Консультации

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег

Государство предлагает различные льготы и выплаты не только малоимущим гражданам, но другим категориям. Расскажем, какие выплаты и льготы могут получить россияне независимо от уровня дохода.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому положены социальные выплаты по программе «Молодая семья»

Для молодых семей разработана государственная программа «Молодая семья». Государство предлагает семьям, в которых возраст супругов не превышает 35 лет, социальные выплаты на погашение ипотечного кредита. Целью программы является улучшение жилищных условий семьи.

Молодая семья может потратить социальную выплату на:

  • покупку частного дома;
  • первичного жилья, например, квартиры в новостройке;
  • первоначальный ипотечный взнос;
  • погашение ипотеки.

Принять участие в в программе могут супруги с детьми или без них, а также одинокие родители, которые не имеют собственного жилья. Если семья проживает вместе с родителями, то доля жилой площади на каждого проживающего должна быть меньше нормы. Регион самостоятельно устанавливает данную норму. Обычно для семьи из трех человек ‌– это 18 кв.метров на каждого.

Размер материальной помощи составит от 30 до 35% от стоимости покупаемого жилья:

  • 30% расчетной стоимости жилья – для молодой семьи без детей;
  • 35% расчетной стоимости – для семьи с детьми.

Для того, чтобы принять участие в программе, семья должна обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления. Специалисты включат супругов в список участников программы «Молодая семья».

После чего семье необходимо обратиться в банк-участник государственной программы, чтобы оформить ипотечный кредит.

Если вы уже оформили кредит и планируете потратить социальную выплату на его погашение, сделать это можно только в том случае, если банк является партнером программы.

Отметим, что семья может воспользоваться одновременно возможностями программы и материнским капиталом для погашения задолженности.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому из беременных положено пособие при постановке на медицинский учет

Единовременное пособие положено женщинам, вставшим на медицинский учет на ранних сроках беременности (до 12 недель). Размер пособия составит 708, 23 рубля. Оформить выплату можно через своего работодателя. В случае если будущая мать, временно безработная, ей необходимо обратиться в территориальное отделение службы социальной защиты населения.

Кому положено единовременное пособие при рождении ребенка

После рождения ребенка один из родителей может получить фиксированную федеральную выплату. С первого февраля ее размер составляет 18 886, 32 рубля. К данной сумме применимы районные коэффициенты, так что ее размер может быть выше.

Оформить выплату родители могут в социальной защите. Помимо заявления, родители должны предоставить специалисту соцслужбы свидетельство о рождении ребенка и паспорт заявителя. Оформить выплату можно только в течение полугода с момента рождения ребенка.

Обычно решение о выплате принимается специалистами в течение десяти рабочих дней. Перечисляют пособие до 26 числа следующего месяца.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому положено пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Пособие выплачивают родителю, который осуществляет уход за ребенком. Сумма выплат зависит от минимальной оплаты труда в регионе проживания и предельного дохода.

По общему правилу размер дохода должен составлять 40% от среднего заработка матери за последние два года. Размер минимального пособия составит 7 082,85 рубля, а максимальное – 29 600,48 рубля. Оформить выплаты можно на месте работы.

Если женщина не трудоустроена, то пособие оформляют в органах социальной защиты.

Чтобы оформить выплаты, необходимы заявление, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие.

Решение о выплате принимается в течение десяти рабочих дней. Перечисляют первую выплату до 26 числа следующего месяца.

Кому положен материнский капитал

С прошлого, 2020 года, на материнский сертификат могут претендовать семьи, в которых родился первый ребенок.

Право на капитал имеет:

  • женщина, которая родила или усыновила второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • женщина, которая родила или усыновила первого ребенка с первого января 2020 года;
  • мужчина, который усыновил второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • мужчина, который усыновил первого ребенка с первого января 2020 года.

Размер капитала на первого ребенка составляет 483 882 рубля. При рождении или усыновлении второго ребенка материнский капитал составит 639 431,83 рубля. Если семья уже воспользовалась правом на капитал, то при рождении или усыновлении ребенка в этом году ей положена дополнительная помощь в 155 550 рублей. Обратиться за материнским сертификатом необходимо в территориальное отделение ПФР.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому положено пособие при приеме ребенка в семью

Единовременное пособие положено приемным родителям, усыновителям или опекунам при передаче ребенка на воспитание в семью. С первого февраля 2021 года единовременное пособие составляет 18 886, 32 рубля.

При усыновлении ребенка с инвалидностью или старше семи лет, а также братьев и/или сестер, размер пособия составит 144 306,88 рубля. Подать заявление на выплату можно в территориальное отделение социальной защиты населения.

Кому положена материальная помощь при выпуске из вуза или трудоустройстве

Такая единовременная денежная выплата положена детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или устроенным на воспитание в семью. Она назначается после окончания детьми обучения в общеобразовательных учреждениях.

Выплата также назначается после поступления ребенка в учреждения начального, среднего или высшего проф.образования или трудоустройстве. Размер выплаты зависит от региона.

Обратиться за ней можно в ближайшее отделение МФЦ или в органы соцзащиты.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому из предпринимателей положена материальная помощь

  1. Если вы планируете открыть свой первый бизнес, вы можете воспользоваться программой поддержки от Минэкономразвития. В рамках программы малому и среднему бизнесу предоставляются субсидии на развитие дела. Однако, чтобы ее получить необходимо оформить статус безработного в ЦЗН. Именно он в дальнейшем выделяет финансовую помощь будущим предпринимателям.

    Имейте в виду, что получить выплату можно только в начале финансового года. В России он совпадает с началом календарного. Размер материальной помощи зависит от субъекта РФ. Например, в Московской области сумма составит до 145 560 рублей.

  2. Предприниматели могут также рассчитывать на грантовую поддержку от региона.

    Узнать о ней вы можете на сайте Министерства экономики вашего субъекта.

Кому положены выплаты при профзаболевании

Выплату трудящимся определяет 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Она положена трудящимся. которые получили профессиональное заболевание из-за условий труда.

Размер матпомощи определяют исходя из степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности. Максимально возможная выплата в данном случае – 94 018 рублей.

Подать заявление на материальную помощь необходимо в территориальное отделение Фонда социального страхования.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег Bankiros.ru

Кому положены налоговые льготы

Государство предлагает гражданам налоговые вычеты на различные траты. Однако рассчитывать на них могут только те граждане, которые имеют официальный доход и выплачивают с него НДФЛ в 13% или 15%. Существует несколько групп налоговых льгот.

  1. Стандартные – вычеты на ребенка, а также те, что получают льготные категории граждан.
  2. Социальные – вычеты на обучение, лечение, благотворительность.
  3. Инвестиционные – вычеты по доходам от ценных бумаг и индивидуального инвестиционного счета.
  4. Имущественные – вычеты при купле или продаже недвижимости.
  5. Профессиональные – вычеты для предпринимателей, работников гражданско-правового характера, специалистов частной практики.

Оформить декларацию на вычет можно через личный кабинет ФНС или непосредственно в налоговой инспекции. К декларации в обязательном порядке прикладываются подтверждающие документы: договоры на оказание услуг, чеки, свидетельства и прочее.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег

Елена РудневаЖурналист / Bankiros.ru

Деньги муниципалитетов смогут распределять с помощью интернет-опросов

Простые граждане смогут участвовать в распределении бюджетных денег

фото: пресс-служба Совета Федерации

Жители муниципальных образований смогут участвовать в распределении части средств местных бюджетов с помощью интернет-опросов и предлагать свои проекты для бюджетного финансирования. Причём участие в подготовке таких инициатив смогут принимать россияне с 16 лет.

Соответствующие поправки, которые получили поддержку в Правительстве, внесены в Госдуму ко второму чтению законопроекта о «народном бюджетировании».

На что чаще всего россияне предлагают тратить деньги муниципального бюджета? Об этом «Парламентской газете» рассказал один из авторов законопроекта, глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.

— Олег Владимирович, в законопроекте, в подготовке которого приняли участие вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак и руководитель думской фракции «Единой России» Сергей Неверов, инициативы граждан закрепляются как самая распространённая практика народного бюджетирования. Означает ли это, что инициативные проекты граждан предлагается рассматривать как безусловный приоритет при распределении денег на местном уровне?

— Да, наши поправки это предусматривают. Граждане должны получить больше возможностей самим решать, на что потратить средства муниципального бюджета.

Для нас принципиально важной является поправка, что отдавать свой голос за тот или иной проект (будь то создание новой зоны отдыха или ремонт какого-то объекта коммунального хозяйства) люди смогут по Интернету, прямо со своего мобильного телефона.

Это гарантирует равную возможность всем гражданам участвовать в бюджетных решениях — сегодня далеко не все могут приходить на сходы или конференции жителей.

Также новые изменения допускают участие в подготовке народных инициатив жителей от 16 лет — для нас это очень важно, так как поможет привлечь молодёжь к процессу обустройства территорий.

— Согласно Вашим поправкам, органы местного самоуправления не смогут отклонить инициативный проект по формальным признакам — нужно предоставить чёткие обоснования. Что к ним относится?

— Они подробно и чётко указаны в тексте поправок — это и несоответствие проекта законодательству, и отсутствие необходимых средств в бюджете муниципалитета на его реализацию.

Но главное здесь — не поводы для отклонения, а то, что основанием для отказа в финансировании не должно служить наличие технических ошибок в проекте.

Администрация должна их сама устранять и помогать граждан в этом — именно на это ориентированы наши поправки.

— В каких регионах России народное бюджетирование наиболее востребовано сегодня?

— Это Ставрополье, Орловская область, Татарстан. Всего же у нас в стране порядка 56 регионов, где народное бюджетирование успешно применяется и вызывает широкий интерес среди населения. Поэтому мы уверены, что процессу пора дать федеральную основу.

Пока применение такого инструмента является доброй волей региона. А появление данной нормы на уровне федерального законодательства закрепляет инициативное бюджетирование как право жителей муниципалитета.

И люди смогут ставить вопрос перед муниципальными властями, чтобы народное бюджетирование применялось в обязательном порядке.

— А на что чаще всего наши граждане предлагают тратить муниципальные деньги?

— В последнее время очень много инициатив по новым «зелёным» зонам, их остро не хватает в городах. Прежде всего, это касается обустройства дворовых территорий, появления новых скверов и парков.

Всё это — структуры повседневности, условия, в которых живут люди и их дети.

Замечу, что сегодня наши сограждане хотят комплексного благоустройства — чтобы во дворе не просто качельки поставили, а провели озеленение и мощение улицы, освещение территории.

Сегодня наши сограждане хотят комплексного благоустройства — чтобы во дворе не просто качельки поставили, а провели озеленение и мощение улицы, освещение территории

Чтобы на детской площадке были современные сертифицированные горки и «городки», которые не были бы лёгкой добычей для вандалов», и одновременно были безопасны для играющих детей.

— А не получится ли так, что на местах будут поддерживать только те проекты, которые самими жителями и оплачиваются?

— Нет, в нашем законопроекте речь идёт о распределении средств бюджета муниципалитета — это деньги, которые может выделять местная власть или регион, а могут быть собраны за счёт жителей, бизнесменов из того или иного района, города, поселения.

Конечно, никто не запрещает гражданам участвовать в проектах — своим ли трудом, своими ли деньгами.

Но софинансирование инициативных проектов за счёт средств граждан является сугубо добровольным — основным источником финансирования здесь является уже сформированный местный бюджет.

Замечу, что также подготовлены корреспондирующие поправки в бюджетное законодательство — если на инициативные проекты привлекаются деньги граждан, то они должны особо контролироваться и возвращаться, если не были потрачены на заявленные цели.

— Если население муниципалитета не организовалось — в силу высокой трудовой занятости или просто из-за пассивности — означает ли это, что местные власти могут сослаться на это в качестве оправдания своего бездействия? Например, нужна детская площадка, но её не строят, потому что, мол, нет инициативы от жителей…

— Увы, совершенно исключить этого нельзя. Но у населения, если наш законопроект будет принят, появляется возможность воздействовать на местную администрацию более активно и выстраивать свою работу так, чтобы их мнение было учтено.

Как получить госвыплату в 250 тысяч: пошаговая инструкция

 depositphotos.comdepositphotos.com

Соцконтракт с государством могут заключить малоимущие граждане, среднемесячный доход которых ниже величины прожиточного минимума. Господдержка предоставляется на следующие цели: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательства, ведение личного подсобного хозяйства и других мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

При поиске работы контракт предоставляется не более чем на 9 месяцев в размере до 30 000 рублей в месяц. Период предоставления для осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – до 12 месяцев. Размер максимальной выплаты — 250 000 рублей.

На ведение личного подсобного хозяйства помощь могут предоставить максимум на 12 месяцев при максимальной выплате 100 000 рублей (12298 рублей в месяц).

Для других целей поддержка по соцконтракту не может превыщать 12 298 рублей в месяц с максимальным сроком в 6 месяцев. К таким целям относится приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для ведения подсобного хозяйства. Также сюда входим лечение и услугах дошкольного и школьного образования.

Заявитель должен предоставить в управление социальной защиты населения ряд документов: заявление с указанием состава семьи, их доходов за последние 3 месяца, согласия всех совершеннолетних трудоспособных членов семьи на заключение контракта и на проверку представленных сведений. Также необходимо подготовить документ, удостоверяющий личность, подтверждающий место жительства и место пребывания на территории Краснодарского края.

В зависимости от цели, на которые заявитель намерен потратить госпомощь, нужно предоставить также дополнительные документы.

Для осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или ведение личного подсобного хозяйства – план расходов денежной выплаты с указанием планируемых мероприятий, сроков их реализации и расчета финансовых затрат, требуемых для их выполнения.

На иные мероприятия понадобятся документы, подтверждающие наступление обстоятельств (медицинская справка (заключение) и листок нетрудоспособности, документ из специализированного реабилитационного центра, документ, подтверждающий наличие чрезвычайной ситуации и понесенный материальный ущерб), которые объективно привели к трудной жизненной ситуации.

После регистрации заявления Управление социальной защиты населения в течение 10 дней принимает решение о назначении или отказе в назначении госпомощи.

Как правильно распределять доходы, управление личным бюджетом, планирование расходов

Когда вы в последний раз пробовали зефир? Сколько вы съели — один, два или целую упаковку? Зефир — не только вкусное лакомство, но и способ проверки силы воли. Известный психолог из Стэнфорда Уолтер Мишель в 1970-х гг.

проводил эксперимент, в рамках которого с помощью зефира проверял силу воли у детей. Учёный ставил лакомство перед ребёнком и, если малыш сопротивлялся искушению в течение 15 минут, награждал его вторым зефиром.

Дети, которые не удержались, не получили от психолога дополнительных лакомств.

Как показал эксперимент, рациональный подход — более выгодный. Дети, которые смогли удержаться, в итоге получили больше зефира. Аналогичная ситуация и с вашими деньгами. Правильная оценка потребностей и рациональное распределение денежных средств помогут эффективнее накапливать собственный капитал.

Важно знать:

  • все ваши расходы делятся на две категории — потребности и желания;
  • нужно правильно расставить приоритеты в потребностях — еда, жильё, лечение, транспорт, страховка и так далее;
  • от суммы заработка зависит, какую часть можно потратить на предметы первой необходимости;
  • после распределения средств на основные нужды начинайте откладывать и инвестировать.

Для грамотного распределения финансов на расходы, сбережения и инвестиции используйте несколько правил.

  1. 50/30/20.
  2. 50/15/5.
  3. 30% на жильё.
  4. Планирование бюджета.

Идеальной методики планирования бюджета не существует, но правило 50/30/20 может стать надёжной отправной точкой. Суть в следующем: чистый доход, который остался у вас после уплаты налогов, надо разделить на предполагаемые расходы.

Например, ваш годовой оклад составляет 600 000 руб. Половину из этой суммы (300 000 руб.) вы тратите на основные нужды — оплату жилья, коммунальных услуг, кредита, обучения, на покупку еды, одежды и так далее.

Окончательный список зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Следующие 30% (180 000 руб.) тратите на развлечения — поездку на отдых, покупку рыболовного снаряжения, музыкальной аппаратуры и т.д. А оставшиеся 20% (120 000 руб.

) откладываете в качестве сбережений или инвестируете в активы, которые есть на фондовом рынке.

Такая процентовка расходов довольно условна: то, что подходит одному человеку, неприемлемо для другого. Сумма заработка может меняться из года в год, как и ваши потребности с желаниями. Взгляды на сбережения и инвестирование также со временем меняются.

Тем не менее правило 50/30/20 взяли за основу сенатор от штата Массачусетс, США, Элизабет Уоррен и её дочь Амелия Уоррен Тьяги при написании книги «Всё ваше благосостояние», посвящённой эффективному распоряжению деньгами.

Также они основали Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB).

50/30/20 — оптимальный вариант для граждан со средним доходом. Если же он невысок, подобная схема распределения средств не подходит: больше 50% зарплаты уходит на основные нужды. Тем, кто зарабатывает много, правило также не подходит, потому что им не приходится тратить половину на базовые потребности.

При таком варианте половина заработка расходуется на основные потребности, выплату кредитов и других долговых обязательств. 15% можно использовать для пенсионного взноса, а 5% поместить в резервный фонд.

В итоге у вас останется 30% незадействованных средств. Как их потратить (на отдых или инвестиции), вы решите самостоятельно. Правило не сильно отличается от схемы 50/30/20.

Здесь 20% делится на две части и перенаправляется на реализацию долгосрочных целей — пенсионное обеспечение и резервный фонд.

Это метод распределения средств, при котором вы тратите не более 30% от дохода на жильё — ипотеку или арендную плату. Правило несколько устарело, так как было сформулировано в 1960-х гг.

прошлого века как часть финансовых обязательств по государственному жилью, и с тех пор его условия не менялись.

Цены на недвижимость за полвека выросли в разы, тогда как доходы многих граждан остаются примерно на том же уровне, поэтому правило 30% им не подходит.

Вы можете проанализировать текущее состояние рынка недвижимости, после чего рассчитать, что выгоднее — аренда квартиры или оформление ипотеки. Оптимизация расходов на приобретение собственной недвижимости, пусть даже и в кредит, поможет в будущем откладывать более существенные суммы на другие цели.

Главный принцип управления деньгами таков: общая сумма расходов не должна превышать общую сумму доходов. Только так можно сохранить и приумножить собственный капитал.

Доходы

Говоря о доходах, мы имеем в виду два вида прибыли:

  1. Валовой доход — ваш заработок до вычета пенсионных отчислений и налоговых выплат. Сюда можно отнести зарплату на основной работе, доход от сберегательных, инвестиционных счетов и так далее.
  2. Чистый доход — сумма, которая остаётся у вас после выплаты всех налогов.
  • Именно чистую прибыль необходимо брать за основу при распределении бюджета.
  • Расходы
  • Все расходы делятся на две группы:
  1. Фиксированные (постоянные) — коммунальные услуги, кредит и другие ежемесячные выплаты.
  2. Периодические (разовые) — вещи, которые вы хотите купить, но можете обойтись и без них, отложив деньги или потратив на другие цели.

У большинства граждан основные фиксированные расходы связаны с жильём. Также сюда можно отнести покупку продуктов, оплату учёбы, выплату долгов, кредита на авто и так далее. К периодическим расходам относится приобретение новой одежды, бытовой техники и другие траты.

Фиксированный Периодические
аренда жилья абонемент в спортзал
коммунальные услуги подписка на онлайн-кинотеатр
телефон/интернет уроки игры на гитаре
транспорт туристическая поездка
питание билет на концерт
учёба другие расходы
кредит
медстраховка
общая сумма постоянных расходов общая сумма периодических расходов

Рис. 1. Наиболее популярные варианты расходов

Список ваших трат может отличаться. Вставьте свои варианты и посчитайте, во сколько обойдётся ваша жизнь, по следующей формуле:

стоимость жизни = общая сумма постоянных расходов + общая сумма периодических расходов.

Для подсчёта суммы годовых расходов умножьте величину ежемесячных трат на 12. Затем разделите все расходы на сумму чистой годовой прибыли, и вы поймёте, сколько денег останется на реализацию других целей.

Подобные расчёты проводите регулярно, например, раз в месяц. Вспомните, что вы покупали в течение «отчётного периода», и подсчитайте, сколько денег потратили. Если итоговая величина окажется меньше суммы чистого дохода, у вас получилось сэкономить, и можно отложить остаток или потратить на другие цели.

Регулярный расчёт поможет выявить лишние или ненужные расходы, от которых необходимо избавиться (например, подписка на онлайн-кинотеатр, если включаете его один-два раза в месяц).

Сумма расходов каждый месяц не будет одинаковой, так как у вас могут быть разовые дорогие покупки (например, смартфон, кофемашина) или незапланированные траты (ремонт ноутбука, автомобиля). При планировании бюджета на год все расходы также следует делить на двенадцать месяцев, а внеплановые траты должны осуществляться из резервного фонда.

Резервный фонд — отложенные деньги, которые нельзя тратить на текущие или периодические расходы. Они нужны на случай форс-мажорных обстоятельств — болезни, ДТП, потери работы и так далее. Создать чрезвычайный фонд довольно сложно, если вы живёте от зарплаты до зарплаты, но делать попытки экономить всё же нужно.

Некоторые финансовые консультанты советуют иметь в резервном фонде сумму, которая полностью покроет расходы на жизнь в течение трёх месяцев. Другие рекомендуют держать на чёрный день средства, которых хватит на шесть месяцев или даже больше. Сколько для вас будет достаточно — решайте сами.

Если раздумываете над вложением средств, скорее всего, у вас уже определены цели. Возможно, это покупка дома, автомобиля, регулярные перечисления в пенсионный фонд и так далее.

Определить точный процент из доходов, необходимый для инвестирования, довольно сложно, поскольку у каждого человека свои цели.

Например, если вы рассчитываете на хорошую пенсию по достижении определённого возраста, нужно делать регулярные взносы в пенсионный фонд.

Планирование бюджета — это учёт ваших доходов и расходов с корректировками для достижения поставленных целей. Выполняется планирование в несколько шагов.

  1. Расчёт величины чистого дохода.
  2. Составление списка расходов на оплату основных нужд и желаний.
  3. Вычет расходов из суммы чистого дохода.

Если итоговый баланс получается положительным, значит, вы тратите не весь заработок и постепенно увеличиваете свой капитал. Отрицательная цифра свидетельствует о накоплении долгов.

Важно научиться вести учёт собственных средств. Планирование помогает грамотно распределить заработанные деньги на текущие расходы, сбережения и инвестиции.

Читайте в специальном материале, когда нужно начинать копить — сейчас или позже, и вы узнаете, почему время — деньги.

По вопросу о "бюджете одного гражданина" от 19 февраля 2020

  • Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращения, направленные письмами Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, по вопросу о «бюджете одного гражданина» и сообщает.
  • Общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетные правоотношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).
  • Статьей 6 Бюджетного кодекса определено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
  • Структура бюджетной системы Российской Федерации определена статьей 10 Бюджетного кодекса и включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.
  • Согласно статьям 6, 13-15, 84-86 Бюджетного кодекса бюджеты бюджетной системы предназначены для исполнения расходных обязательств, возникающих при принятии законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, заключении договоров или соглашений, вследствие которых у публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения возникают обязанности предоставить средства из бюджета.
  • Исходя из положений статьи 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов, в том числе связанных с финансовым обеспечением дорожной деятельности, лекарственным обеспечением, строительством и капитальным ремонтом объектов государственной собственности, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, возникающими из установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить за счет средств соответствующих бюджетов.
  • В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса получателем средств бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.
  • Статьей 152 Бюджетного кодекса установлен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса, который согласно статье 6 Бюджетного кодекса представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
  • Согласно указанному перечню граждане Российской Федерации (физические лица), за исключением Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, не являются участниками бюджетного процесса.
  • Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в формах бюджетных ассигнований, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 69 Бюджетного кодекса, которым не предусмотрены ассигнования для формирования и исполнения «бюджета одного гражданина».
  • Реализация функций государства по социальному обеспечению населения предполагает предоставление отдельным категориям граждан социальных выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленных законом или иным нормативным правовым актом размере и порядке.

В соответствии со статьей 74.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, к которым относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Так, отдельным категориям граждан Российской Федерации может оказываться государственная поддержка в виде социальных выплат, пособий и компенсаций, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами (в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 16 декабря 1994 г.

* N 5-ФЗ «О ветеранах» и другими).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 12 января 1995 года». — Примечание изготовителя базы данных.

Статьями 69 и 78 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление субсидий, в том числе физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, однако указанные физические лица не являются участниками бюджетного процесса.

При этом исполнение «бюджета одного гражданина» к компетенции участников бюджетного процесса не относится.

Кроме того, по вопросу бюджета одного гражданина позиция Министерства финансов Российской Федерации отражена в информационном сообщении от 18 июля 2011 года, размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации по ссылке hltps://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=13409.

Указанное информационное сообщение содержит разъяснения в части необоснованности предложений по предоставлению средств бюджета непосредственно гражданину.

В отношении разъяснений приказа Минфина России от 11 декабря 2018 г.

N 259н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Порядок N 259н) следует отметить, что правовыми основаниями для разработки Порядка N 259н являются положения статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон N 459-ФЗ) и Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765.

Так, указанными нормативными правовыми актами определен перечень средств, получаемых юридическими лицами на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, соглашений (договоров) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), подлежащих казначейскому сопровождению в 2019 году (далее соответственно — целевые средства, получатель целевых средств).

При этом частью 1 статьи 5 Федерального закона N 459-ФЗ установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств их использование осуществляется после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов юридических лиц, которые получают целевые средства. Порядок такого санкционирования установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации (Порядок N 259н).

  1. Санкционирование указанных расходов в соответствии с Порядком N 259н осуществляется в целях контроля за использованием средств, предоставляемых получателям целевых средств, в том числе при закупке товаров, работ, услуг, необходимых для достижения целей, установленных при их предоставлении.
  2. Согласно пункту 4 Порядка N 259н для санкционирования целевых расходов юридическому лицу — получателю целевых средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы 0501213), в которых указываются в том числе направления расходования целевых средств в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств согласно приложению N 4 к Порядку N 259н, соответствующие целям (предмету) документа, обосновывающего обязательство (например контракта, договора, соглашения).
  3. При этом детализированным кодам направлений расходования целевых средств должны соответствовать направления выплат, указываемые в платежных документах, представляемых получателем целевых средств в территориальный орган Федерального казначейства в целях оплаты услуг (работ), товаров, которые необходимы получателю целевых средств для достижения цели, установленной при предоставлении целевых средств (например, закупка стройматериалов для строительства объекта).
  4. Таким образом, использование целевых средств осуществляется получателями целевых средств в целях оплаты поставленных им товаров, выполненных в их интересах работ и полученных ими услуг и иных затрат, необходимых для достижения результата, установленного соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, а не в целях оказания государственной поддержки физическим лицам.
  5. Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, положения Порядка N 259н направлены на обеспечение использования юридическими лицами средств, полученных из бюджета, исключительно для достижения целей, установленных при их предоставлении, а не добросовестное обогащение.

Директор ДепартаментаТ.В.Саакян

  • Электронный текст документа
  • подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
  • рассылка

Граждане России получат право на распределение бюджетных средств

В российских регионах началась подготовка к формированию «народных бюджетов». Федеральный закон об инициативном бюджетировании приняли еще летом, и теперь муниципалитетам надо решать, как он будет работать на местах.

Как сообщает nashgorod.ru, в законе предусмотрены правила взаимодействия граждан с властью для решения задач на местном уровне и отражен сам механизм принятия решений.

В первую очередь местные жители должны объединиться в группу численностью не менее десяти человек старше 16 лет и подготовить проект своей инициативы. Она может касаться финансирования любой сферы общественного значения: от благоустройства территорий до ремонта детских садов.

После этого формируется предварительный бюджет и указываются сроки реализации проекта. Все это необходимо согласовать на собрании или путем опроса местных жителей. Далее предложение вместе с протоколом решения собрания или подписными листами передается в местную администрацию, которая должна утвердить или отклонить проект в течение месяца.

В случае поступления на рассмотрение более одной инициативы объявляется конкурс. Победителя будет определять комиссия, созданная на основании решения муниципальных властей.

Подробная информация о ходе реализации проекта и расходовании средств должна публиковаться на сайте местной администрации.

Согласно поручению президента РФ, в течение следующих трех лет доля “народного бюджета” в региональной казне должна достигнуть пяти процентов.

По словам секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, местные жители очень часто лучше знают, что в действительности нужно их городу, и нередко решают эти задачи эффективнее некоторых чиновников.

Как сообщает сайт партии «Единая Россия», народное бюджетирование станет одним из главных положений народной программы партии на предстоящих выборах в Госдуму.

“В Белгородской области ярким примером народного бюджетирования стал конкурс проектов среди первичных отделений партии. Он проходит у нас уже во второй раз. В регионе 1223 «первички» – это активные люди, которые мечтают сделать свою улицу, село, город уютнее и красивее.

«Единая Россия» поддерживает начинания и находит средства для реализации. В этом году в разработке проектов участвовали более 11 тысяч человек, поддержку получили 32 проекта.

Часть инициатив связана с благоустройством мемориалов героям Великой Отечественной войны, созданием школьных музеев и комнат боевой славы, а также благоустройством детских и спортивных площадок и поддержкой молодёжи.

На днях в Белгороде открыли карманный парк – это рекреационная зона в условиях плотной городской застройки”, — сказала Наталия Полуянова, первый заместитель председателя Белгородской областной думы, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия».