Актуальное

Автоюрист: каршеринг и законодательство

Автоюрист: каршеринг и законодательство

В 2020 году у нас в стране такой вид аренды машин, как каршеринг, потихоньку набирает популярность, хотя до западного размаха в этой области ещё далеко. Да, каршеринг у нас развивается уже лет 8 как, но до сих пор с этим видом деятельности не всё ясно с точки зрения законодательства. Особенно это важно понимать, когда клиент заключает договор с каршерингом, ставя галочку напротив пункта «с договором ознакомлен». Это приравнивается к подписи официального документа и вот здесь гражданину следовало бы знать, как разные пункты «подписанного» им договора согласуются с действующими нормами законодательства, а какие нет. Да-да, бывает и так (и довольно часто), что некоторые части договора могут противоречить закону, ведь каршеринг направлен, прежде всего, на получение прибыли, а уж в этом деле любые средства хороши. Сегодня мы поговорим, насколько соответствуют друг другу каршеринг и законодательство, и, кроме того, расскажем, когда при пользовании каршерингом вам сможет помочь юридическая консультация в Москве.

Каршеринг и законодательство.

Наше законодательство довольно инерционно и тяжело реагирует на всякого рода новшества, такие как каршеринг. Потому и специальных законов для этого вида деятельности у нас нет до сих пор.

А потому, при составлении договора на каршеринг юристы вынуждены «выкручиваться» и вставлять довольно неоднозначные пункты в документы, чтобы сам каршеринг не остался в проигрыше в той или иной ситуации.

И вот эти пункты не всегда согласуются с действующим законодательством на все 100%.

Например, правила пользования персональными данными, которые клиенты каршеринга передают им при регистрации, права водителей каршеринговых авто как потребителей и некоторые другие законы, касающиеся каршеринга, в той или иной степени.

Если серьёзно взяться за юридическую проверку каршеринговых договоров, то вскрываются те или иные пункты, не стыкующиеся с законодательством, а иногда и прямо противоречащие ему, так как ограничивают законные права водителей каршеринга тем или иным образом.

Читайте также:  Брачный договор и алименты

Разберём некоторые пункты нарушений поподробнее.

Закон о персональных данных (сбор, хранение и передача третьим лицам).

Данное нарушение самое первое в нашем списке, так как оно наиболее очевидно и к тому же происходит даже раньше, чем клиент подпишет договор с оператором каршеринга. Ведь если вы хоть раз пользовались такой услугой, то знаете, что каршеринговое приложение требует от клиента персональные данные ещё до того, как ему будет предоставлено «добро» на использования каршеринга.

В данной ситуации закон о персональных данных и закон о защите прав потребителя ещё не действуют, потому что гражданин, предоставляющий эти сведения, не является клиентом каршеринга (договор-то ещё не заключён). Он как бы добровольно передаёт свою личную информацию каршерингу, не получая никаких гарантий её сохранности.

Получается, что каршеринг просто собирает данные о потенциальных клиентах (причём, не только о своих), которые впоследствии могут быть проданы кому угодно без каких-либо последствий (ведь гражданин сам дал эту информацию, его никто не заставлял). Ведь если клиенту не одобрят каршеринг, его данные так и останутся у оператора, согласно законодательству, удалять он их не обязан.

Но данные можно не только продать, но и использовать как-то по-другому. И в договорах об этом говорится очень туманными фразами. Например, один из операторов каршеринга прописал у себя в договоре, что имеет право использовать полученные персональные данные клиентов для совершения «иных действий, имеющих правовые последствия для пользователя каршеринга и не прописанные в договоре».

Получается интересная ситуация. Каршеринг собирая данные как клиентов, так и граждан, которым было отказано, получает такие возможности:

  • Продать личную информацию.
  • Или передать её на безвозмездной или возмездной основе.

И противодействовать здесь можно только одним способом – подать в каршеринг письменное заявление об отзыве своего согласия на использование, хранение и дальнейший сбор личной информации.

Сам каршеринг не может отказаться принять данное заявление у любого гражданина, чьи данные он получил тем или иным способом (по договору или без). Но при этом оператор имеет право аккаунт клиента заблокировать и навсегда запретить ему пользоваться своим сервисом.

Однако только так можно оградить свою личную информацию от нежелательного использования.

Законодательство о защите прав потребителей.

Также договор по каршерингу ущемляет права водителя прокатного авто как потребителя. У некоторых операторов в договорах есть пункт, из которого следует, что их каршеринг не подпадает под действие закона о защите прав потребителя и в дальнейшем на него ссылаться при защите своих прав не выйдет.

Сюда относится прежде всего подсудность разбирательств с каршерингом. Почти все операторы в договорах утверждают, что в случае доведения спора до суда, заседание в любом случае будет проходить по месту нахождения каршеринга.

И вот тут каршеринг и законодательство разошлись во мнениях Закон утверждает, что правом выбора подсудности обладает только истец (статья 17, пункт 2 Закона о защите прав потребителя).

И если истцом будет клиент каршеринга, то он может выбрать, в какой именно суд подавать заявление. Каршеринг в данном случае прямо нарушает закон.

И именно благодаря тому, что подобный пункт противоречит закону и ущемляет права потребителя (даже если каршеринг не считает своих клиентов потребителями, они не перестают ими быть), договор частично может быть признан недействительным на основании статьи 16 Закона о защите прав потребителя. Потому что правовая значимость закона выше, чем подписанного сторонами договора.

Но самым большим нарушением прав потребителя является пункт договора, по которому клиент каршеринга, подписавший документ, соглашается со всеми штрафами и пенями и не имеет права решить возникший спор как в досудебном порядке (договорённостью), и не имеет права обратиться в суд. А вот сам каршеринг всё это сделать может по любому поводу.

Рассмотрим пример подобного нарушения. Житель Москвы, гражданин К. взял машину в каршеринг. Когда он сел за руль автомобиля, оказалось, что в баке мало бензина и доехать до места ему не хватит.

Он поехал на ближайшую заправку, где вынужден был заплатить за бензин из своих средств, так как на топливной карте, что была в машине, денег также не оказалось. Гражданин К.

потребовал от каршеринга вернуть ему деньги за бензин, так как его стоимость, по условиям договора, закладывалась в стоимость услуги, на что получил отказ.

После этого он обратился за консультацией к юристу, и они вместе написали досудебную претензию к компании каршеринга (руководствуясь статьёй 13, пунктом 2 Закона о защите прав потребителя). Компания доводить дело до суда не стала и согласилась удовлетворить законное требование клиента.

1. Что касается самого договора, то в отношении каршеринга он обязан быть письменным и скрепляться подписями обоих сторон.
2. Кроме того, законодательство обязывает каршеринговую компанию (как поставщика услуг) передавать клиентам машины в полностью исправном состоянии и с полным комплектом сопутствующих принадлежностей, обязанных быть у водителя на дороге.

Как пример – отсутствие во многих машинах знака «Аварийная остановка».

Но все эти требования должны быть с точки зрения закона. У компаний каршеринга тут своё мнение – что-то не устраивает, не пользуйся. Получается, что законодательство они не соблюдают (хотя обязаны) и возмущаются, когда им на это указывают.

Гражданские права водителей каршеринга.

Соблюдение общегражданских прав каршеринговыми компаниями в Москве тоже оставляет желать лучшего. К примеру, многие операторы не дают машины в каршеринг гражданам, которым ещё нет 21 года или тем, у кого маленький стаж вождения (лимит на который они, конечно же, определяют сами).

На этот счёт в Гражданском кодексе есть достаточно чёткие указания (статьи 426 и 626):

  • Организация не имеет права отказать в предоставлении услуги на основе возрастных ограничений.
  • Цены на одну и ту же услугу обязаны быть одинаковыми для официально установленных категорий граждан (студенты, пенсионеры и т.д.).

Кроме того, такое поведение каршеринговых компаний обусловлено тем фактом, что они договор между собой и клиентом называют договором присоединения, что, теоретически, даёт им право на весь вышеописанный «беспредел» (согласно статье 428 Гражданского кодекса).

Но это также незаконно, потому что сей документ (договор каршеринга с клиентом) не подходит полностью под определение договора присоединения, так как, согласно статье 626 Гражданского кодекса, в данном документе есть и предмет договора и нормы, регулирующие допустимые виды действий с данным предметом.

К сожалению, в данной ситуации суд поддерживает компании каршеринга. Но в 2020 году есть одно дело, которое оспаривает истец, пытаясь доказать, что услуги каршеринга попадают под определение публичного договора проката машин (на который, в свою очередь, распространяются все законы).

Кроме всего вышеперечисленного, законодательству противоречит и тот факт, как каршеринг рассчитывает величины понесённого их машинами урона. Другими словами, каршеринг разрешил сам себе определять, как классифицировать то или иное повреждение и, соответственно, его стоимость, взимаемую с клиента.

К примеру, водитель каршеринга при пользовании автомобилем оцарапал бампер.

Оператор может посчитать это как царапину (и ремонт царапины – шпаклёвка и покраска), а может назначить полную замену бампера (что в большинстве случаев и делается).

Разница в стоимости операций очевидна, а вот что сделает компания на эти деньги – это уже на совести оператора (т.е. возьмут с клиента деньги как за замену бампера, а сами отремонтируют царапину, а разница будет незаконным обогащением).

Автоюрист: каршеринг и законодательство

Ну вот мы и рассмотрели, что связывает каршеринг и законодательство. По сути, у них мало общего, всё направлено на зарабатывание денег любым путём. И если вы попали в сложную ситуацию с каршерингом и не знаете, что делать, обратитесь за помощью к нашим юристам. Их консультация, как минимум, прояснит для вас ситуацию.

Звоните по круглосуточному номеру телефона и пишите прямо на сайте в любое удобное время и наши специалисты помогут незамедлительно. И помните, консультация юриста у нас бесплатная.

Юридическая помощь по каршерингу

Автоюрист: каршеринг и законодательство

  • Руководитель представительства
  • Синебоков
  • Иван Леонидович

Каршеринг (почасовая аренда автомобиля) развивается стремительно, сводки ГИБДД свидетельствуют о частых нарушениях ПДД, в интернете огромное количество роликов с авариями арендованных машин. Причина этого явление — предоставление машин водителям, не имеющих опыта вождения (проверяется лишь дата получения водительских прав). Спор по каршерингу не редкость, в помощи юриста нуждается как арендодатель, так арендатор.

Правовой аспект каршеринга

Ни в одном российском законодательном акте нет слова «каршеринг», для нормативного регулирования используются разные нормативы.

Суть каршеринга — почасовая аренда, подразумевающая, что арендатор несет ответственность за отрицательные последствия, возникающие во время использования чужого транспортного средства.

Организация арендодатель практически полностью избавлена от рисков, если текст договора составлен правильно.

Юридических проблем несколько:

  • несоблюдение условий договора;
  • отсутствие возможности оформить полноценный акт приемки-передачи при возврате машины;
  • отсутствие точного срока действия договора при необходимости точно зафиксировать момент возврата.

Невозможно определить отклонения в состоянии транспортного средства, дефекты, которые при беглом осмотре не видны. Это очень важно, так как в обязанности арендатора не входит ремонт.

Арендатор может ориентироваться лишь на закон, определяющий права потребителя и ГК. Подвести каршеринг под них бывает сложно.

Автоюрист: каршеринг и законодательство

Преимущества, недостатки, подводные камни каршеринга

Смысл почасовой аренды — предоставить клиентам возможность доехать до нужного места и оставить автомобиль. Водителю не нужно беспокоиться о бензине, обслуживании, страховании. Оплата начисляется, базируясь на время использования.

Если сравнивать с традиционной арендой, у каршеринга имеются плюсы:

  • условия более выгодные;
  • не тратится время на оформление договора;
  • возможность выбрать любое время пользования, протестировать несколько автомобилей;
  • возможность оставить в определенном месте без необходимости оплачивать место парковки;
  • без водителя поездка комфортнее, стоимость ниже.

Даже при частом использовании расходы ниже, чем на содержание собственного автомобиля.

Минусы почасовой аренды:

  • если поблизости автомобиля нет, до него нужно идти пешком или добираться другим способом;
  • требуется время на наружный и внутренний осмотр, желательно с фотофиксацией;
  • случается, что свободных машин нет;
  • у автомобиля неопрятный вид;
  • территория поездок ограничена;
  • зимой приходится покупать оборудование для очистки;
  • невозможно завершить поездку, если разрядился телефон;
  • определенного времени требует заправка, если топливо закончилось;
  • завершение аренды в мобильном приложении

Подводные камни каршеринга:

  • если перед поездкой не замечены ранее не зафиксированные повреждения, арендодатель может потребовать возмещения затрат на ремонт, невиновность сложно доказать;
  • при ДТП штраф выплачивает и ущерб возмещает арендатор;
  • арендодатель может оштрафовать за опасное вождение, отключение трекера, превышение скорости, даже курение.

Каршеринговые автомобили сотрудники ГИБДД останавливают чаще для проверки соответствия аккаунта правам.

Арендодатели чаще всего предъявляют претензии, связанные с неисполнением условий договора: поломки, убытки из-за ДТП, штрафы, эвакуацию, коммерческое использование арендованного транспортного средства (штраф 100-300 тыс.

рублей). При предъявлении иска юридическая помощь требуется всегда.

Автоюрист может определить целесообразность обращения в суд, возможность решения проблемы в досудебном порядке, найдет ошибки в договорах и поможет их исправить.

Из судебной практики можно сделать вывод, что встречных исков достаточно, так как претензии владельцев авто не всегда обоснованные.

Арендатору нужен автоюрист по каршерингу, он может:

  • избавить от оплаты штрафа за нарушения и повреждения другого человека;
  • избавить от списания денег с банковской карты;
  • избавить от взысканий при ДТП;
  • разрешить проблему с парковкой в аэропорту, на ж/д вокзале, на закрытой площадке, в месте, не обозначенном в договоре;
  • уладить проблему, связанную с передачей авто другому человеку, неаккуратным вождением, пропажей вещей, курением, занятиями любовью в салоне.

Грамотный автоюрист может оспорить практически любой иск каршеринговой компании. У него всегда найдется совет, позволяющий решить проблему в досудебном или судебном порядке. Это позволит избежать расходов за нарушения, которые совершили другие люди.

Если иск уже подан, автоюрист изучит все документы, определит оптимальную линию защиты, примет участие в заседании, в том числе по доверенности. Это сэкономит не только время, но Ваши деньги и нервы.

Как избежать штрафов и судебных разбирательств

Чтобы не ломать голову над тем, куда обращаться с проблемой по каршерингу, нужно внимательно прочесть полный текст договора, убедиться, что в салоне нет скрытого видеонаблюдения.

Во время аренды:

  • нельзя давать автомобиль другому человеку даже в том случае, если ухудшение здоровья требует вызова скорой помощи (нужно просто остановиться в подходящем месте);
  • если нарушение все же допущено и арендодатель подал иск с требованием выплатить слишком большой штраф, обязательно нужно обратиться к автоюристу;
  • нельзя привязывать к оплате услуг каршеринговой компании карту, на которую перечисляется зарплата, существует риск списания денег в счет штрафа (для аренды лучше использовать кредитку с ограничением лимита на снятие).

Тем, кто часто пользуется почасовой арендой автомобилей, можно посоветовать всегда иметь при себе номер телефона надежного автоюриста. Хоть эта услуга удобна в большом городе, необходимо учитывать несовершенство законодательства и подводные камни.

Если тщательно осматривать авто, фотографировать повреждения, не нарушать условия договора, при ДТП сразу вызывать сотрудников ГИБДД, услуги автоюриста по каршерингу потребуются не слишком часто.

Если автовладелец использовал автомобиль по договору каршеринга и после этого получил иск, то нужно незамедлительно обратиться на бесплатную консультацию к автоюристу, показать иск, который бесплатно будет изучен вместе с договором каршеринга, буден дано бесплатное юридическое заключение и как показывает практика в большинстве случаев Вам помогут решить спор с каршеринговой компанией. Обратиться можно в компанию Автоюрист.рф в любом городе России.

Получить бесплатную консультацию автоюриста за 10 минут

Вы также можете позвонить по телефону 8-800-201-32-36. Звонок бесплатный.

Каршеринг: актуальные проблемы водителей

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Сколько придется заплатить за свою или чужую ошибку? Повреждение и загрязнение машины, нарушение ПДД и неправильная парковка, курение в салоне и передача права управления автомобилем другому человеку – поездка может оказаться недешевой

Автоюрист: каршеринг и законодательство

Каршеринг – это аренда автомобиля у профильных компаний. Первый оператор каршеринга в нашей стране появился в 2012 г. Это был Anytime. В данный момент организаций, предоставляющих такие услуги, множество, и их количество растет. У водителей есть возможность взять в аренду любой автомобиль, от машины эконом-класса до внедорожника, и даже грузовик или микроавтобус.

Условия получения этих услуг просты: на смартфон или планшет установите приложение оператора каршеринга, внесите данные из документов, удостоверяющих право управлять автомобилем, и информацию о банковской карте в подтверждение платежеспособности. Готово – вы заключили пользовательский договор.

Машина нужна прямо сейчас? Определяете место, где хотите забрать автомобиль, проверяете его наличие, бронируете – и в путь.

Тарифы на такие услуги в Москве – от 4 до 9 руб. за минуту.

Водители нередко возвращают арендованные машины с повреждениями – царапинами и вмятинами, подменяют аксессуары в салоне авто и т.д.

Обычно оператор дает арендатору около 5 минут для осмотра автомобиля. Сделать это нужно обязательно. Проверьте наличие запасного колеса и домкрата. Зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля, в том числе нижней части порогов, бамперов и днища. Необходимо сфотографировать каждый недостаток, вплоть до загрязнения салона и отсутствия ковриков.

Обнаружили повреждения автомобиля или отсутствие комплектующих – сообщите об этом оператору в момент начала аренды. После использования автомобиля нужно предупредить оператора об отсутствии новых повреждений и зафиксировать его состояние. В этом случае не придется компенсировать ущерб, нанесенный автомобилю другим водителем.

Если автомобиль поврежден по вашей вине, вы должны будете оплатить ремонт. Кроме того, оператор может предусмотреть штраф или компенсацию. Подход к их начислению в каждой компании свой. Денежная компенсация может подразумевать возмещение убытков, связанных с тем, что компания не получала прибыль, пока автомобиль чинили.

Если вы загрязнили салон, то за собой нужно будет убрать. Обычно это предусмотрено правилами оператора. Предполагается, что арендатор изучил условия договора и согласился с ними.

Если вы проигнорируете это правило, то следующий водитель может сообщить о загрязнении оператору, и на вас наложат штраф.

Более того, водитель может отказаться от использования грязного автомобиля, а значит, компания недополучит прибыль и будет вправе требовать от вас уплаты гораздо большего штрафа. В этом случае вам придется оплатить уборку или химчистку салона – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

; приезд сервисного водителя компании для организации уборки автомобиля – заработная плата или стоимость данной услуги; возместить убытки в связи с отказом от использования автомобиля следующим водителем – от 4 до 9 руб. за минуту.

Если вы не нарушали правила эксплуатации машины – прогрели двигатель, перемещались без наезда на препятствия, и автомобиль сломался не по вашей вине – решать проблему вы не обязаны.

По возможности зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля и через приложение сообщите о поломке оператору. Вам предложат варианты решения проблемы. Какими они могут быть?

  • Вы можете закрыть автомобиль, отправиться по своим делам и заочно ожидать информации о причинах и последствиях поломки. К этому варианту придется прибегнуть в случае, если специалисты не могут прибыть оперативно или требуется диагностика состояния машины. Если другие водители этого автомобиля сталкивались с аналогичными проблемами – скорее, причиной поломки стали не ваши действия.
  • Можно дождаться сервисных работников компании и убедиться в выявленных причинах поломки.

Если будет установлена ваша вина в поломке автомобиля, вам вручат документы по диагностике неисправностей или ознакомят с ними. При предъявлении вам претензий вы вправе самостоятельно произвести оценку причин поломки.

Это возможно, поскольку при использовании автомобилей арендаторами осуществляется постоянный мониторинг их датчиков и уровня технических жидкостей, а вы имеете право на получение от компании данных о состоянии и скорости движения автомобиля под вашим управлением.

За оставление арендованного автомобиля в неположенном месте водителю придется оплатить его эвакуацию и хранение на штрафстоянке.

Также на него наложат административный штраф, а оператор – еще и штрафные санкции согласно условиям договора, так как для вызволения автомобиля будут привлечены сервисмены компании, и к тому же она не получит возможную прибыль от его аренды в период эвакуации. Эти условия детально прописываются в правилах использования сервиса каршеринга.

Штраф за неправильную остановку или стоянку составляет от 750 руб. (со скидкой) до 5 тыс. руб. (на местах, отведенных для инвалидов). Эвакуация и хранение в Москве обойдутся в 2250 руб. и выше. В каждый последующий день начиная со второго будет начисляться от 375 руб. Таким образом, минимальная цена ошибки составит 3375 руб.

Если вы нарушили Правила дорожного движения, то штраф уплатит компания, а потом предложит вам добровольно возместить убытки. В случае отказа оператор попытается взыскать с вас компенсацию в судебном порядке.

Ну а если штраф был выписан по снимку с камеры? Но ПДД вы не нарушали – произошла ошибка. Например, зафиксированная камерой скорость превышает технические возможности автомобиля, или штраф выписан за незаконную парковку при отсутствии знака «Парковка запрещена».

Если компания самостоятельно уплатила штраф, о его оспаривании не может быть и речи – таковы обычно правила операторов. Если же компания уведомила вас о зафиксированном нарушении ПДД, то у вас есть возможность отстоять свою невиновность. В такой ситуации необходимо будет предоставить доказательства.

Это может быть запись с видеорегистратора или детализация со спутниковых систем слежения, которая покажет данные о скоростном режиме, – вся информация о вашей поездке будет храниться в приложении оператора. Эти данные вы также можете получить в офисе компании, сделав запрос.

Дополнительными доказательствами вашей невиновности могут быть свидетельские показания пассажиров.

И помните: если штрафы за нарушение ПДД все же окажутся законными, оператор может на время заблокировать ваш аккаунт и даже расторгнуть договор.

  • В первую очередь необходимо выставить знак аварийной остановки и минимизировать возможность провоцирования дальнейших ДТП.
  • Вызовите ГИБДД, а также скорую помощь, если есть пострадавшие.
  • Важно взять контакты у свидетелей ДТП, чтобы в дальнейшем было проще решить спорные вопросы.
  • Пока ожидаете сотрудников ГИБДД, с помощью фото- или видеосъемки зафиксируйте положение автомобилей, осыпь стекла и деталей. Зимой при снегопаде уже через 10 минут будут утрачены важные доказательства, которые могут помочь разобраться в обстоятельствах ДТП или подтвердить вашу невиновность.
  • Через приложение нужно обязательно известить оператора о дорожно-транспортном происшествии. Также необходимо будет сообщить о завершении оформления ДТП. После этого забота о поврежденном автомобиле перекладывается на сотрудников оператора.

Если виновником ДТП являетесь вы, то помимо оплаты ремонта поврежденной машины вам придется уплатить штраф, назначенный оператором. Обычно его сумма зависит от стоимости ремонта.

Если он оказался дорогостоящим, штраф может составить 150 тыс. руб. Если же вы попали в аварию не по своей вине, санкции применяться не будут.

К тому же оператор должен компенсировать вам время, затраченное на оформление ДТП.

(Свои рекомендации участникам ДТП адвокаты также дали в публикациях «Пошаговая инструкция – участникам ДТП» и «Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав».)

Споры чаще возникают в случае ДТП по вине водителя. Операторы обычно настаивают на дорогостоящем ремонте у дилера и компенсации ущерба, а виновники ДТП, как правило, убеждены, что для возмещения ущерба достаточно и небольших сумм.

Значительные суммы объясняются тем, что ремонт нового автомобиля у официального дилера дешевым быть не может. Однако водитель всегда вправе обратиться к независимому эксперту для оценки размера причиненного ущерба. Если оператор не согласится с выводами независимой экспертизы, придется в судебном порядке защищать свои права.

  • Будьте готовы к тому, что после снегопада машину нужно будет очистить для нормальной эксплуатации, но щеток и скребков для стекол в ней не окажется.
  • В арендованном авто, как и в общественном транспорте, нельзя курить. Средний штраф составляет 2 тыс. руб.
  • За агрессивное вождение водитель может быть наказан оператором примерно на 30 тыс. руб.
  • Большой штраф придется уплатить за передачу права управления автомобилем другому человеку. Например, вам стало плохо, и вы попросили пассажира сесть за руль. Телеметрические системы автомобиля сообщат об этом оператору, и он согласно условиям договора будет вправе наложить штраф. Его сумма может составлять от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, внимательно ознакомьтесь с условиями договора и старайтесь их соблюдать. Ну а если нарушений вы не допускали, но штраф все равно наложили, обращайтесь к юристу – он поможет отстоять ваши права.

Каршеринг и законодательство

Каршеринг появился менее 10 лет назад и хоть и получил широкое распространение, но по-прежнему не урегулирован на законодательном уровне.

И прежде, чем бездумно расставлять «галочки» в чекбоксах о согласии с правилами пользования, следует разобраться – как сервис поминутной аренды машины соотносится с основными законами страны.

В этом материале разбирается современный каршеринг и его соответствие законодательству, а также рассматривается помощь юриста в Москве, которая понадобится пользователю в случае конфликтов.

Именно отсутствие правового регулирования заставило юристов прибегать к сомнительным оборотам при составлении договоров и правил пользования каршеринговыми услугами. Поэтому правоведы использовали разного рода «костыли», которые в некоторых местах довольно плохо «уживаются» с нормами закона.

Это и законодательство о персональных данных, и о правах потребителей, и прочие смежные законодательные акты. При тщательном изучении предлагаемых договором можно найти множество довольно интересных моментов, которые (мягко говоря) противоречат законодательству, поскольку ущемляют права арендаторов по этим самым договорам.

Сбор персональных данных

Начнем с простейшего, что лежит на поверхности: со сбора персональных данных. Дело в том, что еще не получив одобрение на пользование сервисом пользователь обязан предоставить о себе довольно много личной информации.

На подобные действия не распространяется защита прав потребителей такси и каршеринг, ведь пользователь еще не стал арендатором. То есть, по сути, компания-оператор просто формирует огромный массив данных о людях, не предлагая им ничего взамен. Почему ничего? Всего лишь потому, что гражданину могут отказать в аренде. При этом дальнейшая судьба собранных данных совершенно неизвестна.

Причем неизвестна она настолько, что даже внимательное изучение договоров порождает одни лишь вопросы. В одном из сервисов используется в формулировке использование персональных данных (ПД) в том числе и для совершения арендодателем иных действий, имеющих правовые последствия для арендатора.

Таким образом, оператор в отношении своих клиентов (как тех,  кто пользуется услугами, так и тех, кому отказано в них) может:

  • продать, переуступить ПД;
  • реализовать их иным способом.

Вариант защиты здесь один – письменно отозвать свое согласие на сбор, хранение и обработку ПД. При этом оператор не вправе отказать субъекту ПД в его праве. Однако каршеринговая компания вместе с этим вполне может заблокировать аккаунт. И все-таки, это единственный способ защитить свои личные данные тем, кому каршеринг не одобрили.

Права потребителей

Плохо соотносится каршеринг и защита прав потребителей. Некоторые компании довольно мягко намекают, что оказываемая ими услуга никак не относится к этому закону и потому положения Закона о защите прав потребителей (ЗПП) не действуют.

Начать здесь можно с самого простого: подсудность споров. Большинство операторов уверено, что судебные споры со своими клиентами они могут вести по своему местонахождению. А это полностью противоречит положениям ст. 17 ЗПП, где в п.2 прямо сказано, что истец самостоятельно решает, где именно будет рассматриваться иск. И истец вполне может подать иск в суд по собственному месту жительства.

Кроме того, оговорка о подсудности довольно легко разбивается положениями ст. 16 все того же закона: условия, ущемляющие права потребителя, недействительны. Юридическая сила договора куда ниже, чем закона.

Окончательно «добить» пользователя каршеринга может положение о том, что он заведомо согласен со всеми штрафами и лишен права на досудебную и судебную защиту. При этом (внимание!), таковых прав не лишен сам оператор.

Кроме того, рассматривая понятие каршеринг, Роспотребнадзор определил, что договор должен заключаться в письменной форме. Также из тех же требований надзорного органа следует, что оператор обязан предоставить авто в технически исправном состоянии и в полном комплекте, то есть включая тот же знак аварийной остановки (отсутствует во многих машинах).

Но что говорит сам оператор? Если грубо и простым языком, то «не нравится – не езди». Довольно забавная ситуация, где потребитель оказывается практически полностью бесправным.

Нормы гражданского права

Довольно интересно трактуются положения Гражданского кодекса многими операторами каршеринга в Москве. Например, каршеринговые компании отказывают в прокате авто (а каршеринг – именно прокат) лицам моложе 21 года и тем, у кого недостаточен водительский стаж.

Но что говорит гражданское законодательство? Если обратиться к положениям ст. 426 (Публичный договор) и 626 ГК, то вполне очевидно:

  • отказ на основании возраста не законен;
  • расценки должны быть одинаковыми для категорий, признанных официально (пенсионеры, молодые люди и пр.).

Конечно, официально операторы каршеринга называют заключаемый с арендатором договор договором присоединения, который регулируется 428 ст. ГК РФ. Но это наименование как минимум ошибочно, поскольку противоречит положениям ст. 626 ГК, где в п. 1 описывается предмет договора, а в п.3 – норма, регулирующая договоры с этим предметом.

Судебная практика пока на стороне каршеринговых операторов. Однако истец, пытающийся доказать тождественность услуг каршеринга и публичного договора проката, оспаривает решение Лефортовского районного суда, вынесенное в пользу каршеринга.

Еще одна важная нестыковка с гражданским законодательством – определение объема причиненного ущерба. То есть оператор оставляет за собой право решить, сколько взять денег с арендатора за небольшую царапину на бампере. И потому оператор может просто поменять бампер, хотя достаточно было бы просто покрасить элемент или его часть.

★★★

Описываем основные проблемы и методы их предупреждения.

https://www.youtube.com/watch?v=hY_zM1ZqjdM\u0026pp=ygVK0JDQstGC0L7RjtGA0LjRgdGCOiDQutCw0YDRiNC10YDQuNC90LMg0Lgg0LfQsNC60L7QvdC-0LTQsNGC0LXQu9GM0YHRgtCy0L4%3D

Каршеринг – сравнительно новое, но уже ставшее популярным явление. В больших городах зачастую практичнее не покупать автомобиль, а брать в краткосрочную аренду. Но и тут есть своя специфика. Основные возможные проблемы рассмотрим в этой статье.

Что говорит закон?

Взаимоотношения между клиентами и каршеринговой компанией рассматриваются как краткосрочная аренда, соответственно, на обе стороны накладываются определенные обязанности и ограничения.

Некоторые спорные моменты каршеринговая компания может прописывать в договоре с клиентами, поэтому обязательно читайте все документы, которые подписываете или принимаете, даже если вам кажется, что ничего нового там нет! Лучше заранее знать, как может повести себя арендодатель в спорной ситуации.

Проблема: повреждения автомобиля, которые были до оформления новой поездки

Специфика работы каршеринга в том, что если клиент не сообщает о повреждениях до оформления поездки и не фиксирует их, то именно он может в итоге оказаться тем, кому придется нести ответственность.

Кроме того, отвечать придется, если машина попала в ДТП, пока ею управлял клиент. Это, как правило, прописывается в договорах каршеринговой компании – их обязательно нужно изучить перед тем, как оформлять поездку.

Каким образом можно подстраховаться? Перед тем, как начинать аренду и садиться в автомобиль, внимательно осмотрите его, зафиксируйте все повреждения, сфотографируйте их и отметьте в приложении. В этом случае вы дадите понять, что царапины, вмятины появились ранее и вы не виноваты.

Проблема: штрафы за определенные действия, связанные с автомобилем

Каршеринговая компания может накладывать штраф за отключение трекера, курение в салоне, срыв наклеек или, наоборот, добавления чего-то на корпус автомобиля. Некоторые пункты вполне очевидны, некоторые – могут вызывать вопросы.

Каким образом можно подстраховаться? Чтобы не получить «внезапный» штраф, изучите на сайте компании или в документах, которые подписываете, соответствующие пункты. Если все еще сомневаетесь, можно связаться со службой поддержки и задать вопрос. Главное – сделать это до того, как нарушили внутренние правила компании.

Проблема: с карты в счет штрафа списали большую сумму, но штраф был выписан незаслуженно

Такое может происходить в том случае, если карта привязана к личному кабинету. Это удобно, так как избавляет от необходимости каждый раз вбивать данные, но дает возможность каршеринговой компании автоматически списывать любые суммы. Потом приходится разбираться и доказывать, что списание было несправедливым, что занимает время и силы.

Каким образом можно подстраховаться? Не привязывайте карту, на которой храните большие суммы. В этом случае у вас не смогут без согласования списать штраф, и в случае несогласия с ним вы сможете оспорить штраф.

Проблема: в арендованном автомобиле недостаточно бензина

В этом случае вы можете заправить его, пока им пользуетесь, а потом взыскать с каршеринговой компании соответствующую сумму (у разных компаний могут быть свои особенности по заправке и компенсации затрат). Но надо сохранить документ, подтверждающий ваши расходы, именно по нему будут производиться выплаты.

На что еще обращать внимание?

Автомобиль дается в аренду вместе с набором принадлежностей и документов, в частности, должны быть:

  • ОСАГО без ограничения лиц, которые могут управлять автомобилем.
  • Ключи от зажигания и багажника, сигнализации.
  • Знак аварийной остановки.
  • Огнетушитель и аптечка.

И напомним еще раз о необходимости читать все документы, включая пункты мелким шрифтом. Это убережет вас от проблем и сделает поездку комфортной и выгодной.

Как уменьшить любой штраф от каршеринга. Инструкция

Каршеринги обоснованно вводят штрафы за нарушение договоров. Это понятно: пользователи должны быть дисциплинированными, а результат от аренды машины этим пользователем должен быть предсказуемым для каршеринга. Но что делать, если штрафы явно несоразмерны? Хочу рассказать вам о законном способе добиться снижения суммы штрафа.

https://www.youtube.com/watch?v=hY_zM1ZqjdM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Недавно мне написала женщина из Москвы. Она, муж и грудной ребенок ехали на машине популярного московского каршеринга куда-то по МКАДу. Она была за рулем. Пока стояли в пробке, ребенок стал плакать и истерить. В итоге приняли решение: мама сядет к ребенку, чтобы его успокаивать, а за руль пересядет муж. Из аккаунта жены они не вышли, то есть арендуемое лицо не сменили. Муж поехал дальше.

Не знаю, как сработала телематика внутри автомобиля, но женщине позвонили и спросили, она ли управляет машиной. Она ответила, что нет, объяснила ситуацию.

В итоге каршеринг определил, что машиной управляет не владелец аккаунта, и женщине выставили штраф 100 000 руб. за передачу управления третьему лицу.

С одной стороны – это нарушение. Передача управления третьему лицу. С другой стороны, а при каких обстоятельствах это было?

По мне, так передать управление мужу, чтобы успокоить плачущего ребенка, – это не действие, которое причинит вред каршерингу. Формально — да, нарушение, но тянет ли на 100 000? Однозначно нет.

Нельзя за это штрафовать. Но все сложилось как сложилось.

Договор подписан, со штрафами пользователи соглашаются, когда жмут галочки «Я подтверждаю, что ознакомился и согласен с условиями пользовательского договора»…

Требуйте уменьшения штрафа как несоразмерного последствиям нарушения. Закон на вашей стороне. И судебная практика тоже.

Согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Вывод: любой штраф из договора, как неустойку и пени, можно просить снизить, если она явно несоразмерна последствиям нарушения договора. Договор с каршерингом — самый обычный договор. Штрафы за его нарушение — штрафные санкции, как неустойка или пени. И правила снижения к таких штрафам применяются.

Пошаговая инструкция:

1. Пишем ответ каршерингу: я полагаю, что сумма штрафа явно несоразмерна последствиям допущенного мной нарушения условий договора, и прошу ее снижения в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ.

  • Отметим, что сумму штрафа определять будет каршеринг, а если вы не сойдетесь в размере – суд.
  • Не бойтесь суда.
  • 2. Если на вас подали в суд: перед судебным заседанием составляете письменное заявление (как оно точно оформляется, можете узнать непосредственно в суде)

«Прошу суд снизить сумму штрафа в размере ______ руб., так как он явно несоразмерен последствиям нарушения мной договора».

Дальше можете в этом же заявлении изложить мотивы, по которым вы считаете, что незначительно нарушили условие договора и что последствий от нарушения вами договора нет.

3. Зачитываете заявление в судебном заседании. Объясняете всю ситуацию. Говорите, что считаете справедливой сумму штрафа меньше, и называете сумму. Отдаете заявление судье.

Далее суд взыскивает с вас сумму штрафа, которая (скорее всего) будет снижена.

До какого размера суды снижают размеры штрафов? Смотря какое нарушение вы допустили. Формальные нарушения могут снизить со 100 000 руб. до 15 000 руб. Или до 5 000 руб., если вопрос ерундовый.

Чаще всего до разбора в суде не доходит, так как каршеринг, получив от вас заявление о снижении штрафа, сам предлагает уплатить штраф якобы «со скидкой». Им же на суд придется тратить деньги. Поэтому проще договориться до и «дешевле» для всех.

Помните, что вы вправе добиваться уменьшения суммы штрафа. Либо в переписке с каршерингом, либо в суде. Вы можете требовать снижения любого штрафа — и 5 000 руб., и 300 000 руб. И суд может снизить штраф до любого размера, хоть до 1000 руб. Все зависит от ваших обстоятельств. Это к тому, что суд может «проучить» вас, если вы были нетрезвыми, и отказать в снижении.

Этот механизм не распространяется на административные штрафы по КоАП. Это касается только штрафов из договоров с каршерингами.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Делимобиль — 79269433606 (1000 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — AFNHO436 (300 руб. на счет)
  • промокод Ситидрайв – DAWGEo (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – LCDBGK (300 руб. на счет)

Если вы хотите писать блоги, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.