Консультации

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

  • 6 Января, 2020
  • Автомобильное право
  • Светлана Морозова

Завершение обгона через сплошную линию является довольно распространенной ситуацией. При этом многие водители полагают, что правила дорожного движения они не нарушают, ведь согласно статье Кодекса об административных правонарушениях штраф полагается лишь за выезд на встречную дорогу через запрещающую линию. Возникает закономерный вопрос — можно ли завершать маневр и при этом пересекать сплошную разметку, и будет ли предусмотрено за это наказание. Рассмотрим в статье правила дорожного движения, которые касаются ситуации обгона и пересечения при этом, непреднамеренно или случайно, сплошной линии по завершении маневра.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

О чем говорят правила дорожного движения

Чтобы полностью ориентироваться в ситуации, водителю необходимо четко знать все нормативы и правила, на которые опираются инспекторы дорожного движения. Поэтому следует рассмотреть, что говорится о данной ситуации в правилах дорожного движения:

  • Встречная полоса может быть одинарной и двойной. Одинарная используется для разделения встречного потока и идущих параллельно друг другу.
  • Двойная же предназначена лишь для отделения встречных машин. Чаще всего используются на шоссе, имеющем четыре и более полосы. Однако применяется и на узких дорогах.

Под обгоном понимается маневр, который состоит из двух перестроений транспортного средства и обязательного движения автомобиля по встречной полосе.

Следует отличать обгон от опережения. Если выезда на встречную полосу не произошло, то это не считается обгоном.

Таким образом встречная сплошная полоса может быть одинарной либо двойной, что в любом случае запрещает обгон, но при нарушении правил наказание разнится.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона

Ситуация, когда водитель начинает маневр с разрешенного места, а заканчивает его в запрещенном, является довольно типичной. Обычно происходит все следующим образом:

  • водитель следует за транспортным средством, скорость которого позволяет его обогнать, а встречная линия при этом прерывистая;
  • автомобилист выглядывает чуть вперед, видит отсутствие запрещающих знаков и сплошной линии, а также свободную трассу;
  • водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, потому что не предполагал ее дальнейшее наличие.

Многие автомобилисты при этом считают, что ничего не нарушают. Казалось бы, первоначальный выезд осуществлялся в положенном месте, однако инспекторы считают, что не все так просто.

Особенности разметки

Двухполосная дорога согласно ГОСТу всегда разделяется разметкой. При этом сплошная линия не может начинаться внезапно, без предварительных знаков. Известно, что перед сплошной линией появляется предупреждающая разметка с характерными длинными полосами и короткими между ними расстояниями. Стандартная ее длина не должна быть менее 50 метров.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Характерные судебные решения

Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.

Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.

Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.

Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.

Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:

  • присутствует разделительная полоса;
  • имеются трамвайные пути.

Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Нестандартная ситуация

Двухполосная дорога может иметь прерывистую и сплошную разметку. При этом их чередование зависит от сложности трассы и наличия вблизи социально-значимых объектов. Иногда водитель совершает маневр обгона через прерывистую линию, проезжает мимо сплошной и возвращается на место также через прерывистую. Что делать в данном случае и какое наказание последует, описано ниже:

  • Специалисты отмечают, что в данной ситуации запрещается именно движение транспортного средства по встречной полосе, если она отделена сплошной одинарной или двойной линией.
  • Это означает, что подобное деяние подразумевает нахождение на встречной линии при наличии запрещающих знаков.
  • Таким образом, даже если водитель пошел на обгон в разрешенном месте и также вернулся на свое место через прерывистую линию, проехав полностью сплошную по встречной, то в данном случае нарушение все равно фиксируется.

ПДД: завершение обгона через сплошную

Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:

  • там, где достаточно интенсивное движение;
  • перед пешеходными переходами;
  • другими сложными участками шоссе.

При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».

Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:

  • знак пешеходного перехода;
  • поворот дороги;
  • сложное преломление рельефа.

Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.

Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками.

По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место.

В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Если разметка отсутствует

Завершение маневра через сплошную, при отсутствии предупреждающей разметки, автоматически не отменяет наказание.

Однако при наличии хорошего адвоката можно доказать в суде, что именно из-за ее отсутствия водитель не в состоянии был предугадать появление сплошной линии. При этом также необходимо будет указать, что предупреждающих знаков не было.

Только в данном случае не будет зафиксирован состав правонарушения и наказание водителя в данном случае будет незаконно.

Чтобы избежать спорных ситуаций, специалисты советуют обзаводиться видеорегистратором. Часто дорожные инспекторы останавливающее нарушителей на дороге всегда склоняют обстоятельства в свою сторону. Даже, если присутствуют свидетели, только видеорегистратор поможет судье конкретно вникнуть в произошедшую ситуацию.

Исключение из правил

Пересечение сплошной при завершении обгона может быть не расценено как нарушение. В результате вождения транспортного средства каждый водитель хоть раз, но нарушил правила, связанные с маневром на сплошной линии. Нарушением такой обгон не будет считаться:

  • на узкой дороге;
  • там, где не видна разметка и дорожное полотно занесено снегом или грязью.

К тому же, когда водитель видит, что сплошная и прерывистая линия расположены вместе и возможен разворот, то такой маневр также не является нарушением. Завершение обгона через сплошную в данном случае разрешено.

Когда водитель выезжает со двора и поворачивает налево через сплошную, то данное нарушение считается другим и карается штрафом. Специалисты объясняют, что водитель не двигался по встречке, поэтому состав нарушения несколько иной.

Иногда водитель пересекает сплошную в результате объезда препятствия.

В данном случае обычно руководствуются разъяснениями Верховного суда, где сказано, что движение по встречной полосе для объезда препятствия разрешено.

Однако подобный маневр допускается только в том случае, когда невозможно движение по обочине, либо при ее полном отсутствии. Важно перед выездом убедиться в безопасности и пропустить встречный поток автомобилей.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Какое наказание предусматривается за маневр

Завершение обгона через сплошную разметку, который был произведен случайно или преднамеренно признается нарушением правил. За правонарушение предполагается штраф, составляющий 5000 рублей. Если при завершении обгона наезд на сплошную был осуществлен лишь по касательной, то наказание предусматривается аналогичное.

По сравнению с прошлыми годами сумма наказания существенно повысилась. Ранее за подобный проступок водителю назначали штраф в размере 1500 рублей.

Однако нарушение признается очень серьезным. При наличии веских оснований суд может лишить автомобилиста права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода. Конкретное наказание выбирается в зависимости от особенностей правонарушения:

  • учитывается угроза для других участников движения;
  • наличие или отсутствие аварийной ситуации и иных факторов, связанных с выездом на встречную полосу.

Если же водитель повторно допускает нарушение в течение года после предыдущего, то существенно ужесточаются санкции. Суд лишает прав управления на период от одного года.

Как оспорить нарушение

Известно, что у любого человека в Российской Федерации имеется право на оспаривание любого нарушения, за которое был выписан протокол сотрудниками ГИБДД. Далеко не все автовладельцы при этом желают платить крупные штрафы или же лишаться права управления транспортным средством, если проступок был совершен не преднамеренно или не по его вине.

Иногда дорожная служба не соблюдает требования законодательства и не наносит промежуточную разметку, предваряющую сплошную линию. Таким образом, чтобы не подвергнуться наказанию, необходимо обязательно указать в протоколе, что данной разметки не было.

Особенно полезной оказывается запись с видеорегистратора, либо фотографии с места нарушения, где видно, что разрешающая линия внезапно перешла в сплошную. При этом также нигде не должно быть предупреждающих знаков, чтобы суд вынес решения в пользу истца.

Если все приведенные доводы водителя подтвердятся, то протокол аннулируется и наказания не последует.

Как вести себя на суде

Если водитель обратился в суд с обжалованием нарушения, то необходимо вести себя грамотно. Для любого судьи основополагающим фактором для вынесения оправдательного заключения является отсутствие дорожной разметки и знаков на дороге.

В качестве доказательств можно предоставить фото- и видеоматериалы. Кроме того, важно указать, что водитель за долгий период времени не имел аварий, а также предоставить положительную характеристику с места работы или учебы.

На суде важны только прямые доказательства. Если автолюбитель на словах утверждает об отсутствии разметки, но не предоставляет фото или видеофиксацию, то такие доводы обычно не принимаются в расчет. Особенно важно предоставить доказательства в спорной ситуации, когда на встречную полосу выезжают, чтобы избежать аварийной ситуации.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Заключение

Вопросы о том, можно ли завершить обгон через сплошную и что за этим последует, подробно разобраны в данной статье. Известно, что процедура обгона четко прописана в правилах дорожного движения. Все водители знают, что неправильное осуществление маневра может быть крайне опасным и привести к аварийной ситуации на дороге.

Поскольку запрещено сплошную линию пересекать, то и обгон, начавшийся на прерывистой линии, а закончившийся на сплошной считается нарушением и карается по закону. Любой инспектор ГИБДД вправе выписать протокол, а суд, учитывая все обстоятельства, назначает большой штраф или вовсе лишает водителя права управлять автомобилем.

Однако существуют исключения. Если будет доказано, что разметка на дороге была нанесена с грубыми нарушениями или вовсе отсутствовала, либо присутствовало препятствие на узкой дороге, то взыскание легко можно обжаловать на суде.

Встречная, лишение — оспорить встречку возможно! | Правовая База

В законодательстве Российской Федерации за пересечение сплошной линии и за выезд на встречную полосу предусмотрена ответственность, согласно статьи 12.15 п.4 КОАП РФ.

Это выражается в административном штрафе в размере пяти тысяч рублей, либо лишением прав от 4 до 6 месяцев.

Рассмотрим эту ситуацию с юридической точки зрения и покажем действенные способы и алгоритмы с помощью которых можно оспорить встречку, особенно если наказание сделано несправедливо.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Нарушение: выезд на встречную полосу – доказательства

Доказательство выезда на встречную полосу включает в себя:

  • протокол об административном правонарушении,
  • фотографии нарушения
  • схему правонарушения.

Чтобы выручить свои права и прекратить дело, в первую очередь нужно провести тщательное исследование материала. Начать вырабатывать линию своей защиты для возврата прав после лишения за выезд на встречную полосу необходимо с тщательного изучения фотоматериалов.

Фотографии являются объективными доказательствами совершения нарушения такого рода. Большинство водителей думают о том, что исключить фотографии из доказательств можно только лишь на основании того, что они сняты на обычный фотоаппарат. Например, в протоколах часто указывают марку фотоаппарата.

Но нужно разобраться в причинах и возможностях для исключения из дела подобного рода доказательств.  

Если необоснованно вменяют выезд на полосу встречного движения

Мы расскажем, как мы возвращаем водительские удостоверения при лишении прав за выезд на полосу встречного движения. Но для начала необходимо напомнить о типичных ошибках. Уже давно бесполезно бегать от повесток и ожидать истечения трехмесячного срока.

Суды на законных основаниях выносят постановление по вашему отсутствию. Оспаривание в этой части становится бесполезным. Многие полагают, что для доказательства нарушения обязательно нужны свидетели, аудио или видео съемка. Это не так.

В качестве доказательств в суде достаточно иметь протокол и схемы.

Административный регламент: встречка

Совершив, административное правонарушение: выезд на встречную полосу, в первую очередь необходимо обратиться к административному регламенту.

В административном регламенте установлено, что контроль за дорожным движением, может осуществляться визуально, с использованием технических средств фото и видеозаписи. Административный регламент устанавливает, что технические средства должны быть проверены и сертифицированы.

Их эксплуатация должна проводиться в соответствии с инструкцией. Использование технических средств без кабелей не допускается.

Но в данном пункте идет речь только о технических средствах измерения, то есть, это технические средства контроля за скоростью, и технические средства, которые применяются при освидетельствовании водителей на состояние опьянения.

При этом в данном пункте говориться о том, что при контроле за дорожным движением, допускается использование иных технических средств. Фото, аудио, и видеозаписи, полученные с помощью использования таких средств, будут рассматриваться в качестве доказательств.

Это предусмотрено статьей 26.8 кодекса административных правонарушений.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Теперь, как мы видим, исключить фотографии из доказательств, только лишь на том основании, что они сделаны не на тот фотоаппарат, невозможно.

Если необоснованно вменяют выезд на полосу встречного движения

Теперь о том, как юридические компании помогают вернуть права и оспорить встречку. Они проверяют наличие и правильность вынесенных определений в документы.

И в случае неправильно внесенных данных, отсутствие таковых или вынесенных с нарушением решений появляется основание для отмены постановления.

Мы в комплексе анализируем рапорт, схему, протокол об административном правонарушении, объяснения и показания.

Документы и содержащиеся в них данные не могут противоречить друг другу. Однако в реальности противоречий оказывается более чем достаточно.

Событие часто не соответствуют вменяемой статьи, имеется расхождения и противоречия. В материалах имеются нарушения национального стандарта, выясняется, что процессуальные нормы грубо нарушены.

В этом случае процедурно можно оспорить вынесенное решение. 

По каждому делу группа юристов вырабатывает линию защиты. Это исключает возможные ошибки, которые может допустить один юрист. И конечно в этой ситуации можно пройти с клиентами все стадии, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Доказательство виновности при выезде на встречную полосу – КОАП

КОАП РФ предусматривается лишение прав за выезд на встречную полосу. Статья 26.

7 Кодекса об Административных Правонарушениях, регламентирует, что доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых можно сделать вывод о событии, составе преступления и виновности лица.

Таким образом, для того, чтобы принять какой-либо документ, показания свидетелей, в качестве доказательств, необходимо чтобы были соблюдены все критерии.

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

То есть, относимость доказательств к данному конкретному делу, получение в соответствии с законом, и установление доказательств всех фактов, всех обстоятельств, имеющих значение для данного дела.

Теперь обратимся к конкретному материалу, который мы рассматриваем в качестве доказательства чтобы оспорить встречку. Приложенные фотографии, дату совершения нарушений, время совершения нарушения.

Но по одной фотографии невозможно сделать вывод не о месте совершения нарушений, не о конкретном событии.

К конкретным нарушениям, допущенным данным лицом, как и уход на транспортном средстве невозможно привязать данные фотографии.

Таким образом доказательства причастности фотографии должны быть получены не только в соответствии с законом, но и должны содержать всю необходимую информацию, которая позволяет сделать вывод о виновности лица.

Это время, место совершения нарушения, с нарушением дорожных знаков, разметки, и конкретную информацию о транспортном средстве. Информацию, которую можно занести в протокол.

Мы описывали ведение административного порядка по делам данного вида в нашей статье “Выезд на встречную полосу“

Оспаривание доказательств нарушения встречки представленных для суда

Далее тщательно изучается схема правонарушения. Ведь к ее составлению предъявляются серьёзные требования. А наличие существенных ошибок позволяет нам исключить ее из доказательной базы.

Ряд автовладельцев считают, что при наличии фото или видео доказательств бороться бесполезно. Но это не так. Фото и видео могут исключаться из доказательств.

Так как часто оформляются с грубейшими нарушениями требований.

Очень часто юридическая компания способна вернуть дело обратно в ГАИ. Особенно когда совершить нужные суду исправления не представляется возможным. И это является основанием для прекращения дела.

Но и этого казалось бы комплексного анализа недостаточно, чтобы выиграть дело. Автовладельцы приходят в суд с пустыми руками и проигрывают дело.

Только если правильно сформировать доказательства подтверждающие отсутствие вашей вины или указывающие на невозможность лишения прав можно выиграть дело.

Как оспорить нарушение ПДД пересечение сплошной и выезд на встречку?

Очень многие водители уже получив постановления о лишении прав задаются вопросом: как оспорить решение вступившее в силу? Его уже оспорить никак не возможно. Лучше заплатить штраф 5 тысяч рублей.

Потому что инспектор исходит исключительно из того, что в составе административных правонарушений водитель укажет о своем согласии с ним, и не будет придираться к каким-то процессуальным нарушениям, которые были допущены им при составлении.

Друзья и коллеги, знакомые не являются практикующими юристами, и их советы по конкретным обстоятельствам дела о каких-то допущенных нарушениях не могут рассматриваться, как действительные. В итоге получается, водитель получает лишение прав при ознакомлении с материалами дела.

Юристы обнаруживают фотографии, которые можно и нужно исключить из доказательств, на основании которых вообще невозможно было сделать вывод о том, что водитель совершил нарушение.

То есть фактически отсутствуют доказательственная база данного нарушения.

Если в отношении водителя составлен административный протокол, он можете обратиться и получить бесплатную консультацию на сайте наших партнеров – юридической компании “БАСТИОН”.

Завершение обгона через сплошную: какое постановление верховного суда регулирует, если через сплошную при обгоне, штраф за маневр и наказание

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Вчера Пленум Верховного суда утвердил аж три постановления. Все они буквально сегодня-завтра будут опубликованы на сайте Верховного суда и начнут действовать. И дела такого рода судьи должны рассматривать с учетом решения пленума.

Вооружен — значит опасен

Первое из них касается уголовных дел по статьям о терроризме. Если исходить из решения пленума, то под организованной группой понимается устойчивая группа, заранее объединившаяся для совершения преступления.

О ее устойчивости могут говорить такие факты, как большой временной промежуток ее существования и длительность подготовки даже одного преступления. Избежать ответственности не смогут даже те, кто в этой группе бегал по магазинам или сидел на телефоне.

Всех их квалифицируют по 205-й статье УК РФ.

Изначально в проекте присутствовал пункт об угрозе теракта. Однако судьи решили отказаться от него. Понятие «терроризм» довольно расплывчатое. Угроза его тем более сложно формулируется.

Поэтому судьи решили, что по уголовным статьям необходимо рассматривать конкретные угрозы. Например, угроза поджога или взрыва.

Такой угрозой может считаться любое устное высказывание, публикация в СМИ или даже в интернет-блоге.

Если теракт провалился, например при взрыве никто не погиб или взрывное устройство не сработало, то как судить такого террориста, остается на усмотрение судьи. Судебная практика по таким делам довольно бедная, поэтому вопрос требуется дополнительно изучить, решили судьи.

Также Верховный суд уточнил обязательный признак незаконного формирования — вооруженность. А в понятие «вооруженность» входит не только наличие у любого из участников оружия или боеприпасов, но и оружие, изготовленное кустарным способом. А кроме того, хранение, использование, передача ядерных материалов и радиоактивных веществ. Все это квалифицируется по статьям 220, 222 или 223 УК РФ.

Отдельный момент — это призывы к осуществлению террористической деятельности. Например, человек призывает взорвать бензоколонку, требуя у ее владельца или правительства снижения цен на бензин. Это может быть просто угрозой, высказанной с глазу на глаз кассиру той же бензоколонки.

Но если это прозвучало в общественном месте, на собрании, митинге, в интернет-блогах, то статья 205.2 светит однозначно, даже независимо от того, удалось ли подбить кого-нибудь на это действие.

А если кто-то столь же публично высказал мысль, что такой способ решения проблем — правильный, то ему грозит та же самая статья.

А за номера ответишь

Второе постановление Пленума Верховного суда касается правонарушений на дорогах. Предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава Кодекса об административных правонарушениях.

Год назад ГАИ обратилась в Верховный суд с предложением внести коррективы в действующее постановление Верховного суда о применении тех или иных статей КоаП. Все это время шло долгое и довольно мучительное обсуждение формулировок.

Поправки в постановление вносились до последнего момента.

И что получилось в итоге. Судьи определились в требованиях к регистрационным знакам. Так, например, за управление хотя бы без одного регистрационного знака, или если один из знаков установлен на нестандартном месте, водителю придется отвечать по части2 статьи 12.2.

За это грозит штраф пять тысяч рублей или лишение прав на 1 — 3 месяца. До сих пор многие нарушители пользовались несовершенством формулировки КоАП, если ехали без одного из номеров, и уходили от ответственности. Те, кто боялся попасть под камеры фото-, видеофиксации, снимали передний номер.

Те, кто опасался, что совершит аварию и ему придется скрываться с места происшествия, откручивали задний номер.

Такое же наказание будет грозить и тем, кто заклеит любой из номеров скотчем, или, наоборот, обдерет световозвращающую пленку, или установит решетки или форточки на него. В общем, воспрепятствует идентификации номера. Если раньше судьи могли пойти на то, что такая порча одного номера ненаказуема, то после решения Пленума ВС это не пройдет.

В случае ДТП водителю придется заплатить штраф, если он не выполнил хотя бы одного из требований правил, предусмотренных для таких случаев. А одно из главных — немедленно остановиться после аварии. Однако даже если он остановился через 100 метров, ему грозит только штраф — одна тысяча рублей.

Даже если после происшествия он сдвинул машину с места, чтобы получше рассмотреть повреждения, статья об оставлении места ДТП ему не грозит.

В проекте постановления был пункт о том, что водитель, который начал обгон там, где он разрешен, но закончил его через сплошную, должен караться лишением прав за выезд на встречную полосу движения. В связи с огромным количеством предложений и жалоб судьи просто выбросили этот пункт из постановления.

Однако это вовсе не означает разрешения на такой маневр. Судьи посчитали, что в данном случае не может быть эмпирического подхода и однозначного решения. В каждой ситуации надо разбираться. Да, действительно, прерывистая разметка, перед тем как перейти в сплошную, начинает удлиняться. Поэтому водитель обязан предпринять все возможное, чтобы вернуться на свою полосу.

Однако зачастую ему в этом порыве может помешать тот, кого он обгоняет. Например, увеличит скорость. Фуры зачастую не держат дистанцию, которая бы обеспечивала возможность обгонять их поодиночке. Это и другие обстоятельства, если их не смог на дороге оценить инспектор, должны оценивать судьи. Поэтому единого и однозначного ответа по этому вопросу быть не может, решил Верховный суд.

Обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мотоциклов и мопедов в зоне действия знака «обгон запрещен» — теперь разрешен. Причем независимо от того, есть после знака сплошная линия разметки или нет ее.

Однако надо учитывать другие условия: ограниченная видимость, пешеходный переход, регулируемый перекресток, мосты, путепроводы, эстакады и ж/д переезды. В общем, все случаи, где обгон запрещен пунктом 11.4 правил.

Есть одно послабление. Водитель может обогнать трактор, на котором нет знака, что это тихоходное транспортное средство. В данном случае тракторист нарушает правила, не повесив такой знак.

При этом если он не уверен, что обгоняемое транспортное средство — тихоход, то лучше не обгонять.

Даже если оно движется медленнее 30 км/час, но по техническим параметрам может двигаться быстрее, обгонять его нельзя.

За управление автомобилем без одного регистрационного знака водителю грозит штраф пять тысяч рублей или лишение прав на 1 — 3 месяца

Еще один тонкий момент — это движение задним ходом по дороге с односторонним движением. В части 3 статьи 12.16 КоАП написано, что движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления на четыре — шесть месяцев.

Подобная формулировка тут же вызвала споры. В том числе судебные. Некоторые гаишники утверждали, что под эту статью попадает и движение задним ходом. Некоторые судьи с ними соглашались. В то же время в правилах четко прописано, где и в каких случаях запрещено двигаться задним ходом.

Улица с односторонним движением под этот запрет не попадает.

Пленум Верховного суда постановил, что движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и с учетом сложившейся дорожной ситуации вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки). Движение задним ходом, в том числе по дороге с односторонним движением, без учета указанных выше ограничений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП.

В первоначальном проекте этого решения пленума предлагалось наказывать водителя за движение задним ходом по улице с односторонним движением, если он въехал таким способом под «кирпич». Это требование сохранилось и в нынешней редакции. Но откуда-то взялась объективная необходимость?

Надо заметить, что она и в Правилах дорожного движения не прописана. Хотя там есть отдельный пункт, в котором говорится, что движение задним ходом запрещено в таких-то и таких-то ситуациях. Никаких ограничений, связанных с объективной необходимостью, там нет. Может, тогда стоит и в Правила дорожного движения внести туда эту самую необходимость?

Приглашение в суд по мобильнику

Третье постановление Пленума ВС касается SMS-уведомлений. Теперь суды общей юрисдикции будут сообщать участникам судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения их дела по sms. Конечно, если участник с этим согласен. Свое согласие участник должен подтвердить распиской с указанием номера мобильного телефона, на который будут отправляться такие сообщения.

Теперь помимо почтовых и телеграфных сообщений у суда будут на вооружении короткие текстовые сообщения, популярные у пользователей мобильной связи. Более того, если человек не явится на судебное заседание, то будет рассматриваться вопрос, был ли он в надлежащем порядке уведомлен об этом заседании, в том числе с помощью sms-сообщения.

Источник:

Завершение обгона через сплошную линию

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Время чтения: 12 минут

Когда не лишают «прав» за обгон по «встречке»

ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

Для большинства российских водителей слова «обгон по встречке» прочно ассоциируются с отнюдь не иллюзорным риском лишения водительского удостоверения на несколько месяцев. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, в каких случаях этот сценарий не работает.

Как известно, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, сопряженный с нарушением ПДД, грозит водителю либо лишением «прав» на 4—6 месяцев, либо штрафом в размере 5000 ₽ Об этом говорит п. 4 ст. 12.15 КоАП. Это означает, что все-таки существует вероятность остаться «при в/у», даже обогнав более медленного коллегу по встречной полосе.

И стоит помнить, что решение о наказании за такой проступок принимает суд, а не инспектор ДПС, застукавший водителя. Так что ГИБДД тут — лишь своего рода «инструмент фиксации». В каких же случаях обгон по «встречке» не приведет к лишению «прав»?

НА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОЩАЮ

Например, когда «нарушение осуществлено впервые». В первом приближении это означает, что в течении предшествующего проступку года водитель не выезжал на полосу встречного движения в нарушение ПДД.

Суд может (но не обязан!) учесть это и назначить наказание не в виде лишения «прав», а ограничиться пятитысячным штрафом. Но тут есть нюанс.

Перед рассмотрением подобных дел судья получает справку-выписку из полицейских баз данных со «штрафной историей» автомобилиста.

Если он увидит там информацию о том, что гражданин хотя и не выезжал в последнее время на «встречку», но имеет кучу штрафов за другие нарушения, дело имеет все шансы завершиться лишением «прав». То есть все решается, как говорится «с учетом личности обвиняемого». Тем не менее, вероятность отделаться штрафом достаточно велика.

Второй случай, когда за выезд на «встречку» через любое количество сплошных осевых линий лишение «прав» не предусмотрено, связан со способом его документирования.

Если обгон в запрещенном месте произошел в поле зрения камеры автоматической фиксации нарушений ПДД, то ни о каком лишении нарушителя «прав» даже речи быть не может.

Тут возможно оформление штрафа на 5000 рублей — даже если за гражданином обгонов в запрещенных местах числится по десятку в день.

ВСЕ ВОПРОСЫ — К РАЗМЕТКЕ

Ну и третья ситуация, когда за обгон по встречной полосе можно не опасаться лишения, связана с отсутствием запрещающих этот маневр знаков и стершейся сплошной осевой линии. Либо разметка оказалась скрыта снегом или льдом. Порой в таких местах любят «пастись» экипажи ГИБДД и отлавливать водителей, которые сами не зная того, выехали на «встречку».

Но как только жертва подобного «развода» заявляет о том, что у нее есть запись видеорегистратора или водитель принимается оперативно фиксировать на видео плачевное состояние дорожного полотна, все претензии со стороны экипажа ДПС, как правило, снимаются.

Испытываем «американского» японца в российских снегах ВС отменил лишение водителя прав за обгон по встречной Испытываем «американского» японца в российских снегах

Вс отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев.

Наказание вполне в соответствии с правонарушением. Здесь как бы все понятно и ясно, нарушители рискующие не только своей жизнью, но и жизнями других людей должны быть наказаны без сожаления и компромиссов.

Другое дело, — а судьи кто!? Но это уже вопрос не для простых смертных, и решение этого вопроса не прерогатива «серой» массы большинства, как считают наши парламентарии… Не смотря на то, что ситуации могут быть и очень опасными и по факту безобидными.

Итак, пересечение сплошной линии разметки идущей в разделе ПДД «Горизонтальная разметка» под номером 1.1 или , предписывает лишение прав. Однако бывают и не столь однозначные ситуации, по крайней мере как нам кажется. Вот, например, так. Выехал через пунктирную линию разметки 1.

5 на полосу предназначенную для встречного движения, то есть не нарушая правила ПДД, а затем перестроился на «свою» полосу, но уже через сплошную 1.1 или 1.3 (см выше). Как же быть в этом случае!? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Аргументация к рассмотрению в случае завершения обгона через сплошную линию разметки

Попавшиеся на таком правонарушении водители готовы приводить следующие факты и аргументы во время своей апологии перед инспектором, а после и перед судом, — фактически совершался обгон ТС, при котором был совершен выезд на полосу встречного движения, а когда началась сплошная линия то:

— во-первых, машина уже была на полосе встречного движения, а не выезжала на нее; — во-вторых, ПДД требуют вернуться в свою полосу после обгона.

То есть вроде как все шито-крыто. Однако здесь надо сказать, что выездом на встречную полосу в нарушение ПДД можно считать и случай с прямолинейным движением по той же самой полосе, когда меняется разметка со штриховой на сплошную, а смены полосы движения нет.

В общем здесь игра слов, игра разума, амбиций и желаний. В статье 12.15 КоАП РФ сказано о выезде на встречную полосу, а не о пересечении какой-либо разметки. Однако более полезным будет знать то, как к этому отнесутся в суде.

Так Конституционный суд трактует такую ситуацию следующим образом.

  Что такое равнозначная дорога и неравнозначная

Можно ли совершать обгон паровозиком

Перед тем как выехать на встречную полосу, водитель должен удостовериться, что эта полоса свободна. Перемещение влево для маневра запрещено в следующих случаях:

  • если к маневру приступило транспортное средство, которое едет сзади;
  • если машина, которую необходимо объехать, подает сигнал о повороте налево;
  • если находящийся впереди автомобиль производит обгон или объезжает помеху.

Также обгон запрещен, если становится очевидно, что вернуться на свою полосу движения после совершения действия безопасно не выйдет.

Запрет на совершение обгона в определенных случаях содержится в п. 11.2 ПДД. Здесь сказано, что водитель не вправе производить обгон, если машина впереди производит обгон или объезд препятствия.

Указано на запрет на обгон только одного транспортного средства: это тот автомобиль, который в настоящий момент времени производит обгон или объезжает препятствие.

Именно этот автомобиль запрещается обгонять водителю.

Иными словами, речь идет об обгоняющем автомобиле, а не об обгоняемом.

Определение Конституционного суда о завершения обгона через сплошную линию разметки

Двойной обгон и бесконтактное ДТП: десять самых важных разъяснений Верховного суда для водителей

— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.

Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину.

По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними.

Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.

Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.

5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления.

Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.

— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.

С этим мнением не вполне согласен автоэксперт Юрий Панченко:

— Подсветка днища относится к внешней подсветке, и согласно пункт 3.2 Приложения №8 регламента Таможенного союза она может включаться на стоящем транспортном средстве с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Кроме того, она должны быть такой, чтобы её нельзя было перепутать с другими огнями.

Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску… » запрещается эксплуатация автомобиля со спецсигналами без разрешений, но законодатель пошел еще дальше и ввел наказание за установку любых световых приборов, которые по своему действию напоминают спецсигналы.

При этом разницы между проблесковым режимом и мигающим регламент не делает, поэтому привлечь водителя с синим цветом фар, которые работают в постоянном режиме, по части 3 статьи 12.5 КоАП нельзя.

Но при этом, например, если инспектор спроецирует жесткие требования техрегламента на ситуацию и докажет, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима ближний свет его не обеспечивала, водителя лишат прав. 

Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».