Штрафы

Схема Дел По Административным Правонарушениям В 2023 Году

Схема Дел По Административным Правонарушениям В 2023 Году Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Схема Дел По Административным Правонарушениям В 2023 Году

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности.

Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел.

Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Обратите внимание!

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе. Схема Дел По Административным Правонарушениям В 2023 Году

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Обратите внимание!

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.

Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года.

Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Обратите внимание!

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Обратите внимание!

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Схема Дел По Административным Правонарушениям В 2023 Году Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Обобщение за 1 полугодие 2023 года по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ

Обобщение судебной практики за 1 полугодие 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. В соответствии со ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф связан с материальными потерями.

Административному наказанию присущ карательный характер, который состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=ygVn0KHRhdC10LzQsCDQlNC10Lsg0J_QviDQkNC00LzQuNC90LjRgdGC0YDQsNGC0LjQstC90YvQvCDQn9GA0LDQstC-0L3QsNGA0YPRiNC10L3QuNGP0Lwg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D

Одним из видов наказания, закрепленного в ст.3.2 КоАП РФ является административный штраф.

Административный штраф — денежное взыскание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ — Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Из диспозиции части 1 статьи 20.25 КоАП РФ следует, что административно — противоправной и наказуемой признается неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.

1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.

1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

За 1 полугодие 2023 года на судебный участок № 1 Центрального района г.Оренбурга поступило и рассмотрено 153 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, из них 7 дел возвращено для устранения недостатков, по 17 делам производство по делу прекращено за истечением срока давности, по подведомственности передано 2 дела.

Из числа 127 лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ:

  • — назначено наказание в виде административного штрафа – 116 лиц на сумму 222460 рублей;
  • — в виде административного ареста — 5 лиц;
  • — в виде обязательных работ – 6 лиц.
  • При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его материальное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
  • В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст.29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

Помощник мирового судьи Н.И.Юрова

Административная ответственность по новым правилам

Федеральным законом от 14.07.

2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности.

Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении 

Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:

  • • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание

Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Принят Государственной Думой 13 апреля 2023 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2023 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст.

3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120; N 29, ст.

3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст.

4290; N 30, ст. 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602; 2013, N 14, ст.

1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст.

557, 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 35, 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 21, ст. 2981; N 24, ст.

3367; N 27, ст. 3945, 3950; N 29, ст. 4354, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 63, 76, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1491; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3884, 3887; N 27, ст.

4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456, 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 49, ст. 7308; N 52, ст.

7919, 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4825, 4826, 4828, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1820; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 29, ст.

3845, 3847; N 30, ст. 4119, 4120, 4121, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037, 5062; N 42, ст. 6526; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 52, 70; N 9, ст. 1461, 1466, 1471; N 11, ст. 1701, 1702; N 13, ст. 2141; N 15, ст.

2425, 2431; N 18, ст. 3046; N 24, ст. 4218, 4221, 4222, 4223, 4224; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; N 8, ст. 1032; N 10, ст. 1388, 1399; N 13, ст. 1959; N 16, ст. 2595, 2605; N 22, ст. 3534; N 29, ст. 5224, 5226, 5254; N 39, ст. 6534; N 43, ст. 7273; N 48, ст. 8331; N 50, ст. 8773; N 52, ст.

9348, 9360, 9364; 2023, N 1, ст. 69, 72; N 8, ст. 1210; Российская газета, 2023, 7 апреля) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частями 5 и 7 статьи 6.35» заменить словами «частью 2 статьи 6.23, частями 5 и 7 статьи 6.35», слова «частью 4 статьи 14.35, частью 3 статьи 14.53» заменить словами «частью 4 статьи 14.35», после слов «частью 5 статьи 14.35,» дополнить словами «частью 3 статьи 14.53,», после слов «частями 1 и 2 статьи 14.

13, частями 11 — 13 статьи 14.3,» дополнить словами «частью 11 статьи 14.42,», слова «частями 1 и 3 статьи 14.51, частью 3 статьи 14.53» заменить словами «частями 1 и 3 статьи 14.51», слова «частью 3 статьи 14.13, частями 7 и 9 статьи 14.3, частью 3 статьи 15.45» заменить словами «частью 3 статьи 14.13, частями 7 и 9 статьи 14.3, частью 3 статьи 14.

53, частью 3 статьи 15.45″;

  • 2) в статье 6.23:
  • а) в абзаце втором части 1 слова «от одной тысячи до двух тысяч» заменить словами «от двух тысяч до пяти тысяч»;
  • б) в абзаце втором части 2 слова «от двух тысяч до трех тысяч» заменить словами «от пяти тысяч до семи тысяч»;
  • 3) в статье 14.1:
  • а) в абзаце первом части 3 слово «(лицензией), -» заменить словами «(лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 14.42 настоящего Кодекса, -«;
  • б) в абзаце первом части 4 слово «(лицензией), -» заменить словами «(лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 14.42 настоящего Кодекса, -«;
  • 4) в статье 14.42:
  • а) в абзаце первом части 1 слова «частью 4» заменить словами «частями 11,4»;
  • б) дополнить частью 11 следующего содержания:
  • «11. Нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, выразившееся в отпуске указанных лекарственных препаратов без рецепта, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.»;
  • в) дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Фармацевтические работники, совершившие административное правонарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, несут административную ответственность как должностные лица.»;

5) в абзаце втором части 3 статьи 14.

53 слова «от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей» заменить словами «от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей»;

6) часть 2 статьи 23.1 после слов «частью 2 статьи 14.4,» дополнить словами «частью 11 статьи 14.42,»;

7) в части 1 статьи 23.141 слова «статьей 14.42» заменить словами «частями 1 и 4 статьи 14.42».

Президент Российской Федерации В. Путин

Прокурор разъясняет — Прокуратура Удмуртской Республики

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, определяющие порядок возбуждения дел об административных правонарушениях и назначения административных наказаний при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) или  муниципального контроля,  может быть возбуждено только после проведения проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.

До оформления результатов контрольной (надзорной) деятельности возможно возбуждение дела об административном правонарушении в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ (изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности).

  • В таких случаях должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в течение двадцати четырех часов уведомляет прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
  • Кроме того, установлен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия и возбудившим дело об административном правонарушении.
  • В отношении некоторых видов государственного контроля (надзора) установлены особенности реализации полномочий в указанной сфере.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.

21 КоАП РФ, по фактам нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) могут быть возбуждены антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.

1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Административный штраф за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть уплачен в размере половины предусмотренной проставлением суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении наказания (за исключением составов административных правонарушений, указанных в части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, к участию в деле в качестве защитника может быть допущен региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Указанные изменения федерального законодательства будут способствовать укреплению правовой защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере взаимодействия с должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Федеральный закон от 17.02.2023 г. № 32-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях

  • Принят Государственной Думой                              8 февраля 2023 года
  • Одобрен Советом Федерации                                  15 февраля 2023 года
  • Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.

 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 29, ст. 3597; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291; № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403, 6404, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст.

 2323; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3469, 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4033, 4040; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5444; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6163; № 49, ст. 6343; № 51, ст. 6683, 6696; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст. 1096; № 19, ст. 2302, 2317, 2335; № 26, ст. 3366; № 30, ст.

 4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; № 52, ст. 7548; 2015, № 1, ст. 35, 83, 84, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3950, 3966; № 29, ст. 4354, 4374, 4391; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6710, 6716; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст.

 1481, 1490; № 26, ст. 3871, 3877; № 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456; № 18, ст. 2664; № 23, ст. 3227; № 31, ст. 4814, 4816; № 47, ст. 6851; № 52, ст. 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4825, 4826, 4828; № 41, ст. 6187; № 45, ст. 6832; № 47, ст.

 7128; № 53, ст. 8447; 2019, № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1820; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4120, 4121; № 44, ст. 6178; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2019, 2029; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст.

 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 55; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; № 18, ст. 3046; № 24, ст. 4218, 4221, 4223, 4224; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978; 2022, № 1, ст. 49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 10, ст. 1399; № 16, ст. 2595; № 22, ст. 3534; № 29, ст. 5224, 5226, 5254; № 43, ст.

 7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частью 2 статьи 13.46, статьями 14.172, 14.531» заменить словами «частью 1 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.46, частями 11 — 13 статьи 14.3, статьями 14.172, 14.531», слова «частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.

49, частями 7 — 10 статьи 14.3″ заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.49, частями 7 — 10, 14 статьи 14.3», слова «частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13» заменить словами «частью 1 статьи 13.

401, частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13, частями 11 — 13 статьи 14.3″, слова «частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.421, статьями 14.152, 14.153» заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.

421, частью 14 статьи 14.3, статьями 14.152, 14.153″;

2) дополнить статьей 13.401 следующего содержания:

«Статья 13.401. Неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию

  1. 1. Неисполнение владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, обязанностей по установке используемой уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) предоставлению уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных, необходимых и достаточных для проведения исследования, либо несоблюдение владельцем указанного информационного ресурса порядка предоставления уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных для проведения такого исследования —
  2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
  3. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
  4. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;
  5. 3) в статье 14.3:
  6. а) в абзаце первом части 1 слова «частями 2 — 10» заменить словами «частями 2 — 14»;
  7. б) дополнить частями 11 — 14 следующего содержания:
  8. «11. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по направлению оператору социальной рекламы сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих рекламораспространителю информационных ресурсах и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо направление таких сведений и (или) прогнозных значений с несоблюдением установленных требований к ним, а также к срокам и порядку их представления —
  9. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  10. 12. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по заключению с оператором социальной рекламы договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или по распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы, на основании указанного договора, заключаемого с оператором социальной рекламы, или по недопущению любых форм ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных указанным договором, заключаемым с оператором социальной рекламы, —
  11. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  12. 13. Неисполнение рекламораспространителем обязанности по уведомлению оператора социальной рекламы о предоставлении оператору рекламной системы на основании договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможности распространять рекламу на принадлежащем такому рекламораспространителю информационном ресурсе —
  13. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
  14. 14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11, 12 или 13 настоящей статьи, —
  15. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;

4) часть 1 статьи 23.44 после слов «частями 1, 2 и 3 статьи 13.40,» дополнить словами «статьей 13.401,».

  • Статья 2
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации                              В.Путин
  • Москва, Кремль
  • 17 февраля 2023 года
  • № 32-ФЗ