Новости

Требуется ли постановка печати на поручении о проведении оперативно-розыскного мероприятия?

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Требуется ли постановка печати на поручении о проведении оперативно-розыскного мероприятия?

Проведение ОРМ

Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий.

Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий.

Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса.

Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета). При этом, сотрудникам оперативных подразделений запрещается собирать образцы для сравнительного исследования, если их изъятие создает угрозу здоровью граждан, унижает их честь и достоинство, нарушает жизнедеятельность отдельных лиц, а также затрудняет функционирование учреждений, организаций, предприятий.

Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения.

Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД).

Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.

Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами.

Метод наблюдения, как правило, осуществляется специализированными оперативно-поисковыми подразделениями по поручению (заданию) руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда.

Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности. В ходе оперативной идентификации, как правило, запрещается:

  • оказывать воздействие на лиц, участвующих в ОРМ, и искусственно создавать условия, приводящие к ошибочному отождествлению опознаваемого лица с разыскиваемым преступником;
  • привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты мероприятия;
  • действовать с нарушением положений оперативно-розыскного закона, иных актов по организации и тактике ОРД,
  • допускать действия, исключающие дальнейшее использование результатов мероприятия в соответствии с законом. Так, например, осуществление отождествления личности может привести в невозможности или утере доказательственного значения такого следственного действия, как предъявление для опознания.

  Что делать, если пытают в полиции

Как отмечалось выше, ряд ОРМ объективно влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), поэтому для их проведения необходимо соблюдение особых дополнительных условий. Различают две группы таких условий проведения указанных ОРМ: общеобязательные и характерные для экстренного проведения.

Проведение ОРМ: общеобязательные условия

Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

  • наличие судебного решения;
  • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
  • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев

Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:

  • наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
  • получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
  • возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
  • уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.

Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России.

Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, т.е.

в целях оперативно-проверочной работы.

Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др. Однако, в целях соблюдения конспирации перечисленные и другие документы могут не составляться.

Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).

Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать   для стороны защиты поводом для заявления  ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.

Оперативный эксперимент. Приступаем к изучению материалов

Сознаюсь — перед публикацией было у меня желание поместить продолжение моих заметок по проведению ОРМ «оперативный эксперимент» в закрытый раздел ресурса.

Это желание связано с тем, что я стал получать письма с просьбами от граждан, далеких от юриспруденции вообще, и оперативной работы, в частности, «слегка подредактировать» составленные ими жалобы на действия сотрудников полиции при проведении различных ОРМ.

Ознакомление с текстами жалоб вызывало у меня, примерно, такие же чувства, какие возникают у хирурга после осмотра больного, попытавшегося самостоятельно вырезать себе аппендицит глядя в  Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости…

Но, подумав, я решил быть последовательным — ну, не все же у нас такие отчаянные, полагающие, что они способны одномоментно постичь то, чему учатся пять лет в ВУЗе и всю жизнь — на практике…

Теперь, когда мы получили представление о некоторых особенностях проведения ОРМ «оперативный эксперимент», самое время разобраться в том, как лучше поступить адвокату, столкнувшемуся с ситуацией, когда его доверитель задержан именно в рамках данного ОРМ.

  В качестве примера возьмем ситуацию, когда доверитель задержан при получении денег за то, что он обещал оперативному сотруднику, действовавшего под видом гражданина, пожелавшего стать, к примеру, помощником депутата Государственной Думы, посодействовать ему в этом полезном и весьма выгодном деле.

  После задержания наш доверитель доставлен в УВД, где следователь возбуждает уголовное дело «по факту совершения» — на такое нарушение давно уже никто не обращает внимание – после чего, на основании ст. 91 УПК РФ, составляет протокол задержания на 48 часов.   Напомню – в данном случае ограничения в возбуждении уголовного дела, предусмотренные ч. 3 ст.

20 УПК РФ, в соответствие с которой преступления, предусмотренные ст.ст. 159-159.6.

УК РФ, которые относятся к делам частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, не действуют; законодатель сделал такой подарок только при совершении преступления «индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.   Сложность для адвоката заключается в том, что на данном этапе он не располагает какой-либо информацией, помогающей сформулировать линию защиты; материалы «оперативного эксперимента» пока засекречены, а именно они и являются основными доказательствами по делу.   Поэтому, все, что мы можем получить на законном основании, только те материалы, которые следователь понесет в суд при рассмотрении его ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.   Ну, а если в качестве меры пресечения будет избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении – спросите вы – где тогда брать исходный материал для формирования линии защиты?  

При достаточно низкой вероятности развития событий по этому сценарию, рассмотрим и его: у нас, во-первых, протокол допроса нашего доверителя; во-вторых, протокол очной ставки, проводимой между нашим доверителем-подзащитным и оперативным сотрудником, которому он так опрометчиво доверился; в-третьих, объяснение нашего доверителя, которое мы получим от него в порядке п. 3 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

О содержании этого объяснения мы поговорим чуть позже, а пока усложним себе задачу, приблизив ее к условиям «максимально боевым».   Допустим, Вы приняли на себя защиту доверителя, когда он уже дал признательные показания следователю, при этом присутствовал персонаж, явно по недосмотру получивший статус адвоката, т.е., из той категории, для которой работа по ст. 51 УПК РФ является единственным источником заработка, соответственно, являющимся к следователю по его «первому свистку» и готовому пуститься во все тяжкие, чтобы его вновь пригласили делать вид, что он кого-то защищает.   Единственный путь, в данном случае, это доказать нарушения, которые были допущены при проведении первоначальных следственных действиях, а сделать это можно, в том числе, и опросив доверителя об обстоятельствах его задержания и проведении с ними первоначальных следственных действий.   Не путать с объяснением, которое мы берем «для себя», уже об обстоятельствах, предшествующих задержанию доверителя.   При этом, мы стараемся не касаться причин задержания, отделавшись лишь общими фразами – «как мне объяснили, я был задержан по подозрению…», и подобными нейтральными формулировками.   Очень полезно подготовить от имени доверителя заявление на имя следователя об отказе от всех, ранее данных показаний изобличающего характера с указанием причины – действий приглашенного следователем адвоката, противоречащие интересам доверителя.   Кроме того наш доверитель сообщает следователю, что он отказывается от дачи каких-либо показаний и от участия в следственных действий с его участием, за исключением ознакомлением постановлений о назначении экспертиз, результатами проведенных экспертиз, ну, и естественно ознакомлением с материалами дела на стадии ст. 217 УПК РФ.   А когда же, когда мы начнем обсуждать оперативный эксперимент? – спросят самые нетерпеливые из моих коллег.   Спокойно – отвечу я – если не сделать самого необходимого до того, как мы начнем знакомиться с рассекреченными материалами ОРМ, ознакомление с ними будет носить исключительно познавательный характер, не имея никакого прикладного значения.   Наше дело, до того, как материалы будут представлены нам ознакомление, подготовить почву для того, чтобы, пусть и не превратить их  в груду никому не интересной макулатуры, но сделать так, чтобы они не могли причинить нашему доверителю существенного вреда.   Так, очень полезным будет получить распечатку телефонных переговоров за период, начало которого приходится на начало контактов с оперативником, выступившим под прикрытием. Это нужно, хотя бы, для того, чтобы потом, сравнивая дату на постановлении о проведении ОРМ «оперативный эксперимент» с датой начала звонков с указанного в документах номера телефона, определить, когда же, де-факто, этот эксперимент начался.   Когда же приходит очередь знакомиться с материалами дела, руководствуемся общим правилом: никогда не подписывать протокол об ознакомлении с материалами дела, даже, если следователь любезно сделает копии со всех его томов, до того момента, пока действительно с ним не ознакомитесь и не подготовите к предварительному слушанию необходимое количество ходатайств и жалоб, согласно выработанной линии защиты.   Ознакомление с документами, относящимися к проведенному ОРМ «оперативный эксперимент» требует самого тщательного внимания – мелочей здесь не бывает.   Проведению оперативного эксперимента может предшествовать, например, рапорт об обнаружении признаков преступления составленным должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ.   На основании рапорта руководителем органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о проведении ОРМ «оперативный эксперимент».   Поскольку наши правоохранители, хотя и с трудом, но начинают чему-то учиться, постановления о проведении оперативного эксперимента утверждаются именно должностными лицами, уполномоченными на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией  «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (Приказ МВД РФ № 776 от 27 сентября 2013 года).   Для более точной идентификации должностного лица, утвердившего постановление о проведении ОРМ «оперативный эксперимент»), настоятельно рекомендую изучить Приказ от 19 июня 2012 г. № 608 МВД РФ «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».   Так, данным Приказом установлено, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации  к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности:

— В центральном аппарате МВД России — Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте, Национального центрального бюро Интерпола, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-разыскной информации МВД России и их заместители. — В территориальных органах МВД России Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.   Начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых бюро, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России

Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 

Отсюда вывод: никакое иное должностное лицо, кроме перечисленных в данном Приказе, например, зам.начальника УВД по тылу, не вправе утверждать постановления о проведении ОРМ.   Следующий документ, который должен нас заинтересовать – постановление о рассекречивании, а именно что, что следует после слова «Установил»:  когда, где и какое оперативно-розыскное мероприятие проводилось и какие получены результаты, для каких целей проводилось оперативно-розыскное мероприятие, когда и кем оно санкционировалось, наличие судебного решения о его проведении, основания рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.   Вот именно, какие результаты были получены в процессе оперативного эксперимента, и представляет для нас интерес.

Попутно вспоминаем п.

20 Инструкции  «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»: «Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе».Проще говоря, нам необходимо определить – соответствуют ли представленные материалы требованиям законности их получения, относимости и допустимости.

Например, в моей практике были случаи, когда, согласно датам видеофайлов, они были сделаны за несколько лет до проведения ОРМ…  

О том, на что должен обратить внимание защитник при оценке материалов, представленных в виде аудио и видеоматериалов, я расскажу в следующий раз.

Тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия – наблюдение — Олег Хапов на vc.ru

{«id»:130701,»gtm»:null}

Осуществление мероприятий, направленных на формирование полной доказательной базы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в настоящее время требует научно-практического вмешательства.

С развитием информационных технологий шаг прогресса заметно дает результаты, в основном в криминальной среде.

Отражением данной проблемы являются статистические данные территориальных органов на региональном уровне по совершенным преступлениям за отчетный период.

Современному преступнику сложно обойтись без использования достижений науки и техники, поскольку принцип совершения преступлений, методы и порядок меняются на корню.

Ключевые слова: наблюдение, тактика проведения ОРМ, негласная деятельность, сбор информации, оперативная техника, принципы ведения диалогов с контингентом.

Наблюдение – это вид оперативно-розыскного мероприятия (далее ОРМ), предусмотренное п.6 ст.6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144 от 12 августа 1995 года.

Основная суть проведения данного вида оперативно-розыскного мероприятия заключается в получении определенной информации, также установление дополнительных сведений путем негласного слежения за объектом наблюдения.

Оперативный сотрудник должен обладать такими личностными качествами, как альтруистичность, добросовестность, дисциплинированность, целеустремленность, исполнительность и стрессоустойчивость.

Также необходимо, чтобы субъект обладал уровнем интеллекта выше среднего, поскольку проведение оперативно-розыскного мероприятия требует неординарных решений, не предусмотренных здравым смыслом и планом действий.

Для более полного понимания качеств, ниже приводятся краткие пояснения:

— дисциплинированность является важнейшим качеством сотрудника ОВД, так как дисциплина в первую очередь это порядок поведения людей в строгом соответствии с правилами, сложившимися в обществе, а также к требованиям и нормативам ОВД;

— альтруистичность это готовность ставить чужие интересы на выше собственных, в данном случае имеются ввиду интересы осуществления оперативно-розыскной деятельности;

— добросовестность это честная самостоятельная оценка собственных действий с точки зрения морали;

— целеустремленность выражает активную позицию довести начатое дело до конца;

— исполнительность является основным качеством, поскольку сотрудник обязан строго следовать требованиям нормативно-правовых актов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

— стрессоустойчивость также является составляющей в личности сотрудника, поскольку это совокупность свойств личности, обуславливающие твердое и стабильное психическое состояние в особые критические моменты.

Объектом наблюдения в основном выступает человек, также транспортное средство, которое он использует в процессе своего перемещения. Для успешного выполнения поставленных задач необходимо применение специальной техники из ряда состоящих на вооружении в органах внутренних дел.

Выбор необходимой спецтехники зависит от конкретного рода задач. Ключевую роль в наблюдении имеет планирование и создание подробной план-карты.

Предусмотренное планом мероприятие сопряжено с вторжением в частную жизнь гражданина лишь при проникновении в жилище, поэтому данное оперативно-розыскное мероприятие не требует судебного санкционирования.

Немаловажным аспектом при проведении данного оперативно-розыскного мероприятия является способ передачи данных между субъектами оперативно-розыскного мероприятия. Все сообщения при оперативном радиообмене должны передаваться в произвольной, краткой и понятной форме.

Проверку связи и готовности рекомендуется проводить два раза. На стадии подготовительной, и рабочей.

Проверку нужно начинать с оценки качества связи по пятибалльной шкале: 1-связь невозможна; 2-сильные помехи, доходят только отдельные фразы; 3-разборчивая связь на фоне сильных помех; 4-разборчивая связь на фоне слабых помех; 5-разборчивая связь, отсутствие помех.

Связь должна начинаться с «условного позывного абонента», и завершаться фразой «конец связи». После трансляции или передачи, каких либо сообщений, необходимо незамедлительно запрашивать подтверждение фразой «кто принял?» или «как принял?».

Строгое соблюдение правил радиообмена играет важную роль. Как правило, при решении оперативных задач, применяется квитанционный способ доведения информации.

Данный способ заключается в передаче получателем отметки о получении, так называемой «квитанции».

Важно, чтобы перед началом предполагаемой операции были проверены радиостанции, также все технические средства на их рабочее состояние, вплоть до используемых при ОРМ транспортных средств.

Ниже приводится рекомендуемый сеанс радиосвязи между тремя корреспондентами с позывными «центр», «107» и «волна» с применением рабочей карты. Ситуация: наружное наблюдение объекта «Машкин И.А.» с использованием транспортного средства. Участвующие абоненты:

«центр» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию позади условного объекта, координатор мероприятия;

«волна» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию впереди условного объекта;

«107» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию параллельно траектории движения условного объекта, играет роль запасного для экстренной подмены «центра» или «волны».

Задача: взять под наблюдение условного объекта на прилагаемой местности (Рис.1).

центр: Внимание, как проходит связь?

107: 107-центру, связь проходит на отлично, конец связи.

волна: волна-центру, связь проходит на отлично, конец связи.

центр: 107, волна, я вас принял. Начинаем операцию, объект движется на автомашине согласно плану, ВАЗ 2114 белого цвета, номера Р389РР123. Въехал со стороны поселка Нефтянников, двигается по Шарлыкскому шоссе в сторону администрации северного округа. Как приняли?

волна: я волна, вас принял.

центр: волна, направляйся на пересечение улиц конституции СССР и Театральной, по команде выезжаешь вперед. Как принял волна?

волна: я волна, вас принял.

При проведении наблюдения в обязательном порядке необходимо иметь подробные карты с отражением всех адресов и объектов. Ознакомление с картой происходит на подготовительной стадии, т.е.

на стадии планирования проведения оперативно-розыскного мероприятия.

При необходимости нужно нанести на карту специальными маркерами (цвет выделительного маркера подбирается исходя из расцветки самой карты) возможные места направления условного объекта, также маршрут передвижения, или места вероятного пребывания.

При проведении оперативно-розыскного мероприятия на сельских местностях с преобладанием возвышенностей, впадин и прочих природных рельефов, рекомендуется использовать топографические карты (Рис.2).

При правильном ориентировании на топографических картах, возникает возможность значительно сэкономить служебное время, которое можно направить на решение других задач и подготовку к проведению оперативно-розыскного мероприятия.

Необходимость в топографических картах возникает вследствие проведения оперативно-розыскного мероприятия на высокорельефных местностях, имеющих суммарную разницу в высоте относительно точки ведения наблюдения с расстояния до условного объекта наблюдения выше 2 метров, и при дистанции в 1,5-2 км, доставляет сложности. Таким образом, дистанционное наблюдение будет приносить сложности в собирании доказательной базы.

В исключительных случаях, при проведении наблюдения в труднодоступных местах, рекомендуется использовать комплексы с беспилотными летательными аппаратами. На вооружении органов внутренних дел состоит комплекс БПЛА ZALA 421-06.

Комплекс состоит из БПЛА, бортового комплекса управления, полезной нагрузки, канала связи и наземной станции управления. Вес самого БПЛА составляет 4.8кг., из которых до 1 кг. может составлять полезный вес. Размах крыла равен 1.6м. Дальность полета достигает до 210км, а скорость до 120км/ч.

Образец топографической карты в полном масштабе (Рис.3).

Топографическая карта загружена с интернет ресурса по адресу www.maps.vlasenko.net Рис.3

В зависимости от назначения карты делятся на виды. Наиболее полезные и удобные в использовании карты являются карты масштабов 1:25000 (в 1см 250м) – 1:100000 (в1см 100м).

Данные карты являются картами с грифом секретности и ограниченного доступа, поскольку на них детально изображены все объекты и географическими данными и характеристиками местности. При действиях в исключительных условиях могут выдаваться карты масштабом 1:10000.

Они предназначаются для изучения населенных пунктов и подходов к ним, также для ориентирования внутри населенных пунктов. Копирование карт с масштабами от 1:25000 до 1:100000 запрещено законом, поскольку содержат государственную тайну, и информацию ДСП.

При непосредственном проведении оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» допускается одновременное решение нескольких задач.

Данное мероприятие проводится для выявления преступной деятельности определенных лиц или установления определенных фактов совершения тяжких или особо-тяжких преступлениях, розыск преступников, фиксация (документирование) отдельных эпизодов преступной деятельности, проверка надежности агентуры и тому подобное.

Положительной чертой данного оперативно-розыскного мероприятия является то, что в процессе наблюдения становятся известными определенные факты.

В основном это негласная противозаконная деятельность объекта наблюдения, о которой ранее не было известно, установление психологического портрета, включающие в себя характер и эмоционально-волевые качества наблюдаемого лица. Вероятно, также установить полный круг общения лица, включающие в себя личные связи, служебные и криминальные.

Помимо этого, лицо может выдать используемые им тайники, состав преступной группы при ее наличии, количественный и качественный состав, лидеры и другие участники группы, место сбора (собрания), источники финансирования, психологическая характеристика группы, распределение обязанностей в определенных действиях, возможные подходы к группе через лиц, имеющих с ними контакты на постоянной основе, также информация о связях группы (или ее отдельных участников) с сотрудниками правоохранительных органов.

Важно, чтобы в процессе наблюдения производилась полная фиксация всех действий объекта наблюдения в порядке хронологии. Это обусловлено тем, что для дальнейшего сравнения результатов оперативно-розыскного мероприятия необходимо иметь исходные данные о лице, его действиях и связях.

Рекомендательный характер носит и фото, видео или аудио фиксация хода наблюдения. В дальнейшем оно может использоваться в качестве доказательной базы. Каждое движение (действие или бездействие) объекта наблюдения имеет определенный смысл и предпосылки.

Оперативно-розыскная аналитика как способ установления дополнительной информации

Всесторонний анализ всех действий и (или) бездействий, совершаемых объектом наблюдения, практически во всех случаях дает свои результаты. Логическая цепь, выведенная на основе данных, полученная путем анализа действий объекта наблюдения, может привести к новым сведениям, или выдать новые версии совершения преступления, также способы и детерминанты. Приведем условный пример:

Опрос граждан как оперативно-розыскное мероприятие [Курсовая №61050]

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

На современном этапе развития Российского государства одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия комплекса неотложных мер, являются укрепле­ние правопорядка и борьба с преступностью.

Особое значение придается ак­тивизации деятельности правоохранительных органов и, в частности, опера­тивных подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, рас­крытию и расследованию преступлений.

Необходимость этого обусловлена тем, что оперативно-розыскная дея­тельность (ОРД) играет весьма заметную роль в обнаружении и раскрытии наиболее тяжких и опасных преступлений.

Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопро­изводством.

Прежде всего, речь идет о неочевидных и латентных преступле­ниях, преступлениях организованных преступных групп, доля которых в об­щей структуре отечественной преступности достаточно велика.

В этом ключе одним из действенных, наиболее простых и эффективных, способов получения оперативно-розыскной информации является проведение опроса среди лиц, потенциально владеющих информацией, имеющей значение для органов, осуществляющих ОРД. В связи с этим изучение теоретических и практических вопросов правового регулирования опроса как оперативно-розыскного мероприятия весьма актуально.

Значимость указанной темы определяется также и тем, что опрос явля­ется одним из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий, так как он, как правило, не затрагивает конституционных прав человека и не нуждается в дополнительном санкционировании со стороны суда и руково­дства оперативного подразделения. Разработка должного правового регули­рования, обеспечивающего как эффективность борьбы с преступностью, так и соблюдение прав человека при проведении опроса, делает это исследование весьма актуальным.

В свою очередь, несмотря на законодательное урегулирование ОРД, к ее результатам по-прежнему сохранилось настороженное отношение как к инфор­мации недостоверной, которая получена с грубейшими нарушениями прав че­ловека. Нормы, предусматривающие применение оперативно-розыскной ин­формации в доказывании, не позволяют ее использовать в соответствии с ре­альной необходимостью в целях раскрытия и расследования преступлений.

Теория уголовного процесса не должна стоять на месте, а должна быть гибкой, соответствовать жизненным реалиям времени. Поэтому в ней долж­ны найти отражение вопросы, связанные с использованием результатов как ОРД в целом, так и результатов опроса, в частности.

Изложенные положения определяют актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы.

Проблемам совершенство­вания правового регулирования ОРД, в том числе исследованию порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и использованию получен­ных результатов, посвящены работы ученых, специализирующихся в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной дея­тельности, а также в сфере науки управления: Ю.И. Авдеева, А.В. Агутина, А.В. Азарова, А.И. Алексеева, В.М. Атмажитова, И.И. Басецкого, В.И. Бас-кова, А.Р. Белкина, Ю.С. Блинова, В.Г. Боброва, В.П. Божьева, Л.В. Брусницына, И.А. Возгрина, А.Ф. Возного, Д.В. Гребельского, В.Ю. Го-лубовского, В.А. Голенкова, К.К. Горяинова, В.Н. Григорьева, Н.А. Громова, А.Н. Гущина, П.С. Дмитриева, Е.А. Доли, М.А. Кокорева, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашева, В.З. Лукашевича, А.Г. Мар-кушина, В.М. Мешкова, В.И. Михайлова, Г.М. Миньковского, Т.Н. Москаль-кова, А.А. Остроумова, С.С. Овчинского, В.Н. Омелина, Н.Е. Павлова, А.С. Подшибякина, В.Л. Попова, Д.В. Ривмана, В.И. Рохлина, Е.М. Рябкова, В.П. Сальникова, СП. Сереброва, Г.К. Синилова, М.П. Смирнова, СВ. Степашина, К.В. Суркова, М.Е. Токаревой, А.А. Фальченко, А.В. Федорова, Ю.В. Франциферова, В.ГТ. Хомколова, А.Е. Чечетина, А.В. Шахматова, М.А. Шматова, А.Ю. Шумилова, СП. Щербы и др. Труды указанных ученых дают надежную основу для дальнейших разработок.

  • Вместе с тем при всем богатстве и разнообразии научного материала по ОРД, понятию опроса, порядку его проведения, представления результатов в уголовное судопроизводство уделялось недостаточно внимания.
  • Объектом исследования выступают общественные отношения, возни­кающие в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
  • Предметом исследования выступают опрос как оперативно-розыскное мероприятие, практика его проведения, а также теоретические и правовые основы использования результатов опроса.
  • Целью исследования является разра­ботка комплекса положений и рекомендаций, исполь­зование которых способствовало бы разрешению ряда теоретических и пра­вовых вопросов, связанных с регулированием проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как опрос, а также с совершенствованием исполь­зования его результатов.
  • Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены сле­дующие задачи:
  • сформулировать авторское определение понятия опроса как опера­тивно-розыскного мероприятия;
  • рассмотреть виды указанного оперативно-розыскного мероприятия;
  • исследовать специфику правового регулирования и проведения опроса;
  • исследовать правовую природу результатов опроса;
  • определить возможные направления использования результатов оп­роса в уголовном процессе;
  1. Методологическую основу исследования составили общие и частные методы научного исследования, в том числе диалектический метод познания реальной действительности, системный, исторический, структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и другие.
  2. Теоретической основой исследования являются научные труды и фундаментальные разработки ведущих специалистов в об­ласти ОРД, уголовного процесса, уголовного права, криминалистики, а также судебной экспертизы, теории государства и права, международного права, юридической психологии и других отраслей научного знания.
  3. Источниковой базой исследования стали положения международ­но-правовых актов, Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной дея­тельности», иных федеральных законов, ведомственных и межведомствен­ных актов, имеющих непосредственное отношение к изучаемым вопросам.
  4. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмот­рении вопросов, возникающих в теории и практике проведения оперативно-розыскного мероприятия «опрос», определении новых направлений использования его результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Предло­женные выводы и рекомендации по совершенствованию правового регули­рования проведения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» и исполь­зования его результатов могут способствовать повышению раскрываемости преступлений и более успешному решению других задач борьбы с преступ­ностью.

Выводы обозначенные в работе могут быть использованы при дальнейшей научной разработке проблем уголовно-процессуального права и теории оперативно-розыскной деятельности, при преподавании курса уголовного процесса, криминалисти­ки, ОРД, спецкурсов, подготовке лекций и учебных пособий. Отдельные по­ложения могут быть использованы в научно-исследовательском процессе.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть (две главы), заключение, список источников и литературы.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРОСА КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Понятие опроса и его место в системе розыскных мероприятий

Вопрос нормативно-правового закрепления понятия «опрос» в настоящее время остается открытым. Имеющаяся литература по оперативно-розыскной проблематике не дает однозначного трактования указанного опе­ративно-розыскного мероприятия.

Ряд ученых комментирующих Федеральный закон «Об ОРД» [1] форму­лируют опрос, как «специальную беседу, проводимую с гражданами, кото­рым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах».

Одна из спорных позиций которая искусственно устанавлива­ет границы проведения данного мероприятия, считается некорректной, и тре­бует изменения, это ограничение круга объектов в отношении которых раз­решено проводить опрос, только с гражданами Российской Федерации.

Ис­ходя из данной трактовки определения опроса, из поля указанного оператив­но-розыскного мероприятия выпадают иностранные граждане, лица без гра­жданства, возникает вопрос с лицами имеющими двойное гражданство.

Уже одно то, что указанная формулировка противоречит части первой статьи 8 Закона об ОРД, в котором прямо указано, что «гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положе­ние, принадлежность к общественным объединениям, отношения к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для про­ведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом», говорит о необходимости ее изменения.

Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения, которые обладают информацией необходимой для решения конкретной задачи ОРД (например, о признаках состава преступления, о лицах, его совершивших, следах, вещественных доказательствах несущих на себе следы преступной деятельности и т.п.). В свою очередь приведенные опре­деления опроса также страдают тем, что в них приводится цель опроса, «для решения конкретной задачи ОРД».