесплатная аренда помещения;
  2. остаться в аварийном доме, понимая риски данного решения.

Прописка в аварийном доме разрешена, а приватизация – нет. В Жилищном Кодексе отмечено, что переселение из такого здания – мера вынужденная. Поэтому договоры социального и коммерческого найма расторгаются в судебном или добровольном порядке.

Нужно ли платить за аварийное жилье квартплату?

Согласно ЖК РФ факт признания здания аварийным не считается основанием для освобождения от уплаты квартплаты. Поэтому да, жильцы обязаны платить за коммунальные услуги, даже проживая в аварийно непригодном здании.

Жильцы дома платят за воду, газ, вывоз мусора, отопление, текущий ремонт дома. При этом со следующего месяца после признания аварийности жилья граждане могут не оплачивать его капитальный ремонт.

Важно! Если у жильцов имеется долг по оплате коммунальных услуг, по программе расселения новую квартиру им все равно предоставят. Но долг за собственником остается, его могут взыскать через суд.

Кому положена квартира, а кому — деньги?

Есть два типа жильцов: собственники квартир и наниматели по договору социального найма не приватизировавшие жилье. Условия расселения для них разные.

Нанимателям взамен жилья в аварийном доме положена равнозначная по площади и количеству комнат квартира — также в социальный наем. Денежная компенсация им не положена! Новое жилье должно быть в этом же населенном пункте.

Однако выбрать район удобный для проживания нельзя! Предоставить квартиру в другом населенном пункте региона могут только с согласия жильцов. Попал дом в региональную программу или нет при этом значения для нанимателей не имеет! ст. 86, ч.

1 ст. 89 ЖК РФ

Собственники же, дома которых не попали в региональную программу, при расселении могут рассчитывать только на денежную компенсацию и возмещение расходов на переезд. А если дом включен в программу, то собственник вправе выбирать между деньгами и равнозначным жильем. Как знать входит ли ваш дом в программу расселения рассказано чуть ниже.

У Верховного суда на вопрос ответ таков:

  • если аварийное здание попадает под снос, но оно не входит в программу по переселению, у жильцов собственников выкупают такую квартиру – они получают денежную компенсацию;
  • если жилье входит в программу, владельцы могут получить как деньги, так и новое жилье.
  • наниматели по договору социального найма при любых обстоятельствах получают равноценое жилье также на условиях социального найма. Денежная компенсация не положена.

Программа по переселению финансируется из государственного бюджета: сроки реализации – 2019-2025 годы. Людям, чьи дома были признаны аварийными после начала 2017 года, положены деньги.

На практике выглядит это так. Муниципалитет и жильцы заключают соглашение, согласно которому жилье изымается, а жильцов расселяют. Администрация сносит дом и ЗУ, на котором он был расположен: все это становится государственной собственностью.

Есть три варианта развития событий:

  1. жильцы выбирают денежную компенсацию. В указанный срок они приходят в администрацию, заключают соглашение и оговаривают сумму. После выселения им отдают деньги;
  2. граждане выбирают новое жилье. Они приходят в администрацию, подписывают соглашение, и за ними регистрируется право собственности;
  3. если владельца не устраивает ни один из вариантов, жилье все равно будет изъято, но через суд. Если в течение трех месяцев жилец не отвечает на извещение, администрация передает дело в суд. Что тогда получит жилец, решает судебный орган.

Что понимать под равнозначным жильем

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону

В госдуме хотят ввести ипотеку под 3% годовых для жителей аварийных домов

  • Комитет Госдумы по бюджету предложил внести новую поправку в законопроект правительства «О внесении изменений в Жилищный кодекс», с помощью которой жители проблемных домов смогут переселяться из них более «безболезненно».
  • Согласно предложенному законопроекту ипотечная ставка для таких граждан должна составлять не более 3% годовых, а оплата первоначального взноса должна «лечь на плечи» Фонда содействия реформированию ЖКХ.
  • Данная инициатива поступила от депутата Государственной думы Дмитрия Юркова, которую он аргументировал тем, что собственниками аварийного жилья являются малоимущие граждане с трудным материальным статусом.

«Жильцам аварийных домов нужно предоставить максимальное количество инструментов для решения этого вопроса.

Если они имеют возможность найти подходящее жильё самостоятельно, то государство может, например, субсидировать сделку. Самое главное, что граждане смогут вселяться в новые квартиры сразу, минуя проживание в манёвренном фонде и другие трудности», — прокомментировал Дмитрий Юрков «Известиям».

Стоит отметить, что такая идея с льготной ипотекой не совсем новая. По словам первого зампреда комитета Госдумы по ЖКХ Сергея Пахомова, в некоторых регионах уже практикуется механизм субсидирования ипотечного кредита для жителей аварийных домов.

Однако предложенная Дмитрием Юрковым поправка пока вызвала больше вопросов, в частности, о её дальнейшей реализации, чем положительных эмоций. Мы попросили экспертов в области недвижимости и финансов прокомментировать, возможно ли её осуществление в российских реалиях и как такое нововведение повлияет на ситуацию с расселением аварийного жилья в России.

«На мой взгляд, эта идея сможет получить положительный отклик в обществе и положительно отразиться на решение вопроса с аварийным жильём только в том случае, если она будет реализована Правительством в форме специальной социальной ипотечной госпрограммы.

Сейчас на российском ипотечном рынке действует множество программ со льготными ставками для различных категорий населения (молодые семьи, семьи с детьми, военнослужащие и т.д.).

По аналогии с ними и в новой программе необходима чёткая фиксация требований к заёмщикам (особенно в части коэффициента долговой нагрузки), ограничение максимально возможной суммы и срока кредита.

Предлагаемый максимальный уровень процентной ставки является в большей степени адекватным, учитывая текущие макроэкономические условия», — считает Инна Солдатенкова, ведущий эксперт по кредитным продуктам финансового супермаркета Банки.ру.

«С одной стороны — принятие инициативы может показать реальную готовность государства взять на себя обязательства на срок 10-15 лет (средний срок ипотечных кредитов) и выделять субсидии в необходимых объемах.

Следует понимать, что это могут быть огромные обязательства для государства, учитывая инфраструктуру малых городов России.

С другой стороны — непонятно, какие это реально объёмы, и кто готов воспользоваться ипотекой под 3% даже при условии, что первоначальный взнос будет оплачен Фондом содействия реформированию ЖКХ.

Способны ли люди, проживающие в аварийном жилье вообще выплачивать ипотеку? Какой их материальный и социальный статус? Это достаточно спорная инициатива с точки зрения её реализации в текущих условиях, на мой взгляд», — отмечает Наталья Бычкова, экспертный спикер Торгово-промышленной палаты и Министерства строительства Ростовской области.

«Актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Участники заседания «круглого
стола», проведенного 10 февраля 2023 года Комитетом Совета Федерации по федеративному
устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, публично-правовой компании
«Фонд развития территорий», публично-правовой компании «Единый
заказчик в сфере строительства», акционерного общества «ДОМ.РФ»,
ассоциации «Национальное объединение строителей», обсудив актуальные вопросы
новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, отмечают
следующее.

Стратегией развития строительной
отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р (далее – Стратегия), определен
перечень задач, направленных на обеспечение в указанный период устойчивого
сокращения аварийного жилищного фонда.

Особая роль в решении этих задач
возложена на субъекты Российской Федерации. Так, в Стратегии отмечено, что именно
региональные программы расселения аварийного жилищного фонда при их надлежащем
финансировании позволят предотвратить старение жилищного фонда в России,
обеспечат расселение аварийного жилищного фонда и сокращение накопленного
аварийного жилищного фонда.

С 2022 года в рамках реализации
федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта
«Жилье и городская среда», стартовала новая программа переселения граждан из многоквартирных домов,
признанных аварийными в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года
(далее – новая программа расселения аварийного жилищного фонда). Жилищный фонд,
признанный аварийным за указанный период составляет 14,4 млн. кв. метров, в нем
проживают около 800 тыс. человек[1].

В целях запуска новой программы и согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности
(банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) публично-правовая
компания «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) наделена полномочиями
по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в части
предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществления
мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления указанной
финансовой поддержки.

Средства Фонда, сформированные за счет суммы субсидии, предоставленной Фонду в 2022 году в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года № 278[2],
распределяются между субъектами Российской Федерации, завершившими реализацию
федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
проживания жилищного фонда», входящего в состав национального проекта
«Жилье и городская среда», до 1 мая 2022 года в размере лимитов
предоставления финансовой поддержки. Порядок предоставления финансовой
поддержки Фонда на новую программу расселения аварийного жилищного фонда
установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469 «Об утверждении Правил предоставления финансовой
поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на финансирование федерального
проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания
жилищного фонда» предусмотрено более 83 миллиардов рублей[3].

В 2022 году к реализации новой
программы приступили семь субъектов Российской Федерации: Кабардино-Балкарская
Республика, Чеченская Республика, Магаданская область, Саратовская область,
Сахалинская область, города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. В 2023 году сорок субъектов Российской Федерации планируют
завершить предыдущую программу расселения и приступить к реализации новой
программы[4].

  • Субъекты Российской Федерации выделили ряд актуальных проблем, препятствующих наращиванию
    темпов расселения аварийного жилищного фонда и расширению использования
    механизма комплексного развития территорий жилой застройки при расселении
    ветхого и аварийного жилья, в том числе:
  • снижение до 60% уровня софинансирования
    новой программы переселения граждан из аварийного
    жилищного фонда за счет средств Фонда; отсутствие возможности предоставления
    финансовой поддержки Фонда муниципальным образованиям, завершившим программу
    расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января
    2017 года, и готовым к реализации новой программы расселения аварийного
    жилищного фонда, в случае, если в целом субъектом Российской Федерации не завершена предыдущая программа расселения;
  • запрет предоставления Фондом
    финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на расселение аварийного
    жилищного фонда в рамках проектов комплексного развития территории жилой
    застройки, если признание расположенных на такой территории многоквартирных
    домов аварийными осуществлялось в разные периоды;
  • невозможность расселения аварийного
    жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года и не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
    проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения;
  • отсутствие оперативного механизма
    перерасчета лимита финансовой поддержки субъекту Российской федерации по мере
    увеличения нормативной стоимости жилья на территории региона;
  • высокий уровень расходов бюджетов
    муниципальных образований на мероприятия по сносу аварийных многоквартирных
    домов и утилизации отходов;
  • невозможность включения в региональную программу расселения аварийного жилищного фонда аварийных многоквартирных
    домов:
  • — получивших повреждения в результате пожаров и признанных непригодными для проживания;
  • — имеющих угрозу обрушения, вне
    зависимости от даты признания их аварийными и подлежащими сносу;
  • — домов блокированной
    застройки;
  • рост дополнительных расходов
    бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований,
    возникающих в связи с предоставлением переселяемым гражданам жилых помещений в границах конкретного населенного пункта, превышением площади предоставляемого
    жилого помещения над площадью изымаемого жилого помещения, в связи с возможностью
    зачета стоимости изымаемого жилого помещения при предоставлении собственнику
    другого жилого помещения;
  • наличие избыточных требований к отдельным элементам предоставляемого жилого помещения и отсутствие дифференцированного
    подхода к предоставляемому жилому помещению в зависимости от вида населенного
    пункта;
  • невозможность реализации за счет
    средств Фонда проектов строительства индивидуальных жилых домов в целях
    расселения аварийного жилищного фонда по типовым проектам, разработанным в регионе и учитывающим климатические и иные особенности региона.
  • Принимая во внимание предложения,
    содержащиеся в докладах и выступлениях участников заседания «круглого
    стола», Комитет решил:
  • 1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
  • рассмотреть вопрос о возможности повышения
    уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета региональных
    программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым
    с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.
  • 2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий»:
  • 1) рассмотреть возможность:
  • установления единого порядка сноса
    аварийных многоквартирных домов и утилизации образовавшихся отходов;
  • включения в региональную программу
    расселения аварийного жилищного фонда, финансируемую за счет средств Фонда многоквартирных
    домов, имеющих угрозу обрушения, вне зависимости от периода их признания аварийными;
  • выделения финансирования для
    муниципальных образований на реализацию мероприятий по расселению аварийного
    жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, вне зависимости от завершения субъектом Российской Федерации региональной
    программы расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;
  • 2) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила
    предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного
    жилищного фонда», утвержденные постановлением Правительства Российской
    Федерации от 20 августа 2022 года № 1469, в части установления
    возможности:
  • расселения аварийного жилищного
    фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, но не вошедшего в федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
    проживания жилищного фонда», в рамках новой программы расселения
    аварийного жилищного фонда;
  • выделения в качестве отдельного лимита
    финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда на реализацию проектов комплексного развития территории жилой застройки,
    предусматривающего возможность расселения аварийного жилищного фонда, вне
    зависимости от периода признания многоквартирных домов аварийными;
  • установления порядка оперативного перерасчета
    лимитов предоставления финансовой поддержки Фонда по мере увеличения средней
    рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации.
  • 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
    Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
  • обратить внимание на необходимость
    выполнения взятых обязательств по завершению действующей региональной программы
    переселения граждан из аварийного жилищного фонда и непрерывного перехода к новой
    программе переселения, оптимального планирования новой региональной программы и эффективного использования средств, предоставляемых за счет федерального
    бюджета;
  • в ходе реализации региональных
    программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда активнее развивать
    индивидуальное жилищное строительство, особенно на земельных участках, где
    многоэтажное строительство нецелесообразно, что позволит успешно формировать
    комфортную и безопасную среду для жизни населения в регионе, сократить расходы
    консолидированного регионального бюджета на расселение аварийного жилья;
  • в целях повышения инвестиционной
    привлекательности территорий в малых городах и сельских поселениях для
    строительства индивидуальных жилых домов с использованием средств
    публично-правовой компании «Фонд развития территорий» активнее
    применять Методику отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения
    граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную приказом Минстроя России от 2 августа 2022 года № 633/пр;
  • принять меры по повышению
    ответственности органов местного самоуправления и региональных операторов
    капитального ремонта многоквартирных домов за организацию и проведение капитального
    ремонта общего имущества в многоквартирных домах, направленного на недопущение
    роста ветхого и аварийного жилищного фонда.

[1]
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р //раздел IV

[2] подпункт
«б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 г.

№ 278 «О порядке предоставления в 2019 – 2024 годах
субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную
корпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской
Федерации»

[3] Приложение 15 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов»

[4] «Вице-премьер
Хуснуллин: 14 регионов завершили расселение аварийных домов»// Российская
газета, 29 декабря 2022 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *