Консультации

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Новое решение, которое в будущем позволит получать субсидии на оплату жилья тем, у кого уже есть долги за несколько месяцев, предложил минстрой. Предполагается привлечь к пополнению информации в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) Судебный департамент Верховного суда и судебных приставов.

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

РИА Новости

Такое нововведение предусмотрено законопроектом, разработанным минстроем. Ведомство представило новый законодательный вариант решения сразу двух давних проблем.

Во-первых, уже не один год действует обязанность истца при обращении в суд указывать идентификаторы должника: паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), СНИЛС и проч. Это должно исключить ситуации, когда долги взыскивают с полного тезки ответчика.

Однако у коммунальных организаций, как правило, нет таких данных. Поэтому, чтобы не парализовать взыскание долгов с жителей, для истцов — коммунальных организаций в виде исключения этот порядок пока не действует.

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Как не стать коммунальным должником, уезжая на дачу или в отпуск

Теперь минстрой предлагает вносить в ГИС ЖКХ новый вид информации — ИНН. Сведения будут подгружаться в систему через ее интеграцию с Единым госреестром налогоплательщиков по запросу коммунальных организаций, которые собираются судиться с жителем.

Ранее минстрой уже предлагал различные варианты решения этой проблемы. В частности, предлагалось считать одним из идентификаторов должника кадастровый номер помещения либо вообще освободить коммунальные организации от этой обязанности.

Кроме того, был отложен до начала 2022 года новый порядок оформления субсидий на оплату ЖКУ. Сейчас оформить субсидию житель может, если у него вообще нет задолженности по оплате ЖКУ.

Это приводит к парадоксальной ситуации, не раз отмечали эксперты: в субсидиях нуждаются как раз те, кто, например, потерял работу и уже задолжал за один-два месяца, но как раз им из-за долгов субсидии не положены.

В будущем предполагается ввести более мягкие условия: отказать в предоставлении субсидии смогут только закоренелым должникам — если дело о взыскании долга (не более чем за последние три года) уже было рассмотрено в суде и задолженность подтверждается вступившим в силу судебным актом.

Кроме того, желающим оформить субсидию не нужно будет предоставлять справки об отсутствии задолженности: органы власти станут самостоятельно запрашивать эти сведения.

Оформление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг будет зависеть от судебных приставов

Предполагается, что получать эту информацию госорганы смогут опять же через ГИС ЖКХ.

Причем по новому законопроекту минстроя обязанность в автоматизированном режиме размещать информацию о таких судебных актах в ГИС ЖКХ будет возложена на Судебный департамент при Верховном суде и Федеральную службу судебных приставов (ФССП), говорится в пояснительной записке к документу.

Вносить информацию о погашении задолженности также станет ФССП. Причем отдельные положения закона, как предполагается, вступят в силу лишь в конце 2022 года, то есть должникам придется подождать введения нового порядка еще не один месяц.

Сама инициатива позитивная — автоматизация процессов в России, по сравнению с другими государствами, охватывает огромное количество сфер, отмечает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Для граждан такие изменения пойдут на пользу, особенно в части нового порядка оформления субсидий. Однако на первых этапах могут возникнуть сложности, отмечает эксперт.

Большая нагрузка ложится на Судебный департамент при ВС РФ и ФССП, эти и так загруженные органы, вероятно, не всегда смогут оперативно обновлять информацию.

Коллекторам хотят передать долги по ЖКХ — Ассоциация Юристов России

4 Августа 2021

В Госдуме возражают против такой инициативы Минстроя, напоминая о произволе профессиональных взыскателей долгов

Министерство строительства и ЖКХ предлагает для взыскания долгов по коммунальным услугам предусмотреть возможность привлечения коллекторов, если те будут включены в соответствующий госреестр юрлиц. Как сообщают «Известия», в Минэкономразвития идею поддерживают.

В Государственной Думе, напротив, считают новацию неразумной, поясняя, что никаких коллекторов в сфере ЖКХ быть не должно. Людей надо защищать от коллекторского произвола, а не наоборот, уточнил 3 августа в своём Telegram-канале председатель Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн.

Одни и те же грабли

Чиновники Минстроя, а теперь и Минэкономразвития зачем-то пытаются встать на те же грабли, от которых мы с огромным трудом ушли, с удивлением отмечает депутат.

«Запрет взыскания долгов по ЖКХ через коллекторов был законодательно установлен ещё в 2019 году именно по инициативе «Единой России», — уточнил Александр Хинштейн.

Наша позиция неизменна: никаких коллекторов в сфере ЖКХ быть не должно».

Напомним, в июле 2019 года президент Владимир Путин подписал закон, который запретил передавать коллекторам долги граждан за жилищно-коммунальные услуги. Коммунальщики нашли лазейку и начали привлекать коллекторов в качестве посредников, заключая с ними агентские договоры или выдавая доверенность на возврат долгов.

Кто имеет право выбивать долги за ЖКХ

В мае 2021 года Госдума приняла в первом чтении новые поправки к Жилищному кодексу, который запрещает компаниям в сфере ЖКХ обращаться к услугам коллекторов для взыскания задолженности и заключать с ними агентские договоры.

Однако Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения направила письмо вице-премьеру Марату Хуснуллину. Организация попросила инициировать внесение поправок в законопроект, которые сохранят возможность обращения к услугам коллекторов для гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.

В письме отмечается, что если организации водопроводно-канализационного хозяйства не смогут обращаться к коллекторам и взыскивать задолженность, то произойдёт рост дебиторской задолженности.

В ответе Минстроя на это письмо говорится, что запрет на взыскание задолженности за коммунальные услуги третьими лицами может привести к отрицательным последствиям. Исполнителю коммунальных услуг и ресурсоснабжающим организациям, возможно, придётся создавать свои локальные службы по взысканию задолженности, что приведёт к росту тарифов для потребителей.

Министерство строительства и ЖКХ разработало проект законодательных поправок, в соответствии с которыми предлагается предусмотреть возможность привлечения коллекторов для взыскания долгов по ЖКХ, если они будут включены в соответствующий госреестр юридических лиц.

Об этом говорится в письме, которое министерство направило в ответ на обращение Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, документ опубликован на сайте ассоциации.

Нужны гарантии, хотя мер хватает и так

В Совфеде считают, что допускать коллекторов к работе с задолжавшими за газ и воду жильцами нужно только при выполнении ряда жестких условий. Но главное — если будут предложены механизмы гарантий от давления на граждан. Об этом в интервью ТАСС сообщил 23 июля глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

«Расширение возможности работы коллекторов в том числе на сферу ЖКХ можно рассматривать только в том случае, если будут предложены действенные механизмы гарантий для граждан от применения коллекторами незаконных методов давления на людей. Наш комитет считает, что эти вопросы взаимосвязаны», — сказал сенатор.

В начале августа в эфире телеканала «Царьград» депутат Госдумы Алексей Веллер отметил, что, предлагая такие изменения, Минстрой и Минэкономразвития «упускают то, что нельзя решать собственные проблемы за счёт граждан». «Я думаю, это не совсем правильная инициатива. Какое-то время пройдёт в обсуждении, немного побурлит общественное мнение. Но надеюсь, всё встанет на свои места», — отметил парламентарий.

По мнению председателя думского омитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова (ЛДПР), в стране достаточно мер воздействия на россиян, задолжавших по услугам жилищно-коммунального хозяйства.

«Вообще коллекторские службы  нужно запретить. У нас есть служба судебных приставов, есть Гражданский кодекс, есть судебные процедуры. Сегодня достаточно мер воздействия на должника со стороны судебных приставов, поэтому никакие коллекторы в этот процесс не должны быть втянуты», — сказал ранее Нилов в интервью телеканалу «360°».

Без письменного согласия нельзя

Напомним, ранее на кредитные организации распространили административную ответственность за взыскание задолженности запрещёнными методами, а штрафы по таким делам повысили в два раза: для должностных лиц — до 200 тысяч, для юрлиц — до 500 тысяч рублей. Такой правительственный закон одобрен парламентом и подписан президентом 11 июня.

Ещё один закон, защищающий должников от коллекторов, Владимир Путин подписал 1 июля. Новая правовая норма запрещает коллекторам общаться с родственниками, коллегами, соседями должника и иными третьими лицами. Общение возможно лишь в случае, если те предоставили банку своё письменное согласие.

Кроме того, они должны дать согласие на обработку своих личных данных. Также граждане смогут в любое время обратиться к кредитору, чтобы отозвать данное ранее согласие. 

Авторами поправок стали вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Незаконных коллекторов посадят на 12 лет

В мае текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности за незаконное взыскание просроченной задолженности.

Депутатам регулярно поступают жалобы на действия коллекторов, которые угрожают, вплоть до физической расправы, не только самим должникам, но и их родным и близким.

При этом привлечь к ответственности за нарушения законодательства о коллекторской деятельности в ряде случаев невозможно — эти действия совершают физические лица и установить их связь с организациями-кредиторами в рамках действующего законодательства крайне сложно.

Сейчас их действия подпадают под общие статьи Уголовного кодекса. Внесённым законопроектом предлагается выделить отдельный состав преступления — незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц..

Максимальное наказание по новой статье УК РФ составит до 12 лет лишения свободы, если «выбиванием» долгов занималась организованная группа.l

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Источник: Парламентская газета

Компании ЖКХ предложили правительству создать фонд плохих долгов

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Евгений Егоров / Ведомости

Урегулирование долгов за жилищно-коммунальные услуги можно переложить на специализированный фонд с госучастием.

С таким предложением в числе прочих мер для «смягчения кризисных последствий влияния пандемии коронавируса» выступили компании отрасли в письме на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера Юрия Борисова от 21 апреля.

«Ведомости» ознакомились с содержанием документа, его подписали руководители девяти компаний.

Представители «Интер РАО», «Квадры», «Т-плюса» подтвердили подлинность письма, «Реновы» (контролирует «Российские коммунальные системы»), «Росэнергоатома» и «Газпром энергохолдинга» отказались от комментариев, «СУЭК» (владеет «Сибирской генерирующей компанией»), «Фортума» и «Юнипро» не ответили на запросы «Ведомостей». Аппарат Борисова пока не получал документ, сказал его представитель. Представитель Белоусова не ответил на запрос «Ведомостей».

Фонд (специализированный финансовый институт) будет выкупать y управляющих компаний, энергосбытовых и ресурсоснабжающих организаций долги потребителей – не только населения, но и бюджетных предприятий и компаний из пострадавших отраслей, предлагают авторы письма.

Он и займется урегулированием долгов. Это будет фонд с государственным капиталом: государство затем сможет взыскать долги с процентами и получить прибыль, говорит источник в одной из энергокомпаний: «Подобные механизмы широко опробованы в мире. Например, при ипотечном кризисе 2008 г.

ФРС США работала с общим пулом проблемных долгов. Такой подход логично применить к российскому ЖКХ – привлекать финансирование проще в одну хорошо контролируемую структуру, нежели распылять деньги по рынку».

Этот пул долгов может стать интересным и для частных инвесторов, так как речь идет о краткосрочном падении платежеспособности, считает он.

Задолженность перед сектором ЖКХ до кризиса, связанного с пандемией коронавируса, составляла около 1,3 трлн руб., в марте – апреле дебиторская задолженность значительно выросла, отмечают авторы письма.

В числе других мер они предлагают ограничить срок моратория на начисление пеней за неоплату ЖКУ до 1 мая или до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, перейти к адресной поддержке населения и пострадавших компаний, определить механизмы компенсации этих дополнительных расходов, изменить некоторые параметры ценообразования. Предложенные меры будут обсуждаться на совещании по вопросам ЖКХ у президента Владимира Путина, которое планируется провести на следующей неделе, сообщил источник в энергокомпании. О том, что планируется такое совещание, говорил 23 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Это не первое обращение представителей отрасли в правительство. В начале апреля премьер Михаил Мишустин ввел мораторий на начисление пеней за неоплату ЖКУ до конца года.

После этого пять крупнейших генерирующих компаний обратились к нему с просьбой избирательно подойти к отмене пеней и проконтролировать платежную дисциплину бюджетных организаций.

Такое же письмо на имя министра энергетики Александра Новака направили «Совет производителей энергии» (объединяет крупнейшие генерирующие компании) и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

Мишустину также написали Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ, объединяет 80% предприятий отрасли), частные операторы Росводоканал и РКС, попросив о субсидиях для компенсации недополученных доходов из-за снижения потребления и убытков из-за роста неплатежей.

Проблемы в ЖКХ нарастают, в апреле максимальный сбор за жилищные услуги составит 30% от всех начислений, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин: «Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями раньше в среднем составляла 20%, теперь может увеличиться до 70%. Это может привести к тому, что после мая могут начаться банкротства управляющих компаний, а в течение двух – трех месяцев с рынка может уйти 20% организаций». Дома могут остаться без обслуживания и не будут подготовлены к отопительному сезону, говорит он.

Создание финансового института плохих долгов оправдано даже вне контекста пандемии COVID-19, считает руководитель направления регулирования энергорынков Vygon Consulting Николай Посыпанко: «Подавляющий процент просроченной оплаты взыскивается без личного присутствия, централизация работы с неплательщиками позволит внедрить цифровые технологии и минимизировать совокупные издержки отраслей энергетики и ЖКХ. Расчистка от плохих долгов потребует от регулятора и компаний важного выбора: финансировать инвестиции или снизить конечные тарифы». Эксперт сомневается, что такой фонд сможет моментально урегулировать свыше 1 трлн руб. задолженности, но госгарантии выкупа плохих долгов могли бы действовать для инвестпроектов модернизации изношенной инфраструктуры тепло- и водоснабжения, считает он.

Госдума обсудит упрощение строительства и оплату долгов за ЖКХ

Москва, 10 марта 2022, 13:51 — REGNUM Законопроект, обусловленный необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан и российских юридических лиц, правительство РФ внесло в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM 10 марта.

Несколько компаний ЖКХ предложили создать государственный фонд проблемных долгов

Правительство РФ

Дарья Антонова (с) ИА REGNUM

  • Следите за развитием событий в трансляции: «Санкции Запада и импортозамещение в России – все новости»
  • Положения законопроекта позволят в 2022 году определить дополнительные механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные законодательством Российской Федерации процедуры разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой документации, осуществления строительства объектов капитального строительства, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • В 2022 году предусматриваются механизм пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
  • Также законопроектом предусматривается упрощение порядка проведения правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что позволит минимизировать случаи приостановления и отказов в осуществлении указанных процедур.
  • Законопроектом предлагается установить дополнительные полномочия правительства в области начисления и уплаты штрафных санкций в случаях неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Сейчас Жилищным кодексом и отраслевыми федеральными законами предусмотрен расчет пеней, неустойки и рассрочки в привязке к ключевой ставке, уставленной Центральным банком, действующей на день фактической оплаты. Предполагается, что актом правительства будут установлены особенности расчета указанных штрафных санкций в целях недопущения роста их размера в связи с повышением ЦБ ключевой ставки.

История вопроса

После ввода новых антироссийских санкций в феврале — марте 2022 года на фоне защиты ЛНР и ДНР принято решение о дополнительной поддержке граждан и экономики.

Предусмотрена очередная волна амнистии капиталов, кредитные каникулы для граждан, налоговые каникулы, расширение программы льготного кредитования для бизнеса.

Особые меры поддержки касаются здравоохранения, IT, транспорта и логистики, строительства и других сфер.

Минстрой предложил ввести налоговую поддержку и льготное кредитование компаниям ЖКХ

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Минстрой разработал ряд предложений по поддержке ресурсоснабжающих организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в условиях спада в экономике и распространения коронавируса. Они включают меры налоговых льгот, беспроцентного кредитования и особые условия проведения закупок, следует из документа, который имеется в распоряжении ТАСС.

«Реализация таких мер поддержки позволит оптимизировать расходы собственных финансовых ресурсов организаций и расходные обязательства таких организаций в условиях существенного снижения платежей за услуги сферы ЖКХ, ослабления курса рубля и снижения активности российской экономики в целом, направив их первоочередным образом на надежное функционирование объектов жилищно-коммунального хозяйства в сложных эпидемиологических условиях и проведение мероприятий по подготовке к прохождению следующего отопительного периода 2020-2021 годов в установленные сроки», — говорится в документе за подписью замминистра строительства и ЖКХ Максима Егорова.

В Минстрое ТАСС подтвердили, что разработанный перечень предложений направлен для согласования федеральным органам исполнительной власти.

Согласно предложениям министерства, до конца 2021 года порог резерва по сомнительным долгам, учитываемый при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, может быть установлен на уровне 20% от выручки организаций.

В отношении предприятий ЖКХ до конца 2020 года также предлагается ввести мораторий на применение штрафных санкций по налогам и страховым взносам, в том числе по платежам по итогам 2019 года.

Еще одна предлагаемая мера поддержки — отмена авансовых платежей по налогу на прибыль внутри текущего квартала на период до конца 2020 года, а также продление сроков оплаты экологических платежей и налогов с 10 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года. Минстрой также предлагает предоставлять системообразующим компаниям в сфере ЖКХ беспроцентное кредитование на финансирование инвестиционной программы.

Кроме того, предлагается упростить условия предоставления компаниям ЖКХ и компаниям, ведущим ремонтные и строительные работы на объектах ЖКХ, государственных гарантий, гарантий ВЭБ, гарантий Фонд развития промышленности, Фонда развития ЖКХ в качестве обеспечения привлечения кредитов на льготных условиях, а также банковских гарантий в кредитных организациях.

Ресурсоснабжающим организациям сферы ЖКХ, согласно документу, может быть предоставлено право осуществлять закупки без проведения предусмотренных законом о закупках процедур.

При этом может быть предусмотрена возможность закупки у контрагентов по аналогичным товарам, работам и услугам, с которыми предприятие заключало договоры в 2018-2019 годах.

Минстрой также предлагает разрешить компаниям закупать средства индивидуальной защиты, маски, термометры и средства дезинфекции без включения этих товаров в план закупок.

Рспп поддержал идею энергетиков создать госфонд по выкупу долгов потребителей

Директор Ассоциации «Совет производителей энергии» (СПЭ) Дмитрий Вологжанин в рамках заседания комиссии, прошедшего в понедельник вечером, рассказал о предложении энергетиков создать специализированный фонд с государственным участием, «который позволит аккумулировать токсичные долги энергокомпаний и соответственно принимать решения по необходимости финансовой поддержки энергокомпаний, которые пострадали в результате пандемии».

По оценке заместителя генерального директора по коммерции и развитию «Т Плюс» Александра Вилесова, в 2020 году объем дополнительного долга за энергоресурсы составит порядка 400 млрд рублей, из которых 250 млрд рублей будут приходиться на малый и средний бизнес, 130 млрд рублей — на предпринимательство. «Эти долги предлагается выкупать специализированному фонду с государственным участием и предоставить всем потребителям, которые попадают в эту программу двухлетнюю рассрочку на погашение данного долга», — сказал он.

Березкин в рамках заседания отметил, что в целом РСПП готов подержать эту инициативу, но обратил внимание, что не стоит распространять действие фонда на всех участников рынка, а только на население. «Идея интересная, но не для всех — вообще платить перестанут. А для населения», — сказал он.

По мнению Вилесова, создание специализированного госфонда по борьбе с дополнительными долгами за энергоресурсы будет выгодно всем участникам рынка.

Потребители получат возможность заплатить за энергоресурсы с рассрочкой, ресурсоснабжающие компании — средства для поддержания ликвидности и продолжения своей деятельности, а фонд заработает на процентах с выкупленных долгов потребителей.

«Фонд получает возможность заработать, потому что на самом деле эти долги являются доходными. Как известно, по правилам жилищного и гражданского кодекса доходность этих долгов составляет порядка 15% годовых», — отметил он.

По данным Минэнерго, озвученным на заседании комиссии, прирост задолженности на рынках электрической энергии за апрель 2020 года составил 11 млрд рублей, на рынках тепловой энергии — порядка 16 млрд рублей.

По словам заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича, в случае действия моратория на запрет взимания пени за просрочку оплаты коммунальных услуг объем выпадающих доходов в электро- и теплоэнергетике по итогам всего года вырастет до 600-700 млрд рублей.

При отмене этой меры в мае — 300-350 млрд рублей.

В конце апреля ТАСС сообщал, что главы российских энергокомпаний хотят предложить правительству РФ принять ряд мер для недопущения кризиса неплатежей за электрическую и тепловую энергию, в том числе изучить возможность создания фонда с госучастием для работы с долгами за энергоресурсы перед предприятиями энергетики и ЖКХ. Соответствующее письмо на имя первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова и заместителя председателя правительства Юрия Борисова подписали главы ГК «Ренова», «Т Плюс», «Интер РАО», Росэнергоатома, СУЭК, «Квадры», «Газпром энергохолдинга», «Фортума» и «Юнипро».

Пока такой механизм не имеет аналогов в России. Березкин на заседании обратился к энергетикам с просьбой поискать примеры подобной практики на мировом рынке.

Как сообщил ТАСС источник в электроэнергетической отрасли, вопрос о создании фонда с госучастием по борьбе с дополнительной задолженностью потребителей поднимался и на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике, также прошедшем в понедельник. Председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Александра Панина, выступая на заседании сказала, что в мировой практике опыт работы подобных фондов есть.

По ее словам, подобные фонды действуют в двух направлениях. Выкупают долги потребителей при достижении критических величин просрочки, с которыми ресурсоснабжающие организации уже не могут продолжать свою деятельность, или выступают как крупная государственная коллекторская организация, выкупающая любые долги потребителей за определенный процент.

Также Панина на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике предложила рассмотреть возможность создания специализированного финансового института, который в каждом регионе мог бы работать с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, следить за их финансовым состоянием и в случае необходимости принимать решение о выделении средств наиболее нуждающимся предприятиям.

Метод Кудрина: Квартплату укрепят круговой порукой

Россиянам, возможно, придется оплачивать коммунальные долги соседей-должников из своего кармана. Ввести солидарную ответственность членов ТСЖ за платежи по ЖКУ предложил Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. В перспективе это правило хотят распространить на всех россиян.

В докладе ЦСР говорится, что «при возникновении дефицита средств для оплаты оказанных услуг или выполненных работ сособственники общего имущества в многоквартирном доме обязаны покрыть образовавшуюся задолженность по общим обязательствам путем внесения дополнительных взносов».

Причем, покрыв долги за соседа, члены ТСЖ смогут обратиться в суд за компенсацией. Если собственник допустил более чем полугодовую задолженность, обеспечением долга станет его квартира. Очевидно, в пределе его можно будет лишить этой собственности за долги.

Авторы доклада отмечают высокую дисциплину платежей за ЖКУ. В России она в среднем составляет 94%. Причем, семьи с низкими доходами платят более исправно, чем с нормальным достатком. Самые проблемные плательщики — состоятельные россияне.

Интересно, что стопроцентной оплаты таких услуг нет нигде в мире. Например, славящиеся своей аккуратностью немцы платят 98% от причитающихся сумм. Через пять лет ЦСР хочет довести российский показатель до уровня Германии. Вот только можно ли превратить русских в немцев?

Диета по-министерски: «Макарошки», кефир, все очень дешево

На прожиточный минимум пенсионера, оказывается, можно шиковать

Попытки ввести коллективную ответственность для населения или иным незаконным способом взыскивать с них долги свойственны российскому начальству. Так, недавно в Челябинской области взыскивать долги по платежам ЖКУ обязали директора местной школы. А когда она отказалась — ее за уволили с работы.

Однако граждане не всегда имеют основания безропотно оплачивать платежки. Они резонно задаются вопросом, когда получат отдачу от взносов на капремонт. Несколько сотен рублей, ежемесячно отчисляемых на эти цели при жизни плательщика могут никогда не вернуться. Особенно ощутимо это бьет по пенсионерам, у которых нет ни лишних денег, ни времени ждать десятки лет.

Складывается впечатление, что задача построения сословного общества, чего, кажется, добиваются российские власти, требует «замкнуть» рядовых россиян друг на друга. Чтобы «низы» платили за соседей долги, разбирались между собой и не претендовали на большее. А «верхи» тем временем будут делить между собой национальное достояние.

Та же сфера ЖКХ давно превратилась в прибыльный бизнес с оборотом, по данным ЦСР, более 4 трлн. рублей в год. Похоже, задача тех, кто ее контролирует, состоит в обеспечении бесперебойного потока денег. Ради этого можно и соседей стравить между собой. А чтобы этих средств было побольше, в одном только 2019 году тарифы на ЖКУ поднимут дважды.

Ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев пояснил, что кудринский вариант еще относительно «гуманный», так как затрагивает только жильцов ТСЖ. По его мнению, предлагаемые нормы надо распространить и на другие дома.

— В концепции нашего фонда, которая была обнародована года два назад и которую использовал ЦСР, речь шла о модернизации ответственности всех собственников, которые как сообщество должны отвечать по совместным обязательствам. Это мировая практика.

«СП»: — Поясните, пожалуйста…

— Например, в дом подается энное количество воды. Все сообщество собственников должно за это заплатить. У нас ведь оплата по результатам прошлого месяца. То есть им дали услуги авансом, а потом они должны заплатить, чтобы не подводить поставщиков ресурсов. То же самое происходит и с работами по содержанию жилья, ремонту и управлению.

Суть нашего предложения — чтобы в доме был единый банковский счет. Причем, независимо от того, есть там ТСЖ или ЖСК. У любого сообщества собственников должен быть счет. Это позволит совету дома в случае невыполнения или частичного выполнения каких-то работ удержать часть средств, заплатить поставщику услуг меньше. Это как будто одна большая семья с единым кошельком.

Этими деньгами распоряжается совет дома, то есть управление происходит коллегиально. И это повышает уровень ответственности. Отношения между поставщиками услуг и сообществом собственников будут более-менее паритетными. В случае же возникновения долгов собственники должны их сначала погасить, а потом внутри своего коллектива разбираться, кто, из какой квартиры, не заплатил.

«СП»: — Вероятно, в ЦСР посчитали эту схему труднореализуемой на практике и решили обкатать ее только в сегменте ТСЖ…

— Получается, что ТСЖ — рыжие. Появится неравенство. В случае управляющих компаний не будет солидарной ответственности, а в ТСЖ будет. После этого мало кто будет создавать новые ТСЖ, а старые, если не самоликвидируются, то, во всяком случае, задумаются. А ведь ТСЖ по способу принятия решений, контроля намного более высокий тип управления, чем ЖСК.

«СП»: — Людям нужны дешевые услуги, а не прогрессивный тип управления домом…

— Общая ответственность собственников будет способствовать предоставлению кредитов. Например, на капитальный ремонт. Предположим, в нем появилась острая нужда, а средств на спецсчете накоплено мало.

Тогда им есть резон взять кредит. Но если риск возврата кредита высокий, банк повысит процентную ставку. Давать кредит только под личность председателя ТСЖ для банка рискованно.

Солидарная ответственность собственников по долгам меняет дело.

Надо понимать, что и ТСЖ, и ЖСК — это такая оболочка, представительство сообщества собственников помещений, а не отдельный контрагент товарно-денежных отношений.

Ведь решения принимают выборные собственники жилья. А у нас сейчас ответственность лежит на ТСЖ, как на юрлице, а собственники как бы ни при делах. Порой это заканчивается крупными штрафами со стороны жилинспекции.

ТСЖ приходится гасить эти расходы из взносов.

«СП»: — Получается, мы платим взносы на капремонт, потом еще проценты за кредит на тот же капремонт, плюс возможные штрафы. Разоришься…

Реструктуризация долга ЖКХ

Долги по ЖКХ, если они у вас есть, можно реструктурировать. Делать это надо по соглашению с управляющей или ресурсоснабжающей организацией. Или же — при взыскании в суде и при прохождении банкротства. Реструктуризация заключается в распределении задолженности на определенное количество месяцев. О том, как получить рассрочку и правильно оформить соглашение, читайте в нашем материале.

При этом может предусматриваться равный размер каждого ежемесячного платежа, либо разные суммы. В постановлении № 354 указан случай, при котором должнику обязаны предложить реструктуризацию долга отдельно за электроэнергию, водоснабжение и отопление, другие коммунальные услуги. Как в таких ситуациях поступать? Рассказываем!

Что такое реструктуризация долга по услугам ЖКХ

Реструктуризация — это рассрочка по выплате долга. Такой вариант часто применяется при взыскании задолженности через суд, а при прохождении банкротства реструктуризация является одним из трех этапов процедуры.

Суть реструктуризации заключается в следующем:

  • сумма долга, признанная сторонами или подтвержденная судом, распределяется на равные или неравные ежемесячные платежи. Но поверьте нам на слово — их нужно платить в срок и очень аккуратно!
  • размер ежемесячных платежей стороны могут определить на свое усмотрение, либо его утвердит суд;
  • при получении рассрочки взыскание задолженности не начинается, а если исполнительное производство уже возбуждено, то ФССП приостановит его;
  • если должник не будет соблюдать условия реструктуризации, то его заставят выплатить всю сумму, и кроме того — начислят штрафные санкции.

В соглашении на реструктуризацию стороны могут не только определить размер ежемесячных платежей, но и указать иные условия. Например, стороны могут прописать повышенный размер неустойки за неисполнение обязательств. Подписав соглашение, должник обязан выполнять его точно и в срок.

Можно реструктурировать долги по любым видам коммунальных услуг — за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывоз ТБО, водоотведение и т.д.

От вида жилищно-коммунальной услуги зависит, куда нужно обращаться для оформления соглашения о рассрочке.

Например, реструктуризация долгов по капремонту возможна только через регионального оператора, который занимается начислением и сборов платежей. В судебном порядке можно реструктурировать любые виды задолженности.

Когда и как можно получить рассрочку по коммунальным платежам

У должника есть несколько вариантов получения реструктуризации, каждый из которых имеет свои нюансы и последствия. Например, если добиться заключения соглашения по долгу еще до взыскания, то не придется платить судебную госпошлину. Подробнее о каждом варианте реструктуризации долгов ЖКХ читайте ниже.

По соглашению о реструктуризации

Соглашение — это документ, который стороны могут оформить по взаимному и добровольному решению. По соглашению можно оформить реструктуризацию долга по квартплате, других услугах ЖКХ.

В зависимости от ситуации и этапа взыскания, соглашение можно заключить:

  • до передачи задолженности на взыскание в суд;
  • в ходе судебного процесса;
  • на стадии исполнительного производства.

Соглашение нужно заключать с организацией, перед которой возникла задолженность. Это может быть ресурсоснабжающая или управляющая компания, либо уполномоченный ими расчетный центр.

Расчетные центры оказывают услуги агентирования по сбору платежей по договору с УК или ресурсоснабжающей организацией.

В договоре может быть указано полномочие на заключение соглашений, на предоставление рассрочек и отсрочек по долгам.

Реструктуризация долга ЖКХ заключается в его распределении на равные или неравные ежемесячные платежи

Реструктуризацию можно получить по соглашению с управляющей или ресурсоснабжающей организацией, при взыскании в суде, в ходе банкротства. Точный срок и условия реструктуризации определяют стороны соглашения или суд. Но главное в любой реструктуризации — это все-таки выплата долга. Пусть не сразу и не сегодня, но возврат денег за услуги должен произойти.

Если задолженность уже взыскивается, соглашение о реструктуризации будет рассматривать суд. Если документ не противоречит закону и не нарушает интересы сторон, судья утвердит документ. После этого должник обязан точно соблюдать условия соглашения, в том числе вносить платежи в согласованные даты и в определенном размере.

При взыскании через суд и приставов

Есть и еще один вариант получения рассрочки — ходатайство от ответчика в судебном процессе. Его можно заявить после вынесения решения суда или после выдачи судебного приказа.

Нюансы предоставления рассрочки по взысканной задолженности ЖКХ:

  • так как суд уже взыскал долг по коммунальным услугам, его размер не может меняться при предоставлении рассрочки;
  • чтобы получить реструктуризацию таким способом, ответчик обязан доказать невозможность единовременной выплаты всей суммы долга;
  • для получения рассрочки нужно представить доказательства, что взыскатель будет ежемесячно получать платежи в определенной сумме;
  • точный срок реструктуризации и размер ежемесячного платежа суд определит с учетом интересов сторон, в том числе, исходя из финансового, семейного и имущественного положения должника.

При рассмотрении ходатайства истец может предъявлять свои возражения против рассрочки. О предоставлении реструктуризации по долгам ЖКХ суд вынесет определение.

Если взысканием занимают приставы, то стороны могут оформить мировое соглашение, представить его на утверждение в суд. На основании судебного определения пристав прекратит дело, остановит принудительные взыскания. Если должник не будет соблюдать условия рассрочки, то взыскатель сможет получить новый исполнительный лист, и снова направит его в ФССП.

В ходе банкротства

Реструктуризация задолженностей является одним из возможных вариантов завершения банкротства. По предложению банкрота, кредиторов или управляющего суд может утвердить план реструктуризации, если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

Однако в банкротстве рассматриваются требования сразу всех кредиторов, а не только управляющих компаний и предприятий ЖКХ. Поэтому реструктуризация будет предоставлена по всем долгам, а не только по коммунальным услугам.

Не могу выплатить долг по кредитам банкам, но могу платить долги по ЖКХ. Одобрит

ли суд такой план? Спросите юриста

Когда управляющая компания обязана дать рассрочку

Расчет платежей по ЖКУ осуществляется в соответствие с постановлением правительства РФ № 354. Там указаны условия, при которых должнику обязаны предложить рассрочки по текущим платежам и задолженности ЖКХ:

  • предложение о рассрочке дается, если размер коммунальных платежей за текущий месяц превышает сумму за аналогичный месяц предыдущего года более чем на 25%;
  • предложить рассрочку обязана организация ЖКХ, которая направляет квитанцию собственнику или нанимателю;
  • если плательщик соглашается с предложением, сумма начисленных платежей разбивается на 12 равных частей, которые нужно гасить ежемесячно.

Сравнение размера платежей по услугам ЖКХ осуществляется по каждому месяцу текущего и предыдущего года. Приведем пример, когда управляющая компания обязана предложить рассрочку по постановлению № 354. Если за сентябрь 2020 года размер платежа составлял 5 000 рублей, а в сентябре 2021 года в квитанции указано уже 9 000 рублей, то возникает обязанность предложить рассрочку.

Если должник согласится с предложением, сумма 9 000 рублей будет разбита на 12 равных ежемесячных платежей и составит 750 рублей. Аналогичным образом будет считаться рассрочка и по другим месяцам.

Порядок реструктуризации задолженности по коммунальным платежам

Разберем, как сделать реструктуризацию по долгам ЖКХ на примере соглашения с управляющей или ресурсоснабжающей организацией. В данном случае должник может лишь предложить оформить договор, так как все зависит от решения второй стороны. Заставить заключить соглашение нельзя.

Куда обращаться

Для получения рассрочки по задолженности ЖКХ нужно подать заявление в организацию, которая занимается начислением платежей и выставлением квитанций.

Это может быть:

  • управляющая компания, с которой заключен договор на обслуживание дома;
  • ресурсоснабжающая организация, которая заключила договоры на предоставление коммунальных услуг ЖКХ с каждым собственником или нанимателем;
  • компания, которая занимается начислением и сбором платежей по договору агентирования (например, расчетные центры);
  • ТСЖ, если собственники выбрали такой способ управления домом.

Платежи по квартире могут выставлять сразу несколько организаций. Например, управляющая компания будет требовать платежи за содержание домового имущества, тогда как платежи за свет, газ и воду будут начисляться напрямую ресурсоснабжающей организацией. Поэтому должнику придется подавать заявления в несколько адресов.

В силу закона № 230-ФЗ коллекторские компании не могут заниматься сбором долгов по коммунальным услугам ЖКХ. Поэтому с ними договор о реструктуризации можно заключить только по другим видам задолженностей (кредиты, займы и т.д.).

Или — если УК или ресурососбытовая компания признаны банкротами. Тогда право на взыскание долга получат коллекторы, которые «разбирают» долги вашего коммунальщика.

УК продала долги по ЖКХ коллекторам. Имеют ли они право беспокоить

должника? Спросите юриста

Как оформить соглашение о реструктуризации долга за коммунальные услуги

При подаче заявления о рассрочке уплаты долга нужно сразу приложить проект соглашения на реструктуризацию долгов ЖКХ. Также по просьбе заявителя этого документа, соглашение может подготовить ресурсоснабжающая или управляющая компания. Если соглашение оформляется при судебном взыскании, стороны обязаны представить его проект на утверждение суда.

Условия соглашения стороны определяют по своему усмотрению. Учитывая характер задолженности ЖКХ, условия реструктуризации могут заключаться в следующем:

  • по соглашению собственник или наниматель подтверждает сумму долга ЖКХ и начисленных пени на определенную дату;
  • вся сумма задолженности ЖКХ распределяется на равные или неравные платежи на определенное количество месяцев (например, по 5 000 рублей на 10 месяцев);
  • по соглашению может определяться точная дата внесения платежей (например, не позже 15-го числа каждого месяца);
  • на нарушение сроков или за невнесение всей суммы ежемесячного платежа может вводиться дополнительная неустойка;
  • по условиям договора о реструктуризации должнику могут предоставить льготный период и освободить его от выплат на 1-2 месяца.

Как добиться заключения соглашения о реструктуризации? От своевременного поступления платежей зависит надлежащая работа предприятия ЖКХ или управляющей компании. Поэтому они согласятся на рассрочку только в том случае, если собственник (наниматель) предоставит определенные гарантии по погашению долга.

Например, это может быть единовременное погашение части долга на дату заключения соглашения, предоставление документов о сложной финансовой ситуации владельца жилья, и т.д. Рассрочку вряд ли дадут безработному должнику, если он не представит никаких гарантий погашения задолженности по услугам ЖКХ.

Образец соглашения

У нас на сайте можно скачать образец договора по реструктуризации долга по услугам ЖКХ. Его можно использовать при обращении в ресурсоснабжающую или управляющую компанию, или же — в судебном процессе. Помощь в оформлении документа для реструктуризации долгов по ЖКХ окажут наши юристы.

На какой срок можно получить рассрочку

Срок реструктуризация долга по ЖКХ физического лица зависит от варианта ее получения и оформления.

Рассрочку по погашению задолженности можно получить на срок:

  • определенный сторонами при подписании соглашения — предприятие ЖКХ вряд ли согласится дать рассрочку на несколько лет, так как рост задолженности может повлечь проблемы в работе, привести к банкротству самой конторы ЖКХ;
  • определенный судом по ходатайству ответчика — точный срок зависит от имущественного, семейного и финансового положения должника, доводов взыскателя;
  • не более 3 лет, если реструктуризация осуществляется через банкротство — в данном случае максимальный срок действия плана реструктуризации утвержден законом № 127-ФЗ.

На практике, период рассрочки будет составлять несколько месяцев. Реструктуризация на больший срок вряд ли устроит УК или предприятие ЖКХ, так как они могут быстрее получить долг при взыскании через приставов. Более того, должнику могут вообще отказать в реструктуризации без обоснования причин. В этом случае можно попробовать получить рассрочку по долгам ЖКХ в судебном порядке.

Какие документы нужны для получения рассрочки по выплаты долгов ЖКХ

в суде? Спросите юриста

Что грозит должнику за неисполнение соглашения о реструктуризации

Стороны обязаны точно соблюдать свои обязательство по договорам и соглашениям. Например, предприятие ЖКХ не будет передавать документы на взыскание, если должник будет вовремя вносить платежи по реструктуризации. Если должник нарушит свои обязательства, то наступят следующие последствия:

  • предприятие ЖКХ или управляющая компания подаст заявление на выдачу судебного приказа или на исковое заявление;
  • должнику придется нести дополнительные расходы, в том числе платить пени на просрочку, судебную госпошлину, исполнительский сбор ФССП;
  • в процессе исполнительного производства начнутся удержания с зарплаты и других доходов. А потом последует и реализация имущества.

Предприятие ЖКХ не даст согласие на списание или прощение задолженности. Списать долги по коммунальным услугам можно только через судебное или внесудебное банкротство. Но и этот вариант списания долга УК не признают, увы. Они до последнего вписывают неоплаченный долг в платежные поручения в адрес квартиры.

Если вам нужна помощь в оформлении документов и получении реструктуризации долга ЖКХ, обращайтесь к нашим юристам. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, выберем оптимальный вариант получения рассрочки.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты