Персонал

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Законодательством РФ предусмотрены не только наказания, но и особые меры пресечения. Одной из самых жёстких таких мер является административное задержание лица. Но на практике 2023 года применяется оно далеко не всегда законно.

В этой статье мы узнаем, каковы правила и порядок этой процедуры, имеют ли право задерживать сотрудники ГИБДД, на какое время могут забрать человека и что делать в случае незаконных действий и причинения вреда здоровью.

Но давайте обо всём по порядку!

Закон о задержании 2023 года

Итак, административное задержание лица – это краткосрочная процедура ограничения свободы передвижения водителя или любого другого гражданского, а в ряде случаев и должностного лица в определённых целях.

Обратите внимание, это не наказание само по себе, как штраф или арест. Это именно мера пресечения, но задержать вас могут, чтобы в дальнейшем, к примеру, назначить меру ответственности (уже ареста, например).

Эту процедуру регламентируют несколько нормативных актов (в случае, когда это делает сотрудник ГИБДД). Давайте перечислим их в порядке приоритетности их значения.

Есть ещё Уголовно-процессуальный кодекс, здесь говорится о задержании при совершении преступлений или подозрении гражданина в преступном деянии.

Кто имеет на это право?

Задерживать гражданина уполномочены следующие органы и ведомства:

  • полиция, в том числе ГИБДД – ниже мы поговорим об основаниях задержания,
  • судебные приставы исключительно в целях принудительного исполнения имеющегося производства или привлечения водителя по части 1 статьи 20.25 КоАП (за просроченный штраф),
  • сотрудники Росгвардии могут задерживать исключительно на охраняемых ими объектах или при попытке незаконного проникновения в такие объекты; просто так на дороге водителей росгвардейцы не могут применять мер,
  • сотрудники военной инспекции (ВАИ) могут ограничивать свободы только военным на военных автомобилях,
  • пограничники – исключительно при нарушении пересечения границ,
  • таможенники – исключительно при нарушении, соответственно, таможенных правил.
Читайте также:  Забрать Исковое Заявление На Алименты В 2023 Году

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Какие основания для задержания?

Здесь следует отдельно выяснить про процессуальные формальные и практические причины временного ограничения свободы.

Первые перечислены в ФЗ О полиции, и к ним относятся нижеследующие.

  • Подозрение в совершении преступления. В этом случае, если вас остановил инспектор ДПС на дороге (и, к примеру, пробил машину по номеру и выяснил, что она в угоне, либо вы сами находитесь в розыске), то самостоятельно задержать вас у него полномочий нет – он обязан вызвать дознавателя или следователя, если эта мера пресечения необходима.
  • Если вам назначили арест, принудительные работы и другие меры наказания (кроме штрафа), и вы уклоняетесь от исполнения этого наказания.
  • В исключительных случаях, когда административное дело не может быть рассмотрено без задержания, таковое может применяться. При этом, увы, но чёткого перечня таких «исключительных» случаев в законах 2023 года нет.
  • Если вы нарушили комендантский час.
  • Если вы пытались проникнуть или проникли на охраняемый объект.
  • Если инспектор ДПС подозревает у вас наличие психического расстройства, и при этом вы создаёте общественную опасность своим поведением.

А вот на практике с задержанием водителям часто приходится сталкиваться в следующих случаях.

За просроченный штраф

Вы не оплатили вовремя и просрочили штраф, и вас задерживают до суда для назначения наказания по статье 20.25 КоАП – это почти во всех случаях незаконно, если только вы прямо не укажете на то, что будете уклоняться от явки в суд.

Если с собой нет документов

Обратите внимание, что, согласно пункту 84.14 Административного регламента, инспектор вправе требовать у вас паспорт как удостоверение личности. Водительские права таким документом не являются.

С другой стороны, обязанности возить с собой паспорт (кроме случаев режима повышенной готовности – как это было при пандемии коронавируса, к примеру) у вас нет. И задержать вас за это никто не имеет права – это незаконно. Однако, доставить в отделение полиции до выяснения личности сотрудники ГИБДД имеют полное право (пункт 6.8 того же регламента).

За тонировку

Здесь ситуация схожа с просрочкой оплаты штрафа ГИБДД. Аналогично водителя отвозят в отделение до суда, но уже в случае невыполнения законного требования сотрудника полиции.

Ранее мы уже выясняли законность самого такого требования в случае с тонировкой. Отметим также, что и задержание тут незаконно, потому как это не исключительный случай и, если инспектор ДПС вас отпустит, это никак не помешает своевременному рассмотрению дела, если только вы не будете настаивать на том, что собираетесь скрываться от судебного заседания.

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

По подозрению на опьянение

Такое уже бывает реже, но в практике 2023 года всё же, к сожалению, встречается. Не совсем понятны принципы и причины для задержания. Ведь при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, инспектор обязан проверить его на алкогольное опьянение, и только по результату предложенной «продувки» на месте может направить его на медицинское освидетельствование.

Тем не менее, при отсутствии алкотестера инспектор вправе доставить вас в то место (пост, отделение ГИБДД), где такой прибор есть. Но задержание – это немного другое.

На какое время могут ограничить свободу?

В общих случаях максимальный срок задержания составляет 3 часа. Но в исключительных случаях, когда административное дело, которое открыто в вашем отношении, влечёт в качестве одной из мер наказания арест, он может быть продлён. И во всех случаях в помещении вы можете находиться по закону не более 2 суток.

Начало течения этого срока начинает течь с времени доставления – то есть с того момента, как фактически ограничили ваше право на передвижение, на месте, где вас остановили.

Какие правила составления протокола?

Протокол об административном задержании должен составляться в обязательном порядке. Однако, в отличие от других процедур, здесь в законодательстве прямо не указано, что этот документ пишется непосредственно перед временным ограничением свободы.

В протоколе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО должностного лица, который производит задержание и должность (пункт 186 регламента),
  • дата и время проведения процедуры,
  • ФИО задерживаемого,
  • место, откуда увозят гражданина,
  • основания,
  • данные о разъяснении прав и обязанностей.

Далее протокол вручается вам на подпись. Вы можете отказаться от подписи. Вы также можете в нём писать разъяснения. Кроме того, по вашей просьбе вам обязаны выдать копию этой бумаги.

Какие правила задержания?

На самом деле, их мало. Все они перечислены в Кодексе и Федеральном законе, а также Административном регламенте:

  • вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности (в частности, статью 25.1 КоАП о праве знакомиться с материалами дела и Конституцией о праве не свидетельствовать против себя и своих близких, праве на юридическую помощь (защитника в случае административного дела и адвоката в случае уголовного)) – часть 5 статьи 27.3 КоАП,
  • при задержании обязательны досмотры: личный, личных вещей и автомобиля, если дело происходит на дороге с водителем (пункт 189 регламента и пункт 6 статьи 14 ФЗ О полиции),
  • вы имеете право на один звонок, также вместо вас по вашей просьбе звонок может быть выполнен сотрудником полиции (ч.7 ст. 14 ФЗ),
  • если задерживается несовершеннолетний, то в кратчайшее время должен быть уведомлён его родитель.

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Какие правила поведения при процедуре?

В первую очередь, даже если вы считаете, что задержание незаконно, не следует сопротивляться и в целях собственной защиты применять физическую силу. Увы, но в реалиях практики российского законодательства это может закончиться не в вашу пользу.

Самое главное, что необходимо делать при задержании – это вести видеосъёмку общения с ГИБДД, начиная с момента остановки автомобиля и заканчивая непосредственно перемещением в помещение.

Это поможет в дальнейшем выявить все нарушения полицейских и привлечь тех к ответственности.

Как обжаловать?

По правилам подачи жалобы никто не обязан доказывать и указывать на нарушения должностных лиц. По заявлению с жалобой от гражданина соответствующие органы обязаны провести расследование и самостоятельно выявить такие нарушения, либо остановить дело, если таковых не будет найдено.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то обжаловать действия сотрудников нужно обязательно. Чаще всего такое приходится делать при привлечении к задержанию до суда по причине просроченного штрафа (привлечение по 20.25 КоАП РФ).

В любом случае жалоба на сотрудников полиции может быть подана сразу в несколько ведомств:

  • непосредственному начальнику подразделения, где служит задержавший вас инспектор,
  • в прокуратуру по подведомственному району нарушения, но можно и в генеральную,
  • в Управление собственной безопасности при МВД,
  • сразу в суд.

Мы рекомендуем обратиться одновременно в первые 3 ведомства. Общего бланка и образца заявления для этого не существует. Вам достаточно просто написать, к кому и от кого подаётся жалоба, суть обращения, описание процедуры задержания, приложить копию протокола при наличии, а также загрузить в сеть Youtube видеозапись процедуры и указать ссылку в обращении.

Но самый эффективный способ, дающий результат – это, как правило, прокуратура. Подать жалобу сюда можно в том числе через Госуслуги или, найдя в сети сайт приёмной онлайн-обращений вашего региона. Вот, к примеру, приёмная для жителей Москвы.

Какие наказания для сотрудников?

Незаконное задержание власть имущим сотрудником – это уголовное деяние, наказываемое соответствующим образом. В данном случае статья 301 УК РФ предусматривает до лишения свободы до 3 лет за заведомое такое преступление.

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Но привлекают полицейских по этой статье далеко не всегда. Дело в том, что незаконность задержания констатируется основаниями – если человек ограничен в свободе без причин, то тогда задержание становится заведомо незаконным.

Но даже если были какие-либо нарушения в процессуальных действиях и нарушены правила, то от этого само задержание незаконным не становится.

И это вполне логично, ведь, к примеру, отсутствие указания должности в протоколе никуда не девает цель административной процедуры, и общественную опасность, если её не провести, по мнению законодательства.

Но есть и косвенное наказание для инспектора – в случае, если его действия будут признаны незаконными, вы можете взыскать моральный вред. И деньги оттуда идут из казны или Министерства финансов РФ. И уже эти далее они могут быть взысканы в порядке регресса с этого сотрудника. Ниже мы дадим ссылку на судебную практику по таким делам.

Что дальше?

Итак, вы подали жалобу. Теперь следует ожидать ответа. Вероятнее всего, вас вызовут в соответствующие учреждения для дачи показаний. Лучше не отказываться и явиться, так как без показаний дело наиболее вероятно могут спустить и закрыть за отсутствием или недоказанностью нарушений сотрудниками.

Если прокуратура примет меры, то это даёт для вас основания взыскать причинённый вам вред незаконным задержанием. И вред этот чаще всего бывает только моральный. Но здесь суды нередко удовлетворяют достаточные суммы – по меньшей мере существенно больше, если сравнивать часы, проведённые в помещении для задержанных с почасовой оплатой работы большинства россиян.

Для взыскания морального вреда нужно будет отдельно подавать в гражданский суд по месту совершения правонарушения.

Судебная практика

Есть в практике судов по незаконным задержаниям и дошедшие аж до Европейского суда по правам человека дела.

Вот одно из постановлений Президиума Верховного суда России по возобновлению рассмотрения дела о том, когда задержанный утверждал о том, что ему причинили вред при задержании и били.

Однако, дело на сегодняшний день ещё не завершено, поэтому что будет дальше, остаётся только гадать.

В Санкт-Петербурге районный суд в 2020 году удовлетворил иск гражданина о незаконном временном ограничении свободы частично. В результате требования возмещения морального вреда, причинённого при задержании, в размере 70 тысяч рублей, удовлетворено 50 000. Возмещать будет казна, а затем, вероятно, взыщет с инспектора.

Административный арест: за что и кем назначается, срок, где отбывается, последствия в 2023 году

Время чтения 10 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Административный арест – это вид наказания, которое назначается за совершение административного правонарушения. Нормативно-правовая база – КоАП РФ и Закон «О порядке отбывания административного ареста» (№67-ФЗ от 26.04.2013).

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Как правило, административный арест устанавливается на срок до 15 суток. Но за некоторые правонарушения возможный максимальный срок увеличен до 30 суток:

  • нарушение правил организации и проведения собраний, митингов, шествий и т.п. мероприятий;
  • нарушение условий режима ЧС или контеррористической операции;
  • незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.

Арест – самое суровое наказание по КоАП РФ. Его назначение – исключительная мера. Она возможна, если санкция соответствующей статьи предусматривает такой вид ответственности. Однако в любом случае административный арест не может применяться к следующим категориям лиц:

  • беременные;
  • женщины, имеющие малолетних детей (до 14 лет);
  • несовершеннолетние;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • военнослужащие и призывники на военные сборы;
  • действующие сотрудники СК, МВД, ФСИН, Нацгвардии, ГПС МЧС и ФТС рядового, сержантского и офицерского состава.

Если человек совершил два и более нарушения, за которые суд назначил ему административный арест, сроки не суммируются, не замещают друг друга, а считаются параллельно:

  1. Если несколько дел (правонарушений) рассмотрены судом одновременно, и по каждому назначен арест, то начало каждого срока – дата вынесения судебного решения или дата задержания. Здесь в любом случае наказание не будет отбываться более 15 или 30 суток.
  2. Если арест назначен в период отбывания ареста по другому делу, то арест завершится по истечении нового срока. Например, по одному делу назначили 10 суток, а в период отбывания 10 суток назначили еще один арест на 10 суток. В этом случае арестованного освободят, как только истечет срок ареста по второму делу. В результате фактически сидеть можно гораздо больший срок, чем 15 или 30 суток. Общий фактический срок будет исчисляться от момента задержания или первого ареста до момента истечения срока последнего ареста.

Отличия ареста, доставления и задержания

В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.

Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола.

Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.

После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления. По факту задержания составляется протокол.

Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст. 27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления.

На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест.

На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.

В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен. Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.

За что могут назначить административный арест

Арест могут назначить за любое правонарушение, за которое санкция соответствующей статьи КоАП РФ предусматривает такое наказание.

Самые «популярные» нарушения, за которые может быть наложен административный арест:

  • побои;
  • мелкое хулиганство;
  • появление в состоянии опьянения в общественном месте;
  • управление ТС в состоянии опьянения или без прав;
  • неповиновение распоряжению сотрудника полиции;
  • употребление или незаконный оборот наркотиков;
  • мелкое хищение;
  • незаконный оборот оружия;
  • оставление места ДТП;
  • уклонение от исполнения (неисполнение) административного наказания.

Если санкция альтернативная, а нарушение совершено впервые, вполне вероятно назначат штраф или иное наказание, но не арест. В последнее время суды считают хорошей альтернативой аресту обязательные работы. Но если человек слишком часто попадается на одном и том же нарушении, административный арест назначается почти в 100% случаев.

Если нет установленных законом ограничений для назначения ареста, повлиять на решение суда могут другие уважительные причины:

  • наличие заболевания;
  • наличие на иждивении детей и невозможность их на время пристроить у родных;
  • наличие телесных повреждений, которые требуют медицинского наблюдения и (или) ухода;
  • заглаживание вреда и другие смягчающие обстоятельства.

Процедура административного ареста

Возможны различные варианты процедуры:

  1. Доставление – задержание – арест.
  2. Задержание – арест.
  3. Арест и помещение под стражу в зале суда.
  4. Вынесение судебного решения и последующее задержание с арестом.

От того, какие этапы прошел нарушитель, зависит процессуальное оформление. Сам арест оформляется судебным решением. Проще говоря, судья рассматривает конкретное административное дело, выносит постановление и в нем, назначая наказание, определяет административный арест. Срок ареста устанавливается также судьей.

Если аресту предшествовало задержание, его срок включается в срок ареста. То есть, если человек был задержан, скажем, на 48 часов, а затем арестован на 3 суток, то фактически под арестом ему предстоит пробыть 1 сутки.

Порядок отбывания наказания регулируется Законом о порядке отбывания административного ареста

За нарушение режима военного положения смогут задерживать на 30 суток

Административное Задержание По Общему Правилу В 2023 Году

Александр Река / ТАСС

Депутаты Госдумы 14 июня могут рассмотреть поправки в КоАП, которые предусматривают административную ответственность для граждан за нарушение режима военного положения. Это следует из проекта решения совета нижней палаты парламента, которое размещено в системе обеспечения законодательной деятельности, обнаружили «Ведомости».

Изменения включены в таблицу поправок ко второму чтению законопроекта об уточнении порядка задержания автотранспортных средств, который в октябре 2021 г.

внесли в нижнюю палату парламента заксобрание Башкирии и зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. С декабря 2021 г.

законопроект лежал без движения – он был принят в первом чтении только 5 апреля 2023 г.

Ко второму чтению ч. 1 ст. 3.9 КоАП (административный арест) будет дополнена текстом, согласно которому аресту будут подвергаться граждане за нарушение требований режима военного положения.

В КоАП будет введена ст. 25.1.1 «Нарушение режима военного положения», которая предусматривает для граждан наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест до 30 суток, для должностных лиц – штраф от 1000 до 2000 руб. или аналогичный по срокам арест.

Такой же размер штрафов и длительность административного ареста предусматривается при нарушении с использованием транспортного средства, которое может быть конфисковано. Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, при необходимости могут быть задержаны на срок до 48 часов для установления личности.

Автор предлагаемых поправок, член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин пояснил «Ведомостям», что поправки будут действовать в регионах, где введено военное положение.

«Военное положение у нас не вводилось очень давно, 80 лет, поэтому подкрепить эти нормы ответственностью просто необходимо. Не применялась никакая ответственность по этому закону и каких-то специальных статей не было.

С учетом нынешних реалий нужно вводить соответствующие санкции», – сказал он.

Депутат также отметил, что все ограничения и запреты вытекают из указа президента – это ограничения, связанные с нахождением на улице, передвижением, проведением массовых мероприятий и др.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций, на них могут возлагаться дополнительные обязанности, говорит адвокат, партнер юридического агентства «Правовое содействие» (Донецк) Алексей Винокуров.

Он напомнил, что с 9 июня вступила в силу новая редакция закона «О военном положении», которая включает в себя в том числе запрет собраний и иных массовых мероприятий – запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, принудительное и контролируемое перемещение граждан с территории, на которой введено военное положение, на территории, на которых военное положение не введено, и др.

Винокуров отметил, что сейчас ответственность предусмотрена только за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

«Военное и чрезвычайное положения являются разными правовыми режимами, в связи с чем в части административной ответственности КоАП РФ дополняется отдельными нормами об ответственности за нарушения режима военного положения, – подчеркнул юрист.

– В случае принятия поправок в КоАП РФ, связанных с ответственностью за нарушения режима военного положения, новые нормы будут действовать соответственно в тех регионах, в которых военное положение введено».

Эти поправки могут коснуться любых территорий, где в случае активизации каких-либо действий может быть объявлено военное положение, говорит юрист Юрий Капштык. Эксперт обратил внимание, что поправки также наделяют полномочиями военных, сотрудников Росгвардии и др.

– по проверке личности, поддержания порядка, доставки нарушителя или подозреваемого.

«Это вполне закономерно, и принимая во внимание то, что протяженность границы России достаточно значительная, поэтому упорядочивание видов привлечения к ответственности – нормальная практика», – говорит Капштык.

19 октября 2022 г. президент России Владимир Путин подписал указ о введении военного положения в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях после их вхождения в состав России. Тогда Путин напомнил, что оно в этих регионах было введено еще до вхождения в состав России: «Сейчас нам необходимо оформить этот режим уже в рамках российского законодательства».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Красноярского края

Что такое административное задержание и доставление?

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении граждан могут применяться такие меры, как административное задержание и доставление.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица. Задержание заключается в кратковременном лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличии от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях.

По просьбе гражданина о его задержании извещаются родственники, руководство на работе, а также адвокат.

Сроки такого извещения не установлены, в Кодексе об административных правонарушениях указано «в кратчайший срок».

При этом срок самого задержания не должен быть больше трёх часов, но в отдельных случаях он может составлять 48 часов, в частности если за нарушение может быть назначен административный арест.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ задержанное лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Прокуратура ЗАТО г. Зеленогорск

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении граждан могут применяться такие меры, как административное задержание и доставление.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица. Задержание заключается в кратковременном лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличии от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях.

По просьбе гражданина о его задержании извещаются родственники, руководство на работе, а также адвокат.

Сроки такого извещения не установлены, в Кодексе об административных правонарушениях указано «в кратчайший срок».

При этом срок самого задержания не должен быть больше трёх часов, но в отдельных случаях он может составлять 48 часов, в частности если за нарушение может быть назначен административный арест.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ задержанное лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Прокуратура ЗАТО г. Зеленогорск

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.