Консультации

Когда полиция вправе задержать митингующего в одиночку человека для его же защиты?

Когда полиция вправе задержать митингующего в одиночку человека для его же защиты?

В Москве, Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, многих других городах России вчера полицейские разгоняли протестные мероприятия против повышения пенсионного возраста. Акции протеста организовало движение Навального.

Адвокат Константин Добиков, проанализировав то, что происходило в ходе разгона протестной акции в Челябинске, дает советы тем, кто впредь решит принимать участие в подобных мероприятиях. Вопросов много. Попробуем разобрать каждый из них.

— Может ли гражданин принимать участие в несанкционированных акциях протеста, митингах?
— В соответствии со статьей 31 Конституции граждане Российской Федерации имеют право собираться и проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Однако это право ограничено федеральным законом. В соответствии с законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» несогласованные с властями публичные мероприятия не допускаются.

Поэтому адвокат не рекомендует участвовать в несанкционированных митингах.

Мы же со своей стороны напомним о решении Конституционного суда, на которое ранее ссылался координатор движения Навального в Челябинске Борис Золотаревский.

А именно — понятие согласования проведения публичного мероприятия с органом публичной власти по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия.

— Какая ответственность предусмотрена за участие в несанкционированном мероприятии?
— За участие в несанкционированных мероприятиях предусмотрена административная ответственность.

— Как могут быть квалифицированы действия митингующего?
— Лица, принимающие участие в несогласованных публичных мероприятиях, подлежат привлечению к административной ответственности по статье 20.

2 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа или административного ареста. Отдельно установлена административная ответственность по статье 19.

3 КоАП за неповиновение распоряжению или требованию сотрудника полиции, что влечет наложение штрафа или арест.

Однако Верховный суд России в ходе рассмотрения жалобы задержанных на протестной акции 12 июня 2017 года активистов пришел к выводу, что участники несанкционированных митингов не могут нести ответственность за нарушение статьи КоАП о неповиновении законному распоряжению полиции и могут привлекаться к ответственности только по «специальной норме» КоАП о митингах в рамках статьи 20.2.

— Какие рекомендации можно дать, если гражданин все-таки решил принять участие в несанкционированном митинге?
— Если Вы все таки решились и пришли на несанкционированный митинг, то не лишним было бы соблюсти ряд рекомендаций. Во-первых, надо иметь при себе документ удостоверяющий личность. Во-вторых, не следует приходить на митинг в состоянии алкогольного опьянения и приносить с собой спиртные напитки. Также не стоит приносить с собой опасные предметы.

— Какие права есть у митингующего?
— Нелишне напомнить о презумпции невиновности, смысл которой в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).

Бремя доказывания вины лица в совершении административного правонарушения лежит на правоохранительных органах.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в соответствии с законом, в пользу этого лица.

У гражданина России есть конституционное право не свидетельствовать против себя. Существуют конституционные (основные) права личности (право на жизнь, право на личную свободу, право на неприкосновенность достоинства, частную жизнь, свободу передвижения, свободу совести, свободу слова).

В соответствии с Основным законом эти права являются неотъемлемыми и непосредственно действующими.
— Обязана ли полиция соблюдать мои права в случае задержания?
— Полиция не только обязана уважать права и свободы граждан.

Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека.

Никакие цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).
Согласно п. 4 ст. 5 закона «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  1. Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Такие требования закона полиция, скорее всего, проигнорирует, однако о таких нарушениях, если они будут иметь место, следует сказать в суде.

— Чего категорически не стоит делать?
— Не позволяйте себе нецензурную брань, либо насилие в отношении сотрудника правоохранительных органов. За публичное оскорбление представителя власти либо за причинение насилия полицейскому при исполнении им своих обязанностей предусмотрена уголовная ответственность (ст. 319, 318 УК РФ соответственно).

— Вправе ли полиция применить силу?
— Если Вы не оказываете сопротивления сотрудникам полиции, у последних нет оснований для применения к Вам физической силы.

Применение сотрудником полиции, физической силы для пресечения административных правонарушений возможно, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей (ч. 1 ст.

20 Федерального закона «О полиции»).

— Каков срок задержания?
— Административное законодательство допускает задержания на срок не более 3 часов, а если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста, то на срок не более 48 часов.

— Какие документы составляются в полиции? Как себя вести при их составлении? Какие права имеет задержанное лицо? Можно ли давать объяснения и вносить собственноручно замечания?
— В отделении полиции составляются протокол об административном правонарушении и протокол об административном задержании.

Задержанному лицу должны быть разъяснены его права, о чем делается соответствующая запись в указанных протоколах. Если права не были разъяснены, необходимо при ознакомлении с указанными протоколами собственноручно внести замечания об этом. Безусловному разъяснению подлежит также право не свидетельствовать против себя.

При составлении протокола, обязательно обратите внимание на отметку о времени задержания. Если данные отражены неверно, укажите на этот факт. Все свои замечания в обязательном порядке внесите в протокол, это можно сделать собственноручно. Укажите данные свидетелей, которые могут говорить в вашу пользу. По Вашему требованию можете получить копии указанных протоколов.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители.

— Что делать, если при задержании мне были причинены телесные повреждения?
— Если Вам были причинены телесные повреждения и известно лицо, которое их причинило (фамилия, звание и т.д.), это необходимо собственноручно отразить в объяснении. Имейте также в виду, что полиция должна принять меры по оказанию Вам медицинской помощи.

— Могут ли меня досмотреть?
— Да, могут. В случае необходимости может быть проведен Ваш личный досмотр и досмотр Ваших вещей в присутствии двух понятых. Личный досмотр оформляется отдельным протоколом. Копия протокола должна быть Вам вручена.

— Какой суд рассматривает дела указанной категории? Как вести себя в суде?
— Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, подсудны мировому судье и рассматриваются в открытом судебном заседании.

Фото Алексея Табалова

Источник: https://lentachel.ru/news/2018/09/10/kak-sebya-vesti-na-nesanktsionirovannom-publichnom-meropriyatii-sovety-advokata.html

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Идущие на несогласованный митинг должны помнить о том, что они уже являются нарушителями общественного порядка.

Заявление о том, что вы оказались в толпе случайно, гуляя по центру города, не вдохновят ни полицию, не суд.

Если вы всё же решили прийти на несогласованную акцию- держитесь подальше от активных участников, не выкрикивайте лозунги и не держите плакатов, чтобы не привлекать внимание полиции. 

«Задержанные по административным делам имеют право позвонить своим близким «в кратчайший срок», но не позднее трех часов с момента задержания. Причем если задержанные сами не попросили звонок, в этом случае полицейские предоставлять его не обязаны.

Кроме того, по просьбе задержанного сотрудники полиции обязаны сообщить, где он находится, его защитнику, а также по месту работы или учебы задержанного.

Полиция, как правило, не забирает мобильные телефоны у задержанных в административном порядке — так что право на звонок ограничено разве что зарядом телефона», — рассказывает адвокат по административным делам Роман Максимович.

Первые часы после задержания самые ценные для следствия и самые страшные для задержанного. Если ни родственники, ни адвокаты не знают, где вы, на вас легко оказать давление и вы можете признаться в таких преступлениях, о существовании которых даже не подозревали. 

«Задержание — временная мера, поэтому прежде всего надо следить за часами. Если вас задержали в рамках уголовного дела, то задержание не может длиться более 48 часов: в этот срок вам должно быть предъявлено обвинение и суд должен или принять решение о мере пресечения, или отпустить вас на свободу. 

Срок административного задержания не может превышать трех часов с момента доставления задержанного в отдел полиции — до 48 часов оно может длиться только в том случае, если вам предъявляют административное правонарушение, предусматривающее административный же арест, или в случае если не удалось установить вашу личность», — говорит адвокат по административным делам Роман Максимович. 

Шансы на положительное решение вашего дела в суде многократно возрастают, если какие-либо документы оформлены с нарушением процессуальных норм. Во всем остальном, с высокой долей вероятности, суд будет опираться на слова полицейских, а ваши слова признает не заслуживающими доверия.

«Любой полицейский документ — протокол об обыске, задержании или административном правонарушении — содержит множество обязательных полей, а времени на их грамотное и своевременное заполнение у сотрудников полиции мало.

Ваша задача — добиться того, чтобы ваши показания — если вы их даете — были переданы верно, а все остающиеся свободными места были заполнены прочерками.

Если в ходе составления протоколов вы обнаружили ошибку — например, сотрудник полиции не попросил вашей подписи, не написал дату или написал ее неверно — не поправляйте его: каждая ошибка играет вам на руку», — уверен адвокат по административным делам Роман Максимович.

Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций. Права и ответственность организатора и должностных лиц»

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Федеральным законом от 08.06.

2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

  • ОРГАНИЗАТОРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТВЕЧАЮТ ЗА:
  • 1. Оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;
  • 2. Подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
  • 3. Проведение предварительной агитации;
  • 4. Изготовление и распространение средств наглядной агитации;

5. Другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

  1. УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ВПРАВЕ:
  2. — скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
  3. — иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;
  4. — иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
  5. — находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  6. Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия.

Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности: увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 — до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 — 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.

18 — до шестисот тысяч рублей.

Статья 20.

2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП.

Административный штраф без составления протокола – 28.6 КоАП. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей).

Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки давности привлечения к административной ответственности составляют один год со дня совершения административного правонарушения.

Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).

  • Чаще всего правонарушения совершаются путем:
  • 1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;
  • 2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
  • 3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 27.

2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.

Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть 3 статьи 27.2 КоАП).

С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП), соответственно, лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.

1 КоАП: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с КоАП.

Доставление лиц в служебное помещение органа внутренних дел должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП).

В исключительных случаях, при неустранении обстоятельств, обусловивших невозможность составления протокола об административном правонарушении, к доставленным лицам может применяться административное задержание – кратковременное ограничение свободы (часть 1 статьи 27.3 КоАП). Срок административного задержания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП не может превышать трех часов (часть 1 статьи 27.5 КоАП).

Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

  1. В соответствии с пунктами 6 и 9 части 4 статьи 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:
  2. — приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
  3. — довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ в случае невыполнения данного требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается (часть 3 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ).

Порядок прекращения публичного мероприятия регламентирован статьей 17 Федерального закона 54-ФЗ, в соответствии с которой в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления производит следующие действия:

1. Дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.

2. Устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

3. В случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона в случае невыполнения указания уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» в этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка (перечень категорий лиц, подлежащих задержанию, в статье 14 Федерального Закона «О полиции»), проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (статья 16); для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства, порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции».

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять следующие специальные средства: палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию, в частности, сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Основания для задержания в полиции

  • В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О полиции», гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина.

За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления.

Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

  1. Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:
  2. паспорт гражданина РФ;
  3. временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  4. свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  5. паспорт иностранного гражданина;
  6. документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  7. военный билет военнослужащего.
  8. Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

  • К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:
  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.
  • Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

  1. На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:
  2. лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  3. имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  4. обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания — это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

  • Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  • органов внутренних дел, юстиции,  МЧС
  • прокуратуры края

Памятка при задержании

В данном разделе представлена памятка о правах при задержании сотрудниками правоохранительных органов, а также руководство к действию при задержании.

-1-

Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).

При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

  • По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.
  • -2-
  • При обращении сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

3) разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения (п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

-3-

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

-4-

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ст. 92 УПК РФ).

-5-

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 184 УПК РФ).

ВНИМАНИЕ! Зачастую, именно при проведении личного обыска сотрудники правоохранительных органов могут совершить противоправные действия (провокации) в отношении задержанного лица.

Если вы уверены, что при вас нет никаких запрещенных предметов – требуйте присутствие понятых с самого начала обыска. Тогда совершить противоправные действия будет гораздо сложнее. Важно обратить внимание на понятых, записать их данные.

В случае незаконных действий, необходимо отобразить это в протоколе.

-6-

Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (ст. 46 УПК РФ, п. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

-7-

Задержанный вправе отказаться от дачи показаний (статья 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).

ВНИМАНИЕ: мы настоятельно рекомендуем отказаться от дачи показаний до прибытия своего адвоката. Только после выстраивания линии защиты можно давать показания!

-8-

Задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет (п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

-9-

Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

-10-

Подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

-11-

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Скачать краткую памятку