Консультации

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

По статистике ГИБДД, больше 20% ДТП в России происходит из-за плохого состояния дорог.

Если точнее, то из 15047 аварий за сентябрь 2019 года в 3683 происшествиях «зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения БДД».

Важно напомнить, что в публичную статистику попадают только аварии с пострадавшими. Пробитые колёса, испорченная подвеска, не очень серьёзные столкновения – всё это остаётся «за кадром». В этой статье мы приведем исчерпывающий алгоритм, что делать, если вы повредили машину из-за ямы на дороге.

И первым делом отметим, что дорожно-транспортное происшествие вовсе не обязательно предполагает участие двух и более транспортных средств. Любое повреждение автомобиля в процессе его движения – это ДТП.  

Второй важный момент: в российском законодательстве есть установленный ГОСТ на допустимые размеры выбоины на дороге – предельные размеры не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, и глубине – 5 см (ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). 

Третье: в случае ДТП всегда вызывайте ГИБДД на место происшествия. Да, они могут не захотеть ехать ради такого «незначительного» события, но у вас должна быть на руках справка о ДТП для дальнейшего разбирательства.

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Итак, допустим, все условия соблюдены. Произошла авария, автомобиль получил те или иные повреждения, и инспектор ГИБДД зафиксировал это. В случае, если яма, ставшая причиной ДТП, превышает параметры из ГОСТа, вы можете предъявить требование о возмещении ущерба либо к собственнику дороги, либо к лицу, которое должно осуществлять её обслуживание. 

Как выяснить, к кому обращаться? Вариантов несколько. 

1. Заказать выписку из реестра автомобильных дорог.

Сделать это можно, в том числе, с помощью сайта Госуслуг – услугу предоставляет Федеральное дорожное агентство, она называется «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре автомобильных дорог».

В выписке будет указан собственник дороги. Однако проблема в том, что большая часть сведений по какой-то причине не внесена в этот реестр. Поэтому этот способ может не дать желаемого результата. 

2. Обратиться с претензией либо в местную администрацию, либо в местный комитет по благоустройству. Они могут ответить отрицательно на саму претензию, но при этом укажут, кто отвечает за содержание дороги (как правило, на содержание и ремонт дорог заключают госконтракты). Это займет некоторое время, зато вы будете точно знать, кому предъявлять требование о возмещении ущерба. 

Важно! Никакие управляющие компании и ТСЖ не отвечают за ямы на дорогах! 

После того, как вы выясните, кому именно подавать претензию, приложите к ней копии всех документов, относящихся к ДТП и подтверждающих ту сумму, которую вы хотите возместить. Это могут быть: 

  1. Справка о ДТП;
  2. Схема места происшествия ДТП;
  3. Квитанции об оплате услуг эвакуатора, если таковые были;
  4. Заключение экспертизы (лучше сделать), договор на проведение экспертизы;
  5. Квитанции на оплату экспертизы;
  6. Любые другие документы, которые подтверждают вашу позицию. 

Претензию подавайте либо лично, либо отправляйте почтой с описью вложения. При личной подаче на одном экземпляре претензии вам поставят входящий номер вашего обращения. 

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Важно! Обязательно сохраните либо экземпляр с входящим номером, либо квитанцию об отправке с описью вложения.     

У дорожной службы будет 30 дней, чтобы дать вам ответ. К сожалению, многие автовладельцы так и не обращаются в суд после того, как получают отрицательный ответ от дорожников. Это привело к тому, что на этапе предъявления претензии дорожные службы чаще отказываются возместить ущерб, в чем не стесняются признаваться в частных беседах за пределами зала судебных заседаний. 

Если вы получили отрицательный ответ от дорожной службы, вы вправе обратиться в суд. Если ваши требования не превышают 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд по месту нахождения ответчика (юридический адрес дорожной службы). Если превышают – в районный (тоже по месту нахождения дорожной службы). Аналогично действуем и в случае со страховой компанией.

Важно! У дорожной службы или у страховой компании, с которой у вас спор, может быть несколько зданий по разным адресам. Будьте внимательны, вам нужен именно юридический адрес.

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Что прикладывать к исковому заявлению? Все те же документы, что и к претензии, плюс:

  1. Саму претензию с входящим номером;
  2. Оригинал квитанции на оплату госпошлины;
  3. Какой-либо документ от администрации или комитета по благоустройству с указанием, кто отвечает за обслуживание данной дороги (если есть);
  4. Ответ дорожной службы на вашу претензию. 

Некоторые из этих документов вы можете подать сразу в виде оригиналов, некоторые – в виде копий. На судебном заседании судья попросит вас представить оригиналы всех документов. Но квитанция об оплате госпошлины прилагается сразу в ОРИГИНАЛЕ!    

В суд вы подаете 2 комплекта документов – для суда и для ответчика. Оригинал госпошлины и все остальные оригиналы вкладываются в комплект для суда. В комплект для ответчика вкладываются само исковое заявление и те документы, которых у него нет. 

Пример. Если вы уже на этапе претензии предъявляли ответчику, например, экспертное заключение, то прикладывать его снова не нужно. Главное, чтобы в самой претензии было указано, какие документы вы к ней прикладываете. Также логично предположить, что у дорожной службы имеется их собственный ответ на претензию. 

На что ссылаться в суде?

Аргумент 1. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. 

Аргумент 2.  Согласно ч.1 п.1 и п.2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Аргумент 3. Истец двигался по асфальтированному покрытию и не обязан был предполагать, что на его пути может оказаться подобное повреждение дорожного полотна при отсутствии соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителей о производстве ремонта согласно требованиям п. 4.1.1, п. 4.1.6 ГОСТа Р 50597-93. 

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Теоретически вы можете также просить взыскать в вашу пользу возмещение морального вреда, но российские суды, как правило, по таким делам моральный вред не возмещают.

Как показывает судебная практика, если ДТП и претензия оформлены правильно, то ваши шансы на компенсацию весьма высоки. Если же судья принял решение не в вашу пользу, помните о возможности обжаловать решение в вышестоящей инстанции. Для мирового суда это будет районный, а для районного – городской.

Опрос

У вас был такой случай, чтобы вы повредили авто из-за плохого качества дороги?

Что делать, если попал в яму на дороге?

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.

Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:

Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте — поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.

Является ли попадание в яму ДТП?

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.

Оформление документов при попадании в яму

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1.

Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:

5.2 Покрытие проезжей части

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина — 15 см, глубина — 5 см, площадь 0,06 м2.

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м2, то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

Сотрудник ГИБДД должен выписать организации, ответственной за содержание дороги, протокол по части 1 статьи 12.34 КоАП, а судья наложить соответствующий штраф:

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Проведение независимой экспертизы

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное — уведомить о ее проведении.

Добровольное возмещение ущерба

После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

Взыскание стоимости ремонта через суд

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

  • 1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
  • до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он «загрузит» именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Удачи на дорогах!

Ямы на дороге, упавшее дерево или снег с крыши: как заставить коммунальщиков возместить ущерб автомобилю?

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Автомобиль попал колесом в яму? На него упало дерево или столб? При грамотном подходе есть возможность взыскать стоимость ремонта с непосредственных виновников этого – коммунальных служб. Конечно, есть несколько нюансов, которые следует учесть. Но практика показывает, что добиться справедливости можно.

В дорожно-транспортные происшествия попадать нежелательно, ведь это несет ущерб его участникам – чаще материальный, но бывает, что есть и ущерб здоровью. Если в ДТП участвовали только автомобили, то с большой долей вероятности потерпевшая сторона получит выплату от страховой компании.

Согласно законодательству ущерб должен компенсировать виновник ДТП, а страховая компания просто выплачивает компенсацию вместо него. Если в ДТП попал один автомобиль, страховая по ОСАГО ничего не выплатит, но, доказав вину кого-то другого, с него можно взыскать компенсацию ущерба.

Виновником может быть либо сам водитель (не справился с управлением), либо служба, ответственная за содержание дороги (яма на дороге больше, чем допускает ГОСТ). Все определяется исходя из условий аварии.

Виновник происшествия должен выплатить потерпевшей стороне компенсацию за ущерб:

  • материальный – согласно независимой экспертной оценке;
  • моральный – если потерпевший заявил об этом, а суд поддержал требование;
  • ущерб здоровью человека – определяется как общие расходы на лечение и реабилитацию потерпевшего.

В полной мере это все справедливо при ДТП, случившемся по вине коммунальных служб. Сложнее всего будет доказать, что ущерб нанесен именно по вине коммунальщиков, а непосредственно взыскать сумму ущерба уже легче.

Кстати, не каждое происшествие с участием автомобиля по вине коммунальных служб можно назвать ДТП. Согласно официальной формулировке из ПДД, чтобы аварийная ситуация считалась дорожно-транспортным происшествием, должны соблюдаться условия:

  • событие произошло во время движения автомобиля;
  • автомобиль стал участником этого события;
  • жизни, здоровью человека или имуществу нанесен ущерб.

Другими словами, падение дерева на припаркованный автомобиль не является ДТП, хоть тут и есть ущерб. А если автомобиль на скорости угодил колесом в яму, это уже дорожно-транспортное происшествие.

Владелец авто имеет шансы на компенсацию в обоих случаях, но порядок оформления документов будет разным.

Как получить компенсацию – шаг за шагом

Если это ДТП

Дороги в России за пределами столицы отличаются нестабильным качеством. В принципе, автолюбителям приходится часто ремонтировать свой транспорт именно из-за качества дорог. Но не все знают, что иногда с коммунальных служб можно взыскать сумму ущерба автомобилю.

Речь идет об авариях, вызванных плохим дорожным покрытием. За каждой дорогой в России закреплен кто-то, кто ее обслуживает. Также есть определенные нормативы качества дорог (многие знают, что ямы на дорогах должны быть не больше установленных размеров).

Соответственно, если дорожное покрытие не соответствует нормативам, ответственность за это несет обслуживающая организация.

Взыскать ущерб просто за повышенный износ автомобиля невозможно – в суде не получится доказать причинно-следственную связь между состоянием дороги и поломками в машине.

Но если серьезная неисправность появилась в момент движения по дороге из-за ее состояния, теоретические шансы на успех есть. Обычно такие поломки случаются, когда авто на скорости попадает в яму на дороге или в открытый люк. Более редкие случаи – ДТП с участием двух автомобилей, но по причине состояния дорожного покрытия.

Проще всего в этой ситуации возместить ущерб владельцам страхового полиса каско. Страховая компания выплатит сумму ущерба полностью или частично в зависимости от условий страхования (чем больше франшиза, тем дешевле страховка). Потом страховщик может обратиться к виновнику ДТП – коммунальным службам, чтобы взыскать деньги по принципу регресса.

Для водителей без полиса каско все усложняется. Самое главное в этом случае – правильно оформить ДТП.

Ориентировочный порядок действий при ДТП по вине коммунальщиков такой:

1. Выполнить требования ПДД, касающиеся участников дорожно-транспортного происшествия:

  • остановиться, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки;
  • если есть пострадавшие – оказать первую помощь, самостоятельно отвезти их в больницу или обеспечить транспортировку;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • не сдвигать автомобиль и другие связанные с аварией предметы (если авто мешает проезду – зафиксировать его положение, после чего убрать с проезжей части);
  • по возможности найти свидетелей и записать их контактные данные.

Без вызова ГИБДД обойтись не получится, так как европротокол оформляется при аварии с участием водителей 2 транспортных средств. Ждать инспекторов придется долго – иногда по несколько часов, и все это время с места аварии лучше не уезжать.

2. Собрать побольше информации о ДТП. Это могут быть записи с видеорегистратора, данные свидетелей ДТП, фото- и видеозапись последствий. Нужно сфотографировать автомобиль и все его повреждения с разных ракурсов, чтобы в кадр попало как можно больше информации.

Взыскать компенсацию с дорожной службы можно, если дорожное покрытие не соответствует стандартам. Поэтому необходимо измерить яму и сфотографировать процесс измерения. Если нет линейки или рулетки, в яму можно положить какой-нибудь предмет с известными размерами (советуют банковскую карту – они все одинаковые).

Желательно делать фото с привязкой к географическим координатам и правильно настроить время и дату в телефоне. Любой современный смартфон вместе с фотографией сохраняет массу данных, которые помогут в суде.

3. Непосредственно оформление ДТП. Это делают инспекторы ГИБДД, а водителю нужно проконтролировать, чтобы все документы они заполнили правильно и без искажений.

Вполне возможно, что приехавшие инспекторы будут уговаривать не оформлять ДТП, так как для них это огромное количество бумажной работы. Соглашаться с этим не нужно, ведь если нет оформленного ДТП – нет компенсации.

В объяснениях нужно подробно расписать, как именно произошла авария: ехал, соблюдая скоростной режим и другие требования ПДД, избежать попадания в яму не было объективной возможности, так как ограждения или предупреждающих знаков о ней не было.

Инспекторы, составляя протокол, должны указать наличие ямы и ее размеры. Если она не соответствует ГОСТу, составляется «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения» – это ключевой документ при обращении в суд за компенсацией.

В протоколе желательно максимально подробно расписать все видимые повреждения автомобиля (включая течь технических жидкостей), указать на вероятность скрытых повреждений.

Яма, ставшая причиной ДТП, должна быть обязательно указана на схеме ДТП (ее составляют инспекторы), в том числе ее размеры и расположение по отношению к краю проезжей части.

4. Определить ответчика. Это организация, занимающаяся обслуживанием данного участка дороги. У всех дорог есть владелец и организация, уполномоченная содержать ее. Даже если яма находится во дворе у нее тоже есть владелец – жильцы дома (тогда отвечает управляющая компания) или город.

5. Подготовиться к суду. Первым делом нужно определить сумму ущерба. Это достаточно распространенная процедура, в каждом городе есть независимые эксперты, которые считают ущерб при ДТП. На саму экспертизу нужно пригласить будущего ответчика – ответственного за содержание дороги. Делается это в письменном порядке – заказным письмом с уведомлением.

Даже если ответчик не явился на экспертизу, ему все равно нужно отправить письменную претензию, приложив копии всех имеющихся документов по ДТП и экспертизе.

Претензия – это попытка досудебного урегулирования ущерба. Если ответчик получил письмо (о чем есть уведомление), но не отреагировал на него – нужно идти в суд.

6. Обращение в суд. Если все документы были подготовлены правильно, шансы на решение суда в пользу автомобилиста достаточно высокие. Представители ответчика могут настаивать на том, что водитель виноват сам – не заметил яму и неправильно выбрал скоростной режим.

  • Но позиция Верховного суда такова, что дорожные службы должны обеспечивать такое качество дорожного покрытия, чтобы водитель мог передвигаться на максимальной разрешенной для этого участка скорости без угрозы ДТП.
  • Судебная практика показывает, что суд часто становится на сторону истца, взыскивая с дорожных служб компенсацию ущерба и сопутствующих расходов.
  • После того, как решение суда вступит в законную силу, дорожная служба должна перечислить присужденную сумму по указанным истцом реквизитам банковского счета.
  • Если деньги не приходят – можно получить исполнительный лист и обратиться в банк, где у организации открыт расчетный счет.

Если это не ДТП

Нанести ущерб автомобилю может упавшее во дворе дерево, столб или снег с крыши. Хоть это не ДТП, но шансы получить компенсацию от виновника все равно есть.

В целом, процесс примерно такой же, как и с ДТП – оформить документы, оценить ущерб и потребовать его компенсации. Но есть несколько отличий:

  • вызывать нужно не ГИБДД, а наряд полиции из местного ОВД;
  • полиция составляет акт осмотра места происшествия, указывая причину падения – ветер. Если будет указано, что упавшее дерево было сухим – это поможет в дальнейшем;
  • в документах должно быть указано, какой ущерб причинен имуществу и сделаны выводы о качестве работы ответственных служб;
  • точно нет смысла судиться, если дерево упало на припаркованный в неположенном месте автомобиль;
  • суд может отказать в компенсации, если на дату происшествия МЧС предупреждало о чрезвычайной ситуации.

В остальном процесс примерно такой же – нельзя убирать с автомобиля упавшие ветки, сдвигать его в сторону, нужно заказать проведение экспертизы, направить претензию ответчику.

Есть вероятность, что при оформлении акта осмотра водителя попросят написать, что ущерб незначительный. Так делать не стоит – в противном случае компенсации ущерба точно не будет.

Ямы, деревья, столбы – кто за это отвечает

Российское законодательство предполагает, что каждая автодорога находится у кого-то на балансе, кто закрепляет за ней ответственного за содержание в нормальном состоянии. Соответственно, есть кто-то, кто отвечает за ущерб, причиненный из-за плохого состояния дороги.

Нормальной считается дорога, которая соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Самое главное в них – предельно допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Дорога признается несоответствующей ГОСТу, если яма хотя бы по одному параметру больше норматива:

  • ширина – 60 сантиметров;
  • длина – 15 сантиметров;
  • глубина – 5 сантиметров;
  • отклонение люка или трамвайных путей от уровня дороги на 2 сантиметра.

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой

Понятно, что количество ям на российских дорогах практически не поддается исчислению, и всех их нельзя заделать сразу.

До ремонта дорожная служба обязана выставить предупреждающие знаки или как-то еще отметить яму. Если это не сделано, а водитель попал в яму (не нарушая при этом ПДД), он имеет полное право на возмещение ущерба.

Ответчиком будет выступать балансодержатель дороги. Для дорог федерального значения – организация, уполномоченная федеральными органами исполнительной власти; для дорог регионального и межмуниципального значения – уполномоченная субъектом РФ организация, и так далее.

Проще говоря, ответчик – это организация, которую владелец дороги уполномочил обеспечивать ее содержание. А кто владелец, зависит от статуса дороги.

Упавшее на автомобиль дерево – уже другая история, там нужно разбираться, на чьей территории оно растет. Ответчиком будет собственник земли, на которой растет дерево.

Если придомовая территория не передана жильцам, ее собственник – муниципальное образование. Если передана – владеют землей жильцы, но за насаждения отвечает управляющая организация или ТСЖ.

Самостоятельно ТСЖ обычно не ведет работы, а нанимает другую организацию – вот она и будет отвечать за деревья.

Примерно то же актуально и при упавшем столбе, и при нанесении ущерба упавшей рекламной конструкцией – у всех этих объектов есть собственники.

Узнать, кому принадлежит земельный участок, можно через Росреестр, но услуга платная.

Еще неприятная ситуация – упавший на автомобиль с крыши дома снег или сосулька. За этот ущерб отвечает владелец объекта недвижимости (если это коммерческое, офисное, общественное здание или частный дом), управляющая компания (если дом многоквартирный).

Лишь в некоторых случаях снег падает с балкона многоквартирного дома, который был самовольно перестроен. Тогда отвечать может и владелец квартиры, но его вину придется еще доказать.

Возможные трудности

На словах возместить ущерб от действий (а точнее, бездействия) коммунальных служб кажется просто: оформить происшествие, оплатить экспертную оценку, собрать свидетелей и пойти в суд. Но ответчик не спешит расставаться с деньгами.

Дорожные службы, с которых пытаются взыскать ущерб от плохого состояния дорожного покрытия, обычно настаивают – водитель сам виноват, что попал в яму. В ход идут различные аргументы: неправильно выбрал скорость движения, не следил за дорогой, не пытался объехать яму или экстренно затормозить перед ней.

Относительно недавнее постановление Верховного суда поясняет, что водитель вправе ехать с любой разрешенной скоростью, а дорожники обязаны обеспечить такие условия, чтобы это было безопасно.

Но риск стать самому виновником ДТП все же есть, это зависит от обстоятельств аварии, позиции инспекторов ГИБДД и того, какие аргументы водитель приведет в суде.

Куда больше проблем предстоит решить, если на автомобиль упало дерево. По общепринятым правилам считается, что коммунальные службы не отвечают за ущерб, причиненный при условии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Таким обстоятельством обычно является сильный ветер.

Если перед началом стихии было штормовое предупреждение от МЧС – взыскать ущерб за упавшее на машину дерево практически невозможно. То есть, предполагается, что после уведомления МЧС водитель выберет другое место для стоянки машины.

Когда водитель уверен, что стихийного бедствия в тот момент не было, а дерево упало просто от старости, он может взять справку в ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В справке будет написано какая была погода в момент происшествия, а стоит это больше 2000 рублей.

Недавно в Москве был случай, что на автомобиль упало дерево. Упало оно из-за резких порывов ветра, и коммунальные службы отказались платить. Но потом специально приглашенный дендролог сделал заключение, что корни дерева уже сгнили, его нужно было убрать, что сделано не было. В итоге суд встал на сторону автовладельца.

Провести экспертизу, оплатить госпошлину и услуги представителя в суде обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Если шансы на успех в суде не очень высокие (авто стояло в неположенном месте или заранее было объявлено о стихии), возможно, не стоит и начинать весь этот процесс.

Можно ли получить компенсацию за ямы на дорогах? — DRIVE2

Можно ли получить компенсацию за ямы на дорогах?

Прежде чем перейти к вопросу, каким образом получить компенсации при повреждении автомобиля после попадания в яму на дороге, необходимо понять, а что принято считать ямами? Согласно ГОСТ 50597-93 размеры ям на дорогах не должны превышать следующих размеров (ДхШхГ): 15х60х5 см.

В том случае, если ямы не отвечают, хотя бы одному из параметров, то на дороге должны быть выставлены соответствующие дорожные знаки, а в условиях недостаточной видимости специальные заграждения. Отдельно необходимо отметить и про канализационные люки – согласно ГОСТ Р 50597-93 крышка люка не должна отклоняться от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см.

При повреждении крышки смотрового люка, она должна быть ограждена, а также обозначена специальным знаком и в течение ближайших трех часов заменена.

Хотя ГОСТ 50597-93 и обязывает дорожные службы своевременно приводить дорожное полотно в полный порядок, в нашей стране делается это крайне редко и состояние большинства дорог, особенно в небольших городах оставляет желать лучшего.

И так, как поступить, если вы попали в яму, которая не соответствует ГОСТ? Первое, что необходимо сделать – вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, которые зафиксируют факт аварии и составят протокол, схему ДТП. При изучении схемы вам необходимо убедиться в том, что там указаны размеры ямы, а также отсутствие каких-либо предупреждающих знаков.

Лучше всего сделать фотографии на свой мобильный телефон – они послужат доказательством в случаях, когда дорожные службы постараются скрыть все следы своих нарушений.

По возможности лучше делать не только фотографии, но и найти свидетелей дорожно-транспортного происшествия, которые смогут подтвердить вашу версию. Свидетелем может быть даже пассажир, с которым вы ехали в автомобиле.

-Кто виноват и что делать?

Вся ответственность за состояние дорог лежит на организации, которая обслуживает и ремонтирует тот или иной участок дороги. Узнать, какая именно организация обслуживают проезжую часть, на которой вы попали в аварию, вы можете у сотрудников ГИБДД.

Очень часто рассмотрение таких дел специально затягивает с целью признания виновным самого водителя, поэтому будьте внимательные и при нарушении сотрудниками ГИБДД положенных сроков на рассмотрение дела немедленно обращайтесь в прокуратуру.

В случае, если ущерб после ДТП превышает 500 МРОТ, либо есть пострадавшие, то возбуждается уже не административное производство, а уголовное дело.

Если сотрудники ГИБДД считают, что виноваты в происшествии вы сами – необходимо обращаться в суд, где можно обжаловать решение в течение десяти суток с момент вынесения решения судом.

— Каким образом получить деньги?

Для того, чтобы получить деньги Вам потребуется получить справку в ГИБДД формы 12 и 746, а также копию протокола, постановления о привлечении к административной ответственности.

После получения необходимых документов необходимо отправиться к эксперту-оценщику, который определит реальный размер ущерба и предоставит вам справку.

Виновника ДТП можно уведомить о проведении экспертизы, либо пригласить его самого.

После получения суммы ущерба, самым оптимальным вариантом является отправка документов виновнику ДТП с требованием возместить ущерб на добровольной основе.

Однако рассчитывать на такой исход нельзя, так как абсолютное большинство дорожных служб предпринимают попытки довести дело до суда – это позволяет им официально списать деньги.

В любом случае предпринять попытку «договориться» стоит, если ответа вы не получите в течение ближайших 30 дней, то можно смело подавать иск в суд.

Если вы попали в подобную ситуацию и уверены, что виновником дорожно-транспортного происшествия являются дорожные службы – необходимо обязательно обращаться в суд, так как для этого не требует тратить большое количество времени (2-3 дня на сбор документов).

Подобные иски не только помогут вам вернуть деньги за ремонт, но и могут повлиять на «дорожников», которые возможно задумаются и начнут вовремя выполнять свои обязанности.

Стоит отметить, что во Владимире и Костроме после многочисленных исков на дорожные службы, большая часть городских улиц получила обновленный асфальт.

Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР

Скоро весна, а значит, вместе со снегом с дорог начнет исчезать асфальт. Ямы и выбоины могут стоить вам шин и дисков, обернуться дорогостоящим ремонтом рулевой системы и подвесок. Можно ли компенсировать полученный ущерб и с кого требовать неустойки?

Для начала нужно разобраться, было ли ДТП. Не быть голословным поможет пп. 1.2. п. 1 ПДД. О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее.

Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства и причинении материального ущерба (а именно — пробито колесо, поврежден диск, подвеска, кузов и т.д).

А раз речь идет о ДТП, то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п. 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ.

Шаг № 1. Соблюсти требования ПДД

Для начала вспомним, что от нас требуется, если есть пострадавшие:

  1. остановить автомобиль (не трогаться с места);
  2. включить аварийный сигнал;
  3. выставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов — не менее 30 метров от авто);
  4. не передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. оценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Если пострадавших нет и повреждено только имущество, то предпринять нужно все указанные действия, кроме пунктов 5–8.

Важно: оформить ДТП по европротоколу не получится, поскольку в происшествии участвует один автомобиль. Нельзя уезжать на машине с места происшествия, потому что, уехав, доказать тот факт, что колесо было повреждено именно из-за попадания в конкретную яму, будет архисложно.

Шаг № 2. Начать сбор информации о происшествии

Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП.

  • Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем, возможно, она даст четкое представление о характере происшествия.
  • Поговорите с очевидцами, быть может, кто-то стал свидетелем ДТП, зафиксировал произошедшее. Запишите фамилии и адреса свидетелей.
  • Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
  • Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения, полученные автомобилем.
  • Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так, чтобы расположение самой ямы, вашего автомобиля и места, где случилось происшествие, были четко видны и не было никаких сомнений в том, что ДТП случилось именно с вашей машиной, на конкретном промежутке дороги и в определенной местности.
  • Обязательно измерьте яму. Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта), которые не помнутся, не сломаются, не поменяют форму, так, чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде.

Яму важно измерить, потому что существует ГОСТ Р 50597–93, утвержденный еще в 1993 году. В пункте 3.1.2 в нем сказано, что «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см». Вот почему эти данные так важны.

Шаг № 3. Оформить ДТП

По приезду сотрудников Госавтоинспекции необходимо оформить ДТП и составить протокол.

  • Нужно подробно описать все обстоятельства произошедшего. Важно учитывать тот факт, что изначально вы должны выполнить правила пункта 10.1 ПДД РФ, то есть соблюдать скоростной режим, реагировать на разметку и предупреждающие знаки. Если, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, опасность в виде ямы возникла для вас абсолютно внезапно, а избежать ДТП не было никакой объективной возможности, отметьте это в протоколе сразу. Укажите отдельно, что в округе не было предупреждающих знаков и ограждений, если это действительно так. Нужно это для того, чтобы исключить из ваших действий грубую неосторожность. Потому что при ее наличии размер возмещения будет уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ). А если в ваших действиях обнаружат умысел, то компенсации не будет вовсе (п. 1 ст. 1083 ГК РФ).
  • В протоколе должен быть указан факт наличия ямы и расписаны ее размеры (они станут важным аргументом в суде). Инспекторы измеряют ее вместе с вами и, если яма не соответствует ГОСТу, составляют «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения». Именно этот документ — ваш аргумент при требовании выплаты компенсации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
  • С особой ответственностью подойдите к описанию повреждений вашей машины. В протоколе нужно подробно описать все повреждения — как видимые, так и скрытые (укажите на саму их возможность). Если есть течь технических жидкостей, обязательно отметьте этот факт.
  • Также составляется схема ДТП, в которой должны быть указаны параметры и расположение ямы по отношению к краю проезжей части или дороги, положение машины после происшествия, а также следы торможения, если таковые были, и тому подобное.

Шаг № 4. Определить ответчика

После оформления ДТП необходимо выяснить реквизиты организации, ответственной за содержание в надлежащем виде того участка дорог, где случилось происшествие. За помощью можно обратиться к инспектору ГИБДД, в отдел ГИБДД или в администрацию района, в котором случилось происшествие.

Шаг № 5. Договориться о досудебном урегулировании

Когда все вводные будут конкретизированы, нужно обратиться к организации с претензией о добровольном возмещении ущерба. Но сначала важно установить размер ущерба, для чего потребуется проведение независимой экспертизы.

На экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика, направив на ее адрес заказное письмо с уведомлением. Нужно письменно зафиксировать, явился ли представитель на экспертизу, согласился ли с ее результатами.

Затем заказным письмом отправляйте претензию на адрес организации. Не забудьте приложить все копии имеющихся материалов по происшествию. Если претензия останется незамеченной либо не будет удовлетворена, то следующий шаг — суд.

Шаг № 6. Обратиться в суд