Новости

Правовые условия задержания лица по подозрению в совершении преступления

Швецова, Т. М. Понятие, условия, порядок задержания / Т. М. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68452/ (дата обращения: 17.03.2022).



Ключевые слова: взяточничество, государственная власть, уголовная ответственность.

Первостепенной целью уголовно-процессуального законодательства выступает защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления, защита личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения и ограничения ее прав и свобод.

Российское законодательство дает право представителям правоохранительной системы осуществлять задержания лиц. Ограничивая права и свободы человека, задержание предполагает соблюдение определённых условий, направленных на обеспечение законности его применения.

Вместе с тем, в законодательстве нет четкого определения рассматриваемого понятия, поэтому применение института задержания противоречиво воспринимается учеными-процессуалистами и правоприменительной практикой.

Законодательно, институт задержания раскрыт в КоАП РФ (ст. 27.3–27.6 КоАП) [2], в ФЗ «О полиции» (ст.

14) [3] и предусматривает возможность сотрудников полиции задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ч.

2 ст. 14) [1], данное приводит к тому, что правоприменителями данные понятия смешиваются. Попробуем разобраться с данной проблемой через раскрытие понятия задержания с точки зрения уголовно-процессуального законодательства.

  • Порядок задержания гражданина регламентирован в главе 12 УПК РФ.
  • Задержание имеет строго определенные цели, а именно проверка причастности задержанного лица к совершению преступления, а также наличие достаточных оснований для применения к задержанному заключения под стражу в качестве меры пресечения.
  • Задержание применяется только по подозрению в совершении преступления и лишь по возбужденному уголовному делу.

Процессуальное задержание может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов, указанных в законе. Мотив призван объяснить субъективный момент правоприменителя, указав, почему данное лицо не может оставаться на свободе и должно на время ее лишиться [4].

Основания задержания:

  1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
  1. – когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  2. – когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление по этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;
  3. – когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  1. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.), оно может быть задержано, если это лицо: пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена его личность, если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Строгое соблюдение процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения также является существенным условием законности и обоснованности задержания [5].
  • УПК РФ содержит порядок задержания, которое в свою очередь проходит несколько этапов:
  • – на первоначальном этапе происходит фактическое задержание лица, его доставление и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, важно уточнить, что процессуальный закон содержит норму о срок задержания — до 48 часов;
  • – протокол о задержании, составляется течение 3 часов с момента доставления, данный документ является основанием для помещения подозреваемого под стражу;
  • – в соответствии со ст. 93 УПК РФ, проводится личный обыск подозреваемого или обвиняемого, цель которого — обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела;
  • – в течение 12 часов прокурор, члены семьи задержанного, командование воинской части, посольство или консульство иностранного государства уведомляются о произведенном задержании и о месте нахождения подозреваемого;
  • – в течение 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому предоставляется возможность дать показания в присутствии защитника;
  • – по истечении срока задержания в отношении подозреваемого должно быть принимается решение: об освобождении подозреваемого в связи не подтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, о незаконности задержания, истечении срока задержания; о применении меры в виде заключения под стражу; о продление срока задержания судом не более чем на 72 часа

Изложенное позволяет сделать вывод, что уголовно-процессуальное задержание возможно только при совокупности ряда условий: при наличии возбужденного уголовного дела; при наличии, оснований, указанных в п. 1–3 ч. 1 или в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, и получивших доказательственное закрепление в материалах уголовного дела.

Таким образом, задержание, регламентируемое уголовно-процессуальным законом, всегда связано с расследованием конкретного преступления. Вместе с тем, здесь необходимо различать задержание в порядке административного принуждения от задержания в уголовно-процессуальном смысле, а также от фактического захвата лица.

Литература:

  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

Задержание подозреваемого — Сам себе адвокат

Задержание подозреваемого производится при наличии оснований перечисленных в ст.91 УПК РФ . В соответствии с этой нормой задержание подозреваемого производится:

  • -когда он застигнут непосредственно в момент совершения преступления или сразу после его совершения;
  • — когда потерпевший или свидетели очевидцы прямо укажут на подозреваемого, как на лицо совершившее преступление;
  • — когда на подозреваемом, его одежде, в его жилище, при нем,  будут  обнаружены явные следы преступления.
  • — когда имеются другие данные свидетельствующие о совершении преступления подозреваемым.
  •  В последнем случае задержание производится только в случаях когда:
  • -подозреваемый пытался скрыться;
  • -подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Росси;
  • -не установлена личность подозреваемого;
  • -следователь (дознаватель) обратился в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Острота данной меры принуждения определяется рядом факторов:
  • 1. Задержание подозреваемого производится следователем (дознавателем) в не судебного контроля и в не прокурорского контроля;

2. Задержание подозреваемого производится при отсутствии полной доказанности виновности подозреваемого в совершении преступления.

3. При внимательном изучении нормы п. 15 ст. 5 УПК РФ, раскрывающей характеристику фактического задержания,  обнаруживается законодательное упущение: порядок производства фактического задержания законодателем не регламентирован. Это, в свою очередь, негативно сказывается на соблюдении процессуальных сроков задержания подозреваемого и реализации прав и свобод.

4.  Разъяснений Верховного Суда РФ по применению норм УПК РФ, регулирующих задержание (в том числе фактическое) подозреваемого, не имеется лишь в п. 8 Постановления от 29.10.2009 № 22 .

Пленум ВС РФ, определяя время допуска защитника к несовершеннолетнему подозреваемому при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, указывает течение такого времени с момента фактического задержания. Отсутствие в  УПК РФ указания на документ, определяющий момент фактического задержания, т.

е. лишения лица свободы передвижения, в значительной степени осложняет применение на практике норм о задержании.

   Иные условия правомерности задержания  подозреваемого

Задержание производится в целях выяснения причастности его к совершению преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Задержание подозреваемого производится только при наличии возбужденного уголовного дела.

Моментом задержания подозреваемого считается официальное объявление следователя (дознавателя) иного должностного лица органа дознания о задержании лица в качестве подозреваемого в совершении конкретного преступления.

В срок не более чем в три часа следователь (дознаватель) должен составить протокол задержания. Однако, статус подозреваемого и соответственно права подозреваемого, лицо приобретает с момента фактического задержания, а не с момента составления протокола или объявления о задержании.

По смыслу закона после задержания подозреваемого общаться с ним вправе только следователь (дознаватель) в производстве которого находится уголовное дело.

Оперативные сотрудники полиции вправе общаться с задержанным подозреваемым только с разрешения следователя (дознавателя) принявшего уголовное дело к своему производству.

На практике при задержании подозреваемого оперативные сотрудники допускают ряд нарушений закона:

  1. — производят фактическое задержание подозреваемого и производят его неофициальный допрос « с пристрастим» на протяжении более трех часов, пытаясь добиться признания;
  2. — после официального задержания подозреваемого следователем, без разрешения лица производящего официальное расследование, посещают задержанного для неофициальных допросов.
  3. Отсюда , задержание подозреваемого в уголовно-процессуальном смысле представляет собой совокупность характеризующих его элементов, устанавливающих три последовательно осуществляемых этапа:
  4. 1.  фактическое задержание;
  5. 2.  доставление; за исключением случаев, когда лицо добровольно явилось и сообщило о совершенном или готовящемся преступлении;

3.  юридическое задержание.

 Освобождение задержанного

Задержание подозреваемого производится на срок не более 48 часов. В соответствии со ст.94 УПК РФ задержанный подозреваемый должен быть освобожден если:

  • 1. не подтвердилась причастность лица в совершении преступления;
  • 2.  нет оснований для применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • 3. задержание подозреваемого было осуществлено с грубыми нарушениями закона;

4. по истечении 48 часов подозреваемому не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Последнее основание для освобождения задержанного действует при наличии другого условия, а именно если суд не продлил срок задержания до 72 часов, что предусмотрено ст.108 УПК РФ. Отсюда, общий срок содержания не может превышать свыше 120 часов.

 Протокол задержания подозреваемого

О задержании подозреваемого следователь (дознаватель) составляет протокол задержания. Задержание и составление протокола производится в присутствии адвоката- защитника подозреваемого.

В протоколе задержанный  ставит подпись под разъяснением подозреваемому  прав подозреваемого. Протокол подписывается защитником, задержанным и лицом составившим протокол.

Копия протокола  задержания подозреваемого по его просьбе вручается подозреваемому и его защитнику.

При задержании и составлении протокола задержания производится личный обыск задержанного для проверки наличия при нем запрещенных предметов. Личный обыск  производится в присутствии понятых.

 В протоколе так же отмечается, что задержанному разъяснено  по подозрению  совершения какого преступления лицо задерживается и делается запись о согласии или не согласии с задержанием этого лица.

Кроме того, в протоколе указывается, кого из родственников и близких задержанного следует известить о его задержании. Уведомление родственников производится не позднее 12 часов с момента задержания.

Если задерживается иностранный гражданин, то в этот же срок уведомляется посольство этого государства.

  1. Если в интересах подозреваемого не разглашать факт его задержания, то с разрешения прокурора извещение родственникам не производится.
  2. В течении 12 часов следователь (дознаватель) должен письменно известить о задержании подозреваемого прокурора.
  3. В протоколе так же фиксируется место, дата и время составления протокола, результаты личного обыска.

При задержании и составлении протокола задержания производится личный обыск задержанного для проверки наличия при нем запрещенных предметов. Личный обыск  производится в присутствии понятых.

Не позднее 24 часов с момента фактического задержания следователь (дознаватель) должен допросить подозреваемого. До начала допроса подозреваемому предоставляется возможность побеседовать с адвокатом.

За заведомо незаконное задержание предусмотрена уголовная ответственность по ст.301 УК РФ.

 Проблемы законодательного регулирования задержания подозреваемого

Анализ российского института уголовно-процессуального задержания подозреваемого выявляет изъяны в его законодательной регламентации  что приводит к неоднозначному толкованию этих норм субъектами уголовной юрисдикции на практике.

Законодательная формулировка задержания подозреваемого, содержащаяся в п. 11 ст. 5 УПК РФ,  не раскрывает все характеризующие эту правовую категорию признаки, что приводит к различным интерпретациям рассматриваемого понятия и самой процедуры задержания подозреваемого.

Отграничение фактического задержания от уголовно-процессуального задержания, не способствует единообразному применению норм УПК РФ. Задержание подозреваемого, урегулированное нормами УПК РФ, является уголовно-процессуальным задержанием.

Если исходить из буквального толкования ст. 92 УПК РФ, регламентирующей содержание протокола задержания, указывать в нем время фактического задержания вообще не обязательно.

Впрочем, перечень сведений, определяющих содержание протокола задержания, не является исчерпывающим, поскольку законодатель позволил указывать и другие обстоятельства задержания лица.

В протоколе задержания подозреваемого отсутствует термин фактическое задержание. Следствием законодательных упущений стало то, что на практике следователь, дознаватель, орган дознания,  прокурор путаются в вопросе исчисления срока уголовно-процессуального задержания подозреваемого.

К сожалению, часто попросту вовсе не обращают внимания на то, что срок не более 48 часов исчисляется с момента фактического задержания лица и это время следует указывать в протоколе задержания в графе «дата и время задержания».

Такая путаница порождает случаи указания в протоколах задержания даты и времени задержания лица, совпадающих с датой и временем составления протокола задержания, чего, само собой разумеется, не должно иметь места. При этом совсем не учитывается, что лицо было фактически задержано до доставления, а затем уже перемещено в помещение органа дознания.

Если в материалах уголовного дела нет документов, фиксирующих время фактического задержания и время доставления в помещение органа дознания, судам ничего не остается, кроме как базировать свои судебные акты на показаниях свидетелей и подозреваемых и довольствоваться указанными в протоколе задержания, часто не соответствующими действительности, датой и временем фактического задержания.

В отсутствие процессуального документа, фиксирующего момент фактического задержании лица , невозможно правильно рассчитать и соблюсти предельный срок задержания, установленный п. 15 ст. 5 и ч. 3 ст. 128 УПК РФ, – «не более 48 часов с момента фактического задержания».

  • Таким документом может служить рапорт должностного лица, осуществившего фактическое задержание лиц по подозрению в совершении преступления, с обязательным указанием времени, даты, обстоятельств, оснований и мотива фактического задержания, результатов досмотра личности с отметкой о разъяснении прав фактически задержанного.
  • К сожалению, законодатель не придал должного значения установлению момента (времени) фактического задержания, хотя это обстоятельство является определяющим сразу в нескольких ситуациях:
  • при соблюдении процессуального срока задержания подозреваемого;

при соблюдении срока предоставленного законом для производства допроса; подозреваемого,  исчисляемого с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46);

  1. при решении вопроса освобождения из-под стражи подозреваемого,
  2. при предъявлении обвинения лицу не позднее 10 суток с момента фактического задержания, если оно задержано, а затем заключено под стражу в качестве подозреваемого;
  3. при предъявлении обвинения лицу не позднее 30 суток с момента фактического задержания, если оно задержано, а затем заключено под стражу в качестве подозреваемого, в случае совершения лицом ряда категорий преступлений;

при постановлении обвинительного приговора в случае назначения наказания, подлежащего отбытию на основании ст. 69-72 УК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 308 УПК РФ);

  • при постановлении обвинительного приговора в случае освобождения лица от наказания, когда с учетом ст. 72 УК РФ учитывается время его нахождения под стражей;
  • Названные правовые положения содержат информацию об исчислении срока с момента фактического задержания, время наступления которого сложно определить.
  • Разрешить проблемы соблюдения процессуального срока задержания  возможно посредством законодательного закрепления процедуры.

Законодатель упоминает термин «доставление» в ч. 1 ст. 92 УПК РФ, указывая, что протокол задержания надо составлять в срок не более трех часов «после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю».

  УПК придает существенное значение времени составления протокола задержания, ведь этот документ устанавливает момент возникновения процессуального статуса подозреваемого (обладающего правами, перечисленными в ст.

46 УПК РФ.

Если под термином «доставление» авторы понимают непроцессуальную деятельность органов дознания по принудительному перемещению задержанного от места его захвата к месту производства предварительного расследования, то толкование словосочетания «после доставления в орган дознания или к следователю» вызывает споры.

Одни криминалисты считают, что срок «не более трех часов» исчисляют с момента, когда фактически задержанное лицо перешагнуло порог  органа дознания, предусмотренного в качестве участника процесса в ст. 40.1 УПК РФ.

Большинство же практиков  учитывает и другие моменты. Указание на различное время составления протокола задержания «после доставления в орган дознания» или «после доставления к следователю» приводит к тому, что следователь,  , дознаватель словосочетание «после доставления» связывают с конкретным временем, когда задержанное лицо фактически попало к ним в кабинет.

Отсутствие единообразного толкования понятий «после доставления в орган дознания» и «после доставления к следователю»  не способствуют реализации гарантии соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве и соблюдению закона представителями власти.

Понятие «доставление» предполагает перемещение фактически задержанного лица к месту нахождения учреждения органа дознания для решения вопроса о применении уголовно-процессуального задержания либо меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, либо обязательства о явке или для освобождения. Представляется, что  должно быть законодательное закрепление того, что в протоколе задержания подозреваемого,  должна содержаться информацию о времени окончания доставления в орган дознания, т. е. в здание, в котором он находится.

Статья 14 Закона о полиции также регламентирует задержание гражданина… Ст. 14 закона содержит указание об исчислении срока задержания с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Понятно, что оно предполагает фактическое задержание.

Но Закон о полиции  так же не регулирует процедуру фактического задержания .

К тому же, если учитывать, что в органах полиции отсутствуют журнал учета фактически задержанных по подозрению в совершении преступления и журнал доставленных по подозрению в совершении преступления, то о соблюдении прав человека и гражданина не стоит и говорить.

Имеющийся в органах полиции журнал доставленных за совершение административных правонарушений регулирует правоотношения в сфере административного производства. А книга протоколов задержания в порядке ст.

91, 92 УПК РФ, содержащая сведения об уголовно-процессуальном задержании, при отсутствии документа, фиксирующего фактическое задержание, не может способствовать соблюдению процессуального срока задержания.

В целях реализации названных принципов и недопущения произвола со стороны органов расследования нормы УПК РФ, регулирующие задержание подозреваемого, целесообразно изменить.

Статью «защита при задержании» читайте здесь. В этой статье вы узнаете об ошибках следствия при составлении протоколов задержания и другое необходимое для защиты при проведении данного следственного действия.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления

Задержание подозреваемого в совершении преступления в российском уголовном процессе — это мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого свободы.

В нормах УПК в точном соответствии со ст. 22 Конституции РФ задержание подозреваемого без судебного решения допускается на срок не более 48 ч (п. 11 ст. 5 УПК)[1]. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных Кодексом.

Глава 12 УПК базируется на принципах и нормах ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно п. 3 и 4 ст.

5 Конвенции лицо, задержанное по уголовному обвинению, вскоре после ареста представляется судебному или иному органу, определенному законом. Такой орган должен без промедления принять решение относительно законности и необходимости задержания.

Никто не может быть задержан на период проведения следствия или судебного разбирательства без письменного постановления этого органа.

Цели задержания: 1) проверить причастность задержанного лица к совершению преступления, 2) проверить наличие достаточных оснований для применения к задержанному в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Незаконным надо считать задержание, преследующее иные цели: оказание незаконного воздействия на задержанного в целях получения признательных показаний; обоснование задержания необходимостью производства с задержанным определенных оперативно-розыскных мероприятий, обеспечения его безопасности и т. п.

Условия задержания таковы: 1) оно применяется только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы; 2) уголовно-процессуальное задержание возможно только по возбужденному уголовному делу.

Необходимо указать на существующее различие между фактическим и уголовно-процессуальным задержанием.

Фактическое задержание означает реальное ограничение личной свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, лишение его свободы передвижения и принудительное доставление в правоохранительный орган (п. 15 ст. 5 УПК).

Моментом задержания лица по подозрению в совершении преступления следует считать любые действия представителя правоохранительного органа, которые повлекли реальное ограничение свободы лица; лишили его возможности самостоятельно в полном объеме пользоваться своим правом, гарантированным ст. 22 Конституции РФ.

Осуществлять фактическое задержание могут частные лица, на законных основаниях реализующие функцию охраны частной собственности или общественного порядка: контролер в супермаркете, дружинник. Их действия УПК не регламентирует, но конституционно-правовой статус задержанного не может быть ограничен. В соответствии с ч. 3 ст.

128 УПК срок официального задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК), а не с момента доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола задержания.

Уголовно-процессуальное (официальное) задержание означает осуществление уголовного преследования в отношении подозреваемого (ст. 46 УПК)[2].

Поэтому, во-первых, право его производства принадлежит только компетентному государственному органу (ч. 1 ст. 91 УПК), во-вторых, оно проводится в процессуальной форме, гарантирующей соблюдение как прав личности, так и интересов правосудия (обеспечивающей доказательственное значение протокола).

Задержание может иметь место только при наличии достаточных оснований и законных мотивов, определенных в законе.

Основания — это обстоятельства, указывающие с большой долей вероятности на причастность подозреваемого к совершению преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Мотив — это осознаваемая причина, побуждающая правоприменителя прийти к решению о том, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, не может оставаться на свободе. В протоколе задержания должны быть указаны и основания, и мотивы задержания (ч. 2 ст. 92 УПК).

Три общих основания определены законодателем в п. 1—3 ч. 1 ст. 91 УПК.

Они следующие: 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) если потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Четвертое основание задержания называется специальным, оно определяется законодателем как «иные данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления» (ч. 2 ст. 91 УПК). Под этими данными можно понимать как доказательства, так и сведения оперативно-розыскного характера, указывающие на причастность подозреваемого к совершению преступления.

Особенностью задержания подозреваемого по специальному основанию является то, что оно может иметь место лишь при наличии специальных мотивов, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК. Так, в случае задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК лица, объявленного в розыск, суд по месту его задержания вправе рассмотреть ходатайство о применении в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержанный должен быть доставлен в орган, уполномоченный осуществлять уголовно-процессуальное задержание, не позднее 12 ч. Доставление задержанного в дежурную часть органа внутренних дел, а также действия оперативного дежурного и других офицеров полиции регламентируются ведомственными нормативными актами[3].

Протокол должен быть составлен не позднее 3 ч с момента доставления задержанного в правоохранительный орган или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о процессуальном задержании (ч. 1 ст. 92 УПК). В протоколе задержания должны быть указаны обстоятельства задержания, в том числе время фактического задержания, другие сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 92, 166 УПК.

Процессуальная форма задержания включает личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК для производства данного обыска не требуется вынесения специального постановления.

В протоколе задержания указываются результаты личного обыска задержанного, его (возможные) объяснения. Данный протокол является источником доказательств по делу (п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК). В связи с этим задержание может считаться следственным действием.

При отказе подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по правилам ст. 167 УПК.

Протокол включается в материалы уголовного дела. Копии данного протокола вручаются подозреваемому, его защитнику (с указанием времени вручения), направляются в ИВС (вместе с задержанным), а также прокурору, руководителю следственного органа — для контроля. О произведенном задержании прокурору также направляется специальное уведомление.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК) с соблюдением правил, содержащихся в ст. 46, 189 и 190 УПК. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст.

49 УПК защитник вправе участвовать в деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, включая случаи, предусмотренные ст. 91 и 92 УПК. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником в условиях конфиденциальности.

Этот срок может быть по постановлению следователя, дознавателя ограничен двумя часами.

Подозреваемый имеет право знать, по поводу чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна быть разъяснена в понятных ему выражениях. Обязательным в протоколе допроса является письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Ряд прав задержанного по подозрению в совершении преступления лица уточняется в Федеральном законе «О полиции»: задержанное лицо вправе пользоваться услугами переводчика с момента задержания (ч. 5 ст.

14), задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.

Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (ч. 7 ст. 14).

Круг лиц, подлежащих уведомлению о факте задержания, определен в ст. 96 УПК. Возможность уведомления близких родственников может быть предоставлена и самому задержанному (телефонный звонок, смс-сообщение).

Закон не допускает никаких исключений из этого правила в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (ч. 4 ст. 96 УПК). В отношении взрослых задержанных в интересах расследования возможно принятие решения о неразглашении факта задержания.

Постановление об этом может быть вынесено с согласия прокурора как дознавателем, так и следователем.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим или сотрудником органа внутренних дел, об этом, соответственно, уведомляются командование воинской части или начальник органа внутренних дел.

О задержании гражданина (подданного) другого государства ставится в известность посольство (консульство) иностранного государства.

О задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. Срок уведомления во всех случаях —12 ч. Форма уведомления — письменная или устная.

Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ведомственными нормативными актами[4]. Местами содержания под стражей подозреваемых являются ИВС.

Основания для освобождения подозреваемого из ИВС предусмотрены ст. 94 УПК.

Задержанный подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или начальника места содержания подозреваемого под стражей.

Прокурор обязан освободить незаконно задержанного, используя для этого полномочия, которые предоставлены ему ч. 2 ст. 10 УПК, ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 449 УПК задержанный в порядке ст. 91 этого Кодекса «спецсубъект» после установления личности подлежит немедленному освобождению.

Некоторые особенности задержания несовершеннолетнего подозреваемого установлены ст. 423 УПК.

Об утверждении Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (не действует на территории Российской Федерации с 20 июля 1995 года на основании Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) от 13 июля 1976

  • ____________________________________________________________________Не действует на территории Российской Федерации с 20 июля 1995 года
  • на основании Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ
  • Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
  • Утвердить Положение о порядке кратковременного задержания  лиц, подозреваемых в совершении преступления, и ввести его в действие с 1 января 1977 года.

____________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНОУказом Президиума ВерховногоСовета СССР от 13 июля 1976 годаN 4203-IX

  1. Настоящее Положение призвано обеспечить соблюдение прав граждан и способствовать укреплению законности при осуществлении кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  2. Положение имеет своей задачей установление порядка кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.
  3. В соответствии со статьей 32 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик орган дознания или следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
  4. 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  5. 2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  6. 3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  7. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, об'яснений задержанного и времени составления протокола. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю, а если задержание указанного лица производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического его задержания.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязан в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью, если известно ее место жительства. При задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу.

  • О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие.
  • Основанием для помещения в места содержания лиц, задержанных в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик по подозрению в совершении преступления, является протокол задержания.
  • Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, задержанные по подозрению в совершении преступления, направляются на гауптвахту с постановлением органа дознания или следователя.
  • Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в камерах для задержанных, а в отдельных случаях и в иных помещениях, специально оборудованных для этих целей и отвечающих требованиям настоящего Положения.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в камере для задержанных или на гауптвахте.

Порядок содержания на гауптвахте военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, задержанных по подозрению в совершении преступления, определяется настоящим Положением и Уставами Вооруженных Сил СССР, утверждаемыми Президиумом Верховного Совета СССР.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными настоящим Положением, а также вытекающими из режима в местах содержания задержанных.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, задержанных по подозрению в совершении преступления, определяется настоящим Положением, иными актами законодательства Союза ССР, предусматривающими права и обязанности этих лиц во время нахождения их на территории СССР, а также международными соглашениями Союза ССР с другими государствами.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, подвергаются личному обыску, а при необходимости дактилоскопированию и фотографированию, о чем составляется протокол. Находящиеся у задержанных вещи подлежат досмотру.

Задержанным запрещается иметь при себе деньги, ценные вещи, а также предметы и документы, не разрешенные к хранению в местах содержания задержанных.

Из'ятые у них деньги, ценные вещи, упомянутые предметы и документы сдаются на хранение, о чем составляется протокол.

  1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений, размещаются в камерах для задержанных с соблюдением следующих требований изоляции:
  2. мужчины содержатся отдельно от женщин;
  3. несовершеннолетние — отдельно от взрослых; в исключительных случаях с санкции прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание взрослых;
  4. особо опасные рецидивисты — отдельно от других лиц.

Лица, задержанные по подозрению в совершении одного и того же преступления, по письменному указанию лица, производящего дознание, следователя или прокурора содержатся раздельно. По письменному указанию лица, производящего дознание, следователя или прокурора задержанные могут содержаться раздельно и по иным основаниям.

  • Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, имеют право:
  • знать, в чем они подозреваются;
  • требовать проверки прокурором правомерности задержания; о заявленном требовании администрация места содержания задержанных немедленно сообщает прокурору;
  • обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать об'яснения и заявлять ходатайства;
  • обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам в порядке, установленном статьей 13 настоящего Положения;
  • пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, обязаны соблюдать требования настоящего Положения и Правил внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.   Задержанным раз'ясняются их права и обязанности.

  1. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, содержатся в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим правилам, определяемым Министерством внутренних дел СССР и Министерством здравоохранения СССР.
  2. Задержанным предоставляются бесплатно по установленным нормам питание, спальное место и другие виды материально-бытового обеспечения, а в необходимых случаях — одежда и обувь по сезону.
  3. Медицинское обслуживание задержанных, лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в местах содержания задержанных организуются и проводятся в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.
  4. Порядок оказания лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления,медицинской помощи, использования для этой цели лечебных учреждений органов здравоохранения и привлечения их медицинского персонала определяется Министерством внутренних дел СССР и Министерством здравоохранения СССР.

Свидания с родственниками и иными лицами предоставляются задержанным по подозрению в совершении преступления администрацией места содержания задержанных только с письменного разрешения следователя или лица, производящего дознание, в производстве которого находятся материалы о задержании. Продолжительность свиданий устанавливается до одного часа.

Жалобы и заявления лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, адресованные прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, передаются им немедленно.

Жалобы и заявления, адресованные иным лицам и органам, передаются также немедленно следователю или лицу, производящему дознание, просматриваются ими и направляются по принадлежности.

Жалобы и заявления, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, по принадлежности не направляются, о чем извещается лицо, подавшее жалобу или заявление, а также уведомляется прокурор.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный ими государству во время пребывания в местах содержания задержанных, в порядке и размерах, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик.

Обеспечение порядка в местах содержания задержанных возлагается на администрацию мест содержания задержанных, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.

К лицам, задержанным по подозрению в совершении преступления, если они проявляют буйство, оказывают физическое сопротивление работникам мест содержания задержанных или совершают другие насильственные действия, в целях предотвращения причинения ими вреда окружающим или самим себе допускается применение наручников, о чем составляется протокол.

При необходимости такие лица могут быть помещены отдельно от других задержанных в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

В качестве крайней меры в случае совершения лицом, задержанным по подозрению в совершении преступления, нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающего жизни работников мест содержания задержанных либо других лиц, если иными мерами невозможно пресечь эти действия, и в других исключительных случаях в соответствии с действующим законодательством допускается применение оружия. О каждом случае применения оружия администрация мест содержания задержанных обязана составить протокол и немедленно сообщить прокурору.

  • Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если:
  • 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  • 2) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • 3) истек установленный законом срок задержания.

Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Постановление об освобождении исполняется немедленно по его поступлении в место содержания задержанных.

  1. Установив отсутствие оснований для дальнейшего задержания, лицо, производящее дознание, или следователь обязан немедленно освободить задержанного.
  2. Установив незаконность задержания, прокурор обязан немедленно освободить задержанного.
  3. Если в установленный законом срок задержания постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об освобождении задержанного лица либо применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу в место содержания задержанных не поступило, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо и направляет уведомление о его освобождении прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, о чем составляет протокол.
  4. В случае необходимости администрация места содержания задержанных обеспечивает освобожденных лиц бесплатным проездом к месту жительства; по их просьбе выдает справки о времени пребывания в месте содержания задержанных.
  5. В соответствии со статьей 4 Положения о предварительном заключении под стражу лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в местах содержания задержанных.
  6. Основанием для помещения лиц, в отношении которых избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу, в места содержания задержанных является постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, постановление прокурора либо приговор, определение или постановление суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу.