Actual

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего

Тяжёлые обстоятельства могут побудить госслужащего устроится на дополнительное место работы.

Но, чтобы при этом не потерять место работы и гарантии, даруемые государственным служащим, следует взять во внимание ряд законодательных нюансов, связанных с выполнением обязанностей на двух работах.

Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст.14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

  • При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он можетВозможна ли дополнительная работа для госслужащего отказать подопечному в работе по совместительству на соответствующих должностях.
  • Конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.
  • Работник может оспорить такое заявление в судебном порядке.
  • Однако в случае, если решение о возможности конфликта интересов вынесено антикоррупционной комиссией, госслужащему будет отказано в реализации права работы по совместительству.
  • Решение антикоррупционной комиссии оглашается работнику в течение нескольких суток после отправки им письменного запроса в комиссию своей организации.

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего

Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).

При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.

Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.

Ограничения

Трудовой кодекс и Федеральный закон от 27.05.2004 №79-Ф3 устанавливают запрет на работу по совместительству для следующих лиц:

  • руководители предприятий;
  • лица, занимающие выборную должность в органе местного самоуправления;
  • лица, занимающие оплачиваемую должность в органе профессионального союза.
Читайте также:  Если бывший муж, отец ребенка платит маленькие алименты

При этом служащим вышеупомянутых категорий разрешается сочетать свою основную деятельность с преподавательской, научной или творческой.

Виды совместительства

Совместительство должностей может быть внутренним и внешним. ВнутреннееВозможна ли дополнительная работа для госслужащего совместительство не следует путать с совмещением. Совмещение предполагает работу на двух и более должностях в одном учреждении.

Совместительство же — это занятость на двух рабочих местах, которые предполагают выполнение различных функций. Если эти рабочие места находятся в одном учреждении, то это внутреннее совместительство. Внешнее совместительство подразумевает работу в разных организациях.

Принципиальным различием между внутренним и внешним совместительством является процедура внесения записи о дополнительной работе в трудовую книжку. Для её осуществления при внешнем совместительстве необходимо подать заявление нанимателю на второй работе с подтверждающим документом. При внутреннем совместительстве достаточно просто заявления.

Что касается совмещения, то ст. 60.2 Трудового кодекса допускает совмещение госслужащими должностей в рамках установленной нормы рабочего времени. Совмещение возможно только с письменного согласия работника.

Занятость на двух должностях в случае совмещения не требует заключения нового трудового договора и может осуществляться бесплатно, потому к этому виду трудовых отношений следует подойти предельно внимательно.

Основные различия между совместительством и совмещением приведены в таблице:

Критерии Совместительство Совмещение
Место занятости на разных работах в одном или нескольких учреждениях на разных должностях в одном учреждении
Трудовой договор заключается не заключается
Трудовые гарантии предусмотрены все гарантии, установленные трудовым законодательством (отпуск, отдых,больничный, премии) дополнительные гарантии на новой должности не предоставляются
Оплата осуществляется обязательно может не осуществляться

Порядок оформления

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего

  1. Подача сотрудником заявления о желании устроится на дополнительную работу.
  2. Проверка антикоррупционной комиссией наличия конфликта интересов и ознакомление работника с её итогами.
  3. Передача копии трудовой книжки на дополнительное место работы и заключение там работником трудового договора.
  4. Принятие на работу и выполнение сотрудником возложенных на него обязанностей в рамках трудового законодательства.

Кем может работать госслужащий. Альтернатива после увольнения

Во-первых, практически все должности государственной-гражданской службы являются конкурсными, а значит, ваш трудовой договор изначально имел свой срок окончания. Поэтому, устраиваясь на такую работу, нужно уже было быть готовыми к будущим переменам. Хотя сокращение, конечно, могло стать неприятной неожиданностью.

Во-вторых, госслужба дает отличный опыт и базу для дальнейшей работы и обучения. Древнеримский педагог Квинтилиан сказал одну замечательную фразу: «Учиться никогда не поздно». Поэтому стоит пересмотреть свои навыки и решить — стоит ли продолжать работу в том же направлении или переквалифицироваться.

Если вы решили менять квалификацию — присмотритесь к востребованным вакансиям. Есть такие, на которые спрос есть всегда.

Например, работодатели сейчас охотно подбирают специалистов на работу в Едином Реестре специалистов по закупкам в госсекторе.

Перспективное направление для обучения бывшим государственным служащим

Сфера вашей новой деятельности, если вы не хотите полностью сменить вектор работы, должна быть как-то связана с госслужбой. Поэтому одно из самых перспективных направлений для обучения — специалист в сфере государственных закупок.

Кто это такой? Это человек, работа которого связана с планированием, подготовкой и участием в конкурсах, аукционах и других закупочных процедурах, а также с процессами заключения, исполнения и расторжения госконтрактов.

Причем специалистом в сфере закупок можно быть как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, везде одинаково нужны квалифицированные специалисты.

Как можно получить образование в сфере государственных закупок?

  1. Если вы уже работали с закупками или хотите освоить какую-то узкую нишу, например юрист в сфере закупок, то можно пройти курсы повышения квалификации от 72 до 120 часов и получить удостоверение о повышении квалификации, которое дает вам право идти работать в данную сферу;
  2. Если вы не имеете опыта работы в государственных закупках и хотите детально во всем разобраться, тогда лучше пройти курсы профессиональной переподготовки от 250 до 520 часов и получить уже диплом о переподготовке.
  3. Можно комбинировать варианты пройти и профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации, чтобы быть во всеоружии.

Если вы пройдете обучение в Высшей школе Госзакупок, то получите не только документ, подтверждающий квалификацию, но и попадете в Единый реестр специалистов по закупкам в госсекторе.

Но вступить в Реестр вы можете до начала обучения в Школе — это поможет вам оценить уровень навыков в сфере закупок, а также получить рекомендации по учебе. Начать обучение можно в бесплатном доступе, а ваши навыки уже будут расти в Реестре — это автоматически делает вас квалифицированным специалистом для работодателя.

Хочу попасть в Реестр >>>

Львиная доля подготовки документов и проведения процедуры госзакупок лежит на заказчике, а заказчик — ни кто иной, как государственное предприятие или частное, но получившее бюджетное финансирование (например, субсидию или грант).

Бывшим государственным служащим это позволяет продолжить работу не только в той же сфере. но в том же госучреждении. Ведь потребность в закупках не уменьшается, напротив, сейчас постоянном меняются правила и требования и специалисты со свежими знаниями и навыками очень нужны.

Какие курсы можно пройти и быть зачисленным в Реестр?

1. Полная профессиональная подготовка по 44-ФЗ. От введения в контрактную систему до полного разбора всех этапов закупочной деятельности.

В таких курсах дополнительно разбираются основы бюджетного, административного, трудового и земельного законодательства, особенности бухгалтерского учета при проведении закупочных процедур, основы ценообразования и налогообложения.

2. Специалист в сфере госзакупок. Этот курс короче первого, однако вы также получите представление о процессах подготовки и проведения закупки, работы с контрактом и юридические тонкости претензионной работы с заказчиками.

3. Эксперт сразу по двум законам: 223-ФЗ и 44-ФЗ. После обучения будете полностью соответствовать профстандартам. Разберетесь во всех этапах закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В Высшей школе Госзакупок есть уникальная возможность целый год учиться сразу по 9 программам — за каждый пройденный курс вы получаете удостоверение или диплом установленного образца. Т. е. по окончанию такой программы в Реестре отобразятся сразу семь удостоверений и два диплома.

Узкоспециализированные курсы, например «Электронная приемка в ЕИС» или «Работа с единственным поставщиком» , «Госзакупки для юриста». Все эти курсы будут краткосрочными, направленными на подготовку и освоение именно специального материала по заявленной теме.

4. Экспресс-курсы. Как правило в таких курсах разбирается одна тема или какой-то интересный прецедент, допустим «как согласовать закупки у единственного поставщика» или «Примеры расчета неустойки по сорванным контрактам».

Обычно такие курсы краткосрочны и занимают от 2 до 6 часов, они дают разбор конкретной ситуации и возможность поделиться опытом с коллегами.

Какой курс пройти в итоге — переподготовку или повышение квалификации, решать только вам. Высшая школа Госзакупок предлагает попробовать бесплатно любой курс на ваш выбор, чтобы принять верное решение.

Для этого оставьте заявку — куратор Школы подберет вам программу и вышлет доступ.

Работа по совместительству: как оформить правильно

Определение совместительству дается в ст. 282 ТК: это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Совместительство бывает двух типов:

  • внутреннее (один работодатель по основному месту работы и по совместительству);
  • внешнее (помимо основной работы сотрудник выполняет другую работу у другого работодателя).  

Элементы совместительства указаны в ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 282 ТК:

  1. выполнение другой, помимо основной, регулярной оплачиваемой работы;
  2. работа производится в свободное от основной работы время;
  3. работа выполняется по трудовому договору о совместительстве;
  4. количество работодателей, с которыми заключается трудовой договор о работе по совместительству, не ограничено;
  5. работа может выполняться как у единственного работодателя по основному месту работы на условиях внутреннего совместительства, так и у других работодателей на условиях внешнего совместительства;
  6. в трудовом договоре содержится указание на то, что работа является совместительством.

Кому нельзя работать по совместительству

Для некоторых работников установлен запреты или ограничения на осуществление работы по совместительству. К таким категориям работников относятся те, кому еще не исполнилось 18 лет — им запрещено совместительство.

Также работать по совместительству нельзя работнику, выполняющему у основного работодателя деятельность, связанную с вредными или опасными условиями труда, если работа по совместительству тоже связана с аналогичными условиями труда.

Об этом предупреждает ст. 282 ТК.

В ст. 329 ТК указывается, что не разрешается работа по совместительству, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, тем работникам, которые выполняют аналогичную работу у основного работодателя.

Для руководителя организации работа по совместителю возможна только при условии, если на это будет разрешение уполномоченного органа юрлица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (ст. 276 ТК).

Кроме того, по совместительству, согласно ст. 2 Закона от 31.05.2002 № 63-Ф3, не может работать адвокат.

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с госслужбой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. В ст. 12 Закона от 11.03.

1992 № 2487-1 уточнятся, что работником частной охранной организации не может быть учредитель, руководитель или иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

Спортсмен, тренер вправе быть совместителями у другого работодателя в аналогичной роли только с разрешения работодателя по основному месту работы (ст. 348.7 ТК).

Специфика приема на работу по совместительству

Для оформления совместителя потребуются те же документы, что и для приема на основную работу, кроме трудовой книжки. В ст. 283 ТК говорится, что «при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность».

Документ об образовании или его заверенная копия станут необходимы в том случае, если работа требует специальных знаний и их необходимо подтвердить.  

В некоторых случаях от совместителя нужно затребовать дополнительные документы:

  • справку о характере и условиях труда по основному месту работы — на работы с вредными или опасными условиями труда (ст. 283 ТК);
  • справку о характере и условиях труда по основному месту работы — на работы, связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК);
  • разрешение уполномоченного органа юрлица или собственника имущества организации с основного места работы — на должность руководителя (ст. 276 ТК).

Как правильно оформить трудовой договор с совместителем

Письмо Минтруда от 26.04.17 № 14-2/В-357 напоминает о том, что при внутреннем совместительстве помимо основного трудового договора с работником должен быть заключен второй трудовой договор о работе по совместительству и, следовательно, издан дополнительный приказ о приеме на работу по совместительству.

Договор с совместителем заключается в те же сроки, что и с работником, для которого работа является основной. Причем трудовое законодательство позволяет совместителю заключать его с неограниченным количеством работодателей (конечно, если иное не предусмотрено федеральным законом).

Обязательные элементы трудового договора с совместителем:

  • указание на то, что работа является совместительством;
  • продолжительность рабочего времени: она не должна превышать 20 часов в неделю и 4 часа в день.

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность работы по совместительству не должна превышать половины месячной (другой) нормы рабочего времени (нормы рабочего времени для другого учетного периода), установленной для совместителя. Но есть ряд исключений из общего правила, зафиксированные в ст. 284 ТК:

  • дни, в которые совместитель не занят по основному месту работы;
  • дни, когда совместитель приостановил работу по основному месту работы из-за задержки зарплаты;
  • дни, когда совместитель отстранен от работы из-за того, что подлежит переводу на другую работу согласно медицинскому заключению, но эта работа отсутствует у его работодателя по основному месту работы.

Во все перечисленные выше периоды человек может работать по совместительству полный рабочий день.

Запись в трудовой книжке сведения о работе по совместительству делается только основным работодателем (ст. 66 ТК), но при определенных условиях:

  • по желанию работника;
  • при наличии документа, подтверждающего работу по совместительству (заверенной копии приказа о приеме на работу по совместительству или справки о приеме на работу по совместительству, содержащей реквизиты приказа о приеме на работу).

То есть работодатель по совместительству не имеет права вносить запись в трудовую книжку о работе по совместительству.

В трудовом договоре с совместителем может содержаться указание на его срочный характер. Заключение с совместителем срочных трудовых договоров по соглашению сторон предусматривает ч. 2 ст. 59 ТК.

Как производится оплата труда совместителей

Оплата труда может быть разных типов:

  • повременная — пропорционально отработанному времени;
  • сдельная — с учетом выработки;
  • на условиях, установленных трудовым договором.

Если совместителю установлена повременная оплата труда или оплата труда нормированных заданий, то выплаты производятся с учетом конечных результатов за фактически выполненный объем работ.

На совместителей не распространяются гарантии и компенсации, связанные с совмещением работы с получением образования. Они предоставляются работникам только по основному месту работы. Такое же правило действует и для тех, кто осуществляет трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Зато совместитель может рассчитывать на полный объем других гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.

Отпуск для совместителей

Главное правило, которое в данном случае действует, заключается в следующем: ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется совместителю одновременно с ежегодным оплачиваемым отпуском по основному месту работы. Причем это обязанность работодателя.

Что делать, если работник на момент наступления отпуска по основному работу человек не отработал шести месяцев по совместительству? В этой ситуации работодателю придется предоставить ему отпуск авансом.

Как правильно поступить работодателю, если совместитель обращается к нему с просьбой о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на основании того, что отпуск по работе по совместительству меньше отпуска по месту основной работы? Ответ на этот вопрос дается в ст. 286 ТК: работодатель обязан выполнить эту просьбу и предоставить отпуск без сохранения заработной платы на количество дней, не хватающих до продолжительности отпуска на основной работе.

Увольнение совместителей

Дополнительное основание для прекращения трудового договора — прием на работу работника, для которого работа совместителя станет основной, об этом говорится в ст. 288 ТК. При этом работодатель обязан письменно предупредить совместителя о своих планах — за две недели до прекращения трудового договора.

Стоит обратить внимание на то, что закон не допускает досрочного прекращения трудового договора с совместителями, работающими по срочному трудовому договору, в связи с приемом на работу другого работника, то есть по основанию, предусмотренному ст. 288 ТК. В этом случае увольнение работника возможно только на общих основаниях.

При увольнении совместителя следуйте алгоритму из следующих действий:

  • Определите основание для прекращения трудового договора с совместителем, убедитесь, что не нарушаете закон.
  • Ознакомьте совместителя с уведомлением об увольнении не менее чем за две недели до прекращения трудового договора.

Текст для уведомления может выглядеть следующим образом:

«В соответствии со ст. 288 ТК РФ предупреждаем Вас о том, что заключенный с Вами на условиях совместительства трудовой договор от_________ (дата и номер)  на неопределенный срок будет прекращен спустя 2 (две) недели с момента получения Вами настоящего уведомления в связи с приемом на работу работника, для которого данная работа будет являться основной».

Вам нужно будет сделать два экземпляра уведомления: для работника и для себя (на экземпляре работодателя совместитель ставит отметку об ознакомлении — дату, ФИО и подпись.

  • Издайте приказ об увольнении.
  • В документе проставьте дату и сформулируйте основание увольнения, указав реквизиты уведомления о расторжении трудового договора.
  • В последний день работы совместителя ознакомьте его работника с приказом под подпись.
  • Внесите сведения об увольнении в личную карточку работника.
  • Выплатите зарплату и положенные компенсации, выдайте документы.

Все выплаты должны быть произведены в день увольнения. Если в этот день человек не работал, то выплаты осуществляются не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

  • Направьте в военкомат сведения об увольнении работника, подлежащего воинскому учету.

Сведения отправляются в течение двух недель — по форме, указанной в Приложении № 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ.

Важно иметь письменные подтверждения направления в военкомат сведений.

  • Уведомьте судебного пристава-исполнителя и взыскателя, а также лицо, получающее алименты, об увольнении работника-должника.  
  1. Работодатель обязан сразу ставить в известность судебного пристава-исполнителя об увольнении работника, из заработной платы которого производились удержания по исполнительному документу, и вернуть им этот документ.
  2. Информация об увольнении должника по уплате алиментов направляется в течение трех дней судебному приставу-исполнителю и получателю алиментов.
  3. И в первом и во втором случае важно иметь письменные подтверждения направления судебному приставу сообщений.

Совмещение и совместительство: чем отличаются?

В отличие от работы по совместительству совмещение профессий (должностей) подразумевает, что работник со своего письменного согласия может в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, выполнять дополнительную работу по другой или такой же профессии (должности), но за дополнительную оплату.

Но есть много других отличий, которые мы приводим ниже:

Критерии Совместительство Совмещение
Продолжительность рабочего времени Работа выполняется в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 60.1), не более 4-х часов в день. При оформлении работника по совместительству указывается норма рабочего времени для этого работника — 20 часов. Согласно ст. 60.2 работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены). То есть работник должен успевать выполнять основную и дополнительную работа в течение 8 часов. Работодатель не может определить, какое время работник будет уделять основной работе, а какое –дополнительной, поэтому норма рабочего времени для совмещения в договоре не указывается.
Работодатель Работа может выполняться как у основного работодателя (внутреннее совместительство), так и у другого (внешнее). Работа выполняется только у одного работодателя.
Оформление трудовых отношений Заключается трудовой договор, в котором обязательно указывается, что работа выполняется по совместительству.   Трудовой договор не заключается. Условия выполнения дополнительной работы указываются в соглашении о совмещении.
Испытательный срок Может быть при соглашении сторон.   Не устанавливается.
Оплата труда Осуществляется в соответствии с правилами, установленными у конкретного работодателя на конкретной должности (оклад, надбавки, премии и т.д.).   Размер доплаты установляется по соглашению сторон с учетом объема и условий работы.  
Отпуск Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству продолжительность отпуска меньше, чем на основной работе, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности. Продолжительность отпуска по совмещаемой должности никак не влияет на продолжительность отпуска совмещающего работника.  
Личная карточка работника Оформляется новая личная карточка.    Форма личной карточки не предусматривает внесение сведений о дополнительной работе.  
Трудовая книжка Сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы по желанию работника на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (ч. 5 ст. 66).   Сведения о совмещении в трудовую книжку не вносятся. Если работнику в дальнейшем понадобятся эти сведения работодатель выдает справку о том что в такой-то период работник выполнял определенные виды работ периода временной нетрудоспособности командировки отпуска.
Периоды временной нетрудоспособности   За работником сохраняется место работы. Работник предоставляет работодателю отдельный лист нетрудоспособности с пометкой «по совместительству».   В этот период с работника снимается дополнительная работа. Работодатель может поручить ее другому работнику. Предоставлять отдельный лист нетрудоспособности не нужно — достаточно листа нетрудоспособности по основной работе.
Увольнение Происходит по общим основаниям в соответствии со ст. 77 ТК. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть прекращен, если принимается работник, для которого работа совместителя будет являться основной. Об этом работодатель должен предупредить совместителя в письменной форме за две недели до прекращения трудового договора. Трудовые отношения заканчиваются либо по окончании оговоренного срока, либо досрочно, о чем любая из сторон должна предупредить другую в письменном виде не позднее чем за 3 рабочих дня. Если должность сокращается, работодатель обязан уведомить об этом работника за 2 месяца, предложить ему другие подходящие должности, выплатить выходное пособие. В случае если сокращается вакантная должность, по которой обязанности выполнялись в порядке совмещения, никаких гарантий и компенсаций работнику, выполнявшему эти обязанности, не положено.

* Работник может выполнять дополнительную работу путем совмещения должностей (профессий) на основной работе или по совместительству. В результате возможны разные схемы организации его трудовой деятельности:

  1. Работник работает на основной работе и выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должностей.
  2. Работник работает на основной работе и по совместительству.
  3. Работник работает на основной работе, по совместительству, и на работе по совместительству выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должностей.
  4. На основной работе и по совместительству работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения.

Законодательная база для совместительства подведена в гл. 44 ТК и ст. 60.1 ТК. Совмещению профессий (должностей) посвящены ст. 60.2 и 151 ТК.  

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса. 

Государственный служащий, может ли заниматься частной деятельностью: Заниматься коммерцией или быть фрилансером

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

ч. 2 ст. 14 закона «О государственной гражданской службе»

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

  1. в приказе Минфина от 14.09.2010 № 447;

«Эйфория от попадания в министерство улетучивается, и ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов». Чиновник — о карьере на госслужбе

На сегодняшний день в России трудится порядка 37 600 федеральных государственных гражданских служащих. Это сотрудники центральных аппаратов 20 федеральных министерств, располагающихся в Москве.

Подробно про попадание на службу со студенческой скамьи я уже рассказывал в своей предыдущей статье.

Зарплаты, условия труда и его содержание – про все эти базовые для нас вещи вы можете прочитать именно там. 

Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.

Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.

Что должен знать и уметь идеальный кандидат?

Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.

Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.

Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда. 

Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:

  • грамотный письменный и устный русский язык;
  • ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
  • уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
  • написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
  • формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
  • четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
  • освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.

Как выбрать модель развития на госслужбе?

Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.

Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления. 

Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития: 

Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.

Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус. 

Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:

  • кадровое делопроизводство, 
  • развитие человеческого капитала, 
  • проектное управление, 
  • корпоративная культура, 
  • управление делами, 
  • правовая экспертиза. 

Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс. 

Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.

Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.

Немного о важности команды на государственной службе

Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент. 

Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.

Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра. 

Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере.

Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.

Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных. 

На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов.

Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное.

Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности. 

Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.

Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать. 

Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.

Может ли отдельный чиновник что-то изменить?

Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам. 

И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.

У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна. 

Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика. 

Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:

  • для чего вы здесь, 
  • какие задачи решаете,
  • куда решение этих задач вас приведет. 
  • Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю. 
  • В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.

Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения. 

В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.

Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash