Actual

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.
Читайте также:  Переход с пенсии по инвалидности на страховую пенсию

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Сколько стоит приватизация земли

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Бесплатная приватизация жилья началась еще в 1991 году. А вот дачные участки находились в «подвешенном» состоянии до самого 2006 года. Гражданам, и, надо полагать, государству, было не вполне понятно как с ними поступать?

С одной стороны, миллионы российских семей являлись обладателями пресловутых «пяти соток» — участка в садоводческом товариществе или подобной загородной недвижимости «на земле». С другой же – выкупать задним числом землю и постройки по полной цене явно было для них непосильным финансовым бременем.

Процедура оформления дачного участка в собственность существовала, но была столь сложной, запутанной, неоднозначной, что воспользоваться ею могли не все.

Это означало, что многие годы большинство россиян не были уверены, владеют они своим участком или нет, а государство имело громадный пласт имущества в теневом секторе экономики.

Ведь раз участок не в собственности, то и налогом его не обложить.

Наконец, в 2006 году вступил в силу ФЗ№ 93, тут же окрещенный во всех кругах «Дачной амнистией». Участки стало возможным приватизировать бесплатно и в упрощенном порядке. Первоначально действие закона было ограничено 2018 годом, в данный момент, его действие продлено до 2021.

Не исключено, что дальше события будут развиваться, как с ФЗ № 1541-1, регламентирующим бесплатную приватизацию жилья. Его действие также продлевалось несколько раз, а затем закон был объявлен бессрочным.

Кстати, если вопрос приватизации жилья для вас еще актуален, вы можете подробно прочесть об этом в статье нашего портала «Сколько стоит приватизация квартиры?». Но вернемся к земельным участкам.

На данный момент приватизировать землю бесплатно можно до 1 марта 2022 года. Как и в случае с квартирой, это не значит, что платить вообще ничего не придется. Получение некоторых справок и проведение некоторых процедур предполагает их оплату. Но затраты, разумеется, несравнимы с рыночной стоимостью участка.

В статье мы наглядно определим порядок цен на приватизацию дачного участка. На конечную цену влияет регион, постановления местной власти и некоторые другие факторы.

Какие земли можно получить бесплатно?

Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен. Это:

  • Участки, на которых располагаются приватизированные объекты недвижимости

То есть, если на неприватизированном участке находятся приватизированное жилое строение и хозпостройки, вы имеете право безвозмездно получить в собственность землю, находящуюся под ними и территорию, необходимую для их эксплуатации и обслуживания. Важно, чтобы они были построены раньше вступления в силу Земельного кодекса. То есть, до 2001 года.

Если постройки не приватизированы, земля под ними в собственность не переходит. Ее придется либо выкупить, либо взять в аренду.

  • Участки, находящиеся в долгосрочной аренде

Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.

  • Участки, полученные под садоводство, ИЖС, ЛПХ

Если участок изначально брался под строительство частного жилого дома, любительское садоводство (по сути, «для дачи») или для того, чтобы вести на нем подсобное хозяйство (но не фермерскую деятельность), то вы уже обладаете всеми законными правами на его бесплатную приватизацию. Осталось лишь оформить все законным образом.

Этот пункт реестра касается, скорее, не «дачников», поскольку приватизированный гараж на даче ничем не отличается от прочих хозпостроек. Речь идет о членах гаражных кооперативов, многие из которых возникли еще во времена СССР. Теперь хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем надела, на котором тот расположен. Оформляется приватизация через правление кооператива.

  • Земля, находящаяся в бессрочном пользовании

Этот пункт в основном касается участков, полученных по наследству. До вступления в силу ЗК РФ, в России (и ранее в СССР) земельные участки предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.

Теперь, даже если надел не был приватизирован наследодателем, его наследники могут начать процедуру на тех же основаниях, что имел он.

Естественно, требуются документы, подтверждающие, что участок находился в бессрочном пользовании умершего человека.

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Перечень документов

Пакет документов, необходимых для бесплатной приватизации принадлежащего семье земельного участка на первый взгляд не слишком обширен. Требуется подготовить всего три «бумаги»:

  • Правоустанавливающий документ на землю, которым могу являться:
    • Акт о передаче земельного участка в пользование гражданин или гражданам (выдается государственным органом, осуществившим эту передачу)
    • Договор долгосрочной аренды (подлинник и копия)
    • Свидетельство о вступлении в наследство (выдает нотариус наследнику)
  • Кадастровый паспорт (начиная с 2017 года документ, аналогичный кадастровому паспорту, изменил форму и теперь называется «выписка из ЕГРН; если имеется кадастровый паспорт старого образца, можно использовать его, но скорее всего, от вас все равно потребуют свежую выписку из ЕГРН)
  • Согласие на приватизацию остальных членов семьи или собственников дома

Но на практике, скорее всего, понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которых требует местная власть. Если учесть, что участок чаще всего находится довольно далеко от вашего постоянного места жительства, каждая лишняя поездка для подачи документов сильно затягивает и удорожает процедуру.

Чтобы этого избежать, лучше заранее проконсультироваться с юристом относительно точного перечня необходимых документов. Это можно сделать на портале Prav.io.

Расходы на документы (таблица)

Мы подготовили для вас таблицу, позволяющую рассчитать и запланировать расходы на оформление документов.

Наименование документа Стоимость
Выписка из ЕГРН С физических лиц – 300 рублей
Кадастровый паспорт От 2000 рублей в зависимости от региона
Геодезическая съемка объекта От 7000 рублей до 15000 рублей (также в зависимости от региона)
Архивные справки 200-300 рублей или бесплатно (зависит от региона)
Услуги нотариуса От 1000 рублей

Разумеется, цифры приблизительные, точный регламент цен устанавливается местными властями, кроме того, возможно, какие-то документы у вас уже имеются.

По садовому участку

В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.

Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.

Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.

Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.

Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:

Наименование Стоимость
Межевание территории От 10 000 рублей
Государственная пошлина за приватизацию земельного участка Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей
Выписка из ЕГРН 300 рублей

Даже из таблицы видно, что использование упрощенного порядка выгоднее – пошлина ниже почти в шесть раз. Так что есть прямой смысл успеть приватизировать землю, пока «дачная амнистия» действует.

Земля под гаражом

Кроме гаражных кооперативов существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. Землю под такими гаражами приватизировать легче всего – на них распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ «Мои документы».

А вот земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива. Обычно в этой роли выступает председатель.

Основные расходы на приватизацию земли под гаражом – это оформление кадастровой документации.

В аренде

Если земля надолго арендована у муниципального образования, «Дачная амнистия» является отличным поводом перевести ее в свою частную собственность. Если арендный договор был оформлен не позднее ноября 2001 года, проблем вообще не должно возникнуть. Следует лишь оформить полный пакет необходимых документов.

Стоимость получения документов и справок, необходимых для бесплатной приватизации арендованной земли, вы можете посмотреть в таблице, расположенной выше. Пошлина составит 2000 рублей. Упрощенная процедура не распространяется на приватизацию земли, находящейся в аренде.

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Под частным домом

Огромное количество частной недвижимости в России расположено на земле, принадлежащей государству. С многоквартирными домами все понятно, в этом случае выбора нет. А вот землю под частным домом можно и нужно приватизировать.

Пока владелец дома этого не сделает, земля останется на балансе государства. Следовательно, распоряжаться ею домовладелец не может.

И в случае отчуждения (например, для строительства государственного объекта) получит компенсацию лишь за жилое строение.

Так что приватизировать землю, на которой стоит частный дом, все-таки стоит. Вам предстоят затраты, но, по крайней мере, выкупать участок по рыночной стоимости не придется.

Итак, какие расходы потребуются для приватизации земли под ИЖС

Наименование Стоимость
Техпаспорт на строение 1500 рублей
Выписка из ЕГРН 300 рублей
Проведение процедуры межевания От 7000 рублей
Госпошлина 350 рублей за землю под домом и 2000, если приватизируются и другие участки
Услуги нотариуса От 1000 рублей

Когда земля, которую занимает ваш частный дом или коттедж, а также территория, необходимая для его обслуживания и эксплуатации, будет приватизирована, вашей собственности ничего не угрожает.

Участок с домом, не может быть отчужден без веских законных причин. А если таковые все-таки возникнут (например, через него пройдет федеральная трасса), то вам будет положена компенсация и за дом, и за землю.

Госпошлина

Оформление любого важного документа относится к числу платных государственных услуг и облагается пошлиной. Документы на регистрацию приватизированной земли в Росреестре, без сомнения, являются важными. Пошлина за них фиксированная, ее размер зависит от характера процедуры:

  • Приватизация земли под индивидуальное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, гаражи облагает пошлиной в размере 350 рублей с собственника
  • Приватизация прочих наделов – в размере 2000 рублей с собственника.

Уплатить пошлину следует перед визитом в Росреестр или «Мои документы» (МФЦ). Без оплаченной квитанции заявление все равно не примут.

Как и где оплатить?

Госпошлину можно оплатить:

  • Наличными средствами через любой лицензированный российский банк или Почту России
  • Через специальный терминал
  • Через портал Госуслуг
  • Через платежные системы

Последний способ возможен лишь теоретически. Потому что электронное подтверждение платежа, распечатанное вами на домашнем принтере, не будет являться для государственных структур релевантным подтверждением осуществления платежа. Чтобы оно таким стало – на него нужно поставить печать банка, через который прошел платеж.

Таким образом, платить госпошлину через электронные системы попросту бессмысленно – все равно придется идти в банк за печатью. Так что, если хотите оплатить пошлину со своего ПК, лучше сразу делайте это через портал Госуслуг.

Можно ли сэкономить?

Для начала определитель – что вы хотите сэкономить, время или деньги? Потому что одновременно уменьшить и временные, и финансовые затраты не получится.

Если время – обращайтесь в специальные фирмы, предлагающие услуги приватизации земельного участка «под ключ».

Они все сделают за вас – соберут необходимые справки и выписки, сходят в Росреестр и принесут вам готовые документы на землю. Обойдется это от 20 тысяч рублей и больше, в зависимости от региона и конкретной фирмы.

В эту сумму, разумеется, оформление платных документов не входит. Каждый из них вы оплатите отдельно.

Если хотите сэкономить средства – занимайтесь оформлением сами, и не платите «за срочность». На некоторые документы действуют два тарифа.

По обычному придется заплатить немного, но придется либо ждать документа на несколько дней дольше, либо съездить два раза, либо, и то и другое.

По срочному вы можете получить некоторые документы немедленно, а оформления других ждать, скажем, три дня вместо десяти. Плата за это может быть вдвое — втрое выше.

Облегчить самостоятельное прохождение процедуры помогут юридические консультации на портале Prav.io.

Здесь вам бесплатно подскажут, какие документы непременно нужно подготовить, и в каком порядке следует действовать.

Самостоятельная приватизация земельного участка не такая уж затратная процедура по деньгам при самостоятельном оформлении, а время и нервы вы можете сберечь, пользуясь бесплатной помощью квалифицированного юриста нашего портала.

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Собственность на землю какие категории не подлежат приватизации

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

Важно! Если на земельном участке находится строение или дом, собственником которого является физическое или юридическое лицо, у них есть право на приватизацию участка земли.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Какие категории запрещается приватизировать?

Территории общего пользования

  • Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
  • Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.
  • Земли общего пользования имеют на своих границах:
  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Внимание! Вышеуказанный перечень земель общего пользования не имеет ограничений и может пополняться в соответствии с принятыми решениями на законодательном уровне.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Справка: в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, земельные участки, находящиеся в собственности у юридических и физических лиц, могут быть включены в земли особо охраняемых природных территорий .

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков. На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Внимание! Приватизация может быть осуществлена одним гражданином или несколькими при том условии, что все правила, установленные законодательством, будут исполняться в процессе оформления приватизации.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут).

Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )

1. Приватизация земельных участков

Правовой центр «Гражданин», предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела.

— Что такое приватизация земельных участков?

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

  • В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
  • Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
  • Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

— Каковы правовые основания приватизации земельных участков?

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178-ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также другие нормативные акты.

— Какие основные нормативные акты регулируют приватизацию земельного участка?

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:

1. Указ Президента РФ от 25.03.1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • — в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.