Консультации

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Согласно статьи 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в статье 121 СК РФ, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течении 3 дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

  • Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
  • При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства включает сведения об этом ребенке в региональный банк данных, и одновременно направляет сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).
  • В течение месяца со дня включения указанных сведений в региональный банк данных орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выполняющий функции по опеке и попечительству, организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на ее территории или на территориях других субъектов Российской Федерации, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ.
Читайте также:  Минюст планирует начать утверждать региональные тарифы нотариусов

При выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью.

В случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в соответствующие учреждения: воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты населения и другие.

В зависимости от возраста и состояния здоровья несовершеннолетние дети помещаются в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения на полное государственное обеспечение.

Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую дальнейшую возможность поиска ребенку приемной семьи.

Законами субъектов Российской Федерации могут определяться и другие (кроме форм, установленных в СК РФ) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка.

При этом должны учитываться: его этническое происхождение и родной язык, принадлежность к определенному вероисповеданию и культуре, конкретные обстоятельства утраты родительского попечения, а также соблюдаться требования установленные законом для каждой формы устройства ребенка в семью.

Органы опеки и попечительства сами временно осуществляют функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.

Информация подготовленаведущим специалистомУправления ЗАГС Курганской областиО.В. Снегирёвой  08.08.2012

Формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения родителей родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей. Государственная и социальная политика направлена на сокращение численности детей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Федеральном законодательстве закреплены три формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

УСЫНОВЛЕНИЕ

Это приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя. Процедура усыновления детей в России определена ст. ст.

124-144 Семейного кодекса (с изменениями и дополнениями, внесенными статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Семейный кодекс гласит, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории проживания усыновителей;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Обязательным условием процедуры усыновления ребенка в России является личное согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, без согласия несовершеннолетнего суд не может установить факт усыновления. В случае невозможности передать 2 — 3 детей (братьев, сестер) на усыновление в одну семью, детей передают под опеку (попечительство) в приемную семью.

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья — это опека (попечительство), установленная на возмездных условиях по договору о приемной семье. В приемную семью чаще всего передаются дети, не являющиеся родственниками приемным родителям. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, принявшими в свою семью ребенка), заключается договор о передаче на воспитание в семью одного или нескольких детей. Число детей, воспитывающихся в приемной семье, не должно превышать 8 человек, включая родных детей.

Приемные родители являются приемному ребенку опекунами (попечителями). При передаче в приемную семью несовершеннолетних, достигших 10 летнего возраста, необходимо их согласие. На содержание приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Приемному родителю положено вознаграждение за воспитание ребенка в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Опека и попечительство — самая распространенная форма устройства ребенка на воспитание в семью. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

При передаче ребенка под опеку или попечительство, орган опеки и попечительства руководствуется, прежде всего, интересами ребенка, стремлением обеспечения права детей жить и воспитываться в семье. Для установления опеки или попечительства необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Опекунами или попечителями детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

При назначении ребенку опекуна (попечителя), учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны, способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между кандидатом в опекуны (попечители) и ребенком, отношение к ребенку родственников кандидата, а также желание самого ребенка. Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей.

Опекунами или попечителями не могут назначаться недееспособные граждане, лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; граждане, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лишенные или ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также граждане, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию и материальному содержанию ребенка.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Если Вам небезразлична судьба детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, которые очень нуждаются в нашей помощи и поддержке, если Вы чувствуете, что можете отдать маленькому одинокому ребенку свое душевное тепло, любовь, и заботу, примите его в свою семью, помогите ему в преодолении всех трудностей, с которыми он уже столкнулся в своей жизни, помогите ему стать по-настоящему счастливым.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.

Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст.

63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст.

122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г.

N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3.

Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан.

Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей».

Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка.

На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются.

Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях).

Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего.

Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы.

Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него.

Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в.

в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних.

С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:
  •                                 Схема N 1
  •                             Формы устройства
  •                               /        
  •                              /          
  •                         Формы             Формы
  •                  «индивидуального»   «неиндивидуального«
  •                      устройства         устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют.

Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог.

Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

  1. В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:
  2.                                 Схема N 2
  3.                             Формы устройства
  4.                               /        
  5.                              /          
  6.                         Формы             Формы
  7.                      временного         постоянного
  8.                      устройства         устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

  • Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:
  •                                 Схема N 3
  •                          Формы устройства детей
  •                         /                     
  •                        /                       
  •      Формы «индивидуального»           Формы «неиндивидуального«
  •           устройства                          устройства
  •          /                             (пребывание ребенка в
  •         /                             специальной организации)
  • Усыновление       Опека и
  •     детей       попечительство
  •                   над детьми
  •                   /       
  •                  /         
  •        «Классическая«      Возмездная
  •       (безвозмездная)

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ.

Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.

1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие.

Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В результате изучения главы студент должен:

  • знать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права таких детей;
  • уметь составить договор о приемной семье;
  • владеть навыками усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, оформления опеки и попечительства над ними.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ). Государство предоставляет таким детям дополнительные гарантии по социальной поддержке[1].

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность данных органов регулируется Законом об опеке и попечительстве.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают соответствующие формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других органов, а также юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

До устройства данных детей на воспитание в семью или в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (понечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).

К детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

К детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих живых родителей в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей.

Федеральное законодательство определяет порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 10.1).

Региональные банки данных и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Министерство образования и науки РФ [2] является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Рис. 10.1

Установление законом формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены на рис. 10.2.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Рис. 10.2

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

  • Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.
  • Содержание
  • Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:
  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

  1. Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.
  2. Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

  3. Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно.

В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.