Actual

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Правила международных полётов, они же правила пользования воздушным пространством другого государства.

Их целевое назначение — это фактическое обеспечение безопасности и минимизирование возникновения рисков вмешательства в корректное движение воздушных транспортных средств.

В настоящей статье речь пойдёт о том, в чём заключаются особенности подобных правил, а, следовательно, и о том, какая предусмотрена ответственность и какое наказание предусмотрено за их нарушение.

Статья 271. Нарушение правил международных полетовНарушение правил международных полётов является уголовно наказуемым деянием в РФ.

Статья и ответственность

Общие правила международных полётов и пересечения государственных границ установлены во множестве мировых нормативно-правовых актов, в том числе и актах Российской Федерации, например, это законы РФ «О государственных границах» и «Конвенция о международной гражданской авиации».

 Но необходимо понимать, что конкретные права и обязанности пассажиров воздушного транспорта при пересечении государственных границ какой-либо страны устанавливаются национальной законодательной базой каждого конкретного государства, границу которого и пересекает воздушного судно.

Ответственность за нарушение подобных правил в рамках российского законодательства устанавливается с учётом положений Уголовного кодекса, а именно статьи 271:

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полёта или иное нарушение правил международных полётов наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Как видно из вышеприведённых положений статьи 271 Уголовного кодекса РФ, законодатель предоставил лишь несколько основных (наиболее распространённых) вариантов нарушения рассматриваемых правил, а к иным нарушениям можно также отнести:

  • нарушение установленных коридоров полётов;
  • осуществление посадок в аэропортах, которые фактически не предполагают приёма международных рейсов;
  • осуществление полётов с просроченным разрешением/лицензией;
  • пересечение границ запретных зон/районов;
  • осуществление полётов и посадочных процедур без включения опознавательных знаков.

При этом, конечно же, в случае если приведённые выше нарушения совершались в результате крайней необходимости (техническая неисправность, недостаточная видимость, саботаж и т. п.), то состав преступления в таких ситуациях отсутствует.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Также следует обратить внимание на то, что законодатель не установил определённого перечня фигурируемых транспортных воздушных судов, что позволяет сделать вывод, что к ним могут быть отнесены и самолёты, и дирижабли, и вертолёты, и дельтапланы.

Субъективная сторона злодеяния характеризуется как наличием определённого умысла, направленного на нарушение действующего законодательства, так и отсутствием умысла, и допущения совершения деяния по неосторожности. К примеру, ситуация с отсутствием установленного законом действующего разрешения/лицензия, может быть допущена с учётом банального человеческого фактора, в связи с забывчивостью.

Заключение

К сожалению, или, наоборот, к счастью, положения рассматриваемых норм и самого преступления обобщены и индивидуальны, так как пока оно не будет совершено, непонятно, в чём конкретно оно заключается, и какое из нарушений было допущено. Последнее, что следует сказать, это то, что субъектом по статье 271 УК РФ может выступать любое вменяемое лицо, возрастом от 16-ти лет, независимо от вида гражданства.

Статья 271 УК РФ — Нарушение правил международных полетов: составы преступлений и ответственность

Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.

Какое законодательство устанавливает правила международных полетов

Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:

  • Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
  • Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
  • Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
  • Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
  • международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
  • общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).

Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.

В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.

Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Содержание статьи 271 УК РФ и комментариев к ней

Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:

  • использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
  • прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
  • несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
  • несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
  • отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
  • отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
  • влет самолета в запрещенные районы и т. д.

В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.

Какие существуют нарушения – составы преступлений

Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.

Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.

Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.

Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).

При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:

  • какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
  • в чем конкретно выразилось их нарушение;
  • было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).

Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.

Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.

Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.

Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.

Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст. 188 УК РФ).

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Совокупность образуется и со следующими статьями:

  • ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта);
  • ст. 206 этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
  • ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.

Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.

Объекты и субъекты преступлений

Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.

Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.

Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.

К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).

Меры ответственности за нарушения

Суд избирает следующие виды наказаний:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).

Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.

Заключение

Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ.

Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий.

Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации. Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)

Это деяние нарушает нормы международных конвенций, в которых участвует Российская Федерация. Оно может совершаться на территории разных стран воздушными судами, включенными в регистр только одной из них. При их квалификации нужно учитывать особенности действия уголовного закона в пространстве.

Непосредственным объектом преступления являются безопасность движения воздушного судна (основной объект) и установленный порядок международных полетов (дополнительный объект). В научной литературе есть и другое мнение. Так, А. И. Коробеев считает, что непосредственным объектом является неприкосновенность Государственной границы России.

[1] Такое понимание непосредственного объекта преступления означает, что при совершении данного преступления всегда нарушается неприкосновенность Государственной границы России. Однако она может пострадать только в случае ее пересечения, т. е. при влете в воздушное пространство РФ или вылете из него.

Чаще же нарушение правил международных полетов происходит еще до вылета за пределы воздушного пространства РФ

(или влета в него). Поэтому в случае, если нарушение правил международных полетов совпадает с незаконным пересечением Государственной границы РФ, налицо два самостоятельных преступления, предусмотренных ст. 271 и 322 УК.[2]

Предметом преступления является совершающее международный полет воздушное судно, которое может принадлежать как российской компании, так и компании иностранного государства или его гражданам. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (ст. 79 Воздушного кодекса РФ).

Состав преступления сконструирован по типу формального. Преступление признается оконченным с момента несоблюдения указанных в разрешении[3] параметров полета, т. е. маршрута, места посадки, воздушных ворот, высоты полета и др.

В случае наступления общественно опасных последствий, например тяжкого вреда здоровью или смерти одного или нескольких лиц, при наличии соответствующих условий такое деяние следует квалифицировать по совокупности ст. 271 и соответствующей части ст.

263 УК.[4]

Таким образом, единственным признаком объективной стороны преступления является деяние, состоящее в одном или нескольких нарушениях правил международных полетов, т. е. совершенное во время полета, который может проходить как в воздушном пространстве РФ, так и за его пределами.

Правила международных полетов предусмотрены в различных правовых актах, к которым, в частности, относятся: Воздушный кодекс РФ 1997 г., Закон РФ от 1 апреля 1993 г.

№ 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»,[5] Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г.

№ 561 «О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации», Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.[6]

Под несоблюдением маршрута полета, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета понимаются отклонение от предварительно намеченного курса следования, изменение места промежуточной и конечной посадки, отступление от параметров перемещения по воздушному коридору, увеличение или уменьшение высоты полета.

Под иным нарушением правил международных полетов следует понимать такое нарушение, которое ставит под угрозу безопасность полета воздушного судна, например: отключение радиосвязи для обмена информацией с наземными службами; вылет из России или влет в Россию с просроченным разрешением; отсутствие системы опознания судна; сбрасывание на землю грузов или парашютистов.

Некоторые правила международных полетов прямо не связаны с безопасностью полета воздушного судна (например, тарифы оплаты перевозки багажа и грузов на международных рейсах), и поэтому их нарушения не подпадают под действие ст. 271 УК.

Если нарушение правил международных полетов было вынужденным (т. е.

совершено в ситуации крайней необходимости, под влиянием физического или психического принуждения либо при выполнении законного приказа или распоряжения), то оно не влечет уголовной ответственности (например, совершение вынужденной посадки в аэропорту, не указанном в разрешении, нарушение, допущенное при захвате или угоне воздушного судна либо при выполнении законного указания авиадиспетчера, ответственного за контроль соблюдения правил международных полетов).

Если нарушения правил международных полетов совершаются во время угона воздушного судна, то, как было сказано выше, экипаж не подлежит уголовной ответственности. Угонщики подлежат ответственности только по ст. 211 УК.

С субъективной стороны преступление является умышленным (прямой умысел). Некоторые ученые полагают возможным совершение данного преступления и по неосторожности (И. Я. Козаченко, В. П. Малков).

Умышленным оно является, когда лицо осознает, что нарушает правила международных полетов, и желает это сделать; неосторожным — если лицо не осознает в процессе полета нарушения таких правил, хотя осуществляемые им функции обязывают к их соблюдению, а необходимая при этом внимательность и предусмотрительность делает это возможным.

Субъект преступления специальный — это лица, входящие в экипаж воздушного судна (пилот, штурман),[7] или лицо, единолично осуществляющее такой полет. Субъектом преступления может быть также служащий наземных служб обеспечения безопасности международных полетов (диспетчер международного аэропорта).

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

  • Статья 271.
  • Нарушение правил международных полетов
  • Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов –
  • наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ)

Статья 114. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и правил рыболовства (1) Нарушение правил охраны рыбных ресурсов влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 20 условных единиц и на юридических лиц в размере от 200 до 300 условных единиц. (2) Нарушение

Статья 208. Нарушение правил безопасности полетов

Статья 208. Нарушение правил безопасности полетов (1) Размещение в зоне аэропорта (аэродрома) каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэропортов (аэродромов), применение пиротехнических изделий без

Статья 235. Нарушение правил пользования ремнями безопасности, мотошлемами и правил радиотелефонных переговоров

Статья 235. Нарушение правил пользования ремнями безопасности, мотошлемами и правил радиотелефонных переговоров (1) Нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами влечет наложение штрафа в размере от 15 до 20 условных единиц с начислением 3 штрафных

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно – санитарных правил

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно – санитарных правил
Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно – санитарных правил – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, -наказывается штрафом в размере до ста

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Статья 249.
Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, –(в ред. Федерального закона от 25.06.1998

Статья 271.
Нарушение правил международных полетов
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов –наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Статья 351.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –наказывается лишением

Статья 10. 6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил

Статья 10.
6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров

Статья 8.27. Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства

Статья 8.27. Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства
Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства -влечет наложение

Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства
1. Нарушение правил

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил

Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение

Статья 281. Нарушение правил воздушных полетов

Статья 281. Нарушение правил воздушных полетов
1. Нарушение правил безопасности полетов воздушных судов лицами, которые не являются работниками воздушного транспорта, если это создало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий, — наказывается

Статья 334. Нарушение правил международных полетов

Статья 334. Нарушение правил международных полетов
Влет в Украину или вылет из Украины без соответствующего разрешения, а также несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных трасс, коридоров или эшелонов — наказываются штрафом от двухсот до

Статья 416. Нарушение правил полётов или подготовки к ним

Статья 416. Нарушение правил полётов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, повлекшее катастрофу либо иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 271 УК РФ

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов.

Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.

Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.

Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов.

Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.

В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 .

———————————

СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.

  • В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД (единая система организации воздушного движения) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с Правилами.
  • Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами ЕС ОрВД Российской Федерации.
  • Органами ЕС ОрВД Российской Федерации являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
  • Использование воздушного пространства без получения указанного выше разрешения, за исключением случаев, установленных Правилами, запрещается.
  • Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
  • Нарушение правил международных полетов заключается в несоблюдении указанных в разрешении требований, касающихся маршрута полета (установленной для полетов воздушных судов части воздушного пространства, ограниченной по высоте и ширине; промежуточных и конечного пунктов посадки; воздушного коридора, в пределах которого прокладывается маршрут полета; максимальной и минимальной высоты; сроков перелета и других параметров).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами). Поэтому не исключены случаи, когда рассматриваемое преступление может быть совершено и иным лицом, ответственным за соблюдение правил международных полетов (например, авиадиспетчером).

§ 10. Нарушение правил международных полетов

Международным
признается полет воздушного судна в
воздушном пространстве более чем одного
государства (ст. 79 Воздушного кодекса
Российской Федерации, принятого
Государственной Думой 19 февраля
1997 г.1).
Международные полеты воздушных судов
выполняются на основе международных
договоров Российской Федерации или
разрешений, выдаваемых в порядке,
установленном Правительством РФ2.

Этот
состав преступления не является новым
в российском уголовном законодательстве.
Он был предусмотрен в ст. 84 УК РСФСР
1960 г. С небольшими изменениями это
деяние признается преступлением и в
новом Кодексе.

  • Статья 271
    УК РФ предусматривает ответственность
    за несоблюдение указанных в разрешении
    маршрутов, мест посадки, воздушных
    ворот, высоты полета или иное нарушение
    правил международных полетов.
  • Объектом
    названного преступления являются
    общественные отношения, обеспечивающие
    безопасность движения воздушного
    транспорта.
  • Это
    формальный состав.

С
объективной
стороны

преступление считается оконченным с
момента совершения указанных в законе
действий: несоблюдения указанных в
разрешении маршрутов, мест посадки,
воздушных ворот, высоты полета.

Место
совершения деяния является обязательным
признаком объективной стороны
преступления. Кроме того, диспозиция
этой статьи – бланкетная. Для обоснования
уголовной ответственности надо
установить, какие правила полета, посадки
были нарушены.

Экипаж может нарушить и
иные международные правила: полет
осуществляется через границу без
опознавательных знаков, сбрасывание
какого-либо груза на территории России
без разрешения и др.

Если при этом
нарушаются правила безопасности или
эксплуатации на воздушном транспорте,
то такие действия следует квалифицировать
по совокупности статей 271 и 263 УК РФ.

Субъективная
сторона

преступления характеризуется умышленной
виной в форме прямого умысла: капитан
воздушного судна осознает, что нарушает
правила международных полетов, например,
осуществляет посадку в неразрешенном
месте, и желает их нарушить. Мотив для
квалификации не имеет значения.

Субъектами
преступления являются члены экипажа,
которые сознавали, что они нарушают
правила международных полетов.

Глава 14 преступления в сфере компьютерной информации § 1. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации

Современному
этапу развития производительных сил
свойственно все большее распространение
средств автоматизации, прежде всего
компьютеров, одного из гениальнейших
изобретений века.

Естественно, и
социальное управление, методы и техника
сбора, хранение и обработка управленческой
информации претер­певают значительные
изменения.

Проблемы широкомасштабного
информационного обеспечения возникают
в связи с необходимостью подготовки
прогнозов экономического, социального
развития страны, разработкой госбюджета,
осуществлением статистической и
бухгалтерской отчетности.

Компьютеризация
экономической деятельности существенным
образом изменяет все стадии информационного
цикла (сбор, хранение, обработка, анализ
и выдача информации). Меняется не только
технология, но и статус машинных
документов, лиц, связанных с их обработкой,
и т.д.

Процесс
широкомасштабной компьютеризации при
несомненной его прогрессивности и
позитивности имеет и негативные стороны.
Электронная техника стала доступна не
только крупным учреждениям, персональные
компьютеры появились у многих людей. С
этим обстоятельством связаны последствия
как технического, так и социального
плана.

Ведь электронно-вычислительная
техника используется и на уровне
отдельных управленческих, хозяйственных
звеньев и внедряется в целях обеспечения
внутренней и внешней безопасности
государства. Поэтому защита информационных
и телекоммуникационных систем от
неправомерного информационного
воздействия является одной из главных
составляющих обеспечения национальной
безопасности.

Недаром некоторые
специалисты считают, что «компьютерная
бомба опаснее ядерной».

В
уголовных кодексах технически развитых
зарубежных стран с учетом реальной
опасности «всплеска» компьютерных
преступлений предусмотрены соответствующие
нормы, устанавливающие ответственность
за их совершение (например, в США – с
1982 г., в Швеции, Германии – с 1986 г.).

Эти нормы можно подразделить на три
группы. Первая объединяет те из них, в
которых компьютерная техника названа
в качестве орудия совершения преступления
(компьютерное мошенничество – §
263а УК ФРГ).

Специально выделены нормы,
регламентирующие ответственность за
выведение из строя, разрушение аппаратуры
или носителя информации (компьютерный
саботаж – §
303б УК ФРГ).

Наибольшую группу составляют
нормы, устанавливающие ответственность
за посягательство в сфере информации,
например, противоправное ознакомление
с информацией, хранящейся в памяти
компьютера, – § 202а
УК ФРГ.

В
нашей стране в силу различных обстоятельств
законодательные органы вовремя не
прореагировали на отмеченные выше
обстоятельства.

Однако осложнение
криминогенной ситуации в сфере
использования компьютерной техники
ускорило принятие правовых норм,
регулирующих общественные отношения,
связанные с компьютеризацией человеческой
деятельности.

При­нят Закон Российской
Федерации «О правовой охране программ
для электронно-вычислительных машин и
баз данных» от 23 сентября 1992 г.,
Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
от 20 февраля 1995 г. и, наконец, глава
28 УК Российской Федерации «Преступления
в сфере компьютерной информации».

В эту
главу включены следующие составы:
неправомерный доступ к компьютерной
информации (ст. 272 УК); создание,
использование и распространение
вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273
УК); нарушение правил эксплуатации ЭВМ,
системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК).
Составы преступлений, совершаемых с
помощью компьютерной техники, в УК РФ
не включены.

Объектом
анализируемой группы преступлений,
исходя из законодательного описания
составов, являются общественные
отношения, складывающиеся в связи с
использованием компьютерной информации.
Предмет преступления – информация,
сосредоточенная в файлах, программах,
базах данных.

Объективная
сторона

составов рассматриваемых преступлений,
сконструированных по типу материальных,
характеризуется тремя обязательными
признаками: деянием, преступными
последствиями и причинной связью между
ними.

Деяние, как правило, представляет
собой активные действия, например,
разработка вредоносных (так называемых
«вирусных») программ, отключение
элементов компьютерной системы и др.
Состав, сформулированный в ст.

 274 УК,
предполагает бездействие – несоблюдение
установленных правил эксплуатации ЭВМ.

Преступные
последствия выступают в виде вреда для
пользователей ЭВМ, в нарушении нормального
функционирования ЭВМ или сетей ЭВМ. При
анализе объективной стороны необходимо
установить, что наступившие последствия
находятся в причинной связи с неправомерным
поведением субъекта.

Субъективную
сторону
данной
группы преступлений характеризует вина
в форме умысла (прямого или косвенного)
или неосторожности. Факультативные
признаки субъективной стороны (мотив
и цель) в статьях 272–274
УК РФ не названы.

Субъект
преступления
– физическое вменяемое лицо, достигшее
16 лет. Это могут быть лица, в обязанности
которых входит соблюдение правил
хранения информации, либо лица,
противоправно получившие доступ к
информации.