Согласование

Раздел Ранее Учтенного Земельного Участка В 2023 Году

С юридической точки зрения, раздел земельного участка является довольно сложной процедурой, особенно если нужно передать право собственности нескольким лицам. И первой сложностью является правильное оформление документов.

Процедура строго регламентирована законом, и правильно все сделать без профессиональной поддержки довольно сложно. К тому же стоит разобраться, кто имеет право заниматься разделомземельного участка. Подробнее узнать о нюансах раздела земли можно в ст. 11.

2 и 11.4 Земельного кодекса.

Для начала разберемся, что под собой подразумевает понятие «раздел участка земли». С юридической точки зрения, разделом земельного участка является процедура, в ходе которой происходит преобразование одного участка, в несколько.

После раздела, земельныйучасток прекращает свое юридическое существование. Что касается новых территорий, они должны отвечать всем параметрам, что предусмотрены законом.

Например, к каждому новому участку должен быть свой подход, не затрагивающий соседние владения.

Раздел Ранее Учтенного Земельного Участка В 2023 Году

Основания для решения о разделе земельного участка

Земельное право предусматривает несколько оснований для раздела одного участка на несколько, и передачу их в собственность разным людям.

Начать с того, что раздел произойдет на основании заявления, что составляет владелец рассматриваемой земли. Но есть ситуации, когда один земельныйучасток имеет несколько собственников.

Тогда его раздел будет возможен, только если заявление на раздел подписали все владельцы.

Что касается оснований для раздела и передачи права собственности, их может быть несколько:

  • Когда земельный участок находился в семейном владении, имущество может быть разделено между членами семьи;
  • Если бывшие супруги делят имущество в процессе развода;
  • При наследовании земли несколькими людьми;
  • Собственник хочет продать часть своей доли;
  • Собственник желает использовать часть участка для ведения предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что после раздела, целевое назначение участков остается таким же, как было у исходника. Если хотите вести предпринимательскую деятельность на участке, что для этого не предназначен, придется заняться дополнительным оформлением.

Порядок раздела земельного участка

Раздел Ранее Учтенного Земельного Участка В 2023 Году

Когда осуществляется раздел участка, нужно принимать во внимание факт того, отвечает ли земля предусмотренным в законе требованиям. Например, у него должны быть четко ограничены границы, а после раздела к каждой доле должен быть отдельный доступ. Если земельныйучасток принадлежит государству или муниципалитету, на раздел земли не нужно согласия арендаторов и залогодержателей.

Прежде чем земля будет разделена, обязательно проводится её межевание. Межевание будет законным, только если его провели организации, имеющие право на рассматриваемую процедуру (лицензированные). Они действуют в соответствии к инструкции.

А расходы, что связаны с рассматриваемой процедурой, должен оплатить владелец земли. Хотя участниками процесса межевания участка являются не только собственник и инженер-землеустроитель, но пользователи участка и владельцы смежных территорий.

Если один из обязательных участников процедуры не может в ней принять участие, его может заменить законный представитель, если на его имя выписана доверенность.

Под процедурой межевания подразумевается выделение границ участка земли, который подвергается разделу и участков, что будут из него выделены. Когда новая территория выделена, на территории будут установлены межевые знаки.

Также открывается межевое дело, но только после того, как выяснены все геодезические и кадастровые работы. В случаях добровольного разделения участка, составляется договор о разделе земли.

Он составляется в письменном виде, но чтобы он начал действовать, документ подписывают все участники соглашения.

Чтобы раздел участка в собственности происходил согласно предписанным законом требованиям, нужно подготовить документы:

  • Кадастровый паспорт;
  • Согласие на раздел от собственника;
  • Свидетельство, что земля находится в вашей собственности;
  • Бумаги, согласно которым за делимым объектом закреплен адрес;
  • Если в деле принимает участие законный представитель одной из стороны – доверенность на его имя.

Но самым важным документом является соглашение. В нем необходимо указать кадастровый номер территории, детально описать результаты раздела.

Например, раздел может проходить на основании процентного соотношения, в соотношении площади или местоположения. После своего составления, рассматриваемый договор должны подписать все участники.

Тогда исходная территория становится двумя участками, а исходник прекращает свое существование.

Прежде чем подписывать договор, следует обратить внимание на соблюдение обязательных требований:

  • Процедура не должна нарушать нормы и требования градостроения;
  • Условия категоризации земли продолжают соблюдаться;
  • Раздел исходного участка не должен быть запрещен;
  • Следует соблюдать требования по минимальному размеру земельного участка.

Иногда раздел на добровольных основаниях не проводится. Разделземельногоучасткасудом должен выполняться, если стороны не могут прийти к общему знаменателю. Обычно суд рассматривает дела, когда земельныйучасток делят несколько собственников.

Иск нужно подать в суд, что находится в том же территориальном округе, что и земля. Но подавать дело в мировой суд можно только, если стоимость составляет до 50 тыс. рублей. Если цена выше, тогда нужно пойти в суд общей юрисдикции (районный суд).

Если с судом разобрались, поговорим об этапах, на которые разделена процедура раздела земельного объекта:

  1. Сначала нужно выполнить подготовительные работы. В течение рассматриваемого этапа специалисты изучают документацию на землю, запрашивают бумаги, что нужны для процедуры. Также проводится оценка участка на основании данных, полученных от Государственного кадастра – оформляются выписки, составляется план, очерчиваются границы прилегающих территорий.
  2. Проводится работа на полях. Специалист выполняет выезд на земельныйучасток, чтобы выполнить фактическое измерение границ, определить перспективы для дальнейшего раздела.
  3. Этап кадастровых работ. Профессионал оговаривает с владельцем проведение работ, составляет межевой план. Когда план готов, его сдают в учетную организацию. Оформление новых кадастровых паспортов также является составляющей рассматриваемого этапа.

Когда речь об участке, где стоит дом, процедура гораздо сложнее, потому её довольно часто решают через суд. Например, судом практически всегда проверяется, дали ли свое согласие на раздел все владельцы участники. Но в расчет принимается не только предварительное согласие, но и то, кто пользуется недвижимостью (жилыми и нежилыми объектами), что стоит на земле.

Как в предыдущем случае, процедура включает несколько этапов. Например, проверяются документы, но прежде чем начнутся работы, собираются подписи всех людей, в собственности которых находится земельныйучасток. Только после этого, можно отправляться в Кадастровую палату для оформления нового кадастрового плана.

Раздел земельного участка земельное право разрешает, когда землю делят бывшие супруги. Но рассматриваемая процедура возможна только, если земельныйучасток покупался в браке. А если земля покупалась только одним супругов до брака или перешла ему по наследству, такая земля не делится.

Чтобы получить возможность разделить общий участок земли, супругам необходимо доказать, что они являются общими собственниками. Таким подтверждением является документ, подтверждающий права на собственность. Согласно актуальному законодательству, на общее имущество, нажитое в браке, бывшие супруги имеют равнозначные права.

Иногда супруги не согласны добровольно делить земельныйучасток и другое имущество. Например, не могут выделить доли собственности, что бы их устроили. Тогда решением проблемы занимается суд. Если суд постановит, что разделить участок невозможно, он постановит что владельцем имущества останется только один из супругов, но при условии, что он выплатит второму стоимость его доли.

Оформление новых земельных участков после раздела земли

Когда выполнен раздел земельного участка в собственность переходит уже не один, а несколько участков, которые нужно правильно оформить. Если раздел уже выполнен, территория может быть переведена на правасобственности или пользование (постоянное или бессрочное).

После раздела вместо одного участка, образуется несколько отдельных объектов, которые перейдут в собственность разным людям.

Чтобы они получили свой юридический статус, им нужно присудить свой адрес. Присвоение адреса это также непростая процедура, которую выполняет орган архитектуры и градостроительства.

Именно сюда нужно направить заявление, подкрепленное папкой документов.

Теперь можно ставить новый участок на кадастровый учет, чтобы официально закрепить за собой собственность.

Составьте заявление, прикрепите к нему договор с другими собственниками о разделе исходной территории, решениесуда (если обращались в этот орган). Не забудьте взять кадастровый паспорт.

Все это нужно отправить в отделение Государственного реестра. Полученная в ЕГРП выписка уже будет указывать новые параметры участка и его владельца.

Получить юридическую помощь по вопросу раздела земельного участка в собственности можно на нашем сайте.

Регистрация ранее учтенного земельного участка

Разберемся, что включает в себя понятие регистрация ранее учтенного объекта недвижимости.

24 июля 2007 г. вступил в силу ФЗ №221 «О кадастровой деятельности», регулирующий порядок учета и регистрации объектов недвижимости. Начиная с 2017 г.

все данные о недвижимом имуществе граждан вносятся в единый реестр Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН. Прежде такого единого порядка кадастрового учета не существовало.

Было так: объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земельные участки – органами государственной власти.

Все участки, прошедшие регистрацию с 2007-го по 2015-й год в двух реестрах — в кадастровом и прав на недвижимость – получили статус земли учтенный. Данные объекты прошли такие этапы кадастрового учета (КУ), как процедура межевания, установление границ, присвоение кадастрового номера (КН), а также — регистрация права собственности либо аренды.

А вот все объекты недвижимости, зарегистрированные до 01.03.2008 с присвоением им условных номеров, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», получили статус ранее учтенных. Это же относится к землям с актуальными имущественными правами, которые не внесены в реестр по тем или иным причинам.

 ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. устраняет необходимость двойной регистрации недвижимого имущества. Для сбора сведений создан ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости.

Как правило, ранее учтенные участки регистрируются по упрощенной схеме:

  1. Владелец недвижимого имущества самостоятельно подает заявление.
  2. Процедура межевания тут не является обязательной.

Основанием может стать любой документ, который выдан в соответствии с законодательством, действовавшим в момент его выдачи.

Нет необходимости получать акты органов местной власти о том, что ЗУ предоставлен в собственность. То отделение Росреестра, в которое подается заявление о регистрации, само должно запрашивать данные документы у органов местной власти.

Наличие официальной регистрации в ЕГРН позволяет доказать законное право на землю и уменьшить риск мошеннических действий.

А вот отсутствие точных границ и записей о местоположении земли однажды может вызвать проблемы с соседями и даже привести к судебным разбирательствам.

Больше всего трудностей возникает при необходимости передать или получить права на землю при продаже, дарении или наследовании. Без регистрации объекта не получится оформить ни один официальный документ.

На ЗУ, которые не прошли процедуру межевания, необходимы кадастровые работы, поскольку такой объект учтен без границ, а значит, его площадь указана неточно (то есть это декларированная площадь). Межевой план затем передается в регистрирующий орган с целью фиксации точных сведений о границах.

Как узнать статус земли

Собственнику важно знать точно, была ли включена в ЕГРН ранее учтенная земля. Ведь органы регистрации вправе внести ЗУ и без уведомления владельца.

Для выяснения статуса участка следует на официальном сайте Росреестра воспользоваться публичной кадастровой картой, где собраны сведения обо всех участках, включенных в ГКН.

Если вам известен кадастровый номер участка, то с его помощью можно узнать местоположение ЗУ. Там же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга предоставляется бесплатно. Вы сможете получить ФИО владельца ранее учтенной земли.

Также можно лично посетить МФЦ либо местное отделение Росреестра, взяв с собой паспорт и оригиналы документов на участок.

Внимание! Специалист должен проверить кадастровый номер ранее учтенного земельного участка. При наличии такового сотрудник примет заявление на получение выписки из Кадастра недвижимости.

Когда следует оформлять

Любой ранее учтенный земельный участок требует включения в реестр лишь при отсутствии данных о таком объекте. Как правило, такая недвижимость не имеет паспорта и выписки, поскольку не занесена в Госреестр. Однако, согласно ст. 45 Закона о кадастре, такая процедура обязательна.

Для получения кадастрового паспорта (выписки из ЕГРН) следует зарегистрировать участок, т.е. внести его в государственный реестр.

Это даст возможность:

  • проводить любые требуемые операции с ЗУ;
  • исключить возможность проведения тех или иных незаконных действий с данной землей;
  • обеспечить взаимодействие органов власти и организаций, предоставляющих услуги, поскольку все сведения собраны в одном месте.

Ранее учтенные земли могут снять с КУ без ведома владельца земли. Как правило, это происходит в следующих случаях:

  1. Земля обладает статусом «временный». Это означает, что участок уже прошел регистрацию до 1 января 2017 г., однако право собственности на него не зарегистрировано до истечения такого временного статуса. Подобные объекты должны быть внесены до 1 марта 2022 г.
  2. После того, как участок был разделен на несколько, не было оформлено право собственности на вновь образованные части земли.
  3. Земля была получена в наследство, а запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не произведена или же ЗУ была по тем или иным причинам снят с кадастрового учета.

Перед тем, как снять с учета ЗУ, Кадастровая палата направляет владельцу недвижимости уведомление об этом на его e-mail либо на домашний адрес. В письме сообщаются возможные последствия того, что владелец не предпримет необходимых шагов. Как правило, ему дается срок до полугода на оформление права собственности.

Важно! Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).

Процедура оформления

Внесение ранее учтенного ЗУ в реестр осуществляется путем обращения любых заинтересованных лиц. Перед подачей заявления следует убедиться, что ЕГРН не содержит данных об этом участке.

Внести сведения можно двумя способами:

  1. Подать запрос на получение данных о ранее учтенном объекте недвижимости.
  2. Подать заявление с просьбой внести объект в ЕГРН.

Верховный Суд подчеркивает, что внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости невозможно, если информация об этом объекте уже содержится в государственном кадастре недвижимости (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре).

Пример

Орган кадастрового учета отказал гражданину В. во внесении данных о ЗУ в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимого имущества он был уже учтен. В. решил оспорить это решение в суде. Судебный орган установил, что этот участок обременен договором аренды с одной из организаций. В сентябре 2011 г.

по заявлению этой компании государственный орган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен этот спорный ЗУ, прописав категорию «Земли лесного фонда». Позже по заявлению той же организации в кадастр недвижимого имущества была внесена информация о местоположении участка, а также о его арендаторе. Гражданин В.

обратился в орган кадастрового учета в мае 2015 г., то есть позднее. Суд с учетом этого не удовлетворил исковые требования.

Вы можете подать заявление в ближайшее отделение МФЦ или онлайн — в электронном виде. Для этого на сайте Госреестра необходимо найти раздел «Электронные услуги» и оставить там свое заявление, подкрепленное электронной подписью.

Для внесения сведений о ранее учтенном объекте, в соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие ЗК РФ», необходимы:

  • заявление владельца ЗУ;
  • документы, устанавливающие либо подтверждающие право собственности на землю;
  • документы о ранее учтенном участке, уже имеющиеся в регистрирующем органе.

Регистрация права собственности на ранее учтенный ЗУ осуществляется по заявлению правообладателя либо его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающих документов, а также квитанции об уплате государственной пошлины.

Перечислим, что может явиться основанием для включения сведений в единый реестр:

Основания для внесения сведений о ЗУ в реестр
1 Договор аренды, который действует на момент обращения.
2 Свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.
3 Акт органа местной госвласти о праве собственности на ЗУ.
4 Решение госоргана о предоставлении ЗУ конкретному лицу.
5 Выписка из похозяйственной книги.
6 Документы, подтверждающие ранее произведенный госучет или регистрацию прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату по ее запросу из соответствующих органов.

Сведения об объектах недвижимого имущества вносятся в Госреестр бесплатно. После того, как гражданин обратился в Кадастровую палату, та в течение пяти дней должна включить все данные и документы в кадастр. В случае с оформлением через МФЦ этот срок продлевается на 2 дня.

Выписка из ЕГРН выдается через пять дней после внесения информации (ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации). Таким образом, вся процедура (подача заявления о регистрации ранее учтенного объекта) составляет от 5-7 рабочих дней со дня подачи заявления.

Заявитель получает выписку из ЕГРН лично либо по e-mail. В документе будет указан новый статус участка – учтенный. Он даст возможность в полной мере распоряжаться ЗУ.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Чтобы внести в ЕГРН ранее учтенный земельный участок, необходимо подать соответствующее заявление, приложив к нему требуемые бумаги. Наши юристы дистанционно помогут вам собрать все необходимые документы и подать их для оформления.

0 + активных клиентов ЕЮС

Как подаются дополнительные сведения о землях

Если изменились те или иные параметры ЗУ, то следует обновить данные в ЕГРН. Подача дополнительных сведений производится в зависимости от того, о каких изменениях идет речь.

Как правило, дополнительные сведения касаются:

  • адреса или местоположения ЗУ;
  • его площади;
  • ландшафта ЗУ (появления, исчезновения природных или других объектов);
  • категории или вида разрешенного использования;
  • стоимости;
  • изменения права собственности либо ограничения прав.

Документы подаются в местное отделение МФЦ или в Кадастровую палату. Можно прийти лично или отправить документы через Интернет либо почту России. Обратиться вправе или сам собственник, или его доверенное лицо.

Перечислим документы, которые следует предоставить:

  • заявление;
  • документы на право собственности;
  • документ, содержащий данные об изменениях.

При подаче предъявите документ, удостоверяющий личность.

Государственная пошлина в данном случае не уплачивается. Сроки внесения изменений составляют 15 рабочих дней с даты поступления необходимых документов.

Выписку из ЕГРН с внесенными изменениями заявитель может получить лично.

Чтобы вам было проще составить обращение, мы подготовили унифицированный бланк заявления, вы можете опираться на него при составлении собственного варианта:

Образец заявления Заявление о подаче дополнительных сведений об участке Раздел Ранее Учтенного Земельного Участка В 2023 Году

Судебная практика: защита интересов собственника ранее учтенного участка

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:

— земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);

  • — земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ);
  • — земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
  • При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:
  • имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;
  • представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.
  • Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
  • акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
  • Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г.

и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г.

об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г.

N 244 «Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности», утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее — ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

  1. Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
  2. общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;
  3. общий волостной реестр (список) землепользований;
  4. реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

  • земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
  • государственная земельнокадастровая книга района (города);
  • государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
  • государственный земельный кадастр СССР.
  • Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
  • Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» — в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Понятие «домовладение» определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г.

N 37 (далее — Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение — это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

  1. Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.
  2. Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:
  3. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
  4. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.
  5. Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Как выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Алгоритм для муниципалитета

С 29 июля у органов МСУ поселений, муниципальных и городских округов, а также внутригородских районов появится новое полномочие. Они должны будут выявлять на своих территориях правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять сведения о них для внесения в ЕГРН (Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ). Речь идет о правообладателях, которые отвечают двум критериям.

1. Имеющиеся у правообладателя правоустанавливающие документы на объект были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, то есть не позднее 31 января 1998 года.

2. Права на объект не зарегистрированы в ЕГРН.

Предлагаем алгоритм из семи шагов. Следуйте ему, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На заметку

Какую проблему решит новый закон

Цель нового закона — решить проблему с объектами, права на которые возникли до появления нынешней системы государственной регистрации прав на недвижимость.

В большинстве случаев владельцы такого имущества обзавелись им либо в 90-е годы, либо в тот период, когда права на объекты капитального строительства удостоверяли БТИ. Права на многие из этих объектов до сих пор не зарегистрированы в реестре.

В результате местные и региональные бюджеты недополучают средства в виде платежей по налогу на имущество.

Шаг 1. Поднимите документы, где могут быть сведения о правообладателях

Информация о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости может быть в документах, которые находятся в муниципальных архивах. Также посмотрите распоряжения уполномоченного органа МСУ, осуществляющего мероприятия по выявлению правообладателей.

Шаг 2. Направьте запросы в органы государственной власти и организации

Если сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости найти не удалось, направьте запросы:

  • в органы государственной власти;
  • в бюро технической инвентаризации. Именно эти организации занимались учетом и регистрацией прав на объекты недвижимости до конца 1997 года;
  • нотариусам.

Какую информацию можно запросить, посмотрите в таблице 1 ниже.

Ожидайте ответа в течение 15 дней. Отсчет этого срока начинается со дня, когда орган или нотариус получил запрос.

Таблица 1. Какую информацию запросить в госорганах, организациях и у нотариуса

Шаг 3. Опубликуйте сообщения о порядке предоставления сведений о правообладателях

Опубликуйте сообщения о том, как можно предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.

Соблюдайте порядок, установленный для официального опубликования муниципальных правовых актов. Информацию в сообщении адресуйте не только правообладателю, но и любому заинтересованному лицу.

Сообщения можно также разместить:

  • на официальном сайте уполномоченного органа МСУ муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости;
  • информационных щитах в самом населенном пункте либо за его пределами, в зависимости от того, где находятся ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме сведений о правообладателях заинтересованное лицо должно сообщить в уполномоченный орган МСУ:

  • свой почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • свой СНИЛС.

Шаг 4. Подготовьте проект решения

Если удалось установить владельца недвижимости, подготовьте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Что указать в этом документе, посмотрите в таблице 2 ниже.

Не подготавливайте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости в двух случаях.

1. В ответ на запросы вы получили противоречивую информацию о правообладателе.

2. Здание, сооружение или объект незавершенного строительства прекратили свое существование.

Таблица 2. Что указать в проекте решения о выявлении правообладателя

На заметку

Как снять с учета объект, прекративший свое существование

Если ранее учтенный объект, сведения о котором внесены в ЕГРН, прекратил свое существование, обратитесь в Росреестр с заявлением о снятии этой недвижимости с государственного кадастрового учета. Акт обследования Росреестр не потребует. Достаточно приложить к заявлению акт осмотра объекта.

Не позднее чем за 30 дней до подачи заявления уполномоченный орган МСУ обязан предупредить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя объекта недвижимости. Отправьте ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении.

Либо вручите извещение лично и попросите расписаться в получении.

Шаг 5. Опубликуйте сведения об объекте и направьте проект решения правообладателю

В течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта разместите на официальном сайте муниципального образования сведения об объекте недвижимости. Укажите его кадастровый номер. Если выявленный правообладатель — физическое лицо, укажите его Ф. И. О. Если юридическое — полное наименование, ИНН и основной государственный регистрационный номер.

В тот же пятидневный срок направьте проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Вручите его лично под расписку или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Физлицу заказное письмо направьте по адресу регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Юрлицу — по адресу в пределах местонахождения.

В сопроводительном письме укажите срок, в течение которого адресат может представить возражения относительно сведений о правообладателе объекта.

На заметку:Если правообладатель сообщил адрес электронной почты, можно использовать его

Принимайте возражения, которые оформлены письменно на бумаге или в виде электронного документа. Сам предполагаемый правообладатель, его представитель или иное заинтересованное лицо может представить в уполномоченный орган МСУ:

  • сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
  • документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости.

Срок представления возражений — 30 дней со дня, когда лицо получило проект вашего решения.

Шаг 6. Примите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости

На заметку: Заявление выявленного правообладателя о внесении в ЕГРН данной записи не потребуется

Когда предполагаемый правообладатель получит проект, подождите 45 дней. Если за это время вам не представят возражения, можно принять решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Если возражения поступили, не принимайте решение. В течение одного года вы вправе обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе. Если суд вынесет решение в вашу пользу, запись внесут в реестр.

Шаг 7. Направьте сведения в Росреестр, а копию решения — правообладателю

После того как вы приняли решение о выявлении правообладателя, в течение пяти рабочих дней нужно:

  • подать заявление в Росреестр;
  • направить копию решения правообладателю.

Заявление в Росреестр. Направьте одно из двух заявлений. Если в ЕГРН уже есть сведения об объекте и не хватает только информации о правообладателе, подайте заявление о внесении сведений о правообладателе.

Если информации о самом объекте в реестре тоже нет, подайте заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и его правообладателе.

Любое из этих заявлений направьте в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К заявлению приложите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы со сведениями, полученными по запросам.

Росреестр внесет в ЕГРН сведения на основании вашего заявления. Их наличие в ЕГРН не препятствует государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости. Если эти права будут зарегистрированы, Росреестр исключит данные сведения из ЕГРН.

Копия решения для правообладателя. Можете направить ее по почте или вручить лично, взяв расписку в получении. Если высылаете решение по электронной почте, подпишите документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

На заметку

Как провести комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка

Орган МСУ вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ (ККР) в отношении ранее учтенного земельного участка, чтобы уточнить его границы.

Обратитесь от имени правообладателя участка в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Доверенность не потребуется.

Но уведомить правообладателя необходимо. Если он возражает, ККР выполнить нельзя.

По результатам государственного кадастрового учета получите выписку из ЕГРН. Затем в течение 20 дней передайте ее правообладателю ранее учтенного земельного участка. Либо направьте ему выписку по обычной или электронной почте.