Учет

Правила проведения аукциона 2023

Законодательство о контрактной системе (федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — закон № 44-ФЗ) постоянно обновляется и совершенствуется.

Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такие изменения не должны быть неожиданными. В канун нового 2023 года участникам закупок следует учесть в своей работе следующие актуальные для поставщиков изменения закупочного законодательства.

  1. С 1 января 2023 г. изменится редакция статьи 31 закона № 44-ФЗ, на основании которой участники закупки подают в составе заявки на участие в конкурентных процедурах декларацию о своем соответствии установленным требованиям: по-новому необходимо сформулировать пункт декларации об отсутствии конфликта интересов, а также в декларацию следует добавить пункт о том, что участник закупки не является иностранным агентом.
  2. Заинтересованным в участии в закрытых закупках поставщикам необходимо пройти аккредитацию на новых специализированных электронных площадках для проведения закрытых закупок: в перечень таких площадок распоряжением Правительства от 23.11.2022 № 3574-р добавлены ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП».
  3. С 1 января 2023 г. в числе участников закупок могут появится иностранные поставщики: участники закупок, являющиеся иностранными лицами, получат право использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных законом № 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации.
  4. Изменится понятие офшорной компании, которая не вправе участвовать в закупках. Перечень офшорных зон с 1.01.2023 г. будет расширен (см. Приказ Минфина России от 26.05.2022 № 83н).
  5. На электронных конкурсах появится возможность подать ценовое предложение ниже нуля, то есть заплатить заказчику за заключение с ним контракта вместо получения оплаты за поставленный товар, выполненную работу или услугу. В случае подачи ценовых предложений на повышение цены при участии в электронном аукционе (за право заключения контракта), участник не будет с 1 января 2023 г. ограничен лимитом в 100 млн. руб.
  6. При проведении заказчиком закупок у единственного поставщика в электронной форме («закупки с полки» по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ) возможно будет заключение контракта при наличии единственного подходящего предложения поставщика, направленного оператором электронной площадки. При этом все предложения с электронных площадок будут интегрированы в ЕИС. Процитируем информацию о данном нововведении, размещенную на официальном сайте ЕИС: «Заказчики при формировании извещения смогут в режиме реального времени увидеть все актуальные предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ с информацией о цене за единицу товара, количестве такого товара и сроке действия предложения в разрезе региона поставки. Запуск агрегатора позволит значительно сократить время заказчиков на поиск и анализ предварительных предложений, который они сейчас осуществляют вручную на каждой электронной площадке, а также уменьшить количество несостоявшихся закупок по причине отсутствия предложений от поставщиков.». Напомним, что закупать в таком электронном магазине заказчики могут только товары на основании описания из КТРУ в пределах лимитов и с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 4, 5, 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
  7. До 31 декабря 2023 г. продлены антикризисные меры:
    • право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта;
    • право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов на основании решения органа власти;
    • право изменять условия контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов с изменением количества и пропорциональным изменением цены в пределах 30%;
    • право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов, связанных с мобилизацией, обороной, безопасностью, государственной охраной;
    • возможность изменять существенные условия исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с постановлением от 16.04.2022 № 680.
  8. Информация и документы, размещенные в реестре участников закупок в ЕИС, теперь не подлежат размещению на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (не будут доступны для ознакомления без входа в личный кабинет ЕИС).
  9. С 1 октября 2023 года предусмотрено, что при подаче в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки на электронной площадке наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки (из КТРУ), будут формироваться в структурированном виде с использованием функционала оператора. Вместе с протоколом подведения итогов оператор будет направлять характеристики товара, предложенные победителем, для размещения в ЕИС, без размещения на официальном сайте.
  10. Внесены изменения в правила оценки заявок при проведении конкурсов (постановление от 31.12.2021 № 2604):
    • при оценке наличия специалистов определенного уровня квалификации будут учитываться только работники в значении, предусмотренном трудовым законодательством;
    • при оценке опыта запрещено использование шкалы оценки (допустимо использование только формул из п.20 Постановления № 2604);
    • документы в составе заявки, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, могут определяться не только профессиональными стандартами;
    • особенности оценки заявок при закупке охранных услуг, а также дополнительные требования при закупке охранных услуг установлены для охраны объектов (территорий) любых заказчиков, а не только образовательных и научных организаций.
Читайте также:  Рекомендации, что делать и куда обращаться, если администрация дала отказ в предоставлении 2023

21.08.23-25.08.23   |   Москва

Правила проведения аукциона 2023

Курс повышения квалификации

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Новые права и обязанности.

» адресован участникам закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ – поставщикам, подрядчикам, исполнителям, как только осваивающим направление тендерных продаж, так и активно работающим на рынке государственных тендеров, в целях адаптации к изменениям законодательства и практики, решения сложных вопросов участия в регламентированных закупках.

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Что меняется в закупках в 2023 году

В некоторых закупках заказчики начали прописывать в извещении экологические требования к продукции — долю вторсырья, использованного при производстве (ч. 5 ст. 33 44-ФЗ, Постановление Правительства № 1224 от 08.07.2022). Нововведения коснулись закупок:

  • гигиенической продукции из бумаги (туалетной бумаги, салфеток, полотенец и т.п.);
  • строительных материалов для уличного благоустройства (тротуарная плитка, бордюры и т.п.);
  • мягких покрытий и гидроизоляционных материалов (резиновая плитка, мягкая кровля и т.п.);
  • мусорных контейнеров и урн;
  • органических удобрений и грунта.

Конфликт интересов

44-ФЗ обязывает заказчика предотвращать конфликт интересов при проведении закупок. Поправки к закону закрепили условие об отсутствии конфликта в обязательных единых требованиях к участникам закупок (160-ФЗ от 11.06.2022).

Заказчики начинают вводить новые требования к участникам тендеров и некоторых закупок у ед. источника об отсутствии взаимовыгодных финансовых отношений и родственных связей между участниками закупок и:

  • директором заказчика,
  • руководителем контрактной службы,
  • контрактным управляющим,
  • членами закупочной комиссии.

Антидемпинговые меры

При снижении цены в ходе тендера на 25% и более поставщики предоставляют повышенное обеспечение исполнения контракта. В заказах на сумму не более 15 млн вместо такого обеспечения поставщик может подтвердить свою добросовестность и внести обычное обеспечение.

Теперь решение о добросовестности участника принимает заказчик, а не закупочная комиссия. При отсутствии подтверждающих документов или указании ложных данных поставщика признают уклонившимся без заседания комиссии (104-ФЗ от 16.04.2022).

Плата за контракт по итогам конкурса

В конкурсах во время переторжки нельзя подавать предложения с нулевой ценой, стоимостью выше или равной цене из третьей части заявки. Однако у поставщиков появилась возможность заплатить за право работы с госзаказом — снижение ниже нуля обязывает указать размер платы заказчику за заключение контракта (104-ФЗ от 16.04.2022).

Закупки без торгов

Власти ввели новое основание для заключения контракта с ед. источником. Торги не понадобятся при размещении заказа на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности (420-ФЗ от 04.11.2022). Теперь подобные контракты заключают напрямую.

Электронная малая закупка

У заказчиков появилась возможность заключить контракт по итогам малой электронной закупки, если есть хотя бы одна подходящая заявка. Раньше для признания закупки состоявшейся требовалось не менее двух (231-ФЗ от 28.06.2022).

Агрегатор предварительных предложений

Заказчики могут проводить малые закупки без торгов на торговых площадках по п. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Сведения обо всех предварительных предложениях участников малой закупки стали доступны для других участников. Информация открыта вне зависимости от ЭТП для размещения заказа. Интеграцию данных обеспечивает ЕИС (449-ФЗ от 27.12.2019, Постановление Правительства № 1946 от 31.10.2022).

Сведения о заявке попадают в ЕИС в течение часа после ее подачи на ЭТП. В системе не размещают данные:

  • документы о стране-изготовителе;
  • подтверждающие соответствие участника требованиям закона к конкретному виду деятельности;
  • декларацию о соответствии поставщика требованиям 44-ФЗ;
  • реквизиты фирмы для оплаты по контракту.

Требования к независимой гарантии

По новым правилам в гарантию включают все случаи для выплат по ст. 44 44-ФЗ, а не только условие об удержании средств, если в течение одного квартала поставщик больше двух раз подал заявку, не соответствующую требованиям (104-ФЗ от 16.04.2022).

Сведения о штрафах

Заказчики вносят информацию о поставке товара и выполнении работ в реестр контрактов в ЕИС. По новым правилам, если соглашением предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту, заказчик указывает сумму требований при внесении сведений об исполнении условий сделки в реестр (ПП № 1946 от 31.10.2022).

Электронное взаимодействие

Допускается работа с иностранной электронной подписью (360-ФЗ от 02.07.2021), если она выпущена по российским стандартам и ускоряется взаимодействие между заказчиком и ЭТП при удержании обеспечения (104-ФЗ от 16.04.2022).

Некоторые изменения электронного документооборота перенесены на более поздний срок. Например, власти отсрочили обязанность подачи жалоб по закрытым процедурам через ЕИС и возможность заключения электронных контрактов и допсоглашений.

С января

Изменилась форма годового отчета о закупках у малого и среднего бизнеса (МСП) (ПП № 1946 от 31.10.2022). В отчет придется включать сведения о договорах:

  • лизинговых компаний на приобретение оборудования для оказания услуг при цене тендера свыше 400 млн руб.;
  • поставщиков электроэнергии для обеспечения учета электричества.

С апреля

Изменятся правила размещения информации в ЕИС и спецреестрах:

  • Независимые гарантии для поставщиков — представителей МСП начнут вносить в спецреестр в ЕИС. Поставщиков обяжут передавать сведения о гарантии заказчику в течение одного рабочего дня после внесения документа в реестр (109-ФЗ от 16.04.2022).
  • Заказчикам придется размещать в системе данные о закрытых закупках с секретностью из перечня правительства (ч. 16 ст. 4 223-ФЗ), таких договорах и результатах их исполнения без публикации сведений в открытой части сайта (104-ФЗ от 16.04.2022).
  • Положение о закупках, внесенные в него изменения и некоторые закупочные документы придется размещать по-новому. Раздел положения о взаимозависимых лицах заказчика нужно будет публиковать отдельно. Также власти уточнили случаи неразмещения закупочных документов и информации о них в ЕИС. При проведении тендеров для МСП в реестр договоров начнут вносить сведения о прекращении обязательств по независимой гарантии и при выплатах по ней при наличии оснований (ПП № 1946 от 31.10.2022).
44-ФЗ
Когда вступает в силу Ссылка на закон Что изменилось
01.01.2023 ПП № 1224 от 08.07.2022   Правила описания товаров. В характеристиках некоторой продукции придется указывать долю вторсырья
160-ФЗ от 11.06.2022 Условие об отсутствии конфликта интересов становится обязательным единым требованием к участникам закупок
104-ФЗ от 16.04.2022 При отсутствии документов, подтверждающих добросовестность, или указании ложных данных поставщика признают уклонившимся без заседания комиссии
104-ФЗ от 16.04.2022 Снижение ниже нуля в ходе конкурса обязывает указать размер вознаграждения за заключение контракта
420-ФЗ от 04.11.2022 Договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности можно заключать без торгов
231-ФЗ от 28.06.2022 У заказчиков появилась возможность заключить контракт по итогам малой электронной закупки, если есть хотя бы одна подходящая заявка
449-ФЗ от 27.12.2019, ПП № 1946 от 31.10.2022   Сведения обо всех предварительных предложениях участников малой закупки стали доступны для других участников
104-ФЗ от 16.04.2022 В гарантию включают все случаи для выплат по ст. 44 44-ФЗ
ПП № 1946 от 31.10.2022 Если контрактом предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту, заказчик указывает сумму требований при внесении сведений об исполнении условий сделки в реестр
360-ФЗ от 02.07.2021, 104-ФЗ от 16.04.2022 Допускается работа с импортными ЭП, если они выпущены по российским стандартам и ускоряется взаимодействие между заказчиком и ЭТП при удержании обеспечения.
223-ФЗ
ПП № 1946 от 31.10.2022 Изменена форма годового отчета о закупках МСП. В отчет начнут вносить договоры лизинговые компании и поставщики электроэнергии
01.04.2023 109-ФЗ от 16.04.2022 Независимые гарантии для представителей МСП начнут вносить в спецреестр в ЕИС
104-ФЗ от 16.04.2022 Заказчикам придется размещать в системе данные о закрытых закупках с секретностью из перечня правительства, а также о таких договорах и результатах их исполнения без публикации сведений в открытой части сайта
ПП № 1946 от 31.10.2022 Положение о закупках, внесенные в него изменения и некоторые закупочные документы придется размещать по-новому

Закупки в 2023 году: изменения 44-ФЗ

С 1 января 2023 года вступает в силу постановление Правительства от 08.07.2022 № 1224. Власти утвердили специальный перечень товаров, при закупке которых предъявляются экологические требования.

В перечень вошли:

  • изделия из бумаги бытового и гигиенического назначения – туалетная бумага, бумажные платки и полотенца;
  • твердые покрытия из переработанных материалов, бордюры, плитка для тротуаров;
  • мягкие покрытия из резиновой крошки, плитка и кровля из резины;
  • мусорные контейнеры и урны;
  • органические удобрения и грунт.

При закупке данных товаров в рамках 44-ФЗ в описании объекта необходимо указывать долю вторсырья, которое использовали при производстве этого товара.

https://www.youtube.com/watch?v=1jWQO9MJhNE\u0026pp=ygU50J_RgNCw0LLQuNC70LAg0L_RgNC-0LLQtdC00LXQvdC40Y8g0LDRg9C60YbQuNC-0L3QsCAyMDIz

В соответствии с разъяснениями Минприроды (письмо от 16.09.2022 № 25-29/36428) заказчики не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторсырья, однако, установление заказчиком доли 0% нецелесообразно.

В качестве подтверждения наличия вторсырья в закупаемой продукции, в том числе при приемке товара могут использоваться:

  • письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторсырья;
  • и (или) выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
  • и (или) документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам ОКПД2.

Аффилированность участников закупки

С 1 января 2023 года вступают в силу изменения, внесенные в п. 9 ч.1 ст. 31 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, уточняющие понятие «Конфликта интересов». В новой редакции пункта 9 конфликт интересов – это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг (супруга) и близкие родственники являются:

  • физлицом (в т. ч. ИП), являющимся участником закупки;
  • руководителем унитарной организации, являющейся участником закупки;
  • руководителем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.

Повышение размера минимальной доли товара из специального перечня

В 2023 году по отдельным позициям из приложения к постановлению Правительства от 03.12.2020 № 2014 (в ред. от 31.10.2022) увеличился размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Астрал.Торги – это комплекс инструментов и сервисов, которые обеспечат успешную работу вашего бизнеса на электронных торговых площадках. Сервис поможет найти и провести аналитику подходящих торгов и закупок с востребованных источников.

Оставить заявку

Общие правила закупок

Антидемпинговые меры

С 1 января 2023 года действует новая редакция ч. 5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой решение об отказе заключать контракт с участником электронного конкурса или аукциона, который не подтвердил свою добросовестность и признан уклонившимся от заключения контракта, принимает заказчик.

Решение оформляется протоколом по правилам заключения контракта по итогам электронных процедур (ч. 3 и ч. 6 ст. 51 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

До вступления в силу изменений такое решение принимала комиссия по осуществлению закупок и оформлялся протокол по ч.5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обеспечительные меры

Блокировка денежных средств в размере обеспечения заявки на специальных счетах в банке предусмотрена подп. а п. 1 ч. 5 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который с 1 января в 2023 года действует в обновленной редакции.

Если в течение квартала комиссия трижды отклоняет заявки участника на одной электронной площадке, то оператор этой площадки через 15 рабочих дней со дня размещения протокола направит сведения в банк участника для списания средств (п. 1 ч. 14 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения (ч. 64.1 ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также расширен перечень случаев закупок у единственного поставщика, при которых устанавливать требование обеспечения исполнения контракта – право заказчика.

Содержание независимой гарантии

Требования к содержанию независимой гарантии уточнили в п. 1 ч. 2 ст. 45 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С 1 января 2023 года независимая гарантия должна содержать сумму, подлежащую уплате во всех случаях, установленных статьей 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 15 ст. 44 данного закона.

Конкурс в электронной форме

С 1 января 2023 года у участников закупки появилась возможность подать отрицательное ценовое предложение (ч. 8 ст. 48 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Таким образом, в 2023 году не только аукционы, но и конкурсы могут проводиться на право заключить крнтракт.

Электронный аукцион

При проведении аукциона на право заключить контракт с 1 января 2023 года не действует ограничение в подаче ценового предложения в размере, превышающем 100 млн руб. (подп. г п. 9 ч. 3 ст. 49 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Сервис Астрал.Торги обеспечит подготовку юридических документов по закупкам:

  • подготовку документов для участия в электронном аукционе;
  • составление ходатайств и исковых заявлений;
  • составление кассационных жалоб.

Оставить заявку

Изменение существенных условий контракта

В 2023 году заказчики по-прежнему вправе изменить существенные условия любых контрактов (договоров) на основании ч. 65.1 ст. 112 закона 44-ФЗ. Такие изменения осуществляются с соблюдением положений частей 1.3-1.6 ст. 95 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ или местной администрации.

https://www.youtube.com/watch?v=1jWQO9MJhNE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Также в 2023 году действуют специальные нормы ст. 112 закона 44-ФЗ для изменения существенных условий контракта:

  • с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупки товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны (ч. 65.3);
  • на поставку лекарств, мед. изделий и расходных материалов. По ч. 65.2 можно увеличивать или уменьшать количество таких товаров не более, чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта.

На 2023 год продлено и право заказчиков вносить изменения в государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объекта кап. строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в порядке и случаях установленных постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680.

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)

Расширили перечень для закупок у единственного поставщика по обращению с отходами. С 1 января 2023 года у заказчика появилась возможность заключить контракт на услуги по обращению не только с твердыми бытовыми отходами, но и с отходами первого и второго класса опасности (п. 8 ч. 1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также с начала 2023 года заказчикам дали право для закупки у единственного исполнителя услуг в области космической деятельности (п. 61 ч.1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С 1 января 2023 года по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн руб. контракт можно заключать при наличии одной соответствующей заявки (подп. б п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Напомним, что ранее электронная закупка у единственного поставщика могла состояться только при наличии не мене двух заявок.

Теперь заказчику доступна информация обо всех предложениях участников на всех электронных площадках посредством их взаимодействия с ЕИС. Новое правило распространяется на закупки в рамках ч. 12 ст. 93 с 1 января 2023 года (ч. 13 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили возможность заключения контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в иных случаях, установленных Правительством, высшим органом государственной власти субъекта РФ (ч.1- 2 ст.15 закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (в ред. закона № 420-ФЗ)).

Реестр контрактов

С 1 января 2023 года действует единое правило математического округления стоимостных значений:

  • Цены при приемке товаров, работ или услуг за единицу округляются до 11 значений после запятой.
  • Остальные ценовые значения нужно округлять до двух цифр после запятой.

Принцип округления регламентирован подп. м) п. 14 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60.

Если в контракте предусмотрено условие об удержании неустойки, то с 1 января 2023 года в данных об исполнении контракта федеральным заказчикам необходимо указывать сумму требований об уплате неустойки (подп. р) п. 10 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60).

Электронная цифровая подпись

С 1 января 2023 года иностранные участники закупок в рамках 44-ФЗ получили право подписывать документы электронной подписью, полученной на территории и по правилам иностранных государств (ч. 2 ст. 5 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Нормы, утратившие силу с 1 января 2023 года

Норма, которая перестала действовать Как будет с 1 января 2023 года
Утратили силу правила обособленного банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств В извещении и контракте не нужно указывать данные об обособленном банковском сопровождении
Не действует норма о праве повышенного аванса до 50% для федеральных заказчиков Действуют общие правила, предусмотрен аванс до 30%
Заказчики больше не могут проводить закупки без учета нормативных цен из ведомственного перечня Для заказчиков действуют общие правила нормирования и проводятся закупки с учетом нормативных цен из ведомственного перечня
Утратила силу специальная норма Постановления № 878 в соответствии с которой подтверждение страны происхождения мед. изделия осуществлялось сертификатом СТ-1 Участники закупки подтверждают страну происхождения радиоэлектронной продукции, являющейся мед. изделием по общим правилам постановления Правительства от 10 июля 2019 № 878

Важно следить за динамикой изменений законодательства в области госзакупок, так как участие в закупках требует досконального понимания системы. Чтобы облегчить себе задачу и оптимизировать временные затраты, воспользуйтесь услугой Астрал.Торги.

Квалифицированные специалисты сервиса организуют весь процесс для успешной работы на электронных площадках.

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!

Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

  • Профессиональное обучение по всей России Подробнее
  • Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
  • NEW Управление государственными,муниципальными и корпоративными закупками Подробнее
  • Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
  • Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее

12 Июля 2023

Норма Чем регулируется Что изменится в работе заказчика
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. №  1466) В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа  СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней
Изменен порядок применения антидемпинговых мер Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ.
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии,  руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки;  должностные лица органов контроля ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога  – до двух цифр после запятой Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95  Закона № 44-ФЗ Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при  производстве товара Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага)
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ Заказчики могут провести  закупку у ед.поставщика по п.2  ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по  с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ  ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль)
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды Абзац  третий подпункта «б» пункта 12  пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ

 

Материал подготовлен: gkgz.ru

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа 2009-2023©

119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, стр.9, оф.1600

+7 (499) 956-90-18, +7 (499) 956-95-71, +7 (915) 421-74-93, +7 (916) 119-40-20

[email protected]