Консультации

Минюст предложил поправить закон о бесплатной юридической помощи

Новости и аналитика Новости Участникам госсистемы оказания бесплатной юридической помощи нотариально удостоверенную доверенность планируется предоставлять без взимания платы

Минюст предложил поправить закон о бесплатной юридической помощи

Минюст России предлагает освободить от уплаты госпошлины за нотариальное удостоверение доверенности на представление интересов в судах и иных госорганах тех граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ) и законами субъектов РФ. Соответствующее дополнение планируется1 внести в ст. 333.38 Налогового кодекса. 

Кроме того, обязанность оказания нотариусами бесплатной юридической помощи гражданам при представлении документов, подтверждающих право граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе удостоверение доверенностей на представление интересов в госорганах может быть прописана2 в ст. 19 Закона № 324-ФЗ. Напомним, правом на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках соответствующей госсистемы имеют категории граждан, перечисленные в ч. 1 ст. 20 Закона № 324-ФЗ.

Законопроект также предусматривает порядок компенсации платы за нотариальные действия, под которой подразумевается оплата нотариального тарифа и услуг правового и технического характера, совершенные нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Так, нотариусы ежегодно, не позднее первого квартала года, следующего за годом, в котором оказана бесплатная юридическая помощь, должны будут направить в нотариальную палату субъекта РФ выписки из реестров нотариальных действий ЕИС нотариата о нотариальных действиях, совершенных бесплатно, копии документов, подтверждающих право граждан на получение бесплатной юридической помощи и реквизиты своего счета.

Компенсацию планируется производить за счет средств региональных бюджетов. Корреспондирующие поправки предусмотрены и в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Читайте также:  Подскажите, могу ли я отменить судебный приказ за истечением давности?

Также предполагаются дополнения в ст. 20 Закона № 324-ФЗ, направленные на дополнительную социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оказанию бесплатной юридической помощи при оформлении наследственных прав на недвижимое имущество. 

Авторы законопроекта полагают, что оформление доверенности на представление интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, может являться существенной финансовой нагрузкой для данных граждан и создать препятствие к обращению за защитой своих прав. Срок вступления закона в силу, в случае его принятия предусмотрен по истечении 180 дней со дня официального опубликования.

_____________________________

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в статью 333.

38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/06-20/00102753). 2 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях установления льгот для граждан при оказании им бесплатной юридической помощи» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/06-20/00102756).

Путин обсудил с Минюстом вопросы оказания юридической помощи

14 мая 2021 в 01:19

Минюст предложил поправить закон о бесплатной юридической помощи

Возможностью получения квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе обладает, к сожалению, не каждый житель страны. Таким правом обладает около 30 000 000 граждан России.

Тем не менее, из этого числа лишь 2% людей пользуются бесплатной юридической помощью.

Такое положение дел удивило главу Государства Владимира Путина, в связи с чем он обратился к главе Министерства Юстиции Константину Чуйченко, чтобы тот объяснил причины столь странного феномена.

Основной причиной, по мнению Чуйченко, является низкий уровень информированности граждан о том, что они имеют право на бесплатную юридическую помощь. Люди, по мнению главы ведомства, даже не подозревают, что обладают таким правом.

Пути решения проблемы

Для того, чтобы исправить ситуацию, будет создан единый портал бесплатной юридической помощи, который заработает в 2022 году. Как отмечает Чуйченко, сервис будет максимально простым и понятным, чтобы каждый гражданин беспрепятственно мог им воспользоваться. Подчёркивается, что пилотный проект сервиса пройдёт в десяти районах России. В каких именно, не уточняется.

Следующей мерой, которая поможет увеличить процент обращений за юр.помощью, будет создание реестров тех, кто имеет право на бесплатную консультацию. В таком случае информирование будет осуществляться адресно, что в разы повысит уровень правовой осведомлённости граждан.

Кроме того, Константин Чуйченко оповестил Президента о том, что ведомству не хватает рабочих рук. Особенно эта нехватка ощущается в регионах, где до сих пор не было создано ни одного государственного юридического бюро. По данным политика, такие бюро имеются лишь в 30% от общего количества регионов в стране. Он предложил Владимиру Владимировичу сформировать такие бюро во всех регионах.

Также была озвучена идея создания мобильных передвижных пунктов, которые будут выезжать, например, на места ЧС. Речь идёт о таких ситуациях, как, например, уничтожение документов в связи с пожаром. В таких мобильных пунктах граждане смогут оперативно получить квалифицированную юридическую помощь.

Константин Чуйченко предложил разработать механизмы контроля за исполнением стандартов оказания юридической помощи. Необходимость в подобных механизмах объясняется тем, что зачастую гражданам пытаются навязать платные услуги, в которых обратившиеся не нуждаются.

Владимир Путин поддержал идеи Минюста: «Так и нужно сделать, чтобы принять решения, которые позволили бы пользоваться бесплатной юридической помощью. Это очень важно».

  • Читайте далее:
  • Как бесплатно получить квалифицированную электронную подпись?
  • Володин предложил обсудить отказ от анонимности в интернете
  • Имею право на имя: может ли гражданин РФ сменить имя?

Минюстом России предложены революционные преобразования рынка профессиональной юридической помощи

  • Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»
  • Согласно проекту основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:
  • повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;
  • совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;
  • создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;
  • создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.
  • Предполагается, что реализация концепции будет осуществляться в три этапа.
  •  На первом этапе (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов по следующим направлениям:
  • создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;
  • обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализация режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;
  • обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;
  • введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь);
  • введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);
  • введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.
  • В рамках второго этапа (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и будут утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

На лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру.

В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах.

Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.  

На третьем этапе реализации концепции (2020 — 2022 гг.

) — будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

  1. С 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV концепции (в частности, юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).
  2. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.
  3. Коммерческие организации, осуществлявшие деятельность по оказанию юридических услуг и намеренные продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами закона об адвокатуре и при соблюдении необходимых требований получить статус адвокатского образования.
  4. Перейти в текст документа »
  5. Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  6. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 08.11.2017

Поделиться ссылкой:

Министерство юстиции инициирует внесение изменений, существенно влияющих на качество предоставления бесплатной юридической помощи

  • В настоящее время на законодательном уровне система предоставления бесплатной юридической помощи на территории РФ состоит из двух форм поддержки – государственной и негосударственной.
  • Государственная система юридической помощи представлена федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, государственными юридическими бюро и адвокатами- участниками государственной системы бесплатной юридической помощи — и нотариусами, в случаях прямо указанных в законе.
  • Перечень получателей данного вида услуги ограничен социальным статусом лица, нуждающегося в помощи, наличием у него особых, тяжелых, обстоятельств (материальное положение, состояние здоровья), а также категориями правовых вопросов, который допускается разрешать в данном порядке.
  • Негосударственная система юридической помощи представлена исключительно юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Юридические клиники создаются образовательными организациями высшего образования. Консультации здесь оказывают студенты, обучающиеся по юридической специальности, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение таких студентов.

Очевидно, что качество предоставляемых юридических услуг ограничено отсутствием большого практического опыта у студентов, и создание таких клиники в первую очередь служит формированию навыков оказания юридической помощи.

В негосударственных центрах юридической помощи обеспечивается более фундаментальный подход к оказанию юридических услуг:

Во-первых, создавать такие центры имеют право только представители некоммерческих организаций, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты, т.е. лица, имеющие, предположительно, достаточный опыт предоставления юридической помощи.

  1. Для создания центра необходимо отдельное помещение и персонал — лица, имеющие высшее юридическое образование.
  2. О создании центра в обязательном порядке должны быть уведомлены соответствующие территориальные подразделения Министерства юстиции, при этом информация о работе центра в обязательном порядке размещается на официальном интернет-портале такого подразделения Минюста.
  3. Воспользоваться услугами юридических клиник и центров оказания бесплатной юридической помощи может больший по сравнению с получателями государственной бесплатной юридической помощи круг субъектов – перечень получателей услуг не ограничен законом, предоставлен на утверждение самим участникам негосударственной системы юридической помощи, но при этом приоритет в возможности получения бесплатной юридической помощи законодатель прямо отдает субъектам особого социального статуса — лицам с низкими доходами или находящимся в трудной жизненной ситуации.
  4. Несмотря не вроде бы очевидное законодательное регулирование негосударственной системы бесплатной юридической помощи, как и любая функционирующая и действующая система она нуждается в периодической корректировке, обеспечивающей ее дальнейшее развитие и возможность существования де-факто, а не де-юре: В настоящее время на территории РФ функционирует около 400 юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
  5. Такое, казалось бы, немалое число пунктов получения бесплатной юридической помощи в масштабах РФ пока не является свидетельством существования единой и качественной системы негосударственной бесплатной юридической помощи.
  6. К сожалению, даже технически и организационно система не представлена как единое целое: например, чтобы получить информацию о действующих участниках негосударственной системы – клиниках и центрах – необходимо обращаться к интернет-порталам территориальных подразделений Минюста каждого отдельного субъекта РФ, на официальном сайте Министерства юстиции нет актуальных сведений, подобранных по всем регионам.

Но это мелочи, по сравнению с главной проблемой, с которой сталкиваются лица, обращающиеся за получением юридических услуг безвозмездно. В настоящее время отсутствует какие-либо гарантий качества предоставляемых бесплатных юридических услуг.

В решении этой проблемы Министерство юстиции предложило поистине эволюционное решение, не побоявшись взять на себя ответственность за качество работы негосударственных центров бесплатной юридической помощи:

Разработан проект, устанавливающий дополнительные требования к некоммерческим организациям, решившим открыть центры бесплатной правовой помощи.

Организациям, открывающим негосударственные центры бесплатной помощи, надо будет проходить проверку и получать заключения о качестве предоставляемых ими услуг. Иначе получить статус такого центра не представится возможным.

Надеемся, что такая достойная инициатива Министерства юстиции послужит отличным толчком к дальнейшему совершенствованию системы предоставления бесплатной юридической помощи.

Цифровая платформа для оказания БЮП

20 марта 2020 г. 18:53

Минюст России представил проект постановления правительства о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи и положение о порядке его работы

В проекте, опубликованном для общественного обсуждения, указывается, что пилотное внедрение портала произойдет в 2022 г.

В пояснительной записке отмечается, что создание такого портала позволит обеспечить граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией с высокой степенью визуализации и простыми поисковыми сценариями.

В частности, будет использован чат-бот «Правовой помощник», который поможет ориентироваться в контенте.

Планируется использование интерактивных карт судов, пунктов бесплатной юридической помощи (БЮП), правоохранительных органов, всех участников государственной и негосударственной систем БЮП. Член Совета ФПА РФ Елена Авакян посчитала, что реализация проекта способна улучшить качество оказываемой юридической помощи.

Как сообщает «АГ», предусматривается создание платформы с технологичными сервисами для непосредственного оказания БЮП.

В связи с этим для участников бесплатной юридической помощи будут разработаны сервисы, с помощью которых они смогут быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь.

«Использование современных технологий позволит существенно увеличить количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи», – считают авторы проекта.

Согласно проекту, Минюст должен в 2021 г. создать портал для оказания бесплатной юридической помощи и правового информирования граждан, а также популяризации правовых идей в СМИ и на открытых информационно-справочных ресурсах смежных федеральных органов исполнительной власти, а в 2022 г. обеспечить пилотное внедрение портала.

В комментарии «АГ»  член Совета ФПА РФ Елена Авакян отметила, что Минюст разрабатывает очень полезный проект, но все будет зависеть от того, каким образом он будет реализован. «В целом бесплатная юридическая помощь сегодня оказывается гражданам весьма беспорядочно.

В первую очередь, финансирование осуществляется за счет региональных бюджетов, а возможности у субъектов РФ сильно отличаются, что не позволяет организовать эту работу единообразно и на высоком уровне.

Предлагаемая платформа позволит упорядочить оказание БЮП, перевести ее в онлайн-пространство, а привязав платформу к порталу Госуслуг, сделать ее доступной для практически всех слоев населения (по состоянию на декабрь 2019 г., на портале зарегистрированы 103,2 млн россиян).

Очевидно, что для адвокатуры это расширение возможностей», – посчитала Елена Авакян.

По ее мнению, осуществлять БЮП должны в первую очередь адвокаты, причем сама по себе платформа должна предусматривать как оказание БЮП, так и адвокатский маркет-плейс.

«Это значит, что, если гражданин не может получить юридическую помощь бесплатно по тем или иным причинам, то он должен иметь возможность заключить с выбранным адвокатом соглашение. Этот проект сейчас обсуждается.

Мне видится, что именно такой формат будет наиболее целесообразным», – отметила Елена Георгиевна.

Елена Авакян посчитала, что реализация проекта способна улучшить качество оказываемой юридической помощи. Она указала, что сегодня получение БЮП во многом сильно ограничено, и с сожалением констатировала, что у государства нет возможности курировать этот процесс на федеральном уровне.

«Портал будет предполагать тотальный учет и контроль, передачу данных во все адвокатские палаты субъектов РФ, стабильную и прозрачную систему оплаты. Создание портального решения неизбежно приведет к централизации процесса финансирования.

Кроме того, оказываемая в электронном виде услуга предусматривает подачу жалобы на нее тоже в электронном виде. Осознание этого будет подстегивать юриста к выверенному поведению», – заметила Елена Авакян.

Она добавила, что адвокатура активно участвует в обсуждении проекта, вносит свой вклад и старается, чтобы были приняты верные решения при разработке портала.

Адвокат АП г. Красноярского края Владимир Васин сообщил, что сама по себе идея создания единого цифрового пространства для оказания бесплатной юридической помощи нуждающимся, единой платформы и развития правового просвещения прекрасна, особенно для России.

Однако, заметил он, не совсем ясно, как это пространство будет работать, в каком объеме и в каком качестве будет оказываться юридическая помощь посредством планируемого ресурса.

«Сразу скажу, что я всегда за правовое просвещение граждан и повышение его уровня, поэтому выскажусь только о бесплатной юридической помощи: между искусственным интеллектом, шаблонно отвечающим на вопросы, и живым человеком, профессионалом, который помогает разобраться в ситуации, – пропасть», – считает Владимир Васин.

По мнению адвоката, особенности динамики и обновления российского законодательства, правовых процессов и судебной практики в России можно измерять недельными промежутками, так как в правовом поле все очень часто меняется. «В одной из самых популярных справочных правовых систем “КонсультантПлюс” на 2020 г.

содержится больше 12 миллионов документов, поэтому мне не совсем понятно, по какому алгоритму и программному шаблону будет работать единый государственный портал бесплатной юридической помощи. Важно понимать, как будут устроены технологичные сервисы для непосредственного оказания квалифицированной юридической помощи.

Повторюсь, параллельно с этим вопросом всегда рядом идут вопросы объема и качества помощи. Ведь в проекте постановления правительства буквально декларируется: “Использование современных технологий позволит существенно увеличить количество граждан, реализующих свое право на получение гарантированной квалифицированной бесплатной юридической помощи”.

А теперь ответьте всего на один вопрос: вы бы доверили свою жизненную проблему, личное дело боту?» – спрашивает Владимир Васин.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев положительно оценил проект Минюста, назвав его актуальным в современных реалиях.

Адвокат считает, что реализация проекта в полном объеме поможет существенно повысить уровень правового просвещения населения и качество оказываемой юридической помощи.

Кроме того, по его мнению, важно, что проект будет способствовать большей информированности граждан как об их правах, так и о способах их защиты, а также организациях, в которых они смогут получить бесплатную юридическую помощь.

«Пока не совсем понятно, как будет выглядеть этот единый портал, но было бы нелишним добавить в него адреса и контакты всех адвокатских образований каждого субъекта РФ, в которых граждане могут получить юридическую помощь, в том числе и бесплатно», – предложил Илья Прокофьев.

«Ни для кого не секрет, что в настоящее время широко распространены “юридические” мошеннические фирмы, которые навязчивой рекламой и пустыми обещаниями привлекают к себе граждан якобы на бесплатные консультации и в итоге получают обманным путем крупные суммы денег. В связи с этим на едином портале Минюста было бы полезно создать “черный список” таких псевдоюридических организаций», – предложил адвокат.

Минюст предложил начать эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов с 1 сентября

С 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 Минюст предлагает провести в России эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи (БЮП) с применением электронных сервисов, свидетельствует проект постановления правительства, опубликованный для общественного обсуждения во вторник.

Как говорится в пояснительной записке, право на получение БЮП ‎по состоянию на 31 декабря 2020 имели 29,643 миллиона граждан РФ.

Однако людям бывает сложно получить такую помощь из-за ряда проблем, среди которых различные подходы органов власти к правовому информированию, правовому просвещению населения и оказанию бесплатной юридической помощи; отсутствие единого источника и точки доступа для граждан ‎к структурированной по местоположению и жизненным ситуациям правовой информации и иным доступным для восприятия материалам; необходимость обращения гражданина к целому ряду информационных ресурсов для определения поставщика правовой помощи ‎и условий её получения; высокая вероятность для граждан при отсутствии юридического образования стать жертвой мошенников; отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия органов власти, а также иных участников системы БЮП и граждан; отсутствие у поставщиков правовой информации ‎и соответствующих уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ автоматизированных инструментов формирования ‎и проверки отчётов об оказании БЮП и документов для подтверждения права ‎на её оплату или компенсации произведённых расходов, а также удобных инструментов планирования и оказания правовой помощи в дистанционно; непрозрачность системы расчётов с поставщиками правовой помощи и неэффективность контроля качества БЮП; отсутствие удобных инструментов мониторинга систем БЮП, планирования бюджетов разных уровней в этой части на основании достоверной аналитики и статистики.

  • Чтобы исправить ситуацию, Минюст предлагает оказывать БЮП с применением электронных сервисов, при этом объединить в едином цифровом пространстве всех участников как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
  • В процессе проведения эксперимента должна быть создана информационная система «Правовая помощь», которая позже будет переведена в статус федеральной государственной информационной системы.
  • Система, по замыслу Минюста, будет создаваться с участием региональных и федеральных органов исполнительной власти десяти регионов: Республики Татарстан, Краснодарского края, Кемеровской, Иркутской, Курской, Московской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областей.
  • Руководить экспериментом будет Минюст, участниками эксперимента станут МВД и Минцифры.
  • В июле 2022 года планируется провести предварительную оценку промежуточных результатов эксперимента ‎и представить в правительство предложения ‎о расширении состава участников, а также доклад о необходимости внесения изменений в законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, которые позволят масштабировать систему на всей территории России.

Минюст отмечает, что в августе прошлого года ‎в целях реализации министерством функций по управлению проектами цифровой трансформации, управлению архитектурой ключевых информационных систем и формированию отраслевой экспертизы на базе федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (НЦПИ) была сформирована служба технического заказчика проектов цифровой трансформации. Проектом постановления предполагается, что НЦПИ станет оператором системы «Правовая помощь», обеспечит её создание и функционирование.

Для сокращения расходов на создание информационной системы «Правовая помощь», повышения достоверности, качества данных ‎и эффективности межведомственного взаимодействия предусмотрена интеграция с существующими внешними информационными системами, в частности, с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА); Единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); Единым порталом госуслуг (ЕПГУ); федеральной государственной информационной системой «Единая система нормативной справочной информации» (ЕСНСИ); Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО) и иными информационными системами.

Средства для реализации проекта НЦПИ получит от Минюстом в форме субсидии. Ранее, напомним, Минфин предполагал, что на создание системы понадобится 413 миллионов рублей.

Обсуждение документа продлится до 17 августа.‎

Справка

Основные категории граждан, которые могут стать получателями БЮП, определяет закон № 324-ФЗ. В нём также перечислены конкретные случаи, по которым помощь бесплатна для её получателя, органы и организации, уполномоченные её предоставлять.

По закону каждый регион может расширять как список получателей бесплатной юридической помощи, так и случаи, в которых она предоставляется.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Минюст готовит к запуску общероссийский портал бесплатной юридической помощи гражданам

МОСКВА, 4 мая. /ТАСС/. Министерство юстиции России подготовило проект создания национального интернет-портала, где граждане смогут получать бесплатные консультации юристов и искать адвокатов для обращения в суд. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Минюста.

«Минюстом России разработан проект постановления правительства РФ «О Едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи» и положение о порядке его работы», — сообщили в министерстве, отвечая на запрос ТАСС. Ресурс будет нацелен на единые подходы всех органов власти и организаций к реализации госполитики в сфере оказания бесплатной юридической помощи и развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Как подчеркнули в Минюсте, создание портала «позволит обеспечить граждан систематизированной, актуальной, достоверной и доступной для восприятия правовой информацией с высокой степенью визуализации и простыми поисковыми сценариями».

На портале предполагается разместить интерактивные карты с адресами судов, пунктов бесплатной юридической помощи, правоохранительных органов, всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

«Одновременно планируется создание платформы с технологичными сервисами для непосредственного оказания бесплатной юридической помощи, направленными на цифровую трансформацию процесса оказания этой помощи, — сообщили в Минюсте. —  Будут разработаны сервисы, с помощью которых [можно будет] быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатную юридическую помощь».

На портале, отметили в Минюсте, граждане смогут получить помощь в объеме, предусмотренном законом «О бесплатной юридической помощи в РФ», в том числе с учетом нормативных актов региона, где они проживают.

В зависимости от вопроса можно будет получить в онлайн-формате устные и письменные консультации юристов, которые помогут подготовить необходимые документы (заявления, жалобы и т. д.).

Также у гражданина будет возможность заключить соглашение с адвокатом, который будет представлять его интересы, поможет составить иск и онлайн подать его в суд (в тех регионах, где в судах реализована возможность принимать заявления в онлайн-режиме).

В Минюсте заметили, что такой портал позволит найти для себя проверенного юриста и избежать риска обращения к мошенникам.

Кроме того, планируется запустить чат-бот «Правовой помощник». Формирование самого портала, отметили в Минюсте, позволит создать безопасное информационное правовое пространство, ориентированное на социально-правовые потребности граждан.

Сенаторы собрали предложения регионов о совершенствовании оказания бесплатной юридической помощи — И. Рукавишникова

Парламентарий
провела «круглый стол» на тему «Совершенствование правовых и организационных
механизмов оказания бесплатной юридической помощи в РФ: региональная практика».

Член
Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному
строительству Ирина Рукавишникова

провела «круглый стол» на тему «Совершенствование правовых и организационных
механизмов оказания бесплатной юридической помощи в РФ: региональная практика».

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

Ирина Рукавишникова

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Карлин,
член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Наталья
Косихина
,
член Комитета СФ по социальной политике Елена Попова,
представители Министерства юстиции РФ, Счетной палаты
РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, региональных органов государственной власти, адвокатского и нотариального
сообществ, общественных организаций, эксперты.

Участникам «круглого стола» для изучения
и реализации в других регионах представлены лучшие региональные практики по оказанию бесплатной юридической помощи населению.

Например, проекты «Правовая
помощь онлайн» и «За права молодежи» (Ростовская область), проект
«Юристы-населению» (Алтайский край), проект «Поколения вправе» (Белгородская
область), сайт «бесплатнаяюрпомощь.рф» (Ульяновская область) и др.

Ирина
Рукавишникова

отметила, что в рамках подготовки к «круглому столу» в Комитет СФ поступили
предложения из 77 регионов, направленные на совершенствование законодательства
и правоприменительной практики в этой сфере.

В большинстве регионов основными
участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи
являются адвокаты

С момента принятия Федерального закона о бесплатной юридической помощи прошло почти восемь лет, и за этот срок в субъектах
Федерации были приняты собственные законы, регулирующие отношения в сфере
бесплатной юридической помощи, сказала сенатор. В каждом регионе применяются
различные подходы к решению таких вопросов.

В большинстве из них основными
участниками государственной системы оказания бесплатной юридической помощи
являются адвокаты, в некоторых регионах созданы государственные юридические
бюро, в ряде субъектов Федерации действуют смешанные механизмы.

Существуют различия
и в объеме дополнительных гарантий на получение бесплатной юридической помощи.

Ирина
Рукавишникова

затронула вопрос о проблемах в существующей системе оказания бесплатной
юридической помощи. По ее словам, регионы заявляют о нехватке финансирования,
низком уровне методической поддержки со стороны федеральных органов
исполнительной власти, сложном механизме предоставления отчетности адвокатами.

Сенатор отметила недостаточную правовую
определенность отдельных формулировок в Федеральном законе о бесплатной
юридической помощи.

Парламентарий указала, что звучат
предложения расширить категорию получателей бесплатной помощи, в частности,
включить туда органы местного самоуправления и многофункциональные центры.
Кроме того, до настоящего времени не решен вопрос компенсации расходов
нотариусов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи.

  • Директор Департамента по вопросам
    правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Александра Дронова проинформировала о последних законодательных инициативах ведомства и результатах мониторинга
    оказания бесплатной юридической помощи в регионах.
  • В проекте рекомендаций по итогам
    «круглого стола» Государственной Думе предложено ускорить рассмотрение
    законопроектов, вносящих изменения в закон о бесплатной юридической помощи в части включения участников долевого строительства многоквартирных домов и граждан предпенсионного возраста в перечень граждан, имеющих право на такую
    помощь.
  • Комитету СФ по конституционному
    законодательству и государственному строительству предложено рассмотреть вопрос
    о целесообразности включения в состав участников государственной системы
    бесплатной юридической помощи уполномоченных по правам человека в субъектах РФ,
    органов местного самоуправления и многофункциональных центров предоставления
    государственных и муниципальных услуг.
  • Предлагается рассмотреть
    целесообразность расширения перечня случаев, при которых возникает право на получение такой помощи.
  • Участники «круглого стола» также
    предложили закрепить в законодательстве и определить содержание терминов
    «трудная жизненная ситуация», «экстренный случай», «граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и социальной защите» применительно к условиям получения
    бесплатной юридической помощи.

По итогам мероприятия сенатор сообщила
журналистам, что на заседании поднимался вопрос совершенствования практики
правоприменительной деятельности.

«Серьезная
дискуссия разгорелась между представителями адвокатского сообщества и государственных бюро.

В основном вопросы касались введения стандартов оценки качества оказания такой помощи, с одной стороны, для жителей РФ, с другой стороны – введения каких‑то
унифицированных правил тарификации для
оплаты услуг адвокатов».

Ирина
Рукавишникова
добавила, что положительную реакцию вызвала
демонстрация новых инновационных практик в области правового просвещения и бесплатной юридической помощи, которую продемонстрировали некоторые субъекты
РФ. В частности, Ростовская область поделилась опытом проекта «Правовая помощь
онлайн». Другие регионы рассказали о выездном консультировании, в том числе,
для маломобильных граждан.