Учет

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп 2023

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп 2023

Максим Стулов и Андрей Гордеев / Ведомости

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («Единая Россия») разработал законопроект о расширении в статьях о мелком коммерческом подкупе (204.2 УК) и мелком взяточничестве (291.2 УК) перечня уголовно наказуемых деяний. Документ не внесен в Госдуму, но уже получил положительный отзыв правительства (есть в распоряжении «Ведомостей»).

В отзыве говорится, что ряд действий коррупционного характера предлагается выделить в самостоятельные составы преступлений.

Среди них незаконная передача и получение предмета мелкого коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации; дача и получение мелкой взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации.

Кроме того, предлагается установить дополнительные квалифицирующие признаки для таких преступлений: группа лиц по предварительному сговору или организованная группа, а также заведомо незаконные действия, вымогательство.

Усилить ответственность предлагается за получение взятки или коммерческий подкуп в размере, не превышающем 10 000 руб. Как пояснил «Ведомостям» Пискарев, речь идет об ужесточении наказания.

«Поставленная на поток коррупция вне зависимости от, казалось бы, малого размера взятки или регулярных мелких поборов с граждан представляет не меньшую общественную опасность, чем коррупция в крупном размере.

Практика показывает, что такие преступления приобретают характер криминального бизнеса, когда отдельные лица, в целом ряде случаев объединенные в организованную группу, методом организованных поборов набирают суммы, сопоставимые с крупными взятками», – заявил Пискарев.

По его словам, с таким явлением можно столкнуться в разных сферах. «Я думаю, что будет справедливым, как предлагается в законопроекте, включить указанные составы в перечень преступлений, по которым возможна конфискация», – добавил Пискарев.

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп 2023

В отзыве правительства говорится, что санкции проектируемых ч. 1 и 2 ст. 204.2 УК, устанавливающих одинаковые наказания в виде исправительных работ на срок до одного года за разные по степени общественной опасности деяния, «требуют уточнения».

Правительство также считает необходимым скорректировать в статье о подкупе пункт о наказании в виде обязательных работ: в проектируемой санкции указано до 250 часов, при этом необходимо учесть, что обязательные работы отбываются не свыше четырех часов в день (ч.

2 ст. 49 УК).

Правительство требует обосновать установление одинаковых наказаний в виде исправительных работ и лишения свободы в санкциях проектируемых ч. 2 и 4 ст. 291.2 УК, предусматривающих ответственность за получение и дачу взятки при наличии квалифицирующих признаков.

Законопроект предусматривает, по сути, косметические корректировки имеющихся норм, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Эта инициатива фактически развивает имеющиеся нормы до обстоятельств, которые ею не охватываются на текущий момент в части квалифицированных признаков», – сказал Горбунов.

По словам юриста, основная часть касается корректировки санкций за совершенное преступление применительно к порядку исполнения наказания для осужденных.

В качестве последствий можно указать, что горизонты применения этих положений УК расширятся за счет появления новых составов, которые по практике имеют более суровые наказания в своем содержании, отметил Горбунов.

Первоначально данные составы преступлений (мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество) были введены в 2016 г.

во исполнение соответствующего поручения президента, направленного на ужесточение подходов к коррупционным преступлениям, напомнил вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.

После введения данных составов преступлений стали уголовно наказуемыми такие деяния, как коммерческий подкуп на сумму до 10 000 руб. и дача взятки в аналогичном размере.

«Соответственно, новый законопроект призван еще сильнее расширить перечень уголовно наказуемых деяний и добавить квалифицирующих признаков (отягчающих обстоятельств) к уже существующим составам», – объяснил Кузнецов.

Юрист публичного права Key Consulting Group Владислав Радов считает, что регламентация же указанных статей «едва ли обладает достаточной целесообразностью для противодействия взяточничеству и коммерческому подкупу, в том числе мелким видам соответствующих преступлений».

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ с ми. Каковы размеры мелкого коммерческого подкупа

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп 2023

  • Согласно действующему российскому законодательству, коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ — это передача неких материальных ценностей лицу, который занимается выполнением каких-либо управленческих функциях за то, что он в будущем совершит в интересах взяткодателя строго определенные действия, входящие в исполнение его прямых служебных обязанностей, или же поспособствует с учётом своего положения возможности их получения.
  • Важно знать!
  • Следует отметить, что коммерческий подкуп по УК РФ предусматривает уголовную и административную ответственность в двух случаях — как взяткодателя, осуществляющего противоправные действия, так и лица, использующего собственное служебное положение в целях личного обогащения.

Главной опасностью данного преступления является то, что возникает нарушение принцип равенства для всех участников данных экономических отношений. Возникает причинение материального ущерба, происходит подрыв веры в государство, которое регулирует общественные отношения при помощи соответствующих правовых актов, а также выступает, согласно Конституции, определяющим гарантом в равенстве граждан в рамках при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Полезная информация

Необходимо учитывать, что при назначении наказания и причисления к той или иной категории правонарушения, требуется установить денежный эквивалент, цену официальных бумаг, или же имущества, ставшего предметом подкупа.

Согласно закону, значительным размером коммерческого подкупа можно признать денежный эквивалент до 25 тыс. рублей, крупным — ущерб, составляющий более 150 тыс. рублей.

Самые жесткие санкции последуют, если эквивалент коммерческого подкупа превысил один миллион рублей.

Имеются в данных правовых нормах и возможности для полного освобождения от возможной уголовной ответственности. Оно актуально, если лицо, допустившее правонарушение, активно помогало в процессе раскрытия или расследовании данного преступления.

Другой вариант смягчения ответственности — если против данного лица было осуществлено вымогательство, являющееся предмета предметом коммерческого подкупа.

Полностью избавиться от ответственности можно в том случае, если гражданин добровольно указал всю необходимую и известную ему информацию о готовящемся или совершенном преступлении в государственный орган, который имеет право возбудить уголовное дело.

Статья 204 УК РФ — основные положения

Коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ предусматривает различные виды наказаний за совершенные преступления — реальное заключение под стражу, принудительные работы, крупные денежные штрафы а также отсутствие возможности занимать определенные должности на строго определенный период времени. Согласно правовым нормам, строгость наказания определяется размером возникшего ущерба:

  • если сумма коммерческого подкупа обладает значительным денежным значением, то по части первой статьи 204 УК РФ, это может привести к тюремному пребыванию до 3 лет, ограниченности свободы на время до 2 лет, а также возможностью наложения 5 или 10-кратного штрафа, который превышает сумму коммерческого подкупа, то же самое, но совершенное в сговоре с группой лиц наказывается штрафом в размере до 1,5 млн руб, взиманием в доход государства заработной платы или других денежных поступлений в 30-кратном размере, в зависимости от суммы;
  • если сумма подкупа является крупной, то это может повлечь плату размером от миллиона рублей до 2 млн, ограничением на получение должностей до 5 лет, принудительную общественную повинность до 3 лет;
  • причинение государству материального ущерба в особо крупных размерах повлечет за собой наиболее тяжелое наказание — штраф в размере от 2 до 5 млн рублей, запрет на работу в государственных органах на срок до 8 лет или же тюремное заключение сроком от 8 до 12 лет, выплатой суммы в 50-кратной форме.

Указанные санкции могут существенно смягчаться, если лицо идет на активное сотрудничество со следствием, дает ценную информацию, а также раскаялось и готово понести соответствующее наказание.

Важно знать!

Ключевое отличие взятки от коммерческого подкупа заключается в том, что денежные средства передаются уже не государственному служащему, но руководителю коммерческой структуры, а сферой прибыли является предпринимательская деятельность, позволяющая получить незаконную прибыль. Другое важное различие заключается в том, что к уголовной ответственности за коммерческий подкуп могут быть привлечены обе стороны, участвовавшие в правонарушении.

Мелкий коммерческий подкуп

К наиболее распространенным случаям мелкого коммерческого подкупа, можно отнести подкуп избирателей, осуществляемый с целью добиться от них получения поддержки для тех или иных лиц, которые избираются в муниципальные, областные или государственные органы власти. Сумма мелкого коммерческого подкупа — до 10 тыс. рублей, а закон устанавливает следующие санкции за их получение, в случае получения неопровержимых доказательств:

  • штраф в размере 100 тыс. рублей или же изъятие в доход государства заработной платы осужденного за срок от 3 месяцев, принудительными работами до 6 месяцев;
  • если преступление совершено повторно — срок штрафа составляет 500 тыс. рублей или же принудительные работы до 1 года;
  • при условии сотрудничества — если в его отношении осуществлялось вымогательство, а также если при получении предложения гражданин самостоятельно известил надзорные органы.

Важно знать!

Законом установлена уголовная ответственность за осуществление посредничества в коммерческом подкупе.

Если передача предметов, составляющих объект коммерческого подкупа производится третьим лицом, но по поручению одной из сторон правонарушения, то это может повлечь наказание — штраф размером до 400 тыс.

рублей или же взыскание дохода осужденного на срок до 6 месяцев, а также в размере от 3 до 5-кратного размера суммы подкупа.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Марий Эл

Прокуратура Республики Марий Эл разъясняет: Ответственность за мелкий коммерческий подкуп

Действующим уголовным законом предусмотрена уголовная ответственность за совершение мелкого коммерческого подкупа (ст.204.2 УК РФ).

Коммерческий подкуп имеет сходство со взяткой практически по всем правовым критериям, однако основной отличительной чертой рассматриваемого состава выступает подкуп, совершенный в коммерческой, а не государственной организации.

Мелкий коммерческий подкуп отличается от коммерческого подкупа, предусмотренного ст.204 УК РФ, лишь одним объективным обстоятельством — размером подкупа.

Мелким коммерческий подкуп признается в том случае, если его сумма не превышает 10 тыс. руб. Во всем остальном объективные и субъективные признаки коммерческого подкупа и мелкого коммерческого подкупа являются идентичными.

Ответственность по данной норме несут как дающий, так и получающий коммерческий подкуп; посредничество в таком подкупе ввиду его размера ненаказуемо.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает предмет подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, или иным образом способствует осуществлению коммерческого подкупа и желает совершить указанные действия.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Данное преступление наказывается штрафом в размере до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

Однако квалификации действий зависит от умысла виновного: если коммерческий подкуп планировался к передаче и получению в сумме, превышающей 10 тыс. рублей, но фактически принятое незаконное вознаграждение образовало сумму, меньшую чем 10 тыс. рублей, содеянное тем не менее надлежит квалифицировать как оконченное преступление по ст. 204 УК, а не по ст. 204.2 УК РФ.

Часть 2 статьи содержит квалифицированный состав преступления — совершение лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 204, 204.1, 204.2 УК. Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого коммерческого подкупа.

Наказывается данное деяние штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание к статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа.

Оно освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Действующим уголовным законом предусмотрена уголовная ответственность за совершение мелкого коммерческого подкупа (ст.204.2 УК РФ).

Коммерческий подкуп имеет сходство со взяткой практически по всем правовым критериям, однако основной отличительной чертой рассматриваемого состава выступает подкуп, совершенный в коммерческой, а не государственной организации.

Мелкий коммерческий подкуп отличается от коммерческого подкупа, предусмотренного ст.204 УК РФ, лишь одним объективным обстоятельством — размером подкупа.

Мелким коммерческий подкуп признается в том случае, если его сумма не превышает 10 тыс. руб. Во всем остальном объективные и субъективные признаки коммерческого подкупа и мелкого коммерческого подкупа являются идентичными.

Ответственность по данной норме несут как дающий, так и получающий коммерческий подкуп; посредничество в таком подкупе ввиду его размера ненаказуемо.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает предмет подкупа лицу, выполняющему управленческие функции, или иным образом способствует осуществлению коммерческого подкупа и желает совершить указанные действия.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Данное преступление наказывается штрафом в размере до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

Однако квалификации действий зависит от умысла виновного: если коммерческий подкуп планировался к передаче и получению в сумме, превышающей 10 тыс. рублей, но фактически принятое незаконное вознаграждение образовало сумму, меньшую чем 10 тыс. рублей, содеянное тем не менее надлежит квалифицировать как оконченное преступление по ст. 204 УК, а не по ст. 204.2 УК РФ.

Часть 2 статьи содержит квалифицированный состав преступления — совершение лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 204, 204.1, 204.2 УК. Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого коммерческого подкупа.

Наказывается данное деяние штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание к статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа.

Оно освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

ч 1. Коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, —

наказывается штрафом в размере до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

ч 2. То же деяние, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 204, 204.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание.

Лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.

Комментарий к ст. 204.2 УК РФ

В статье описывается нарушение в виде мелкого коммерческого подкупа, которое совершается с целью использования положения или же полномочий в законном порядке, с учетом того, что должностное лицо или же лицо ответственное за выполнение каких-то действий, получает вознаграждение. В статье определены различные меры наказаний, которые зависят от всех особенностей совершенного противоправного действия, а также от последствий таких действий.

Судебная практика говорит о том, что каждое дело рассматривается весьма детально, оцениваются все предоставленные доводы и доказательства, последствия и проводится анализ, что позволяет правильно установить вид наказаний. За более простые варианты нарушений предусматриваются штрафы, в случае возникновения более серьезных последствий, может быть назначена ответственность в виде лишения свободы.

Кроме всего прочего, законодатель устанавливает, что если лицо, которое совершало подкуп, активно сотрудничает с правоохранительными инстанциями, с целью восстановления объективной действительности, то формируется возможность не использовать уголовную ответственность.

Также есть ситуации, когда коммерческий подкуп является вынужденным из-за вымогательства, но после открытия данных действий лицо, предоставляющее средства, начинает активное взаимодействие с правоохранительными инстанциями.

В данной ситуации также провоцируется возможность не применять уголовные варианты ответственности.

Мелкий коммерческий подкуп — это деяния, сопряженные с предоставлением своеобразного вознаграждения, в денежном эквиваленте, лицу, которое имеет определенные полномочия, с целью использования полномочий в приняти незаконного решения или же с целью влияния на исход дела.

Речь идет о банальной взятке, которая предоставляется в том случае, если лицо желает получить определенное решение в течение кратчайшего срока, с учетом того, что решение должно быть исключительно таким, каким его определяет лицо, совершающее подкуп.

Законодатель определяет, что даже если сумма будет незначительной, все равно такие деяния считаются правонарушением, соответственно, именно в рамках статьи, которую мы рассматриваем, принимается окончательное решение.

Но, существуют и определенные исключения.

Если лицо, которое совершает подкуп, идет на максимальный контакт с правоохранителями, с целью восстановления действительности по правонарушению, то создаются условия, при которых можно не применять меры наказания к данному лицу.

Отметим, что наказание ответственного лица, которому была направлена взятка, будет формироваться по другой статье, которая устанавливает более существенные меры ответственности.

Вымогательство коммерческого подкупа — это действия, когда лицу ставятся такие условия, при которых предоставление взятки (оплата предоставленных услуг), является единственным вариантом разрешения сложившейся ситуации.

Лицо вынуждено идти на правонарушение, так как нуждается в принятии адекватного решения.

Если лицо будет сотрудничать с правоохранителями и предоставит данные о том, что взятка была вынужденной, формируется возможность снятия уголовной ответственности.

Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.