Собственность на смежные участки
Содержание
Земельный Кодекс РФ регламентирует порядок проведения и нюансы объединения земельных участков. Особенности процедуры, правила постановки новообразованного объекта на кадастровый учет описаны в этой статье.
Понятие объединения земельных участков
Объединение земельных участков — это комплекс кадастровых мероприятий по формированию из нескольких смежных наделов единого объекта. Новообразованная земля является самостоятельной учетной единицей в Госкадастре. Старые участки прекращают свое юридическое существование.
Заказать услугу можно в специализированной компании “Геомер Групп”. На первичной консультации представители компании предоставят полную информацию об особенностях процесса.
Законодательное регулирование
Зачем делать слияние участков?
- Владелец имеет налоговые льготы, которые распространяются только на один объект;
- Получить разрешение на проведение строительных работ и зарегистрировать имущество можно, если дом находится на территории одной учетной единицы;
- Повышение кадастровой стоимости земли;
- Сокращение суммы налоговых сборов;
- Упрощение регистрационного процесса.
На практике объединение нескольких участков в один проводится при покупке (или получением другим способом) одним собственником смежного надела. После процедуры владелец получает ЗУ большей площади, с новыми границами.
Споры, возникающие при объединении земель
- Несогласие собственников пограничных ЗУ с новыми границами объекта;
- Конфликты между собственниками объединяющихся частей;
- Отказ регистрационной палаты в проведении процедуры.
Если разногласия возникают между владельцами участков, которые участвуют в объединении, решать их лучше самостоятельно. Если соглашение не будет достигнуто, то процедуру проводить нельзя.
Бывают такое что установленные границы новообразованного ЗУ вызывают споры. За редким случаем при межевании земли соседи должны дать письменное согласие или отказ. Если решить конфликт мирно не получается, нужно обратиться в суд.
Бывают случаи, когда процесс объединения участков приостанавливает Росреестр. В этом случае регистратор должен дать письменное обоснование отказа с указанием причин. Заявитель после устранения недочетов может повторно подать документы на рассмотрение. Обжаловать решение Государственного реестра можно в суде или вышестоящей инстанции.
Требования к объединению земельных участков
Условия процедуры и требования к объединенным ЗУ закреплены в Земельном кодексе РФ (ст. 11.2 и ст. 11.6).
Перед началом мероприятий нужно учесть следующие нюансы:
- ЗУ должны быть зарегистрированы в ЕГРН (ФЗ № 218, ст. 1, п. 7);
- На территории нужно провести межевание и определить границы (ФЗ РФ № 218 ст. 8, пп. 3,4,9);
- Объединяемые участки относятся к одной категории и иметь одинаковый вид разрешенного использования (ЗК РФ ст.11.2, п. 3);
- Согласие на процедуру дают все совладельцы имущества (ФЗ № 218, ст. 41, пп. 1,8);
- Площадь новообразованного надела не должна превышать максимум, установленный в данном регионе (ЗК РФ ст. 11.9, пп. 1,2);
- Объединению подлежат наделы с общей границей (Земельный Кодекс России, ст. 11.6, п.1);
- Если земля находится в праве бессрочного пользования, то у нее должен быть единственный владелец (ЗК РФ ст. 11.6, п. 5).
Новообразованный объект не должен нарушать права третьих лиц и мешать их жизнедеятельности.
Особенности объединения разных видов участков
Для разных видов земель при их слиянии существуют нюансы и правила.
С разным видом использования земли
Если категория и разрешенный вид целевого использования сливаемых участков не совпадает, заявителю откажут в процедуре объединения. Перед началом соединения отдельные территориальные единицы нужно привести к единому формату. Следовательно, одному из ЗУ требуется сменить вид землепользования.
Для этого собственник земли должен подать заявление в муниципалитет о переводе участка в другую категорию. В случае положительного решения, в Росреестре внесут соответствующие поправки. После приведения земель к общему целевому назначению можно перейти к процессу объединения.
С несколькими собственниками
Если объединяемые участки принадлежат разным правообладателям, то после слияния у каждого совладельца возникает право общей долевой собственности на новообразованный участок. Новому объекту присваивается кадастровый номер, а изменения заносятся в ЕГРН.
Сотрудники “Геомер Групп” помогут с оформлением имущественных прав на недвижимость и регистрацией ее в Госкадастре.
Нюансы объединения смежных участков
Согласно действующим нормам закона, объединению подлежат участки, на которых оформлено право собственности. Получить землю в распоряжение можно на следующих основаниях:
- Бессрочное постоянное пользование;
- Безвозмездное срочное пользование;
- Пожизненное наследуемое владение.
В таких случаях объединение земельных участков также допускается, но при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 11.8).
Допускает объединение земельных наделов, на которые наложено ограничение. Но после процедуры слияния обременение будет распространяться на новообразованный объект.
Как объединить два участка в один?
Слиянием земельных наделов занимаются кадастровые инженеры. Представители этой специальности располагают необходимым оборудованием для измерения параметров участка, квалификацией, знанием и практическими навыками. Процедура состоит из нескольких этапов.
Подготовка документов на землю
Начальной стадией процесса слияния ЗУ является сбор документов и справок. В базовый пакет входят:
- Заявление установленного образца;
- Паспорт заявителя и доверенность на официального представителя;
- Документы на землю;
- Правоустанавливающие документы на ОКС (если имеется);
- Межевой план новообразованного объекта (индивидуально);
- Выписка ЕГРН;
- Квитанция о внесении госпошлины;
- Согласие на процедуру заинтересованных лиц (соседи, совладельцы).
После подготовки необходимых бумаг можно заключать договор с исполнителем и переходит к следующим этапам процедуры.
Составление соглашения или разрешения об объединении участков
- Решение о слиянии наделов оформляется в произвольной форме, если участком владеет один человек.
- Скачать решение о разделе земельного участка образец
- Если имущества находится в долевой обвтенности, то составляется соглашение об объединении ЗУ.
Заказываем межевание обоих участков
Кадастровый инженер подготавливает межевой план для новообразованного надела. Как правило, процедура межевания и границы объекта не вызывают споров, так как они были установлены и согласованы с соседями ранее. Если исполнитель обнаружит кадастровую ошибку в данных, он составляет соответствующее заключение и устраняет недочеты.
Кадастровая регистрация объединенного участка
Заявление и документы для регистрации объединенного ЗУ можно подать:
- Напрямую в территориальное отделение Росреестра;
- В МФЦ;
- Через портал Госуслуги.
Процедура состоит из следующих шагов:
- Заявитель передает на рассмотрение в уполномоченную инстанцию документы.
- Госрегистратор изучает документы и выносит положительное или отрицательное решение.
- В случае приостановления регистрации, подрядчик обязан устранить ошибки и подать документы повторно.
- Если Росреестр дает разрешение на слияние земель, происходит юридическая ликвидация старых наделов. Информация о новообразованном объекте вносится в кадастр. Объект проходит процедуру регистрации — ему присваивается идентификатор и оформляются имущественные права.
- Получение выписки ЕГРН.
Получение права собственности на новообразованный земельный участок
После объединения двух ЗУ возникает новая территориальная единица, а образующие ее части прекращают свое существование. Регистрация прав собственности на новый объект происходит одновременно с постановкой его на кадастровый учет. Процедура имеет следующие особенности:
- Если до слияния собственником земли являлся один человек, то после объединения имущественные права переходят ему;
- Если наделы принадлежали разным владельцам, то новообразованным объектом они распоряжаются совместно.
Изменения относительно территориальной единицы и ее собственников фиксируются в Росреестре. Ознакомиться с ними можно в выписке ЕГРН.
Присвоение адреса оформляется постановлением
Правила присвоения адреса объекту недвижимости закреплены в Постановлении Правительства РФ № 1221 (ред. 21.12.2018) “Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов”.
Чтобы получить адрес для новообразованного участка, нужно обратиться в местную администрацию района или многофункциональный центр. Данные, закрепленные за объектом недвижимости, автоматически получает новый надел. Получение адреса дает возможность совершать с имуществом юридические операции и зарегистрироваться на его территории.
Сроки объединения земельных участков
Слияние земель по закону занимает до 10 дней. За это время кадастровый инженер подготавливает межевой план и передает документа на согласование в Росреестр. Если во время кадастровых работ обнаружатся ошибки, то потребуется дополнительное время на их устранение. Также процесс может затянуться еще на 2-3 дня, если подавать заявление на объединение участков в МФЦ.
Сотрудники “Геомер Групп” окажут помощь в составлении технической документации для объектов недвижимости и содействие в их регистрации.
Стоимость объединения земельных участков
- Наличия всех документов;
- Объема и сложности работ;
- Месторасположения объекта;
- Количества объединяемых участков
- Срочность заказа.
Ознакомиться с деятельностью организации, получить бесплатную консультацию, рассчитать предварительную стоимость работ можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21 или онлайн на сайте.
Когда могут отказать в объединении: Проблемы, с которыми сталкиваются
Для образования одного надела из нескольких участков не достаточно желания собственника. Процедуру невозможно провести в следующих случаях:
- Территориальные единицы не имеют общей межи;
- Новообразованный объект будет мешать третьим лицам (нарушать права, препятствовать осуществлению коммерческой деятельности);
- Границы участков не установлены;
- Каждый из участков относится к разной категории;
- Площадь ЗУ после слияния имеет большую площадь, чем квадратура частей.
Также отказ или приостановление процедуры может возникнуть из-за неполного пакета предоставленных документов или ошибки.
Источник: https://geomergroup.ru/article/obedinenie-neskolkih-uchastkov-v-odin.html
Что нужно знать о разделе и объединении земельных участков
Нередко собственники земельных участков сталкиваются с ситуациями, когда им необходимо разделить или объединить земельные участки. Объединение нескольких смежных земельных участков в единый участок или раздел земельного участка, из которого образуются несколько участков, одна из распространенных кадастровых процедур.
Причин раздела земельного участка на несколько земельных участков и объединения нескольких участков в один существует много.
Возможно формирование одного большого участка для строительства объекта недвижимости, например, строительство жилого дома или какой-либо коммерческой недвижимости, также собственнику может понадобиться объединить два смежных земельных участков в один или разделить один земельный участок на несколько участков для его продажи и т. д.
Для объединения земельных участков важно знать следующие условия:
- Законодательством допускается объединение только смежных земельных участков, иными словами, участки должны иметь общую границу, а также границы земельных участков должны быть установлены (проведены кадастровые работы) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельные участки, участвующие в объединении, прекращают свое существование, и образуется один земельный участок, которому присваивается новый кадастровый номер.
- Объединению подлежат только те земельные участки, которые относятся к одной категории и виду разрешенного использования. Также перед процедурой объединения нужно убедиться, что площадь образуемого участка не будет превышать предельно допустимый размер, который определяется органами местного самоуправления.
- Образование нового участка путем объединения земельных участков, принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними.
Также необходимо отметить важные моменты для раздела земельного участка:
- При разделе земельного участка образуются несколько самостоятельных участков, при этом исходный земельный участок после раздела прекращает свое существование, а образуемым земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера.
- После раздела у образуемых земельных участков категория земель и вид разрешенного использования сохраняются такими же, как и у исходного участка.
- В результате раздела земельные участки не должны быть меньше минимально допустимого размера. Узнать такой размер можно обратившись в органы местного самоуправления муниципального района на территории которого расположен земельный участок.
- Образование нескольких участков путем раздела земельного участка или образование нового участка путем объединения земельных участков принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними.
Еще один факт, который важно учитывать при разделе и объединении земельных участков: каждый образуемый земельный участок должен быть обеспечен доступом (проходом или проездом) от земельных участков общего пользования.
Процедуру объединения и раздела земельных участков проводит кадастровый инженер. Он установит границы образующихся земельных участков и на основании документов предоставленных заказчиком составит межевой план.
С подготовленным межевым планом владелец земельного участка или его законный представитель должен обратиться в регистрационный орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости через МФЦ или сайт Росреестра. Для обращения через сайт Росреестра заявитель должен иметь личную электронную подпись, получить которую можно в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты.
Материал подготовлен пресс-службой филиала Кадастровой палаты по Республике Карелия
Вернуться к списку новостей
Живете или работаете в Арктике? Знаете, как улучшить жизнь в Арктике? Живете или работаете на Дальнем Востоке? Знаете, как улучшить жизнь Дальневосточного региона?
Объединение земельных участков
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Объединение земельных участков
Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости.
Содержание
Когда два (или несколько) смежных земельных участка соединяются в один, в официальном государственном кадастре появляется новый участок, а объединенные смежные перестают существовать как объекты недвижимости.
Право собственности на новый участок предоставляется собственнику исходных участков, а если исходные участки принадлежали разным людям, то эти люди будут иметь новый объединенный участок в общей собственности.
Необходимо учитывать, что по Земельному кодексу РФ объединение земельных участков, предоставленных в собственность на бессрочном праве использования, пожизненно унаследованного владения или по праву безвозмездного пользования разным лицам, не допускается, но если всеми этими участками владеет один человек, то он вполне может объединить их по своему желанию.
Условия объединения земельных участков
В законодательстве отдельно оговорены требования, предъявляемые к исходным участкам, в частности:
- кроме их смежности, границы следует установить в соответствии с нормативными государственными актами;
- на этих территориях должны быть с должной точностью закреплены характерные точки. Если окажется, что точность ниже, чем требуется по нормативам, потребуется дополнительно уточнить граничные точки такого участка;
- объединяемые участки должны принадлежать к одной земельной категории. В некоторых случаях, когда собственник нового участка будет сам выбирать вид его использования, это правило может быть нарушено;
- исходные участки должны территориально располагаться в одинаковом населенном пункте (муниципальном образовании);
- если планируется объединение земельных участков, которые предоставлены в бессрочное пользование, унаследованы в пожизненное владение или находятся в срочном безвозмездном пользовании, они должны иметь одного правообладателя;
- при объединении участков должна сохраняться допустимость использования расположенных на них объектов недвижимости;
- образование новых участков не должно вызывать на местности недостатков, препятствующих охране земель и их рациональному использованию: вклиниванию и вкраплению, изломанности и чересполосице, а также нарушать требования,
- установленные в Земельном кодексе России и федеральном законодательстве.
Кроме того, законодательство отдельно оговаривает требования к максимальному пределу размеров земли, что должно соблюдаться и для новых территорий.
Решение собственника о соединении земельных участков в один
Если владелец желает произвести объединение земельных участков, принадлежащих ему, в одну территорию, то ему не обойтись без помощи специалистов, чтобы выполнить все правила, указанные в нормативно-правовых актах, но и воплотить при этом все собственные идеи. Ведь в каждом случае могут появиться законодательные нюансы проведения такой процедуры.
Для произведения объединения земельных участков в любом варианте понадобится провести предварительное межевание, которое является, по сути, совокупностью работ, в которые, кроме прочего, входит вызов работников кадастровой службы на место для проведения геодезических замеров оборудованием с использованием спутников и фиксирования границ нового участка межевыми условными знаками.
По итогам проведенной процедуры составляется межевой документ (план), соответствующий нормативам, прописанным в законодательстве.
Кадастровая регистрация объединенного участка
После проведения кадастровых работ и составления межевого плана можно переходить к юридическому оформлению регистрации нового участка в ГКН. При этом должны быть соблюдены положения, перечисленные в Законе о кадастре (ФЗ № 221-ФЗ), а именно:
- внесенные в кадастр сведения об новообразованной территории вначале являются временными;
- все существующие ограничения (а также, обременения и сервитуты) первоначальных участков (если они не возникли вследствие подписания договоров) в отношении нового участка сохраняются в аналогичном объеме;
- если новому участку не был по установленным правилам присвоен адрес, в ГКН указывается подробное описание его расположения.
Если говорить о получении землей адреса, то удобнее заниматься этим после того, как будут закончены геодезические работы, но еще до начала процесса постановки на кадастровый учет, поскольку это занимает у владельца новой территории меньше времени. Однако по законодательству не запрещено присваивать новому участку адрес после проведения его кадастровой регистрации.
Окончательно закрепленным с юридической стороны объединение участков становится, когда проходит государственная регистрация права собственности на новый участок, а органы учета, получив сведения о ее проведении, закрепляют за ранее раздельными участками состояние «архивных».
Процедура объединения земельных участков и документы для ее оформления
Для объединения земельных участков, каждый из них должен быть официально зарегистрирован в ГКН, а также в реестре собственности на объекты недвижимости. Регистрация должна быть подкреплена соответствующей документацией. Объединяемые участки должны иметь одинаковое целевое назначение и общие черты.
Перечень необходимых документов:
- Документы о праве собственности (государственный акт о праве владения (пользования), договор аренды, свидетельство) и наличие кадастрового номера.
- Документы, подтверждающие появление собственнических прав (договор купли-продажи, свидетельство о праве унаследования, договор о дарении, мене или пожизненном содержании, решение исполнительных властей или суда, а также местного совета, распоряжение администрации и т.д.).
- Личные документы собственника (пользователя) участка: гражданам — копия паспорта (первая и вторая страница и прописка) и кода ИНН; юридическим лицам — свидетельство про регистрацию, копия Устава и свидетельства плательщика налога и справка из ЕГРПОУ.
- Если участок застроен, то документы, подтверждающие, что у строений есть зарегистрированные собственники.
- Для земель, не имеющих сельскохозяйственного назначения, — справка о подтверждении адреса.
Если участок расположен в черте садового участка, то потребуются документы от его руководителей (справка с номером участка, акт садового общества, свидетельство, подтверждающее регистрацию, копии Устава, удостоверения плательщика налогов, справка садового общества из ЕГРПОУ).
Порядок объединения участков будет проходить следующим образом:
- написание у нотариуса заявления о согласии с объединением, подписание договора с землеустроителями;
- изготовление документации, ее согласование;
- получение выписки из ГКН и свидетельства о праве собственности.
Объединение смежных земельных участков с разным видом использования и участков, находящихся в муниципальной собственности
Объединение таких участков, даже если они смежные, в законодательстве запрещено. Сначала их нужно привести к одному виду использования, а это возможно только в тех случаях, если:
- границы новообразованных территорий не будут пересекать существующих границ муниципалитетов или населенных пунктов;
- объединенный участок не приведет к недопустимости разрешенного использования уже построенных объектов;
- объединенный участок не нарушит требований государственного законодательства и не сделает существующие участки изломанными, а также подверженными вклиниванию, вкрапливанию или другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию территории или защите природы.
Участки, находящиеся в собственности муниципалитета, согласно Земельному кодексу РФ, подлежат только перераспределению, поэтому соединение для них недоступно.
Аннулирование объединения земельных участков
Согласно Федеральному закону о кадастре (№ 221-ФЗ), удаление из ГКН сведений об объединенном земельном участке возможно, поскольку при постановке нового участка на учет в кадастр, по законодательству, вносятся временные сведения, которые являются таковыми до того момента, как права на образованный объект будут зарегистрированы в официальном порядке или же по истечении пяти лет со дня постановки объекта на учет.
После этого снятие участка с учета возможно только тогда, когда он является преобразуемой недвижимостью и в соответствии законодательству, решение об его образовании может быть аннулировано.
Стоимость объединения участков
Точно назвать сумму, в которую может обойтись процедура соединения земельных участков, не сможет ни один специалист, если не будет владеть информацией о конкретно ваших участках и ситуации с документами и другими сведениями о том, что нужно будет сделать. Существует несколько критериев оценки стоимости кадастровых услуг, как, например:
- сложность предстоящих работ;
- площадь объектов;
- доступность подъезда автомобильным транспортом;
- дополнительные затраты на оказание сопутствующих услуг;
- наличие или отсутствие каких-либо документов.
После того, как на место будет осуществлен выезд специалиста кадастровой службы, он сможет более детально оценить объем предстоящих работ и назвать вам точную (или ориентировочную) цену, которую потребуется заплатить за проведение подготовки ваших участков к кадастровой регистрации.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам
Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.
Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Рассмотрим данные требования подробнее.
- Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
- Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
- При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
- а) конкретные значения площади участка;
- б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
- Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
- общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.
Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.
Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.
Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Поскольку в данном случае регулирование предельных размеров участков не унифицировано, то правообладатели могут столкнуться с существенными трудностями в определении того, установлен ли данный параметр в отношении участка вообще и каким нормативно-правовым актом он регулируется.
Например, в соответствии с п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В п. 1 ст. 4 закона № 101-ФЗ указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В Московской области[4] данный вопрос урегулирован следующим образом: минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара, за исключением прямо предусмотренных случаев (например, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности).
Одновременно предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного городского округа Московской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Применительно к Ленинградской области[5] в законодательстве закреплено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара.
- Образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости
Соблюдение данного требования оценивается в каждом конкретном случае, исходя из назначения и характеристик расположенного на земельном участке объекта капитального строительства.
Например, в одном из дел[6] суд указал, что в соответствии с техническими нормами площадь участка под существующими гостевыми домами должна обеспечивать размещение не только непосредственно гостевого дома, но и инфраструктуры базы отдыха (в т. ч. дорог, аллей, игровых и спортивных площадок, автостоянок).
В другом деле[7] суд пришёл к выводу о том, что раздел земельного участка, на котором расположены здания и иные объекты, составляющие единый имущественный комплекс морского вокзала, с учётом функциональной взаимосвязи между объектами не позволит использовать образуемые участки для целей грузопассажирских перевозок и обеспечить предоставление иных услуг в полном объёме.
Верховный Суд РФ[8] рассматривал дело, в котором заявителю было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка проходили непосредственно вдоль стен объекта недвижимости, отсутствовала территория, необходимая для подъезда к указанному зданию. Суды пришли к выводу о том, что в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
- Раздел, перераспределение или выдел земельных участков не должны приводить к тому, что сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием
Указанное требование действует, главным образом, в тех случаях, когда обременение (ограничение), установленное в отношении исходного участка, имеет пространственные границы, и образование участка в новых границах осуществляется таким образом, что он полностью/преимущественно расположен в зоне обременения (ограничения).
Например, в отношении исходного участка, разрешённое использование которого допускает строительство определённых объектов, может быть установлен сервитут прохода (проезда).
В указанном случае образование в результате раздела нового участка таким образом, что почти вся его территория будет расположена в зоне прохода (проезда), ввиду чего размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием будет невозможным, не должно допускаться.
- Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам
- Необходимо отметить, что понятия «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не содержатся в законодательстве, что затрудняет предоставление общих рекомендаций и разъяснений по данному вопросу[9].
- Можно отметить, что объединяет указанные понятия то, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.
- Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения эксперта при возникновении спора в суде (например, об оспаривании решения Росреестра об отказе в постановке участка на кадастровый учёт, отказа в утверждении Схемы, отказа в предварительном согласовании предоставления участка).
- При этом судебная практика выработала определённые подходы к толкованию рассматриваемых понятий.
Например, в одном из дел[10] суд указал, что в результате вклинивания остаётся узкая полоса между исходным и образуемым земельными участками, что является ухудшением конфигурации изменённого земельного участка.
Часть земельного участка от точки 2 до точки 9 на Схеме имеет узкую вытянутую форму, с трёх сторон окружена земельным участком, заявленным обществом для приобретения в собственность.
В связи с наличием данных обстоятельств РФ будет лишена возможности рационально использовать указанный земельный участок, в том числе передавать в пользование третьим лицам.
Также отметим, что примером «другого препятствующего рациональному использованию недостатка» является невозможность обеспечить доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в т.
ч. путём установления сервитута (в тех случаях, когда отсутствует «вклинивание»). Указанное обстоятельство в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.
- Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населённых пунктов
Наличие данного требования обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности на территории конкретного участка, непротиворечивости адресной системы.
Так, подготовка ПЗЗ осуществляется в отношении территории поселений, городских округов / их частей (с особенностями применительно к межселенным территориям, городам федерального значения).
Указанные ПЗЗ могут предусматривать различное регулирование тех или иных вопросов (ВРИ, параметров), регулирование может также отличаться и применительно к различным населённым пунктам, в отношении которых действуют одни и те же ПЗЗ.
Очевидно, формирование участка, находящегося в различных муниципальных образованиях / населённых пунктах, делало бы практически невозможным определение подлежащего применению регулирования.
Одновременно необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 26 закона № 218-ФЗ рассматриваемое ограничение не действует в случае, если выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования / населённого пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.
- Границы образуемого земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков
Указанное требование не распространяется на земельные участки, образуемые для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Применительно к требованию о недопустимости пересечения границ территориальных зон можно отметить, что его наличие обусловлено теми же причинами, которые были рассмотрены в п.
5, в части необходимости обеспечения единообразного регулирования вопросов градостроительной деятельности в отношении участка, поскольку применительно к каждой территориальной зоне устанавливается отдельный градрегламент с ВРИ и предельными параметрами.
При этом данное требование является зеркальным предусмотренному п. 4 ст. 30 ГрК РФ, п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилу о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Однако в данном случае возникает вопрос о том, допустимо ли образование из исходного участка, который расположен в нескольких территориальных зонах (например, такое зонирование было установлено в ПЗЗ ввиду отсутствия описания местоположения границ участка в ЕГРН в соответствии с актуальными требованиями), участка, который также будет расположен в нескольких территориальных зонах. Специфика данной ситуации заключается в том, что несоблюдение требования по непересечению границ территориальных зон не возникает в результате образования нового участка, а изначально существует в отношении исходного.
Одной из возможных точек зрения в данном случае является указание на недопустимость образования такого участка с применением по аналогии закона положений п.п. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ в части того, что образование новых участков возможно только путём устранения существующих противоречий и исключения пересечения границ территориальных зон.
Как и в п. 5, рассматриваемое требование не действует, если Росреестром выявлена воспроизведённая в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ соответствующих территориальных зон, лесничеств.
В качестве примера толкования судами нормы о непересечении границ лесничеств можно отметить, что в соответствии с обстоятельствами дела, рассмотренного Верховным Судом РФ[11], администрация утвердила схему расположения земельных участков, имеющих пересечение с границами земель лесного фонда. Образованный земельный участок был сдан в аренду. Суд признал договор аренды недействительным, поскольку спорный земельный участок был образован с нарушением законодательства, в связи с чем он не мог служить предметом договоров аренды.
- Образование земельных участков не должно нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами
Примером такого требования является закрепление того, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учёте которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Пересечение границ образуемого участка с границами других существующих участков является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта образуемого участка (пп. 20 п. 1 ст. 26, ст. 27 закона № 218-ФЗ).
Данное ограничение не действует в прямо предусмотренных случаях (другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, специальное регулирование по «лесной амнистии»[12]).
В законодательстве можно встретить и иные ограничения при образовании участков, например:
- земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводнённый карьер, разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводнённого карьера (п. 4 ст. 8 ВК РФ);
- земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (п. 14 ст. 48 закона № 73-ФЗ[13]).