Ходатайство

Федеральные Региональные Местные Налоговые Льготы В 2023 Году

Налоговые льготы — это определенные преимущества одних налогоплательщиков перед другими. Предоставляются они на некоторых основаниях. Налоговые льготы предоставляются не всем категориям плательщиков.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах).

Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Какими бывают налоговые льготы?

Льготы позволяют:

  • Снизить объем налогов;
  • Отсрочить обязательный платеж;
  • Получить рассрочку на платеж.

Существуют разные формы налоговых льгот:

  • налоговые вычеты,
  • пониженные ставки налогов,
  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц,
  • уменьшения суммы налога к уплате. Так владельцы грузовых автомобилей могут уменьшить сумму транспортного налога.

Федеральные Региональные Местные Налоговые Льготы В 2023 Году

Налоговые льготы иногда заключаются в полном освобождении от определенных видов налогообложения:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, людям с инвалидностью).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей.
  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Существуют и особые виды налоговых льгот  — это вычеты.

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ; Человек, который приобрел недвижимость на собственные средства может обратиться на следующий год после покупки за налоговым вычетом.
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Читайте также:  Как Уменьшить Налог На Квартиру В 2023 Году

Информацию о налоговых льготах лучше уточнять в соответствующих государственных органах, так как некоторые из них могут появиться или, наоборот, утратить актуальность. Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

Федеральные Региональные Местные Налоговые Льготы В 2023 Году

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Как получить налоговые льготы?

Обратиться в налоговый орган пос заявлением о предоставлении льготы (если ранее налоговая льгота не оформлялась) и документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу. Причем сделать это надо до 1 ноября текущего года, то есть до начала нового налогового периода.

Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

  • через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика);
  • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
  • путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
  • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.
  • Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В каких регионах самые низкие налоговые ставки

В некоторых регионах действуют льготные ставки по налогам как для отдельных отраслей, так и для всех субъектов МСП в целом. Чтобы снизить налоговую нагрузку, не нужно перевозить свой бизнес физически, достаточно просто перерегистрировать его. Расскажем, в каких регионах действуют самые выгодные послабления, и как использовать эту информацию для снижения налогового бремени.

Налоговые ставки, условия применения и требования к бизнесу для применения УСН указаны в главе 26.2 НК РФ. В зависимости от объекта налогообложения установлены следующие ставки по УСН:

  • при расчете налога с доходов – 6%;
  • при расчете налога с разницы между доходами и расходами – 15%.

Данные условия действуют для ИП и юридических лиц, чей годовой доход не превышает 150 млн руб. В этом году также действует «переходный» период для бизнеса, переросшего этот порог: УСН можно сохранить, если численность работников составляет от 100 до 130 человек, а годовой доход – от 150 до 200 млн руб. 

Для переходного периода увеличивается ставка УСН:

  • по схеме «Доходы» – до 8%;
  • по схеме «Доходы минус Расходы» – до 20%.

При этом новые ставки действуют с момента превышения порога (150 млн руб. или 100 чел. соответственно). То есть, пересчитывать налог с начала года не придется. 

Для поддержки бизнеса на местах власти регионов имеют право:

  1. Снижать ставки по налогу: от 1 до 6% по схеме «Доходы» и от 5 до 15% по схеме «Доходы минус расходы». Причем, пониженную ставку могут ввести как для всех представителей бизнеса, так и для отдельных категорий (например, «отстающих» отраслей). 
  2. Вводить налоговые каникулы, то есть 0% ставку по УСН для новых предпринимателей, если и виды деятельности относятся к социальной, научной или производственной сфере. Конкретные ОКВЭД в этом случае для каждого региона свои. Юридические лица нулевой ставкой воспользоваться не смогут.

Чтобы узнать подробнее о региональных льготах, загляните на сайт налоговой: выберите свой регион → «Особенности регионального законодательства». Также можно уточнить информацию по единому телефонному номеру ФНС 8-800-222-22-22, либо через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Федеральные Региональные Местные Налоговые Льготы В 2023 Году

Чтобы воспользоваться сниженными ставками, можно перерегистрироваться в льготный регион: ИП придется сменить прописку, а юридическому лицу – воспользоваться процедурой смены юридического адреса. 

Если ИП сменит регион проживания, а ООО – юридический адрес, им нужно будет встать на учет и подавать отчетность уже в новую инспекцию.

При этом деятельность по-прежнему можно вести в прежнем регионе, так как налог бизнес будет платить по ставке, установленной в «льготном» регионе. Но мы не рекомендуем так делать с ООО.

Если придет ФНС, то могут дать штраф за ведение деятельности не по месту регистрации или объявить «недостоверной компанией».

При исчислении налога за год бизнес должен применить ставку, которая действовала в регионе по состоянию на 31 декабря отчетного года. То есть если налог оплачивают за 2022 год, то ориентируются на региональную ставку от 31 декабря 2022 года. При этом следует учитывать все ранее исчисленные и уплаченные авансы. 

Поясним на примере:

ИП на УСН работал в Адыгее и работал по схеме «Доходы минус расходы» со ставкой налога 15%:

  • прибыль за первый квартал 2022 года составила 100 000 руб., поэтому ИП уплатил аванс 15 000 руб (100 000 × 15%.);
  • прибыль за полугодие нарастающим итогом составила 300 000 руб., и размер авансовых платежей достиг 30 000 руб.

Затем, в октябре ИП переезжает в Ивановскую область, где для его отрасли действует льготная ставка 4% (вместо 15%). Допустим, к концу года общая прибыль за год составила 1 000 000 руб. Доплатить в бюджет останется только 10 000 руб.

, так как общая сумма налога за год составила 40 000 руб. и из них 30 000 уже были уплачены в виде авансовых платежей. Если бы ИП остался в Адыгее, то сумма налога за год составила бы 150 000 руб.

, а значит, с учетом ранее внесенного аванса нужно было бы доплатить 120 тыс. руб.

Может случиться, что сумма уже уплаченных авансов превысит сумму налога по итогам года. В этом случае излишки можно зачесть в счет:

  • будущих платежей по налогам;
  • погашения пеней, штрафов, недоимок за разные налоговые нарушения.

Кроме этого, переплату можно вернуть на счет. Для этого в ИФНС в течение 3 лет с момента уплаты налога нужно подать заявление о зачете или возврате излишне уплаченных налогов.

Региональные власти самостоятельно определяют, стоит или нет поддерживать малый бизнес. Льготные ставки стимулируют развитие МСП, привлекают предпринимателей из других регионов, увеличивают поступление налогов в местные бюджеты. Именно поэтому наиболее выгодные условия для МСП можно найти в активно развивающихся регионах.

Наименование региона Налоговая ставка по схеме «Доходы» Налоговая ставка по схеме «Доходы минус расходы»
Чеченская республика Для пострадавших от коронавирусной инфекции – 1% вне зависимости от численности работников.В остальных случаях льготная ставка зависит от средней численности работников за отчетный период:до 20 человек включительно – 1 %;от 21 до 40 человек включительно – 2 %;от 41 до 100 человек – 6%. Для пострадавших от коронавирусной инфекции – 5% вне зависимости от численности работников.В остальных случаях льготная ставка зависит от средней численности работников за отчетный период:до 20 человек включительно – 5%;от 21 до 40 человек включительно – 7%;от 41 до 100 человек включительно – 15%.
Кабардино-Балкарская республика Для пострадавших от коронавирусной инфекции – 1% вне зависимости от численности работников при наличии статуса МСП Для пострадавших от коронавирусной инфекции – 5% вне зависимости от численности работников при наличии статуса МСП
Республика Дагестан 1% для субъектов МСП 5% для субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Дагестан
Республика Коми  3% для всех налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Коми 7,5% для всех налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Коми
Тюменская область 1% для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий 4% для всех остальных категорий налогоплательщиков 5% для всех категорий налогоплательщиков
Ненецкий АО 1% для всех категорий налогоплательщиков 5% для всех категорий налогоплательщиков
Чукотский АО 1% 5%
Ханты-Мансийский АО 4%, для отдельных категорий налогоплательщиков ставка еще ниже 5%, для отдельных категорий налогоплательщиков ставка еще ниже
Республика Хакасия 4% 7,5%
Республика Крым 4% 10%
город Севастополь 4%, для отдельных категорий налогоплательщиков ставка еще ниже 10%, для отдельных категорий налогоплательщиков ставка еще ниже

В остальных случаях льготные ставки действуют только для тех ИП и организаций, чья деятельность попадает под определенные коды ОКВЭД.

Как правило, местные власти поддерживают отрасли, в которых наиболее заинтересованы.

К примеру, в Калмыкии на ставку 1% («Доходы) и 5% («Доходы минус расходы») может рассчитывать бизнес, связанный с обрабатывающим производством (раздел D) и дошкольным образованием (раздел М).

В заключение отметим, что Правительство приняло закон, продлевающий до 1 января 2024 года региональные льготные ставки по налогу на прибыль (абз. 5 п.1 ст 284 НК РФ). Напомним, что в 2022 году некоторые субъекты РФ  понизили ставку налога с 18% до 13,5% для отдельных сфер деятельности. 

К примеру, в Волгоградской области льготная ставка действует для пивоваренной промышленности и СМИ, в Брянской области и Хабаровском крае – для субъектов инвестиционной деятельности (ч. 1 ст.

11 Закона Хабаровского края от 10.11.

2005 № 308), а в Ивановской – для предприятий с ОКВЭД 13, 14, 28 и 30 (производство текстильных изделий, одежды, машин и оборудования, некоторых транспортных средств).

Уточнить размер ставки для конкретного региона можно по ссылке (не забудьте выбрать интересующий вас субъект РФ в шапке сайта).

Налоговые каникулы: ликбез для предпринимателей

Как начать бизнес и первые два года не платить налог с доходов? Воспользоваться льготой для предпринимателей — налоговыми каникулами. Дают их региональные власти.

Например, в Подмосковье такие каникулы должны были закончиться в 2021 году, но их продлили до конца 2023. В Крыму и Севастополе с 2022 года ушла пониженная ставка по патенту 4%, нулевую оставили.

Кто и где может рассчитывать на такую поблажку — расскажем в статье.

https://www.youtube.com/watch?v=Pfg53CBt1eo\u0026pp=ygVv0KTQtdC00LXRgNCw0LvRjNC90YvQtSDQoNC10LPQuNC-0L3QsNC70YzQvdGL0LUg0JzQtdGB0YLQvdGL0LUg0J3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9C1INCb0YzQs9C-0YLRiyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Нулевую ставку устанавливают регионы. Такое право им дает закон до конца 2024 года. Потом налоговые каникулы могут отменить на федеральном уровне. А могут и продлить. Ближе к 2025 году станет ясно.

Мы занесли в таблицу регионы, где действует льгота в 2022–2023 годах. Это большинство субъектов РФ.

Таблица. Где дают налоговые каникулы в России

Где взять актуальный региональный закон, чтобы изучить полные условия льготы? Воспользуйтесь нашей инструкцией поиска.

Как найти действующий региональный закон о налоговых каникулах

Налоговые каникулы доступны только предпринимателям (компании не в счет!) и только на этих двух системах:

  • УСН — п. 4 ст. 346.20 НК,
  • ПСН — п. 3 ст. 346.50 НК.

В НК прописаны глобальные условия, на которые равняются регионы, когда принимают законы о каникулах.

Примерный список льготных видов деятельности с общими формулировками прописан в НК. И там разрешенных видов бизнеса на УСН больше, чем на патенте, на один пункт: это услуги временного проживания. На патенте нулевая ставка по этому бизнесу недоступна. А на УСН — пожалуйста, регион может предусмотреть. В остальном федеральный список схож.

Конкретный перечень смотрите в региональном законе.

Eсли по какой-то причине ИП не попадает под налоговые каникулы, выясните, есть ли право на пониженный тариф.

Сразу скажем, на патенте в 2023 году пониженный тариф вплоть до 0% может быть установлен только в новых регионах: ДНР, ЛНР, в Запорожской и Херсонской областях (п. 2.1 ст. 346.50 НК).

На УСН пониженные ставки регионы дают и ИП, и компаниям:

  • на объекте «Доходы» регионы могут устанавливать ставку от 1 до 6%,
  • на доходно-расходной упрощенке — от 5 до 15%.

Стандартные ставки соответственно — 6 и 15% в зависимости от объекта налогообложения. Условия пониженных ставок смотрите в региональном законе об упрощенной системе налогообложения.

В региональном законе проверяем, есть ли дополнительные ограничения. Например, нулевая ставка на УСН в Санкт-Петербурге доступна, только если средняя численность наемных работников не превышает 15 человек.

Чтобы применять налоговые каникулы, ИП должен быть впервые зарегистрирован после того, как начал действовать региональный закон о налоговых каникулах.

А если человек ранее уже имел индивидуальное предпринимательство, а потом закрыл его, надо возобновить деятельность впервые после того, как начал действовать региональный закон о налоговых каникулах (см. п.

 14 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018).

Возможна ситуация, когда ИП сначала зарегистрировался, а только потом власти субъекта РФ приняли закон о налоговых каникулах. Так вот в этом случае права на каникулы нет, даже если еще не прошло два года со дня его регистрации. Если закон приняли, а потом уже открыли бизнес — тогда льгота доступна.

Если вы на упрощенке и попадаете под налоговые каникулы, просто не платите налог со дня регистрации ИП. А по итогам года сдайте декларацию по УСН со ставкой 0% (только прежде проверьте соблюдение одного важного условия — о нем чуть позже).

Так вы можете делать два года подряд, потому что каждый конкретный ИП вправе пользоваться каникулами непрерывно только два налоговых периода со дня регистрации. А на УСН налоговый период — это год. Причем год регистрации бизнеса считается первым налоговым периодом.

И если ИП его прошляпил, например, работал на ОСНО, продлить налоговые УСН-каникулы еще на один год не получится.

Специальных заявлений о том, что будете применять нулевую ставку на УСН, подавать не нужно.

Целесообразно прописать нулевой тариф в налоговой учетной политике со ссылкой на региональный закон.

ИП применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы» и налоговой ставкой в размере 0%.

Основание: п. 2 ст. 346.14 и п. 4 ст. 346.20 НК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36.

Если первый раз слышите про учетную политику, обсудите этот момент со своим бухгалтером и при необходимости разработайте / доработайте документ.

https://www.youtube.com/watch?v=Pfg53CBt1eo\u0026pp=YAHIAQE%3D

А теперь про то самое условие, которое нужно проверить по итогам года. По окончании года упрощенец должен убедиться, что доля доходов от льготного вида деятельности составила не меньше 70% в общей сумме доходов. Если меньше, придется заплатить налог.

Как быть в ситуации, когда, например, уже по итогам 9 месяцев пропорция не соблюдается? Поскольку 4 квартал еще не закончился, ждем окончания года и тогда смотрим на структуру доходов. Пока год не закончился, пропорция по доходам может 10 раз поменяться.

ИП-упрощенцы на налоговых каникулах, как и любые другие упрощенцы, регистрируют доходы в Книге учета доходов и расходов (КУДиР). Оттуда берем данные для расчета пропорции.

Нулевая ставка не освобождает от учета и отчетности. А значит, вам потребуется учетная система. Предприниматели как минимум должны заполнять книгу КУДиР или книгу доходов на патенте и вести учет основных средств. Учет доходов пригодится и для обоснования льготы.

Если соблюдаются условия для нулевой ставки, ИП не платит налог со всех доходов, которые получил в рамках УСН. То есть нулевую ставку на упрощенке применяем даже к тем доходам, которые ИП получил от нельготных видов бизнеса. Ничего не выделяем.

Скачать образцы заполнения декларации по УСН с нулевой ставкой:

  • на объекте «Доходы»,
  • на объекте «Доходы — расходы».

Нулевая ставка перестает работать, как только превысили промежуточные УСН-лимиты: лимит по доходам в 150 млн рублей, умноженный на коэффициент-дефлятор, либо лимит по численности сотрудников — 100 человек (п.

 4 ст. 346.20 НК). С квартала, когда превысили лимит, начинаем платить налог сразу по повышенным ставкам 8 или 20% — в зависимости от объекта налогообложения. За предыдущие кварталы применяем нулевую ставку.

Будущие патентщики в заявлении на патент указывают ставку 0% и статью регионального закона, в которой прописаны каникулы. Подавать заявление с нулем можно два раза подряд в течение двух календарных лет со дня регистрации ИП. Не обязательно делать это одновременно с регистрацией.

Главный принцип (см. письмо Минфина от 17.10.2016 № 03-11-09/60291): если уж подал на патент с нулевой ставкой, следующий патент надо получать сразу же, как закончится второй. То есть между ними не должно быть временного разрыва. Даже в один день.

Иначе уже нельзя по второму патенту применить такую же льготу.

Скачать пример заявления на получение нулевого патента

Целесообразно прописать нулевой тариф в налоговой учетной политике со ссылкой на региональный закон.

ИП в отношении деятельности, связанной с производством молочной продукции, применяет патентную систему налогообложения с налоговой ставкой в размере 0%.

Основание: п. 3 ст. 346.50 НК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-98.

Если ИП ведет несколько бизнесов на патенте или совмещает патент и другой режим и применяет ставку 0% по ПСН, нужен раздельный учет доходов. Об этом тоже лучше написать в учетной политике, потому что в НК нет никакой конкретики, как вести этот учет. Логично указать, что доходы считаете нарастающим итогом с начала года, по данным книг учета.

ИП-патентщики на налоговых каникулах, как и любые другие патентщики, регистрируют доходы, полученные в рамках ПСН, в Книге учета доходов.

Хорошая новость: не важно, сколько доходов на патенте вы получите. В отличие от УСН, на патенте нет требования, чтобы от льготной деятельности поступило не меньше 70% от всех доходов.

Это значит, что если у ИП, например, два патента и один из них — нулевой, не нужно суммировать доходы, полученные на обоих патентах и считать какую-либо пропорцию.

Но обязательно нужно внимательно читать региональный закон, потому что в нем могут быть дополнительные требования и ограничения. Например, по численности работников или размеру доходов.

Мы уже показали на примерах выше, что для каждого конкретного ИП срок действия налоговых каникул нужно считать индивидуально. Особенно важно вести корректный отсчет по УСН, так как на патенте вы прописываете нулевую ставку в заявлении на патент.

Если права на патент у вас больше нет, налоговая просто не выдаст патент со стоимостью 0 рублей. А вот на упрощенке ИФНС не проверяет предпринимателя в течение года, поэтому тут никто не просигнализирует вам, что права на каникулы у вас уже нет.

В итоге можете занизить авансовые платежи по упрощенному налогу, что чревато пенями.

Также помните, что ИП на налоговых каникулах должен платить все другие обязательные для предпринимателей налоги, страховые взносы, сборы. В частности, это взносы за себя, зарплатные налоги за сотрудников. То есть освобождение идет только по упрощенному и патентному налогам — смотря на какой системе ИП уходит на каникулы.

В течение года ИП мог вносить авансовые платежи по УСН, а потом спохватиться, что у него право на нулевую ставку. Как быть? Все зависит от ситуации.

Ситуация № 1. Декларацию по УСН еще не сдали. Тогда подайте сразу нулевой отчет. Уже проведенные платежи вернете или зачтете как переплату в счет других налогов или взносов.

Ситуация № 2. Декларацию уже сдали. Чтобы обнулить налог, подайте уточненку. Плюс пояснения для ИФНС не помешают.

ИП мог подать на патент, указав в заявлении стандартную ставку 6%, а потом спохватиться, что у него право на нулевой тариф. Если патент еще не выдали, надо оперативно вернуть первоначальное заявление и подать новое, уже с нулевой ставкой. Правда, этот способ невозможен, если на патент подали одновременно с госрегистрацией ИП.

Если патент уже получили, единственный вариант — подать в ИФНС заявление о перерасчете налога и надеяться, что инспекторы пойдут навстречу.

Налоговые льготы оставили Минфин без триллионов рублей. Оценить эффективность косвенной поддержки экономики оказалось проблематично

Оценить эффективность косвенной поддержки экономики оказалось проблематично»>

В 2023-м из-за льгот, отнесенных к налоговым расходам, Минфин недополучит в бюджет свыше 8 трлн руб. доходов, следует из данных Счетной палаты (СП). Сумма увеличивается.

Но, как выяснили аудиторы, оценить эффективность такой поддержки проблематично. Да и почти каждая пятая льгота даже не распределена по госпрограммам, значит, неясны и ее цели.

А вдруг субсидия была бы полезнее? А вдруг льгота оказалась недостаточной или избыточной? Вопросов много, зато Минфин, как полагают эксперты, может использовать растущие выпадающие доходы как аргумент в своей политике.

Один из призывов бизнеса – активнее внедрять налоговое стимулирование. Минфин этим и занимается, судя по данным о налоговых расходах (выпадающих доходах бюджета из-за льгот и преференций).

Речь идет о недополучении огромных сумм, которые еще и растут.

Так, судя по отчету Счетной палаты, в котором анализируется внедрение концепции налоговых расходов в бюджетный процесс РФ, в 2023 году объем налоговых расходов федерального бюджета РФ составит 8,3 трлн руб.

, в 2024-м – 8,9 трлн, в 2025-м – 9,6 трлн руб. А в 2019-м, для сравнения, речь шла о 5,1 трлн руб. То есть в целом за период 2019-2025 годов эта сумма почти удвоится.

Налоговые расходы, по данным СП, «в среднем составляют около 30% общего объема как расходов, так и доходов федерального бюджета». «За последние годы Минфин провел большую работу… Нормативно-правовая база в этой сфере в целом сформирована.

Вместе с тем сохраняется значительная доля налоговых расходов (67%), по которым не утверждены методики оценки, что не позволяет сформировать полные и достоверные выводы об их эффективности», – предупредил аудитор Андрей Батуркин.

А в том случае, когда оценка все-таки производилась, аудиторы выявляли признаки формального подхода.

  • То, что часть налоговых расходов остается без оценки эффективности, может быть связано с тем, что не разработана методика оценки, или методика разработана, но не согласована, или утверждена, но пока по ней не проведена сама оценка, пояснили «НГ» в пресс-службе СП.
  • СП в своем отчете обратила внимание и на то, что за период с 2020 года отмечается рост числа налоговых расходов, который, однако, стал «результатом не столько появления новых льгот, сколько наработки практики отнесения льгот к налоговым расходам».
  • «Рост количества налоговых расходов также может свидетельствовать о неоднозначности подходов и наличии рисков субъективного фактора при применении критериев отнесения льгот к налоговым расходам, установленных Минфином», – утверждает Счетная палата.
  • В материалах СП указывается, что отнесение льгот именно к налоговым расходам предполагает соблюдение двух критериев: мера государственной поддержки, соответствие целям госпрограмм и (или) целям социально-экономической политики РФ.

Однако, как показал анализ Счетной палаты, на практике доля нераспределенных налоговых расходов по госпрограммам в среднем составляет около 16%. И в зависимости от общей суммы это может быть от 1 трлн до почти 2 трлн руб. в год.

«В анализируемом периоде (2019-2022 годы.

– «НГ») сложилась устойчивая практика принятия налоговых льгот без установления целевых индикаторов, позволяющих оценить эффективность введения льгот, в ряде случаев без определения цели введения льготы, что в том числе затрудняет признание налоговых льгот в качестве налоговых расходов, а также не позволяет достоверно оценить влияние налоговых расходов на цели госпрограмм РФ и (или) цели социально-экономической политики, не относящиеся к госпрограммам», – сообщает Счетная палата.

В таких условиях, судя по анализу аудиторов, становится проблематично уже не просто оценить эффект таких налоговых стимулов, но и своевременно их переориентировать, усовершенствовать или чем-то заменить – например прямой финансовой поддержкой в виде субсидии.

Обычно кураторы указывают на положительный бюджетный эффект от той или иной льготы.

«Это связано в том числе с тем, что прямое бюджетное финансирование, в частности предоставление субсидий, сопровождается необходимостью осуществления дополнительных затрат на администрирование механизмов предоставления бюджетных средств.

Вместе с тем, по мнению Счетной палаты, при таком подходе размер субсидии всегда будет превышать объем налоговых льгот, что изначально делает предоставление налоговых расходов более предпочтительным способом достижения результата», – сообщается в материалах аудиторов.

  1. Также они уточняют, что «размер расходов на администрирование в методиках установлен произвольно и не определяется какими-либо расчетами затрат или иными нормативно установленными требованиями».
  2. Как говорит гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин, конечно, вряд ли может существовать такой уровень налогового стимулирования, при котором представители бизнеса сочтут, что им достаточно льгот и больше не нужно.
  3. Однако, судя по объяснениям, например, депутата Госдумы от «Партии роста» Оксаны Дмитриевой, финансовые власти РФ относят к налоговым расходам все то, что, «по сути, налоговыми расходами не является, то есть не является адресной дифференцированной финансовой поддержкой конкретных субъектов хозяйствования».

«Очень часто к налоговым расходам относят возмещение входящего налога на добавленную стоимость (НДС) по экспорту и другим случаям нулевой ставки. Возврат входящего НДС – процедура муторная и хорошо освоенная только крупными традиционными экспортерами», – говорит Дмитриева.

Что касается налоговых льгот и преференций, которые оформляются в индивидуальном порядке, то к ним, по словам депутата, стоит отнести налоговые льготы по специнвестконтрактам, инвестиционные налоговые вычеты, предоставляемые субъектами Федерации. «Их объем незначительный и стимулирующий эффект также незначительный», – считает Дмитриева.

В итоге можно говорить о том, что «налоговое стимулирование крайне незначительно по объемам и распространяется на ничтожное количество субъектов экономической деятельности», считает депутат. Причина – надо экономить бюджетные средства.

Между тем, судя по пояснениям Дмитриевой, участникам экономической деятельности прежде всего нужны налоговые льготы в форме вычетов и снижение ставок, которые действуют в автоматическом режиме, а не по специальным решениям и договорам.

«Например, нужна инвестиционная льгота по налогу на прибыль, которая будет действовать автоматически для всех, кто осуществляет инвестиции и модернизацию оборудования, вместо или в дополнение к тем же специнвестконтрактам», -привела пример депутат.

А для вновь созданных или балансирующих на минимальной рентабельности предприятий, налоговая база которых незначительна, гораздо больший стимулирующий эффект будут иметь прямые бюджетные ассигнования, добавила Дмитриева.

Многое ведь зависит и от сектора экономики, и от механизма действия самого налога. Допустим, в сельском хозяйстве, как отметил руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко, субсидии доказали свою эффективность, и «дальнейшее снижение налогов не дало бы там такого эффекта, они там и так низкие».

Субсидии на возведение промышленных мощностей тоже неплохо работают, так как снижают потребность в кредитных средствах, что эффективнее гипотетической льготы, продолжил эксперт.

«Льгота – это только в будущем, а субсидия сейчас. Льготу можно и не получить, а субсидия уже в руках», – пояснил он.

Так что надо тщательно просчитывать эффект от льгот и других мер поддержки для приоритетных, ключевых направлений, соглашается Свириденко.

Выбор «субсидия или льгота» всегда рассматривается как базовый в осуществлении государственной поддержки экономики и граждан, отметил директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов. Плюсы и минусы есть в обоих случаях. И если говорить о льготах, то налоговое стимулирование может носить как недостаточный характер, когда льготы по факту затрагивают совсем небольшое число потенциальных получателей, так и избыточный.

В России весь этот анализ усложняется еще и потому, что, как говорит научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института Гайдара Елисей Леонов, часто приходится иметь дело с «Бермудским треугольником»: «налоговые расходы – субсидии – госзакупки».

«Нередко можно встретить ситуацию, когда одна и та же компания становится получателем и налоговой льготы, и субсидии, и одновременно она участник госзакупок. Понятно, что здесь возможны самые разные манипуляции, – считает Леонов. – Фирма, получающая субсидию и подпадающая под налоговые льготы, имеет больше шансов предложить выигрышную цену на тендере».

И наиболее непрозрачная ситуация, судя по комментарию эксперта, складывается как раз на региональном уровне, особенно если учесть проблемы эффективности особых экономических зон. «Сложно понять, насколько получатели всех этих благ на самом деле в них нуждались», – предупреждает эксперт. При том что по ряду страновых оценок Россия – лидер по объему налоговых расходов, добавил Леонов.

Однако ставить однозначно низкую оценку эффективности налоговой поддержке тоже нельзя, считает Климанов. «Поскольку сама возможность воспользоваться льготой задает определенные правила игры в таких сегментах рынка», – пояснил он.

«На сегодня источники дополнительных доходов бюджета практически исчерпаны. При этом необходимость в поддержке ряда отраслей экономики даже возросла по сравнению с предыдущими периодами», – говорит налоговый юрист, член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский. Так что предоставление налоговых льгот становится одним из важнейших стимулирующих факторов.

«Минфин проводит оценку выпадающих доходов в связи со льготами по данным налоговых деклараций и иным достоверным источникам», – обратил внимание профессор департамента налогов и налогового администрирования? Финансового университета Михаил Юмаев.

«Отчет об оценке налоговых расходов РФ формируется на основании данных Федеральной налоговой службы (ФНС), Федеральной таможенной службы (ФТС) и иных аналитических и статистических данных, – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина. – В частности, фактические данные о выпадающих доходах бюджетов бюджетной системы в результате применения льгот определяются на основе данных статистической налоговой отчетности».

Оценка выпадающих доходов осуществляется Минфином на основании параметров прогноза социально-экономического развития РФ, а также фактических данных ФНС и ФТС. И это, как особо подчеркивает Минфин, «исключает возможности искажения оценки выпадающих доходов».

Но это все же «может быть использовано как аргумент для отказа в субсидировании», замечает Юмаев.

В пресс-службе Минфина между тем уточнили, что министерство не только проводит последовательную работу над повышением эффективности налоговых льгот (в частности, в 2022 году в эксплуатацию запущена аналитическая система «Эффективность льгот»), но и анализирует результативность предоставления льгот и применения альтернативных механизмов: например, субсидий или иных форм непосредственной финансовой поддержки. «На основании результатов оценки принимается решение о пролонгации, корректировке или отмене льготы», – сообщили в Минфине.