Консультации

Президентскую поправку в УК раскритиковали как «теоретически несостоятельную»

Президентскую поправку в УК раскритиковали как «теоретически несостоятельную»

Федеральная палата адвокатов сочла президентскую поправку к Уголовному кодексу теоретически несостоятельной / PhotoXPress

Президентская либерализация Уголовного кодекса в интересах бизнеса нуждается в существенной доработке – по крайней мере в той части, где речь идет об уголовной ответственности за мошенничество в сфере бизнеса, говорится в отзыве Федеральной палаты адвокатов, направленном в Госдуму.

Пакет законопроектов, направленных на улучшение делового климата в стране, президент внес в Госдуму в конце мая. Над поправками работала кремлевская группа, согласовывавшая позиции бизнеса и силовиков, она пыталась решить в числе прочих и проблему возвращения в УК ст. 159.4, предусматривающей ответственность за мошенничество в сфере бизнеса, но отмененной в 2014 г. Конституционным судом.

По данным Генпрокуратуры, в прошлом году более 5500 оправданных по уголовным делам россиян воспользовались правом на реабилитацию и отсудили у государства в общей сложности 665 млн руб. компенсации.

С тех пор бизнесменов судят как обычных мошенников, а все попытки вернуть в УК льготные для бизнеса положения заканчивались неудачей. Президентский законопроект предлагает дополнить ст. 159 (мошенничество) новым квалифицирующим признаком (ч.

5–7): преднамеренное неисполнение договорных обязательств, причинившее ущерб. Если ущерб крупный – 3 млн руб. и более, предлагается лишать мошенника свободы на срок до шести лет, если особо крупный (от 12 млн) – на срок до 10 лет.

Одновременно предлагается ужесточить наказания за остальные виды мошенничества – с четырех до шести лет.

По мнению адвокатов, отказ от концепции автономного регулирования бизнес-мошенничества теоретически несостоятелен и разрушает системность уголовно-правового регулирования: в качестве частей ст. 159 предлагается закрепить составы, которые не являются квалифицированными, они отдельные и самостоятельные.

От механического перемещения состава мошенничества из автономной статьи в новые части УК улучшений нормативного регулирования не произойдет, настаивают авторы отзыва, и у Конституционного суда не было претензий к автономному существованию в УК такого состава.

Речь шла лишь о том, что в сравнении с аналогичными деяниями он неоправданно отнесен к менее тяжкой категории преступлений.

Критиковали нововведение и бизнес-сообщество, и Верховный суд: последний указывал на оценочный характер одного из основных критериев, квалифицирующих бизнес-мошенничество.

Собеседник в профильном комитете Думы уверен, что отзыв адвокатов изучат, но едва ли учтут. Принять поправки в первом чтении планируется на следующей неделе.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров говорит, что к сдвигам в лучшую сторону президентские поправки все-таки приведут: будет поднят порог ущерба для мошенничества в сфере бизнеса и это поможет по крайней мере мелким предпринимателям. «И мы надеемся, что ко второму чтению удастся еще как-то усилить положительный эффект инициативы», – заключает Назаров.

Изменении конституции: " за " и " против " [Эссе №9442]

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция -это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х — начале 60-х годов Х1Х в. (А. С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии.

Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М.

Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху; судебная — Верховному судилищу.

Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу — первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных.

Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права.

Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган — Совет Министров.

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 гг. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности.

В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!» (Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата — администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма.

В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г.

, выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму.

Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст. 10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст. 20).

В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения — представителей так называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.

Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России.

Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”.

Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма.

В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст. 1, 12,129, 130 и др.

), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция — Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства.

Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей — советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.

Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития — построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.

В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем — капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст. 6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма.

Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст. 6). В соответствии со ст. 8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 — о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития .Страна стала называться Россией — Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной.

В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России.

Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

1 апреля – День в истории

  • Международный день птиц
  • День смеха
  • 110 лет назад

* 1903 – газета «Искра» опубликовала корреспонденцию Тульского комитета РСДРП о солидарности с ее позицией по отношению к партии социалистов-революционеров. Тульский комитет характеризовал ее как теоретически несостоятельную партию.

* 1903 – «Тульский Ком. Российск. С.-Д. Рабоч. Партии постановил выразить через «Искру» всем ростовским и тихорецким товарищам, принимавшим участие в ноябрьских забастовках и сходках, свое искреннее сочувствие, глубокое уважение и братское спасибо за хороший пример смелого заявления своих принципиальных требований» («Искра», 1 апреля 1903 г.).

100 лет назад

* 1913 – «Конечно, тульские хулиганы не могли не использовать день 1 апреля для своих диких выходок. Вчера карету «скорой помощи» вызывали до трех раз, преимущественно в отдаленные места города к отравившимся. Но по приезде кареты на место оказывалось, что никаких отравившихся в данном доме нет» («Тульская молва», 2 апреля 1913 г.).

* 1913 – род. Виктор Михайлович МЕДВЕДЕВ (1913, п. Узловая – 1943), рабочий-железнодорожник, Герой Социалистического Труда (1944). Работал в депо в Узловой, затем в Ельце, обеспечивая перевозки для фронта. Скончался в Москве от ран, полученных во время налета фашистской авиации на Елец.

90 лет назад

* 1923 – «Заметка Актера о костюмере Ляхвельце, отпускающем театральные костюмы напрокат без дезинфекции их, вызвала обследование костюмерии санитарным бюро гор. Тулы. Факт, указанный т. Актером, был установлен и гр. Ляхвельцу предложено впредь периодически доставлять театральные костюмы в пароформалиновую камеру для дезинфекции» («Коммунар», 1 апреля 1923 г.).

80 лет назад

* 1933 – с I по 4 апреля на Ефремовском заводе синтетического каучука находился изобретатель советского синтетического каучука академик С.В. Лебедев, имя которого было присвоено предприятию в 1958 году.

* 1933 – «С 1 апреля с.г. все иногородние почтовые отправления, сдаваемые на почту отдельными лицами и организациями, должны оплачиваться почтовыми марками. Без оплаты, согласно заключенным договорам, контора связи будет принимать только местную (по г. Туле) корреспонденцию» («Коммунар», 2 апреля 1933 г.).

70 лет назад

* 1943 – завершилось 2-дневное областное совещание передовиков сельского хозяйства области, обсудившее итоги 1942 и задачи на 1943 год. В 1942 году колхозы, совхозы и МТС, преодолев трудности военного времени, организованно провели весенний сев и уборку урожая.

План обязательных поставок выполнен на 102,8 процента, план озимого сева – на 110 процентов; свыше 100 тыс гектаров посеяно сверх государственного плана. Колхозы области собрали 59681 тыс центнеров хлеба и более половины внесли в фонд Красной Армии. Они также отправили защитникам Ленинграда два эшелона подарков с продовольствием.

В авангарде социалистического соревнования шли Перемышльский, Щекинский, Ленинский, Веневский, Дубенский, Бабынинский, Черепетский районы.

На 1943 год ставилась задача повышения урожайности сельхозкультур, полного восстановления разрушенных фашистами отраслей сельского хозяйства и личных хозяйств колхозников, обеспечения фронта продовольствием. Принят договор на соцсоревнование с Рязанской областью.

* 1943 – в составе 303-й авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта получила боевое крещение авиаэскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков. В дальнейшем была преобразована в авиаполк, формировавшийся и проходивший переподготовку в Туле (Кал дат воен ист).

65 лет назад

* 1948 – «В районе ведутся большие работы по телефонизации отдаленных сельских Советов. Недавно закончилась проводка телефонной линии в Жерловский, Т.-Бачуринский и Лунинский сельсоветы. Установлены также телефонные аппараты в Зав.-Хуторском и Ташлыковском сельсоветах» (Чернская районная газета «За большевистские темпы», 1 апреля 1948 г.).

15 лет назад

* 1998 – закрылась шахты «Владимировская», которой не исполнилось еще и 20 лет – самая молодая в Киреевском районе и на момент ее ввода в эксплуатацию первая в Подмосковном бассейне высокомеханизированная и автоматизированная шахта с конвейерной вывозкой ископаемых.

За годы эксплуатации ей так и не удалось достигнуть проектной мощности в 2,4 млн тонн угля. Она оказалась очень сложной, с резкими перепадами угольных пластов и горно-геологическими нарушениями, аукавшимися авариями.

Был случай, когда в выработке завалило породой целую рабочую смену и горноспасателям едва удалось спасти людей. В другой раз прорвался газ и погибли шахтеры. На базе закрытой шахты планировалось создать предприятие по изготовлению огнеупорных плит.

В очереди на закрытие также стоят две оставшиеся шахты района – «Липковская» и «Бородинская».

15 лет назад

* 2008 – В Тульской области начались весенне-полевые работы. Первыми вывели на поля сельскохозяйственную технику самые южные районы — Ефремовский и Каменский.

Посевные площади в регионе возрастут в этом году на 27,6 тыс гектаров против 2007 года и превысят 696 тыс гектаров – это наивысший показатель за всю новейшую историю регионального агропрома, сообщил директор областного департамента сельского хозяйства Сергей Китаев.

3 года назад

* 2010 – в Тулу с официальным визитом прибыла делегация Республики Беларусь во главе с Председателем Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности. За годы сотрудничества около 60 тульских предприятий установили прямые торгово-экономические связи с белорусскими партнерами.

* 2010 – в Туле открылся VIII Международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне им. Н.И. Белобородова, на который приехали около 90 музыкантов из двух десятков городов России, а также Белоруссии.

Советская историческая энциклопедия. "ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ"

Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

«ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ»

«ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ» — группа делегатов Восьмого съезда РКП(б) (1919), выступавшая против использования старых воен.

специалистов на командных должностях в Красной Армии, против единоначалия, против введения Уставов и наставлений, что по существу означало сопротивление установлению в Красной Армии твердой дисциплины и сохранение партизанских методов управления армией и ведения войны. В «В. о.» входили В. М. Смирнов, Г.

И. Сафаров, Г. Л. Пятаков, А. С. Бубнов, E. M. Ярославский, В. Г. Сорин, К. Е. Ворошилов, Ф. И. Голощекин, А. Ф. Мясников, Н. Г. Толмачев, Р. С. Самойлова (Землячка), С. К. Минин и др.

Основные положения воен. политики Коммунистич. партии были сформулированы В. И. Лениным на VIII съезде РКП(б) в отчетном докладе ЦК РКП(б), в принятой съездом новой Программе партии. ЦК РКП(б) были утверждены тезисы доклада по воен. вопросу, с к-рым 20 марта выступил чл. ЦК РКП(б) и РВС армии Г. Я. Сокольников (ввиду отъезда на фронт пред. РВС Республики Л. Д.

Троцкого). В докладе обосновывались проводимые Коммунистич. партией принципы и методы строительства регулярной, централизованной, дисциплини- рованной Красной Армии. С контрдокладом от «В. о.» выступил Смирнов. В прениях по воен. вопросу записалось 64 делегата. Съезд принял решение перенести прения на воен.

секцию, в к-рой приняло участие 85 человек (персональный состав воен. секции см. Восьмой съезд РКП(б). Протоколы, 1959, с. 488). Воен. секция провела три заседания — одно 20 и два — 21 марта. На первом заседании воен. секции представители «В. о.» выдвигали глубоко ошибочные положения по ряду вопросов воен. строительства. Ф.

Голощекин обвинял ЦК РКП(б) в том, что он не обеспечивает правильного проведения воен. политики; В. Смирнов, С. Минин и др.

, формально не отрицая необходимости привлечения военспецов, выступали против предоставления им командных должностей и предлагали возложить ответственность за решение оперативных вопросов на РВС, что означало бы установление в армии коллективного командования.

В тезисах «О военной политике», составленных Смирновым, предлагалось «предоставить Реввоенсоветам республики, фронтов и армий право управления и командования». Отдельные представители «В. о.» (Мясников) считали возможным использовать военспецов лишь как консультантов. О неправильном понимании политики партии в вопросе использования воен.

специалистов свидетельствовало выступление Ворошилова (20 марта), к-рый, говоря о самоотверженных действиях 10-й армии под Царицыном в 1918, заявил, что мы обходились без воен. специалистов, и по существу отрицал необходимость их использования. Еще осенью 1918 члены РВС Юж. фронта Сталин, Минин и Ворошилов, необоснованно не доверяя командующему фронтом П.

Сытину, выступили за коллегиальное решение оперативных вопросов, игнорировали указания партии об использовании военных специалистов. Вопрос этот обсуждался в ЦК РКП(б). По поручению ЦК, его секретарь Я. М. Свердлов 2 окт. 1918 направил Сталину, Минину и Ворошилову телеграмму: «Сегодня состоялось заседание бюро Цека, затем всего Цека.

Среди других вопросов обсуждался вопрос о подчинении всех партийных товарищей решениям, исходящим центров… Все решения Реввоенсовета обязательны Военсоветам фронтов. Без подчинения нет единой армии… Убедительно предлагаем провести в жизнь решения Реввоенсовета… Никаких конфликтов не должно быть».

Однако это прямое указание ЦК РКП(б) не оказало должного воздействия на Ворошилова, Минина и Сталина. На другой день они написали письмо Ленину, в к-ром требовали «пересмотреть вопрос о военных специалистах из лагеря беспартийных контрреволюционеров». Нек-рые представители «В. о.» (Смирнов, Сафаров и др.) по существу выступали против строгой воен. дисциплины и отдельных пунктов Дисциплинарного устава и Устава внутренней службы. Требования устава о приветствиях красноармейцами военачальников они рассматривали в качестве «пережитков самодержавно-крепостнического порядка».

В «В. о.» имелись разногласия. Отдельные представители «В. о.» критиковали тезисы Смирнова и по ряду вопросов воен. политики выражали точку зрения ЦК РКП(б). Напр., Мясников по вопросу об управлении войсками заявил: «Я совершенно не схожусь со Смирновым, в армии должно быть единоначалие, коллективность мешает».

Толмачев отметил в своем выступлении, «что вопрос о специалистах нужно ставить так, как он был поставлен на съезде абсолютно правильно В. И. Лениным». В ходе обсуждения воен. вопроса многие делегаты съезда резко и справедливо критиковали серьезные недостатки в работе центральных воен. учреждений и деятельность Троцкого как пред. РВС Республики.

Они отмечали, что Троцкий и нек-рые др. руководители воен. ведомства не знают положения дел на фронте, не созывают армейских коммунистов, не совещаются с ними. Делегаты рассказывали, что во время поездок по фронтам Троцкий подавлял потоком «отменяющих», «дополняющих» и «исключающих» распоряжений и приказов, вносивших путаницу в руководство боевыми действиями.

Делегаты выражали протест против линии Троцкого, пытавшегося свести на нет роль парт. организаций и воен. комиссаров.

В результате бурных прений на заседаниях воен. секции днем 21 марта большинство (37 против 20) высказалось за принятие тезисов «В. о.».

Тогда делегаты съезда, защищавшие в вопросе строительства Красной Армии точку зрения ЦК РКП(б), оказавшись в меньшинстве, покинули заседание секции. Вечером 21 марта обсуждение воен. вопроса было перенесено на пленарное закрытое заседание съезда.

В начале заседания съезд заслушал доклад о воен. положении Сов. страны члена РВС Республики С. И. Аралова. Докладчик сообщил, что в Красной Армии недоставало ок. 60 % воен. специалистов. О работе воен. секции сообщил Ярославский. В прениях выступили от «В. о.

» Ворошилов, Сафаров, Смирнов, Голощекин и др., против «В. о.» — А. И. Окулов, Сталин и Сокольников. Сталин, возражая «В. о.», требовал создания «регулярной армии, проникнутой духом дисциплины».

Перед заключительным словом докладчиков на съезде всестороннюю критику платформы «В. о.» дал Ленин, выступивший 21 марта. Ленин отвел обвинение, выдвигавшееся «В. о.», будто бы ЦК РКП(б) считает, что в воен. области обстоит все благополучно.

Ленин указал на необходимость соблюдать принципы внутрипартийной демократии, развертывать критику и самокритику и не одобрил поведения меньшинства воен. секции, отказавшегося обсуждать тезисы «В. о.». Вместе с тем Ленин указал, что за тезисами «В. о.» скрывается большая опасность. Он отвел, как необоснованные, заявления представителей «В. о.

» о ненужности создания Совета обороны и о том, будто бы ЦК партии не руководит воен. ведомством. Не было ни разу такого вопроса стратегии, говорил Ленин, по к-рому ЦК либо Бюро ЦК не выработали бы своего мнения и не проводили бы его в жизнь. Он подчеркнул, что ЦК всегда контролировал деятельность воен. органов, осуществлявших политику партии.

Большое внимание в своей речи Ленин уделил вопросу использования опыта и знаний воен. специалистов из старой армии. Отмечая героизм защитников Царицына в 1918, Ленин, вместе с тем, подверг критике выступление Ворошилова, защищавшего партизанщину. Ленин указал, что, может быть, не пришлось бы нести больших потерь под Царицыном, если бы там были воен.

специалисты, если бы там была регулярная армия. Ленин также говорил о неправильном отношении к военспецам, допускавшемся Бубновым и Пятаковым. «…

Вся ошибка оппозиции, — говорил Ленин, — в том-то и состоит, что вы, будучи связаны с этой партизанщиной своим опытом, будучи связаны с этой партизанщиной теми традициями героизма, которые будут памятны, вы не хотите понять, что теперь период другой.

Теперь на первом плане должна быть регулярная армия, надо перейти к регулярной армии с военными специалистами» (Восьмой съезд РКП(б). Протоколы, 1959, с. XIV). Огромное значение придавал Ленин Уставам Красной Армии, введению твердой и сознательной дисциплины. Подвергая критике взгляды «В. о.

«, считавшей идейное воздействие на средних крестьян (составлявших основную массу Красной Армии) единственным средством укрепления дисциплины в армии, Ленин указывал: «Нам нужно все сделать, чтобы это среднее крестьянство привлечь, но думать, что выставляя тезисы о самодержавно- крепостнической дисциплине потому, что начальник прикладывает руку к головному убору, думать вести таким образом дело создания этой армии из среднего крестьянства, это значит подрубить сук, на котором держится все. Иначе, как железной дисциплиной, здесь не сделаешь ничего» (там же, с. XIV-XV).

В единоначалии Ленин видел важнейший принцип строительства армии, средство повышения ее боеспособности, укрепления в ней дисциплины и порядка. Критикуя 10-й пункт тезисов «В. о.

«, в к-ром указывалось на необходимость установления в армии коллективного командования, Ленин заявил, что это «сногсшибательно, полное возвращение к партизанщине».

В своей речи Ленин указал на роль пролетарского ядра Красной Армии, на роль командиров, воен. комиссаров, парт.-политич. аппарата в обучении и воспитании войск.