Учет

Практика уголовно правовой квалификации рейдерских поглощений 2023

18 декабря 2017

Практика уголовно правовой квалификации рейдерских поглощений 2023

Рейдерство, или незаконный захват чужой собственности, как явление достигло в России небывалых размахов: по оценкам экспертов, ежегодно в нашей стране происходит до 70 тысяч рейдерских захватов. Причем сейчас защита от захвата требуется не только крупным корпорациям, но и небольшим фирмам — в этом и есть особенность современного рейдерства.

Если раньше бизнес захватывался типично криминальными способами (шантаж, угроза, насилие, захват заложников, подделка документов и т.д.

), то в настоящее время рейдеры в подавляющем большинстве случаев используют внешне законные способы, например, искусственное создание или покупку кредитной задолженности организации-«жертвы», внесение изменений в учредительные документы и незаконное приобретение долей в уставном капитале, выпуск фиктивных долговых обязательств и векселей. Для последующей легализации действий по захвату бизнеса привлекается штат квалифицированных юристов и адвокатов, которые используют средства гражданского судопроизводства и в качестве представителей получают необходимые судебные решения. Кроме того, рейдерство может производиться при «поддержке» силовых структур — ОМОНа, полиции и т.д.

В отличие от цивилизованного бизнеса, где слияние и поглощение предприятий как формы реорганизации основаны на взаимном согласии и равноправии сторон, а добрая воля лица, передающего бизнес или его часть явно выражена и не подвержена сомнению, в случае рейдерства захват активов происходит вопреки воле его предыдущих собственников. Учредители лишаются своей собственности и имущественных прав, терпят большие убытки и теряют источник дохода, а рейдеры, в свою очередь, практически за бесценок либо за сумму, на несколько порядков ниже рыночной, получают готовый бизнес.

Негативно рейдерство сказывается и на экономической ситуации, поскольку оно устраняет конкуренцию — неотъемлемую составляющую рыночной экономики, приводит к разорению среднего и малого бизнеса, потере рабочих мест.

Читайте также:  Когда завещание вступает в силу после смерти 2023

Рейдерский захват — статья Уголовного кодекса РФ

Рейдерство в УК РФ как преступление не закреплено в отдельной статье, но более 10 различных статьей предусматривают ответственность за те или иные действия по незаконному захвату собственности.

Наиболее распространённой статьей, которая применяется на практике при квалификации действий рейдеров, это статья 159 УК РФ (мошенничество); сама диспозиция данной статьи, предусматривающая ответственность за хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием, полностью охватывает действия злоумышленников по захвату чужого бизнеса.

Помимо указанной статьи действия рейдеров нередко квалифицируются по следующим статьям УК РФ (по совокупности со статьёй ст. 159 или отдельно от неё):

  • 179 УК РФ, если рейдер принуждает владельца организации заключить сделку по отчуждению имущества под угрозой насилия;
  • 170.1 — в случаях, когда в регистрирующий орган представляются заведомо ложные данные в целях внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, реестр ценных бумаг или систему депозитарной учета;
  • 170 — в отношении должностных лиц, регистрирующих заведомо незаконные сделки, искажающих сведения ЕГРЮЛ и государственного кадастра;
  • 173.1 и 173.2 — при использовании в процессе захвата фирм-однодневок и подставных лиц;
  • 183 — при незаконном получении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;
  • 185.5 — фальсификация решения общего собрания или совета директоров общества;
  • 186 — в части изготовления и сбыта ценных бумаг;
  • 196 и 197 — преднамеренное и фиктивное банкротство;
  • 303 — фальсификация доказательств, — при представлении в суд в целях получения неправосудного акта поддельных документов;
  • 327 — подделка документов;
  • ч. 3 ст. 299 — незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности.

Приведённый перечень является неполным, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и используемых схем органы следствия могут квалифицировать действия рейдеров и их соучастников, совершающих в процессе захвата собственности сопутствующие общественно опасные деяния, по иным статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за налоговые и иные преступления в сфере экономической деятельности, преступления против собственности и должностные преступления, преступления против правосудия, а также против жизни и здоровья граждан.

Депутаты и сенаторы Федерального собрания РФ неоднократно предлагали включить в УК РФ статью 159.7 УК РФ, предусматривающую ответственность непосредственно за рейдерский захват, причем наказание предлагалось сделать суровым — до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Представляется, что в связи с распространенностью данного деяния и его повышенной общественной опасностью, такие предложения вполне обоснованы; как мы отметили выше, имеющаяся редакция диспозиции статьи 159 УК РФ полностью охватывает действия правонарушителей по захвату чужой собственности, в связи с чем нет необходимости введения в кодекс отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рейдерство. Между тем санкция части 4 ст. 159 УК РФ, по которой и привлекаются к отвественности рейдеры, предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, относя эти преступления к категории тяжких. Введение отдельной части в ст. 159 УК РФ в отношении рейдеров позволило бы выделить это деяние в качестве вида мошенничества, предусмотрев повышенную ответственность за совершение подобных деяний с отнесением их к категории особо тяжких преступлений. Все это способствовало бы сохранению стройности системы уголовного законодательства, облегчило бы практическое применение статьи в данной части, а также способствовало бы более полной реализации превентивной функции уголовного закона.

В случае введения в закон новой части ст.

159 УК РФ, вполне логично было бы отнести расследование уголовных дел данной категории к подследственности следователей Следственного комитета РФ, к которой отнесена основная масса преступлений в сфере экономической деятельности; это, на наш взгляд, положительным образом сказалось бы как на качестве расследования, так и на исключении споров о подсудности и соблюдении сроков при проведении проверок сообщений о фактах рейдерских захватов.

Защита от рейдерства — как обезопасить свою компанию?

В глобальном понимании рейдерство неистребимо, пока будут существовать пробелы в законодательстве, взяточничество и коррупция. Но любой фирме под силу снизить риск «попадания в руки» рейдеров. Для этого следует придерживаться следующих правил:

  • полномочия в доверенности на любого сотрудника должны быть строго ограничены на решение узкого круга задач;
  • передача активов и отчуждение собственности могут быть прерогативой совета директоров, а не менеджеров;
  • процесс сбыта (передачи) третьим лицам долей в уставном капитале общества, недвижимого имущества, основных средств должен быть строго регламентирован отдельным внутренним нормативным документом общества с определением основополагающих положений в уставных документах;
  • к выбору сотрудников, особенно топ-менеджеров, бухгалтеров, материально-ответственных и доверенных лиц стоит отнестись внимательно — лучше проверять их личности через службы безопасности или специальные агентства;
  • акционерный капитал стоит по возможности максимально консолидировать в одних руках; при наличии множества акционеров необходимо реализовать систему мер по предотвращению скупки определённого количества (дающего право решающего голоса) акций сторонними лицами без ведома учредителей (основных акционеров);
  • в устав следует быть введено правило о преимущественном праве покупки долей или акций, недвижимого имущества, основных средств, внутренних (внутрихолдинговых) векселей и иных долговых обязательств соответственно участниками (учредителями) и юридическими лицами, входящими в холдинг или группу предприятий;
  • номинальных лиц в управлении компанией нужно избегать;
  • в фирме должна действовать отлаженная система защиты информации;
  • в организации необходима отдельная регламентация и строгий учёт действий по выпуску векселей и иных долговых обязательств;
  • необходимы регламентация и строгий учёт всех действий по изготовлению, хранению и использованию печатей и штампов, используемых организацией в своей деятельности;
  • необходима регламентация и строгий учёт взаимоотношений между руководителями и сотрудниками, входящими в административный аппарат общества, с внедрением практики «служебных записок» хотя бы в отношении тех действий или процессов, которые могут повлечь образование задолженности, реализацию долей в капитале общества, недвижимого имущества и основных средств;
  • следует избегать сосредоточение функций по реализации основных активов общества и распоряжению крупными суммами денежных средств в руках одного лица, не являющегося основным или единственным собственником общества; при удалении собственников бизнеса от управления обществом необходима регламентация в уставных документах процедуры истребования их согласия на осуществление значимых сделок;
  • необходимо поручить юристу или юридическому отделу не реже чем раз в месяц проверять базы ГАС «Правосудие» и иные базы судов на предмет наличия в производстве судов дел с участием либо в отношении общества;
  • желательно закрепление в уставных документах общества принципа, согласно которому все действия по реализации долей в уставном капитале, недвижимого имущества и основных средств осуществляются конкретным нотариусом или нотариусами определенных нотариальных округов;
  • вся деятельность фирмы должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством.

Штатному юристу, никогда не сталкивавшемуся с захватом чужой собственности, трудно оценить все риски и снизить их. В случаях, когда организация подвергается рейдерскому захвату, пострадавшие лица оказываются перед лицом целого ряда проблем: правоохранительные органы отказываются возбуждать уголовные дела;

  • проверки по заявлениям о преступлении проводятся сотрудниками подразделений ЭБиПК МВД РФ формально и с нарушением процессуальных сроков;
  • материалы проверок пересылаются из одного территориального подразделения в другое, из органов полиции в органы СКР в связи со спором о подследственности;
  • не редко в возбуждении уголовного дела отказывается со ссылкой на наличие корпоративного спора и гражданского правонарушения.

Большое распространение в последние годы получил не предусмотренный законом термин «технический отказ», — оперативные сотрудники, не успевая принять закончить проверку в предусмотренный УПК РФ максимальный 30-дневный срок, выносят необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в расчете на отмену постановления прокуратурой с получением дополнительного месяца для проведения дополнительной проверки.

Средний срок рассмотрения сообщения об экономическом преступлении сотрудниками ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы с момента подачи заявления о совершении преступления и до вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела составил в 2017 году более 6 месяцев.

В подавляющем большинстве случаев оперативные сотрудники не виноваты в сложившейся ситуации и честно и добросовестно исполняют свои служебные обязанности, не успевая провести проверку в силу загруженности, занятости в иных делах, а также в силу специфики подобных дел, по которым необходимо проведение целого ряда оперативно-розыскных мероприятий, применение специальных познаний, проведение экспертиз и исследований. Да и сами злоумышленники никак не способствуют проведению проверки, уклоняются от явок для дачи объяснений, не представляют истребованные документы и т.п.

Поэтому, если вы не хотите потерять свой бизнес и заработанное имущество, заручитесь поддержкой уголовного адвоката, специализирующегося на защите бизнеса от экономических преступлений, который проведет аудит вашей фирмы и определит ее наиболее уязвимые места. Если механизм захвата уже запущен, адвокат не допустит передачи ваших активов в чужие руки и сделает все возможное, чтобы спасти фирму и привлечь виновных лиц к ответственности.

Практика уголовно правовой квалификации рейдерских поглощений 2023

Рейдерство (архив)

11 сентября 2014 в 12:30

Практика уголовно правовой квалификации рейдерских поглощений 2023

Это – классика рейдерства, господа.Далее они продадут предприятие другой фирме, а та в свою очередь следующей.И уже третий покупатель получает статус добросовестного приобретателя.

  • И вся эта операция может быть закончена в три дня…
  • Павел Астахов «Рейдер»
  • Тема рейдерских захватов, или процесс слияний-поглощений в его юридически закрепленной формулировке, является проблемной, так как оценки этого явления противоречивы и неоднозначны, как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны правоохранительных органов.
  • Прежде всего, противоречивость этого явления заключается в подходе к его оценке: предприниматели (в основном крупные) утверждают, что более мобильный бизнес стремится поглотить и пустить в оборот бизнес, который ведется неэффективно.

Рейдеры – «санитары бизнеса». Позиция правоохранительных и судебных органов основана на констатации того факта, что достижение цели «слияние-поглощение» происходит зачастую путем набора преступных действий, попадающих под нормы УК РФ.

Рейдер – преступник.

О важности противодействия криминальному захвату имущества неоднократно упоминал в своих выступлениях Президент РФ Дмитрий Медведев: «Надо возвращать имущество законным хозяевам, а тех, кто незаконно захватывает, – сажать в тюрьму. Если в 90-х годах рейдерство было повсеместным, то сейчас сталкиваться с таким явлением стыдно».

Председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев обратился к членам генерального совета общественного движения «Деловая Россия» с призывом информировать о неправосудных решениях.

Дискуссия, которая ведется специалистами на страницах прессы и Интернета, вкратце сводится к следующему: в действующем Уголовном кодексе РФ нет статьи, предусматривающей ответственность за рейдерство.

Тем не менее судьи находят способы наказать участников криминального захвата, ссылаясь на следующие статьи УК РФ: ст. 159 «Мошенничество», ст.163 «Вымогательство», ст. 330 «Самоуправство», ст. 327 «Подделка документов», ст. 196 «Преднамеренное банкротство», ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 303 «Фальсификация доказательств по гражданскому делу».

Исходя из анализа судебно-следственной практики, возможна квалификация действий, сопровождающих корпоративный захват, и по другим статьям УК РФ: грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), уничтожение или повреждение имущества (ст. 167).

Нередко рейдерство как таковое становится возможным благодаря наличию коррупционных связей.

«Помощь» рейдерам со стороны должностных лиц может квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292).

Возбуждение «заказных» уголовных дел против руководителей намеченной к поглощению коммерческой структуры есть не что иное, как привлечение заведомо невиновного человека к уголовной ответственности (ст. 299). Вынесение заведомо неправосудного судебного акта, обеспечивающего легитимность рейдерского захвата, влечет ответственность по ст. 305 УК РФ.

Рейдеры, оказывая психическое и физическое воздействие на акционеров, заставляют продавать свои акции, тем самым совершают принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).

Кража реестра и других документов юридического лица образует состав незаконного получения сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ), а представление в регистрационные органы поддельных документов – это похищение документов и их подделка (ст. ст. 324, 327 УК РФ).

В свою очередь, нотариусы, заверившие поддельные документы, отвечают за соучастие в преступлениях, в том числе частные нотариусы – по ст. 202 УК РФ (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), а также за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Павел Астахов к уголовной квалификации добавляет ст. 174, ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»; ст. 327 п. 3, «Использование заведомо подложного документа».

Действия, проводимые во время рейдерского захвата, также могут сопровождаться совершением преступлений против личности.

https://www.youtube.com/watch?v=eKOqAoCNT6M\u0026list=PLo1OP5-BKRogb3EcobEnjwfGQH0qEMvXJ

Однако далеко не всегда удается «подвести» то или иное деяние под конкретную статью УК РФ.

В результате, рейдеры зачастую вообще избегают наказания. В связи с этим, все чаще в юридическом сообществе звучат предложения «урезонить» рейдеров специальной уголовной статьей.

Например, Следственный комитет при МВД России предлагал ввести сразу две статьи: ст. 201.1 «Незаконное присвоение полномочий органа управления юридического лица» и ст. 201.2 «Злоупотребление правами участника (акционера) юридического лица».

Именно это легло в основу уголовно-правовой составляющей «антирейдерского» пакета поправок в законодательство, который был направлен в различные ведомства и высшие суды для заключений.

Впрочем, обсуждаются и альтернативные варианты изменений в УК РФ.

Они касаются как введения квалифицированных «рейдерских» составов в уже существующие статьи, так и других формулировок специальной нормы об ответственности за корпоративные захваты.

Наряду с этим, есть и категорически отрицательные оценки подобных инициатив, которые, надо отметить, звучат весьма убедительно, особенно из уст практиков. Известно, что Следственный комитет при МВД России являлся инициатором введения в УК РФ нового состава преступления «незаконное завладение корпоративным управлением в юридическом лице».

Учитывая, что действия, связанные с рейдерскими захватами, посягают на достаточно широкий круг общественных отношений, охраняемых уголовным правом (собственность, интересы экономической деятельности, порядок управления и т. д.), а формы таких деяний многообразны, невозможно объединить все эти деяния в рамках одного-единственного состава.

  1. К тому же рейдеры постоянно совершенствуют свою криминальную деятельность, изобретая новые способы и схемы корпоративных захватов.
  2. Учитывая, что процесс корпоративных захватов раскладывается на составные части, их можно квалифицировать как отдельные деяния.
  3. Однако группы статей, по которым возможно квалифицировать действия рейдеров, не связаны друг с другом, и это представляет неминуемые трудности для квалификации.

Судьи, рассматривающие дела по корпоративным захватам, признаются, что испытывают трудности при квалификации подобных действий. Зачастую они попросту не «умещаются» в диспозицию наиболее часто вменяемой органами следствия ст. 159 УК РФ.

  • Весьма красноречива позиция Верховного Суда РФ в отзыве на проект Федерального Закона «О внесении изменений в УК РФ», внесенный депутатами Государственной Думы Геннадием Гудковым, Александром Хинштейном и Андреем Луговым:
  • «В законодательстве отсутствует определение понятий «рейдерство» или «недружественное поглощение», проблемы добросовестного приобретателя должны решаться и решаются в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства… в гражданском и корпоративном законодательстве содержатся, в первую очередь, нормативно закрепленные разрешения и запреты… Совершенствование этих отраслей права с целью предотвращения корпоративных конфликтов и противодействия «недружественным поглощениям» должно положительно повлиять на стабильность работы как самих предприятий, так и целых отраслей экономики, защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов, а также определить спектр ситуаций, в которых, возможно, потребуется применение мер уголовного воздействия».
  • Несколько напоминает ситуацию, которая, став проблемной, требует оперативного решения, почти как в анекдоте: «Поможем похудеть за один день на 20 килограммов – отрежем ноги трамваем».

Применение для квалификации рейдерских действий отдельных статей УК РФ не позволяет раскрыть общую картину незаконных корпоративных поглощений, а следовательно, эффективно бороться с ними.

С другой стороны, высказывается мнение, что основная проблема противодействия рейдерским захватам кроется не в изъянах уголовного закона, а в отсутствии надежных барьеров в других отраслях права: гражданском, корпоративном, арбитражном, процессуальном, а также в законодательстве об исполнительном производстве.

https://www.youtube.com/watch?v=HQiJO94g4mQ\u0026list=PLo1OP5-BKRogb3EcobEnjwfGQH0qEMvXJ

Вся сложность изучения криминального захвата недвижимости заключается в том, что бывает трудно найти грань между совершением преступлений и гражданско-правовых сделок.

В ч. 1 ст. 129 ГК РФ сказано, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, либо иным способом.

Парадокс состоит в том, что, с точки зрения обывателя, факт криминального захвата недвижимости очевиден, а с точки зрения действующего законодательства, все может быть запутанно и трудно доказуемо.

К сожалению, это устраивает, прежде всего, две стороны возникающего противостояния: лиц, осуществляющих криминальный захват, и правоохранительные органы, которым удобно не вмешиваться в возникающий спор под благовидным предлогом «спора хозяйствующих субъектов».

Корпоративные захваты – «бизнес» сложный, высокоинтеллектуальный, среднестатистический рейдер – более высококвалифицированный профессионал в своем деле, чем среднестатистический сотрудник правоохранительных органов.

Рейдерство, как новое социально-правовое явление, качественно отличается от всех иных традиционных имущественных преступлений.

Изучаются структура собственности предприятия, стоимость нейтрализации местных судов, милиции, органов власти, взятки налоговому инспектору, обеспечение прикрытия акции в средствах информации, изменение записей в реестре, принятие судом решения об обеспечительных мерах, аресте реестра, закрытии собрания акционеров, аннулировании результатов собрания акционеров и т.п. – все выливается в несколько сотен тысяч долларов.

На одном из персональных сайтов «Услуги и цены» расписаны расценки по этапам захватов. Как пишет известный криминолог Нинель Кузнецова, «даже если посчитать приведенную в Интернете информацию «шуткой», то она не слишком далека от истины.

Силовые захваты собственности сегодня – это вид организованной преступности. Коррупция – всеохватна. Даже суды открыто нарушают не только гражданское, но и уголовное законодательство».

Все, что связано с рейдерством, связано с коррупцией. Если, например, возбуждается уголовное дело, спорное здание может быть описано как вещественное доказательство. Тогда с этим зданием ничего невозможно будет сделать.

Рейдерский план отличается очень высоким процентом рентабельности, рейдеры ведь всегда составляют смету расходов и предполагаемых доходов.

Корпоративный шантаж – разновидность инвестиционного бизнеса.

И, как любая другая форма жизнедеятельности предпринимательства, он заинтересован в максимизации нормы прибыли, в частности – посредством сокращения времени оборота инвестированных в проект средств, осуществляя на всех отрезках дистанции поиски платежеспособных «покупателей проекта». Это системно отлаженный комплексный криминальный бизнес. Характерен специфический предмет посягательств на недвижимость или, точнее, имущественные хозяйственные комплексы.

Осуществляется с конечной целью получения прибыли – посредством оформления права собственности и быстрой продажи подконтрольным компаниям, которым, в свою очередь, нужно быстро продать имущество, для того чтобы конечный, третий, четвертый и т.п. покупатель был признан добросовестным приобретателем.

Новый собственник будет отгорожен от претензий прежнего владельца статусом «добросовестного приобретателя» (Добросовестным приобретателем признается лицо, которое не знало и не могло знать, что приобретало имущество у лица, которое не имело права его отчуждать). Таким образом, потерпевшая сторона, в отношении которой осуществлен захват недвижимости, остается одна против всех в заведомо проигрышной ситуации.

Весьма показательна позиция видного ученого-правоведа Бориса Черепахина:

«На каждом этапе в истории развития общества придается особое значение праву собственности, так как та или иная форма собственности дает соответствующую характеристику определенной правовой системы, а, в сущности говоря, и соответствующую характеристику целой эпохи в истории человечества… Исключительное значение права собственности в каждой правовой системе требует и обусловливает абсолютный характер защиты права собственности. Защита права собственности направлена против всякого нарушителя. Это всеобщий принцип защиты права собственности, правда, в отдельных законодательствах претерпевающий известное ограничение в пользу третьих добросовестных приобретателей. Следует, таким образом, признать, что не защита оборота, а защита права собственности приобретателя обосновывает допущение добросовестного приобретения от неуправомоченного отчуждателя.

Добросовестным владельцем признается добросовестный приобретатель вещи, пока по обстоятельствам дела он не узнал и не должен был узнать о неправомерности своего владения. Таким образом, предварительным условием добросовестного владения является добросовестное приобретение вещи».

Таким образом, представляется наиболее верным подход к юридической квалификации рейдерства, прежде всего, с гражданско-правовых позиций: во-первых, рассматривать рейдерство как сделку, и, во-вторых, в качестве предмета спора – оспаривание статуса добросовестного приобретателя.

Станислав БАЧИНИН,старший преподаватель кафедры «Основы экономической теории» ОмГТУ, юрист

Роль международных правовых стандартов в криминализации рейдерских захватов в российском уголовном праве

Филимонова Ирина Владимировна1, Тарханов Сергей Станиславович21Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса2Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, магистрант

Filimonova Irina Vladimirovna1, Tarhanov Sergey Stanislavovich21Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, candidate of legal Sciences, associate Professor of criminal law and procedure2Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, undergraduate

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Тарханов С.С. Роль международных правовых стандартов в криминализации рейдерских захватов в российском уголовном праве // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/07/4033 (дата обращения: 12.07.2023).

С развитием международных экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности тех или иных деяний, и, как следствие, их криминализация.

В настоящее время уголовным законодательством многих зарубежных государств предусматривается уголовная ответственность за совершение недружественных корпоративных слияний и поглощений — рейдерских захватов.

Общественная опасность данных деяний повышается еще и тем, что действия рейдеров зачастую не сводятся только к захвату бизнеса в рамках территории одного государства, – это могут быть посягательства на транснациональные компании и холдинги с использованием финансовой и банковской систем.

В ряде случаев преступления носят межрегиональный характер, т. е. совершаются в различных регионах страны, либо одно длящееся преступление может быть начато в одном регионе, а окончено в другом. Примерами могут служить захват МЭЗ «Кропоткинский» и сети элеваторов в Краснодарском крае, внешнеэкономического объединения «Автотрактороэкспорт»[1].

Коррупция в частном и публичном секторах экономики создает благоприятные условия для преступной деятельности рейдеров.

В итоге происходят систематические  нарушения уголовного законодательства, скрываются факты рейдерских захватов предприятий.

В результате снижается эффективность деятельности правоохранительных структур при раскрытии данных преступлений и выявлении всех виновных в их совершении лиц.

Противодействие коррупции обусловлено особенностями ее проявления. На сегодняшний день важным фактором системы противодействия коррупции являются международные правовые стандарты, которые имеют неодинаковую степень воздействия на формирование антикоррупционного уголовного законодательства нашей страны. К сожалению, данные стандарты в основном носят рекомендательный характер.

Институциональное влияние международного антикоррупционного законодательства в сфере криминализации рейдерских захватов на формирование национального уголовного законодательства в области противодействия коррупции можно проследить на разных уровнях: доктринальном (теоретическом), концептуально-правовом, нормативно-правовом.

Доктринальный (теоретический) уровень предлагает понимание коррупции как социального феномена, раскрывая его негативное влияние на различные сферы общественной жизни. При этом подходы к пониманию данного явления унифицируются даже при том, что исторический опыт государств различен, так же, как и разнообразны человеческие культуры.

Концептуально-правовой уровень противодействия коррупции предполагает формирование единой антикоррупционной политики посредством декларирования международно-правовыми стандартами ее целей, задач и формулирования понятийно-категориального аппарата (понятие коррупции и его признаки, формы коррупции, коррупционные отношения, субъекты коррупции, виды преступлений коррупционной направленности и др.). Применительно к Российской Федерации можно отметить, что международные стандарты имеют опосредованное влияние на российское уголовное законодательство, содержание которого определяется как особенностями самой правовой системы, так и спецификой государственной уголовной политики.

  • Стоит отметить, доктринальный и концептуально-правовой уровни противодействия коррупции играют существенную роль в формировании государственной уголовной политики РФ в сфере борьбы с коррупцией в сфере недружественных корпоративных слияний и поглощений.
  • Нормативно-правовой уровень противодействия коррупции предполагает наличие четко очерченного уголовно-правового поля, в рамках которого Россия принимает необходимые законодательные меры по институционализации международного уголовно-правового порядка в сфере противодействия коррупции.
  • Необходимо указать на то, что последние годы в нашей стране предпринимаются многочисленные попытки противодействия коррупции, хотя положительными результаты борьбы с ней назвать пока вряд ли представляется возможным.

В частности, были приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], Указ Президента от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [3], Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы» [4].

Практика показывает, что способы осуществления рейдерских захватов с течением времени меняются. Завладение недвижимым имуществом уже не является конечной целью действий рейдеров. Они стремятся к получению дополнительных стимулов и преимуществ на мировом рынке.

В достижении этой цели существенную помощь оказывают коррупционеры. Это создает трудности при квалификации рейдерских захватов. Не случайно в последнее время наблюдается снижение количества зарегистрированных рейдерских преступлений и выявления лиц, их совершивших.

Коррупция уже давно рассматривается как международное преступление, требующее детальной регламентации в национальном законодательстве с учетом международных правовых стандартов. Как следствие, международно-правовое уголовное значение получает рейдерство.

В этой связи его можно исследовать не с позиции анализа конкретных составов преступных посягательств, а с точки зрения совокупности родственных видов деяний, содействующих рейдерству.

Следует отметить, что преступления коррупционной направленности выявляются как в первой, так и во второй группе выделенной совокупности.

К сожалению, действующее уголовное законодательство не содержит такого состава преступления, как рейдерство, на что неоднократно указывалось учеными[5, с. 8; 6, с. 9].

В современных исследованиях встречаются классификации коррупции, базирующиеся на поведенческих мотивациях социальных групп, которые, институализируясь, принимают формы теневой экономики, отражающей экономические процессы, скрытые от общества.

Так, в числе одной из международных групповых стратегий коррупционных захватов особо выделяется стратегия захвата бизнеса, под которой понимается совокупность деятельности властных структур, с помощью которых власть в лице своих представителей стремится обеспечить теневой контроль бизнеса с целью коллективного или индивидуального извлечения ренты. При этом стратегия захвата бизнеса является универсальной, повсеместной, и рассматривается как разновидность коррупции, поскольку ее цели реализуются посредством противозаконных средств.

Общим основанием криминализации рейдерства является степень его общественной опасности, связанная с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу, в их отмывании в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса. В легальной экономике многих зарубежных государств это привело к созданию транснациональных корпораций. В криминальной сфере наиболее влиятельные преступные организации стали осуществлять операции в международном масштабе, превратившись в транснациональные преступные организации. Происходит активная корпоратизация криминального рынка, формирование корпоративной криминальной идеологии, втягивающей в свою орбиту миллионы людей во всем мире. Увеличение числа корпораций на международном рынке логически приводит к росту количества транснациональных (международных) рейдерских захватов.

Недружественные слияния и поглощения предприятий являются сложной, многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих преступлений, причем не только экономической направленности, но и коррупционной.

Коррупция при совершении рейдерских захватов — неотделимое от них явление, отражающее степень возможного воспрепятствования законной деятельности предпринимателей.

В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит межгосударственный организованный характер, совершается с использованием пробелов в уголовном законодательстве с привлечением публично-правовых структур и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности.

Нельзя сказать, чтобы законодатель совершенно не уделял внимание борьбе с рейдерством, однако он делает это косвенно. Так, 27 июля 2010 г.

был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7]. В УК РФ, который устанавливал ответственность за преступления, сопряженные с рейдерскими захватами и содействующие их совершению (ст.ст.

170.1, 201, 285.3, 291.1, 303, 305 и др.)  были введены новые составы преступлений: «Манипулирование рынком» (ст. 185.3), «Неправомерное использование инсайдерской информации» (ст. 185.6) и др. Внесены изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» [8], КоАП РФ[9] и другие нормативные правовые акты.

Все это произошло не без влияния Директивы № 2004/25ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О предложениях по поглощению», принятой в Страсбурге 21 апреля 2004 г., которая регламентирует единые принципы слияния и поглощения компаний[10].

Необходимо введение в УК РФ нового состава преступления «Рейдерство», где рейдерские захваты определялись бы как незаконные слияния и поглощения хозяйствующих субъектов, сопровождающиеся переходом права собственности на имущество[5, с. 8].

Таможенный кодекс РФ, федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты, а также акты органов государственной власти субъектов РФ не гарантируют формирования единой политики в области международного противодействия рейдерству.

Так, в основном законодательство субъекта РФ направлено на обеспечение государственной поддержки для юридических лиц. Этими рамками и ограничено нормотворчество регионов, что неизбежно приводит к сращиванию коррупции и рейдерства в экономическом пространстве.

Исполнительные органы субъекта РФ регулируют порядок налогового стимулирования организаций, осуществляющих производственную деятельность в этом субъекте, механизм привлечения инвестиций в его экономику, порядок проведения конкурсов инвестиционных проектов и программ, учета, использования и возврата средств специальных фондов субъектов РФ, льготного кредитования отдельных отраслей экономики, порядок осуществления компенсационных выплат части платы за пользование кредитами банков, предоставленных организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, например, перерабатывающим организациям пищевой и легкой промышленности, организациям потребительской кооперации на сезонный закуп сырья, птицеводческим организациям для закупа кормов, за счет источников, определенных бюджетом развития субъектов РФ.

Основным показателем вовлеченности регионов во внешнюю торговлю является доля импорта в потреблении на товарных рынках субъекта, отраслевая структура экономики региона, место в системе основных потоков товаров, местоположение и экономический потенциал субъекта РФ.

Следовательно, можно предположить, что деятельность рейдеров будет направлена на установление контроля за работой отдельных сетей, комплексов предприятий, как получающих дотации из бюджетов, так имеющих транснациональный характер, либо работающих под единой международной маркой.

Также необходимо учитывать значительную неоднородность субъектов РФ, криминализацию их экономики, разную вовлеченность в процессы внешней торговли.

Эти различия должны учитываться для анализа последствий для субъектов РФ с точки зрения развития отраслей экономики и возможных рисков рейдерских захватов.

Правовое регулирование должно осуществляться с учетом вероятности последствий изменения условий доступа на внутренний рынок: усиление конкуренции на рынках, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках; изменение традиционных региональных товаропотоков, их переориентация с внутренних поставщиков на внешних, что повлечет изменение финансового состояния предприятий, находящихся в субъектах РФ. Значимые последствия произойдут в регионах, где предприятия отраслей, подвергшихся вытеснению с локальных рынков, являются бюджетообразующими или градообразующими. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, будет наблюдаться снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, с другой — рост бремени расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем. Изменения внешнеэкономического режима (его тарифной и нетарифной составляющей) наиболее существенно будут сказываться на регионах, расположенных ближе к сложившимся пунктам пересечения таможенной границы различными категориями товаров. Именно эти проблемные регионы и предприятия станут легкой добычей рейдеров, поддерживаемых коррупционным чиновничеством.

В одиночку государства не способны взять под контроль такое транснациональное явление, как рейдерские захваты, а потому требуются совместные усилия по выработке методов борьбы с недружественными корпоративными слияниями и поглощениями.

Подводя краткий итог исследованию роли международных правовых стандартов в формировании антикоррупционных уголовно-правовых мер противодействия рейдерским захватам, особо акцентируем внимание на следующем.

Рейдерство представляет собой межгосударственное, транснациональное уголовно-правовое явление, имеющее место не только на территории РФ, но зарубежных государств, в частности, ближнего зарубежья. Стратегия недружественного захвата бизнеса является универсальной, существующей во всех государствах.

Можно с уверенностью сказать, что рейдерство является разновидностью коррупции, поскольку ее цели воплощаются в жизнь посредством применения противозаконных средств теневой экономики.

Как следствие, необходима детальная криминализация недружественных слияний и поглощений с учетом всех положительных разработок в данной сфере, в том числе международных и зарубежных.

Библиографический список

  1. Следственный комитет против рейдеров. URL:www.zahvat.ru (дата обращения: 07.07.2016).