Actual

Получение приватизационных чеков

30 лет назад президент России Борис Ельцин подписал указ о введении ваучерной приватизации в России.

В условиях экономического кризиса правительство рассчитывало, что перевод госсобственности в частные руки поможет избавиться от убыточных предприятий, снизить инфляцию, а также создать класс собственников и снизить социальную напряжённость.

Главным символом реформы стали ваучеры, которые население должно было обменивать на акции предприятий, но продавало за бесценок. Как проходила приватизация — в материале RT.

В первый год после распада СССР российская экономика была в самом начале трудного и болезненного перехода к рыночному механизму. Одним из первых шагов в этом направлении стала попытка руководства страны создать класс частных собственников и повысить эффективность национальных компаний.

14 августа 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Документ послужил отправной точкой старта ваучерной приватизации в стране. По задумке властей, значительная часть государственного имущества должна была перейти в руки российским гражданам безвозмездно и с соблюдением принципа социальной справедливости.

«Нам нужны миллионы собственников, а не кучка миллионеров… Приватизационный чек — своеобразный билет для каждого из нас в свободную экономику. Чем больше будет в России собственников, деловых людей, для которых конкретные действия важнее пустопорожних разговоров, тем скорее в России наступит благополучие», — заявил Ельцин в обращении к гражданам.

От общего — к частному

Государственное имущество было поделено на несколько групп. В первую входили заводы и малые предприятия, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации, во вторую — объекты, приватизируемые по решению правительства, а в третью — учреждения, приватизация которых была запрещена.

Также по теме

Получение приватизационных чеков Переходный возраст: 30 лет назад в экономиках стран бывшего соцлагеря началась «шоковая терапия»

В 1989 году в экономиках Восточной Европы стартовал переход от социализма к капитализму. С распадом СССР аналогичные реформы начались…

В рамках первого этапа — «малой приватизации» — были проведены аукционы по продаже небольших предприятий торговли и бытового обслуживания. По данным Госкомимущества, к 1 июля 1994 года в частную собственность было переведено 75,4% объектов торговли, 66,3% учреждений общепита и 76,4% точек обслуживания населения.

В свою очередь, «большая приватизация» сопровождалась превращением всех средних и крупных предприятий в открытые акционерные общества. Акции частично передавались членам трудовых коллективов.

При этом сотрудники учреждений могли выкупить до 51% от величины капитала, говорится в книге идеологов реформы Егора Гайдара и Анатолия Чубайса «Развилки новейшей истории России».

Остальные ценные бумаги можно было получить за деньги или выкупить посредством приватизационных чеков.

В то же время под программу приватизации не подпали предприятия ряда отраслей.

В частности, речь идёт о лесных хозяйствах, шельфовых месторождениях, трубопроводах, нефтедобывающих предприятиях, а также об автомобильных дорогах.

 Все эти активы государство решило оставить на своём балансе, рассказал в беседе с RT первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал.

«Тем не менее под чековую приватизацию всё же попало большое количество производств, в том числе и социально значимых. При этом реальная оценка их стоимости была затруднена и определялась во многих случаях с опорой на плановую оценку. Вследствие этого с учётом протекавших на тот момент экономических процессов цена местами существенно занижалась», — подчеркнул эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=BF_AxTVDrwc

По оценкам Госкомимущества, наибольшим спросом у населения пользовались предприятия пищевой, табачной, мебельной, деревообрабатывающей отраслей, а также гостиницы.

Принцип справедливости

Приватизация должна была в короткие сроки построить рыночную экономику в России. Более того, перед правительством стояла задача залатать дыры в бюджете, чтобы иметь возможность выполнять социальные обязательства перед гражданами.

Как полагают эксперты, передача госимущества населению и формирование нового класса собственников были призваны ускорить перевод экономики на рыночные рельсы.

Предполагалось, что деятельность предприятий станет более эффективной, а государство получит дополнительные средства для развития социальной инфраструктуры — всё это должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в России.

«Частного бизнеса до приватизации не было, нужно было переломить менталитет населения, которое боялось работать на себя, так как раньше за такую деятельность сажали в тюрьму.

Именно частник, который действительно заинтересован в эффективности своего дела, был ключевым элементом оперативного построения гибкой экономики с работающими рыночными механизмами», — рассказал RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Получение приватизационных чеков

  • Первый день выдачи ваучеров в одном из отделений Сбербанка, 1 октября 1992 года
  • РИА Новости
  • © Виталий Арутюнов

Более того, с помощью реформы правительство планировало снизить остроту социальной напряжённости, которая в начале 1990-х нарастала быстрыми темпами, отметил руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

«На деле приватизация началась ещё до её официального объявления. Ранее, например, стали появляться частные корпорации в нефтяной отрасли.

Но переход активов шёл, как правило, внутри самой компании, которая приватизировалась в основном директорами предприятий.

Власти же хотели реализовать компромиссный вариант, дать людям чем-то владеть и соблюсти в некотором роде принцип социальной справедливости», — подчеркнул собеседник RT.

Изначально экономический блок правительства рассматривал три варианта приватизации.

При первом сценарии переход крупных предприятий в частную собственность происходил на платной основе, то есть население должно было выкупить предприятие у государства за деньги.

Два других предполагали выпуск бесплатных именных приватизационных вкладов в Сбербанке, которые нельзя продать и передать, или безымянных ваучеров, выдаваемых на руки.

«Бесплатная ваучерная модель была выбрана, поскольку все иные известные формы рассчитаны на долгосрочное развитие. Выбранная модель позволила провести приватизацию в очень ускоренном темпе», — объяснил Павел Сигал.

С 1 октября 1992 года во всех отделениях Сбербанка начали выдавать ваучеры. Любой россиянин, включая детей и пенсионеров, мог бесплатно получить один приватизационный чек на 10 тыс. рублей. Всего было выпущено 140 млн ваучеров общей стоимостью 1,4 трлн рублей. На эту сумму предприятия выпустили акции, на которые до конца 1993 года предстояло обменять ваучеры.

Также по теме

Получение приватизационных чеков Нулевые потери: как деноминация 1997—1998 годов отразилась на экономике России

25 лет назад президент России Борис Ельцин подписал указ о проведении деноминации. Одному новому рублю соответствовала тысяча старых,…

Каждый владелец чека имел право обменять его на акции учреждения, где он работал, или использовать ваучер в чековом аукционе. Также приватизационный чек можно было отдать в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы).

По задумке властей, этот финансовый институт должен был помочь выгодно вложить ваучеры тем россиянам, которые не хотели продавать чеки, но и не могли оценить возможную прибыль от вложений в то или иное предприятие.

В результате было учреждено несколько сотен ЧИФов, которые получили от граждан более 40 млн чеков.

Нерыночный компромисс

Приватизация была необходимым инструментом повышения эффективности предприятий, стабилизациикурса нацвалюты на денежно-кредитном рынке и снижения инфляции, сходятся во мнении опрошенные RT эксперты. Реформа позволила запустить формирование института частной собственности и развернуть курс экономического развития страны в сторону рынка, напомнил Павел Сигал.

Тем не менее процесс сопровождался трудностями, которые во многом были связаны с низкой экономической грамотностью населения. Россияне оказались не готовы к быстрому переходу с плановой экономики и зачастую не могли оценить потенциальную выгоду от вложений, признаёт эксперт.

«Кроме того, высокая инфляция и крайняя степень социальной нестабильности привели к тому, что воспользоваться предоставленными возможностями ваучеров могли далеко не все, кто их получил. При этом именно формат ваучеров и условия их получения привели к значительному социальному расслоению и формированию новых классов в обществе», — отметил Сигал.

Получение приватизационных чеков

  • Приватизационный чек (ваучер)
  • РИА Новости
  • © Игорь Михалев

В то же время появление чеков во многом поспособствовало зарождению в стране биржевых механизмов, считает Георгий Остапкович. По его словам, россияне, которые не хотели переводить свою долю госсобственности в акции, могли продать приватизационные чеки.

«Свободно обращаясь, они не только создали спрос на акции приватизируемых предприятий, но и заложили основу для становления фондового рынка. Появились также и другие институты развития, например пенсионные фонды и страховые компании, которые способствовали развитию рыночной экономики», — добавил эксперт.

Частичная передача государственной собственности привела и к тому, что уже в конце 1992 года в стране начали расти золотовалютные резервы, подчеркнул Никита Масленников. По его словам, позитивный тренд был во многом связан с тем, что российские компании стали планомерно выходить на западные рынки со своей продукцией.

«Деньги постепенно стали поступать в бюджет, что позволяло исполнять властям свои социальные обязательства.

Приватизация в целом ускорила процесс структурной перестройки, который был неминуем при переходе от одной формы ведения экономики к другой.

Без реформы неизвестно, сколько бы потребовалось времени для создания нового рынка и с какими социальными проблемами это было бы сопряжено», — отметил спикер.

Тем не менее позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок… Да, абсолютно правильно.

Продали за так называемый бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов… Больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие.

Ни больше и ни меньше».

Получение приватизационных чеков

  • Президент РФ Борис Ельцин получает приватизационный чек, 30 декабря 1993 года
  • РИА Новости
  • © Дмитрий Донской

В свою очередь, как вспоминал Анатолий Чубайс, приватизация носила больше политический характер, нежели экономический. По его словам, главная задача на тот момент стояла в том, чтобы «остановить коммунизм».

«Мы не могли выбирать между «честной» и «нечестной» приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка.

Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад. Они учились по советскому Уголовному кодексу, а это от трёх до пяти лет тюрьмы за частное предпринимательство. Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом», — отмечал Чубайс.

Таким образом, по его словам, выбор стоял между «чудовищной» и «несправедливой» приватизацией. В конечном итоге было решено пойти по второму сценарию, и собственность отдали «тем, кто был к ней ближе».

«Бандиты, секретари обкомов, директора заводов. Они её и получили. Именно это предотвратило кровь. Потому что если мы попытались бы не отдать им эту собственность, то они бы её всё равно взяли.

Только они бы её взяли вообще без каких-либо легитимных процедур. А так они её взяли с легитимными процедурами.

И это, как это ни смешно, придало некоторую политическую стабильность конструкции», — резюмировал он.

Приватизация по ваучерам в России в 1992-1993: история, причины неудачи, роль Чубайса

Получение приватизационных чеков
Получение приватизационных чеков

Приватизация государственных предприятий в России проходила в сложные для страны 90-е годы, и многие экономисты считают ее примером того, как не нужно проводить приватизацию. Крупнейшие объекты хотели отдать в собственность народу, но контроль над ними захватила небольшая группа людей. С другой стороны, кто-то считает, что иного выхода и не было – а другие страны тоже были вынуждены пойти по этому пути. Мы попробовали разобраться, чьи идеи звучат разумнее, и сколько стоит один ваучер сейчас.

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры.

Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию.

Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Чтобы «провернуть» такую масштабную операцию, правительство оценило все имеющиеся на тот момент предприятия в 4 триллиона советских (на тот момент) рублей, а 35% от этой суммы, или 1,4 триллиона, было решено раздать людям.

По цифрам все совпало удачно – в стране проживало как раз около 140 миллионов человек, поэтому на каждого россиянина вышло ровно по 10 000 рублей.

Потом, правда, оказалось, что стоимость в 4 триллиона взяли из данных переоценки балансовой стоимости активов советских предприятий за 1984 год, но за прошедшие 8 лет эти активы изрядно потеряли в цене.

Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:

  • каждому гражданину полагался один чек вне зависимости от его возраста, периода проживания в России или доходов;
  • за выдачу нужно было заплатить 25 рублей комиссионного сбора, хотя официально выдавали их бесплатно;
  • ваучер можно было обменять на акции предприятий через чековые аукционы, вложить в чековые фонды;
  • использовать чек можно было только один раз. При его использовании на документе пробивали отверстия («погашение» ваучера);
  • чек – документ на предъявителя, поэтому их можно было покупать, продавать, обменивать, завещать и т.д.;
  • на чеках проставили конечную дату использования – 31 декабря 1993 года, но потом период их оборота продлили еще на полгода.

В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.

Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.

Что было дальше – и так широко известно. Из-за огромного количества ваучеров в обороте и резкого обеднения населения, они начали стремительно терять в цене.

Номинал, который был указан на чеке, вообще не играл какой-либо роли. В одном регионе за ваучер давали 6000 акций «Газпрома», а в другом – всего 65.

Ваучеры часто просто скупали за бесценок – цены на них в одно время падали до эквивалента 5 долларов.

Получение приватизационных чеков

Но эта же программа помогла создать первых российских миллиардеров.

У истоков приватизации стояли Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Владимир Потанин и другие – которые смогли скупить акции за ваучеры, задешево купленные у россиян.

Рядовые россияне же скупили акции предприятий, которые вскоре обанкротились, как и чековые инвестиционные фонды (лишь некоторые из которых выжили и стали паевыми фондами).

Главный итог программы – за неполные 2 года благодаря чековой приватизации порядка 60% российской экономики перешло в частные руки. Затем была «денежная» приватизация, но это предмет отдельного разговора.

Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?

На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги».

Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились.

Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.

Целью приватизации был не заработок для бюджета – государству просто было нужно отдать предприятия в частные руки, потому как само государство в один момент оказалось неспособно управлять ими. Более того – отдать не в руки олигархов, а распределить в народе. По факту, однако, именно ваучерная приватизация и создала первых российских олигархов.

Подавляющее большинство мнений касательно чековой приватизации в России – негативные. Эту операцию называют не иначе как аферой, аргументы обычно такие:

  • массовая скупка ваучеров за бесценок создала класс сверхбогатых людей;
  • россияне не особо представляли, что можно сделать с ваучером и часто продавали их или меняли на что-то;
  • простых граждан могли под разными предлогами не допустить до чекового аукциона (который готовили «для своих»);
  • номинал ваучера в 10 тысяч рублей не говорил вообще ни о чем – документ имел скорее психологический смысл, чем экономический, и т.д.

Российскую приватизацию 90-х годов действительно считают примером того, как нельзя приватизировать государственную собственность – вместо массового класса собственников в стране появилось совсем небольшое количество сверхбогатых людей, а бюджет на приватизации заработал копейки (по сравнению с реальной стоимостью приватизируемых объектов).

Тем не менее, раздаются голоса и в поддержку принятых тогда решений. Так, решение начать массовую приватизацию считают правильной – в тех условиях это было даже безопаснее, чем оставлять предприятия в госсобственности, да и так был запущен процесс структурной перестройки экономики. Правда, вопрос о том, как именно лучше всего было проводить приватизацию, остается открытым.

Как еще тогда писал «Коммерсантъ», реформы нужны были быстро, а проводить кропотливую оценку предприятий и поштучно их продавать просто не было времени. В стране попросту не было специалистов, которые могли бы грамотно организовать аукционы и провести оценку активов. С другой стороны, у потенциальных покупателей не было денег на покупку предприятий по справедливой цене.

А принятая в итоге модель соответствовала всем требованиям – люди получили что-то на руки, формально все получили равный доступ к приватизации, а главное – в процедуре практически не было коррупционной составляющей (чеки выдавали действительно всем, и купить на них акции можно было почти всегда). В итоге государство избавилось от проблемы убыточных предприятий за очень короткий срок. Беда лишь в том, что эти предприятия не перестали быть убыточными и преимущественно обанкротились…

Чего стоит ваучер сейчас?

Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор.

Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей.

Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).

С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).

А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.

Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.

Стоят ваучеры по-разному:

  • в «потертом» состоянии – от 250 рублей;
  • в идеальном состоянии – 1-2 тысячи рублей;
  • ваучеры редких серий – стоят в несколько раз дороже обычных в идеальном состоянии;
  • не выданный ваучер (бланк с контрольным талоном) – стоит до 10 тысяч рублей.

То есть, все зависит от сохранности документа, его серии и номера. Хорошо ценятся непогашенные ваучеры серий «01», бумаги с интересными комбинациями цифр в номере и серии, первые номера серий и т.д.

Кроме того, можно продать купленные на ваучеры акции предприятий, которые уже разорились. В данном случае состояние предприятия не играет никакой роли – ценится сама бумага и ее редкость. Например, акция АООТ «Гермес» номиналом в 10 тысяч рублей 1994 года эмиссии стоит не так дорого – около 140 рублей, но и выпущено таких акций 11 миллионов. Для более редких акций цены будут выше.

Важно также остерегаться подделок – за ваучерами с редкими номерами идет настоящая охота, а подделать документ 90-х годов выпуска при современных технологиях не так уж и сложно.

Те же ваучеры и не только: что было в других странах

Российский вариант приватизации считается далеким от удачного – промышленные гиганты продавались в сотни и тысячи раз дешевле их реальной собственности, а контроль над большей частью экономики тогда получила ограниченная группа «избранных». Но через приватизацию – с разными результатами – прошли многие страны.

Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов.

В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры.

Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.

В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.

В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).

Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными.

Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике.

А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.

Чековая модель приватизации применялась в Беларуси – там на разгосударствление выставили 2/3 всего имущества, при этом половину этого количества приватизировали через государственные ценные бумаги ИПЧ «Имущество».

Правда, белорусские приватизационные чеки были именными и выдавались в определенном количестве в зависимости от возраста и стажа работы получателя. Однако по факту после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году с чековой приватизации убрали специализированные инвестиционные фонды, но главное – из программы исключили самые привлекательные предприятия.

В итоге программу так и не удалось завершить, она действует до сих пор – правда, обменять чеки на акции или на деньги сейчас практически невозможно.

Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.

Так что модель чековой приватизации – какой бы привлекательной на вид она ни была – по факту работать, скорее всего не будет. И это доказано опытом нескольких стран, которые пытались «по-быстрому» решить проблемы госсектора экономики в сложные 90-е.

Сколько стоит ваучер 1992 года?

«Всё кругом — колхозное, всё кругом — моё!» — строчка из шуточной песни 1937 года «Зять и тёща» (композитор В. Захаров, перевод с белорусского А. Твардовского) в различных интерпретациях быстро вошла в народный список крылатых выражений.

В несколько искажённом виде («вокруг» вместо «кругом») она навечно запечатлена Нонной Мордюковой в советской кинокартине «Отчий дом». Вот только к середине 80-х годов граждане самой большой страны мира придавали ей откровенно саркастический смысл.

Мало кто тогда подозревал, что идея наделить народ не умозрительным, а реальным богатством родной страны уже сформировалась в верхах. Механизм бесплатного «раздела имущества» разработал Виталий Аркадьевич Найшуль ещё в 1987 году.

Однако до практической реализации дело не дошло, из-за высказанных замечаний: в одну кучу смешивались предприятия различных отраслей, причём, без учёта реального состояния их основных фондов.

История появления приватизационных чеков

Получение приватизационных чековЛицевая сторона ваучера 1992 года

Основой будущей российской приватизации стали Законы № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятые Верховным Советом РСФСР в начале июня 1991 года.

Государственного и муниципальное имущество безвозмездно передавалось гражданам России с помощью именных приватизационных счетов в Российском республиканском банке Сбербанка СССР. Для каждого счёта открывался приватизационный вклад, на средства которого гражданин мог приобретать акции приватизируемых предприятий.

Здесь реализации помешали два фактора. Во-первых, Сбербанку на тот момент было практически невозможно одномоментно открыть счета для всех граждан, а затем осуществлять с них многочисленные переводы.

Во-вторых, против именных счетов резко высказался Анатолий Чубайс, который считал, что эти вклады станут неликвидными, а процесс приватизации затянется из-за того, что способностями эффективного собственника обладает далеко не каждый.

Речь А. Чубайса в агитационной телепрограмме за приватизацию

Именно Чубайса назначили руководителем команды, которая разработала новую программу приватизации.

Президиум Верховного Совета РСФСР в самом конце 1991 года принял её под названием «Основные положения программы приватизации в Российской Федерации на 1992 год», после чего Президент Российской Федерации Борис Ельцин утвердил её указом. До реальной приватизации пока ещё было далеко.

В первую очередь провели оценку стоимости имущества российских предприятий, получив сумму в 1400 000 000 000 рублей. Её решили поделить на количество граждан Российской Федерации, составлявшее на то время примерно 140 000 000 человек.

В итоге каждый россиянин оказался номинальным владельцем собственности на 10 000 рублей. Именно эта сумма появилась на лицевой стороне приватизационного чека, который предполагалось обменять на акции предприятий, подлежащих приватизации.

А. Чубайс на презентации ваучера

Указ Президента России № 914 от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» определил начало выдачи чеков гражданам с 1 октября. За три месяца ожидания россияне вкушали заманчивые перспективы, которые изрекали политики и экономисты со страниц газет и экранов телевизоров.

Населению наиболее врезалась в память фраза Чубайса, которую можно было интерпретировать так, что каждый россиянин в скором времени легко сумеет обменять ваучер на две «Волги» (в отсутствие иномарок именно «Волга» считалась самым элитным и желанным автомобилем той поры).

Сразу выяснилось, что даже эфемерная частичка собственности достанется гражданину «не за так»: за услугу бралась сумма 25 рублей.

Процедура получения приватизационного чека

Выдача чеков продолжалась до февраля 1993 года. Обладателями ваучеров стали 97% граждан Российской Федерации, получившие в общей сложности 144 000 000 приватизационных чеков.

В эпоху замены исконно русских слов их западными аналогами название «приватизационный чек» в разговорной речи быстро вытеснило английское слово «ваучер» (voucher). «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров.

В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора.

Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики», — эти слова Бориса Ельцина прозвучали в телевизионном обращении к народу. Хотя другие источники утверждают, что Ельцин не воспринимал на слух английскую замену и очень сердился, если слышал это слово в своём окружении.

Фотография, ставшая символом эпохи

Получив бланк, владельцы ваучера часто не представляли, что с ним делать, хотя вместе с ценной бумагой вручали и «Памятку владельцу приватизационного чека». В газетах тех лет часто можно было повстречать объявление «Меняю ваучер на автомобиль или мини-трактор», но обратного обмена никто не предлагал. Покупка ваучеров проводилась в любом оживлённом месте.

Люди с табличками «Куплю ваучер» с утра до позднего вечера толпились около рынков и в метро. Ваучеры скупали и продавцы многочисленных ларьков. Естественно, что цена везде была разной. Кто-то отдавал ваучер за бутылку водки, а кто-то, собрав с родственников пару-тройку чеков, выменивал на них дешёвый китайский двухкассетник.

Рыночную стоимость чека в данном случае формировали сугубо местные условия.

Сертификат владельца акций ЧИФа «Народный»

Но многие граждане решили распорядиться свалившейся возможностью с умом и отнесли деньги в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), рекламой которых было заполонено всё. К середине 1994 года их количество достигло максимума — 662 ЧИФа.

Отсутствие контроля за деятельностью ваучерных фондов со стороны государства привело к тому, что большинство из них, выдав в обмен на чеки свои цветастые акции, были признаны банкротами и бесследно исчезли. Вложив ваучеры в один из таких инвестиционных фондов, их бывшие владельцы остались ни с чем.

Лишь малая часть граждан сумела разобраться в том, как покупать пакеты акций на открытых аукционах. На тот момент выиграли те, кто сумел, к примеру, приобрести акцию Газпрома. Но вовсе не каждая акция могла принести владельцу ощутимый доход.

Тот, кто обменял свой ваучер на семь акций Торгового дома «ГУМ», получил бы за них в конце первого десятилетия XXI века всего 100 рублей. А кто-то, надеясь продать чек хотя бы за номинальную стоимость, так и не успел никуда вложить ваучеры, поэтому сейчас эти бланки стали предметами коллекционирования бонистов.

Гашёные и негашёные чеки

Ваучер с гашением (печать на лицевой стороне и отверстия)

Чеки, не успевшие поучаствовать в приватизационном процессе, называются «негашёные». В ином случае ваучер имеет особые отметки: отверстия, пробитые дыроколом, срезы или надрезы, печати на лицевой стороне.

Ваучер портили намеренно, чтобы не возникало соблазна использовать его повторно. Такие экземпляры называются «гашёные». Обычно их цена несколько ниже, чем у аналогичных негашёных.

Однако существует ряд коллекционеров, составляющих экспозиции из чеков с самыми удивительными способами гашения.

Стоимость приватизационного чека 1992 года

«А сколько стоит ваучер?» — спросят его обладатели. Чаще всего, как ни грустно это услышать получателям ваучеров, стоимость 1 чека намного ниже указанного на нём номинала.

Если бланк ничем ни примечателен, главным критерием ценообразования станет степень его сохранности. Определим, как F степень сохранности мятого ваучера с пятнами и несколькими перегибами. Тогда VF – это хорошо сохранившийся ваучер с единственным перегибом по центру.

XF – отлично сохранившийся ваучер без перегибов с минимальными дефектами (например, потрёпанные уголки). AU или PRESS – идеальная сохранность без малейшего дефекта.

Обычный потрёпанный с явными сгибами бланк (степень сохранности – F) легко можно купить за несколько сотен рублей, тогда как в сохранности PRESS такой же чек будет стоить больше тысячи, а то и двух.

Ваучер серии «01» слабой сохранности

Впрочем, коллекционеры готовы расстаться с крупными суммами и за ваучеры 1992 года, далёкие от идеала. Стоимость ваучера может заметно увеличить стартовая серия – «01». Именно её престижно положить в альбом придирчивому коллекционеру. Такие приватизационные чеки оцениваются в несколько раз дороже аналогичных по сохрану.

Ваучер с необычным номером

В ряду прочих сохранились ваучеры и с красивыми номерами. Здесь правила те же, что и для банкнот. Наиболее разыскиваемы бланки с одинаковыми цифрами номера. Самым ценным сокровищем здесь станет ваучер, где одинаковые цифры затронут и серию: 11 111111.

Трудно представить, сколько отдадут коллекционеры за этот бланк, если он когда-нибудь окажется на аукционе. Хорошей находкой станет номер «1234567» или «0123456». Очень редки предложения с номерами из первой десятки («0000001», «0000002», «0000003» и т.д.).

Прочие комбинации цифр, выглядящие красиво или необычно, увеличивают цену ненамного.

Нечастая печать на обороте ваучера

Отдельная категория коллекционеров собирает ваучеры, исходя из разнообразия представленных на обратной стороне печатей. За редко встречающимися печатями ведётся настоящая охота.

И здесь цена ваучера зависит только от степени желания конкретного коллекционера получить заветный бланк. Внимания заслуживают и отметки на ваучере.

Можно найти сведения об отметке «РР», цена бланка с которой отличается на порядок от обычного ваучера.

Испорченный бланк с контрольным талоном

Изначально бланк чеков 1992 года был чуть ли не в половину длиннее, так как в его состав входил контрольный талон. Куда заносились ФИО получателя и сведения об удостоверяющем его личность документе.

Здесь же стояли подписи получателя и лица, выдавшего чек, а также дата выдачи. После заполнения сам ваучер отрезали от контрольного талона, остававшегося для отчётности.

Неразрезанная сцепка талона и ваучера может по стоимости достигать 10 000 рублей.

Образец бланка с контрольным талоном (серия «02»)

Цена такой же сцепки, но с красными надписями «ОБРАЗЕЦ» на талоне и чеке уже равна номиналу ваучера, а для бланка в идеальной сохранности заметно его превышает. Эти бланки имеют номер, состоящий из последовательности нулей. Серия «01» считается престижнее серии «02», бланки которой тоже присутствуют на современном рынке ценных бумаг и банкнот.

Фальшивые ваучеры

Приватизационный чек – это ценная бумага, поэтому создатели предусмотрели несколько степеней её защиты от явных и известных широкой публике до скрытых, детали которых не обнародовались.

Водяные знаки

Перечислим некоторые из степеней защиты:

  1. Водяные знаки, видимые на просвет;
  2. Защитные волокна красного и зелёного света, ярко светящиеся в ультрафиолете;
  3. Особая плотность бумаги;
  4. Овальная часть чека светится в ультрафиолете зеленоватым или синеватым цветом;
  5. Наличие микротекста.

Тем не менее, после первой выдачи ваучеров на руки начались многочисленные попытки продажи подделок.

Если фальшивки, сделанные с помощью редких на тот момент цветных ксероксов и принтеров можно было опознать при тщательном рассматривании, то поддельные бланки, изготовленные типографским способом, успешно продавали и покупали на вокзалах и станциях метро.

В марте 1993 года подобная партия всплыла даже на Российской товарно-сырьевой бирже. Впрочем, как на оригинале, получилось далеко не всё. Из 20 степеней защиты преступникам удалось подделать семь.

Например, микротекст «РОССИЯ» свободно читался на виньетке фальшивки, тогда как на оригинале это слово можно разглядеть лишь при шестикратном увеличении. Кроме столицы, всплеск продаж поддельных ваучеров фиксировался в Перми, Ижевске и Ростове-на Дону.

Бланки с одинаковыми номерами

Поддельные чеки выдавали и совпадающие номера, среди которых «06 2662384», «15 4076763», «06 2662315» и другие. Распространённой на фальшивках была серия «03», с номерами, начинавшимися числовой последовательностью «51059».

Часть из них под названием «чеченские ваучеры» до сих предлагается на интернет-площадках с ценниками до 30 000 рублей, но не слишком понятно, насколько высока сейчас их востребованность.

Интересный факт в том, что Чеченская республика тогда была практически независимым регионом, и ваучеры туда не завозили, так как Джохар Дудаев, бывший в тот момент президентом чеченского народа, запретил получение чеков под угрозой потери права «быть гражданами Чеченской республики».

Теперь же руководство Чечни периодически вспоминает о том, что местных жителей обделили при разделе общего хозяйства страны, и поднимает вопрос о компенсациях, пробуя перевести причитающуюся республике собственность со стоимости 1992 года на современные деньги.

«Две «Волги» за ваучер»

Итоги ваучерной приватизации, проведённой в России, крайне неоднозначны. С одной стороны, сложился ваучерный инвестиционный рынок, позволивший стране быстрыми темпами перейти к рыночной экономике.

С другой стороны, большинство экономистов сходятся во мнении, что чековую приватизацию провели безграмотно. Вопреки пожеланиям первого президента России приватизация породила не миллионы собственников, а ту самую горстку миллионеров, от появления которой и предостерегал Борис Николаевич.

Шансы большинства россиян получить весомую частичку государственной собственности сгинули в чековых инвестиционных фондах и офисах неофициальных скупок ваучеров. Поэтому всё чаще звучат требования пересмотреть итоги приватизации.

Но представить ситуацию, когда каждому россиянину снова выдают ваучер, который он несёт в распахнутые двери нового поколения чековых фондов, достаточно сложно.