Персонал

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями правового регулирования земельных отношений в 2023 году.

Ранее мы рассказали о пролонгации и корректировке мер, устанавливающих особенности земельных отношений, которые были приняты в прошедшем году, изменении сроков выполнения отдельных процедур предоставления земельных участков, а также рассмотрели особенности проведения электронных аукционов и заключения договоров в электронной форме в ГИС Торги.

 Настоящий материал посвящен анализу изменений законодательства в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, включая особенности оборота невостребованных земельных долей и вопросы формирования государственного реестра земель сельхозназначения. 

Часть 2.

4. Особенности оборота невостребованных земельных долей

Ключевым вопросом при анализе использования земель сельскохозяйственного назначения является анализ наличия неиспользуемых земель, поскольку выбытие земельных участков из сельскохозяйственного оборота, как правило, связано с неэффективностью собственников и невостребованностью земельных долей.

По данным Минсельхоза России,[1] несмотря на снижение площади земельных долей, включенных муниципалитетами в списки невостребованных, в среднем по стране за последние годы (рисунок 1) в отдельных регионах площадь долей достигает 600 — 1000 тыс. га. Такие масштабы усложняют органам местного самоуправления решение задач по сокращению невостребованных земельных долей, в том числе путем регистрации права муниципальной собственности на них.

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 1. Динамика изменения площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, в Российской Федерации 

Проводимая органами местного самоуправления работа по оформлению невостребованных долей в муниципальную собственность направлена на их вовлечение в хозяйственный оборот и пополнение местных бюджетов. Поэтому несовершенство нормативного регулирования оборота невостребованных земель ограничивает возможности для роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.

В целях решения данной проблемы во исполнение поручения Президента России[2] разработан и принят Федеральный закон от 29.12.

2022 № 639-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 639-ФЗ), предусматривающий усовершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных.

Изменения направлены на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации[3] и предусматривают:

  • наследование земельных долей, в том числе являющихся выморочным имуществом, в соответствии с гражданским законодательством;
  • особенности оборота невостребованных земельных долей и связанные с ними дополнительные полномочия местных органов власти, информация о которых приведена на рисунке 2.

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 2. Особенности оборота невостребованных земельных долей 

Кроме того, Федеральным законом № 639-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждать списки невостребованных земельных долей, в случае если общим собранием участников долевой собственности не принято решение по таким долям. Ранее указанное полномочие являлось правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Предполагается, что принятые меры позволят увеличить площадь используемых земель в целях сельскохозяйственного производства и обеспечить защиту прав собственников земельных долей.

Обращаем внимание, что помимо вышеупомянутых положений, уполномоченным органам власти в своей работе необходимо учитывать особенности предоставления и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, обусловленные утверждением новой стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р), с результатами анализа которых можно ознакомиться здесь.

5. Порядок ведения государственного реестра земель с/х назначения

Эффективность вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения зависит от ряда факторов, одним из которых является учет достоверных сведений о состоянии и текущем использовании земельных участков. В этих целях на федеральном уровне Минсельхозом России ведется работа по формированию государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» определены правила ведения Реестра (далее – Правила), который является подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения [4].

Реестр предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель данной категории, а также иных сведений, полученных в том числе посредством СМЭВ.

Сведения в Реестр предоставляются рядом поставщиков. Их перечень приведен на рисунке 3.

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 3. Поставщики сведений в Реестр

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 4. Сведения, предоставляемые в Реестр органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством СМЭВ

Реестр является важным источником информации для организации и проведения мероприятий по земельному надзору, а также получения сведений о фактическом использовании земельного участка, подтвержденных в ходе проведения таких мероприятий. Правилами предусмотрено безвозмездное предоставление сведений из Реестра лицам, являющимся правообладателями земельных участков, к которым относятся:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи и землевладельцы;
  • арендаторы земельных участков.

Таким лицам сведения предоставляются посредством ФГИС ЕПГУ в виде паспорта земельного участка.

Как отмечено на сайте Правительства, «ресурс станет инструментом оценки состояния земель для сельскохозяйственного производства. Он позволит быстрее находить возможности для новых агропроектов, в том числе по наращиванию производства продовольствия».

Учитывая специфику сведений, содержащихся в Реестре, хочется обратить внимание на возможность использования Реестра в качестве дополнительного источника получения сведений о значениях ценообразующих факторов земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.

Сбор сведений об объектах недвижимости, влияющих на их стоимость, является одной из основных и трудоемких задач в ходе проведения кадастровой оценки.

Использование информационных систем Минсельхоза России в этих целях прямо предусмотрено Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [5], поскольку это позволяет получить важные исходные данные о земельных участках, отсутствующие в ЕГРН.

Отдельные сведения, размещаемые в Реестре, которые могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, приведены на рисунке 5.

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 5. Сведения Реестра, возможные для использования при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения

Перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в получении соответствующих сведений для использования их при осуществлении полномочий (функций), а также защиты своих законных прав и интересов, связанных с применением кадастровой стоимости земель, приведен на рисунке 6.

Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 6. Лица, заинтересованные в получении сведений из реестра земель сельскохозяйственного назначения

Качество сведений и своевременность наполнения ими Реестра может оказать влияние не только на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и на достоверность результатов государственной кадастровой оценки таких земель. Использование дополнительных данных позволит снизить вероятность возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости и сократить объем недополученных налоговых и неналоговых доходов бюджетов в результате оспаривания.

  • Заключение
  • Необходимость реализации рассмотренных новаций законодательства, регулирующих земельные отношения, влечет не только возникновение дополнительной ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и появление возможности использования новых инструментов для повышения эффективности деятельности в земельно-имущественной сфере.
  • Грамотно организованная работа по выполнению всех необходимых требований нормативных правовых актов позволяет обеспечить комплексный подход к развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также снизить вероятность возникновения замечаний со стороны контрольно-надзорных органов.
  • В связи с этим заинтересованным органам власти целесообразно:
  1. Привести административные регламенты по оказанию услуг по предоставлению земельных участков в соответствие с измененными положениями законодательства;
  2. Определить случаи установления в 2023 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, а также размер такой платы;
  3. Оценить уровень доступности в муниципальных образованиях сети «Интернет», достаточного для обеспечения проведения электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков, и при необходимости определить муниципальные образования, на территории которых до конца 2025 года могут проводиться «бумажные» аукционы в рамках статьи 39.18 ЗК РФ;
  4. Обеспечить регистрацию сотрудников профильных отделов и их обучение работе в ГИС Торги и на электронных площадках для организации электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков и заключения договоров в электронной форме;
  5. Учесть новые полномочия органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями;
  6. Рассмотреть возможность использования сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель. 

Больше информации о новациях законодательства в сфере земельно-имущественных отношений вы можете получить на бесплатном вебинаре, который состоится 30 марта 2022 года в 10:00. Подробности здесь.

  1. По всем интересующим вас вопросам соответствующей тематики Вы можете обратиться к экспертам БФТ-Холдинга:
  2. [email protected],
  3. тел. +7 (495) 784-70-00
  4. [1] Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году
  5. [2] Часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» 

[4] https://efis.mcx.ru/landing/

Право собственности на земельный участок

Недвижимость, включая земельные участки (ЗУ), может принадлежать физлицам и организациям на разных правах, в зависимости от способа ее получения. Кроме права собственности, которое является самым распространенным, есть еще и право владения ЗУ.   Разберемся, что такое право собственности на землю в 2023 году.

В этой статье мы подробно рассмотрим содержание права собственности на землю, а также особенности права собственности. Разберемся, в чем сущность права собственности на землю, и что оно в себя включает.

Право владения земельным участком — это возможность фактического обладания землей в соответствии с положениями действующего российского законодательства. Оно дает возможность землевладельцу определять территорию в качестве собственности и пр.

Далее в деталях рассмотрим виды прав собственности земельного участка, выделяемые в российском законодательстве.

Понятие права собственности

  • Рассмотрим, что означает частная собственность на земельные участки.
  • Здесь объем прав у собственника является максимально широким, так как владелец может совершать с объектом любые желаемые действия: то есть продавать землю, обменивать ее, отдавать в качестве залога, дарить и пр.
  • При этом возможные ограничения могут касаться лишь вида разрешенного использования, которое в случае необходимости также может быть изменено собственником.
  • Документом, подтверждающим права, в данном случае выступает свидетельство о праве собственности на ЗУ.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Частная собственность на участок предоставляет наиболее широкие возможности по использованию земель. Наши юристы помогут вам оформить право собственности на участок в случае необходимости, подготовить нужные документы и подать их в соответствующие инстанции. Мы работаем удаленно, 24/7.

0 + активных клиентов ЕЮС

Пожизненное наследование владения землей

Здесь для реализации возможны почти все права, что и в случае с собственностью, кроме тех ситуаций, когда это касается отчуждения без непосредственного задействования ЗУ. То есть землю нельзя продавать, менять, дарить и пр. — допускается лишь наследование.

Отметим, что такая форма владения распространяется только на физлиц. Правоустанавливающим документом в данном случае является государственное свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Пример

Гражданин И. Градов купил дом в качестве жилья, построенный на участке с правом пожизненного наследуемого владения. прежний землевладелец эту территорию не переоформлял в собственность или в аренду, а просто решил передать покупателю старое имеющееся свидетельство.

Новому собственнику жилья теперь необходимо обязательно переоформить землевладение ПНВ в собственность. Следует оформить документы, пока продавец еще жив. Имущество остается в собственности государства, которое может ее изъять для государственных нужд.

Также важно отметить, что если предыдущий собственник умрет, его правопреемники унаследуют этот ЗУ. А потому нужно произвести межевание участка, поставить его на кадастровый учет, а после этого попытаться приватизировать недвижимость.

Если так вышло, что эта возможность уже была израсходована, то владение нужно выкупить по льготной стоимости у муниципалитета.

Бессрочное пользование

Прав в данном случае еще меньше, чем в случае с пожизненным наследованием владения ЗУ. Передавать территорию по наследству тут запрещено, его можно лишь иметь в наличии и использовать для той или иной деятельности.

Документальным подтверждением полномочий пользователя здесь является государственное свидетельство о праве постоянного пользования участком.

Аренда

Арендой является такой вид права собственности, когда получать ЗУ во временное пользование могут и юридические, и физические лица, но арендодателем в данном случае должен быть исключительно собственник участка.

Если речь — о субаренде, землевладелец все равно должен дать свое согласие на такую сделку.

Правоустанавливающим документом тут является договор аренды. Ниже вы можете изучить, как он выглядит. Наши юристы специально подготовили унифицированный бланк:

Образец заявления Договор аренды земельного участка Охрана Права Собственности На Землю В 2023 Году

Сервитут

Речь об обременении для собственника ЗУ, позволяющем другим лицам законно использовать территорию, если в этом есть такая необходимость. В частности, можно установить разрешение перегонять через землю животных, пересекать его территорию землевладельца посторонними и пр.

Такая форма владения может иметь отношение к участкам, находящимся в различной собственности, будь то частная, государственная и др. От того, кто является собственником территории, во многом зависит и порядок ее получения, а также особенности использования или возможность передачи третьим лицам.

Что такое сервитут

Кто может стать собственником

Права собственности на ЗУ могут возникать при наступлении ряда оснований, обозначенных в законодательстве. Узнаем, какой закон о частной собственности регулирует данный вопрос.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, на землю можно установить следующие виды собственности:

1. Частная. Здесь собственником могут быть частные лица:

  • физические — то есть граждане (и российские, и иностранные) или ИП;
  • юридические — то есть предприятия, учреждения либо организации.

Недвижимость, как правило, приобретается за счет ее покупки, получения имущества в дар или обмена.

Собственник получает полные полномочия в отношении земель и может в дальнейшем распоряжаться своим имуществом, как пожелает.

2. Государственная. В данном случае владелец недвижимости — это государство в лице органов, через которые оно и осуществляет свои функции. Тут земля может быть двух видов:

  • федеральной, когда она прямо не была передана в частную либо муниципальную собственность или для субъектов РФ. Как правило, ее целевое назначение — осуществление общегосударственных функций. В частности, охрана границ, оборона страны, безопасность и пр.

Права собственности осуществляют либо органы госвласти РФ, либо юрлица (однако исключительно в случаях, предусмотренных законом). Причем владение землей не предполагает здесь ее обязательного использования.

  • субъектов РФ. Здесь имеется в виду государственная собственность тех или иных административных единиц РФ. Речь идет о республиках, краях, округах, областях, автономных областях и округах, городах федерального значения. ЗУ в данном случае находятся в пределах данных территориальных единиц, кроме тех, которые переданы в муниципальную, частную, федеральную либо другую форму собственности, которая предусмотрена законом РФ.

Целевым назначением участков такой формы собственности является решение проблем и задач, поставленных перед различными субъектами РФ.

Владение и распоряжение осуществляют органы местного и государственного самоуправления посредством издания и утверждения специальных правовых актов. Но вот непосредственное использование участков они не осуществляют (в частности, путем ведения хозяйственной деятельности).

3. Муниципальная. ЗУ в данном случае находится в пределах муниципальных образований (города, села и т. д.).

Здесь ключевое назначение земель — это удовлетворение и обслуживание потребностей местных жителей, коммунального хозяйства, а также благоустройства конкретного населенного пункта.

Права собственности осуществляются органами местного самоуправления и администрации, а также физ- или юрлицами, но лишь в случаях, предусмотренных законом.

В отличие от частной, в случае с государственной или муниципальной собственностью земли, как правило, предоставляется на особых условиях: то есть бесплатно, за меньшую плату или в порядке очередности (если речь — о льготных категориях населения).

При покупке ЗУ между всеми претендентами почти всегда проводится конкурс в форме торгов. На них определяется, кто будет покупателем.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Собственниками могут выступать частные лица, государство, субъекты РФ. Наши юристы в дистанционном формате окажут вам консультацию, объяснят, на какие права вы можете рассчитывать, помогут с оформлением документов в случае необходимости.

0 + активных клиентов ЕЮС

Что можно делать с землей

Далее разберемся, что дает право собственности на земельный участок.

Главным отличием владения от собственности заключается в том, что первое понятие предполагает некоторые ограничения по сравнению со вторым. Далее рассмотрим, какие действия можно совершать с ЗУ с учетом той или иной формы собственности.

Владение

Речь идет о фактическом обладании недвижимостью, основанном на возможности физического контроля за ЗУ. Как раз оно является основанием для возникновения двух других правомочий — распоряжения и пользования. А для юрлиц владение участком предполагает еще и его включение на собственный баланс.

Пользование

Здесь возможно извлечение из земли полезных свойств либо дохода любым законным способом, а именно:

Способы извлечения доходов из ЗУ
1 Использование ресурсов, размещенных на участке (воды, полезных ископаемых, торфа).
2 Сдача в аренду.
3 Нахождение в лесу для отдыха, сбора ягод, грибов и пр.
4 Ведение хозяйства (фермерство, огородничество, садоводство).
5 Возведение на участке тех или иных построек (если это разрешено его видом разрешенного использования).

Если говорить о возможности распоряжения, характерной для права собственности, то в случае с владением землей оно недопустимо. В частности, ЗУ в данном случае невозможно передать кому-либо ни одним из предусмотренных в законодательстве способов (посредством продажи, мены, дарения, залога).

Исключением тут является ситуация с наследством — в ряде случаев передача земель подобным способом все-таки допускается. Кроме того, ее можно передавать другим лицам во временное пользование (в частности, в аренду). Тем не менее, в некоторых случаях для этого необходимо разрешение от землевладельца.

Таким образом, право владения — довольно ограниченное для собственника и не дает ему возможность осуществлять в отношении ЗУ некоторых важных действий, в том числе, распоряжаться землей по своему усмотрению.

Важно! Желательно постараться получить полные права собственности на ЗУ — и уже после этого его можно будет продавать, обменивать, дарить или же изменять вид разрешенного использования земель на более удобный.

Судебная практика: статья 209 ГК РФ

Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь ст. 11, ст. 12, ст. 166, ст. 168, ст. 209, ст. 301, ст. 302, ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст. 15, ст. 22, ст. 23, ст. 24, ст. 45, ст. 60, ст.

62 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), положениями ФЗ от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и разъяснениями, которые изложены в постановлении Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.

№10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды после нового рассмотрения спора удовлетворили заявленные требования и пришли к выводам, что орган местного самоуправления не мог распоряжаться спорными ЗУ, поскольку право бессрочного пользования Компании не было прекращено в порядке, установленном законом. Договоры аренды (субаренды) ЗУ, заключенные Комитетом с физлицами и Обществом, а также Обществом с физическим лицом недействительны и являются ничтожными сделками с момента их совершения, не влекущими каких-то юридических последствий (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 5 февраля 2019 г. №308-ЭС15-12864, дело №А15-1976/2014).

Частые вопросы

Что такое право владения земельным участком? +

Это документально-заверенное право, дающее возможность физически обладать и управлять земельным наделом. То есть собственник вправе распоряжаться, владеть и пользоваться своим ЗУ.

Какие права и обязанности у лица с правом владения ЗУ? +

Собственник имеет полное имущественное право, регламентируемое содержанием норм из ст.15 ЗК РФ, а также ст.209 ГК РФ. Право собственности на землю предполагает, что у собственника есть возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим ЗУ.

Среди обязанностей землевладельца — использование земель по назначению, соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, строительных и пр.

норм, правил пожарной безопасности, чистоты участка, сохранение спецзнаков, установленных на участках (в частности, геодезических).

По каким основаниям возникает право собственности на ЗУ? +

Такое право возникает на основании сделок (купли-продажи, мены, дарения или пожизненного содержания с иждивением), актов государственных или муниципальных органов, решений суда, при наследовании, правопреемстве, а также в случаях приобретательской давности.

В каких случаях прекращается право собственности на ЗУ? +

Оно прекращается при отчуждении собственником своего ЗУ другим лицам, отказе собственника от права собственности на участок, а также по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ и ЗК РФ (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Заключение эксперта

Различия прав и видов собственности — это разделение таких понятий, как землевладение, землепользование.

В каждом из них заложены принципы законного регулирования вопросов, касающихся всех землевладельцев, которыми могут быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, иные территориальные образования, а также граждане и юридические лица.

Понимание того, что такое право собственности на землю, знание норм законов РФ по земельным вопросам дает возможность каждому разобраться в тех или иных проблемах, возникающих при заключении сделок с ЗУ и избежать рисков и ошибок.

Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 492-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" — Российская газета

Принят Государственной Думой 21 июля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2005, № 30, ст. 3128; 2007, № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4009; 2008, № 30, ст. 3597; 2011, № 30, ст. 4594; № 50, ст. 7343; № 51, ст. 7448; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4218, 4225; 2015, № 1, ст. 40; № 10, ст.

1418; № 27, ст. 3997; № 29, ст. 4339, 4350, 4378; 2016, № 18, ст. 2495; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4267, 4269, 4282, 4298, 4306; 2017, № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4765, 4766; 2018, № 1, ст. 90; № 27, ст. 3947, 3954; № 28, ст. 4139, 4149; № 32, ст. 5133, 5134, 5135; № 53, ст. 8411; 2019, № 26, ст. 3317; № 31, ст. 4442; № 52, ст.

7820; 2020, № 29, ст. 4504, 4512; № 42, ст. 6505; № 52, ст. 8581; 2021, № 1, ст. 33; № 17, ст. 2878; № 27, ст. 5054, 5101; 2022, № 1, ст. 5, 18, 45, 47; № 18, ст. 3009; № 22, ст. 3537; № 29, ст. 5220, 5279, 5283; № 41, ст. 6947; 2023, № 12, ст. 1890; № 14, ст. 2373; № 25, ст. 4417, 4433; № 26, ст.

4675) следующие изменения:

1) статью 113 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5.

Не допускается образование иных земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного арендатору расположенных на нем и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, за исключением случаев, если такое образование осуществляется в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.»;

2) статью 22 дополнить пунктом 93 следующего содержания:

«93.

Арендатор земельного участка, которому такой земельный участок предоставлен в связи с предоставлением ему в аренду расположенных на таком земельном участке и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды такого земельного участка третьему лицу только в случае, если они передаются указанному третьему лицу в связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды таких здания, сооружения. Указанный арендатор не имеет права передавать право аренды земельного участка в залог и вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.»;

  • 3) в подпункте 5 статьи 395 после слов «в указанный период в соответствии с» дополнить словами «его целевым назначением и», слова «муниципальном образовании и по специальности» заменить словами «муниципальном образовании, определенном законом субъекта Российской Федерации, и по профессии, специальности»;
  • 4) в подпункте 9 пункта 2 статьи 396 слова «эти объекты недвижимости предоставлены» заменить словами «здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду,»;
  • 5) пункт 8 статьи 398 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
  • «21) на срок действия договора аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения в случае предоставления земельного участка арендатору таких здания, сооружения.»;
  • 6) в пункте 2 статьи 3910:
  • а) дополнить подпунктами 41 и 42 следующего содержания:
  • «41) религиозным организациям на срок до сорока девяти лет при условии, что на указанных земельных участках расположены здания, сооружения религиозного или благотворительного назначения, принадлежащие им на праве собственности, в случае, если указанные земельные участки ограничены в обороте и (или) не могут быть предоставлены данным религиозным организациям в собственность;
  • 42) некоммерческим организациям при условии, что на указанных земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования и находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, на срок до прекращения прав на такие здания, сооружения;»;

б) в подпункте 7 слова «по специальностям,» заменить словами «по профессиям, специальностям,», слово «лет;» заменить словами «лет.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет, а также требование об отсутствии у таких граждан права собственности на иные земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в данном муниципальном образовании;».

Президент Российской Федерации В. Путин

Оформление земли в собственность в 2023 году

В настоящей статье мы ответим на вопросы об оформлении права собственности на земельный участок в порядке наследования, по договору дарения, купли-продажи, мены или на основании решения суда. Если вас интересует процедура приватизации земельного участка, то советуем ознакомиться с отдельной статьей.

Начнем с того, что право собственности на земельный участок, как на любую недвижимость, подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) и возникает с момента внесения соответствующей записи в данный реестр. При этом с 15.07.

2016 года отменена выдача свидетельств о праве собственности на недвижимость, поэтому при регистрации права собственности в настоящее время не предусмотрено оформление свидетельств о праве собственности на недвижимость, теперь их заменяет выписка из ЕГРН, при этом собственники не обязаны при обращении в другие госорганы каждый раз заказывать “свежую” выписку, госорганы обязаны получать сведения о праве собственности в Росреестре самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. 

Для регистрации права собственности на земельный участок рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Пошаговая инструкция “Как оформить землю в собственность?”

Шаг 1.Подготовьте необходимые документы

  • Перечень документов для оформления земельного участка в собственность
  • Чтобы оформить право собственности на землю, вам потребуются следующие документы:
  • заявление о регистрации права собственности на земельный участок (заполняется в Росреестре или МФЦ);
  • правоустанавливающие документы на землю. Это самые важные документы, подтверждающие ваше право собственности на земельный участок.
  • паспорт или иное удостоверение личности заявителя (заявителей); доверенность, если документы подает представитель (оригинал и копия);
  • если стороной сделки, заявителем является юридическое лицо, то необходимо представить учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) — оригинал либо нотариально заверенная копия, или копия, заверенная лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица и копия. Учредительными документами являются устав и учредительный договор (при наличии). Также желательно предоставить свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  • квитанция об оплате госпошлины — оригинал и копия
  1. Комплект документов зависит от основания приобретения права собственности на земельный участок. Разберем основные ситуации, когда требуется регистрация права собственности, составим список необходимых документов:
  2. Наследование земли
  3. В этом случае вам необходимо предоставить для регистрации права собственности в Росреестр:
  • свидетельство о праве на наследство (оригинал + копия)
  • нотариальное соглашение о разделе наследства, если оно заключалось между наследниками (оригинал+копия)
  • вступившее в законную силу решение суда о восстановлении сроков для принятия наследства и признании принявшим наследство либо о признании права собственности на земельный участок (2 заверенные судом копии) — данный документ заменяет свидетельство о праве на наследство
  • Купля-продажа, мена
  • Для оформления покупки земли вам потребуется:
  • договор купли-продажи или мены земельного участка (оригинал) — в отдельных случаях требуется нотариальное удостоверение договора
  • акт приема-передачи земельного участка (количество экземпляров определяется по аналогии с договором), если передача по договору происходит до регистрации права собственности на землю
  • нотариально заверенное заявление супруга/супруги продавца о согласии на проведение сделки с земельным участком, если отчуждается земля, находящийся в общей совместной собственности супругов — оригинал и копия; в случае, если продавец состоит в браке, но правом собственности на землю обладает только он, то есть земля не находится в совместной собственности, то необходимо представить документ, свидетельствующий о том, что отчуждаемый земельный участок не находится в совместной собственности супругов (это может быть брачный договор, соглашение о разделе общего имущества супругов, решение суда о разделе имущества и определении долей супругов (оригинал и копия, решение суда – не менее 2-х экземпляров заверенных судом копий)
  • согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, либо если продавцом является несовершеннолетний или недееспособный (оригинал и копия)
  • документы, подтверждающие полномочия законных представителей, усыновителей, опекунов или попечителей (свидетельство о рождении, удостоверение опекуна и т.д.), если в сделке участвует несовершеннолетний или недееспособный, — оригинал и копия
  • письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если земельный участок отчуждается или приобретается несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (оригинал и копия);
  • письменное согласие залогодержателя на отчуждение имущества, если земля находятся в залоге и иное не предусмотрено договором об ипотеке (оригинал и копия)
  • отказ других собственников от права преимущественной покупки либо подтверждение, что продавец известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю, с указанием цены и других условий, на которых продает ее (заявление, направленное по почте заказным письмом с уведомлением)  (если продается доля в общей долевой собственности на землю) — оригинал и копия
  • отказ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в некоторых случаях муниципалитета) от права преимущественной покупки либо подтверждение, что продавец известил в письменной форме уполномоченный орган о продаже (для земли сельхозназначения)
  • кредитный договор с банком, закладная, если составлялась, и документы, указанные в закладной  в качестве приложений (при покупке земельного участка в ипотеку) — оригинал и копия, а также подается заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона от залогодержателя или залогодателя или заявление от обеих сторон при регистрации ипотеки в силу договора об ипотеке
  • документ об оплате стоимости земельного участка (предоставляется в случае, если договором предусмотрено, что право собственности на землю сохраняется за продавцом до оплаты земли) — оригинал и копия
  • правоустанавливающий документ на земельный участок (оригинал, который после проведения государственной регистрации перехода права возвращается продавцу), имеется в виду свидетельство о праве собственности продавца на землю или выписка из ЕГРН — данные документы (запись о регистрации) “аннулируются” после внесения новой записи о регистрации перехода права собственности, требование о предоставлении в Росреестр документов, выданных Росреестром, не совсем логично, однако данный документ включен в официальный список необходимых документов
  • один из документов, подтверждающих полномочия на подписание договора (если договор подписан представителем) — оригинал и копия
  • документы, которые необходимы для государственной регистрации ранее возникшего права и заявление продавца о государственной регистрации ранее возникшего права, если право собственности продавца на земельный участок не было зарегистрировано (в настоящее время допускается одновременная регистрация права собственности продавца и перехода права собственности к новому собственнику)
  1. Сделки с недвижимостью, которые необходимо удостоверять у нотариуса обязательно
  2. Дарение земельного участка
  • договор дарения земельного участка (оригинал — 3 экземпляра)
  • акт приема-передачи земельного участка (3 экземпляра), если передача по договору происходит до регистрации права собственности на землю
  • документы, которые необходимы для государственной регистрации ранее возникшего права и заявление продавца о государственной регистрации ранее возникшего права, если право собственности дарителя не было зарегистрировано
  • один из документов, подтверждающих полномочия на подписание договора (если договор подписан представителем) — оригинал и копия;
  • правоустанавливающий документ на землю (оригинал, который после проведения государственной регистрации перехода права возвращается продавцу)
  • письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если земля отчуждается или приобретается несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (оригинал и копия)
  • согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, либо если продавцом является несовершеннолетний или недееспособный (оригинал и копия)
  • документы, подтверждающие полномочия законных представителей, усыновителей, опекунов или попечителей (если в сделке участвует несовершеннолетний или недееспособный) — оригинал и копия
  • письменное согласие залогодержателя на отчуждение имущества, если земля находятся в залоге и иное не предусмотрено договором об ипотеке (оригинал и копия)
  • Признание права собственности на земельный участок судом
  • вступившее в законную силу решение суда (2 заверенные копии решения суда с отметкой о вступлении в силу)

За регистрацию права собственности на земельный участок необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе.

Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр вернет заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения, поэтому рекомендуем квитанцию прикладывать.

Стоимость государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок в Росреестре

За регистрацию права собственности на земельный участок, за исключением земель сельхозназначения, физические лица уплачивают госпошлину в размере 2 000 рублей, юридические лица — 22 000 рублей. Пошлина при регистрации права собственности на земельный участок земель сельхозназначения меньше и составляет 350 рублей (а при регистрации доли в праве собственности — 100 рублей).

Если земля приобретается в долевую собственность физических лиц на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 рублей, умноженных на размер доли в праве собственности, то есть пошлина делится между всеми сособственниками. При госрегистрации доли в праве общей долевой собственности, не связанной с регистрацией права на землю (например, при наследовании) и осуществляемой по желанию собственника, госпошлина уплачивается каждым из сособственником в размере 2 000 рублей.

За регистрацию ипотеки на основании договора об ипотеки взимается госпошлина:

  • для организаций — 4 000 рублей
  • для физических лиц — 1 000 рублей

За регистрацию ипотеки в силу закона пошлина не взимается.

Шаг 2.Представьте документы в Росреестр для регистрации права собственности на земельный участок

Заявление и документы для регистрации права собственности на земельный участок можно представить одним из следующих способов:

  • лично (либо через представителя по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ, в том числе независимо от места земли согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра, а также уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. Нас часто спрашивают: “Куда обращаться для оформления земли в собственность в Москве?”. В г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу. Для регистрации права собственности на земельный участок в Московской области тоже в большинстве случаев необходимо обратиться в МФЦ.
  • в электронной форме, в том числе через Интернет посредством Единого портала госуслуг и сайта Росреестра
  1. При представлении документов лично необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт), подпись на заявлении удостоверяется сотрудником МФЦ или Росреестра.
  2. Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя.
  3. При подаче документов на государственную регистрацию права собственности на землю вам должна быть выдана (направлена) расписка (уведомление) в получении документов.
  4. Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

Шаг 3.Получите выписку из ЕГРН

Не менее важным вопросом является вопрос о сроках оформления земельного участка в собственность, особенно он важен при альтернативных сделках.

Срок государственной регистрации прав не должен превышать 7 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Росреестром (9 рабочих дней, если документы подаются через МФЦ).

Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенных документов, ее срок составляет 3 рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме — 1 рабочий день, а при обращении через МФЦ с нотариально удостоверенными документами — 5 рабочих дней.