Консультации

ВС разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

ВС разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

Бесплатная приватизация жилья началась еще в 1991 году. А вот дачные участки находились в «подвешенном» состоянии до самого 2006 года. Гражданам, и, надо полагать, государству, было не вполне понятно как с ними поступать?

С одной стороны, миллионы российских семей являлись обладателями пресловутых «пяти соток» — участка в садоводческом товариществе или подобной загородной недвижимости «на земле». С другой же – выкупать задним числом землю и постройки по полной цене явно было для них непосильным финансовым бременем.

Процедура оформления дачного участка в собственность существовала, но была столь сложной, запутанной, неоднозначной, что воспользоваться ею могли не все.

Это означало, что многие годы большинство россиян не были уверены, владеют они своим участком или нет, а государство имело громадный пласт имущества в теневом секторе экономики.

Ведь раз участок не в собственности, то и налогом его не обложить.

Наконец, в 2006 году вступил в силу ФЗ№ 93, тут же окрещенный во всех кругах «Дачной амнистией». Участки стало возможным приватизировать бесплатно и в упрощенном порядке. Первоначально действие закона было ограничено 2018 годом, в данный момент, его действие продлено до 2021.

Не исключено, что дальше события будут развиваться, как с ФЗ № 1541-1, регламентирующим бесплатную приватизацию жилья. Его действие также продлевалось несколько раз, а затем закон был объявлен бессрочным.

Кстати, если вопрос приватизации жилья для вас еще актуален, вы можете подробно прочесть об этом в статье нашего портала «Сколько стоит приватизация квартиры?». Но вернемся к земельным участкам.

На данный момент приватизировать землю бесплатно можно до 1 марта 2022 года. Как и в случае с квартирой, это не значит, что платить вообще ничего не придется. Получение некоторых справок и проведение некоторых процедур предполагает их оплату. Но затраты, разумеется, несравнимы с рыночной стоимостью участка.

В статье мы наглядно определим порядок цен на приватизацию дачного участка. На конечную цену влияет регион, постановления местной власти и некоторые другие факторы.

Какие земли можно получить бесплатно?

Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен. Это:

  • Участки, на которых располагаются приватизированные объекты недвижимости

То есть, если на неприватизированном участке находятся приватизированное жилое строение и хозпостройки, вы имеете право безвозмездно получить в собственность землю, находящуюся под ними и территорию, необходимую для их эксплуатации и обслуживания. Важно, чтобы они были построены раньше вступления в силу Земельного кодекса. То есть, до 2001 года.

Если постройки не приватизированы, земля под ними в собственность не переходит. Ее придется либо выкупить, либо взять в аренду.

  • Участки, находящиеся в долгосрочной аренде

Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.

  • Участки, полученные под садоводство, ИЖС, ЛПХ

Если участок изначально брался под строительство частного жилого дома, любительское садоводство (по сути, «для дачи») или для того, чтобы вести на нем подсобное хозяйство (но не фермерскую деятельность), то вы уже обладаете всеми законными правами на его бесплатную приватизацию. Осталось лишь оформить все законным образом.

Этот пункт реестра касается, скорее, не «дачников», поскольку приватизированный гараж на даче ничем не отличается от прочих хозпостроек. Речь идет о членах гаражных кооперативов, многие из которых возникли еще во времена СССР. Теперь хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем надела, на котором тот расположен. Оформляется приватизация через правление кооператива.

  • Земля, находящаяся в бессрочном пользовании

Этот пункт в основном касается участков, полученных по наследству. До вступления в силу ЗК РФ, в России (и ранее в СССР) земельные участки предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.

Теперь, даже если надел не был приватизирован наследодателем, его наследники могут начать процедуру на тех же основаниях, что имел он.

Естественно, требуются документы, подтверждающие, что участок находился в бессрочном пользовании умершего человека.

ВС разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

Перечень документов

Пакет документов, необходимых для бесплатной приватизации принадлежащего семье земельного участка на первый взгляд не слишком обширен. Требуется подготовить всего три «бумаги»:

  • Правоустанавливающий документ на землю, которым могу являться:
    • Акт о передаче земельного участка в пользование гражданин или гражданам (выдается государственным органом, осуществившим эту передачу)
    • Договор долгосрочной аренды (подлинник и копия)
    • Свидетельство о вступлении в наследство (выдает нотариус наследнику)
  • Кадастровый паспорт (начиная с 2017 года документ, аналогичный кадастровому паспорту, изменил форму и теперь называется «выписка из ЕГРН; если имеется кадастровый паспорт старого образца, можно использовать его, но скорее всего, от вас все равно потребуют свежую выписку из ЕГРН)
  • Согласие на приватизацию остальных членов семьи или собственников дома

Но на практике, скорее всего, понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которых требует местная власть. Если учесть, что участок чаще всего находится довольно далеко от вашего постоянного места жительства, каждая лишняя поездка для подачи документов сильно затягивает и удорожает процедуру.

Чтобы этого избежать, лучше заранее проконсультироваться с юристом относительно точного перечня необходимых документов. Это можно сделать на портале Prav.io.

Расходы на документы (таблица)

Мы подготовили для вас таблицу, позволяющую рассчитать и запланировать расходы на оформление документов.

Наименование документа Стоимость
Выписка из ЕГРН С физических лиц – 300 рублей
Кадастровый паспорт От 2000 рублей в зависимости от региона
Геодезическая съемка объекта От 7000 рублей до 15000 рублей (также в зависимости от региона)
Архивные справки 200-300 рублей или бесплатно (зависит от региона)
Услуги нотариуса От 1000 рублей

Разумеется, цифры приблизительные, точный регламент цен устанавливается местными властями, кроме того, возможно, какие-то документы у вас уже имеются.

По садовому участку

В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.

Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.

Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.

Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.

Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:

Наименование Стоимость
Межевание территории От 10 000 рублей
Государственная пошлина за приватизацию земельного участка Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей
Выписка из ЕГРН 300 рублей

Даже из таблицы видно, что использование упрощенного порядка выгоднее – пошлина ниже почти в шесть раз. Так что есть прямой смысл успеть приватизировать землю, пока «дачная амнистия» действует.

Земля под гаражом

Кроме гаражных кооперативов существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. Землю под такими гаражами приватизировать легче всего – на них распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ «Мои документы».

А вот земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива. Обычно в этой роли выступает председатель.

Основные расходы на приватизацию земли под гаражом – это оформление кадастровой документации.

В аренде

Если земля надолго арендована у муниципального образования, «Дачная амнистия» является отличным поводом перевести ее в свою частную собственность. Если арендный договор был оформлен не позднее ноября 2001 года, проблем вообще не должно возникнуть. Следует лишь оформить полный пакет необходимых документов.

Стоимость получения документов и справок, необходимых для бесплатной приватизации арендованной земли, вы можете посмотреть в таблице, расположенной выше. Пошлина составит 2000 рублей. Упрощенная процедура не распространяется на приватизацию земли, находящейся в аренде.

ВС разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

Под частным домом

Огромное количество частной недвижимости в России расположено на земле, принадлежащей государству. С многоквартирными домами все понятно, в этом случае выбора нет. А вот землю под частным домом можно и нужно приватизировать.

Пока владелец дома этого не сделает, земля останется на балансе государства. Следовательно, распоряжаться ею домовладелец не может.

И в случае отчуждения (например, для строительства государственного объекта) получит компенсацию лишь за жилое строение.

Так что приватизировать землю, на которой стоит частный дом, все-таки стоит. Вам предстоят затраты, но, по крайней мере, выкупать участок по рыночной стоимости не придется.

Итак, какие расходы потребуются для приватизации земли под ИЖС

Наименование Стоимость
Техпаспорт на строение 1500 рублей
Выписка из ЕГРН 300 рублей
Проведение процедуры межевания От 7000 рублей
Госпошлина 350 рублей за землю под домом и 2000, если приватизируются и другие участки
Услуги нотариуса От 1000 рублей

Когда земля, которую занимает ваш частный дом или коттедж, а также территория, необходимая для его обслуживания и эксплуатации, будет приватизирована, вашей собственности ничего не угрожает.

Участок с домом, не может быть отчужден без веских законных причин. А если таковые все-таки возникнут (например, через него пройдет федеральная трасса), то вам будет положена компенсация и за дом, и за землю.

Госпошлина

Оформление любого важного документа относится к числу платных государственных услуг и облагается пошлиной. Документы на регистрацию приватизированной земли в Росреестре, без сомнения, являются важными. Пошлина за них фиксированная, ее размер зависит от характера процедуры:

  • Приватизация земли под индивидуальное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, гаражи облагает пошлиной в размере 350 рублей с собственника
  • Приватизация прочих наделов – в размере 2000 рублей с собственника.

Уплатить пошлину следует перед визитом в Росреестр или «Мои документы» (МФЦ). Без оплаченной квитанции заявление все равно не примут.

Как и где оплатить?

Госпошлину можно оплатить:

  • Наличными средствами через любой лицензированный российский банк или Почту России
  • Через специальный терминал
  • Через портал Госуслуг
  • Через платежные системы

Последний способ возможен лишь теоретически. Потому что электронное подтверждение платежа, распечатанное вами на домашнем принтере, не будет являться для государственных структур релевантным подтверждением осуществления платежа. Чтобы оно таким стало – на него нужно поставить печать банка, через который прошел платеж.

Таким образом, платить госпошлину через электронные системы попросту бессмысленно – все равно придется идти в банк за печатью. Так что, если хотите оплатить пошлину со своего ПК, лучше сразу делайте это через портал Госуслуг.

Можно ли сэкономить?

Для начала определитель – что вы хотите сэкономить, время или деньги? Потому что одновременно уменьшить и временные, и финансовые затраты не получится.

Если время – обращайтесь в специальные фирмы, предлагающие услуги приватизации земельного участка «под ключ».

Они все сделают за вас – соберут необходимые справки и выписки, сходят в Росреестр и принесут вам готовые документы на землю. Обойдется это от 20 тысяч рублей и больше, в зависимости от региона и конкретной фирмы.

В эту сумму, разумеется, оформление платных документов не входит. Каждый из них вы оплатите отдельно.

Если хотите сэкономить средства – занимайтесь оформлением сами, и не платите «за срочность». На некоторые документы действуют два тарифа.

По обычному придется заплатить немного, но придется либо ждать документа на несколько дней дольше, либо съездить два раза, либо, и то и другое.

По срочному вы можете получить некоторые документы немедленно, а оформления других ждать, скажем, три дня вместо десяти. Плата за это может быть вдвое — втрое выше.

Облегчить самостоятельное прохождение процедуры помогут юридические консультации на портале Prav.io.

Здесь вам бесплатно подскажут, какие документы непременно нужно подготовить, и в каком порядке следует действовать.

Самостоятельная приватизация земельного участка не такая уж затратная процедура по деньгам при самостоятельном оформлении, а время и нервы вы можете сберечь, пользуясь бесплатной помощью квалифицированного юриста нашего портала.

Верховный суд разъяснил правила приватизации дачных участков :: Загород :: РБК Недвижимость

Россияне смогут оформить загородный дом в собственность без правоустанавливающих документов

ВС разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

Российские дачники смогут зарегистрировать право собственности на свой участок без правоустанавливающих документов. Соответствующее решение вынес Верховный суд, сообщает «Российская газета».

До настоящего момента в российских судах не было единообразной практики по решению спорных вопросов с дачными участками. Региональные суды могли отказать истцам в признании собственности из-за того, что участки не поставлены на кадастровый учет и не имеют кадастрового номера.

Суды в других регионах подтверждали право собственности, если весь земельный участок находился в пределах одного садового товарищества, а само товарищество создано до 23 апреля 1998 года. При этом истец должен быть членом этого садового товарищества.

Дата 23 апреля 1998 года стала точкой отсчета, так как в этот день вступил в силу ныне действующий закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Верховный суд разъяснил, что запретительная позиция судов была неправильной. При вынесении вердикта Верховный суд сослался на 25-ю статью Земельного кодекса, где прописаны основания для госрегистрации земельных участков.

В частности, Верховный суд обязал нижестоящие суды учитывать утвержденный в 1992 году «Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю».

Этот документ говорит о том, что для регистрации права собственности на участки, полученные до 1 января 1991 года, владельцам достаточно выданных в то время документов.

При отсутствии документов потенциальный собственник все равно может легально оформить участок: для этого ему придется запросить выписки из земельно-шнуровых и похозяйственных книг, а затем предоставить их суду.

Если из документа, который владелец получил до введения Земельного кодекса, неясно, на какое именно право человеку предоставлен участок, Верховный суд считает, что право собственности подразумевается автоматически.

Наконец, Верховный суд указал нижестоящим инстанциям на то, что для регистрации земельного участка россиянам не требуется согласие или разрешение чиновников и других лиц. Об этом говорит 25-я статья о садоводческих объединениях.

Антон Погорельский

Вс разъяснил особенности бесплатной приватизации приусадебных участков

Верховный суд разъяснил условия бесплатной приватизации дачных участков, передает«Российская газета».

Такое решение он вынес по иску обычной гражданки, пытавшейся приватизировать личный приусадебный участок. Гражданка прошла все судебные инстанции, начиная с районного суда Санкт-Петербурга.

Истица попросила признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города в оформлении документов на ее участок в садовом товариществе.

Также жительница в исковом заявлении попросила суд обязать чиновников «устранить нарушение ее прав на приватизацию земельного участка» и поставить ее сотки на кадастровый учет. После отказа в райсуде и горсуде судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда нашла основания согласиться с доводами гражданки.

Как следует из материалов дела, Невский райотдел городского Комитета по земельным ресурсам отказывался зарегистрировать участок, поскольку он был занят незаконно.

В 1976 году исполком Ленинградского горсовета даже выпустил постановление «О незаконно занятых землях садоводческими товариществами предприятий и организаций Ленинграда».

Третий пункт документа позволял  исполкому Невского райсовета оформлять договоры на временное землепользование на занятую СНТ землю, однако в случае необходимости дачники обязаны были освободить землю без компенсации за строения и насаждения.

С 1993 года постоянно проводилась инвентаризация участков СНТ, однако всегда оговаривалась возможность возврата земли в городскую собственность без компенсаций. В 2012 году была сделана госрегистрация прекращения договора аренды земли под СНТ.

Однако Верховный суд не согласился с выводами местных судов. Особенности предоставления в собственность участков  садоводам урегулированы Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 1998 года.

В статье 28 этого закона сказано, что если участок представлен СНТ до вступления в силу этого закона, член СНТ имеет право бесплатно приобрести его в собственность.

Верховный суд подчеркнул, что эта норма закона не ставит передачу садоводам участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земли самому СНТ — временно или постоянно.

Судебная коллегия по гражданским делам напомнила — для передачи дачнику его участка в СНТ в собственность бесплатно необходимо соблюсти три важных момента.

Первое — участок земли должен входить в состав территории СНТ. Второе — товарищество должно быть создано до вступления в силу закона о садоводческих товариществах.

И третье — человек, который просит участок в собственность, должен быть членом СНТ и пользоваться им законно.

Также Верховный суд подчеркнул, что нижестоящие суды не учли, что после принятия решения исполкомом Ленинградского горсовета в 1976 году «О незаконно занятых землях», уже в 1980 году это СНТ было зарегистрировано.

Также Верховный суд обратил внимание нижестоящих судов на то, что суды рассматривали спор в порядке 25-й главы Гражданского процессуального кодекса. В ней прописан порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий или бездействий чиновников государственной и муниципальной власти.

Но истица оспаривала не только отказ чиновников в оформлении документов на участок, но и просила произвести некие действия по подготовке документов на оформление участка в собственность. А это уже обращение в суд за защитой нарушенного права на получение участка в собственность бесплатно по закону о садоводческих товариществах.

То есть такой спор надо рассматривать в порядке искового производства.

Огород без документов. Верховный суд РФ разъяснил, как оформлять наследство на старые участки земли

Очень полезное для многих дачников и садоводов разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Спор, который изучала высокая судебная инстанция, касался весьма болезненного и непростого вопроса — оформления наследства на дачные сотки.

Причем речь про те земельные участки, которые считаются «старыми», полученными много лет назад, и у которых есть проблема с документами.

Суть проблемы в следующем. В нашей стране огромное количество земельных участков, которые во времена Советского Союза давали своим работникам фабрики, заводы и другие самые разные предприятия и организации.

На часть таких участков документов либо совсем нет, либо пожелтевшие бумажки давно и безнадежно устарели.

Многие предприятия, что выделяли своим сотрудникам сотки под огороды, давно прекратили свое существование. Уничтожены и их архивы.

Безусловно, с таких участков граждан никто не выгоняет, но и ничего сделать с подобными сотками люди не могут — ни продать, ни подарить, ни завещать. Более того, если по градостроительным планам сотки отходят местной власти под новые объекты, выкупают землю лишь у тех, у кого сотки законные.

Отсутствие положенных документов у владельцев таких соток постоянно рождают проблемы. Главная — как зарегистрировать право собственности на такой участок.

Наша история началась в Ленинградской области, где некий гражданин получил в 1991 году от исполкома сельсовета народных депутатов Приозерского района участок площадью 6 соток под огород. Земля была предоставлена без права возведения каких-либо строений.

В 2015 году собственник шести соток скончался. Но за год до этого садовод завещал все свое имущество дочери. Когда же наследница пришла к нотариусу, тот отказал в оформлении наследственных прав на землю.

Причина — отсутствие правоустанавливающих документов. Тогда наследница пошла в суд.

Она подала на администрацию муниципального образования Приозерского района иск о признании права собственности на земельный участок «в порядке наследования».

Но в суде наследнице не повезло. Приозерский городской суд Ленинградской области отказал ей в иске. Отказ женщина оспорила. Но ей снова не повезло — Ленинградский областной суд согласился с первой инстанцией.

Местные суды дружно решили, что участок предоставлен был отцу истицы во временное пользование, а право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения у наследодателя не возникло. Суды сделали вывод, что нет оснований для признания за гражданкой права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок.

При отсутствии сведений о праве на участок он считается предоставленным на праве собственности

Пришлось наследнице идти дальше. И она обратилась в Верховный суд. Там материалы спора внимательно изучили и с аргументами заявительницы согласились.

Верховный суд РФ обратил внимание, что решение исполнительного комитета о предоставлении участка не содержит каких-либо сведений о виде права, на котором он предоставлен. При этом в абзаце 1 пункта 9.

1 статьи 3 закона о введении в действие Земельного кодекса сказано следующее: если земля предоставлена до 25 октября 2001 года для ведения огородничества или садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, можно зарегистрировать право собственности на нее.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Значит, отметил Верховный суд, местному суду для правильного разрешения спора следовало установить, имеются или нет предусмотренные федеральным законом ограничения для предоставления земли в частную собственность.

А этого вопроса городской суд не задавал. А поскольку этого не было сделано, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила все принятые решения нижестоящих судов. Дело о споре за шесть соток Верховный суд отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Эксперты считают, что решений, аналогичных принятому Приозерским горсудом, у нас возникает немало. Поэтому разъяснение Верховного суда особенно важно. Ведь подобными решениями местные суды нарушают материальный закон и приходят к ошибочному выводу: поскольку участок находился во временном пользовании, у наследодателя не возникло право собственности на него.

Верховный суд специально для подобных случаев подчеркнул: при отсутствии информации о праве, на котором гражданин владеет участком, и запрета предоставления его в частную собственность спорный земельный участок должен считаться предоставленным человеку на праве собственности.

  Наталья Козлова

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • — в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Верховный суд разъяснил, кому положена бесплатная приватизация дачного участка

Для многих людей, которым выделены в пользование участки для садоводства и огородничества, актуален вопрос о возможности их бесплатной приватизации. Верховный суд РФ дает разъяснения с указанием нормативных актов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении судами аналогичных споров.

Большое количество садовых и огороднических товариществ возникли в 80-е годы прошлого века, когда законодательством еще не была предусмотрена возможность передачи земельных участков в частную собственность.

Но и во вступившем в действие в 1998 году ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» такое право не предусмотрено, поэтому чиновники нередко отказываются бесплатно передавать гражданам участки в собственность.

Спор в Санкт-Петербурге

Жительница Санкт-Петербурга обратилась в районный суд с иском о бесплатной передаче в собственность земельного участка, которым она пользовалась, являясь членом садового некоммерческого товарищества (СНТ).

Оно было создано в 1988 году в соответствии с требованиями действующих в то время нормативных актов. Земля была выделена в аренду сроком на пять лет.

В дальнейшем был заключен краткосрочный договор аренды, который пролонгируется неограниченное количество раз, если одна из сторон не заявляет о желании его расторгнуть.

Районный суд исковые требования удовлетворил и обязал комитет имущественных отношений СПб безвозмездно передать участок в собственность истице. Но городской суд при рассмотрении поданной апелляции отменил это решение и в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на ФЗ № 66.

Решение и аргументы Верховного суда РФ

Верховный суд РФ, рассмотрев спор, не согласился с позицией городского суда, указав:

  • истица является челном СНТ;
  • земля выделена в пользование на законных основаниях;
  • решением собрания участки распределены между членами товарищества;
  • земля не изъята из оборота и не зарегистрирована для государственных нужд.

На момент подачи искового заявления вступил в силу ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», положения которого предусматривают безоплатную передачу земельных участков членам садовых и огороднических товариществ до 31.12.2020 года. Такая позиция соответствует и ст. 36 Конституции, и ст. 15 Земельного кодекса РФ, гарантирующим право граждан получить землю в собственность.

Заказать подготовку заключения кадастрового инженера в случае земельных или судебных споров