Финансовые вопросы

Учетная политика для целей налогового учета

Учетная политика — это документ, в котором организация выбирает способы и методы ведения учета. Политик бывает две: одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. Налоговая политика по закону нужна и организациям, и ИП. О составлении политики читайте в статье.

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже.  Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Мы уже рассказали об учетной политике при совмещении патента и УСН.

Что указать в учетной политике в 2022 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.
  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.
Читайте также:  Форма АДВ-1 (анкета застрахованного лица): образец заполнения

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Учетная политика для целей налогового учета

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Как составить учетную политику для целей налогового учета

В учетной политике для целей налогообложения описан порядок начисления налогов с учетом норм НК РФ и специфики деятельности предприятия. Менять ее каждый год необязательно. Вносите изменения, только если изменилось законодательство или руководство решило обновить порядок работы. 

Предприятия, применяющие ОСНО, нередко сталкиваются с различиями в бухгалтерском и налоговом учетах. Такие различия возникают в учете основных средств, некоторых видов доходов, процентов по кредитам и займам, курсовых и суммовых разниц и др.

По мере необходимости (при изменении норм законодательства или появлении новых видов финансово-хозяйственной деятельности) учетная политика ООО на ОСНО с субсчетами и принципами налогового учета устанавливается на дату таких изменений и действует неограниченное время.

Понятие учетной политики закреплено в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Налоговый учет ведется в целях правильности определения доходов и расходов для исчисления налога на прибыль и других обязательных налогов, уплачиваемых предприятием на ОСНО.

От способа определения доходов от реализации во многом зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику.

Большинство организаций используют метод начисления, согласно которому доход определяется на момент отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг) независимо от того, поступила оплата от покупателя или нет.

Метод начисления используется для налога на прибыль и для НДС.

Необходимость изменить учетную политику на 2023 год

С 01.01.2022 обновили стандарты бухучета:

Все эти ФСБУ включили в соответствующие разделы учетной политики еще в прошлом году. В 2023 году для налоговой политики изменений немного. Вносите изменения, если:

  1. Решили перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН). Для нового режима надо обновить и УП.
  2. Отражаете в налоговом учете для налога на прибыль расходы на российское программное обеспечение, объекты искусственного интеллекта, радиоэлектронную продукцию, которые включены в реестр российской радиоэлектроники. После корректив вы сможете применять для этих расходов повышающие коэффициенты.
  3. Хотите воспользоваться новыми инвестиционными вычетами для ИТ-сферы (пп. 7, 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Что предусматривают в учетной политике

Стандартная учетная политика ООО на ОСНО для целей налогового учета содержит следующие элементы в нескольких разделах:

  • общие положения, где приводятся ссылки на нормативно-правовые акты;
  • разделы, содержащие особенности применения учетной политики для налогов разных видов, которые предприятие обязано начислять и уплачивать;
  • перечень лиц, отвечающих за разработку и контроль ведения документации налогового учета.

Налог на прибыль

В расчете прибыли компании участвуют:

  • выручка от реализации по основному виду деятельности и другим видам в соответствии с классификатором ОКВЭД;
  • прямые и косвенные расходы. К ним относятся:
    • себестоимость продукции (стоимость сырья, материалов и комплектующих);
    • покупная стоимость реализованных товаров;
    • транспортные расходы;
    • аренда помещения;
    • заработная плата сотрудников;
    • прочие расходы, связанные с деятельностью (затраты на хранение товаров и продукции, содержание торгово-производственных помещений и офисов, реклама, канцелярские товары и пр.);
  • внереализационные доходы и расходы (начисленные и уплаченные проценты, списанная дебиторская и кредиторская задолженность, прибыль и убыток от реализации активов, начисленные и уплаченные премии поставщикам и покупателям и другие виды доходов и расходов, не связанных напрямую с реализацией).

Ключевые моменты, влияющие на порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в учетной политике организации, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ:

  • способ признания выручки (метод начисления или кассовый метод);
  • порядок исчисления и уплаты авансовых платежей;
  • применение ПБУ 18/02 «Постоянные и временные разницы», направленного на отражение в отчетности различий между бухгалтерским и налоговым учетами. Субъектам малого предпринимательства разрешается не применять этот стандарт;
  • способ начисления амортизации объектов основных средств и нематериальных активов;
  • порядок определения себестоимости покупных товаров (ФИФО, средняя стоимость);
  • способ оценки материалов при списании в производство;
  • разделение расходов на прямые и косвенные;
  • формирование резервов по сомнительным долгам и порядок их отражения в налоговом учете.

Налог на имущество

В соответствии с главой 30 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие на балансе недвижимое имущество. Если у компании есть такое имущество, то следует включить в учетную политику короткий раздел, где содержатся данные об особенностях определения налоговой базы для субъекта РФ, в котором зарегистрирован недвижимый объект.

НДС

Раздел, посвященный НДС, регламентируется гл. 21 НК РФ и содержит следующие сведения:

  • виды документов для учета НДС, применяемых в организации (счет-фактура, УПД);
  • порядок выставления счетов-фактур и их регистрации в книге продаж. Особое внимание следует уделить нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формы бухгалтерских справок, отражающих суммы восстановленного налога, вычетов НДС, уплаченного на таможне, и других операций, для которых не предусмотрены унифицированные формы;
  • перечень лиц, наделенных правом подписи счетов-фактур;
  • порядок отражения исправлений в книгах покупок и продаж и нумерации корректировочных документов.

Учтите, как прописать в учетной политике порядок формирования стоимости приобретения товаров в налоговом учете с 2023 года, — с учетом всех требований НК РФ.

НДФЛ

Плательщиками НДФЛ являются физические лица, получающие доход в виде заработной платы и иных денежных поступлений от организации (например, доходы от сдачи имущества в аренду). Предприятие является налоговым агентом, в связи с чем в приказе об учетной политике отражаются следующие моменты:

  • статус налогового агента;
  • порядок исчисления и уплаты НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений (при их наличии). Если ОП зарегистрированы в других ФНС, то налог уплачивается отдельно по местонахождению каждого ОП;
  • документы налогового учета НДФЛ, применяемые в организации (например, оформленные в программе «1С:Бухгалтерия»).

Учет расходов и доходов

Способ и дата признания доходов и расходов, разделение их на прямые и косвенные — эти положения содержит учетная политика для целей налогообложения производства ОСНО в разделе «Налог на прибыль». Кроме того, для организаций, которые, помимо производства, выполняют различные виды работ, следует указать порядок списания материальных расходов. Списание делается одним из следующих способов:

  • с распределением на остатки незавершенного производства;
  • без распределения.

Учет товарно-материальных ценностей

Помимо способа списания материалов и товаров (ФИФО или средняя стоимость), в учетной политике отражают порядок учета спецодежды и ее списания в производство (единовременно, ежемесячно и т. д.).

Инвентаризация склада — важный элемент, который подлежит подробному описанию в учетной политике: как часто проводят инвентаризацию, какие документы для этого оформляют, перечень ответственных лиц и др. Кроме того, недостачи и излишки, выявленные при проведении инвентаризации, относят на финансовый результат. Этот пункт рекомендуется зафиксировать отдельно.

Учет нематериальных активов

При наличии нематериальных активов следует указать способ начисления амортизации (линейный, нелинейный) и первичные документы, применяемые для учета НМА. Перечень бухгалтерских счетов, используемых для нематериальных активов, в учетной политике организации для целей налогообложения не отражается. Отдельно стоит перечислить НМА, по которым износ не начисляется (при их наличии).

Формирование резервов

Формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогового учета — право, а не обязанность организации. Если компания создает резервы, то в учетной политике указывается периодичность их пересмотра (например, ежемесячно или ежеквартально). Особое внимание следует уделить задолженности с истекшим сроком исковой давности и порядку ее списания на финансовый результат.

Как утвердить учетную политику

Порядок утверждения зависит от того, в какой форме составляют учетную политику для целей налогового учета, — приказом руководителя или отдельным положением.

Приказ составляется с указанием ответственных лиц, которые ставят свою подпись, подтверждающую ознакомление с возложенными на них обязанностями. Приказ подписывается руководителем компании.

Учетная политика для целей налогового учета

Положение об учетной политике составляется главным бухгалтером или любым другим лицом, ответственным за ведение налогового учета на предприятии, и утверждается руководителем.

Приведем пример учетной политики для целей налогообложения с основаниями, составленной в форме приказа:

Приказ
об утверждении учетной политики ООО «Clubtk.ru» для целей налогообложения
Приказываю:
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации утвердить учетную политику организации для целей налогообложения.
Налог на добавленную стоимость

  1. Осуществлять ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним в электронном виде с использованием компьютерной программы «1С:Бухгалтерия».
  2. Контроль за правильностью ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж и дополнительных листов к ним осуществляет главный бухгалтер Смирнова В.Ф. (см. Постановление Правительства РФ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» № 1137 от 26.12.2011).
  3. Для счетов-фактур предусмотрена единая сквозная нумерация. Счета-фактуры, выставленные на предоплату, нумеруются с префиксом «А».
  4. Право подписи счетов-фактур распространяется, помимо руководителя и главного бухгалтера, на следующих ответственных лиц:
    • менеджер Иванов И.И.;
    • менеджер Петрова П.П.

Налог на прибыль

  1. Налоговый учет вести смешанным способом, как с применением документов бухгалтерского учета по отдельным группам хозяйственных операций, так и с применением специализированных документов налогового учета по тем группам хозяйственных операций, налоговый учет которых существенно отличается от правил бухгалтерского учета (ст. 313, 314 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  2. Дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления (ст. 271, 273 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  3. В случае оказания организацией услуг суммы прямых расходов, понесенных в текущем отчетном (налоговом) периоде при осуществлении этой деятельности, в полном объеме относить на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  4. Формировать стоимость товаров, приобретенных с целью их дальнейшей реализации, без учета расходов, связанных с приобретением товаров (ст. 320 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  5. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения, применяется оценка указанного сырья и материалов по средней стоимости (п. 8 ст. 254 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  6. При реализации покупных товаров стоимость приобретения данных товаров списывается на расходы по средней стоимости (п. 1 ст. 268 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  7. Начислять амортизацию по объектам основных средств линейным методом (п. 1 ст. 259 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).
  8. По нематериальным активам, указанным в подпунктах 1–3, 5, 6 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса, определять срок полезного использования в обычном порядке (п. 2 ст. 258 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

  1. Организация является налоговым агентом по НДФЛ. Для контроля правильности исчисления, удержания и уплаты НДФЛ применяется программа «1С:Бухгалтерия».
  2. Предусмотреть возможность внесения уточнений и дополнений в учетную политику предприятия в связи с изменениями налогового законодательства, появлением хозяйственных операций, отражение которых в налоговом учете предусмотрено несколькими методами, выбор которых возложен законодательством на предприятие, или по иным причинам.
  3. Ответственность за организацию ведения налогового учета на предприятии возложить на главного бухгалтера Смирнову В.Ф.

Генеральный директор _______________________/Воронов А.В./
М. П.

Когда в учетную политику вносят изменения

Изменения в документ организация вносит по мере необходимости. Например, при:

  • изменении законодательства;
  • появлении новых объектов учета, порядок налогообложения которых не описан в предыдущем варианте учетной политики;
  • изменении способов ведения налогового учета в рамках действующих законодательных норм;
  • изменении ответственных лиц.

Чтобы изменить УП, понадобится приказ руководителя. Применение измененного порядка налогового учета допускается только с начала нового года (ст. 313 НК РФ).

Учетная политика на 2023 год: налоговый учет | «Правовест Аудит»

В статье рассмотрим, что отражать в учетной политике для целей налогообложения, какие нужны изменения в УП в связи с введением Единого налогового платежа, как отразить в УП нововведения по налогу на прибыль.

Формируя Учетную политику для целей налогообложения (далее — УП), налогоплательщик выбирает для применения в своей деятельности один способ из нескольких, допускаемых НК РФ, прописывает особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые он осуществляет.

Большая часть решений при формировании УП касается налогообложения прибыли и ведения налогового учета. В разделе УП по прибыли должны содержаться:

  • элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
  • самостоятельно разработанные методы учета (если их разработка возложена на организацию);
  • обоснование используемого метода со ссылками на законодательство, позволяющее его использовать.

Самостоятельно разработанные способы не должны противоречить общим нормам НК РФ.

В части УП по НДС налогоплательщик самостоятельно разрабатывает порядок ведения раздельного учета для различных ситуаций, например:

  • при наличии операций, облагаемых НДС и освобожденных от НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ),
  • при получении субсидий или бюджетных инвестиций (абз. 6 п. 21 ст. 170 НК РФ),
  • при получении авансов на производство товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, в случае, если налогоплательщиком избран момент определения налоговой базы только по отгрузке (п. 13 ст. 167 НК РФ),
  • по операциям в рамках совместной деятельности, концессии, доверительного управления (п. 3 ст.174.1 НК РФ).

Кроме того, разный порядок применения налоговых вычетов по операциям, облагаемым по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ) и операциям, облагаемым НДС по другим ставкам также приводит к необходимости раздельного учета.

К выбору и обоснованию конкретного метода налогового учета нужно подходить взвесив все «за» и «против», просчитав риски и последствия его применения. Избрав конкретный вариант учетной политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой (Определение КС РФ от12.05.2005 N 167-О).

Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вносятся в случаях:

  1. изменения законодательства о налогах и сборах;
  2. изменение применяемых методов учета.

Дополнения в УП вносятся при:

  • осуществлении новых видов деятельности;
  • создании обособленных подразделений (филиалов, представительств);
  • реорганизации;
  • смене режима налогообложения.

Рассмотрим, конкретные изменения налогового законодательства, которые могут повлиять на учетную политику на 2023 год.

Актуализируя учетную политику по налогам на 2023 год, надо отметить, что не так много оснований вносить в нее изменения, связанные с новыми правилами налогообложения.

Но есть обстоятельство, которое затрагивает всех налогоплательщиков — переход на ЕНС (Единый налоговый счет) и уплату ЕНП (Единый налоговый платеж). В связи с этим меняются сроки представления отчетности по налогам и уплаты налоговых платежей, возникает обязанность по удержанию НДФЛ при выплате аванса работникам.

Однако все эти изменения регулируются прямыми нормами закона и не требуют обязательного отражения в УП.

Возможно потребуется техническая коррекция регистров в связи с изменением сроков уплаты НДФЛ, а также появлением единого тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенно — Социальный фонд России (СФР).

При этом с 1 января 2023 налогоплательщик помимо представления налоговой отчетности (деклараций и расчетов) должен представлять налоговому органу уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховым взносам, уплаченным в качестве ЕНП.

Это нужно для того, чтобы налоговый орган корректно разносил поступившие на ЕНС суммы по тем налогам и взносам, которые уплачиваются до представления отчетности (например, расчет по страховым взносам представляется ежеквартально, а взносы уплачиваются ежемесячно) или по тем платежам, по которым обязанность сдавать декларацию не предусмотрена НК РФ.

У организаций есть возможность выбора на 2023 — отправлять уведомления или продолжать оформлять «платежки» (уведомления в виде распоряжений) на уплату конкретного налога с указанием КБК. Данный вариант доступен только тем налогоплательщикам, которые ранее не представляли уведомления в утвержденной форме (п. 12, п. 14 ст.

 4 Закона N 263-ФЗ). Таким образом, есть 2 варианта перечисления налогов:

  • единой суммой одним платежным поручением с предоставлением уведомлений;
  • отдельным платежным поручением по каждому налогу.

Выбор варианта обязательно отразите в учетной политике.

С 1 января 2023 года для налогоплательщиков могут устанавливать повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП) (пп. 5 п. 2 ст. 259.

3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Сделать это будет возможно с момента, как Минэкономразвития утвердит переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абз. 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в ред.

Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО).

При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.

3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет.

Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:

  • или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
  • или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА.

Напомним, что основная норма амортизации рассчитывается из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).

Комментируя данную норму Минфин отметил, что специальный коэффициент к основной норме амортизации может применяться с 01.01.

2023 только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых программы для ЭВМ и базы данных будут находиться в Российском реестре ПО, при этом его применение не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта нематериального актива. Применение спец.

коэффициента — право налогоплательщика, поэтому решение о его применении, а также конкретный размер коэффициента (в пределе, установленном НК РФ) должны будут отражены в УП, утверждаемой приказом руководителя на соответствующий налоговый период (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).

С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в Реестр РЭП, относящихся к сфере искусственного интеллекта, а также НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1,5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

Данная возможность позволяет сэкономить на налоге за счет амортизации, увеличенных на коэффициент 1,5 фактически понесенных затрат на амортизируемое имущество.

Но есть условие: повышающий коэффициент, применяемый для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

Комментируя новшество Минфин РФ отметил:

  1. первоначальная стоимость объектов ОС и НМА должна быть определена на дату ввода соответствующего амортизируемого имущества в эксплуатацию;
  2. новые положения п. 1 и п. 3 ст. 257 НК РФ распространяются только на те объекты, которые будут введены в эксплуатацию начиная с 01.01.2023;
  3. применение коэффициентов возможно начиная с того налогового периода, УП на который будет предусматривать соответствующие положения (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).

С 1 января 2023 фактически понесенные затраты на приобретение прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). В новой редакции пп.26 п.1 ст. 264 НК РФ нет упоминания о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта, но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО. Соответственно, те, кто имеет право на повышающий коэффициент закрепляют его в своей УП.

Напомним, инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Список затрат, по которым возможен инвестиционный налоговый вычет, а также и условия предоставления различных видов этих вычетов приведен в п. 2 ст.286 НК РФ.

С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет, добавлены новые виды затрат (не более 100%):

  • на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
  • на объекты основных средств, включенных в Реестр РЭП, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств.
  • на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ);
  • расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).

Если субъектом РФ принят закон, устанавливающий право налогоплательщика на применение на территории этого субъекта РФ инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций, налогоплательщик вправе после вступления в силу этого закона внести изменения в УП, отразив, применение такого вычета.

В рамках актуализации учётной политики рекомендуем проанализировать свои возможности по применению налоговых льгот. Налоговые юристы и аудиторы компании ПА готовы проконсультировать вас по использованию возможностей льготного налогообложения и помочь с актуализацией УП.

Учетная политика для целей налогообложения

Налоговое законодательство в некоторых случаях допускает для налогоплательщика возможность выбора способа определения доходов и расходов, метода списания расходов, порядка уплаты авансовых платежей. Эти и другие выбираемые показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть зафиксированы в специальном документе учетной политике для целей налогообложения, к которому многие налогоплательщики совершенно напрасно формально подходят.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

https://www.youtube.com/watch?v=6jaK5TmnzNA\u0026pp=ygVR0KPRh9C10YLQvdCw0Y8g0L_QvtC70LjRgtC40LrQsCDQtNC70Y8g0YbQtdC70LXQuSDQvdCw0LvQvtCz0L7QstC-0LPQviDRg9GH0LXRgtCw

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Предусмотрена ли в отношении налогоплательщика ответственность, если учетная политика содержит ошибки или устаревшие положения?

Ответственность за допущенные в самом документе ошибки не установлена. Но следование устаревшим положениям может привести к неправильному определению налоговой базы, занижению суммы налога.

Обнаружив в учетной политике ошибочные положения (предположим, неправильно определена дата реализации применительно к недвижимому имуществу), налоговый орган получает основания для целенаправленной проверки подобных вопросов.

Как применять учетную политику в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок в ней?

В этом случае нужно исчислять налоги без учета такого рода положений и внести коррективы в учетную политику. В качестве основания их внесения следует указать изменение законодательства о налогах и сборах.

Срок, когда поправки по данному основанию должны быть внесены в учетную политику, НК РФ не устанавливает. Статья 313 НК РФ предусматривает только, что начало действия таких изменений в учетной политике не может быть раньше начала действия нового законодательства, т.е.

они могут вводиться в течение налогового периода и иметь обратную силу.

Нужно ли представлять учетную политику в налоговый орган?

Обязанности налогоплательщика направлять учетную политику в налоговый орган к какому-либо установленному сроку нет.

Поэтому представлять учетную политику нужно, если получено соответствующее требование налогового органа в рамках налоговой проверки.

Обратите внимание, что в таком случае представлению подлежат приказ об утверждении учетной политики, собственно учетная политика, все приложения, входящие в ее состав.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение.

Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике.

Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.

В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС.

Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

https://www.youtube.com/watch?v=6jaK5TmnzNA\u0026pp=YAHIAQE%3D

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.

Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.

Что это значит?

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения — инструкция по заполнению, скачать образец. Действует с 01.06.2021

В титульном листе указываются следующие сведения:

  • наименование организации, которая представляет учетную политику для целей налогообложения, а также ее ИНН и КПП;
  • код налогового органа, в который подается документ;
  • год начала действия учетной политики;
  • дата и номер приказа, утверждающего учетную политику.

Организация представляет учетную политику, действующую в календарном году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга.

Также на титульном листе указывается подписант:

  • «Руководитель» — если отчет подается налогоплательщиком,
  • «Уполномоченный представитель» — если документ представляется законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Общие положения

Данный раздел учетной политики является общим, в котором отражаются организационно-технические вопросы.

В этом разделе указываются виды деятельности организации, и дается их краткая характеристика, отмечается признак наличия обособленных подразделений, а также отражаются порядок и способы ведения налогового учета.

НДС

Этот раздел заполняют организации — плательщики НДС. В нем отражаются порядок и особенности формирования налоговой базы по НДС.

Прибыль

Данный раздел предназначен для плательщиков налога на прибыль. В нем отражаются способы и методы признания доходов и расходов, особенности формирования налоговой базы по прибыли, порядок уплаты налога на прибыль, налоговые регистры.

Налог на имущество организаций

Организации, уплачивающие налог на имущество, отражают в разделе порядок ведения аналитического учета налогооблагаемого имущества.

Налог на добычу полезных ископаемых

Плательщики НДПИ указывают в этом разделе порядок определения количества и оценки стоимости добытых полезных ископаемых.

Акцизы

Организации, являющиеся плательщиками акцизов, отражают особенности порядка определения количества нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья и реализованных в налоговом периоде, а также суммы налогового вычета.

Налог на прибыль по КГН

Этот раздел предназначен для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В нем указываются особенности формирования налоговой базы и учета убытков по каждому участнику КГН.

Иное

В данном разделе организация отражает положения учетной политики, подлежащие раскрытию, но не указанные в предыдущих разделах.

Приложенные файлы

Данный раздел предназначен для загрузки учетной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *