Правила проведения аукциона 2023
Законодательство о контрактной системе (федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — закон № 44-ФЗ) постоянно обновляется и совершенствуется.
Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такие изменения не должны быть неожиданными. В канун нового 2023 года участникам закупок следует учесть в своей работе следующие актуальные для поставщиков изменения закупочного законодательства.
- С 1 января 2023 г. изменится редакция статьи 31 закона № 44-ФЗ, на основании которой участники закупки подают в составе заявки на участие в конкурентных процедурах декларацию о своем соответствии установленным требованиям: по-новому необходимо сформулировать пункт декларации об отсутствии конфликта интересов, а также в декларацию следует добавить пункт о том, что участник закупки не является иностранным агентом.
- Заинтересованным в участии в закрытых закупках поставщикам необходимо пройти аккредитацию на новых специализированных электронных площадках для проведения закрытых закупок: в перечень таких площадок распоряжением Правительства от 23.11.2022 № 3574-р добавлены ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП».
- С 1 января 2023 г. в числе участников закупок могут появится иностранные поставщики: участники закупок, являющиеся иностранными лицами, получат право использовать для подписания информации и электронных документов, предусмотренных законом № 44-ФЗ, электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в Российской Федерации.
- Изменится понятие офшорной компании, которая не вправе участвовать в закупках. Перечень офшорных зон с 1.01.2023 г. будет расширен (см. Приказ Минфина России от 26.05.2022 № 83н).
- На электронных конкурсах появится возможность подать ценовое предложение ниже нуля, то есть заплатить заказчику за заключение с ним контракта вместо получения оплаты за поставленный товар, выполненную работу или услугу. В случае подачи ценовых предложений на повышение цены при участии в электронном аукционе (за право заключения контракта), участник не будет с 1 января 2023 г. ограничен лимитом в 100 млн. руб.
- При проведении заказчиком закупок у единственного поставщика в электронной форме («закупки с полки» по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ) возможно будет заключение контракта при наличии единственного подходящего предложения поставщика, направленного оператором электронной площадки. При этом все предложения с электронных площадок будут интегрированы в ЕИС. Процитируем информацию о данном нововведении, размещенную на официальном сайте ЕИС: «Заказчики при формировании извещения смогут в режиме реального времени увидеть все актуальные предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ с информацией о цене за единицу товара, количестве такого товара и сроке действия предложения в разрезе региона поставки. Запуск агрегатора позволит значительно сократить время заказчиков на поиск и анализ предварительных предложений, который они сейчас осуществляют вручную на каждой электронной площадке, а также уменьшить количество несостоявшихся закупок по причине отсутствия предложений от поставщиков.». Напомним, что закупать в таком электронном магазине заказчики могут только товары на основании описания из КТРУ в пределах лимитов и с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 4, 5, 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
- До 31 декабря 2023 г. продлены антикризисные меры:
- право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта;
- право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов на основании решения органа власти;
- право изменять условия контрактов на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов с изменением количества и пропорциональным изменением цены в пределах 30%;
- право изменять по соглашению сторон существенные условия контрактов, связанных с мобилизацией, обороной, безопасностью, государственной охраной;
- возможность изменять существенные условия исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с постановлением от 16.04.2022 № 680.
- Информация и документы, размещенные в реестре участников закупок в ЕИС, теперь не подлежат размещению на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (не будут доступны для ознакомления без входа в личный кабинет ЕИС).
- С 1 октября 2023 года предусмотрено, что при подаче в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки на электронной площадке наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки (из КТРУ), будут формироваться в структурированном виде с использованием функционала оператора. Вместе с протоколом подведения итогов оператор будет направлять характеристики товара, предложенные победителем, для размещения в ЕИС, без размещения на официальном сайте.
- Внесены изменения в правила оценки заявок при проведении конкурсов (постановление от 31.12.2021 № 2604):
- при оценке наличия специалистов определенного уровня квалификации будут учитываться только работники в значении, предусмотренном трудовым законодательством;
- при оценке опыта запрещено использование шкалы оценки (допустимо использование только формул из п.20 Постановления № 2604);
- документы в составе заявки, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, могут определяться не только профессиональными стандартами;
- особенности оценки заявок при закупке охранных услуг, а также дополнительные требования при закупке охранных услуг установлены для охраны объектов (территорий) любых заказчиков, а не только образовательных и научных организаций.
21.08.23-25.08.23 | Москва
Курс повышения квалификации
Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Новые права и обязанности.
» адресован участникам закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ – поставщикам, подрядчикам, исполнителям, как только осваивающим направление тендерных продаж, так и активно работающим на рынке государственных тендеров, в целях адаптации к изменениям законодательства и практики, решения сложных вопросов участия в регламентированных закупках.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Что меняется в закупках в 2023 году
В некоторых закупках заказчики начали прописывать в извещении экологические требования к продукции — долю вторсырья, использованного при производстве (ч. 5 ст. 33 44-ФЗ, Постановление Правительства № 1224 от 08.07.2022). Нововведения коснулись закупок:
- гигиенической продукции из бумаги (туалетной бумаги, салфеток, полотенец и т.п.);
- строительных материалов для уличного благоустройства (тротуарная плитка, бордюры и т.п.);
- мягких покрытий и гидроизоляционных материалов (резиновая плитка, мягкая кровля и т.п.);
- мусорных контейнеров и урн;
- органических удобрений и грунта.
Конфликт интересов
44-ФЗ обязывает заказчика предотвращать конфликт интересов при проведении закупок. Поправки к закону закрепили условие об отсутствии конфликта в обязательных единых требованиях к участникам закупок (160-ФЗ от 11.06.2022).
Заказчики начинают вводить новые требования к участникам тендеров и некоторых закупок у ед. источника об отсутствии взаимовыгодных финансовых отношений и родственных связей между участниками закупок и:
- директором заказчика,
- руководителем контрактной службы,
- контрактным управляющим,
- членами закупочной комиссии.
Антидемпинговые меры
При снижении цены в ходе тендера на 25% и более поставщики предоставляют повышенное обеспечение исполнения контракта. В заказах на сумму не более 15 млн вместо такого обеспечения поставщик может подтвердить свою добросовестность и внести обычное обеспечение.
Теперь решение о добросовестности участника принимает заказчик, а не закупочная комиссия. При отсутствии подтверждающих документов или указании ложных данных поставщика признают уклонившимся без заседания комиссии (104-ФЗ от 16.04.2022).
Плата за контракт по итогам конкурса
В конкурсах во время переторжки нельзя подавать предложения с нулевой ценой, стоимостью выше или равной цене из третьей части заявки. Однако у поставщиков появилась возможность заплатить за право работы с госзаказом — снижение ниже нуля обязывает указать размер платы заказчику за заключение контракта (104-ФЗ от 16.04.2022).
Закупки без торгов
Власти ввели новое основание для заключения контракта с ед. источником. Торги не понадобятся при размещении заказа на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности (420-ФЗ от 04.11.2022). Теперь подобные контракты заключают напрямую.
Электронная малая закупка
У заказчиков появилась возможность заключить контракт по итогам малой электронной закупки, если есть хотя бы одна подходящая заявка. Раньше для признания закупки состоявшейся требовалось не менее двух (231-ФЗ от 28.06.2022).
Агрегатор предварительных предложений
Заказчики могут проводить малые закупки без торгов на торговых площадках по п. 12 ст. 93 44-ФЗ.
Сведения обо всех предварительных предложениях участников малой закупки стали доступны для других участников. Информация открыта вне зависимости от ЭТП для размещения заказа. Интеграцию данных обеспечивает ЕИС (449-ФЗ от 27.12.2019, Постановление Правительства № 1946 от 31.10.2022).
Сведения о заявке попадают в ЕИС в течение часа после ее подачи на ЭТП. В системе не размещают данные:
- документы о стране-изготовителе;
- подтверждающие соответствие участника требованиям закона к конкретному виду деятельности;
- декларацию о соответствии поставщика требованиям 44-ФЗ;
- реквизиты фирмы для оплаты по контракту.
Требования к независимой гарантии
По новым правилам в гарантию включают все случаи для выплат по ст. 44 44-ФЗ, а не только условие об удержании средств, если в течение одного квартала поставщик больше двух раз подал заявку, не соответствующую требованиям (104-ФЗ от 16.04.2022).
Сведения о штрафах
Заказчики вносят информацию о поставке товара и выполнении работ в реестр контрактов в ЕИС. По новым правилам, если соглашением предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту, заказчик указывает сумму требований при внесении сведений об исполнении условий сделки в реестр (ПП № 1946 от 31.10.2022).
Электронное взаимодействие
Допускается работа с иностранной электронной подписью (360-ФЗ от 02.07.2021), если она выпущена по российским стандартам и ускоряется взаимодействие между заказчиком и ЭТП при удержании обеспечения (104-ФЗ от 16.04.2022).
Некоторые изменения электронного документооборота перенесены на более поздний срок. Например, власти отсрочили обязанность подачи жалоб по закрытым процедурам через ЕИС и возможность заключения электронных контрактов и допсоглашений.
С января
Изменилась форма годового отчета о закупках у малого и среднего бизнеса (МСП) (ПП № 1946 от 31.10.2022). В отчет придется включать сведения о договорах:
- лизинговых компаний на приобретение оборудования для оказания услуг при цене тендера свыше 400 млн руб.;
- поставщиков электроэнергии для обеспечения учета электричества.
С апреля
Изменятся правила размещения информации в ЕИС и спецреестрах:
- Независимые гарантии для поставщиков — представителей МСП начнут вносить в спецреестр в ЕИС. Поставщиков обяжут передавать сведения о гарантии заказчику в течение одного рабочего дня после внесения документа в реестр (109-ФЗ от 16.04.2022).
- Заказчикам придется размещать в системе данные о закрытых закупках с секретностью из перечня правительства (ч. 16 ст. 4 223-ФЗ), таких договорах и результатах их исполнения без публикации сведений в открытой части сайта (104-ФЗ от 16.04.2022).
- Положение о закупках, внесенные в него изменения и некоторые закупочные документы придется размещать по-новому. Раздел положения о взаимозависимых лицах заказчика нужно будет публиковать отдельно. Также власти уточнили случаи неразмещения закупочных документов и информации о них в ЕИС. При проведении тендеров для МСП в реестр договоров начнут вносить сведения о прекращении обязательств по независимой гарантии и при выплатах по ней при наличии оснований (ПП № 1946 от 31.10.2022).
44-ФЗ | ||
Когда вступает в силу | Ссылка на закон | Что изменилось |
01.01.2023 | ПП № 1224 от 08.07.2022 | Правила описания товаров. В характеристиках некоторой продукции придется указывать долю вторсырья |
160-ФЗ от 11.06.2022 | Условие об отсутствии конфликта интересов становится обязательным единым требованием к участникам закупок | |
104-ФЗ от 16.04.2022 | При отсутствии документов, подтверждающих добросовестность, или указании ложных данных поставщика признают уклонившимся без заседания комиссии | |
104-ФЗ от 16.04.2022 | Снижение ниже нуля в ходе конкурса обязывает указать размер вознаграждения за заключение контракта | |
420-ФЗ от 04.11.2022 | Договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II класса опасности можно заключать без торгов | |
231-ФЗ от 28.06.2022 | У заказчиков появилась возможность заключить контракт по итогам малой электронной закупки, если есть хотя бы одна подходящая заявка | |
449-ФЗ от 27.12.2019, ПП № 1946 от 31.10.2022 | Сведения обо всех предварительных предложениях участников малой закупки стали доступны для других участников | |
104-ФЗ от 16.04.2022 | В гарантию включают все случаи для выплат по ст. 44 44-ФЗ | |
ПП № 1946 от 31.10.2022 | Если контрактом предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту, заказчик указывает сумму требований при внесении сведений об исполнении условий сделки в реестр | |
360-ФЗ от 02.07.2021, 104-ФЗ от 16.04.2022 | Допускается работа с импортными ЭП, если они выпущены по российским стандартам и ускоряется взаимодействие между заказчиком и ЭТП при удержании обеспечения. | |
223-ФЗ | ||
ПП № 1946 от 31.10.2022 | Изменена форма годового отчета о закупках МСП. В отчет начнут вносить договоры лизинговые компании и поставщики электроэнергии | |
01.04.2023 | 109-ФЗ от 16.04.2022 | Независимые гарантии для представителей МСП начнут вносить в спецреестр в ЕИС |
104-ФЗ от 16.04.2022 | Заказчикам придется размещать в системе данные о закрытых закупках с секретностью из перечня правительства, а также о таких договорах и результатах их исполнения без публикации сведений в открытой части сайта | |
ПП № 1946 от 31.10.2022 | Положение о закупках, внесенные в него изменения и некоторые закупочные документы придется размещать по-новому |
Закупки в 2023 году: изменения 44-ФЗ
С 1 января 2023 года вступает в силу постановление Правительства от 08.07.2022 № 1224. Власти утвердили специальный перечень товаров, при закупке которых предъявляются экологические требования.
В перечень вошли:
- изделия из бумаги бытового и гигиенического назначения – туалетная бумага, бумажные платки и полотенца;
- твердые покрытия из переработанных материалов, бордюры, плитка для тротуаров;
- мягкие покрытия из резиновой крошки, плитка и кровля из резины;
- мусорные контейнеры и урны;
- органические удобрения и грунт.
При закупке данных товаров в рамках 44-ФЗ в описании объекта необходимо указывать долю вторсырья, которое использовали при производстве этого товара.
https://www.youtube.com/watch?v=1jWQO9MJhNE\u0026pp=ygU50J_RgNCw0LLQuNC70LAg0L_RgNC-0LLQtdC00LXQvdC40Y8g0LDRg9C60YbQuNC-0L3QsCAyMDIz
В соответствии с разъяснениями Минприроды (письмо от 16.09.2022 № 25-29/36428) заказчики не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторсырья, однако, установление заказчиком доли 0% нецелесообразно.
В качестве подтверждения наличия вторсырья в закупаемой продукции, в том числе при приемке товара могут использоваться:
- письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторсырья;
- и (или) выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;
- и (или) документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам ОКПД2.
Аффилированность участников закупки
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения, внесенные в п. 9 ч.1 ст. 31 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, уточняющие понятие «Конфликта интересов». В новой редакции пункта 9 конфликт интересов – это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг (супруга) и близкие родственники являются:
- физлицом (в т. ч. ИП), являющимся участником закупки;
- руководителем унитарной организации, являющейся участником закупки;
- руководителем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.
Повышение размера минимальной доли товара из специального перечня
В 2023 году по отдельным позициям из приложения к постановлению Правительства от 03.12.2020 № 2014 (в ред. от 31.10.2022) увеличился размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
Астрал.Торги – это комплекс инструментов и сервисов, которые обеспечат успешную работу вашего бизнеса на электронных торговых площадках. Сервис поможет найти и провести аналитику подходящих торгов и закупок с востребованных источников.
Оставить заявку
Общие правила закупок
Антидемпинговые меры
С 1 января 2023 года действует новая редакция ч. 5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой решение об отказе заключать контракт с участником электронного конкурса или аукциона, который не подтвердил свою добросовестность и признан уклонившимся от заключения контракта, принимает заказчик.
Решение оформляется протоколом по правилам заключения контракта по итогам электронных процедур (ч. 3 и ч. 6 ст. 51 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
До вступления в силу изменений такое решение принимала комиссия по осуществлению закупок и оформлялся протокол по ч.5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Обеспечительные меры
Блокировка денежных средств в размере обеспечения заявки на специальных счетах в банке предусмотрена подп. а п. 1 ч. 5 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который с 1 января в 2023 года действует в обновленной редакции.
Если в течение квартала комиссия трижды отклоняет заявки участника на одной электронной площадке, то оператор этой площадки через 15 рабочих дней со дня размещения протокола направит сведения в банк участника для списания средств (п. 1 ч. 14 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
На 2023 год продлили право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения (ч. 64.1 ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Также расширен перечень случаев закупок у единственного поставщика, при которых устанавливать требование обеспечения исполнения контракта – право заказчика.
Содержание независимой гарантии
Требования к содержанию независимой гарантии уточнили в п. 1 ч. 2 ст. 45 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
С 1 января 2023 года независимая гарантия должна содержать сумму, подлежащую уплате во всех случаях, установленных статьей 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 15 ст. 44 данного закона.
Конкурс в электронной форме
С 1 января 2023 года у участников закупки появилась возможность подать отрицательное ценовое предложение (ч. 8 ст. 48 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Таким образом, в 2023 году не только аукционы, но и конкурсы могут проводиться на право заключить крнтракт.
Электронный аукцион
При проведении аукциона на право заключить контракт с 1 января 2023 года не действует ограничение в подаче ценового предложения в размере, превышающем 100 млн руб. (подп. г п. 9 ч. 3 ст. 49 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Сервис Астрал.Торги обеспечит подготовку юридических документов по закупкам:
- подготовку документов для участия в электронном аукционе;
- составление ходатайств и исковых заявлений;
- составление кассационных жалоб.
Оставить заявку
Изменение существенных условий контракта
В 2023 году заказчики по-прежнему вправе изменить существенные условия любых контрактов (договоров) на основании ч. 65.1 ст. 112 закона 44-ФЗ. Такие изменения осуществляются с соблюдением положений частей 1.3-1.6 ст. 95 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ или местной администрации.
https://www.youtube.com/watch?v=1jWQO9MJhNE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Также в 2023 году действуют специальные нормы ст. 112 закона 44-ФЗ для изменения существенных условий контракта:
- с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупки товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны (ч. 65.3);
- на поставку лекарств, мед. изделий и расходных материалов. По ч. 65.2 можно увеличивать или уменьшать количество таких товаров не более, чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта.
На 2023 год продлено и право заказчиков вносить изменения в государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объекта кап. строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в порядке и случаях установленных постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680.
Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)
Расширили перечень для закупок у единственного поставщика по обращению с отходами. С 1 января 2023 года у заказчика появилась возможность заключить контракт на услуги по обращению не только с твердыми бытовыми отходами, но и с отходами первого и второго класса опасности (п. 8 ч. 1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Также с начала 2023 года заказчикам дали право для закупки у единственного исполнителя услуг в области космической деятельности (п. 61 ч.1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
С 1 января 2023 года по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн руб. контракт можно заключать при наличии одной соответствующей заявки (подп. б п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Напомним, что ранее электронная закупка у единственного поставщика могла состояться только при наличии не мене двух заявок.
Теперь заказчику доступна информация обо всех предложениях участников на всех электронных площадках посредством их взаимодействия с ЕИС. Новое правило распространяется на закупки в рамках ч. 12 ст. 93 с 1 января 2023 года (ч. 13 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
На 2023 год продлили возможность заключения контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в иных случаях, установленных Правительством, высшим органом государственной власти субъекта РФ (ч.1- 2 ст.15 закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (в ред. закона № 420-ФЗ)).
Реестр контрактов
С 1 января 2023 года действует единое правило математического округления стоимостных значений:
- Цены при приемке товаров, работ или услуг за единицу округляются до 11 значений после запятой.
- Остальные ценовые значения нужно округлять до двух цифр после запятой.
Принцип округления регламентирован подп. м) п. 14 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60.
Если в контракте предусмотрено условие об удержании неустойки, то с 1 января 2023 года в данных об исполнении контракта федеральным заказчикам необходимо указывать сумму требований об уплате неустойки (подп. р) п. 10 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60).
Электронная цифровая подпись
С 1 января 2023 года иностранные участники закупок в рамках 44-ФЗ получили право подписывать документы электронной подписью, полученной на территории и по правилам иностранных государств (ч. 2 ст. 5 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Нормы, утратившие силу с 1 января 2023 года
Норма, которая перестала действовать | Как будет с 1 января 2023 года |
Утратили силу правила обособленного банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств | В извещении и контракте не нужно указывать данные об обособленном банковском сопровождении |
Не действует норма о праве повышенного аванса до 50% для федеральных заказчиков | Действуют общие правила, предусмотрен аванс до 30% |
Заказчики больше не могут проводить закупки без учета нормативных цен из ведомственного перечня | Для заказчиков действуют общие правила нормирования и проводятся закупки с учетом нормативных цен из ведомственного перечня |
Утратила силу специальная норма Постановления № 878 в соответствии с которой подтверждение страны происхождения мед. изделия осуществлялось сертификатом СТ-1 | Участники закупки подтверждают страну происхождения радиоэлектронной продукции, являющейся мед. изделием по общим правилам постановления Правительства от 10 июля 2019 № 878 |
Важно следить за динамикой изменений законодательства в области госзакупок, так как участие в закупках требует досконального понимания системы. Чтобы облегчить себе задачу и оптимизировать временные затраты, воспользуйтесь услугой Астрал.Торги.
Квалифицированные специалисты сервиса организуют весь процесс для успешной работы на электронных площадках.
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте
И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!
Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года
- Профессиональное обучение по всей России Подробнее
- Бесплатное обучение гражданпо закупкам Подробнее
- NEW Управление государственными,муниципальными и корпоративными закупками Подробнее
- Познакомиться с графиком, стоимостью и условиями обучения в 2023 году Подробнее
- Приглашаем на программу«Мастер по закупочной деятельности»старт программы 23 сентября 2023г. Подробнее
12 Июля 2023
Норма | Чем регулируется | Что изменится в работе заказчика |
Заказчики в 2023 году вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения | Ч. 64.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Можно не устанавливать обеспечение исполнения контракта / обеспечение гарантийных обязательств по мелким закупкам с низким риском непоставки или товаров с низким риском брака |
С 15 до 7 рабочих дней сокращен срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных товаров, работ, услуг, если было установлено условие о привлечению к исполнению контракта субподрядчиков / соисполнителей из числа СМП и СОНКО | П.5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, (утв. ПП РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466) | В случае установления в проекте контракта условия о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, необходимо указывать срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не более 7 рабочих дней |
Изменен порядок применения антидемпинговых мер | Ч.5 ст.37 Закона № 44-ФЗ | Если участник конкурса или аукциона не подтвердит свою добросовестность или его информация будет признана недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформляет в порядке и в сроки предусмотренные ст.51 Закона № 44-ФЗ |
Электронные конкурсы, так же, как и аукционы, могут проводится на право заключить контракт | Ч.8 ст.48 Закона № 44-ФЗ | Если в ходе подачи ценовых предложений цена электронного конкурса «ушла в минус», то предложения участников рассматриваются в качестве размера платы за право заключить контракт с заказчиком |
Изменены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки участника закупки | П.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ | Независимая гарантия должна предусматривать выплату заказчику средство всех случаях, установленных ст.44 Закона № 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ |
Отменен предел в 100 млн руб. при подаче ценового предложения на право заключения контракта в ходе электронного аукциона | Утратил силу подпункт «г» п.9 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ (п.15 ст.2 Федерального закона от 16.04.2022 № 104-ФЗ) | Предел подачи предложения на право заключения контракта по аукциону не установлен |
Появилась норма об использовании электронных подписей иностранными участниками | ч.2 ст.5 Закона № 44-ФЗ | Участники закупок – иностранные лица смогут получать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для использования в целях закупок в аккредитованных удостоверяющих центрах. Они вправе использовать для подписания информации и электронных документов по Закону № 44-ФЗ электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признанные в РФ. |
Уточнено понятие «конфликт интересов»: под его действие подпадают ситуации, когда должностное лицо заказчика или его близкий родственник является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника – юрлица или владеет более чем 10% акций участника закупки | п.9 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Руководитель заказчика, члены закупочной комиссии, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предупреждению конфликта интересов | ч.7 ст.38 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать должностные инструкции сотрудников и положение о комиссии по осуществлению закупок |
Определены лица, которые не могут входить в состав закупочной комиссии из-за конфликта интересов. К ним относятся лица, которых привлекали к закупке в качестве экспертов к оценке извещения, заявок; лица, имеющие личную заинтересованность в закупке; акционеры участников закупки; должностные лица органов контроля | ч.6 ст.39 Закона № 44-ФЗ | Необходимо скорректировать положение о комиссии по осуществлению закупок |
Установлены единые правила математического округления ценовых значений: цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, сумма налога – до двух цифр после запятой | Подпункт «м» п.14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | Новый порядок округления ценовых значений позволит избежать расхождений и ошибок |
Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр | Пункты 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ | Расширен перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр |
На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить | ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов |
В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта | ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ | Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов |
При описании объекта закупки из перечня заказчики должны установить экологические требования и указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве товара | Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 | Требования ПП РФ № 1224 необходимо применять при описании объекта закупки – товаров из перечня (в перечне 5 групп товаров, в т.ч. покрытия из резиновой крошки, тротуарная плитка, контейнеры, урны для мусора, удобрения и грунт, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага) |
Все заказчики обязан перерегистрироваться в ЕИС с указанием новых ролей пользователей: администратор, руководитель, уполномоченный специалист, главный бухгалтер | Приказ Минфина от 10.12.2021 № 39н | До 1 января 2023 года необходимо перерегистрироваться в ЕИС, иначе в 2023 году пользователи не смогут работать в системе |
При формировании извещения о закупке товара у единственного поставщика на сумму до 3 млн.руб (ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ) у заказчика будет доступ к информации о предварительных предложениях участников закупок на всех электронных площадках | ч.13 ст.93 Закона № 44-ФЗ, Подпункт «б» п.9 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | При подготовке извещения о «малой» электронной закупке заказчики смогут видеть предложения поставщиков по соответствующей позиции КТРУ со всех федеральных ЭТП |
Электронная «малая закупка» признается состоявшейся, если есть хотя бы одна соответствующая заявка | Подпункт «б» п.6 ч.12 Закона № 44-ФЗ | Единственной соответствующей заявке присваивают первый порядковый номер и контракт заключают с подавшим ее участником. Ранее требовалось не менее двух подходящих заявок |
Пункт 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности | п.8 ч.1 ст.93 Закона №4 4-ФЗ | Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
Появилось основание для закупок у единственного поставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники | п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ | Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ |
До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ | Изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ | Заказчики могут провести закупку у ед.поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный оран власти принял акты, в которых указал случаи закупок у ед.поставщиков в регионе и порядок их проведения |
До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с ед.поставщиком по с мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ | ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ | По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов |
В сведениях об исполнении контракта в части приемки ТРУ федеральные заказчики обязаны указывать сумму требований об уплате неустоек (если в контракте указано условие об удержании неустойки из суммы оплаты) | Абзац десятый подпункта “а” п.11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо указывать требования о неустойке. Если этого не сделать, то оплату за вычетом суммы неустойки будет невозможно провести (сработает запрещающий контроль) |
Заказчики обязан вносить в реестр контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению соответствующие измененные коды | Абзац третий подпункта «б» пункта 12 пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. № 60) | В реестре контрактов необходимо учитывать изменения кодов КБК, КЦСР, КВР, если их поменяют в рамках изменения бюджетной системы РФ |
Материал подготовлен: gkgz.ru
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа 2009-2023©
119571, г.Москва, проспект Вернадского, д.82, стр.9, оф.1600
+7 (499) 956-90-18, +7 (499) 956-95-71, +7 (915) 421-74-93, +7 (916) 119-40-20